СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ИП «Мотком» 2. Анализ результатов производственно – хозяйственной деятельности предприятия ИП «Моком» 3. Пути повышения эффективности функционирования предприятия ИП «Мотком» 30 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложение 42 ВВЕДЕНИЕ Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от того, насколько
его внутренняя организация приспо¬соблена к внешней среде, содержание и характеристики которой во многом определяются экономической системой. Необходимо стремиться к достижению мак¬симальной отдачи от всех применяемых ресурсов при минимуме из¬держек, что необходимо для обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Основной задачей деятельности предприятия является получение прибыли, что в свою очередь напрямую связано с эффективностью промышленного производства, что и объясняет актуальность
выбранной темы. Данная тема является актуальной для изучения так, как от показателей экономической эффективности предприятия зависят возможности реализации социально – экономических целей предприятия и возможности устойчивого развития в будущем. Целью отчета по практике является выработка предложений и определение основных путей совершенствования деятельности предприятия в условиях рынка. Для достижения поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
Изучить организационно – экономическую характеристику предприятия ИП «Мотком»; Проанализировать основные показатели эффективности деятельности предприятия ИП «Мотком»; Изучить основные факторы повышения эффективности предприятия. Статистической базой исследования послужил материала предприятия ИП «Мртком». 1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ ИП «МОТКОМ» Наименование предприятия: Иностранное производственное Частное унитарное предприятие "Мотком" компании "Вектра" (ИП «МОТКОМ»). Наименование сертифицируемой продукции: Обувь производственная клеепрошивного метода крепления мужская и женская - ТУ РБ 800005958. ИП «Мотком» решением от 29.09.2000г. №183
Министерства иностранных дел РБ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №800005958. Специализируется на изготовлении обуви повседневной и производственной мужской и женской из натуральных кож клеевого и клеепрошивного метода крепления. Обувное производство располагается на арендуемых площадях УП "Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра (договор аренды №189/00/53
от 30.10.00г.). Выпускаемая обувь сертифицирована в октябре 2001г, сертификаты соответствия №BY/112 03.1.3.ББ1672 сроком действия до 05.10.2004r №BY/112 03.1.3.ББ1673 сроком действия до 05.10.2004г. Численность работающих на предприятии 48 человек в т.ч. административно-управленческий аппарат -19 человек. Режим работы швейного и пошивочного участков односменный, раскройного участка - двухсменный. В 2002г. выпущено 47775 пар обуви мужской и женской в ассортименте.
Основные поставщики сырья и материалов: СПТатово-Теннери", СГТ'Амико" - кожтовар; ООО" Омега-Текс" - термобязь; УП "Артбут" - термопластичный материал; УГТ'Химическое производство" МООАО "Луч" - клей; О АО" Кировски и комбинат искож" - подошвы, кирза, задники, резина;
ЗАО "Кожа-М" г.Елец - юфть; ОАО'Ъелфа" -мех; В таблице 1.1 предоставлены поставщики вспомогательных материалов. Таблица 1.1 Поставщики вспомогательных материалов № п/п Наименование материала Месторасположение поставщика 1 Абразивное полотно № 40 г.Петровск, РБ 2 Абразивное полотно № 63 г.
Петровск, РБ 3 Аппретура для обуви г.п.Свислочь, РБ 4 Бензин Б-70 (нефрас С-2) г.Новополоцк, РБ 5 Блочки Б-38 г.Минск, РБ 6 Воск отделочный черный г.п.Свислочь, РБ 7 Гвозди КР ОЦ № 26 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 8 Гвозди КР ОЦ № 28 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург,
РФ 9 Гвозди КР ОЦ № 30 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 10 Гвозди КР стальные № 26 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 11 Гвозди КР стальные № 28 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 12 Гвозди КР стальные № 30 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 13 Гвозди подошвенные латунные № 18 г.
Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 14 Гвозди подошвенные латунные № 20 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 15 Гвозди подошвенные латунные № 22 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 16 Гвозди подошвенные стальные № 18 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 17 Гвозди подошвенные стальные № 20 г.Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 18 Гвозди подошвенные стальные № 22 г.
Минск, РБ, г.Санкт-Петербург, РФ 19 Лида, РБ 20 КМЦ-10 г.Петровск, РБ 21 Борисов, РБ 22 Ярославль, РФ 23 Минск, РБ 24 Петровск, РБ 25 Минск, РБ 26 Кумароновая смола г.
Минск, РБ 27 Могилев, РБ 28 Могилев, РБ 29 Минск, РБ 30 Петровск, РБ 31 Бобруйск, РБ 32 Нигрозин жирорастворимый г.п.Свислочь 33 Нитки № 100ЛХ черные г.Гродно, РБ 34 Нитки № 150ЛХ черные г.Гродно, РБ 35 Нитки № 200ЛХ черные г.Минск, РБ 36 Нитки № 65ЛХ черные г.
Минск, РБ 37 Нитки № 30 черные г.Гродно, РБ 38 Нитки № 30, № 65ЛХ г.Гродно, РБ 39 Нитки капроновые 1,8-2,0 г.Гродно, РБ 40 Минск, РБ 41 Минск, РБ 42 Минск, РБ 43 Минск, РБ 44 Пенополиуретан т. 50 мм г.Молодечно, РБ На применяемое сырье и материалы предоставлены документы,
подтверждающие качество - удостоверения о ГГР МЗ РБ, сертификаты соответствия. Ответственным за проведение экспертизы контрактов (договоров) является директор. Проанализированы договора на поставку обуви с ОАО"Коммунарка" №050К-03-03 от 13.03.03г. В п.2 "Качество продукции" имеется ссылка на ГОСТ.ТУ - не конкретизированы.
