"Где живут белые медведи?" Урок окружающего мира в 1-м классеЦель урока: Формировать представление о разнообразии природы Земли. Задачи урока: Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного. – Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА? – На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы? (Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?) – Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. – Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель). Подчеркните названия только весенних месяцев. - Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.Суббота Понедельник Среда Воскресенье Вторник Пятница четверг Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).Фронтальная работа с классом. – Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте. “Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. – Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы. – Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май) Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. – Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август) Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы. – Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь). А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем. – Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели) – Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). – Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания. Проверка индивидуальной работы. – А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем. (Идет проверка заданий на доске). – Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.В чёрных фраках, В белых майках круглый год Ходит этот Удивительный народ. (Пингвины)Среди снега и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь)3. Объявление темы урока. Постановка цели. – Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает? – Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?– А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик. 4. Работа над новым материалом. – Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева “Цветик – семицветик”. Повторяйте за мной.Физкультминутка.Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Будь по-моему вели. (2 раза) – Вели оказаться там, где живут белые медведи.– “Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее”.– Где же оказалась Женя? – Где же оказались мы, ребята? – Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)(Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера) – Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт) – Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. – Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере. (Идёт самостоятельная работа учащихся). – Проверяем. Что нам понадобится на севере? (Ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход) – Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты. – На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (Учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. – Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да) – Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень). – Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха. Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!– На кого охотился белый медведь? (на тюленя) – Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой) – Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд) – Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе) – Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс) – Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова. Физкультминутка. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Будь по-моему вели.Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе. – Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)– Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс. – Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба) – Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей “Ребятам о зверятах”, которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. – Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг) – Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать) – Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)Физкультминутка Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели.Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №41. – Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали. 5. Итог урока.– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида) – Покажите на глобусе. – Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску. (дети прикрепляют на рисунок глобуса: “Северный полюс”, “Южный полюс”) – Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда) – Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные) – А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. – Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).