Природа человеческого существования:буддийская точка зрения**Перевод КЭКЦ. Опубликовано: Naturopa, 1997. — № 83. — Р. 7–8.Аджан Тирадхаммо «У нас есть только одна земля, и любой вред, который мы ей причиняем, рикошетом ударит по нам»Его святейшество Далай ЛамаБудде открылась истина, что мир состоит из богатого и сложного потока взаимозависимых процессов. Иллюзия отдельных, независимых субъектов и объектов просто объясняется влиянием эгоцентричного невежества. Все способные чувствовать существа, от самых крошечных насекомых до самых больших млекопитающих, включая человеческие существа, являются сложными образом связанными в широкую иерархию сознания и все зависят от физической окружающей среды в своем существовании. Человеческие существа являются просто одной небольшой, зависимой частью этого огромного переплетения взаимозависимых процессов. Они являются уникальными в том смысле, что обладают способностью размышлять и делать выбор, формировать свое будущее и воздействовать на окружающую среду вокруг себя — к лучшему, т.е. стремясь к конечной истине, или к худшему, т.е. пытаясь исполнить свои эгоистичные желания. Поскольку человеческие существа в конечном счете связаны с окружающей средой и зависят от нее, то, что они делают по отношению к окружающей среде, они также сознательно или бессознательно делают по отношению к самим себе. Утрата природной красоты, солидарности с другими существами и жизнеспособности девственной дикой природы и чистоты воздуха и воды не являются малозначительными для человеческого благополучия. С истреблением каждого растения и животного в мире, человеческая жизнь соответственно уменьшается в своем разнообразии и творческой способности. Развитие человеческого ума является самым важным для реализации истины и освобождения. Имея основание в виде морального поведения, разум обучается в спокойной и полной интуиции медитации, которая порождает более ясное и более глубокое понимание истинной природы реальности. Это характеризуется глубоким интуитивным пониманием истинности непостоянства, неудовлетворенности и безличности всех явлений, которая приводит к опыту самоотверженности и чувству сострадания и благожелательности по отношению ко всем существам. ^ Этическая причинная связьБольшинство людей, однако, заняты достижением счастья и предотвращением страдания. Так, Будда создал много учений, связанных с тем, как человеческие существа создают свое собственное счастье и страдания согласно принципам этической причинной связи. Практически говоря, количество счастья или страданий, которые мы переживаем, является прямым результатом того, что мы делаем, то есть нашей морали, основой морали в буддизме является «Закон Каммы». Камма буквально означает действие, однако Будда определял камму как намерение, волевое усилие или волю. То есть этическое качество каждого действия определено намерением или волевым усилием, мотивирующим его. Все волевые действия обладают потенциалом давать результат: випака. Это принцип этической причинной связи в буддизме. Простыми словами это принцип, состоящий в том, что благотворные действия приносят благотворные (т.е. приятные) результаты, а неблагоприятные действия приносят неблагоприятные (т.е. болезненные) результаты. Однако это не статический, предопределенный процесс, поскольку человеческие существа действую непрерывно таким образом, который может изменить или даже отменить предыдущие потенциальные результаты. Буддийское понимание каммы представляет середину между свободной волей и детерминизмом — человеческие существа имеют определенную степень выбора, но на них также влияют силы предыдущего воспитания или привычки (говорят, что некоторые пришли из предыдущих жизней). Так, например, если у человека есть привычка впадать в гнев, у него есть определенная степень выбора поддаваться этому или сопротивляться. Это зависит конечно от того, насколько сильной является привычка, насколько сильно желание освободиться от нее и от того, сколько энергии (камма) вложено в эту конкретную проблему. Буддизм подчеркивает важность человеческих усилий, инициативы и принятия ответственности за свои собственные действия. Важно вкладывать энергию в создание хорошей, благотворной каммы, чтобы максимально использовать свою способность выбирать полезное направление для своей собственной жизни. В качестве практического примера все буддисты понимают, что неблагоприятно приносить вред животным. Так более преданные буддизму могут взять на себя воздержание от поедания мяса на протяжении определенных периодов времени, и в Азии некоторые могут покупать животных, предназначенных на забой и выпустить их на свободу на монастырские земли. В Таиланде буддийские монахи, подчеркивая традиционные буддийские ценности непричинения зла, занимают лидирующую роль в охране лесов, иногда находясь в оппозиции правительственным ведомствам, которые только ищут способов эксплуатировать леса ради финансовой прибыли.^ Гармония с природойНа взгляд буддистов подлинная природа человеческих существ состоит в том, чтобы стремиться к реализации конечной истины, к освобождению от соблазнительной иллюзии эгоцентризма, к возвращению к совершенному спокойствию жизни в гармонии со всеми взаимосвязанными процессами, из которых состоит мир. Подлинное счастье является результатом отказа от эгоистичной жадности и жизни в самоотверженной гармонии с природой, а не в эксплуатации природы в неустанной, никогда не заканчивающейся суете в попытках удовлетворить эгоистическую жадность. Важно признать место человеческих существ и их ответственность в рамках природного мира в долгосрочной перспективе — понять, что наше собственное отношение оказывает влияние на нашу окружающую среду, а наша окружающая среда оказывает влияние на наш ум. Если мы будем исследовать жизнь, то поймем, что в ней переплетаются различные отношения причин и следствий (принцип этической причинности). И наиболее важно то, что мы может утверждать, что человеческие существа обладают силой, способностью и свободой совершать фундаментальные изменения, прежде чем станет слишком поздно. Для того, чтобы наше сегодняшнее потребительское общество чрезмерного производства, чрезмерного потребления стало дружественным к окружающей среде, должны произойти важные общественные и психологические изменения. Начнется ли это с новым духовным пробуждением как противовесом излишнему материализму? К сожалению для человеческих существ кажется характерным, что только кризис может вывести их из их благодушного состояния. Вероятно кризис окружающей среды является таким кризисом.К счастью, существует небольшое, но постоянно растущее количество людей, которые согласны сказать: «Для моих нужд мне хватает, спасибо!» Они предпочитают подчеркивать качество жизни, обогащенной духовными ценностями, скорее чем количество жизни, которую засасывает материальное обладание, но которая лишена радости.