Договор №086/5108 от 25.03.03г.с РУГТ'МАЗ" в п.4 ссылка на ГОСТ не конкретизирована. Договора визируют юрист и экономист. Дополнения .изменения вносятся в рабочем порядке. Хранятся договора в бухгалтерии. Для изготовления продукции - обуви производственной и повседневной на предприятии разработаны типовые технологии на раскрой, пошив и сборку обуви.
Образцы-эталоны на выпускаемую обувь оформлены по ГОСТ15.007-88. Заседания ХТС оформляются протоколами. В 2002г. Внедрено в производство 3 модели. Предприятие обеспечено необходимым производственным оборудованием, соответствующим требованиям выполняемого технологического процесса. График капиталь¬ного и среднего ремонта на 2003г.разработан,утвержден директором.
Соблюдение графика подтверждается отметками. Парк оборудования в 2004г. обновлен и расширен. Приобретены: 2 пресса ПКП-10 для раскроя материалов; машина АСГ-13 для спус¬кания краев; 3 швейные машины; пресс для прикрепления подошв; строчечно-прошивная машина; машина для дублирования верха с межподкладкой. Идентефикация и прослеживаемость выполнения технологических операций осуществляется следующим образом, позволяющим установить исполнителя.допустившего брак: - на
каждую полупару наносится клеймо с номером модели и размером. Ответственным исполнителем за состоянием и актуализацией нормативной документации (НД) является начальник производства- приказ №14/1-0 от 14.05.2001г. На момент проверки на предприятии находились 10 ГОСТов, 2СТБ, 1РСТ, ТУ РБ 800005958.001-2002. Имеющаяся на предприятии НД имеет статус "контрольный", "рабочий".
Изменения в ГОСТы вносятся регулярно. Заключен договор на справочно-информационное обслуживание с БелГИСС №1130/02-1045 от 03.12.2002г. На выпускаемую продукцию имеется официально изданный экземпляр ТУ РБ 800005958.001-2002 сроком действия до 10.07.2007г ГОСТ 26167-84, ГОСТ 1135-88. Поступающее сырье хранится на складе сырья на стеллажах. Ведется журнал по результатам входного Контроля. Издан приказ №3-0 от 27.12.2000г.о контроле качества
выпускаемой продукции, в котором определены ответственные за проведение входного контроля. Результаты контроля фиксируются в журнале по учету результатов входного контроля Последняя запись 21.04.2003г. Возвратов, рекламаций поставщикам сырья от предприятия не было. Решение о запуске сырья в производство принимает начальник производства. Контроль за выпуском продукции в процессе производства осуществляется выборочно мастером, начальником
производства. Результаты контроля фиксируются в журнале учета проверок качества выпускаемой продукции, заведен 11.12.2001г последняя дата проверки 21.04 2003г который содержит: дату, наименование техпроцесса, Ф.И.О. исполнителя, проверяющего, принятые меры, примечания. Контроль качества готовой продукции 100% выпуска проверяет контролер. По ре¬зультатам проверок в конце месяца начальник производства составляет служебную записку.
На предприятии действует "Положение о премировании рабочих-сдельщиков производственного участка",согласно которого осуществляется премирование (депремирование) по результатам проверок. В соответствии с требованиями ГОСТ 9289-78 п.5 предприятие проводит периоди¬ческий контроль выпускаемой обуви по физико-механическим показателям: прочность креп¬ления подошвы.деформация подносков, задников, гибкость, масса пары обуви. Последний протокол испытаний б/н от 10.04.2003г.
ИЛ ООНИТЛ "Актив Шуз". В целях предупреждения выпуска несоответствующей продукции на производстве осуществляется авторский надзор модельером-конструктором для своевременного выявле¬ния нарушений в технологическом процессе, а также соответствие запускаемых материалов и комплектующих утвержденному в установленном порядке образцу-эталону. Каждая полупара замаркирована реквизитами в соответствии с требованиями ГОСТ 7296-81. Способ нанесения реквизитов соответствует требованиям п.
1.3.4.ГОСТа 7296-81. Маркировочные этикетки оформляются, транспортная маркировка соответствует требованиям ГОСТ 7296-81. Знак СТБ на сертифицированную обувь наносится в соответствии с требованиями РСТ Беларуси 915. Упаковка обуви соответствует требованиям ГОСТ 7296-81. Хранится обувь в коробах на стеллажах на поддонах.Склад защищен от прямого попадания солнечных лучей и атмосферных воздействий.
Данные о качестве регистрируется в следующих журналах: журнал по учету результатов входного контроля; журнал учета проверок качества выпускаемой продукции. Организационная структура предприятия предоставлена в Приложении 1. Маркетингом на предприятии занимается отдел маркетинга. Его организационная структура предоставлена на рис 1.1.
Рис. 1.1 Организационная структура отдела маркетинга В бюро планирования коммерческой работы и контроля исполнения заказов входят специалисты по планированию и прогнозированию маркетинга. Бюро рекламы, сбыта и сервиса включает следующих специалистов: 1. Специалисты по экономической информации и по автоматизированной обработке информации; 2. Специалисты анализа и прогнозирования спроса и сбыта.
