Оглавление Введение… … … ….….1. Эффективность использования методов диагностирования фактического состояния насосных агрегатов МНПП….… 2. Комплексная техническая диагностика магистральных насосных агрегатов с применением технологии «СКАТ»… … 3. Вибродиагностика магистральных насосных агрегатов.…… …… 4. Система контроля и диагностики технического состояния магистральных насосных агрегатов ….… …… ………5. Пример оснащения системой непрерывного контроля и диагностики технического состояния насосных
агрегатов типа НМ… ……30 Выводы….………31 Список используемой литературы…34 Введение Контроль работоспособности насосных агрегатов осуществляется при проведении диагностических контролей (оперативного, планового, непланового) по параметрическим и виброакустическим критериям, а также по техническому при выводе насосов из эксплуатации. Для проведения диагностических контролей используются виброаппаратура с возможностью измерения спектральных
составляющих вибрации, шумомеры с возможностью измерения октавных составляющих, приборы, позволяющие определять техническое состояние подшипников качения или аналогичные им, но с большими функциональными возможностями отечественного или зарубежного производства. Средства контроля вибрации и методы вибродиагностики должны обеспечивать решение следующих задач: - своевременного обнаружения возникающих дефектов составленных частей оборудования и предотвращения его
аварийных отказов; - корректировки значений межремонтных интервалов и прогнозирования остаточного ресурса составных частей оборудования по его фактическому техническому состоянию; - проверка работоспособности оборудования после монтажа, модернизации и ремонта, определения оптимальных режимов работы оборудования. Все магистральные и подпорные насосные агрегаты должны быть оснащены контрольно-сигнальной виброаппаратурой (КСА) с возможностью контроля текущих параметров вибрации, автоматической предупредительной сигнализацией
и автоматическим отключением при предельно допустимом значении вибрации. До установки контрольно-сигнальных средств контроль и измерение величины вибрации осуществляются портативными (переносными) средствами виброметрии, которые должны быть на каждой НПС. Контроль уровня вибрации вспомогательных насосов – насосов откачки утечек, маслонасосов, насосов систем водоснабжения и отопления и пр. должен осуществляться с помощью переносной аппаратуры.
Датчики контрольно-сигнальной виброаппаратуры устанавливаются обязательно на каждой подшипниковой опоре магистрально и горизонтально подпорного насосов для контроля вибрации в вертикальном направлении. Для вертикальных подпорных насосов датчики устанавливаются на корпусе опорно-упорного подшипникового узла насоса для контроля вибрации в вертикальном (осевом) и горизонтально-поперечном направлениях. При наличии многоканальной виброаппаратуры рекомендуется дополнительно устанавливать датчики для контроля
вибрации в горизонтально-поперечном и осевом направлениях каждого подшипникового узла. Вертикальная составляющая вибрации измеряется на верхней части крышки подшипника над серединой длины его вкладыша. Горизонтально-поперечная и горизонтально-осевая составляющие вибрации измеряются на уровне оси вала насоса против середины длины опорного вкладыша. Вибрация всех элементов крепления насоса к фундаменту измеряется и контролируется в вертикальном направлении.
У насосов, не имеющих выносных подшипниковых узлов (насосы со встроенными подшипниками), вибрация измеряется как можно ближе к оси вращения ротора. 1. Эффективность использования методов диагностирования фактического состояния насосных агрегатов МНПП Переход от системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) насосного оборудования перекачивающих станций МНПП к ремонту по его фактическому состоянию, определяемому в процессе диагностического обследования, обусловлен требованиями обеспечения установленного уровня надежности
этого оборудования, а также необходимостью более рационального использования средств, выделяемых на его обслуживание и ремонт. Этому процессу в значительной степени способствует широкий спектр нового диагностического оборудования и сервисных услуг, которые в настоящее время предоставляют отечественные и зарубежные организации. В числе многообразных технических предложений можно выделить регулирование числа оборотов электродвигателей МНА, улучшение условий эксплуатации подшипниковых узлов и концевых
уплотнений магистральных и подпорных насосов в целях повышения их ресурса, центровку и балансировку роторов с использованием высокоточного оборудования и приборов, новое диагностическое оборудование. Расширение возможностей для обеспечения высокой надежности при эксплуатации насосных агрегатов связывается с вибродиагностикой и комплексным диагностированием состояния основного и вспомогательного оборудования на базе микропроцессорной и компьютерной техники. В противовес существовавшей на протяжении нескольких
десятков лет «Системе планово-предупредительных ремонтов оборудования объектов магистральных нефтепродуктов» (системе ППР) ремонт по его фактическому состоянию предполагает периодический контроль состояния насосного оборудования. Он включает измерение виброскорости на подшипниковых и корпусных опорах, температуры подшипников, потребляемой электроэнергии, уровня шума и других параметров, которые наряду с гидравлическими и тахометрическими показателями позволяют судить не только о работоспособности насосных агрегатов, но и, используя специальные
