Научный сотрудник Центра Евро-атлантической безопасности МГИМО (Университета) МИД Российской ФедерацииПавел.О.Осинцев "Круглый стол" на тему"Современные подходы к миротворчеству"«Специфика подходов Российской Федерации к миротворчеству»«Изменчивая реальность современных подходов к ведению миротворческой деятельности с позиции опыта России»Позиция России относительно проведения различного рода военных операций отражается в недавнем заявлении Министра Обороны РФ Сергея Иванова о том, что приоритетом для России является участие в миротворческих операциях на постсоветском пространстве, где активно выполняются миротворческие усилия. Однако, существуют и дополнительные формы оказания помощи, к которым Россия готова всегда, в частности: предоставление военно-транспортной авиации для доставки грузов в другие государства, оказание гуманитарной помощи. Конечно, как и для любого государства, для России наиболее важным аспектом миротворческой деятельности является реализация её стратегических интересов, поэтому решения по участию в данных мероприятиях принимаются исходя из тактической целесообразности. Поскольку, Россия – государство суверенное, и не состоит в блоках - это даёт определённую свободу в принятии решений, однако, если в перспективе и планируется участие в определённых миротворческих операциях, то России занимает жёсткую позиция, относительно такого рода мероприятий и считает их возможными только с соответствующими санкциями ООН. Исходя из анализа международной практики проведения таких операций, следует опасаться безоглядного миротворчества в глобальном масштабе, поскольку, должны учитываться особенности региона и конкретные угрозы, которые исходят, или, порой, отсутствуют в странах, где проводятся миротворческие мероприятия, а такое уже наблюдалось в международной практике. Внимания заслуживает миротворческая доктрина ООН, которая подразумевает проведение операций по поддержанию мира. Однако, на практике, опыт проведения ОПМ, зачастую не приводил к желаемому результату. В основном это было связано с отсутствием определения такого рода деятельности и нечёткого изложения правового статуса ОПМ. Среди различных конфликтов, которые в разные периоды времени происходили в пространстве новых независимых государств, можно выделить лишь несколько, в которых проводились, совместимые с понятием международной миротворческой деятельности, операции, а именно это происходило в: Таджикистане, Грузии/Южной Осетии, Грузии/Абхазии, Азербайджане/Нагорном Карабахе, Молдове/Приднестровье.Изначально, в Таджикистане был проведен комплекс мероприятий с участием вооружённых сил РФ, с целью охраны его государственных границ с Афганистаном и Китаем. В 1993-1994 гг. принимаются коллективные усилия стран СНГ по стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе. Вскоре, по мандату Совета глав государств СНГ операция Коллективных миротворческих сил СНГ обретает миротворческий характер. Со стороны РФ, в свою очередь, принимался ряд мер по содействию правительственным силам Таджикистана. Эти мероприятия проводились на основе Договора о дружбе и взаимопомощи между РФ и РТ. Различного рода операции проводились Россией, с целью содействия скорейшему урегулированию конфликтов в ^ Южной Осетии. На основании соглашения России - Грузии в Южной Осетии в присутствии наблюдательной миссии ОБСЕ, действовали российские военные и дипломаты. На территории Абхазии на основании мандата государств содружества, проводилась миротворческая операция региональной организации (СНГ), а также миротворческая операция ООН на основании мандата Совета Безопасности ООН. Следует отметить, что проводимые мероприятия имели успех, в отличие от ситуации с Абхазией, в которой ряд усилий с российской стороны, не принёс желаемого результата. В частности, причиной тому стало наличие элементов принуждения с российской стороны. Российские войска в составе судов военно-морского флота блокировали побережья Абхазии. В 1994 г. операция по введению войск началась раньше, чем был подписан мандат, поэтому не было необходимого правового статуса для её проведения. К тому же Совет Федерации ФС РФ не успел ратифицировать решенье относительно ввода российских контингентов. Операция в Абхазии не стала совместной операцией стран СНГ. Кроме России, свой контингент не предоставило ни одно государство СНГ, хотя стандарты ООН предполагали, что контингент одной страны не должен превышать трети от общего количества участников. Однако, не смотря на все трудности, эта операция заключает в себе и ряд успешных аспектов. Поскольку сложилось хорошее рабочее взаимодействие между миротворческими силами России и военными наблюдателями операции МНООНГ. Многие беженцы вернулись в районы, оставленные ими вследствие конфликта. Восстановлены средства коммуникаций, железнодорожное сообщение, введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры. В целом, удалось прекратить кровопролитие и вооруженные столкновения грузинских и абхазских формирований. Миротворческая операция, проводимая Россией в зоне Молдова/Приднестровье, распадалась на два этапа. 