Содержание
1)Введение……………………………………………....2
2)Общая характеристика системуправления……........3
3)Общая характеристика радиоуправления летательными аппаратами……………………….8
4) Краткаяхарактеристика способов управления
полетом…....................................................................12
Введение
Работы по использованиюсредств радиотехники для управления на расстоянии, т.е. работы порадиоуправлению, начались еще до первой мировой войны. Однако до второй мировойвойны радиоуправление практического применения, по существу, не получило. Положение резко изменилось, начиная с 40-х годов. Особенно большие успехи былидостигнуты в области управления беспилотными летательными аппаратами. Причинойэтого были два следующих обстоятельства:
1)Успешное использованиесозданного к этому времени реактивного оружия во многих случаях оказалосьвозможным только на базе широкого применения радиоуправления.
2)Создание к 40-м годамдостаточно эффективных средств визирования (радиолокаторов) управляемыхобъектов и целей.
Следуетотметить, что разработка беспилотных летательных аппаратов несколько опередиланеобходимых для управления средств радиолокации. Поэтому первые управляемые порадио беспилотные летательные аппараты, или наводились на неподвижную цель снеподвижного пункта управления, или управлялись с помощью оптических средств.
Применение радиоуправлениясвязанно в общем случае с наличием радиотехнических средств визирования дляопределения параметров движения целей и снарядов, которые часто дополняютсярадиотехническими средствами передачи команд с пункта управления на снаряд ииногда различных данных со снаряда на пункт управления. Управление по радиоможет быть нарушено организацией искусственных радиопомех.
Общая характеристика систем управления
Радиоуправлением называетсяуправление с помощью радиосредств любыми процессами и объектами. По количествурешаемых задач управление может быть одноцелевым или многоцелевым, т. е.обеспечивающим решение не одной, а двух или более задач. Например, системауправления совокупностью искусственных спутников Земли (ИСЗ) может проектироватьсяодновременно для следующих двух целей:
1. Обеспечение движения совокупностиИСЗ по заданным траекториям (необходимым, например, для осуществленияглобальной радиосвязи).
2. Осуществление различныхпереключений аппаратуры на борту ИСЗ, необходимых для выполнения этими ИСЗопределенных задач.
По количеству одновременно управляемыхобъектов управление может быть однообъектным или многообъектным. Упомянутаявыше система управления совокупностью ИСЗ является многообъектной, так какдолжна осуществлять управление несколькими ИСЗ.
По количеству пунктов управления (командных пунктов), изкоторых может осуществляться управление данным объектом, это управлениеможет быть однопунктным или многопунктным. Примером многопунктного(двухпунктного) управления является управление космическим кораблем, котороеможет осуществляться как космонавтом (т. е. с бортового пункта управления), таки с наземного пункта управления.
Следует также различать обычное (одноступенчатое) ииерархическое (многоступенчатое) управление. В иерархических (многоступенчатых)системах управления команды управления могут формироваться не одним, анесколькими людьми или управляющими устройствами и притом в иерархическом (поотношению к управляемому объекту) порядке. Примером иерархического (многоступенчатого)управления является управление движением пассажирского самолета. На первой(низшей) ступени управление движением самолета осуществляется пилотом, навторой (более высокой) ступени — командиром экипажа, на третьей ступени — диспетчеромназемного пункта управления и т. п. Очевидно, иерархическое управление можетбыть как многопунктным, так и однопунктным. Например, если система управлениямежпланетным космическим кораблем будет предусматривать возможность управленияэтим кораблем только с борта этого корабля, но двумя лицами —космонавтом-пилотом и космонавтом-командиром корабля, то управление такимкораблем будет однопунктным, но иерархическим (двухступенчатым). Очевиднотакже, что многопунктное управление может быть как иерархическим, так иобычным. Например, если при старте автоматической межпланетной станцииуправление ее движением будет производиться из одного командного пункта, а припосадке — из другого, то такое управление будет многопунктным, но неиерархическим.
Общая функциональная схема одноцелевойсистемы управления
содержащая всего один командный пункт собычным (неиерархическим) управлением приведена на рис. 1.1 и состоит изинформационно-измерительного устройства (ИИУ), управляющего устройства (УУ),командной линии (КЛ) и управляемого объекта. Информационно-измерительноеустройство
/>
извлекает (собирает) информацию из внешнихисточников И1, И2,… ., Иn и
информацию о состоянии управляемого объекта (при наличии канала
обратной связи). Управляющее устройствовырабатывает команды управления
/>
uk (t) на основе поступающей на его входытекущей (рабочей) информации
/>/>ξ(t) и начальной (априорной) информации ξ0(t) . Далее команды передаются покомандной линии на управляемый объект. Вследствие возникающих при
/>
этом искажений, команды u’k (t) , поступающие на объект, могутнесколько
/>отличаться от переданных команд uk (t). В тех случаях, когда управляющее устройстворасположено в непосредственной близости к объекту, командная
линия отсутствует.