Кладовая внешней продукции включает сотрудников по работе складирования и отпуска внешней продукции. Основные рынки сбыта - промышленные предприятия Беларуси и России. Стратегия сбыта Для привлечения новых партнеров и увеличения объемов заказов от уже имеющихся заказчиков в 2005 году планируется разработать и применять гибкую систему ценообразования (система скидок), также участвовать в специализированных выставках, связанных с основным видом деятельности нашего предприятия
на территориях России, Беларуси, осуществлять прямую почтовую рассылку печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей и заказчиков на территории России, Беларуси. В условиях высокой насыщенности рынков обувью ИП «Мотком» (превышение предложения над спросом) ставит своей целью удовлетворять все требования потребителей, расширять условия взаимовыгодного сотрудничества.
Существенное место в повышении конкурентоспособности занимает ценовая политика. Чтобы установить оптимальную цену необходимо ориентироваться: на затраты, заданную прибыль и емкость рынка. Уровень цены при ее формировании будет зависеть от технического уровня и качества инструмента с одной стороны, условий платежей за продукцию с другой стороны. В течении 2006 года предполагается совершенствовать: целевую ориентацию выпускаемой продукции;
организацию рекламы продукции, в том числе путем участия в выставках, проводимых в республике и в соседних странах; систему контроля за ходом выполнения внешних заказов; формы работы со сбытовой сетью ИП «Мотком». Для осуществления намеченных планов необходимо проводить ряд мероприятий: участие в тендерных торгах, проводимых крупнейшими предприятиями нефтегазовой отрасли, железными дорогами, естественными монополиями, а также силовыми ведомствами; создание
региональных сбытовых структур с привлечением местных торговых организаций; отработка возможности экспортных поставок в страны, традиционно снабжавшиеся предприятиями бывшего СССР. Так как создаваемое общество будет иметь возможность производить обувь двух самых распространенных методов крепления, это позволит вести агрессивную конкурентную борьбу по захвату новых сегментов рынка. При разработке рекламной поддержки продаж необходимо сосредоточиться на освещении нескольких основных
аспектов создаваемого производства: 1) покупка продукции осуществляется непосредственно у производителя (многие потребители стремятся работать напрямую, исключая посредников); 2) в случае если покупатель заинтересован в комплексной поставке средств индивидуальной защиты, то благодаря дочерним структурам ЗАО «Дом» такая поставка возможна (схема работы по принципу «все для клиента»); 3) отдельный акцент будет сделан на специфических свойствах полиуретановой обуви с целью увеличения
удельного объема продаж последней в общих объемах поставок (если постепенно удастся вытеснять гвоздевую обувь с рынка, это автоматически позволит избавляться от конкурентов, так как производителей полиуретановой обуви на территории бывшего СССР всего три). Для этого рекламируются такие свойства полиуретановой обуви, как маслобензостойкость и легкость. Основными рекламными мероприятиями будут являться: издание представительного каталога; участие во всероссийской выставке «Рослегпром» и других
выставках; участие и организация семинаров, посвященных охране труда и современным тенденциям развития средств индивидуальной защиты. 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП «МОКОМ» Товарная продукция определяется в сопоставимых ценах с целью нивелирования инфляционных процессов и определения изменения физического объема продукции.
В качестве сопоставимых цен при определении стоимостных показателей приняты цены первого (базового) периода – 2001г. Индекс цен в 2003г. по отношению к 2002г. составил 159,26%, в 2004г. – 244,35%, в 2005г. – 313,74%. Товарная продукция в 2002г. составила 314446 тыс. руб. (Форма №2 Отчет о прибылях и убытках, стр. 010). Товарная продукция в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Товарная продукция в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Товарная продукция в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост товарной продукции в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Себестоимость товарной продукции в 2002г. составила 286420 тыс. руб. (Форма №2 Отчет о прибылях и убытках, стр. 020, 030, 040). Себестоимость товарной продукции в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Себестоимость товарной продукции в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Себестоимость товарной продукции в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост себестоимости товарной продукции в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Материальные затраты в 2002г. составили 145717 тыс. руб. (Форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу, стр. 610). Материальные затраты в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Материальные затраты в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Материальные затраты в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост материальных затрат в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Заработная плата в 2002г. составила 104186 тыс. руб. (Форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу, стр. 620). Заработная плата в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Заработная плата в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Заработная плата в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост заработной платы в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Амортизационные отчисления в 2002г. составили 19118 тыс. руб. (Форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу, стр. 640). Амортизационные отчисления в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Амортизационные отчисления в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Амортизационные отчисления в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. изменение амортизационных отчислений в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составило: . Балансовая прибыль в 2002г. составила 34122 тыс. руб. (Форма №2 Отчет о прибылях и убытках, стр. 130). Балансовая прибыль в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Балансовая прибыль в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Балансовая прибыль в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост балансовой прибыли в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Прибыль от реализации продукции в 2002г. составила 28026 тыс. руб. (Форма №2 Отчет о прибылях и убытках, стр. 050). Прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост прибыли от реализации продукции в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Чистая прибыль в 2002г. составила 15478 тыс. руб. (Форма №2 Отчет о прибылях и убытках, стр. 150). Чистая прибыль в сопоставимых ценах в 2003г.: тыс. руб. Чистая прибыль в сопоставимых ценах в 2004г.: тыс. руб.