компьютерные программы, фиксировать отрицательные тенденции изменения отдельных показателей и определять возможные причины этих изменений без остановки и демонтажа насосных агрегатов. Наряду с этим разработка диагностических программ должна основываться на достаточной статистической информации по отказам различных узлов и деталей для каждой марки насоса, с учетом специфики его эксплуатационных нагрузок на конкретной перекачивающей станции и участке
МНПП, что требует значительных затрат времени. Учитывая высокие стоимостные показатели таких систем, их экономическая эффективность не всегда бесспорна. При этом нередко стоимость услуг по обследованию и диагностике насосов, предлагаемых различными организациями, значительно отличаются. Очевидно, что критерием выбора организации-исполнителя должно быть оптимальное соотношение качества работ и их стоимости. Критерий стоимости услуг по диагностике можно определить,
исходя из отношения суммарных удельных (по отношению к продолжительности межремонтного периода) затрат на диагностику и ремонт оборудования по его фактическому состоянию к удельным затратам на ремонт этого оборудования по системе ППР (с более коротким межремонтным периодом), которое не должно быть больше единицы, т.е.: (1) где - стоимость диагностического обследования агрегата; - количество диагностических обследований за весь межремонтный период; - суммарная стоимость ремонта (замены) узлов; - межремонтный
период по фактическому состоянию с диагностическим обследованием; - межремонтный период по системе ППР; Очевидным условием должно быть: Из соотношения (1) можно получить предельное значение стоимости диагностических работ или услуг, выше которого эти работы становятся экономически неэффективными: (2) Данное условие не учитывает ряд факторов, зависящих от качества выполняемых работ, которое может быть оценено только на основе статистического анализа отказов насосного оборудовании за длительный период
эксплуатации. Тем не менее, представляется достаточно показательным его использование при выборе и обосновании предложений специализированных организаций по выполнению диагностического обследования и определению остаточного ресурса оборудования в соответствии с РД 153-39.4Р-137-2002. Необходимо отметить, что контроль вибрационных характеристик насосных агрегатов перекачивающих станций МНПП предусматривает наличие в системе автоматики магистральных и подпорных насосных агрегатов магистральных
нефтепродуктопроводов аварийной аппаратуры по измерению величины виброскорости на корпусах подшипников электродвигателей и насосов, обеспечивающей своевременную остановку насосных агрегатов для проведения последующего ремонта. Эффективным мероприятием в совершенствовании существующей системы виброконтроля магистральных и подпорных насосных агрегатов является оснащение систем автоматики перекачивающих станций МНПП оборудованием с большими возможностями анализа контролируемых параметров.
2. Комплексная техническая диагностика магистральных насосных агрегатов с применением технологии "СКАТ" Комплексная техническая диагностика магистральных насосных агрегатов (МНА) с применением технологии "СКАТ" обеспечивает повышение надежности их эксплуатации, увеличение ресурса подшипниковых узлов трения и снижение потребления электроэнергии. Работы по комплексной технической диагностике МНА с применением технологии "
СКАТ" включают следующие этапы: 1. Виброобследование до применения технологии "СКАТ". 2. Определение наличия трещин на теле ротора электродвигателя резонансным методом. 3. Термографическое обследование электрооборудования и электроконтактных соединений. 4. Проведение наладочных работ по результатам обследования. 5. Обработку подшипниковых узлов МНА по технологии "
СКАТ". 6. Виброобследование после применения технологии "СКАТ". 7. Проведение мониторинга МНА. 8. Анализ результатов проведенных работ. Виброобследование МНА до применения технологии "СКАТ" предусматривает оценку фактического технического состояния МНА по вибрации за время его эксплуатации в соответствии с установленными нормами вибрации согласно
РД 153-39Н-008-96, РД 153-39ТН-009-96. Стадии работ по виброобследованию МНА приведены в табл. 1. Производство работ по вибродиагностике МНА осуществляется посредством измерения вертикальной, горизонтальной и осевой составляющих вибрации на каждой подшипниковой опоре МНА. По результатам обработки вибрационных характеристик на ПЭВМ выдается заключение о наличии дефектов. В качестве измеряемого параметра вибрации устанавливается
среднеквадратическое значение (СКЗ) виброскорости в рабочей полосе частот 10-1000 Гц. Вибрация измеряется на каждой подшипниковой опоре; вертикальная составляющая вибрации измеряется на верхней части опоры, в середине длины опорного вкладыша; горизонтально-поперечная и горизонтально-осевая составляющие вибрации измеряются на уровне оси валов электродвигателей, против середины длины опорного вкладыша. Вибрация всех элементов крепления электродвигателя и насоса к фундаментной плите
и плиты к фундаменту измеряется и контролируется в вертикальном направлении. Общая оценка технического состояния электродвигателей магистральных насосных агрегатов по вибрации во время эксплуатации производится согласно РД 153-39Н-009-96, в соответствии с нормами вибрации. После монтажа нового или отремонтированного электродвигателя МНА, замены муфты, установки нового ротора и др. осуществляется контроль его технического состояния.