/>/>/>/> На рис 1.1 ξ1(t), ξ2(t) , ξ3(t) ― мешающее воздействие (возмущение), появляющиеся соответственно в управляющем устройстве, командной линии иуправляемом объекте. Информационно-измерительное устройство (ИИУ) в общемслучае состоит из устройств извлечения и передачи информации. Устройстваизвлечения информации собирают всю текущую информацию, необходимую дляобеспечения управления. Например, при наведении ракеты на цель они выдаютинформацию о текущем положении цели и ракеты (объекта) или об отклоненииракеты от требуемой траектории. Если устройства извлечения информации и управляющееустройство расположены на значительном удалении друг от друга, тоинформационно-измерительное устройство содержит также соответствующие линиипередачи информации. В противном случае эти линии передачи отсутствуют, и информационно-измерительное устройство называется обычно измерительным устройством и представляет собойсовокупность нескольких чувствительных элементов (датчиков).
Если команды uk(t) вырабатываются с учетом текущей информации о состоянииуправляемого объекта, т. е. существует обратная связь с выхода объекта на входуправляющего устройства (как это изображено пунктиром на рис. 1.1), то системауправления называется, замкнутой. Если такая обратная связь отсутствует, тосистема управления называется разомкнутой. В дальнейшем речь будет идти в основном о замкнутых системах управления, так как они позволяют, как правило, получитьболее высокое качество управления и находят наибольшее применение. Кроме того,именно в замкнутых системах управления наиболее сильно проявляются особенностиработы радиосредств, связанные с наличием взаимодействия как междуотдельными радиосредствами, так и с остальными (нерадиотехническими) звеньямисистемы управления. В системах управления радиосредства находят широкоеприменение как в составе информационно-измерительных устройств, так и вкачестве командных линий, называемых в этом случае командными радиолиниями(КРЛ).
В составеинформационно-измерительных устройств радиосредства применяются как дляизвлечения информации (радиолокационные, телевизионные и другие устройства),так и для передачи информации, т. е. в качестве радиолиний передачи данных.
В зависимости от степениучастия человека управление может быть автоматическим, неавтоматическим илиуниверсальным. При автоматическом управлении человек не принимает непосредственногоучастия в процессе управления и его функции сводятся лишь к контролю за исправностью аппаратуры, и в случае необходимости, к замене неисправнойаппаратуры или ее ремонту. При неавтоматическом (например, ручном) управлениичеловек принимает в процессе управления непосредственное участие и называетсяоператором. При универсальном управлении имеется возможность какавтоматического, так и неавтоматического управления. При неавтоматическомуправлении разнообразная информация, необходимая человеку-оператору дляэффективного управления, обычно извлекается и предварительно обрабатывается вряде информационно-измерительных автоматических устройств. При этомнеавтоматическое управление часто называется автоматизированным управлением.
По степени приспосабливаемостик внешним условиям системы управления делят на обычные и адаптивные. В обычныхсистемах приспособление (адаптация) отсутствует или имеется лишь в небольшойстепени. В адаптивных системах приспособление играет существенную роль. Обычнок адаптивным системам относят самоприспосабливающиеся, самонастраивающиеся,самообучающиеся и самоорганизующиеся системы. Самонастраивающимися системы― системы в которых структура (принципы построения) системы впроцессе управления не изменяется, а изменяются (приспосабливаются,настраиваются) лишь отдельные параметры этой структуры (коэффициенты усиления,полосы пропускания, частоты настройки и т. п.). Системы более высокого класса,в которых оптимизироваться (приспосабливаться) в процессе управления могут нетолько параметры системы, но и ее структура.
По характеру протеканияпроцессов в контуре управления (рис. 1.1) управление может быть непрерывным, квазинепрерывным,импульсным и импульсно-корректирующим. При непрерывном управлении процессы во всехзвеньях контура управления являются непрерывными функциями времени. При квазинепрерывном управлении процессы в некоторых звеньях (обычно в измерительных) имеютимпульсный характер, но импульсы следуют столь
/>
часто, что выходной вектор, ξвых(t) (рис. 1.1) изменяется во временипрактически так же, как при непрерывном управлении.
Если импульсный характерпроцессов, протекающих в отдельных звеньях контура управления, необходимоучитывать яри рассмотрении действия не только отдельных звеньев, но и системыв целом, управление называется импульсным или импульсно-корректирующим. Приэтом отличие импульсного управления от импульсно-корректирующего состоит в том,что в первом случае импульсы в различных частях системы следуют синхронно и спостоянным периодом повторения (или несколькими, но кратными периодамиповторения). Во втором случае (при импульсно-корректирующем управлении)управление сводится к выработке и исполнению сравнительно небольшого числакорректирующих импульсов, и синхронизация следования импульсов в различныхзвеньях системы может отсутствовать.
