"Эволюция налога на имущество организации и практика его взимания, на примере завода ж/б изделий"Содержание Введение 31.Сущность налога на имущество организаций 71.1 Эволюция налога на имущество организаций 71.2 Основы взимания налога на имущество организаций 111.3 Место налога на имущество в налоговой системе РФ 212. Анализ системы налогообложения имущества организации ЗАО «Индустрик» 262.1 Организационная структура ЗАО «Индустрик» 26^ 2.2 Порядок взимания налога на имущество в ЗАО «Индустрик» 302.3 Система оптимизации налогообложения имущества завода 413. Пути развития и проблемы взимания налога на имущество организации 53Заключение 66Список использованной литературы 74Приложения 78 Введение Значение налогообложения для развития государства весьма существенно, так как налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны. Экономическая сущность данного налога заключается в изъятии части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) - эффективное производственное использование имущества. В этом и заключается актуальность темы исследования. Исходя из этого определена цель исследования – изучение и анализ имущественной системы налогообложения, и предложение путей развития имущественного налогообложения. Налог на имущество предприятий относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. На основании вышеуказанных норм ст.372 Налогового кодекса РФ закрепляет следующие положения: - налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации - налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации - с момента введения в действие налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основная сложность при практическом использовании норм, содержащихся в главе 30 НК, заключается в том, что налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, необходимо будет учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу. Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. С 1 января 2006 г. к основным средствам отнесены также активы, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование (во временное пользование) с целью получения дохода, учитываемые на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (соответствующие изменения в п. 5 ПБУ 6/01 внесены Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н). Начиная с 2006 г. указанные активы облагаются налогом на имущество независимо от того, когда они были приняты к учету: до 1 января 2006 г. или после этой даты (см., в частности, письма Минфина России от 08.02.2006 N 03-06-01-04/11, от 14.02.2006 N 03-06-01-04/36, от 14.04.2006 N 03-06-01-04/86). Предметом исследования в дипломной работе выступает налог на имущество предприятий. Объектом исследования преддипломной практики выступает ЗАО «Индустрик» - предприятие, входящее в состав крупнейшего строительного холдинга г. Москвы – Группу компаний ЗАО"СУ-155". Исходя из цели были сформулированы задачи дипломной работы: - определение сущности налога на имущество, основы его взимания, и места в налоговой системе Российской Федерации - проведение анализа системы налогообложения имущества ЗАО «Индустрик» - разработка основных направлений развития имущественного налогообложения в стране. В работе была использована налоговая отчетность предприятия ЗАО «Индустрик» за период с 2002 по 2006 года, а именно налог на имущество предприятий. Правовой основой работы выступает, прежде всего, Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно часть вторая глава 30 «Налог на имущество предприятий», а также информационной основой – работы таких авторов, как: Березин М.Ю., Косаревой М., Листопада Е.Е., Парыгина В,А., Смирнова Д.А., и другие источники, а также средства массовой информации, и статьи и сайты в сети Интернет.^ Сущность налога на имущество организаций 1.1 Эволюция налога на имущество организаций Налог на имущество предприятий относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога заключается в изъятии части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) - эффективное производственное использование имущества. Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. И в современных налоговых системах имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем их значение неуклонно возрастает. Современные налоговые системы зарубежных стран нацелены на обеспечение эффективного развития произведенных инвестиций. От принципа «Больше произвел — больше уплатил налогов» переходят к принципу «Больше налогов платит тот, кто больше имеет». Это ведет к повышению фискальной функции имущественных налогов, объект обложения которых не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Несомненным достоинством имущественных налогов является и то обстоятельство, что объекты недвижимости трудно утаить, а определение их стоимости с целью налогообложения происходит независимо от желания собственников [7, с.60]. В России налог на имущество предприятий был введен в 1992 году. Так же, как и в других странах, этот налог рассматривался, как доходный источник региональных и местных бюджетов, однако за 14 лет своего существования сколько-нибудь заметной фискальной роли налог на имущество так и не сыграл. Принятый 20 декабря 1991 г. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» предусматривал налогообложение основных средств, материальных активов и затрат, находящихся на балансе плательщика. Некоторые специалисты считают, что одной из целей создания налога на имущество предприятий было повышение заинтересованности у предприятий в реализации излишнего неиспользуемого имущества (по аналогии с платой за основные производственные фонды и нормируемые основные средства, введенной в ходе хозяйственной реформы в середине 60-х годов и явившейся непосредственным предшественником современного налога на имущество). Однако в дальнейшем роль налога на имущество была сведена на нет действием налога на прибыль. Предприятиям было невыгодно реализовывать свое имущество, поскольку за его наличие они платили всего 2% от его стоимости, а в случае его реализации они вынуждены были платить налог на прибыль, ставка которого была значительно выше [16, с.112]. Препятствовали выполнению возложенных на этот налог задач и другие проблемы налогообложения имущества предприятий, в частности, неизвестность действительной стоимости основных фондов России. В период с 1991 по 1997 г. было проведено несколько переоценок основных фондов России. Но они проводились индексным методом, и установить реальную стоимость того, чем владеют предприятия и государство, не удалось. Между тем реальную стоимость основных фондов России в условиях перехода к рыночным отношениям необходимо знать не только для налогообложения имущества, но, например, и при осуществлении сделок с имуществом предприятии. Одним из существенных недостатков Закона «О налоге на имущество предприятий» было значительное количество льгот по данному налогу, что подрывало важнейший принцип справедливого налогообложения — равная налоговая ответственность за равный объект обложения.Новым этапом в развитии имущественного налогообложения в России является введение с 1 января 2004 года главы 30 Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Реорганизация коснулась всех элементов налога на имущество: уточнен состав налогоплательщиков, изменен объект налогообложения, что привело ж резкому сужению налоговой базы (если раньше в налоговую базу попадал почти весь актив баланса, то теперь налогом облагаются только принадлежащие предприятиям основные средства), по-новому рассчитывается среднегодовая стоимость имущества. Предельная ставка налога возросла с 2 до 2,2%, однако налог на имущество по-прежнему остается региональным налогом, и только регионам (субъектам РФ) предоставлено право определять окончательный размер налоговой ставки. При этом резко сокращено количество налоговых льгот, однако и в отношении льгот последнее слово остается за субъектами РФ: перечень льгот может быть расширен в региональных законах о налоге на имущество [11, с.110]. Однако реформа имущественного налогообложения на этом не заканчивается. В дальнейшем предполагается поэтапное введение в действие налога на недвижимость и отнесение его к числу региональных налогов. Он должен заключать в себе налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на землю. Это направление налоговой политики можно расценить как прогрессивное. Оно приведет к сокращению числа налогов в налоговой системе РФ, а также к усилению принципа справедливости в налогообложении. Это обусловлено тем, что в наше время физическое лицо может быть владельцем или собственником недвижимости, не уступающей по своим количественным и качественным характеристикам недвижимости, находящейся на балансе предприятия (юридического лица), К тому же единый налог для физических и юридических лиц позволит избежать злоупотреблений, связанных с переоформлением прав собственности [16, с.113]. В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2006 год» отмечено, что «имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества». Если по закону Российской Федерации от 13декабря 1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» объектом обложения у российских организаций являлись основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, то с 2004 года в качестве объекта выступают основные средства, учитываемые на балансе в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, из объекта обложения выведены нематериальные активы, а также запасы и затраты. Последствие такого сокращения объекта снижение налоговой нагрузки у налогоплательщиков, а поскольку сумма налога относится на затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль в налоговом учете и на финансовые результаты в бухгалтерском, то увеличится прибыль, что при прочих равных условиях должно повысить показатели рентабельности. Однако степень снижения налоговой нагрузки была не одинакова по отдельным категориям плательщиков. Так, более существенна она была у организаций, занятых производством, торговой деятельностью и меньше, например, у организаций финансового сектора экономики, поскольку у последних отсутствуют или имеют незначительный удельный вес в валюте баланса сырье и материалы, остатки незавершенного производства, готовая продукция, товары и др. [42, с.348] В настоящее время налог на недвижимое имущество существует приблизительно в 130 странах. В большинстве стран поступления от этого налога составляют от 1 до 3 процентов от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х в США эта цифра составляла около 9,15%, в некоторых других странах его значимость также велика (Великобритания— 10,43%, Германия— 1,06%, Испания — 0,21%, Нидерланды— 1,81%, Франция— 2,17%, Швейцария — 0,46%, Япония — 5,7%) [16, с.111].