ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА» Филиал ФГОУВПО «ПАГС» в г. Балакове Кафедра: государственного и муниципального управления Курсовая работа Дисциплина: местное самоуправление
Тема: «Особенности государственного управления при переходе от планового хозяйства к рыночному» Выполнила: студентка 4 курса очной формы обучения специальности 080504 ГМУ Шапошникова О.А. Проверил: Николаев К.А. г. Балаково 2006 г. Содержание Введение 3 Глава 1. Основы плановой и рыночной экономики 1. Основные типы экономических систем 2. Путь российской экономики – смешанная экономика 6 1.3.
Стратегия переходного периода 8 Глава 2. Государственное регулирование – инструмент рыночного механизма 1. Особенности государственного управления экономикой 2. Методы государственного регулирования экономикой 3. Регулирование материального производства 4. Регулирование фондового рынка 5. Регулирование денежного обращения 35 Заключение 37
Библиографический список 40 Введение Объектом исследования выбрана сфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктурой спроса и предложения. Предметом исследования выбран процесс управления системой государственного регулирования экономики России, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Данная курсовая работа очень актуальна, особенно в этот период, когда
Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю три типа экономических систем: плановую, рыночную, смешанную. Подробнее остановлюсь на сравнительном анализе этих экономических систем. Мнения большинства по данному вопросу разделились.
Некоторые считает, что Россия сделала шаг назад, но многие считают смешанную экономику лучшей, да и наша страна стремится к ней. За долгие века своей истории человечество испробовало различные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен. Поэтому нам стоит познакомиться с особенностями основных систем и попытаться разобраться в достоинствах и недостатках каждой из них. Плановая и рыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположные экономические системы.
В теоретическом аспекте плановое хозяйство было задумано как антитеза рыночному. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут существовать вместе и действовать как одно целое – смешанная экономика. Целью этой работы является анализ экономических систем. Так же я рассмотрю, к какому типу можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку, какие реформы для этого предпринимались.
Для достижения указанной цели потребуется решить следующие задачи: провести анализ состояния и уровня развития систем государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах мира и в России; выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период переходы к рыночным отношениям. Глава 1. Основы плановой и рыночной экономики 1. Основные типы экономических систем Система экономических отношений имеет несколько типов экономических
систем: традиционную, командную и рыночную. Традиционная характеризуется такими чертами, как замкнутое натуральное хозяйство, однотипность и устойчивость производимых продуктов на протяжении долгих лет, уравнительным распределением производимого обществом или натуральным хозяйством продукта, неразвитостью его обмена. В России она существовала до 60-х гг. XIX в. Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е -
80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям, колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать, невзирая
на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом. Рыночная экономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение, т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве производить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия собственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение.
При таких условиях происходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности. В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью,
которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара. 2. Путь российской экономики – смешанная экономика Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства трёх подсистем: рыночной экономики,
традиционной экономики и командной экономики. Но смешанная экономика – это система экономических структур, выступающая как «мозаичная целостность» и включающая в себя не три, а намного больше структур. Российская экономика является системой следующих экономических подсистем: 1. единая многонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов; 2. корпоративная экономика социальной и этической ответственности на началах равноправного участия;
3. финансовая экономика духовной и социальной ориентации; 4. социальная рыночная экономика; 5. регулируемая рыночная конкурентная экономика; 6. кооперативная экономика, основанная на соучастии; 7. коллективная частная экономика на основе гуманной экономической демократии; 8. транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога;
9. глобальная экономика, учитывающая национальные и общечеловеческие интересы; 10. традиционная экономика, несущая в себе национальные традиции; 11. военная экономика, обеспечивающая национальную безопасность; 12. межрегиональная экономика, построенная на принципах единства, сотрудничества и взаимной помощи; 13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданской собственности и управляемая по
системе самоуправления; 14.духовная экономика; 15.экологическая экономика; 16. космическая экономика. Основными признаками каждой экономической системы, входящей в смешанную экономику, являются: • идеи, применяемые виды знаний, наука, технологии, ресурсы как материальные и идеальные средства движения экономической системы; • способ или тип самоорганизации экономической системы, характер воспроизводства материальных и духовных благ, организация мер по принятию решений; • основные
субъекты экономической системы; • основные формы собственности, определяющие сущность экономической системы, система прав собственности, контроля и доходов; • основные виды деятельности, присущие экономической системе, связь экономической жизни с важными руководящими органами социальной и политической жизни; • основные движущие силы экономической системы, механизмы обеспечения информацией и координации; • основные законы движения экономической системы, формы и направления экономических процессов; • основные ценности
и цели эволюции экономической системы; • основные мотивы и стимулы человеческой деятельности, присущие экономической системе; • система специфических потребностей, присущих экономической системе; • основные типы экономического поведения людей, присущие экономической системе; • основные противоречия движения экономической системы. России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись «ржавчиной потребительского общества».
1.3. Стратегия переходного периода В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных. Применительно к экономике, это означает переход от системы хозяйствования, организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком принадлежащая государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства, характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и коллективной форм собственности
на средства производства, конкуренцией и состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью государства как одного из регуляторов производства. В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны определяются тремя постулатами: ролью государственных институтов, соотношением разных форм собственности, степенью решения социальных вопросов в рамках понятия социальной справедливости.