Электродвигатель допускается к эксплуатации при уровне вибрации на подшипниковых опорах не более 4,5 мм/с, а на раме, около подшипниковых стояков, и на лапах подшипниковых стояков - не более 1 мм/с. В противном случае электродвигатель считается неисправным, или его монтаж или наладка выполнены некачественно. Необходимо установить причины повышенного уровня вибрации и устранить их. При превышении уровня виброскорости на подшипниках в любой из точек измерения 6,0 мм/с проводится внеплановый
диагностический контроль. Общая оценка технического состояния насосов магистральных насосных агрегатов по вибрации во время эксплуатации производится согласно РД 153-39Н-008-96, в соответствии с нормами вибрации, представленными в табл. 3. Перечень средств измерения, оборудования, материалов, необходимых дли проведения работ по виброобследованию МНА, приведены в табл. 4. Определение трещин на теле ротора электродвигателя
МНА резонансным методом предусматривает выдачу по результатам анализа вибрационных сигналов амплитудных и фазовых компонентов, связанных с частотой вращения ротора, заключения о наличии или отсутствия трещины на теле ротора, согласно РД 153-39ТН-009-96. Стадии работ по определению наличия трещин на теле ротора электродвигатели МНА приведены в табл. 5. Таблица 1 № п/п Стадии работ 1 Обработка и анализ комплекта технической или эксплуатационной документации 2
Составление и подготовка измерительных схем для проведения исследований 3 Проведение измерений параметров вибрации МНА с записью регистрирующей аппаратурой 4 Первичная обработка результатов исследовании МНА, выдача предварительного заключения 5 Составление отчетной документации по результатам исследований Таблица 3 Величина среднеквадратического значения виброскорости, мм/с
Оценка вибросостояния насоса Оценка длительности эксплуатации До 2.8 Отлично Длительная От 2.8 до 4.5 Хорошо Длительная От 4.5 до 7.1 (для номинальных режимов) Удовлетворительно, необходимо улучшение Ограниченная От 4.5 до 7,1 (для режимов, отличных от номинального) Удовлетворительно Длительная От 7.1 до 11.2 (для режимов, отличных от номинального)
Удовлетворительно, необходимо улучшение Ограниченная Свыше 11.2 Недопустимо Недопустимо Примечание. При режимах перекачки, отличных от номинального, и интенсивности вибрации насоса от 7.1 до 11.2 мм/с длительность эксплуатации магистральных и подпорных насосов ограничивается до замены их рабочих колес на колеса, обеспечивающие соответствующую подачу. Таблица 4 № п/п Наименование, тип Количество 1 Машинный виброанализатор
CS1 2115 (комплект) 1 2 Комплект инфракрасного тахометра 1 3 Адаптер 1 4 Персональный компьютер 1 5 Набор кабелей 1 6 Расходные материалы, используемые при измерениях, обработке, оформлении технического отчета 1 комплект 7 Набор инструментов 1 комплект В штатном режиме при проведении диагностических исследовании проводится до трех запусков электродвигателя при соблюдении требовании по количеству запусков из горячего и холодного
состояния. (Два запуска из холодного состояния с интервалом между запусками - не менее 5 мин и один запуск из горячего состояния). Следующий запуск допускается через 2-3 ч после полного остывания электродвигателя. При проявлении признаков наличия на теле ротора электродвигателя трещины количество запусков может быть уменьшено. Проведение работ по диагностике трещин в роторах электродвигателей МИЛ осуществляется посредством измерения вертикальной составляющей вибрации на каждой подшипниковой
опоре в процессе выбега ротора электродвигателя при его отключении. Вибрация измеряется на верхней части опоры, в середине длины опорного вкладыша. Главными характеристиками вибрационного сигнала, используемыми при обнаружении трещин, являются амплитуды и фазы компонентов вибрационного сигнала, связанные с частотой вращения ротора. По результатам обработки вибрационных характеристик на
ПЭВМ выдается заключение: - о наличии на теле ротора трещин, приводящих к аварийной ситуации и требующих немедленного вывода ротора из эксплуатации; - об отсутствии на теле ротора трещин, приводящих к аварийной ситуации, что позволяет эксплуатировать ротор электродвигателя согласно рекомендации РД 153-39ТН-009-96. Необходимые средства измерения, оборудование, материалы для проведения этих работ приведены в табл. 4. Термографическое обследование электрооборудования и электроконтактных соединений