Чистая прибыль в сопоставимых ценах в 2005г.: тыс. руб. В 2005г. рост чистой прибыли в сопоставимых ценах (в процентах) по отношению к 2002г. составил: . Среднегодовая стоимость основного капитала определяется по формуле: , где ОКсг – среднегодовая стоимость основного капитала, млн. руб.; ОКнг – стоимость основного капитала на начало года, млн. руб.;
ОКкг – стоимость основного капитала на конец года, млн. руб. Используя информацию бухгалтерского баланса данную формулу можно записать: . Среднегодовая стоимость основного капитала в 2002г.: млн. руб. Среднегодовая стоимость основного капитала в 2003г.: млн. руб. Среднегодовая стоимость основного капитала в 2004г.: млн. руб.
Среднегодовая стоимость основного капитала в 2005г.: млн. руб. Среднегодовая стоимость основного капитала 2005г. в процентах к 2002г.: . Оборотные средства отражаются в балансе по стр.290, основные средства – по стр. 110. Активы предприятия отражаются в балансе по стр.299, собственный капитал предприятия – по стр.390. Таблица 2.2 Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности
ИП «Мотком № п/п Показатели 2002 2003 2004 2005 1. Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб. 314446 385533 529159 687831 2. Себестоимость товарной продукции, в т.ч тыс.руб. 286420 382407 464088 526551 2.1. материальные затраты, тыс.руб. 145717 173220 207899 277937 2.2. заработная плата, тыс.руб. 104186 131892 128913 137694 2.3. амортизационные отчисления, тыс.руб.
19118 87686 51565 48129 3. Балансовая прибыль, в т.ч тыс.руб. 34122 41417 80213 167017 3.1. прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 28026 31260 65071 161280 4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и платежей (чистая прибыль) , тыс.руб. 15478 14295 43790 103908 5. Численность промышленно-производственного персонала, чел 48 54 56 59 6.
Средняя годовая стоимость основного капитала, млн.руб. 3516 5145 5318 6791 7. Оборотные средства, основные средства, млн.руб. 3531 4531 7354 8313 8. Объем продукции, поставляемой на экспорт, млн.руб. 126 132 284 321 9. Активы предприятия – всего, млн.руб. 4293 6209 7902 8150 10. Собственный капитал предприятия, млн.руб.
3644 5066 6426 6780 Товарная продукция в сопоставимых ценах имеет тенденцию к увеличению. В 2005г. наблюдается рост товарной продукции в сопоставимых ценах по сравнению с 2004 г. на 29,9% (см. рис. 2.2). Рис. 2.2 Динамика товарной продукции Себестоимость товарной продукции также растет. Наибольший удельный вес в себестоимости продукции составляют материальные затраты. Рассчитаем структуру себестоимости товарной продукции в 2002 году: , , где
МЗ – материальные затраты; ЗП – заработная плата; АО – амортизационные отчисления. Рассчитаем структуру себестоимости товарной продукции в 2003 году: Рассчитаем структуру себестоимости товарной продукции в 2004 году: Рассчитаем структуру себестоимости товарной продукции в 2005 году: Структура себестоимости продукции предоставлена на рис.
2.3. Рис. 2.3 Структура себестоимости товарной продукции, тыс. руб. Балансовая и чистая прибыль увеличиваются. Балансовая прибыль в 2002г. слагается в основном из внереализационных доходов, так как прибыль от реализации продукции достаточно низкая. В 2005г. наблюдается значительный рост балансовой прибыли, в том числе прибыли от реализации продукции, а также чистой прибыли (см. рис. 2.4, 2.5, 2.6) Рис.
2.4 Динамика балансовой прибыли, тыс. руб. Рис. 2.5 Динамика прибыли от реализации продукции, тыс. руб. Рис. 2.6 Динамика прибыли остающейся в распоряжении предприятия, тыс. руб. Численность промышленно-производственного персонала увеличивается незначительно. Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основного капитала, оборотных средств.
Также увеличивается объем экспортируемой продукции. Активы предприятия увеличиваются, а вот собственный капитал в 2005г. увеличивается, в основном, за счет увеличения размера прочих фондов специального назначения. Далее рассчитаем основные показатели эффективности функционирования ИП «Мотком». Показатели эффективности функционирования
ИП «Мотком» Выработка продукции на одного работающего определяется по формуле: , (1) где В – выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. / чел.; ТП – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.; ЧР – численность работающих, чел. 2002г.: тыс. руб. / чел. 2003.: тыс. руб. / чел. 2004г.: тыс. руб. / чел. 2005г.: тыс. руб. / чел.
Прирост заработной платы на 1% прироста производительности труда определяется по формуле: , (2) где ΔЗП – прирост заработной платы на 1% прироста производительности труда, руб.; ЗПотч – заработная плата отчетного года, тыс. руб.; ЗПпрошл – заработная плата прошлого года, тыс. руб.; В%отч – выработка продукции на одного работающего в отчетном году в процентах к прошлому году, %.