^ 1.2 Основы взимания налога на имущество организаций В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. На основании вышеуказанных норм ст.372 Налогового кодекса РФ закрепляет следующие положения: - налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации - налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации - с момента введения в действие налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации [1]. При этом, поскольку налог является региональным, то существует разделение полномочий по установлению конкретных элементов налогообложения. Основные положения по налогу на имущество организаций (далее по тексту налог на имущество) устанавливает гл.30 Налогового кодекса РФ, отдельные элементы закрепляют соответствующие региональные законы. Выходить за пределы, предоставленные Налоговым кодексом РФ, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права. Так, согласно п.2 ст.372 Налогового кодекса РФ законодательные органы субъектов Российской Федерации при установлении налога на имущество обязаны определить следующие элементы налогообложения: - налоговую ставку; - порядок уплаты налога; - сроки уплаты налога; - форму отчетности по налогу. При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных ст.380 Налогового кодекса РФ [1]. Форма отчетности (налоговая декларация, расчеты), как следует из практики, непосредственно в законах субъектов Российской Федерации не устанавливается. Однако в этом случае в законе должен быть установлен порядок ее принятия или орган, которому передаются полномочия по принятию этих форм. Так, например, в ст.5 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлено, что формы налогового расчета по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу, а также порядок их заполнения утверждаются Правительством Москвы [3]. Помимо перечисленных обязанностей законодательных органов субъектов Российской Федерации по установлению четырех элементов налогообложения, региональные законодательные органы вправе установить дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налогоплательщиками налога признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [27, с.105]. Соответственно различается и налоговая база. В общем случае, согласно статье 375 НК РФ в качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость имущества. При этом в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества, формируемая в соответствии с установленном порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущество на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом [31, с.549]. Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две основные группы: - обязанность по уплате налога; - сопутствующие обязанности (ведение учета объектов налогообложения, представление налоговой декларации и т.д.). Однако, как мы уже отмечали ранее, не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога ввиду наличия различных льгот. В этой связи правомерен вопрос: должны ли организации, освобожденные от уплаты налога на имущество выполнять сопутствующие обязанности? По нашему мнению, для ответа на данный вопрос необходимо всех налогоплательщиков налога на имущество разделить на следующие три группы в зависимости от способа освобождения от уплаты налога. К первой группе относятся организации, полностью освобожденные от уплаты налога на имущество. В гл.30 Налогового кодекса РФ такие льготы не предусмотрены, так как они могут быть установлены региональными законодателями. Ко второй группе относятся организации, чье имущество полностью освобождается от уплаты налога на имущество. Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, имущество государственных научных центров. К третьей группе относятся организации, для которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество только в отношении отдельного вида имущества. Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Первая и вторая группа организаций вообще не уплачивают налог на имущество. Третья группа - не уплачивает налог, если все имеющееся имущество подпадает под перечень льготируемого имущества [35, с.109]. Одним из главных изменений в системе налогообложения налогом на имущество является существенное изменение перечня имущества, подлежащего налогообложению. До 2004 года налогом на имущество предприятий облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты. С 2004 года налогом на имущество организаций облагаются только основные средства. Ввиду наличия ряда особенностей в налоговом статусе российских и иностранных организаций рассмотрим объекты налогообложения для каждой категории налогоплательщиков отдельно. В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками: - имущество должно быть движимым или недвижимым; - имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено гл.30 Налогового кодекса РФ (например, при совместной деятельности). Глава 30 НК РФ предусматривает обложение налогом на имущество балансовой стоимости [восстановительной стоимости за минусом амортизации (износа)] основных средств, то есть зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств и других материальных ценностей, отнесенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам. При применении п. 1 ст. 374 НК РФ следует иметь в виду, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. К недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). При этом для водных судов понятие "судно" определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ); самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ). Под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды (ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ). Под движимым имуществом подразумеваются согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Поэтому в отношении движимого имущества для целей налога на имущество организаций объектом налогообложения признается в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ движимое имущество, не относящееся к недвижимости и учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета. В аналогичном порядке в ст. 374 НК РФ определен объект налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Объектом налогообложения для иностранных организаций является имущество постоянного представительства иностранной организации, относящееся к объектам основных средств, находящимся на территории Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [1]. В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета [26, с.321]. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Как правило, в региональных законах отчетные периоды устанавливаются в аналогичном порядке. Так, в Законе г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 предусмотрено, что отчетными периодами также признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Таким образом, если в региональном законе не установлены иные отчетные периоды, то в качестве них признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом всегда признается календарный год. Согласно ст.380 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. В ст.2 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлена единая для всех налоговая ставка в размере 2,2 процента [3]. Порядок исчисления налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен ст.382 Налогового кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что способ уплаты налога (авансовый или единовременно по окончании налогового периода) устанавливаются региональными законами. Следовательно, если в законе субъекта РФ не будут установлены авансовые платежи, то на территории данного субъекта РФ авансовые платежи не уплачиваются. Также законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей установлен ст.ст.382-385 Налогового кодекса РФ. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное [19, с.21]. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают окончательную сумму налога. В ст.3 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлено, что: - налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; - авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода [3]. По общему правилу налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговые расчеты и декларацию в налоговые органы: - по своему местонахождению, - по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, - по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога). При определении налоговой инспекции, в которую необходимо сдавать декларации следует ориентироваться не на свое непосредственное местонахождение, а на территориальную компетенцию налогового органа. Если региональный законодательный орган власти не утвердил свои формы отчетности, то должна применяться форма декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам), утвержденная приказом МНС РФ от 23.03.2004 г. N САЭ-3-21/224. Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций установлена тем же приказом МНС РФ. Вышеназванным приказом МНС РФ от 23.03.2004 г. N САЭ-3-21/224 установлена единая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций и форма налогового расчета по авансовым платежам (далее налоговая декларация). Налоговая декларация состоит из следующих разделов: Титульный лист - заполняется во всех случаях; Раздел 1 - заполняется во всех случаях; Раздел 2 - заполняется во всех случаях за исключением: - случаев сдачи налоговой декларации по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, которое находится вне места нахождения российской организации; - случаев сдачи налоговой декларации по недвижимому имуществу, принадлежащему на праве собственности иностранной организации, которое не относится к ее деятельности через постоянное представительство; Раздел 3 - заполняется только по недвижимому имуществу, принадлежащему на праве собственности иностранной организации, которое не относится к ее деятельности через постоянное представительство; Раздел 4 - заполняется в двух случаях: - по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения; - по объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ). Раздел 5 - заполняется в случае наличия необлагаемого налогом имущества [4].