Экономическая теория оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом. Практика показала, что в переходный период в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые могли бы послужить
прочной основой для осуществления деликатного процесса превращения плановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей стратегии, сроках, последовательности и очередности осуществляемых преобразований, а также их эффективности среди стран, осуществляемых переход к рыночной экономике. Отличительная особенность переходного периода - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных
формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности. Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Таким образом, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой
системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию. Первоочередной задачей настоящего периода является стабилизация
производства, решение которой в огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль за ходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы. Следует создать адекватную новым условиям систему государственного регулирования производства и практически овладеть его тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики. Государство в новых условиях может и должно располагать другими достаточно мощными средствами
воздействия на хозяйственные и производственные процессы. Это: во-первых, авторитетные и эффективные институты законодательной, исполнительной и судебной власти; во-вторых, аккумулируемые через государственный бюджет финансовые ресурсы, достигающие в странах с развитой рыночной экономикой 30-60% валового национального продукта и используемые на реализацию государственных программ; в-третьих, крупномасштабная государственная собственность, представляемая имуществом, активами,
предприятиями государственного и смешанного секторов экономики. Для обеспечения системы государственного управления всеми секторами экономики целесообразно энергично овладеть новыми эффективными методами. Институциональным структурам предстоит научиться не повелевать и командовать, а разумно управлять и координировать. Необходим принципиально новый стиль государственного управления, основанный на учете интересов объектов
управления, отказе от методов силового давления, необходимости достижения согласия и компромиссов, ведении с партнерами переговоров, заключении с ними договоров и соглашений. Целесообразно вновь вернуться к планированию, но уже на качественно другой основе. В условиях перехода к рынку нельзя обойтись без хорошо продуманных и организованных государственных регулирующих механизмов. Необходимо постоянно заботиться о создании благоприятных условий для нормального
функционирования рынка, самым непосредственным образом влиять на его конъюнктуру, становление. В России назрела необходимость тщательного анализа результатов проведенных преобразований, всестороннего изучения мирового опыта регулирования рыночной экономики, и внесения необходимых корректив в теоретические и методологические основы проводимых преобразований. Экономическая теория считает, что центральный вопрос экономической реформы - приватизация государственной
собственности - совсем не обязательно приводит к повышению эффективности производства. Программа разгосударствления и приватизации, осуществляемая в нашей стране, несомненно, поспешна и во многом порочна. Преобразования под лозунгом народной приватизации привели к тому, что стоимость национального богатства страны обесценена в 30 раз. Об этом свидетельствуют заниженный именно в 30 раз курс рубля и практика продажи предприятий за бесценок. Изучение законности и влияния действующего механизма приватизации
по 78 тыс. преобразованных предприятий на достижение ее главных целей: создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения эффективности производства, социальной защиты населения, создания конкурентной среды - показывает, что ни одно из перечисленных намерений не достигнуто, кроме создания слоя частных собственников. От приватизации как таковой нельзя ожидать «скачка эффективности». Государственные предприятия могут быть столь же эффективными, как и частные, но им предстоит действовать
в условиях достаточно высокого уровня конкуренции, хотя таких условий в нашей стране в настоящее время не существует. Рынок как сфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности: его содержание в наличии спроса и предложений. Чтобы спрос и предложения в товарном производстве находились в необходимом равновесии, обеспечивающем удовлетворение производственных и личных потребностей и предотвращающем при этом как
избыток, так и недостаток товарных масс, должна иметь место специально выделенная координирующая деятельность. Такая деятельность может находиться в интервале максимума централизации управления процессами обмена товара на деньги и минимума, когда отношения на рынке полностью освобождаются от институциональных регуляторов. В этой связи в качестве необходимых условий полноценных отношений товарного рыночного обмена можно выделить: достаточность товарных масс по количеству, качеству и ассортименту; надежное состояние финансово-
кредитной системы; правовой характер отношений поставщиков и потребителей, развитую инфраструктуру движения товаров. Рынок как экономическая категория в состоянии обеспечивать регулирование и способствовать развитию и социалистического способа производства, имеющего преимущества в социальной защите населения, формировании многоукладной экономики и рациональном использовании природных ресурсов. Подводя итог, следует сделать вывод, что стратегия переходного периода должна быть направлена на формирование
эффективной, экологичной, социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей устойчивый ежегодный прирост вновь созданной стоимости - национального дохода и наивысшую производительность труда на уровне наиболее развитых стран мира. Необходимо также определить соотношения в экономической системе различных форм собственности с тем, чтобы установить контуры смешанной экономики. Центральным звеном здесь может стать государственный сектор экономики, его пределы и критерии, максимальное
стимулирование его рыночных конкурентных механизмов. При этом следует последовательно осуществлять разгосударствление, передачу собственности коллективам, восстановить управляемость экономикой, обеспечить ее стабилизацию и последующий рост. Глава 2. Государственное регулирование – инструмент рыночного механизма 2.1. Особенности государственного управления экономикой
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории, характеризующийся падением объемов производства, сокращением рабочих мест, ростом безработицы, снижением уровня социальной защищенности населения. Особенностью данного периода является то, что существующая система государственного регулирования экономики страны, нынешний ход экономического развития России и сложившаяся социально-политическая ситуация таковы,
что данная ситуация в стране может привести к социальному взрыву, а сама Россия занять прочное место в разряде отсталых стран мира. И только органическое сочетание комплексной системы государственного регулирования экономики с рыночными механизмами хозяйствования позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала России и создания действительно сильного государства.
Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная, и по ряду причин ее не смогли решить несколько составов Правительства, возглавлявших эту работу за последнее десятилетие. Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственной самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять только государство, привели к такому положению дел, которое сложилось сегодня.