2003г.: тыс. руб. 2004г.: тыс. руб. 2005г.: тыс. руб. Фондоемкость продукции – показывает, какая стоимость основного капитала затрачивается на рубль выпущенной продукции. , (3) где Фе – фондоемкость, руб.; ОК – стоимость основного капитала, тыс. руб.; ТП – объем выпущенной продукции, тыс. руб. 2002г.: руб. 2003г.: руб. 2004г.: руб. 2005г.: руб. Скорость оборачиваемости оборотных средств показывает тот промежуток
времени в днях, в течение которого авансированные оборотные средства вернутся на предприятие в виде части стоимости выпущенной продукции. ’ (4) где Доб – длительность одного оборота, дней; 360 – продолжительность периода (год); Оср – средний остаток оборотного капитала, тыс. руб.; ТП – объем выпущенной продукции, тыс. руб. 2002г.: дня 2003г.: дней 2004г.: день 2005г.: дней Материалоемкость продукции показывает, какая стоимость оборотного капитала затрачивается на рубль выпущенной
продукции. , (5) где Ме – материалоемкость продукции, руб.; ОС – стоимость оборотного каптала, тыс. руб. 2002г.: руб. 2003г.: руб. 2004г.: руб. 2005г.: руб. Зарплатоемкость продукции показывает, какая сумма заработной платы приходится на рубль выпущенной продукции. , (6) где Зе – зарплатоемкость продукции, руб.; ЗП – сумма заработной платы, тыс. руб.
2002г.: руб. 2003г.: руб. 2004г.: руб. 2005г.: руб. Затраты на рубль товарной продукции показывают, какая сумма затрат приходится на рубль выпущенной продукции. , (7) где Зруб – затраты на рубль товарной продукции продукции, руб.; С – себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 2002г.: руб. 2003г.: руб. 2004г.: руб. 2005г.: руб. Доля продукции, поставляемой на экспорт:
2002г.: 2003г.: 2004г.: 2005г.: Показатели рентабельности рассчитаем с использованием Формы №1 Бухгалтерсий баланс и Формы №2 Отчет о прибылях и убытках. Рентабельность продукции: (ф. №2) (8) 2002г.: 2003г.: 2004г.: 2005г.: Рентабельность активов: (9) 2003г.: 2004г.: 2005г.: Рентабельность собственного капитала:
2003г.: 2004г.: 2005г.: Рентабельность основного капитала: (11) 2003г.: 2004г.: 2005г.: Рентабельность оборотного капитала: (12) 2003г.: 2004г.: 2005г.: Рентабельность прибыльности продаж: (ф№2) (13) 2002г.: 2003г.: 2004г.: 2005г.: Результаты расчетов сведем в таблицу 2.3. Таблица 2.3 Показатели эффективности функционирования
ИП «Мотком» № п/п Показатели 2002 2003 2004 2005 1. Выработка продукции на одного работающего, тыс.руб./чел. 6551 7140 9449 9688 2. Тоже в % к предыдущему году, % 108,99 132,34 102,53 3. Средняя годовая заработная плата одного работающего, тыс.руб. 195 214 258 290 4. Прирост заработной платы на 1% прироста производительности труда, тыс.руб.
2,113 1,361 12,648 5. Фондоемкость продукции, руб. 9,89 10,17 12,03 6,21 6. Скорость оборачиваемости оборотных средств, дни 482 569 671 1229 7. Материалоемкость продукции, руб. 1,34 1,58 1,87 3,41 8. Зарплатоемкость продукции, руб. 0,03 0,03 0,03 0,03 9. Затраты на рубль товарной продукции, руб. 0,91 0,99 0,88 0,77 10.
Доля продукции, поставляемой на экспорт, % 40,07 34,24 53,98 32,85 11. Рентабельность продукции, % 9,78 0,82 14,02 30,63 12. Рентабельность активов, % 1,26 2,78 7,09 13. Рентабельность собственного капитала, % 2,42 3,40 10,61 14. Рентабельность основного капитала, % 1,88 3,81 9,85 15. Рентабельность оборотного капитала, % 12,80 24,55 31,42 16.
Рентабельность прибыльности продаж, % 8,91 0,81 12,30 23,45 Показатель выработки на одного работающего увеличивается. Это положительная тенденция: при увеличении числа работающих увеличивается количество выпускаемой продукции (см. рис. 2.7). Рис. 2.7 Динамика выработки продукции на одного работающего Анализ использования основных фондов проводится с помощью показателя фондоемкости.
На протяжении 2002-2004гг. фондоемкость увеличивается, в 2005г. наблюдается снижение фондоемкости, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений. Материалоемкость продукции увеличивается. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низкокачественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов,
использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции. Зарплатоемкость продукции, выпускаемой ИП «Мотком» на протяжении 4-ех лет находится на постоянном уровне. Доля продукции, поставляемой на экспорт, изменяется в зависимости от спроса на продукцию на мировом рынке. По показателю «прибыль» еще нельзя судить о деятельности предприятия и о степени эффективности производства, потому что не известно, сколько средств затратило предприятие для получения этой прибыли.
Поэтому сумму прибыли нужно сопоставить с затратами. Это отношение будет характеризовать уровень доходности, прибыльности предприятия, то есть рентабельности (см. рис. 2.8). Рис. 2.8 Динамика показателей рентабельности на предприятии ИП «Мотком» за 2002 – 2005 год В 2003г. показатели рентабельности очень низкие. Рентабельность прибыльности продаж составляет всего 0,81%.