^ 1.3 Место налога на имущество в налоговой системе РФ Налог на имущество предприятий, будучи важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской федерации, до настоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Имущественное обложение организаций устанавливается с целью: 1) обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов; 2) создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс. Налог на имущество организаций относится на финансовые результаты деятельности организации. Затраты по уплате этого налога уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль. Каждые три единицы налога на имущество уменьшают налог на прибыль примерно на одну единицу. Проанализируем долю налогов на имущество в доходах консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2004-2006 гг. Таблица 1 Удельный вес налога на имущество в консолидированном бюджете субъектов РФ, млн.руб [44,45]. Доходы 2004 год % исп. 2005 год % исп 2006 г Темп роста,% Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Всего: 2345768 2403211 102,4 2865903 2997559 104,6 5046137 215,1 Налог на имущество 118229 106724 90,3 151682 152256 100,4 181718 153,7 Доля % 5,0 4,4 88,1 5,3 5,1 96,0 3,6 71,4 Из таблицы 1 видно, что в целом доля налога на имущество в консолидированном бюджете субъектом РФ в 2004 году составила 5% от суммы утвержденных доходов, и 4,4% от исполненных доходов. Рис. 1 Доля и динамика налога на имущество На рисунке 1 видно, что происходит рост доходов КБСРФ за 2004-2006 годы на 115,1%, тогда как рост налога на имущество организаций на 53,7%. Исполнение по периодам за 2004 и 2005 год можно проанализировать следующим образом: в 2005 году исполнение было перевыполнено на 0,4% по налогу на имущество, тогда как в 2004 году несобранно порядка 10% запланированных сумм. Доля налога в доходах КБСРФ снижается в 2006 году и составляет всего порядка 3,6%. Рассмотрим анализ налога на имущество и его место в бюджете Московской области (табл.2) На основании таблицы построим рисунок 2 с указанием доли налога на имущество в бюджете Московской области.Таблица 2 Удельный вес налога на имущество в доходах областного бюджета Доходы 2004 год. 2005 год Темп роста,% 2006 г Темп роста,% Всего: 60117 102045 169,7 179197 175,6 Налог на имущество 2353 6552 278,5 9754 148,9 Доля % 3,9 6,4 164,0 5,4 84,8 Рис. 2 Удельный вес налога на имущество в доходах Московской области В доходах Московской области налог на имущество занимает от 3,9% в 2004 году, достигая наибольшего значения в 2005 году – 6,4%, и в 2006 году составляет порядка 5,4% от суммы доходов. Что касается динамики, то здесь можно отметить, что за 2003-2006 годы происходит рост как доходов на 75,6%, так и налога на имущество в частности на 48,9%. При этом темпы роста налога на имущество и доходов в целом были выше в 2005 году по сравнению с 2004 годом, нежели в 2006 году. И также проанализируем для сравнительного анализа долю налога на имущество по местному бюджету на примере города Москва (табл.3). Таблица 3 Удельный вес налога на имущество в доходах бюджета г.Москва Доходы 2004 год. 2005 год Темп роста,% 2006 г Темп роста,% Всего: 342411 396321 115,7 601115 151,7 Налог на имущество 26698 22091 82,7 24217 109,6 Доля % 7,8 5,6 71,5 4,0 72,3 На основании таблицы 3 составим диаграмму (рис. 3) удельного веса налога на имущество, занимающего в доходах бюджета города Москва. Рис. 3 Удельный вес налога на имущество в доходах бюджета города Москвы Из таблицы 3 и рисунка 3 в данном случае при анализе можно выявить, что доля налога на имущество в доходах бюджета города Москва снижается, так с 7,8% в 2004 году она снизилась до 4% в 2006 году. В целом рост доходов составил 51,7% в 2006 году, и 15,7% в 2005 году. Тогда как налога на имущество в 2006 году порядка 9.6%, а в 2005 году и вовсе снизился. В перспективе имущественным налогам уготовлена более активная роль, как в налоговой, так и в бюджетной системе. Преимущества имущественных налогов заключаются в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово –хозяйственной деятельности.^ 2. Анализ системы налогообложения имущества организации ЗАО «Индустрик» 2.1 Организационная структура ЗАО «Индустрик» Общество основано в 1992г. 15 декабря на базе комбината "Индустрик». ЗАО "Индустрик" - предприятие, входящее в состав крупнейшего строительного холдинга г.Москвы – Группу компаний ЗАО"СУ-155". Предприятие ведет свою родословную от кирпичного завода известного в Подмосковье русского предпринимателя Якунчикова, основавшего свое производство в 1887г. Специализируется на выпуске железобетонных изделий и конструкций для комплектации жилых домов серии И-155 и ИП-46С. Осуществляет поставку товарного бетона и раствора на строительные объекты, плит дорожных, свай простых и составных, панелей ограждений и др. продукции. Продукция с