Кроме того, в их числе: отход от системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятых в основном переводом капиталов за рубеж;
потеря значительного числа рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и так далее, и тому подобное. Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, и тем самым обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества. Перед Россией сейчас стоят животрепещущие вопросы: как накормить
народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема производства, как сохранить рубль от инфляции, как и какими способами рассчитаться с теми 160 миллиардами долларов, которые Россия задолжала мировому экономическому сообществу и фактически попала в полную экономическую зависимость от МВФ, как предотвратить негативные тенденции превращения нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.
В настоящее время в силу целого ряда причин, в том числе частой сменяемости составов Правительства, потери значительной части ведущих отечественных ученых и специалистов, в России не сформирована действительно реальная концепция экономического развития на ближайшую перспективу и на последующие десятилетия. В этот ответственный для судьбы России момент необходимо сформировать объективно правильную и верную стратегию гармоничного развития
нашей страны, которая способна не только осуществить перелом в падении объемов промышленного производства, обнищания и вымирания нации, но и обеспечить неуклонный подъем экономики и постоянный рост национального достояния России. 2.2. Методы государственного регулирования экономикой Государственные органы используют целый арсенал инструментов воздействия на экономическое развитие стра¬ны, которые составляют в совокупности методы государственного ре¬гулирования экономики.
Они включают все действия, начиная с прогнозирования и плани¬рования и кончая принятием решения по преобразованию, совершен¬ствованию функционирования экономики в целом или ее отдельно взя¬тых отраслей, частей, предприятий. Методы государственного ре¬гулирования экономики подразделяются на административные и экономические. Экономические в свою очередь можно разделить на прямые и косвенные. Административные методы основываются на силе и авторитете государственной власти, принимаемых нормативных
актах по принуждению, запрету, разреше¬нию определенных действий. Они используются в целях фиксирования юридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации форм собственности, финансового оздоровления, контроля за различ¬ными сторонами деятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвра¬тимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных
правил и норм. Жесткость административных методов усиливается в сложных и ост¬рых ситуациях. Эффективность их выше при наличии вертикали управле¬ния, действенного хозяйственного права. Недооценка административ¬ных методов ведет к активизации сил, заинтересованных в не правовом государстве, а в хаосе, а также вмешательству чиновников в экономику вне правового поля, бюрократизации аппарата управления. Экономические методы составляют механизмы финансовой и де¬нежно-кредитной политики, они
используются для достижения мак¬роэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной эко¬номической стратегии. Они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предполагают непосредственное ис¬пользование государственных ресурсов для реализации экономических проектов и удовлетворения общественных потребностей.
Косвенные методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования сво¬боду выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки и пошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курс рубля. Административные методы. Предприятия, другие юридические лица, индивидуальные пред¬приниматели подлежат государственной регистрации
в порядке, ус¬тановленном законодательством. Полномочиями по государствен¬ной регистрации наделены Министерство по налогам и сборам РФ, Минюст России и Центральный банк РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства,
а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. На основании лицензии действуют предприятия независимо от орга¬низационно-правовой формы, а также физические лица, осуществ¬ляющие предпринимательскую деятельность без образования юриди¬ческого лица. Лицен¬зии выдаются органами территориально-отраслевого управления
и их администраций. Владелец лицензии на определенные виды деятельно¬сти, выполняющий муниципальный заказ, который имеет важное значение для жизнеобеспечения региона, получает право на льготные условия лицензирования. Лицензии выдаются не менее чем на пять лет, а по некоторым ви¬дам деятельности можно получить бессрочную лицензию. Действие лицензии может быть приостановлено при выявлении неоднократных на¬рушений лицензионных требований. Аннулирование лицензии воз¬можно только по решению суда.
Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителей и государства в отношении без¬опасности продукции, работ, услуг, их качества, надежности измерений, экономии ресурсов. К нормативным документам по стандартизации относятся государ¬ственные стандарты; международные (региональные) стандарты, прави¬ла и нормы; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических обществ и других общественных организаций.
Формирует и реализует государственную политику в области сертификации Госстандарт России. Он устанавли¬вает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит ре¬гистрацию систем сертификации и знаков соответствия. В случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется обя¬зательная сертификация. Правила обязательной сертификации уста¬навливаются с учетом сложившейся международной практики. Орга¬низация и проведение работ по обязательной сертификации возлага¬ются на
Госстандарт России. Госстандартом России, а также иными специально уполномоченными государственными органами управления осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабо¬раториями (центрами), органами по сертификации правил обязатель¬ной сертификации и контроль сертифицированной продукции. Для производства отдельных видов продукции требуется предва¬рительно получить гигиеническое заключение.
Оно является разреше¬нием на производство (ввоз) продукции, соответствующей установ¬ленным требованиям, и служит официальным подтверждением без¬опасности продукции для здоровья человека при соблюдении опре¬деленных условий. Гигиеническая оценка продукции проводится учреждениями го¬сударственной санитарно-эпидемиологической службы по результа¬там исследований привлекаемых для этого организаций. Выдача ги¬гиенических заключений осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической
службы России на этапе согласова¬ния нормативной документации и постановки продукции на произ¬водство или оформления контрактов (договоров) при закупке за ру¬бежом новой продукции. Для продажи продукции нужно иметь сертификат соответствия стан¬дарту качества, документ о соответствии санитарно-гигиеническим нор¬мам, нормам противопожарной безопасности. Экологическая экспертиза служит средством контроля за состоя¬нием окружающей среды, выполнением мероприятий
по охране и ра¬циональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства с целью предотвращения деградации окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при под¬готовке предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Осуществляется государственный мониторинг окружающей сре¬ды.
