© Ваганян Г.А. "Армения - открой свои глаза" Араратские горы и армянский язык - колыбель и хранилище протознаний 50000 - летнего культурного наследия Посвящается памяти Оганеса Керопяна и Сирануш ВардапетянПроф. Ваганян Г.А."Армянский народ был наследником культурного предания, идущего из общечеловеческого источника, верным хранителем его целостности, выращивателем и сеятелем на Востоке и на Западе" (Марр Н.)Рассмотрим исторический процесс от раннего палеолита до неолита в срезе обнаруженных и по-новому интерпретированных артефактов культурного предания Армении на площади в 33 тыс. кв. км., с условным геометрическим центром - Ереваном, столицей современной Армении, рядом с библейскими горами Араратскими: Агарак (городище, наскальные рисунки, рисунчатые письмена, идеограммы, иероглифические письмена, горно-металлургический и астрономический комплекс, рядом с Аштараком), 30 км. от Еревана, занимает территорию примерно в 8 кв. км;"Ваганаван" (пещерный комплекс, циклопическая крепость, городище, астрономическая обсерватория, горно-обогатительный комплекс, наскальные рисунки, рисунчатые письмена, остатки черных керамических изделий с уникальными орнаментами) рядом с Апараном, в 50 км. от Еревана (обнаружен летом 2007г. А. Ананяном, В. Геворкяном, С. Айвазяном и Г. Ваганяном). Имя Ваганаван предложено С. Айвазяном; "Татев" (город знаний, горно-металлургический комплекс, находится рядом с Татевским монастырем, Сюник), 300 км. от Еревана, (обнаружен летом 2004г. В. Геворкяном и членами его семьи), а также пещерные города Гориса и Xндзореска;Воров - Азох (пещера каменного века в Карабахе, рядом с селом Азох), 250 км. от Еревана, Гандзасар - артефакты культурного наследия (Карабах);Мецамор (горно-металлургический и астрономический комплекс, иероглифы, 10 км. от Еревана);Варденисские и Гегамские горы с комплексами наскальных рисунков, циклопическими крепостями, вишапами, стеллами, астрономическими обьектами на расстоянии 80 - 150 км. от Еревана; горы Араратские - ^ Сис и Масис, пещеры, наскальные рисунки, вишапы, стеллы, астрономические комплексы, находятся на расстоянии 30 км. от Еревана в современной Турции; гора Арагац - пещеры и комплексы наскальных рисунков, 20 км. от Еревана; гора Ухтасар с наскальными рисунками в Сюнике, 220 км. от Еревана;древнейшие пещерные поселения средневековой столицы Армении Ани, 120 км. от Еревана; подземный город каменного века под Ереваном (рядом с Разданским ущельем, один из его входов находится под винным заводом им. Шустова),пещеры Абовянского района с редчайшими наскальными рисунками зерноподобных или яйцеголовых людей (мужчин и женщин с детьми) раскрашенными охрой, 20 км. от Еревана; древнейший астрономический комплекс Караундж в Сисиане, 200 км. от Еревана; древние армянские города Ван, Карс, Эрзрум и др. в современной Турции, известные своими историческими, культурными, археологическими памятниками, наскальными рисунками и пещерами, хачкарами - крест камнями, монастырями; наскальные рисунки в Нахиджеване (Гемигай, территория современного Азербайджана), 350 км. от Еревана (комплексы редчайших образцов хачкаров Нахиджевана уничтожены);Енокаван - пещерные комплексы с наскальными рисунками, с рисунчатыми письменами, древнейшими скульптурами, циклопической крепостью, 100 км. от Еревана. Армавир - исторические, культурные, археологические памятники, наскальные рисунки (обнаружены А. Хечоян в 2006-2007гг.)Кош - пещерные комплексы с наскальными рисунками, с рисунчатыми письменами, скульптурами, циклопической крепостью, 45 км. от Еревана. На рисунке 1 приведена карта наскальных рисунков, обнаруженных на территории современной Армении. Естественно, это не полный перечень объектов нематериального и материального наследия, которые характеризуют выращивателя и сеятеля культуры на Востоке и на Западе. Однако данный перечень включает необходимый и достаточный культурный материал для обоснования основных выводов и заключений, приведенных в статье. До последнего времени считалось, что история наскальных изображений Армении начинается с VIII тысячелетия до н. э. Однако, сравнительный анализ культурного наследия, в том числе, обнаруженных в 2007 г. артефактов в Агараке, Татеве, Ваганаване, в НКР (Азох), в Армавире, в Енокаван в контексте новых результатов лингвистического характера, данными достижений по изучению армянского языка (Марр Н., Абрамян А., Погосян Г., Ваганян Г. и др.) убедительно показали, что история наскального искусства Армении на самом деле начинается со времен раннего палеолита и охватывает промежуток в 40-50 тысяч лет. Более того, творцы наскального искусства обладали развитой речью и знаниеемким мышлением. ^ Рис. 1. Карта наскальных рисунков современной Армении (http://www.iatp.am/ara/map)Древние жители Армянского нагорья сохранили тысячелетиями не только традиции наскального искусства, отражающие уровни сознания и мышления, мировоззрения цивилизации, но и усовершенствовали визуальные формы коммуникации, рисунчатый и идеографический язык. На его основе они разработали древнейшую систему письменности. Развитие сознания и знаний (на основе сбалансированного развития функций левого и правого полушарий головного мозга) способствовали формированию у протоармян - ранних и поздних охотников, собирателей, пастухов, скотоводов, а в дальнейшем и земледельцев необходимого опыта в различных отраслях знаний, культуры и производства. Они строили каменные жилища, пещерные города, циклопические крепости, горно-металлургические комплексы, астрономические центры и обсерватории, каменные университеты, разрабатывали философские, религиозные учения описания мира, окружающей среды, природы и космоса. Они успешно развили художественное творчество и стали первооткрывателями различных школ в науке, в военном деле, в архитектуре и градостроительстве. Пещерные комплексы, центры наскального искусства и производства знаний, циклопические крепости и города стали генераторами - источниками прогресса региона, а затем Востока и Запада. Они успешно участвовали в формировании глобального культурного пространства.Непрерывность генезиса мышления и сознания, ранняя латеризация головного мозга, синергия сбалансированного развития функций правого и левого полушарий как ключевого фактора воспроизводства интеллектуального капитала (организационного, человеческого и коммуникационного) характеризует жизнь аборигенов Армянского нагорья в период 40-50 тысяч лет. Их умственные возможности имплементировались до генного уровня и стали источником создания уникальных артефактов знаний и технологий. Многие из них до сих пор остаются скрытыми для общественного познания. Забота о семье, окружающей среде, животном мире, воспитание, обучение, сохранение и передача знаний, умений и навыков - таков лейтмотив стратегии древнейшей цивилизации. Поражает информативность и информоемкость, одним словом знаниеемкость тех артефактов, которыми столь богата Армения. Армянское нагорье и Араратские горы были не только колыбелью цивилизации, но и основным источником вдохновения и развития общечеловеческого нематериального и материального наследия. Созданные ценности исключительны как в рамках исторического прошлого, так и для формирования культурного развития будущего. Язык коренных родственных племен Араратских гор, ранних и поздних охотников, собирателей, пастухов, скотоводов, а в дальнейшем и земледельцев включает элементы артефактов языков многих народов, в том числе исчезнувших. Это язык, в котором переплелись, смешались памятники протоязыков предков африканцев, европейцев, азиатов, семитов и индоевропейцев, разработчиков ценных пород камня, минералов, добытчиков золота, меди, серебра, обладающих навыками металлообработки. Прав академик Н. Марр, который считал, что не было того исходного праязыка, от которого пошли все остальные. Современные языки сложились от суммы и взаимосвязи многих протоязыков. Современный армянский язык (в том числе, его древнейшие компоненты - грабар и барбары) тем и отличается от остальных, что вобрал в себе многое из многих: протоязык и речь первых мыслящих людей, энциклопедию нематериального наследия многих цивилизаций (Н. Марр, С. Сардарян, А. Абрамян, С. Айвазян, А. Мовсисян, П. Геруни, Г. Погосян, Г. Ваганян и др.). Геометрические измерения и геологические факты с учетом траектории движения уровня воды, в результате таяние ледников Араратских гор свидетельствуют, что одни и те же люди, их потомки становились охотниками, собирателями на высоте 2.5-4.0 тыс. м. над уровнем моря. По мере снижения уровня воды, часть ранних охотников и их потомки спустились дальше с гор, осваивая новые земли, занимаясь ранним скотоводством, стали ранними пастухами, приручили лошадей и других диких животных. Затем потомки древних охотников и пастухов спустились еще ниже, и дошли до Араратской долины, осваивая территории, занимались ранним земледелием и сельским хозяйством. Вокруг гор Арарата и Арагаца строились циклопические крепости для совместной защиты, горно-металлургические и другие производственные комплексы, развивались торговля и обмен между родственными племенами ранних и поздних охотников, земледельцев и пастухов. Следовательно, биологически родственные племена ранних и поздних охотников, земледельцев и пастухов не только сосуществовали в дружбе, но и сотрудничали, развивали ранние формы натурального обмена, разделения труда и производства, обменивались орудиями, мясом, пищей, продуктами труда, охоты, урожая. Они конструировали общественные, семейные, межплеменные отношения на основе формирования и развития общедоступного языка коммуникации. Астрономические изыскания помогли древним жителям прогнозировать погоду, рассчитывать периоды посевов и урожаев, предвидеть природные катаклизмы, в т. ч. землетрясения, ураганы, засухи и т.д. Такой насыщенности, концентрации артефактов знаний и культуры от раннего палеолита, неолита, мезолита по настоящее время трудно найти в другом месте земного шара. Все известные и новые памятники на территории исторической Армении могут быть включены в список наследия World Heritage (Юнеско). Именно благодаря историческому опыту армянский язык отличается энциклопедичностью, информоемкостью и информативностью, одним словом, знаниеемкостью. Его структура, организационность, логичность и когнитивность уникальны и не имеют аналогов в коммуникации. Результаты системотехнического изучения ценностей армянского языка могут стать важным источником прогресса и идентификации разумного человечества, вдохновителем "дизайна" диалога и межкультурной коммуникации, университетом производства и воспроизводства "скрытых" и новых знаний. Армения, Араратские горы - это не только самобытный высокогорный интеллектуальный музей под открытым небом, это не только каменная энциклопедия культурного человека - это когнитивный центр зарождения искусства, более того, хранилище знаний, закодированных в языке и культурном наследии. Это релевантный источник для возрождения духовной силы и самоидентификации культурного человечества. История армянского народа - это результат опыта и культуры, производства и обмена, одним словом, генезиса социально-экономических отношений биологически родственных племен, которые трудились, выживали и творили, совместно общались, обучались, занимались ранней и поздней охотой, скотоводством и земледелием. А армянский язык - это "Айренадаран", своеобразный "Знаниедаран" нематериального культурного наследия истории человечества. Культура родственных племен - это синергия культур наиболее цивилизованных ранних и поздних охотников, скотоводов и земледельцев. Развитие продолжалось по мере освоения жизненного пространства и гармоничного познания окружающей среды. В историческом процессе родственные племена ранних и поздних охотников, скотоводов и земледельцев гор и равнин говорили на одном и том же языке, владели общедоступной речью. Дошедшие до нас барбары - это языковые останки, памятники исторического и культурного опыта родственных племен. Познание культуры Араратских гор дает возможность "восстановить" идеи и опыт отношений древней семьи. Такова стратегическая миссия араратского языка, араратской духовности, жизнеустойчивости, одним словом, ареввизма. Результаты сравнительного анализа семантики и содержания армянских культурных артефактов с итальянскими, гобустанскими, Кар-Коруна, анатолийскими, шанидарскими и другими памятниками подтверждают идеи о том, что рассматриваемое материальное и нематериальное наследие в совокупности и в целом, а также "исключительно языковые богатства армянского языка открывают сказочные горизонты", действительно "передают потрясающие материалы, обнажают культурные связи и корни - своего и других народов" (Г. Ваганян). Когнитивное общение с материальным и нематериальным наследием армянского народа формирует новую среду, новые источники знаний не только армянской истории, но и истории древнейших цивилизаций, новые пути для их исследования и понимания. Центр тяжести передвигается из традиционного исторического описания и осмысления родовых, общественных, государственно-религиозных артефактов в знаниеемкую среду более полного историко-культурно-лингвистического отображения исторического процесса."На смену истории светских и духовных династий с исключительностью их сословных, династических интересов нарастает история народной культуры, идеалов, цивилизаций и ее потребностей" (Н. Марр).^ Вместо выводовНам следует выделить методологическую ошибку некоторых армянских и западноевропейских ученых, ведших происхождение наскальных изображений, речевого, языкового мышления, а также элементов письменности, древних алфавитов, орнаменталистики, скульптуры из Азии и Африки или из Европы (Франция, Германия, Испания) без учета того исторического факта, что речевое, языковое мышление и опыт визуального творчества, наскальных рисунков, идеограммной письменности, формирования основ древней математики и астрономии, искусства орнаменталистики появляются и развиваются на территории Араратских гор намного раньше, чем до сих пор считалось. Более того, эти артефакты исторического и культурного опыта Араратских гор охватывают непрерывный процесс развития в течение 50000 лет. Об этом свидетельствуют интерпретированные по-новому инвариантные символы и памятники общечеловеческого культурного пространства (рис.2). Необходимость переосмысления роли и значения, структуры и особенностей моделей жизни родственных племен ранних и поздних охотников, скотоводов и земледельцев, армянского (народного) искусства в развитии доязыческого, дохристианского мира, в том числе, западного и восточного искусства не вызывает сомнения. Раскрытие подлинного значения новых памятников культуры и искусства, артефактов мышления и языка, упрочнение их настоящего имени - единственное признание современной исторической науки (Н. Марр). В этой связи, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос создания и организации деятельности в Армении Международного Научного Центра изучения Протоисторической Культуры, Искусства и Языка ("КаРеДаРаН") под патронажем ЮНЕСКО. Рис. 2. Универсальные символы общечеловеческого, культурного пространства Литература Марр Н. Армянская культура, http://www.iatp.am/culture/articles/marr.html. Брюсов В. Сфинксы и вишапы (некоторые черты культуры древнейшего Кавказа), http://www.iatp.am/culture/articles/sfinks_vishap.html. Сардарян С. А. Палеолит в Армении. Ереван, 1954. Айвазян С. Каредаран - музей каменной культуры, Ереван, http://www.iatp.am/ara/sites/articles/kare-r.htm. Абрамян А.Г. Армянское письмо и письменность. Издательство Ереванского Университета, Ереван, 1973. Погосян Г. Армянский язык в числах, закон Грабар, как возникал язык и Библия. Ереван, http://www.iatp.am/god-kod/index.htm. Мосенкис Ю. Первая письменная фиксация армянского языка за 2500 лет до Месропа Маштоца, http://trypillia.narod.ru/articles/armnew.htm. Наскальное искусство Армении. Веб портал "АркаЛер - АйкНет", 1996 - 2007, Ереван, http://www.iatp.am/ara/index.html. Ваганян Г., Петросян С. "Karedaran" - The Database of Armenian Rock Art (Tracce #12, Online Bulletin is proposed by Footsteps of Man), Italy, 2000, http://www.iatp.am/ara/sites/naskal/tracce12/article1.html. Ваганян Г., Степанян А. Доисторическое искусство Армении: новые открытия, новые интерпретации и новые методы исследования, XXI Valcamonica Symposium "Prehistoric and Tribal Art: New Discoveries, New Interpretations, New Research Methods", Darfo Boario Terme (BS), September 08-14, 2004, Italy, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/world_heritage.doc. Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В. Наскальные рисунки Армянского нагорья. Сборник докладов международной конференции "Мир наскального искусства". Институт Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/rock_arts_world1.pdf. Ваганян Г., Степанян А. Поиски протоцивилизации (наскальные рисунки, процессы познания и мышления). Сборник докладов международной конференции "Мир наскального искусства", Институт Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/rock_arts_world2.pdf. Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография, Ереван, Нжар, 2006, http://www.iatp.am/vahanyan/kamlet/index.html. Ваганян Г. Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind (Наскальное искусство Армении), XXII Valcamonica Symposium, 18 – 24 May, 2007, Italy, http://www.iatp.am/valcamonica/rock-art.ppt. Vahanyan G. About model of searching, identification, measurement and valuation of the main source of human identity. Colloquium UISPP-CISENP - The Intellectual and Spiritual Expressions of Non-Literate Peoples. UISPP - Union Internationale Des Sciences Prehistoriques et Protohistoriques. CISENP – International Scientific Commission “The Intellectual and Spiritual Expressions of Non-Literate Peoples”, 22-23 Oct. 2007, Paris. http://www.iatp.am/vahanyan/articles/vahanyan_paris2007.pdf. Ваганян Г. Синергия культур археолингвистики и наскальнoго искусства Армении, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/arxeolingvistika.pdf. Ваганян Г. Методология исследования материального и нематериального наследия на основе синергии наскального искусства и речи, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/metodology.pdf. Мурадян Ф. Новонайденные пиктограммы из Апаранского района, Ереван, 1993, АН Арм. ССР, http://www.iatp.am/ara/sites/hnagitakan/index.htm. Хечоян А. Наскальные рисунки горы Арагац, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/culture/articles/anna_khechoyan.pdf. 20. Миханкова В.А. Работа кабинета Н. Я. Марра за 1936—1944 гг. Доклад на объединенном заседании ИИМК АН СССР и ЛГУ в Ленинграде, посвященном памяти Н. Я. Марра, http://www.iatp.am/news/marr.pdf. 21. Геворкян В. "АР-Айр-Ара-Аг. Тайна покинутого города", 2007, Ереван, http://www.iatp.am/gevorkyan/khorhurd.pdf. 22. Ваганян В., Ваганян Г. Aрмянское орнаментальное искусство, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/news/armenian_design.pdf.Агарак Армавир (фотографии А. Хечоян) Ваганаван Татев (фотографии Лилит Геворкян) Енокаван (фотографии Лилит Геворкян) Гегамские горы (фотографии Карена Асатряна) Гандзасар(фотографии Давида Закаряна)^ Горы Араратские - Сис и Масис (фотографии из открытых Интернет ресурсов) ^ Пещеры Абовянского района с уникальными наскальными рисунками зерноподобных или яйцеголовых людей (мужчин и женщин с детьми) раскрашенными охрой (фотографии Э. Саркисяна, 1987г.) ^ Памятники Ани (фотографии из открытых Интернет ресурсов) ^ Древнейший астрономический комплекс Караундж в Сисиане (фотографии Марии Бакановой, www.bakanova.ru) Хндзореск (фотографии Марии Бакановой, www.bakanova.ru)^ Гора Арагац (фотографии Анны Хечоян) ^ Воров - Азох (источник: http://www.velorogi.ru/travels/kamennie_bogi_karabaha_2) Эрзрум (фотография Самвела Барояна)