Введение.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
КПТК 2.002.015.ПЗ
Разраб.
Белянин С.П.
Провер.
Соколов Б.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Предварительный расчет радиоприемника.
Лит.
Листов
SECTIONPAGES * LOWER 17
КПТК
Звукотехника является одной изобластей массовой технологической деятельности, при которой средствамиэлектроники осуществляется обработка, накопление и распространение вэлектрической форме сигналов звукового диапазона частот. Современная звукотехника направлена наудовлетворение потребностей человека в знаниях, культуре, образовании. Благодаря повсеместному распространениюзвукотехнических устройств в сочетании со средствами массовой аудиовизуальнойинформации и коммуникации формируется та содержательная часть окружающейчеловека искусственной акустической среды, которая оказывает, как правило, позитивное рациональное и эмоциональноевоздействие на людей.
Широкое распространение стереофонии началось с 50-х годов. Однако первая попытка пространственнойзвукопередачи была предпринята почти 100 лет назад, сразу же после изобретения телефона. В 1881 году наВсемирной выставке в Париже изобретатель Клемент Адер осуществил двухканальнуюпередачу звука из оперного театра. Передача велась по телефонным проводам, соединеннымс двумя группами микрофонов, одна из которых размещалась справа, а другая слеваот сцены. Посетители выставки, ведя прослушивание на несколько пар головныхтелефонов, могли определить расположение певцов на сцене, а также размещениеинструментов в оркестре. В 1912 году подобные опыты были проведены в Берлине.Передача из оперного театра велась подвум телефонным линиям и воспроизводилась несколькими громкоговорителями. В20-х годах были предприняты попытки стереофонической передачи по двум радиоканалам.
Как только кинематограф сталзвуковым, представилось целесообразным заставить звук следовать заперемещениями актеров вдоль экрана. В1930 году французский кинорежиссер АбельГанс осуществил пространственное воспроизведение звука в зале кинотеатра, для чего установил громкоговорители не толькоза экраном, но и в самом зале. Советские инженеры Б. Н. Коноплев и М. З.Высоцкий в 1936-1937 годах провели работы по съемке и демонстрации в столичномкинотеатре «Москва» фрагментов обычного 35-мм кинофильма с двухканальнымстереофоническим звуковым сопровождением. В эти же годы во Всесоюзномнаучно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством П. Г.Тагера были проведены опыты по двухканальной записи и воспроизведению звука в кино с целью изучениястереофонического эффекта.
Опытыпроводились и в области стереофонической грамзаписи. В 1931 году английскийизобретатель А. Блюмейн предложил способзаписи двух сигналов в одной канавке грампластинки путем независимой модуляциистенок канавки. Спустя два года фирма «Коламбия грэмофон компани» изготовиластереофонические грампластинки по этому способу.
По мере накопления опыта и теоретическогоосмысливания результатов, выяснились некоторые недостатки и ограничения, свойственныедвухканальной стереофонии: эффект провала звука в центре между громкоговорителями, узкая зона прослушивания, вкоторой ощущается стереоэффект, искажения локализации источников звука. Поэтомубыли предприняты эксперименты по трехканальной стереофонической передачесимфонических концертов.
В 1933-1935 годах такие эксперименты в СШАпровел Г. Флетчер совместно сдирижером Л. Стоковским, а в СССР — И. Е. Горон.
В Москве передача осуществлялась из Колонногозала Дома Союзов, где перед оркестром на сцене были установлены микрофоны, вОктябрьский зал. Качество воспроизводимого звучания было настолько высоким, чтосоздалось полное впечатление присутствия на сцене Октябрьского зала самого оркестра, а не системы громкоговорителей.
Эксперименты со стереофоническими записями накинопленке, а потом на магнитной ленте продолжались и в послевоенные годы.Однако только в 50-е годы эти разработки стали осваиваться промышленностью.
Первые успехи были достигнуты вкинематогорафе, когда было налажено производство широкоэкранных кинофильмов посистеме «Синемаскоп» с четырехканальной магнитной фонограммой. Это была первая практическая реализованнаясистема квадрофонии. Три канала стереофонической передачи работали назаэкранные громкоговорители, а четверты
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
КПТК 2.002.015.ПЗ
Разраб.
Белянин С.П.
Провер.
Соколов Б.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Предварительный расчет радиоприемника.
Лит.
Листов
SECTIONPAGES * LOWER 17
КПТК кинофильмы со стереозвуком демонстрируются с1954 года.
В отечественной системе пять каналов обслуживали заэкранные громкоговорители,а остальные каналы четыре группы громкоговорителей, расположенные соответственнона правой, задней и левой стенках, а также на потолке зрительного залакинотеатра. Вширокоформатных фильмах на 70-мм кинопленке в настоящее время используется секстафония,т. е. шестиканальная стереофония:
пять каналовработают на заэкранные громкоговорители и один канал — на громкоговорители зрительногозала.
В 1958 году был разработан принятый затем вомногих странах способ записи стереофонических грампластинок путем модуляциидвух стенок канавки, в основе которых лежат идеи А. Блюмейна. В 60-х годахстереофонические грампластинки уже нашлиширокое распространение в быту. Стали выпускаться стереофонические бытовыепроигрыватели и магнитофоны — катушечные, а затем и кассетные.
С конца 50-хгодов в ряде стран стали проводиться интенсивные работы по созданиюстереофонического радиовещания. Первая стереофоническая радиопередача в нашейстране состоялась в 1960 году. Использовалась система с полярной модуляцией, разработаннаяво Всесоюзном научно-иcследовательском институте радиовещательного приема иакустики (ВНИИРПА) имени А. С. Попова. В 1961 году в США была разработана ивнедрена система стереофонического радиовещания пилот-сигналом, предложенная фирмами «Дженерал электрик» и «Зенит».Вскоре этот способ с небольшими изменениями был принят рядом радиостанцийКанады, Японии, а также некоторыми организациями Европы. Как система спилот-сигналом, так и система с полярной модуляцией рекомендована Международнойконсультативной комиссией по радиовещанию (МККР) для применения в международномрадиовещании.
Двухканальная стереофония получила в 60-х годах довольно широкоераспространение. В то же время наиболее квалифицированные любители музыки началиотмечать ее недостатки: недостаточно полную передачу акустической «атмосферы»зала и глубины звуковой картины, ограниченность зоны стереоэффекта припрослушивании. Все чаще начали производиться опыты по трех- и четырехканальномувоспроизведению.
В 1969-1971 годах на мировом рынке первыеобразцы четырехканальной (квадрофонической) аппаратуры: магнитафоны,электрофоны, грампластинки. Нач
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
КПТК 2.002.015.ПЗ
Разраб.
Белянин С.П.
Провер.
Соколов Б.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Предварительный расчет радиоприемника.
Лит.
Листов
SECTIONPAGES * LOWER 17
КПТК
Вначале квадрофония была принята как новинка,которой вряд ли суждено получить широкое распространение: слишком уж дорогойценой — двухкратным увеличением числа каскадов — улучшается стереофоническийэффект. Дальнейший ход событий неподтвердил этого, квадрофония продолжает привлекать к себе все больше любителейвысококачественного звуковоспроизведения.
Современная звукотехника развивается в двухосновных направлениях. Во-первых, это все более расширяющееся применениеинтегральных схем и, во-вторых, использование цифровой техники не только дляуправления и регулирования, но и для передачи сигналов. Современные способыпередачи и записи звука, реализованные, например, в системе компакт-диск,потребовали аналоговых усилителей с весьма высокими показателями качества:динамическим диапазоном до 100 Дб и коэффициентом нелинейных искажений около 0,002.Управляющие звенья, где все чаще используются средства цифровой техники, этотакие электронные устройства, как, например, переключатели, регуляторыгромкости, тембра и т.д. Быстро прогрессирующие возможности интегральнойсхемотехники прежде всего используются в указанных областях.
При обработке сигналов в электронных звуковыхустройствах стремятся по возможности более полно сохранить содержащуюся всигналах информацию. При этом объективная оценка качества звукотехническихустройств осуществляется по следующим основным показателям:
— линейные искажения (неравномерностьамплитудно- и фазочастотной характеристик),
— нелинейные искажения и паразитнаямодуляция (появление новых составляющихв частотном спектре сигнала, вариации уровня и частоты подаваемых сигналов — детонация),
— относительный уровень помех(отношение сигнал/помеха).
Совершенствующиесяметоды анализа звукотехнических схем позволяют вскрывать все новыепричины, приводящие к искажениям при воспроизведении. Решающую роль при анализеэлектронных схем звукового оборудования играют расчеты и моделирование на ЭВМ,а при конструировании — машинное проектирование. Значителен прогресс и втехнике звукотехнических измерений. Только благодаря новым методам и средствамизмерений стало возможным объективное подтверждение самых различных эффектов,предсказуемых
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
КПТК 2.002.015.ПЗ
Разраб.
Белянин С.П.
Провер.
Соколов Б.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Предварительный расчет радиоприемника.
Лит.
Листов
SECTIONPAGES * LOWER 17
КПТК на основе расчетов.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
7
КПТК 2.002.015.ПЗ Содержание.
1.Исходные данные для курсового проекта.
2.Предварительный расчёт радиотракта.
2.1 Предварительный расчёт преселектора.
2.1.1 Расчет эквивалентной добротности контура преселектора.
2.1.2 Расчет полосыпропускания преселектора.
2.1.3 Расчет количестваподдиапазонов преселектора.
2.2. Расчёт коэффициента усиления радиотракта.
2.3. Расчёт количества каскадов УПЧ.
2.4. Расчёт селективности радиотракта.
3. Предварительныйрасчёт детектора.
4. Распределениеискажений по каскадам приемника.
5. Расчетавтоматической регулировки усиления.
6. Расчетпоследетекторной части приемника.
7. Структурная схемарадиоприёмника.
7.1Назначение элементов схемы и их параметры.
7.2Выбор микросхем и их параметры.
8. Принципиальнаясхема радиоприёмника.Заключение.
Списоклитературы.
ПриложениеА. Схема электрическая структурная радиоприёмника.
ПриложениеБ. Схема электрическая принципиальная радиоприёмника.
1. Исходные данные для курсового проекта.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
8
КПТК 2.002.015.ПЗ
диапазон рабочих частот fmin…fmax,кГц 7…9,8
чувствительность приёмника EA, мкB 20
коэффициент шума приёмника Ш
избирательность по соседнемуканалу Seck, дБ 30
избирательность позеркальному каналу Seзк, дБ 40
диапазон воспроизводимыхзвуковых частот FH…FB,Гц 300…5000
частотные искажения на выходеM, дБ 10
нелинейные искажения сигналана выходе Kг, % 10
Действие АРУ на входе, дБ 26
на выходе, дБ 4
выходная мощность усилителянизкой частоты (УНЧ) РВЫХ, Вт 10
напряжение источника питания ЕИ,В 6
коэффициентразличимости Др 46
2. Предварительныйрасчёт радиотракта.
2.1 Предварительныйрасчёт преселектора.
2.1.1 Расчетэквивалентной добротности контура преселектора.
В зависимости от заданной величины ослабления зеркального каналаопределяется необходимая минимальная добротность контура преселектора.Зададимся только входным контуром без УРЧ и определим минимальную эквивалентнуюдобротность контура Qэзк,обеспечивающую ослабление сигнала по зеркальному каналу на 35 дБ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
9
КПТК 2.002.015.ПЗ . Для этого воспользуемся формулой:
(2.1)
Теперь рассчитаем и fзк max. Для этого воспользуемся формулами :
Se¢зк (раз)=100,05×Seзк ; fзк max= fcmax+2 fпр .
Se¢зк=100,05×35=56,2341 (раз)
fзк max=9800+2∙465=10730 (кГц)
Вернемся к формуле 2.1 и подставимполученные значения:
Теперь сравним полученное значение QЭЗК с конструктивной добротностью колебательногоконтура Qконпо выражению:
QЭЗКТаблица 2.1 — Конструктивнаядобротность контуров.
Диапазоны
волн
Конструктивная добротность Qкон, раз ферритовый сердечник
отсутствует
имеется
ДВ
12...15
90…140
СВ
30...80
100...160
КВ, УКВ
60...120
140..190
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
PAGE * LOWER 10
КПТК 2.002.015.ПЗ Даже без расчета видно, что условие 2.2выполнятся не будет, т.к. максимальная конструктивная добротность (Таблица 2.1)= 190. Поэтому следует увеличить промежуточную частоту, ближайшая подходящаяпромежуточная частота из ряда стандартных чисел это 1,84 МГц. Для продолжениярасчета необходимо пересчитать fзк max:
fзк max=9800+2∙1840=13480 (кГц)
Теперь повторим расчет по формуле 2.1
Затем еще раз сравним полученное значение QЭЗК с конструктивной добротностью колебательногоконтура Qконпо выражению 2.2.
QЭЗК