В состав системырадиоуправления кроме радиосредств может входить большое количество другойаппаратуры — управляемый объект (аппарат), управляющее устройство (включаяисполнительные механизмы), различные нерадиотехиические датчики,программно-временные устройства и т. п. При этом в ряде случаев радиосредствапо своему весу, габаритам и стоимости могут составлять лишь небольшую долювсей системы управления. Но даже в таких случаях радиоинженерам,разрабатывающим и эксплуатирующим радиосредства, обычно необходимо учитывать втой или иной степени связи между радиосредствами и остальными частями системыуправления. Эти связи можно подразделить на функциональные, конструктивные идинамические.
Функциональные связиобусловлены тем, что все устройства, входящие в систему, предназначены для выполненияобщей задачи. При этом обычно выполнение этой общей задачи может бытьдостигнуто при различных вариантах распределения требований между отдельнымиустройствами. Например, одна и та же вероятность поражения цели управляемымснарядом может быть достигнута при меньших требованиях точности наведенияснаряда, если повысить требования к эффективности боевого заряда; в рядеслучаев можно обеспечить ту же помехоустойчивость системы при меньшей мощностирадиопередающего устройства, если повысить требования к радиоприемномуустройству и т. д.
Конструктивные связиобусловлены тем, что обычно по условиям задачи система в целом или ее отдельныекрупные части должны представлять в конструктивном отношении единое целое,например размещаться внутри корпуса управляемого снаряда.
Динамические связипроявляются в том, что процессы, протекающие в различных частях системы управленияво время ее работы, взаимосвязаны. В разомкнутых системах управления эти связипроявляются в том, что выходная реакция каждого предыдущего блока являетсявходным воздействием для последующего; кроме того, часто приходится учитыватьвходное сопротивление последующего блока. В замкнутых системах управления,кроме того, обязательно существует зависимость процессов на входе системы отпроцессов на ее выходе.
Общая характеристика радиоуправления летательными аппаратами
Из всего многообразия летательныхаппаратов мы выделим лишь следующие их виды, наиболее характерные с точкизрения применяемых методов и средств управления:
1) Реактивные снаряды (ракеты) ближнего действия — ракеты «Земля — Воздух» (зенитные), «Воздух —Воздух», «Воздух — Земля» (или Воздух—Море) и «Земля — Земля».
2) Баллистические ракеты дальнегодействия и ракеты-носители космических аппаратов.
3) Космические аппараты (КА) —искусственные спутники Земли (ИСЗ), космические корабли, межпланетныеавтоматические станции и т. д.
4) Самолеты и вертолеты.
Ракеты (реактивные снаряды) ближнегодействия являются средствами поражения целей. При этом процесс радиоуправлениясостоит из трех основных этапов:
1. Управление пуском ракеты.
2. Управление полетом ракеты.
3. Управление подрывом боевого зарядаракеты.
Управление пуском должнообеспечить пуск ракеты в наивыгоднейший момент времени. Если пуск ракетыпроизводится с поворотного наклонного лафета, то управление пуском должнообеспечить и необходимую ориентацию лафета. Управление пуском осуществляетсяна КП (командном пункте) с помощью радиолокационных устройств, расположенныхна КП, и предварительных данных о координатах цели и параметрах еедвижения, поступающих по линиям связи с центра обработки данныхрадиолокационного поля (т. е. совокупности радиолокационных средств некоторогорайона). Управление полетом обеспечивает наведение ракеты на цель с точностью,достаточной для надежного поражения цели. Оно осуществляется обычно с помощьюрадиосредств, расположенных как на КП, так и на борту ракеты, и включаетрадиолокационные устройства и радиолинии передачи информации с КП на ракету и(или) с ракеты на КП. Управление подрывом боевого заряда ракеты должнообеспечить подрыв в наивыгоднейший момент времени и осуществляется обычнорадиовзрывателем, расположенным на борту ракеты.
Баллистические ракетыдальнего действия (БР) предназначены для поражения неподвижных целей, удаленныхот КП на несколько тысяч или более километров. При управлении такими ракетамимомент пуска обычно не играет существенного значения, но зато весьма важнообеспечить выключение двигателя ракеты в момент, обеспечивающий попадание вцель.
Ракеты-носителикосмических аппаратов предназначены для вывода на заданную орбитуискусственных спутников Земли, космических кораблей и других космическихаппаратов. Ракеты-носители КА, как и баллистические ракеты дальнего действия,обычно делаются многоступенчатыми (обычно двух- или трехступенчатыми).Управление ракетами-носителями КА имеет много общего с управлениембаллистическими ракетами дальнего действия, так как в обоих случаях основнойзадачей управления является выключение в наивыгоднейший момент времени двигателяпоследней ступени ракеты. В момент выключения двигателя соотношение междукоординатами и составляющими вектора скорости ракеты должно быть таким, чтобыобеспечить попадание ракеты в цель (в случае баллистической ракеты) или выводкосмического аппарата на заданную орбиту (в случае запуска КА).