В 2004-2005гг. показатели рентабельности увеличиваются. Для повышения рентабельности необходимо сокращать издержки на производство продукции и соответственно увеличивать прибыль предприятия, за счет эффективного производства. 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП «МОТКОМ» Результатом проведенного выше анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является
разработка мероприятий (предложений), направленных на повышение эффективности хозяйствования. На основе приведенных расчетных данных можно предложить следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности. В ИП «Мотком» уменьшается скорость оборачиваемости оборотных средств. Общая длительность кругооборота оборотных средств есть функция времени нахождения этих средств на каждой стадии кругооборота. На практике это означает, что увеличение длительности кругооборота оборотных средств
приводит не только к отвлечению собственных денежных средств, но и к необходимости привлечения дополнительных средств с тем, чтобы не нарушать непрерывность производства. В 2003г. показатели рентабельности очень низкие. Рентабельность прибыльности продаж составляет всего 0,81%. В 2004-2005гг. показатели рентабельности увеличиваются. Для повышения рентабельности необходимо сокращать издержки на производство продукции и соответственно
увеличивать прибыль предприятия, за счет эффективного производства. Предлагаем несколько способов пополнения недостатка оборотных средств предприятия и источников собственных оборотных средств: 1. Одним из способов привлечения денежных средств предприятия может быть эмиссия ценных бумаг (акций) предприятия при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпуска акций за счет добавочного капитала по переоценке и продажи их учредителям.
2. Привлечение заемного капитала (краткосрочные ссуды банка). 3. Финансирование деятельности предприятия посредством лизинга, т.е. предприятие не приобретает дорогостоящее оборудование в собственность, а берет его в лизинг, то есть долгосрочную аренду и тем самым не отвлекает денежные средства из оборота. 4. При заключении договоров на отгрузку продукции тщательно изучать платежеспособность и уровень финансовой устойчивости покупателей. 5. В договорах на поставку продукции обязательно оговаривать
условия оплаты (предоплата, расчеты по схеме "2/10 полная 30". 6. Создание резерва по сомнительным долгам. С ускорением преобразований структуры управления предприятий и возрастанием неопределенности внешней среды возрастает значение персонала как стратегического ресурса, определяющего конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе В связи с этим формирование кадрового потенциала заслуживает особого внимания со стороны предприятия.
Кадровый потенциал, или потенциал предприятия связан с подразделениями и организацией в целом Категория «кадровый потенциал» не идентична категории «кадры», так как под кадрами понимается совокупность работников разных профессий и специальностей, уровень их подготовки и образования. В понятие «кадровый потенциал» включается не только собственно персонал, но и определенный уровень совместных возможностей персонала для достижения заданных целей.
Категория «кадровый потенциал» предполагает рассмотрение персонала как активных элементов организации. Главное в организации — не потенциалы отдельных работников, а единый кадровый потенциал, т.е. взаимодействие между ними. Учитывая важность вопросов, связанных с персоналом, принята «Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь», утвержденная 18 июля 2001 года Указом Президента Республики Беларусь №399. Принятие концепции государственной кадровой политики
Республики Беларусь обусловлено необходимостью реализации стратегического курса на формирование социально-ориентированной рыночной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствование механизма — управления обществом, использование современных социально-политических технологий. С учетом сформулированных на государственном уровне положений должна строиться и политика каждого хозяйствующего субъекта. Так, что касается
ИП «Мотком», вспомогательный, обслуживающий характер. Деятельности отдела кадров на предприятии не соответствует условиям выживания предприятия в современных экономических условиях. В условиях конкуренции кадровые службы призваны быть активными помощниками руководителей высшего звена управления, инициаторами Разработки способов увеличения деловой активности подразделений, выявления резервов эффективности их хозяйственной деятельности путем использования социологических
исследований и внедрения и результатов Современным службам отдела кадров от чисто кадровых вопросов нормативно-методического, делопроизводственного и правового обеспечения необходимо, перейти к самому управлению персоналом. Это осуществляет! Благодаря управлению профессиональным продвижением, формированию реального кадрового резерва и действенной работе с ним, изучению рынков трудовых ресурсов, а также внутренних источников развития кадрового потенциала Современные кадровые службы должны обеспечить социально-психологические
условия взаимодействия работников, здоровые взаимоотношения в коллективе. На предприятии ИП трудится 85% женщин. В женских коллективах наиболее часто возникают конфликты. Конфликты, возникающие в организации, называют организационными. К ним относят диспуты, конфронтации, противоречия. Однако, конфликт, наряду с проблемами, может приносить и пользу предприятию.
Считается, что если в трудовом коллективе нет конфликтов, то _там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Когда конфликт на предприятии неуправляем, это может привести к конфронтации, когда структурные подразделения предприятия, или члены микро- или макроколлектива перестают быть сотрудниками и общаться друг с другом. Целесообразно на
ИП в штатное расписание отдела кадров ввести должность менеджера-конфликтолога, который должен уметь анализировать конфликт, понять его и умело управлять им. В этом случае организационная схема отдела кадров будет иметь следующую структуру. Дополнительные затраты по оплате труда этого работника могут быть покрыты за счет средств, полученных в результате повышения производительности труда. Кадровые службы должны непрерывно совершенствовать
систем работы с персоналом, искать рациональные формы взаимоотношений в трудовых коллективах, с руководителями подразделений, профсоюзами В Беларуси специалистов по управлению персоналом целенаправленно не готовит ни один ВУЗ. Поэтому формирование профессиональными специалистами отдела кадров является проблемой и для ИП «Мотком». Учитывая сложность решения проблемы, на данном этапе необходимо привлекать внешних консультантов по важнейшим вопросам, касающимся персонала.
Под управлением персоналом понимается совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива, использование его возможностей и способностей в производственном процессе, а также формирование корпоративной культуры Управление персоналом представляет собой процесс, включающий следующие управленческие действия: планирование персонала для достижения целей предприятия; набор персонала и создание
резерва персональных кандидатов; отбор лучших кандидатов на замещение рабочих мест из созданного резерва; обучение персонала трудовым навыкам и повышение его квалификации для эффективного выполнения работы; оценка трудовой деятельности персонала; перемещение кадров, в том числе повышение и понижение в должности, перевод на другую работу и увольнение; подготовка руководящих кадров для управления предприятием.
