"Вопросыи ответы по политологии"Курсовые работы онлайн: "Вопросы и ответы по политологии"ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ1. Предмет, объект и структура политологии *2. Методы политологии *3. Сравнительная политология *4. Типы политических методологий *5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины *6. Политическая мысль античности *7. Политические идеи средневековья и Возрождения *8. Политическая мысль Нового времени *9. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв. *10. Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв. *11. Сущность политики и ее роль в обществе *12. Политическая жизнь *13. Типы отношений человека к политике *14. Политическое поведение и его виды *15. Регуляция политического поведения *16. Специфика массового поведения в политике *17. Политическая деятельность *18. Цели и средства в политике *19. Политический прогресс и его критерии *20. Соотношение экономики, политики и права *21. Теория власти и властных отношений *22. Сущность и особенности политической власти *23. Природа и функции политической власти *24. Типы истолкования власти *25. Легитимность политической власти и ее типы *26. Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы *27. Власть и оппозиция *28. Политический режим: понятие и признаки *29. Демократический режим *30. Авторитарный режим *31. Тоталитарный режим *32. Политическая система общества: понятие и структура *33. Функции политической системы *34. Типология политических систем *35. Место и роль государства в политической системе общества *36. Происхождение государства *37. Понятие и признаки государства *38. Государственный суверенитет *39. Государственная власть как особая разновидность социальной власти *40. Сущность государства *41. Функции государства *42. Типология государств *43. Форма государства *44. Форма государственного правления *45. Соотношение типа и формы государства *46. Форма государственного устройства *47. Соотношение общества и государства *48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки *49. Соотношение и взаимосвязь государства и права *50. Правовое государство: понятие и принципы *51. Разделение властей как принцип правового государства *52. Государство и личность: взаимная ответственность *53. Понятие, функции и структура политических партий *54. Виды политических партий *55. Партийные системы *56. Общественно-политические движения *57. Группы давления *58. Политические отношения *59. Политический плюрализм *60. Сущность и структура политического процесса *61. Революция и реформа как виды политических преобразований *62. Политическая модернизация *63. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса *64. Политический кризис *65. Политические кампании: их стратегия и тактика *66. Популизм: понятие и признаки *67. Прямое действие в политике *68. Политическое решение *69. Политический порядок *71. Лоббизм: понятие и условия существования *72. Виды лоббизма *73. Достоинства лоббизма *74. Недостатки лоббизма *75. Политическое лидерство *76. Типология политического лидерства *77. Понятие политической элиты *78. Политическая социализация *79. Политическое участие *80. Политическое сознание: понятие, структура, функции *81. Роль идеологии в политике *82. Либерализм и неолиберализм *83. Консерватизм и неоконсерватизм *84. Анархизм *85. Социализм и социал-демократия *86. Национализм *87. Технократизм *88. Политическая психология *89. Политическая культура: понятие и структура *99. Типы политической культуры *91. Международные отношения и мировая политика *92. Политическое прогнозирование *93. Методы прогнозирования в политике * ^ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ1. Предмет, объект и структура политологииПредметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны. В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:— история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;—политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;— политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.ЛИТЕРАТУРАБорисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 3—7. Вятр Е. Социологияполитических отношений. М., 1979. Гл. 1. ГаджиееК. С. Введение вполитическую науку. М., 1997. Гл. 1. § 1,2; гл.12. Гозман Л. Я.,Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996. Гл.1.Дегтярев А.А. Предмет и структура политической науки // Вестник МГУ.Сер. Политические науки. 1996. № 4.Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 1. ПанаринА.С. Философия политики. М., 1994. С. 3—13. Политология:Энциклопедический словарь. М., 1993. Пугачев В.П., Соловьев А.И.Введение в политологию. М., 1997.^ 2. Методы политологииМетодами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания системзнания, обычно выделяют следующие:— диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;— системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;— формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новыхзнаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:— описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;— разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;— статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для ихнаглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;— математические методы сбора и обобщения политической информации. Ониоткрывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;— методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую,символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;—методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.ЛИТЕРАТУРАГаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл.19.Политология: Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. Дегтярев А.А.Методы политологических исследований // Вестник МГУ. Сер. Политическиенауки. 1996. № 6.Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982. Гл. 5. Политология / Подред. Н.П. Денисюк и др.. Минск, 1997. С. 26—28. Шабров К.С. Системныйподход и компьютерное моделирование в политологических исследованиях //Общественные науки и современность. 1996. №2.Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 11—15.^ 3. Сравнительная политологияСравнительная политология — одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве метода политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к политическим явлениям.Данный метод (использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих и специфическихсвойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформированияобщества и государства (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев). Сравнительная политология с помощью своих теоретических средств и приемов содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах.ЛИТЕРАТУРААлескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Основыполитической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 31.Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.Уфа, 1995. С. 141—148;Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 39.Тимофеев Т.Т. Цивилизация на рубеже эпох: политические и социальныеизмерения. М., 1995.Тимофеев Т.Т. Политическая культура и общественные сдвиги. М., 1996.Чепель С.Л. Основы политической науки. М., 1996.Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.^ 4. Типы политических методологийСложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, среди которых выделяют:— теологическую интерпретацию политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;—натуралистическую. Политические явления рассматриваются в ее рамках как обусловленные географической средой, климатом (Ш.Л. Монтескье, Ж. Бодэн);— биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, альтруизм, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);—психологическую интерпретацию. Здесь источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, которые определяют характер их политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (3. Фрейд, Г. Лас-суэл);—экономический детерминизм. Смысл его наиболее полно выражен в словах К. Маркса: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этихпроизводственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7);— институционалистскую версию. В ее рамках политика предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе существования которых лежат нормы — фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, а смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;— бихевиоризм (англ. behaviour — поведение), наоборот, сосредоточивает исследовательские усилия на фиксации, описании и объяснении политической деятельности, рассматривает политику как взаимодействие цепей поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;— системный подход заключается в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, в выявлении фактора изменения и стабилизации политической жизни.ЛИТЕРАТУРАГаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 19. ДемидовА.И.,Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 2. Политология: Курслекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1996. Гл. 2. § 2.Политология: Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 46—49.Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.^ 5. Функции политологии как науки и учебной дисциплиныСоциальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:—познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;— прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;—практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;— идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;— культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;— воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.Образование — это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта.Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.ЛИТЕРАТУРАБорисов Л. П. Политология. М., 1996. С. 3—5.Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 1. § 2.Бутенко А.К. Политология как наука и как учебная дисциплина всовременной России // Социально-политический журнал. 1993. № 9—10.Краснов Б. К. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1995. № 1.Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 18—22.Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.^ 6. Политическая мысль античностиПолитическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспеченияединства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в такомгосударстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесьобостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) инеправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества. В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.ЛИТЕРАТУРАБаскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений. Л., 1991. ДемидовА.И.,Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 30—49. Краснов Б.И.Введение в историю политической науки // Социально-политический журнал.1995. № 2.Луковская Д.И. Политические и правовые учения: Историко-теоретическийаспект. Л., 1985.Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 28—31.Сморгунов Л., Семенов Л. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 1.^ 7. Политические идеи средневековья и ВозрожденияАбсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемыелюдьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеютправо не следовать ее требованиям. Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создалпринцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.литератураАнтология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 600—605. Баскин Ю.Я.Очерки по истории политических учений. Л., 1991.Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1977.Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 16—19,34—36.Макиавелли Н. Государь. М., 1990.Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 31—33.Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 2.^ 8. Политическая мысль Нового времениНовое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную властьсуверен не ограничен в своих действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в. Основные компоненты политической теории марксизма:— принцип экономической детерминации политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы --коммунизма;— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.ЛИТЕРАТУРААрон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51,152—199.Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545.Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2.Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 8.Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42.Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3.^ 9. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическаяреализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).Характерные черты народнической идеологии:— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.Политические аспекты идеи соборности:— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям. Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом. Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы. Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).ЛИТЕРАТУРА^ Залыгин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства // Социально-политический журнал. 1995. № 5.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.С.306—325.Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 9. § 1. Политология вчера исегодня. М., 1990.18. Цели и средства в политикеПолитика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.Цель в политике — это идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.Классифиция целей в политике проводится по следующим основаниям:1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т.п.) и частные (формирование правительства народного доверия);2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и другие;3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса);4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т.п.Ср