Космические аппараты взависимости от степени удаления их от Земли делят на аппараты ближнего космоса(околоземные), «среднего космоса» (лунные) и дальнего космоса (межпланетные).Основными типами околоземных КА являются ИСЗ (связные, навигационные,исследовательские и др.) и околоземные космические корабля. При управлениинекоторыми видами ИСЗ требуется весьма высокая точность вывода их на заданнуюорбиту и удержания на этой орбите в течение длительного времени. Кроме того,как уже отмечалось выше, часто требуется производить согласованное управлениесовокупностью из нескольких спутников. При управлении космическими корабляминеобходимо производить не только вывод корабля на орбиту, но и его посадку наЗемлю. В ряде случаев требуется, кроме того, производить автоматическую илиполуавтоматическую стыковку на орбите двух или более космических аппаратов иосуществлять различные их маневры.
Еще более сложны иразнообразны задачи управления лунными и межпланетными КА. Например, приосуществлении полета космического корабля на Луну и обратно можетпотребоваться последовательное выполнение следующих основных операций: запусккорабля с несколькими космонавтами на околоземную орбиту и корректировка этойорбиты; выход с околоземной орбиты на орбиту, обеспечивающую сближение с Луной;переход с этой орбиты на окололунную орбиту; разделение корабля на два отсека —лунный и основной; спуск лунного отсека на поверхность Луны; обратный стартлунного отсека с поверхности Луны и стыковка его с вращающимся на окололуннойорбите основным отсеком; выход космического корабля с окололунной орбиты наорбиту, обеспечивающую сближение с Землей; переход с этой орбиты на околоземнуюорбиту; спуск с околоземной орбиты и посадка на поверхность Земли.
При управлении самолетами,особенно военного назначения, также приходится решать целый комплексразнообразных задач — взлет, выведение в район цели, пуск против цели управляемогоснаряда (ракеты) и управление этим снарядом, предотвращение столкновений сдругими самолётами, возвращение на аэродром, посадку и другие. При управлениилетательными аппаратами часто приходится, кроме того, решать задачирадиопротиводействия (создания помех радиосредствам противника) и огневогопротиводействия (например,
уничтожения радиолокаторовпротивника снарядами с пассивными головками самонаведения).
Из приведенного вышекраткого обзора следует, что характер задач радиоуправления в большой мере зависитот вида управляемого аппарата и его назначения. Так, например, при управленииаппаратами невоенного назначения отпадают задачи радиопротиводействия и подрывабоевой части; при управлении снарядами отсутствует задача посадки летательногоаппарата и т. п. Однако для большинства управляемых летательных аппаратовхарактерно наличие управления их движением. Это управление в общем случаезаключается в управлении перемещениями центра масс аппарата и его поворотамивокруг центра масс, т. е. в управлении полетом и ориентацией. При этомуправление ориентацией аппарата может требоваться как для обеспечения надлежащегоуправления его полетом, так и иметь самостоятельное значение (например, принеобходимости обеспечить определенное положение корпуса летательного аппаратаотносительно Земли).
Радиоуправление движениемлетательных аппаратов и морских судов часто называют также радионавигацией.
Термин навигация возник впервые применительно к морским судам и под радионавигацией понималосьвначале вождение с помощью радиосредств морских судов. С появлением самолетовтермины «навигация» и «радионавигация» были распространены и на вождениесамолетов. В связи с появлением космических кораблей эти термины были распространеныи на вождение космических кораблей. Поэтому в настоящее время подрадионавигацией понимают обычно вождение с помощью радиосредств морских,воздушных и космических кораблей. Для всех этих управляемых объектовхарактерно наличие на борту объекта человека (пилота), который может приниматьнепосредственное участие в управлении.
Термин радиоуправление,наоборот, начал впервые широко использоваться лишь применительно к управлениюпо радио беспилотными объектами — снарядами. В дальнейшем, всоответствии сразвитием техники управления и кибернетики, существеннорасширившей понятие «управление», термин радиоуправление начал применяться нетолько к беспилотным, но и к пилотируемым аппаратам.
Следует отметить, что впоследние годы развитие техники управления движением летательных аппаратовпривело к тому, что оба термина — радиоуправление и радионавигация взначительной мере утратили свой четкий смысл. Действительно, еще сравнительнонедавно все системы управления и навигации можно было достаточно четкоразделить на два класса — такие, в которых радиосредства не применяются дляуправления, и такие, в которых эти средства применяются. При этом, как правило,в тех системах управления, в которых радиосредства применялись, они игралидоминирующую роль.
Для повышения качествауправления применяется комбинация (комплексирование) радиосредств с другими,например инерциальными приборами управления. При этом классы систем, в которыхрадиосредства совершенно не применяются или, наоборот, являются доминирующими,постепенно сужаются. Особенно это относится к управлению пилотируемымиаппаратами, т. е. к навигации. Поэтому в настоящее время более правильно говоритьне о радионавигации, а просто о навигации и под радионавигационными приборами(средствами) понимать не приборы для радионавигации, а радиоприборы длянавигации. Соответственно в общем случае следует говорить не о средствахрадиоуправления, а о радиосредствах (и других средствах) управления.
Для управления ориентациейлетательных аппаратов радиосредства применяются в значительно меньшей мере,чем для управления их полетом.
Краткаяхарактеристика способов управления полетом
Принципы рулевого управления
Управление полетом аппарата осуществляетсяизменением его/> /> /> /> /> /> />
скорости Vт. е. сообщением аппарату ускорения W(рис. 1.4).
/>
/>
При этом изменение модуляскорости V осуществляется созданием
/>
касательного ускорения Wz, а изменение направления вектора скорости
/>
созданием поперечногоускорения Wп.Поперечноеускорение в декартовой /> /> /> /> /> /> />
системе координат определяетсясвоими составляющими Wxи Wy, а в полярной
/>
системе координат модулем Wпи полярным углом θ. Управление величиной и
направлением ускорения Wосуществляется при помощи рулевых органов. Так
/>/>как
W=F / m,
/>где F— результирующая сила, приложенная к аппарату, имеющему массу m, то /> /> /> /> /> /> />
управление ускорением W достигается изменением результирующейсилы F. /> /> /> /> /> /> />
Изменение силы F осуществляется путем изменения силы тяги Т(создаваемой реактивным или каким-либо иным двигателем) и (или) результирующей
/>
аэродинамической силы R(создаваемой воздушным потоком, обтекающим
/>аппарат). Рулевые органы, управляющие силой R, называются воздушными рулями и позволяют получить эффективноеуправление лишь при полете с достаточной скоростью вдостаточно плотныхслоях атмосферы.
В некоторых случаяхуправление величиной скорости аппарата на основном участке его траектории нетребуется и осуществляется управление лишь направлением полета. При этомдостаточно иметь рулевые органы,
/>управляющие лишь поперечным ускорением Wп.
Рулевое управление можетбыть декартовым, полярным или смешанным. При декартовом управлении рули высоты,поворота и «разгона — торможения»/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
управляют соответственносоставляющими Wx, Wy и Wz полного ускорения Wв декартовой системе координат (рис. 1.4).При полярном рулевом управлении один из рулевых органов управляет модулемускорения W(в некоторых системах этот рулевой органможет, кроме того, изменять направление вектора
/>
Wна противоположное). Остальные рулевыеорганы обеспечивают требуемое
/>
направление вектора W.
Примеры воздушногорулевого управления приведены на рис. 1.5 и 1.7.
/>
/>
На рис. 1.5 приведена схема полярного рулевого управления. При отклонении руля глубины РГ вверх(на рис. 1.6 по часовой стрелке) набегающий на руль воздушный поток создаетмомент Мрг, поворачивающий корпус летательногоаппарата вокруг оси yp против часовой стрелки (рис.1.6).
/>
Поворот корпуса вокруг оси yp прекращается, когда вращающий момент, создаваемый воздушнымпотоком, обтекающим корпус (и действующий в данном случае по часовой стрелке),уравновешивает вращающий момент Мрг, создаваемый рулем глубины. При этом установившееся значение угла αa
/>
между продольной осью ракеты ивектором ее скорости Vv(называемогоуглом атаки) оказывается примерно пропорциональным углу поворота руля δ(при небольших значениях углов).
/>
Результирующая«аэродинамическая сила R, создаваемая набегающим на корпуслетательного аппарата воздушным потоком, может быть разложена на /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
составляющие Y и Q. При этом величина нормальной составляющей Y, называемой подъемной силой, пропорциональна углу αa (при малыхуглах αa ). /> /> /> /> /> /> />
Подъемная сила Yсоздает поперечное ускорение Wп, пропорциональное этой силе. Следовательно, отклонение руля глубиныРГ на некоторый угол δ создает
/>
в установившемся режимепоперечное ускорение Wп, модуль которого пропорционален углу отклонения руля. Если рульглубины повернется на такой же угол δ, но в противоположном направлении(т. е. против часовой стрелки), то корпус аппарата повернется также впротивоположном направлении (по
/>/>часовой стрелке), и подъемная сила Y, а следовательно, и ускорение Wпизменят свое направление на противоположное. При этом, если ось ур,жестко связанная
/>
/>с крылом аппарата, горизонтальна, то ускорение Wnвсегда будет расположено в вертикальной плоскости.
Если требуется создатьускорение Wnв другой плоскости, то корпус аппаратаповорачивается вокруг своей продольной оси zp на некоторый угол, называемый углом крена и создаваемый рулемкрена РК. (При повороте руля крена набегающий на лопасти PK этого руля воздушный поток создает вращающий момент, поворачивающийкорпус вокруг оси zР.)
Например, если с помощью рулейкрена установится угол крена, равный 90°, то
/>
отклонение руля глубины будетсоздавать ускорение Wпуже не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Таким образом с помощью рулей глубины и крена может быть получено требуемое значение величины и направления
/>
поперечного ускорения Wп аппарата.
На рис. 1.7 приведенасхема симметричного декартового рулевого управления. При этомсоставляющие поперечного ускорения в вертикальной и /> /> /> /> /> /> />
горизонтальной плоскостях,Wxи Wy, создаются соответственно с помощью рулявысоты РВ и руля поворота РП. Принцип действия каждого из этих рулейаналогичен описанному выше принципу действия руля глубины. При отклонении рулявысоты корпус аппарата поворачивается вокруг оси yр исоздается подъемная сила, а следовательно, и поперечное ускорение ввертикальной плоскости. Отклонение руля поворота РП вызывает поворот корпусааппарата вокруг оси xРисоздание подъемной силы и поперечного ускорения в горизонтальной плоскости.
При декартовом управлениируль крена выполняет лишь вспомогательную функцию—стабилизацию крена аппарата.При появлении какого-либо возмущающего момента, вызывающего крен аппарата (т.е. поворот его корпуса вокруг оси zР), руль крена создает противоположныймомент, возвращающий корпус в исходное положение. Конструктивно руль кренаможет быть при этом совмещен с рулем высоты или рулем поворота.
При смешанном рулевомуправлении, применяемом, например, в самолетах, в создании поперечного ускоренияучаствуют не два рулевых органа, а три — рули высоты, поворота и крена.
При отсутствии атмосферыили малой ее плотности (а также при малой скорости полета) управление полетомосуществляется изменением силы тяги двигателя (двигателей). Применяемые приэтом схемы рулевого управления весьма разнообразны. Рассмотрим кратко наиболеетипичную из них. В такой схеме модуль W требуемого ускорения создаетсяодним двигателем, жестко связанным летательного аппарата и называемым главнымили маршевым
/>двигателем. Придание вектору Wтребуемого направления осуществляется путем соответствующейориентации корпуса аппарата. При управлении баллистическими ракетами дальнего действия и ракетами-носителями космических аппаратов маршевый двигательобычно работает в течение нескольких минут непрерывно, а затем выключается исбрасывается. При этом в течение работы двигателя управление ориентациейможет осуществляться с помощью газовых рулей. Эти рули изготавливаются изжаропрочных материалов и устанавливаются в струе газов, вытекающих из сопла маршевого двигателя (рис. 1.8).
/>
При повороте руля нанекоторый угол δ, газовая струя создает
/>
газодинамическую силу Yp, поворачивающую корпус ракеты вокруг ее центра масс.
При управлении космическимиаппаратами с целью экономиитоплива управление полетом осуществляется обычно путем всего несколькихсравнительно кратковременных включений маршевого двигателя. При этом дляупрощения двигателя величина его силы тяги обычно не имеет плавной регулировки,т. е. двигатель может работать только в режиме «включено—выключено». В этомслучае управление полетом осуществляется не путем
/>
регулирования величиныускорения W, апутем(включения и выключения двигателя в соответствующие моменты времени,например, в следующей последовательности. На основании данных информационно-измерительного устройстваИИУ (см. рис. 1.1) управляющее устройство УУ
/>
определяет требуемое изменение∆Vтр вектора скорости аппарата. Затем корпус аппаратаповорачивается вокруг центрамасс таким образом, чтобы
/>после включения маршевого двигателя силаего тяги Т совпадала по
/>
направлению с вектором∆Vтр. Затем включается маршевый двигатель, создающийпостоянное ускорение W, и происходит изменение вектора скоростиаппарата по закону ∆V=W t .
Когда это изменение достигаеттребуемой величины ∆Vтр , маршевый двигатель выключается.Поскольку развороты корпуса происходят при выключенном маршевом двигателе,они осуществляются с помощью дополнительных малогабаритных двигателей,называемых двигателями ориентации. В качестве таких двигателей применяютсямалогабаритные реактивные двигатели, вектор тяги которых не проходит черезцентр масс аппарата, или маховики (вращающиеся массы).
Основныевиды управления полетом
Различают следующиеосновные виды управления полетом:
1)автономное управление
2) самонаведение
3)телеуправление
Деление систем управленияна автономные и неавтономные возможно по двум признакам — аппаратурному иинформационному. При делении по аппаратурному признаку автономными считаютсятакие системы, в которых вся аппаратура, предназначенная для управления полетомлетательного аппарата, расположена на борту этого аппарата. При делении поинформационному признаку к автономным относятся такие системы, в которых послепуска (старта) летательного аппарата никакая дополнительная информация оположений или параметрах движения цели (пункта назначения) и КП не учитываетсяпри образовании команд управления.
Автономное управление вследствие его информационнойавтономности непригодно для наведения на цели, расположение или параметрыдвижения которых известны до пуска аппарата недостаточно точно или могут послепуска существенно измениться. Например, автономное управление не можетобеспечить наведение снаряда на самолет противника, но пригодно для наведениябаллистической ракеты на наземную цель, геоцентрические координаты которой допуска снаряда известны
Автономное управлениеможет быть программным или самонастраивающимся. При программном управлениилетательный аппарат должен двигаться по программной (номинальной) траектории,т. е. траектории, выбранной до пуска аппарата и зафиксированной соответствующимпрограммным механизмом, установленным на его борту. При этом задача управлениясводится к измерению отклонений аппарата от номинальной траектории иликвидации этих отклонений. Однако программное управление в общем случае неявляется оптимальным. Типичная функциональная схема системы автономногопрограммного управления изображена на рис. 1.10.
/>
Автопилот, состоящий изусилителя-преобразователя УП, исполнительного механизма (рулевых машин) ИМ идатчиков обратных связей Д 1и Д 2,
/>вырабатывает требуемые отклонения δ рулевых органов на основе /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
поступающих на входыусилителя-преобразователя данных u1, u2, u3 и u4 .
/>Здесь u1 —совокупность данных, поступающих от программного механизма и задающихтребуемый закон движения аппарата.
/> u2 —совокупность данных, определяющих фактический закон движения центра масс(координаты, скорость, ускорение) аппарата. Устройство, вырабатывающее этиданные, называется координатором.
/>
u3 — совокупность данных о поворотах корпуса аппарата вокруг егоцентра масс (углах поворота и их производных). Эти данные вырабатываютсядатчиками Д 1угловых поворотов корпуса аппарата—свободными и прецессионнымигироскопами.
/>
u4 —совокупность данных о движении рулевых органов (например, обуглах поворота рулей и производных этих углов), вырабатываемых датчиками Д2.
В ряде случаев вусилитель-преобразователь вводятся также данные о текущем времени, скоростномнапоре и др. В усилителе-преобразователе входные данные усиливаются и преобразуютсяв команды управления таким образом, чтобы обеспечить достаточный запас устойчивостии высокое качество регулирования. Закон преобразования данных может бытьдостаточно сложным и требовать применения в блоке УП электронной вычислительноймашины.
В зависимости от типакоординатора автономные системы управления делятся на инерциальные, астронавигационные,радиотехнические и другие.
В инерциальных системахданные о законе движения центра масс аппарата
/>получают путем измерения и интегрированияускорения W, осуществляемого акселерометрами (измерителями ускорений) иинтеграторами ускорений.
Астронавигационные системы основаны на определении положенияцентра масс аппарата с помощью пеленгации излучения небесных тел,осуществляемой специальными приборами-секстантами, установленными на бортуаппарата.
Координаторы радиотехнических автономных систем весьма разнообразны и обычно основаны на применениирадиовысотомеров и допплеровских измерителей путевой скорости или на приеме наборту управляемого аппарата радиоизлучения различных ориентиров, расположенныхвне КП и цели (пункта назначения). При этом ориентирами могут служить впринципе любые источники достаточно интенсивного радиоизлучения, положение ипараметры движения которых в фиксированной системе координат (например, вгеографической, геоцентрической или гелиоцентрической) известны априори с достаточнойточностью и могут поэтому вводиться в автопилот непосредственно, т. е. безприменения дополнительных измерителей. В частности, может использоватьсярадиоизлучение Солнца и некоторых «радиозвезд» или излучение радиопередающихустройств, установленных на ИСЗ или на Земле. При этом, если радиопередающиеустройства устанавливаются специально для управления (навигации), а не длярешения других задач, то система управления, оставаясь автономной в информационномотношении, теряет свою аппаратурную автономность. Для повышения точностиавтономных систем часто применяется комбинирование (комплексирование)различных типов координаторов. Например, в астроинерциальных системахинерциальные координаторы комплексируются с астронавигационными, а врадиоинерциальных — с радиотехническими.
Самонаведениемназывается наведение аппарата на цель (пункт назначения) на основе приема энергии,излучаемой или отражаемой целью.
В зависимости от характераиспользуемой энергии самонаведение может быть радиотехническим, тепловым,световым, акустическим. Возможно также применение комбинированных системсамонаведения, использующих, например, комбинацию радиотехнических и тепловыхкоординаторов.
В зависимости от местарасположения первичного источника энергии системы самонаведения могут бытьактивными, полуактивными или пассивными. В активных системах источник первичнойэнергии устанавливается на борту летательного аппарата, а в полуактивных — внеборта аппарата (например, на КП). В пассивных системах используется излученнаяили отраженная энергия естественных источников (Солнца, Луны и т. п.) илиэнергия источников, созданных человеком, но не для обеспечения самонаведения, адля других задач. Поэтому к пассивным относят и радиотехнические головкисамонаведения, устанавливаемые на снарядах, уничтожающих радиолокаторыпротивника и принимающие излучение этих радиолокаторов.
Очевидно, активные системысамонаведения являются в аппаратурном отношении автономными. Однако винформационном отношении они не автономны и в этом заключается ихпринципиальное отличие от автономных систем управления. Действительно,энергия, идущая от цели (пункта назначения), используется в системахсамонаведения для получения в процессе полета информации о положении ихарактере движения аппарата относительно цели и учета этой информации приобразовании команд управления. Благодаря наличию такого информационного канала— канала контроля цели— самонаведение имеет по сравнению с автономным управлениемкак весьма важное преимущество, так и серьезный недостаток. Преимуществомявляется возможность наведения аппарата на цели, положение или параметрыдвижения которых априори известны с недостаточной точностью, например насамолеты противника. Недостаток состоит в возможности создания противникомэффективных помех, действующих на канал контроля цели.
Функциональная схемаактивной или пассивной системы самонаведения приведена на рис. 1.11, а, соответствующаяей структурная схема — на рис. 1.11,6.
/>
В этой схеме РГС —радиотехническая головка самонаведения (координатор), измеряющая параметррассогласования, характеризующий величину и направление отклонения аппарата(ракеты) от правильного полета на цель Ц.
/>/>/>
Таким параметром можетслужить, например, производная ε=dθ/dt, гдеθ —угол
/>
отклонения направления ракета— цель r в стабилизированной (невращающейся) системекоординат xyz. Кинематическое звено учитывает
/>кинематические соотношения, связывающиепараметр рассогласования ε с /> /> /> /> /> /> />
координатами центров масс Aц(t) и Ap(t) цели и ракеты, а динамическое звено—
/>связь координат центра масс аппарата (ракеты) Ap(t) сотклонением рулей
/>
δ(t). Изрисунка видно, что в системе самонаведения радиосредства (РГС) играют рольизмерительного элемента (координатора) исходят в состав замкнутого контурауправления в качестве одного из его звеньев, называемого радиозвеном.
Телеуправлением называетсяуправление, при котором с командного пункта можно изменить траекториюуправляемого аппарата.
В зависимости от способаобразования команд различают командное, телеуправление и телеуправление порадиозоне. В первом случае команды формируются на КП и передаются на бортаппарата по радиолинии, называемой командной радиолинией. Во втором случае наКП формируется соответствующей аппаратурой специальная управляющая радиозона —равносигнальная зона, вдоль которой должен лететь управляемый аппарат. Приэтом отклонение аппарата от равносигнальной зоны обнаруживается приборами,установленными на борту этого аппарата, и сводится к нулю путем соответствующеговоздействия на его рулевые органы. В большинстве случаев требуемая равносигнальнаязона имеет вид прямой или плоскости, т. е. является равносигнальной осью илиплоскостью. В тех случаях, когда требуемая равно-сигнальная зона имеет видпрямой, радиозону называют радиолучом, а соответствующий вид телеуправления —лучевым.
Телеуправление можетприменяться для наведения аппарата на цель (пункт назначения) или в районцели, выведения аппарата на заданную орбиту, приведения аппарата на КП (или врайон КП) из пункта, удаленного от этого КП, и т. д. В случае наведения нацель различают, в зависимости от способа контроля цели, телеуправлениепервого вида (ТУ-1) и телеуправление второго вида (ТУ-2). При ТУ-1контроль за целью осуществляется непосредственно с командного пункта, а приТУ-2 устройство контроля правильности полета аппарата к цели устанавливается наборту этого аппарата, и данные контроля передаются с борта аппарата на КП посоответствующему радиоканалу.
Линии передачи информации,входящие в состав систем телеуправления, как правило, делаются радиотехническими,а устройства извлечения информации могут быть как радиотехническими, так идругих типов (например, телевизионными или тепловыми).
Для повышения качествауправления часто применяются также различные комбинации автономногоуправления, самонаведения и телеуправления. Например, при наведении зенитнойракеты на цель на первом участке траектории ракеты может применяться автономноеинерциальное управление, на втором участке — ТУ-1, а на третьем (последнем)—самонаведение.
Литература
1) Л.С. Гуткин, В.Б. Пестряков, В.Н.Теплугин. Радиоуправление. 1970
2) Л.С. Гуткин, Ю.П. Борисов и др.Радиоуправление реактивными снарядами и космическими аппаратами. 1968
3) Данные с сайта www.space-academy.net