Он включает наблюдение за состоянием, оценку и прогнозиро¬вание изменения среды под воздействием природных и антрополо¬гических факторов. Эту работу проводят МПР России, Минсельхоз России, Госкомрыболовство России, Росгидромет, Росземкадастр, субъекты РФ, а также специально уполномоченные госорганы охра¬ны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Служ¬бы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах,
на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе. К ведению органов местного самоуправления относится приня¬тие решений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности. Районная администрация имеет право приостановить строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории. Приватизация как средство государственного регулирования эко¬номики осуществляется в целях
структурных преобразований, активиза¬ции фондового рынка, решения бюджетных проблем, обретения эффек¬тивных собственников. Банкротство используется как способ юридически корректного возрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требова¬ний кредиторов, процедура возврата долгов финансово несостоятель¬ными предприятиями и гражданами. В этой процедуре собственно бан¬кротство составляет конкурсное производство. Возбудить дело о банкротстве нетрудно, достаточно выкупить долги на 100 тыс. руб.
Предприятие может быть обанкрочено по иску налогового органа, если оно не ведет никакой деятельности, величи¬на задолженности при этом во внимание не принимается. Однако право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора при подтверждении его требований вступившим в силу решением суда. Во всех случаях должник может избежать процедуры судебного разбирательства, если сможет за месяц погасить
долг или иначе урегулировать отношения с кредитором. Экономические методы государственного регулирования. Экономические методы прямого действия обусловлены принятием государством на себя ответствен¬ности за обеспечение потребностей в «общественных благах». Финансовая политика. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты,
внебюджетные государственные фонды, денежные средства государ¬ственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспе¬чиваются собственными источниками доходов и правом определения направлений их расходования. Бюджет — это форма планомерного образования и использова¬ния централизуемого фонда денежных средств, сбалансированная сме¬та доходов и расходов на определенную дату. Если расходы превыша¬ют доходы, то бюджет сводится с дефицитом; если доходы превышают расходы, то образуется
профицит. Разработка бюджета базируется на бюджетном послании Прези¬дента РФ, прогнозах социально-экономического развития страны, платежного баланса, инфляции, валютного курса и других макроэконо¬мических показателей, а также нормативах поступления доходов и фи¬нансовых затрат на предоставление прежде всего государственных услуг. Целями бюджетной политики являются поддержание макроэконо¬мической сбалансированности, устойчивых темпов
экономического роста, высокая эффективность государственных расходов, уменьшения социального неравенства. Расходная часть бюджета является инструментом достижения эко¬номических и социальных целей и определяет масштабы государст¬венного накопления и потребления. При планировании государствен¬ных расходов обосновываются приоритеты, реструктурируются обяза¬тельства, составляются программы реализации экономии средств.
Безвозмездные расходы государственного бюджета называются трансфертами. Различают капитальные, текущие трансферты и выплачи¬ваемые населению. Деньги могут предоставляться в форме дотаций, субсидий, субвен¬ций. Дотации предоставляются вышестоящим бюджетом нижестоя¬щему на сумму недостающих доходов; они не имеют строго целево¬го характера. Субсидии выделяются на финансирование конкретных мероприя¬тий и имеют целевой
характер. Субвенции предполагают долевое уча¬стие в финансировании расходов целевого характера. Формы государственной поддержки могут быть различными в зависимости от специфики отрасли, региона, предприятия: прямое бюджетное безвозвратное финансирование (для на¬учных разработок новых направлений некоммерческого характера); смешанное возвратное финансирование и ограниченные во времени целевые льготы (на ранних стадиях проекта); приоритетное финансирование эффективных производств с небольшими сроками
окупаемости; развитие лизинга с использованием бюджетных средств. Выделение средств из федерального бюджета осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. При этом предприятие должно быть включено в адресную федеральную инвестиционную про¬грамму в качестве получателя бюджетных средств и продать в феде¬ральную собственность по номинальной стоимости свои акции на сумму предоставленных средств.
Государственные инвестиции. Для выполнения функций управле¬ния, сбалансированного развития экономики необходимо оптималь¬ное сочетание государственных и частных инвестиций. Идеальным считается соотношение: на 1 рубль государственных вложений 3 руб¬ля частных. Государственные инвестиции базируются на предложениях Президента РФ, Правительства РФ и в полной мере отвечают общенациональным интересам, реализуются через
федеральную инвестиционную про¬грамму целевые программы. Феде¬ральная инвестиционная программа включает перечень наиболее эф¬фективных проектов, финансируемых с привлечением средств бюдже¬та, и имеет конкретный адресный характер. Государство или указы¬вает своими предпочтениями и льготами, куда надо вкладывать сред¬ства частным инвесторам, или вкладывает собственные средства, ес¬ли капитал ведет себя не активно.
Государственный заказ. Государственный заказ является обще¬принятой эффективной формой регулирования экономики. Он спо¬собен вызывать мультипликаторный спрос; с его помощью государ¬ство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воз¬действует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, спо¬собствует укреплению плановых начал в экономике. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для феде¬ральных и региональных государственных нужд и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.
Поставка продукции для государственных нужд регулируется Гра¬жданским кодексом РФ, законами «О поставках продукции для феде¬ральных государственных нужд», «О государственном оборонном зака¬зе» и другими нормативными актами и осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Заказ выдается как промышленным, так и сельскохозяйственным предприятиям, строительным организаци¬ям,
как правило, на конкурсной основе, кроме закупок вооружений и продукции специального назначения. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предприни¬мательства (МАП России) контролирует проведение конкурсов и торгов на поставку для государственных нужд. При разработке проекта заказа Министерством экономического развития и торговли России, Минфином России определяются бюд¬жетные ассигнования, которые доводятся заказчикам в виде исход¬ных
данных для разработки заказа. На их основе формируются заяв¬ки на финансирование работ и уточняются предложения по показа¬телям заказа. Объем закупок по заказу определяется платежеспособ¬ным спросом заказчиков-потребителей, финансируемых из феде¬рального бюджета и внебюджетных источников. Государственных заказчиков утверждает Правительство РФ. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, государст¬венные учреждения и предприятия.
Гос. заказ¬чики обеспечивают поставщиков финансовыми ресурсами для реали¬зации контрактов. Правительство РФ пре¬доставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах выделенных из бюджета средств. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных гос. нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают пере¬чень государственных предприятий, поддерживаемых
ими путем пре¬доставления первоочередных прав на получение городских и муни¬ципальных заказов. Налоговая политика - это один из методов государственного регулирова¬ния экономики косвенного действия. Налоговая система выполняет фискальные, распределитель¬ные, стимулирующие, стабилизирующие функции. Налоги на 80% обеспечивают доходную часть государственного бюджета. Фискаль¬ная их функция реализуется в результате, как изменения ставок нало¬говых платежей, так и расширения
налогооблагаемой базы на основе роста доходов предприятий. Фискальная политика становится осо¬бенно мощным оружием в периоды кризисов или депрессии. С налоговой политикой непосредственно связана амортизационная политика, призванная регулировать норму накопления основного ка¬питала. Управление нормами амортизации широко используется в ка¬честве средства воздействия на хозяйственный цикл, темпы экономиче¬ского роста.
Изменяя законодательно нормы амортизационных от¬числений, государство создает более благоприятный режим обложения прибыли, что увеличивает сумму средств для финансирования вос¬производства основных фондов. Денежно-кредитная политика базируется на монетарном регулиро¬вании экономики, т.е. регулировании с помощью изменения объема денежной массы в обращении. В зависимости от складывающейся си¬туации в экономике денежная политика ужесточается или ослабляется,
объем денежной массы в обращении сжимается или расширяется. Сжа¬тие денежной массы используется для принуждения к снижению цен, инфляции, поскольку на рынке не может быть дефицита денег. Экспортная и импортная политика. Внешнеэкономическая поли¬тика страны определяется общенациональными стратегическими зада¬чами и является производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию
субъекта¬ми хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, за¬щищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недоб¬росовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке. Таможенные пошлины остаются важным инструментом государст¬ва, с помощью которого импорт и экспорт регулируются в общенацио¬нальных интересах. Концепция таможенной политики ориентирует на унификацию и снижение таможенных импортных пошлин, чтобы их средний уровень не превышал 10%.
Государство в интересах эффективного регулирования экономики должно использовать разнообразные методы с учетом складываю¬щихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказываться от инструментов, не оправдывающих надежд, и искать новые решения смелые и неожиданные. 2.3. Регулирование материального производства. К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства, предметы потребления, и оказывающих услуги производственного
характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сфе¬ры — здравоохранения, просвещения и т.д. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительст¬во) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь). Производство материальных благ, возможно, в различных органи¬зационных формах трудового
процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициатив¬ным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Пред¬принимательство с привлечением наемного труда имеет форму пред¬приятия, а без использования наемного труда — индивидуальной тру¬довой деятельности. Поддержка предпринимательства. Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц осуществляется с имущественной ответственностью
в пределах, определенных организационно-правовой формой, собст¬венником имущества или управляющим, которому собственник пре¬доставляет право хозяйственного ведения на основе договора (кон¬тракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законода¬тельству и требованиям рынка. В зависимости от использования форм собственности предпри¬нимательство подразделяется на индивидуальное, частное, коллек¬тивное, государственное.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без об¬разования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юриди¬ческих лиц, являющихся коммерческими организациями. К инди¬видуальному предпринимателю может быть применен режим бан¬кротства, если он не в состоянии удовлетворить требования кредито¬ров, связанные с предпринимательской
деятельностью. Частное предпринимательство базируется на частной собственно¬сти на обособленное имущество и осуществляется в форме зарегист¬рированной в установленном порядке организации (общества или то¬варищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников; произведенное и приобретенное в процессе деятельно¬сти имущество принадлежит ей на праве собственности. Коллективное предпринимательство осуществляется в форме коо¬перативов.
Производственный кооператив — это добровольное объе¬динение граждан на основе членства для совместной производствен¬ной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их лич¬ном участии и объединении имущественных паевых взносов. Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муни¬ципальной) собственности. Организационной формой государствен¬ного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие
в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции. С начала экономических реформ государство проводит полити¬ку регулирования предпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Государство ре¬гулирует как малый бизнес, так и монополии. Для финансового содействия малым предприятиям образован
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Распоряди¬тельным и исполнительным органом Фонда является дирекция. Гене¬ральный директор Фонда и его заместители назначаются на должность Правительством РФ. Для осуществления надзора за деятельностью Фонда образуется попечительский совет, состав которого утверждается
Прави¬тельством РФ. В Фонд зачисляется не менее 20% средств, поступаю¬щих от приватизации, а также средства от продажи его облигаций, добровольные взносы и другие доходы. Деньги расходуются на возмезд¬ной и безвозмездной основе на выполнение программ развития мало¬го предпринимательства, реализацию пилотных проектов. Создан также фонд содействия развитию малых предприятий в науч¬но-технической сфере для финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями.
Для субъектов малого предпринимательства (юридических и фи¬зических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) введена упрощенная система налого¬обложения, учета и отчетности. Право выбора системы предоставляется самому субъекту пред¬принимательской деятельности. Упрощенная форма первичных доку¬ментов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Минфином России единой на всей террито¬рии
Российской Федерации. Венчурный фонд использует кредиты банков и помещает деньги в наиболее перспективные фирмы, которые через несколько лет могут принести прибыль инвесторам фонда; он объединяет интересы и инве¬стора, и владельца фирмы: инвестор получает право собственности на долю предприятия и заинтересован в росте капитала. Микрокредитование - это финансирование небольших сумм без изучения кредитной заявки и бан¬ковского сопровождения, но по рекомендации авторитетного чело¬века.
В случае не возврата судебная процедура не возбуждается вви¬ду незначительности суммы. При доступности кредита, щадящей налоговой политике, защи¬те от чиновничьего произвола и криминала, доброжелательной по отношению к предпринимателю атмосфере в обществе малый биз¬нес может успешно развиваться без какой-либо специальной под¬держки государства. Регулирование естественных монополий - это передача предприятий в государственную собст¬венность, создание
для управления естественными монополиями специ¬альных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей. Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регулируются государством, и допускается субсидирование из бюджета.
Предприятия естественных монопо¬лий не могут ликвидироваться без решения государственных орга¬нов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отрас¬лей естественных монополий перед представительной властью. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын¬ках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на элек¬трическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте»,
Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулирова¬нию естественных монополий». С участием заинтересованных федеральных органов исполнитель¬ной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и пред¬ставляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен пре¬вышать индекс цен на промышленную продукцию.
В комплекс мер регулирования входят также: определение соста¬ва потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии; контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фон¬дов, заключением некоторых видов сделок; стимулирование с помо¬щью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказывае¬мых услуг, а также удовлетворения спроса на них; учет затрат. Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту ес¬тественной монополии обязательные
для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регули¬рующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. Антимонопольная политика – одна из форм государственного регулирования экономикой. Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется
двумя способами дос¬тижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели всту¬пают в состязательность, конкуренцию за рынок сбыта и заказы по¬требителей, стремятся улучшать качество продукции, расширять ассор¬тимент, снижать издержки. Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей и поставщиков договориться о взаимовыгодном разделе рынка, усло¬виях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дис¬кредитации и применении
других приемов недобросовестной конку¬ренции и монополизации. Этой тенденции государство противодейст¬вует, проводя антимонопольную политику в целях ограничения моно¬полистической деятельности. Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъ¬екта или органа управления, должностных лиц, направленная на недопущение или устранение конкуренции и причиняю¬щая ущерб потребителю. Однако выде¬ляются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение
соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции. Слияние предприятий — это фактор устранения конкуренции и одновременно повышения концентрации производства и его эффек¬тивности. Но все же наращивание мощи фирм в конкурентной борь¬бе признается более разумным, чем механическое их слияние. Антимонопольный контроль предполагает представление в ан¬тимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении осуществлять определенные виды деятельности.
Антимонопольные органы выполняют экономические и правоох¬ранительные функции. МАП России вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонополь¬ного законодательства, о расторжении противоречащих закону догово¬ров, об отмене органами власти и управления принятых неправомер¬ных актов. Оно может также принимать решения о наложении штра¬фов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполне¬ние предписаний министерства, обращаться в суд или арбитраж с ис¬ками и
заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуж¬дении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с на¬рушением антимонопольного законодательства. В отношении хозяйствующих субъектов Министерство вправе кон¬тролировать соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта, крупные про¬дажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяй¬ствующего субъекта.
В отношении органов власти и управления оно может направлять рекомендации по: предоставлению льгот (кредитных, налоговых и др.); изменению сфер применения тех или иных цен (установлению фиксированных цен на товары хозяйствующих субъектов, злоупот¬ребляющих доминирующим положением); созданию параллельных структур, финансированию мероприя¬тий по расширению производства; привлечению иностранных инвестиций, учреждению СП, соз¬данию и развитию свободных экономических зон; лицензированию экспортно-импортных
операций, видов дея¬тельности, изменению таможенных тарифов; введению обязательного лицензирования, запрещению (приос¬тановлению) экспортно-импортных операций, хозяйствующих субъ¬ектов, нарушающих антимонопольное законодательство. Лица, уполномоченные Министерством, имеют право беспрепят¬ственного доступа в министерства, другие органы, а также на предпри¬ятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со все¬ми необходимыми документами. Территориальные управления
Министерства осуществляют госу¬дарственную антимонопольную политику, защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. Они наделены полномочиями по принятию мер к предприятиям-нарушителям. Межведомственная комиссия по конкурентной политике анализи¬рует состояние рынков с целью подготовки предложений по развитию конкуренции, организует экспертизу проектов нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации и конкуренции, контроли¬рует выполнение федеральных, отраслевых, региональных
программ демонополизации и развития конкуренции. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, представители которых входят в состав Комиссии, а также подве¬домственных им предприятий. 2.4. Регулирование фондового рынка. Производство требует соответствующих способов образования и распределения
финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. Вре¬менно свободные капиталы постоянно ищут наиболее выгодное при¬менение и, в конечном счете, инвестируются. Перераспределение средств для более выгодного их приложения осуществляется с помощью фи¬нансового рынка. Финансовый рынок состоит из нескольких сегмен¬тов, основным из которых является фондовый. Фондовый рынок, или рынок ценных бумаг (РЦБ), играет важную роль в экономике, затрагивает интересы всех предприятий, организа¬ций, миллионов граждан.
Он позволяет решать разнообразные эконо¬мические задачи: перераспределять деньги в реальный сектор, моби¬лизовать инвестиции, трансформировать накопления в доступные для производства финансовые ресурсы, содействовать предприятиям в их выходе на рынок капиталов, вовлекать частные сбережения в эконо¬мический оборот, через пакеты акций формировать активных собст¬венников. Фондовый рынок дает оценку капитализации предприятия, поэтому каждая компания стремится выйти на фондовый
рынок, стать активным его игроком. Менеджеры следят за ситуацией на фондовом рынке, стре¬мятся лучше управлять компанией, чтобы ее акции повышались в цене. РЦБ является одновременно объектом государственного регу¬лирования и инструментом инвестиционной и монетарной полити¬ки. Государство не только регулирует рынок ценных бумаг, но и явля¬ется активным его участником наравне с частными компаниями, ком¬мерческими банками.
Стратегия и направления политики государства на РЦБ определены Концепцией развития рынка ценных бумаг. Основные действующие лица на фондовом рынке — эмитенты и инвесторы. Эмитентами выступают: государство; акционерные пред¬приятия; коммерческие банки; инвестиционные компании и фонды; страховые компании; пенсионные фонды, а инвесторами — лица, вкладывающие деньги в покупку ценных бумаг. Инвесторы в зависимости от целей, которые они преследуют, участвуя в операциях фондового рынка,
подразделяются на стратеги¬ческих, институциональных и частных. К ценным бумагам относятся: долговые (облигация, депозитный и сберегательный сертификаты), долевые (акции) бумаги, платежные до¬кументы (вексель, чек), товарно-распорядительный документ (коноса¬мент, т.е. договор морской перевозки груза), банковская сберегательная книжка на предъявителя, приватизационные ценные бумаги и др. Средства, получаемые от эмиссии и продажи таких бумаг, как ак¬ции, паи кооперативов,
инвестиционные сертификаты, ипотеки (заклад¬ные листы) и их разновидности, предназначаются для образования или увеличения капитала предприятий. По способу передачи при сделках купли-продажи выделяются цен¬ные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Передача права собственности ценных бумаг на предъявителя осуществляется путем их вручения, именных — в порядке, установленном для уступки тре¬бований (цессии), ордерных — путем передаточной надписи (индос¬самента).
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в виде именной ценной бумаги бездокументарной или документарной формы либо ценной бумаги на предъявителя. С помощью цен¬ных бумаг государство финансирует дефицит бюджета, внутренний долг, конкретные проекты и программы, воздействует на процентные ставки, регулирует денежное обращение. Государственные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций. Корпоративные ценные бумаги эмитируют предприятия, банки и другие хозяйствующие субъекты.
Предприятия выпускают акции, об¬лигации, векселя; коммерческие банки — акции, облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Рынок корпоративных цен¬ных бумаг представлен популярными акциями предприятий энергети¬ки, нефтяной промышленности, связи («голубые фишки»: РАО «ЕЭС России», Газпром, Юкос, ЛУКойл, Татнефть, Норникель, Сибнефть, Сбер¬банк. На «голубые фишки» приходится 95% оборота фондового рынка).
Самыми дорогими компаниями в России являются Юкос — 14,8 млрд долл Газпром — 14,4, Сургутнефтегаз — 13,2 млрд долл. На РЦБ действуют профессиональные (банк, страховые фонды, инвестиционные компании) и непрофессиональные (частные фир¬мы, физические лица) участники. Он поделен между небольшим числом компаний, 15 из которых контролируют 50% рынка. Организатором торговли на
РЦБ выступает фондовая биржа, ко¬торая устанавливает правила и процедуры торговли, следит за их выполнением. На бирже идет торговля ценными бумагами наиболее крупных корпораций. Компьютерное оборудование бирж ускоряет операции по купле-продаже и биржевой котировке. Вместе с куп¬лей-продажей происходит передача прав собственности с адресно¬стью, правами голоса, получения дивидендов. Фондовый рынок до сих пор не стал существенным средством пе¬ретока денег в реальный сектор,
сколько-нибудь крупным источником инвестиций. Пакеты приобретаются для контроля над компаниями чаще не на открытом рынке, а по договоренности с покупателем. Законом о федеральном бюджете устанавливается предел внут¬ренних заимствований. В соответствии с ним Правительство РФ ут¬верждает программу выпуска конкретных видов ценных бумаг. Так, генеральными условиями эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций
предусмотрено: что эмитент — Минфин России; владельцами облигаций могут быть российские и иностран¬ные юридические и физические лица; генеральный агент по обслуживанию выпусков — ЦБ; облигации выпускаются в документарной форме с обязатель¬ным централизованным хранением в депозитариях. Государственные бумаги покупают Сбербанк, коммерческие бан¬ки. Самым крупным покупателем стал Пенсионный фонд. Средствами государственного регулирования являются
регистрация выпусков и проспектов эмиссий ценных бумаг; установление обяза¬тельных требований к эмитентам, профессиональным участникам РЦБ, лицензирование их деятельности. К профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг от¬носятся следующие ее виды: • Брокерская деятельность — совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии или поручения. • Дилерская деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего
имени и за свой счет путем публичного объ¬явления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и продажи по объявленным ценам. • Депозитарная деятельность — предоставление услуг по хране¬нию сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги. Депозитарий обеспечивает безопасность, контроль за законностью опе¬раций, отслеживание всего пути, проходимого ценной бумагой за период ее существования. •
Деятельность по ведению и хранению реестра акционеров осуще¬ствляет держатель реестра в установленном порядке. • Расчетно-клиринговая деятельность — определение взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг и денежных средств участников в связи с операциями с ценными бумагами. • Деятельность по организации торговли ценными бумагами — предоставление услуг по заключению сделок с ценными бумагами ме¬жду профессиональными участниками рынка, включая деятельность фондовых бирж.
Проведение государственной политики на фондовом рынке воз¬ложено на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ Рос¬сии), являющуюся органом исполнительной власти. В регулировании фондового рынка участвуют соответствующие комитеты и подкомитеты Федерального Собрания, Минфин России, Банк России, Минимущество России, МАП России, органы государственной власти субъектов
РФ. Представительные органы государственной власти и органы мест¬ного самоуправления устанавливают предельные объемы ценных бу¬маг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня. ФКЦБ России в соответствии с Положением осуществляет раз¬работку направлений развития рынка ценных бумаг, утверждает стан¬дарты эмиссии, правила профессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами, порядок ведения реестра, выдает и аннулирует лицензии на деятельность с ценными бумагами, координирует
деятель¬ность на рынке ценных бумаг и выполняет другие преимущественно контрольные функции. Полномочия Федеральной комиссии не рас¬пространяются на эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. ФКЦБ России имеет региональные отделения. Они образуются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и дей¬ствуют на основании Положения. Их деятельность направлена на обеспечение выполнения
норм и правил функционирования фондово¬го рынка, реализацию принимаемых Федеральной комиссией решений и контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Назначение на должность председателя ФКЦБ России осущест¬вляет непосредственно Президент РФ. 2.5. Регулирование денежного обращения. Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции
средства обращения и средства платежа. Функцию средства обращения выполняют полноцен¬ные деньги и их заменители (бумажные и кредитные деньги) в момент обмена товара на деньги. Бумажные деньги выпускаются государством, оно устанавливает курс, но реальная их стоимость не зависима от вла¬сти и определяется законами денежного обращения. В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа.
Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной га¬рантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Кре¬дитные деньги, имея первоначально золотое и кредитное обеспечение, постепенно становятся неразменными на золото, сохраняется лишь кре¬дитное обеспечение денег. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги ухо¬дят в сокровище, обусловливая концентрацию
хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение. Согласно Конституции в ведении Российской Федерации находят¬ся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой поли¬тики. Целью деятельности Банка России является защита и обеспече¬ние устойчивости рубля, которую он выполняет в процессе реализации денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика заключается в воздействии
Банка России на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного капитала, цену денег в интересах ускорения социально-экономического развития и дополняет финансово-бюджетную политику страны. Фактически в России утвердилась монетарная денежно-кредитная политика, главной целью которой было (и остается) ограничение ин¬фляции. Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются контроль за денежной массой в обращении, про¬центные ставки по вкладам и кредитам,
рефинансирование коммерче¬ских банков, нормы обязательного резервирования средств коммерче¬ских банков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование. Денежно-кредитная политика связана с бюджетной политикой. Минфин России, обеспечивая профицит бюджета и, перечисляя сред¬ства финансового резерва в Центральный банк РФ, способствует сни¬жению инфляции.
В то же время Минфин России заинтересован в повышении курса рубля, чтобы дешевле покупать валюту для выплаты внешних долгов. Денежно-кредитная политика является элементом государствен¬ной экономической политики и не должна ей противоречить. Эко¬номическая политика формулируется в решениях законодательной и исполнительной власти, на ее направления влияют и интересы круп¬ного капитала. В настоящее время таковым является капитал, свя¬занный с экспортом сырья.
Денежно-кредитная политика России во многом определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых органи¬заций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее в России имеется достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах раз¬вития национальной экономики. Направления денежно-кредитной политики ежегодно представ¬ляются на рассмотрение
Государственной Думы. Заключение После работы над своей курсовой, я должна признать превосходство рыночной экономической системы в большинстве сфер, но и она имеет свои недостатки. Как мы видим, экономическую систему России можно отнести только к смешанной, до «рынка» ей ещё далеко. Огрублено, путь к рынку можно представить в виде ста шагов, из которых мы сделали примерно двадцать пять. Переход к равновесной, в рыночном понимании, экономике – это примерно 40 шагов.
Мы продвинулись на 20. У нас нет рынка земли, недвижимости, акций и т.д. Да и рынок товаров беден. Нет общероссийского перелива товаров, цены сильно разнятся в зависимости от региона. Какой может быть рынок труда, если в Москве доходы в 10-12 раз больше, чем в Саратове, например? Создание рыночного механизма, который толкал бы экономику вперёд – это еще 60 шагов. Здесь
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Характеристика промислового центру Херсон |
Реферат | Географическая информационная система 2 |
Реферат | Корея економіко-географічна характеристика |
Реферат | Система общих мест морали |
Реферат | Владимирская область |
Реферат | Королевство Испания 3 |
Реферат | Система образования в Бельгии |
Реферат | Италия 4 |
Реферат | Экономика развивающихся стран на примере Индии |
Реферат | Малый бизнес в Республике Калмыкия |
Реферат | Географическое районирование |
Реферат | Миграция населения 5 |
Реферат | Топонимика 3 |
Реферат | Приключения Гекльберри Финна. Твен Марк |
Реферат | Растительный покров |