В ИП «Мотком» отдел кадров состоит из 11 работников. Начальник отдела—кадров осуществляет общее руководство отделом "Заместитель начальника отдела кадров составляет статистическую отчетность, осуществляет подготовку документов по персонифицированному учету кадров. У него в подчинении находятся шесть инспекторов-операторов, которые производят прием и оформление на работу, оформление документов для работников, уходящих на пенсию, учет
личного состава Инспекторы составляют приказы о выделении материальной помощи, о награждениях работников, достигших 50-летия, а также в связи с уходом на пенсию и т.д. Инженеры по подготовке кадров разрабатывают план обучения рабочих и план повышения квалификации инженерно-технических работников, заключают договоры в учебных центрах. На предприятии в отделе кадров трудится 0,34°о OF общего количества работающих.
Опыт развитых стран свидетельствует о самом серьезном внимании к новым службам. Вопрос о преодолении разрыва между новыми организационными формами и старыми способами управления назрел и на ИП «Мотком». Высшее руководство должно понимать важность кадровых служб для процветания предприятия и рассматривать затраты на переподготовку и учебу работников отдела кадров как на капитальные вложения, а не как на затраты. Разработка кадровой политики предприятия и ее реализация должна быть наиболее
актуальной для работников отдела кадров, так как она является повышения эффективности использования персонала. Планирование кадров становится все более важной в обеспечении стратегии организации в связи с тем, что точный учет будущих потребностей позволяет четко ориентироваться при разработке планов повышения квалификации и работе с резервом. Планирование кадров должно быть одним из разделов текущего (1 год) и перспективного (на 5-10 лет) планов "организации.
Просчеты в кадровом планировании в условиях рыночной экономики приводят к кризисам и банкротствам. Во избежание просчетов в практику планирования должны войти такие формы подбора кадров управления, как схемы должностного развития должностей, планирование карьеры, ротация кадров, которые предусматривают темпы движения, необходимые для выхода работников на правленческие посты в наиболее продуктивном возрасте. Процесс планирования персонала включает 3 вида работ: оценку оценку будущих потребностей и разработку
программы удовлетворения будущих потребностей. В процессе оценки руководство 10лжно определить фактическое наличие персонала, его достаточность и -качество для достижения целей организации. Результаты такой оценки позволят обеспечить прогнозирование -будущих потребностей, которое производится раздельно для краткосрочных и перспективных целей предприятия. Особое внимание должно быть обращено на выявление категорий персонала, потребность в которых должна
возрасти. Возрастает потребность предприятия в высокопрофессиональных специалистах творческих профессий. Это художники-модельеры, конструкторы. Правильно: разработанная коллекция одежды, а также удачная конструктивная разработка лекал позволят предприятию найти новых потребителей. Огромное значение приобретает должность технолога. От результатов его работы (разработки схем разделения труда, расстановки оборудования и рабочих) зависит
эффективность работы персонала, повышение производительности труда. Набор персонала заключается в создании необходимого резерв? кандидатов на все должности и специальности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для него работников. Набор резерва следует из внутренних и внешних источников. В настоящее время на ИП набор управленческого персонала и специалистов, т е квалифицированных сотрудников
производится из внутренних источников Набор внутри предприятия определяется его давними традициями. Этот метод непосредственно связан с продвижением по службе сотрудников предприятия Продвижение своих сотрудников обходится дешевле Кроме того, повышается их заинтересованность в повышении производительности труда, повышении квалификации, улучшается моральный климат в коллективе и усиливается привязанность работников к своему предприятию. Однако метод формирования квалифицированных специалистов
из внутренних источников не всегда приводит к положительным результатам Недостатками метода являются производственная «слепота», ограниченность рамками своего предприятия Предприятию нужны люди с новым взглядом на производство, с новыми знаниями и идеями, подходами. Предприятие заинтересовано в привлечении высококвалифицированного персонала. С этой целью отдел кадров должен осуществлять маркетинг персонала, являющийся условием роста кадрового
потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силы. Маркетинг персонала должен включать: исследование рынка рабочей силы; исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей; воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места на предприятии. Отбор кандидатов на замещение вакантных мест является важным и ответственным этапом формирования персонала.
Процедура заключается в выборе из ряда претендентов одного или нескольких из них, в наибольшей степени отвечающих критериям отбора на конкретное вакантное место. Успех предприятия во многом зависит от руководящих кадров, поэтому на ИП «Мотком» необходимо уделять его подготовке особое внимание Для этого необходимо, организовать лекции для повышения профессиональных знаний, ежегодно приглашать
специалистов по проблемам управления, организовывать встречи в руководителями других предприятий для обмена опытом. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе служат надежным средством, позволяющим сделать труд работника более производительным. При устройстве на работу новый сотрудник приносит с собой приобретенные на прошлой работе опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в рамки профессиональных требований и сложившихся взаимоотношений
в коллективе. Социальная адаптация — это процесс осознания ценностей, разделяемых руководством и коллективом, которые определяют внутренний климат предприятия. Серьезное влияние на социальную адаптацию оказывает формирование организационной культуры предприятия. В настоящее время, например, в США и странах Западной Европы большое внимание уделяется проблеме качества трудовой жизни.