21-го июля 1992 г. начался первый этап, с демонстрации силы военными контингентами России, входившими в состав 14-армии. (поскольку действия были не оправданны с правовой точки зрения, эти части были исключены из состава миротворцев, вопреки просьбам Приднестровья). На втором этапе началась трёхсторонняя операция, которая охарактеризовалась, как операция по поддержанию мира. Позиция России относительно миротворческой деятельности, изложена в концепции внешней политики Российской Федерации. Исходя из данной концепции, международные миротворческие операции понимаются как инструмент урегулирования вооружённых конфликтов. Россия выступает за более основательную разработку правовых аспектов проведения данных мероприятий, которые бы нашли своё воплощение в строгом соответствии с принципами, на которых построен Устав ООН. Оказывая содействие - ООН, в принятии мер модернизации и наращиванию скорейшего антикризисного реагирования, Россия предполагает продолжать своё активное участие в миротворческих операциях, которые будут проводиться, как в рамках ООН, так и в каждом конкретном, отдельно взятом случае. Решения относительно необходимости и степени вовлечённости в миротворческие операции со стороны России, соизмеряются с национальными интересами и международными обязательствами страны. Однако, позиция России относительно любых операций, строится на том, что единственным правомочным органом, способным санкционировать применение силы в целях принуждения к миру, является Совет Безопасности ООН. Кроме того, российская концепция предусматривает признание нелегитимными все действия, связанные с применением силы при нарушении принципов Устава ООН, противоречии нормам международного права, поскольку возникает угроза стабильности всей системы международных отношений. Попытки введения в международный оборот практики «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета», с целью оправдания силовых действий в обход Совета Безопасности ООН, также противоречат концепции ведения внешней политики России.Развитие стратегического партнёрства с НАТО, стало для России важным фактором её внешней политики. Проводится огромная работа по планированию совместной миротворческой деятельности, разрабатывается базовая концепция политических аспектов миротворческих операций Россия-НАТО, которая предполагает тесное сотрудничество экспертов России и НАТО, с целью уточнения военных аспектов совместной деятельности. За короткий промежуток времени удалось создать новый конструктивный компонент взаимодействия между Министерством Обороны России и военными структурами НАТО. О содействии, со своей стороны, развитию партнёрских отношений, говорит факт готовности России к присутствию на своей территории военнослужащих стран НАТО для проведения совместных учений. Более того, Россия сочла целесообразным вынести на международный уровень свою «внутреннюю» проблему терроризма. Таким образом, Россия не только обращает внимание на проблему международного терроризма, но и признает, что борьба с этой угрозой (в том числе и та, которая касается непосредственно ее территории) также должна быть совместной. Однако, мир столкнулся с новыми проблемами, исходящими от международного терроризма. В сложившейся ситуации, многие, скорее всего, видят источник угрозы в посткоммунистической России, но не столько в силу её ядерной мощи или возрождающихся «имперских амбиций», сколько из-за затянувшегося системного кризиса, последствием которого и явилась её уязвимость перед проблемой терроризма. Россия, не ждёт многого от сотрудничества с Североатлантическим альянсом в сфере борьбы с терроризмом. Поскольку, такое сотрудничество – предполагает собой обмен необходимыми разведывательными данными и, достаточно, высокий уровень взаимодействия спецслужб. При этом, как показывает практика, даже внутри системы НАТО такое сотрудничество достигается не всегда, таким образом, применить подобное на практике с Россией будет ещё тяжелее, поскольку и по сей день, существуют геополитические, психологические и прочие барьеры. Отношения России и НАТО между собой, несколько, далеки от равноправных, что лишний раз и демонстрирует ситуация с договором по ограничению вооружений и вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), в данном случае, заметна та узкая грань, в рамках которой приходится действовать Москве. Получив ценный опыт участия в таких миротворческих операциях, которые, в своё время, проводились, в Боснии и Косове, Россия осознала, что её участие в этих мероприятиях лишь усугубляет негативное развитие событий. В заключении, необходимо заметить, что на сегодняшний день Россия не принимает достаточных мер в области регулирования законодательства о миротворчестве. В идеале, подход к миротворчеству должен основываться, на обязательном для исполнения мандате. Иначе, возникает проблема неравного правового статуса миротворцев, которая может повлечь за собой неравную степень ответственности за инциденты, возникновение которых возможно в ходе проведения миротворческих операций.