на МНА предусматривает проведение по результатам теплового сканирования контролируемого электрооборудовании и токоведущих частей в режиме нормального функционирования МНА, без снятия напряжения, обработки тепловых образов контролируемого объекта, выявление дефектных узлов, имеющих тепловые аномалии, с последующей оценкой их технического состояния согласно критериев РД34.45-51.300-97. Проведение работ по тепловизионному контролю электрооборудования электроконтактных
соединений МНА включает выполнение следующих этапов: - изучение и анализ комплекта технической и эксплуатационной документации; - подготовку измерительной аппаратуры для проведения исследований; - проведение измерений с их регистрацией аппаратурой; - первичную обработку результатов исследований МНА; - составление отчетной документации по результатам исследований. Тепловизионному контролю электрических систем подвергаются: электрооборудование и токоведущие части
ОРУ, ЗРУ, КТП, ЩСУ, вводы электродвигателей МНА и пайка лобовых частей обмоток статора (по возможности). По результатам сканирования контролируемого электрооборудования и токоведущих частей, обработки тепловых образов контролируемых объектов выявляются дефектные узлы, элементы, по которым производится фиксация изображения тепловой аномалии и запись его на жесткий носитель тепловизора. После фиксации термообраза производится фотосъемка дефектного узла, элемента для привязки выявленного
дефекта к конкретным деталям узла при последующем анализе. В процесс работ производится контроль нагрузки электрооборудования и токоведущих частей. Общая оценка технического состояния электрических систем по результатам тепловизионного контроля в период эксплуатации производится в соответствии с методиками и нормами РД 34.45-51.300-97. Обработка полученных в процессе тепловизионного контроля материалов производится
на ПЭВМ. Результаты работ оформляются в виде экспресс-анализа по выявленным дефектным узлам и элементам. Таблица 5 № п/п Стадии работ 1 Обработка и анализ комплекта технической пли эксплуатационной документации 2 Составление и подготовка измерительных схем дли проведения исследований 3 Вывод электродвигателя 4 Демонтаж соединительной муфты МНА 5 Подготовка и выполнение запусков электродвигателя на холостом ходу 6
Проведение измерений параметром вибрации с записью регистрирующей аппаратурой при различных режимах работы 7 Монтаж соединительной муфты МНА 8 Ввод электродвигателя в эксплуатацию 9 Первичная обработка результатов исследований МНА, выдача предварительного заключения 10 Составление отчетной документации по результатам исследований Экспресс-анализ включает следующие основные разделы: - общие методические положения оценки теплового
состояния электрооборудования и токоведущих частей в зависимости от условий их эксплуатации и конструкции; - состав электрооборудования и токоведущих частей, подвергшихся тепловизионному контролю; - перечень выявленных дефектных точек электрооборудования и токоведущих частей с указанием мест дефектов, степени дефектности и оценки длительности эксплуатации; - термообразы всех обнаруженных тепловых аномалий согласно перечня выявленных дефектных точек электрооборудования и токоведущих частот с расчетами степени дефектности,
согласно РД 34.45-51.300-97; - выводы и рекомендации. Проведение наладочных работ на МНЛ предусматривает проверку, а при несоответствии, установку и регулировку установочных параметров оборудования, предусмотренных заводами-изготовителями (насоса, электродвигателя, торцовых уплотнений, зубчатой муфты и т.д.). Стадии проведения наладочных работ на МНА приведены в табл. 8. Таблица 8 № п/п Стадии работ 1
Вывод МНА из эксплуатации для проведения наладочных работ 2 Проверка, ревизия, наладка и установка зазоров (натягов) на подшипниках скольжения МНА (насос, электродвигатель), регулировка торцовых уплотнений и зубчатой муфты 3 Составление формуляра и протокола на МНА по результатам наладки Таблица 10 № п/п Стадии работ 1 Подготовка расчетного триботехнического состава на основании эксплуатационных
параметров и результатов виброобследования 2 Нанесение СКАТ на поверхности пар трения (вкладышей, шеек валов насоса и эл. дв.) подшипников скольжения МНА Обработка подшипниковых узлов агрегата по технологии "СКАТ" предусматривает подготовку на основании эксплуатационных параметров и результатов виброобследования расчетного триботехнического состава и нанесение его на пары трения