Высокое качество трудовой жизни характеризуется определенными факторами, отражающими характеристики самой работы, ее организацию и отношение к персоналу высшего руководства организации. Прежде всего, работа должна быть интересной и рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда. Рабочая среда должна быть чистой, иметь благоприятные экологические условия с учетом прогрессивных ^медико-биологических норм.
Должны быть обеспечены необходимые средства бытового и медицинского обслуживания сотрудника и его семьи Важное место в определении качества трудовой жизни персонала занимают взаимоотношения руководителями персонала в процессе работы, в том числе надзор со стороны руководства который должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда возникает в этом необходимость рабочие должны принимать участие в принятии решений, касающихся их работы Также должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений
с коллегами. Качество трудовой жизни работников предприятия неразрывно связано с организационной культурой предприятия. Понятие экономической эффективности труда (производительность труда) дополняется психологической эффективностью труда, которая определяется воздействием трудового коллектива на организм человека и является следствием организационной культуры, а также социальной эффективностью труда, которая предполагает развитие личности каждого работника, расширение его квалификации, производственного роста.
Таким образом, эффективность персонала включает в себя понятие экономической, психологической и социальной эффективности. Если последние две не находят достаточного выражения в данном коллективе, то происходит снижение темпов роста производительности труда. Поэтому предложенные в исследовании мероприятия, направленные на формирование рациональной кадровой политики и общей организационной культуры, а также использование имеющихся внутрипроизводственных резервов производительности труда создадут предпосылки для более результативного
использования персонала предприятия и, как следствие, его выживаемости в конкурентной среде. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы: Наименование предприятия: Иностранное производственное Частное унитарное предприятие "Мотком" компании "Вектра" (ИП «МОТКОМ»). В соответствии с требованиями
ГОСТ 9289-78 п.5 предприятие проводит периоди¬ческий контроль выпускаемой обуви по физико-механическим показателям: прочность креп¬ления подошвы.деформация подносков, задников, гибкость, масса пары обуви. Последний протокол испытаний б/н от 10.04.2003г. ИЛ ООНИТЛ "Актив Шуз". Для привлечения новых партнеров и увеличения объемов заказов от уже имеющихся заказчиков в 2005 году планируется разработать и применять гибкую систему ценообразования
(система скидок), также участвовать в специализированных выставках, связанных с основным видом деятельности нашего предприятия на территориях России, Беларуси, осуществлять прямую почтовую рассылку печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей и заказчиков на территории России, Беларуси. Товарная продукция в сопоставимых ценах имеет тенденцию к увеличению. В 2005г. наблюдается рост товарной продукции в сопоставимых ценах по сравнению с 2004 г. на 29,9%.
Балансовая и чистая прибыль увеличиваются. Балансовая прибыль в 2002г. слагается в основном из внереализационных доходов, так как прибыль от реализации продукции достаточно низкая. В 2005г. наблюдается значительный рост балансовой прибыли, в том числе прибыли от реализации продукции, а также чистой прибыли. Численность промышленно-производственного персонала увеличивается незначительно.
Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основного капитала, оборотных средств. Также увеличивается объем экспортируемой продукции. Активы предприятия увеличиваются, а вот собственный капитал в 2005г. увеличивается, в основном, за счет увеличения размера прочих фондов специального назначения. Далее рассчитаем основные показатели эффективности функционирования
ИП «Мотком». Анализ использования основных фондов проводится с помощью показателя фондоемкости. На протяжении 2002-2004гг. фондоемкость увеличивается, в 2005г. наблюдается снижение фондоемкости, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений. В 2003г. показатели рентабельности очень низкие. Рентабельность прибыльности продаж составляет всего 0,81%.
В 2004-2005гг. показатели рентабельности увеличиваются. Для повышения рентабельности необходимо сокращать издержки на производство продукции и соответственно увеличивать прибыль предприятия, за счет эффективного производства. На основе приведенных расчетных данных можно предложить следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности. В ИП «Мотком» уменьшается скорость оборачиваемости оборотных
средств. Общая длительность кругооборота оборотных средств есть функция времени нахождения этих средств на каждой стадии кругооборота. На практике это означает, что увеличение длительности кругооборота оборотных средств приводит не только к отвлечению собственных денежных средств, но и к необходимости привлечения дополнительных средств с тем, чтобы не нарушать непрерывность производства. В 2003г. показатели рентабельности очень низкие. Рентабельность прибыльности продаж составляет всего 0,81%.
В 2004-2005гг. показатели рентабельности увеличиваются. Для повышения рентабельности необходимо сокращать издержки на производство продукции и соответственно увеличивать прибыль предприятия, за счет эффективного производства. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Под. общ. ред. В. И. Стражева. – Мн.: Вышэйшая школа,
2005. – 480 с. 2. Андронова В. Н Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 215 с. 3. Баканов М. И Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М: Финансы и статистика, 2003. – 332 с. 4. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. –
М.: Финансы и статистика, 1996. – 520 с. 5. Бородина Е. И. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 1996. – 208 с. 6. Дробоздина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, 2001. – 479 с. 7. Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 210 с. 8. Кондраков
Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.: Перспектива, 2004 – 652 с. 9. Рыбин В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 391 с. 10. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. – М.: Новое знание, 2004 – 640 с. 11. Шеремет А. Д Сайфулин
Р. С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2005. – 320 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рис. 1.1. Организационная структура предприятия ИП «Мотком»
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |