Реферат по предмету "Разное"


" Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум." так писал Василий Ключевский

" Чужой западноевропейский ум призван был нами , чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум." – так писал Василий Ключевский. Чтобы согласиться с этим высказыванием или нет, нужно для начала разобраться, откуда «растут корни» у этого вывода. Для этого достаточно вспомнить то, что существует несколько точек зрения по поводу образования древнерусского государства. Как сообщает «Повесть временных лет» славяне не смогли договориться, кто будет править в объединенных восточнославянских племенах, и чтобы прекратить губительные столкновения в 862 году из Скандинавии были приглашены правители-князья. Легендарное известие о призвании варягов послужило основой для возникновения так называемой норманнской теории. Согласно ей, в призвании варягов видели как низкий уровень развития восточнославянских племен, так и неспособность славянского этноса к творческо-созидательной деятельности. Если встать на сторону защитников норманнской теории, то действительно можно согласиться с тем, что «мы попытались заменить свой ум» чужим, иностранным. Скандинавские варяги действительно обладали большей политической культурой и были способны централизовать разрозненные племена и создать древнерусское государство таким, каким мы его себе и представляем. Но наряду с норманнской теорией, существует и антинорманнская . Ее сторонниками являлись такие личности как М.В.Ломоносов и В.Н. Татищев. Нередко упоминалось предположение, что варяги из «Повести временных лет» вовсе не скандинавы, а «кличка» одного из славянских племен, более сильного на тот исторический момент. Антинорманисты утверждали, что несмотря на то, что варяги были призваны править славянским народом, Древняя Русь имела всё-таки свой собственный путь развития, мало зависящий от того, кто сидел на княжеском троне. Одним из доказательств антинорманистов является то, что в произведении «Окружное послание патриарха Фотия» упоминаются вагры, которых Ломоносов приравнивает к варягам, а в скандинавской мифологии встречается также поклонение Перуну, собственно славянскому богу. Отсюда можно сказать о том, что были варяги-славяне и варяги-скандинавы. И в русском языке нет скандинавских слов, что еще раз подтверждает то, что призваны были все таки варяги-славяне. А Д. Иловайский вообще считал историю с призванием варягов полностью легендарной, а следовательно отрицал существование Рюрика и его роль в становлении древнерусского государства. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? На мой взгляд, если бы существовала исключительно норманнская теория возникновения русского государства, то вопрос о том, чьим умом мы попытались заменить свой, имел бы один однозначный ответ. А существование антинорманнской теории позволяет нам самим выбирать точку зрения на этот вопрос. Этот же вопрос можно рассмотреть и с другого ракурса. Довольно известным фактом является то, что уже в царствование Бориса Годунова боярских детей отправляли учиться за границу. Дело было в том, что в начале XVII столетия в Европе был довольно высокий уровень образования, существовали университеты с большим количеством факультетов, а российскому государству требовались образованные люди. Там, за границей, юноши изучали иностранные языки, литературу и другие науки. Но акцентировать свое внимание я хотела бы все-таки на петровское время, а именно на образовании первой в России Академии наук. Создание академии наук напрямую связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук по примеру Парижской академии. Петр известен, как ярый поклонник европейской культуры, он много путешествовал, беседовал с различными учеными за границей , в 1697 году будущий император в ганноверском замке Коппенбрюк знакомится с известным философом и ученым, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.  Именно он и посоветовал Петру создать в Санкт-Петербурге академию наук по европейскому образцу. Но в то время в России сложно было найти ученых, которые могли бы возглавить академию, и поэтому Петр приложил все усилия к тому, чтобы пригласить из-за границы преподавателей, способных «научить нас жить своим умом», то есть обучить российских ученых, чтобы в дальнейшем они могли продолжать дела академии. Собственно именно по этой причине я и хотела затронуть эту тему. Первым профессорским составом академии наук были приглашенные из-за рубежа ученые: французы, англичане, немцы…. С 1727 года типография Академии наук начала издавать «Соmmentarii» - первый русский научный журнал универсального содержания, который, меняя свое название, просуществовал до 1805 года. «Комментарии» содержали научные труды и исследования академиков в различных отраслях науки и выпускались на латинском языке - международном языке науки того времени. Но, на мой взгляд, никто не будет отрицать, что большую роль уже в первые годы существования академии наук играл М.В. Ломоносов. А это может означать только одно – даже при том, что были приглашены профессора из-за границы, и «Может собственных Платонов / И быстрых разумов Невтонов / Российская земля рождать», как писал сам Михаил Васильевич. Итак, после того, как мы разобрались в истоках сделанного Ключевским вывода о том, что русский народ в силу своей природной лени попытался заменить иностранным умом свой собственный, можно сформировать и собственное мнение, то есть согласиться с этим или нет. Я придерживаюсь все-таки точки зрения М.В. Ломоносова и других антинорманистов и считаю, что у России, и российского «ума» в частности, был свой собственный путь развития, а иностранные умы лишь дали толчок этому самому развитию. Естественно российскому государству, как сравнительно новому по отношению к другим европейским странам, требовалась помощь и поддержка со стороны иностранных государств в том числе и в образовании. Всем известно, что Русь, а затем и Россия отставала в своем развитии на несколько веков и только «вливание» иностранных умов могло помочь хоть как-то преодолеть эту огромную пропасть. Но в то же время, уже в середине XVIII века русские умы обособляются, становятся на отдельный уровень, почти европейский. Екатерина Вторая вела переписку с Вольтером и Дидро на равных, хотя, конечно и присутствовал элемент учитель-ученик. Ломоносов, Чаадаев, Толстой известны не только в нашей стране, как величайшие умы, но и за границей, их произведения читают в переводах и в оригинале, их стараются понять, найти параллель с зарубежными светилами философии. Никто не отрицает преемственности русских умов, но нельзя однозначно сказать, что мы заменили свой собственный ум иностранным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.