МНА. Работы по нанесению "СКАТ" на пары трения совмещаются с проведением наладочных работ на МНА. Стадии проведения работ по нанесению "СКАТ" на пары трения подшипниковых узлов МНА приведены в табл. 10. Необходимое оборудование для проведения этих работ - триботехнический состав-СКАТ. Виброобследование МНА после применения технологии "
СКАТ" предусматривает оценку фактического технического состояния МНА по вибрации после проведения наладочных работ в соответствии с нормами вибрации, согласно РД153-39Н-008-96. Стадии работ и средства измерений аналогичны объему виброобследования МНА до применения технологии "СКАТ". Проведение мониторинга МНА предусматривает периодическую регистрацию следующих контролируемых параметров: - вибрации подшипниковых
узлов (насоса, электродвигателя); - температуры подшипниковых узлов (насоса, электродвигателя); - потребляемой мощности. Класс точности приборов, регистрирующих потребление электроэнергии, должен быть не ниже 0,5. Результаты измерений записываются в оперативном журнале через каждый час работы МНА в течение 72 ч. Анализ результатов проведенных работ по комплексной технической диагностике МНА с применением технологии "СКАТ" производится методом сравнения контролируемых параметров
в объеме этапа 7 работ до и после применения технологии "СКАТ", с учетом аналогичных режимов перекачки нефтепродукта данным насосным агрегатом и оформлением заключения по результатам комплексной технической диагностики магистрального насосного агрегата с применением антифрикционной технологии "СКАТ". 3. Вибродиагностика магистральных насосных агрегатов Эксплуатация магистральных трубопроводов (МТ) на оптимальных режимах перекачки, не вызывающих повышенной
вибрации магистральных насосных агрегатов (МНА), обеспечивает их надежность, долговечность и значительное снижение расходов на ремонт и эксплуатацию. Внедрение средств мониторинга и вибродиагностики МНА является одним из важнейших факторов повышения экономической эффективности использования насосного оборудования на магистральных трубопроводах. Основная цель вибродиагностики - обнаружение повреждений на начальной стадии их возникновения (развивающихся дефектов).
Применение современных методов измерения вибрации и алгоритмов обработки результатов полномасштабных измерений обеспечивает достижение вероятности обнаружения аварийно-опасных дефектов - до 95%. Согласно РД 153-39ТН-008-96 все магистральные и подпорные насосные агрегаты должны быть оснащены системами автоматической предупредительной сигнализации (среднеквадратическое значение виброскорости — 7,1 мм/с) и автоматического отключения при предельно допустимом значении вибрации (11,2 мм/с).
Практика эксплуатации МНА, уровень оснащенности перекачивающих станции МТ современными техническими средствами и системами вибродиагностики и имеющаяся нормативная база позволяют, с учетом требований РД 153-39TH-008-96, ГОСТ Р ИСО 10816-3-99, перейти на трехуровневую систему автоматической сигнализации и защиты магистральных насосных агрегатов по вибрации: 1-ый уровень - "Предупреждение": при уровне вибрации 7.1 мм/с должна формироваться предупредительная
сигнализация; 2-ой уровень - "Условное отключение": при уровне вибрации 11.2 мм/с должна формироваться сигнализация о максимально высоком уровне вибрации МНА и выдаваться команда "Отключение" с задержкой ее исполнения (вплоть до полного запрета прохождения); 3-ий уровень - "Отключение": при уровне вибрации 13,8 мм/с должна выдаваться команда на остановку МНА. Одной из основных причин снижения
КПД магистральных насосов по сравнению с паспортными значениями, кроме недостатков их изготовления, ремонта и монтажа, является увеличенный уровень вибрации при их эксплуатации на неноминальных режимах и дросселировании напора системами автоматического регулирования перекачивающих станций. При совпадении собственных частот колебаний рабочих лопастей или деталей насоса с частотами колебаний, возникающих при кавитации, особенно при малых подачах, возможно появление интенсивных автоколебаний
лопаток, а также ротора, обвязки и корпуса, что может привести к быстрому разрушению насоса. При малых расходах наблюдается неоднородная работа межлопаточных каналов колеса, сопровождающаяся колебаниями на лопастных частотах, что также может привести к кавитационным процессам и соответствующей вибрации. При чрезмерно больших расходах наличие интенсивных вихрей в отводах и колесе приводит к тому, что давление в вихревых областях понижается, способствуя возникновению кавитационных процессов.
Для предотвращения отключения магистральных насосных агрегатов системой автоматики по повышенной вибрации, вызванной технологическими причинами, т.е. при эксплуатации на неноминальных или переходных режимах, на перекачивающих станциях МТ предусматривается применение системы контроля вибрации с коррекцией по расходу – СКВ-Р. В состав системы входят: 1. Магистральный насосный агрегат с установленными на нем вибродатчиками, измеряющими виброускорение на подшипниках насоса и электродвигателя, а также осевую
вибрацию. 2. Вторичный преобразователь аппаратуры виброконтроля типа СВКА1-02. 3. Блок сбора данных, входящий в комплект аппаратуры виброконтроля. 4. Двухлучевой ультразвуковой расходомер типа "Взлет PC" (УРСВ-01ОМ), монтируемый на линии выхода (или входа) перекачивающей станции с соблюдением требований по длинам прямых участков до и после него; вторичный измерительный преобразователь ультразвукового
расходомера с унифицированными выходными сигналами и стандартными протоколами интерфейсов. 5. Микропроцессорная система автоматизации перекачивающей станции. 6. Шины интерфейса с протоколом обмена данными типа ModBus RTU фирмы MODICON. Сигналы с вибродатчиков, пропорциональные виброускорениям на подшипниках МНА, собираются и обрабатываются вторичным преобразователем
СВКА1-02. Снятие информации с вторичного преобразователя осуществляется блоком сбора данных. Электрический сигнал, пропорциональный расходу на выходе (приеме) перекачивающей станции, от электроакустических датчиков ультразвукового расходомера поступает во вторичный измерительный преобразователь расходомера, установленный в операторной. На жидкокристаллическом индикаторе вторичной аппаратуры индицируются мгновенный расход и нарастающие показания перекачки.
Данные на выходе вторичной аппаратуры расходомера запрашиваются и затем обрабатываются блоком сбора данных. В соответствии с алгоритмом выработки сигналов аварийных защит блок сбора данных выявляет наличие (отсутствие) переходного режима перекачки, анализирует, в каком диапазоне подач — номинальном или неноминальном — находится фактическое значение мгновенного расхода, формирует в блоке релейных защит соответствующие сигналы и передает их в микропроцессорную систему автоматизации перекачивающей станции.
Алгоритм работы системы СКВ-Р функционирует следующим образом. Для каждого насосного агрегата задаются верхняя и нижняя границы номинального расхода (подачи): и Уставка предупредительной сигнализации о повышенной вибрации МНА - Усигн, равная 7,1 мм/с, задается одинаковой для всех насосных агрегатов. Задаются следующие уставки защиты МНА: - Узащ1 = 11,2 мм/с, если значение мгновенного расхода находится
в пределах установленных значений и для номинального расхода; - Узащ2 = 13,8 мм/с, если значение мгновенного расхода находится вне установленных пределов для номинального расхода. Действие уставки Узащ1 имеет условный характер в пределах интервала времени с момента формирования команды на отключение МНА, т.е. команда может быть сквитирована оператором, и безусловный характер — по истечении этого времени. Величина задержки на отключение
МНА устанавливается в соответствии с утвержденной технологической картой МТ. Действие уставки Узащ2 имеет безусловный характер. Действие уставок защиты Узащ1 и Узащ2 автоматически блокируется как на время исполнения программы пуска МНА, так и на время переходных режимов в МТ. Признаком переходного режима является превышение абсолютной величиной первой производной расхода по
времени — dQ/dt значения уставки "Скорость изменения расхода". Величина dQ/dt постоянно вычисляется и контролируется контроллером системы станционной автоматики. Значение уставки "Скорость изменения расхода" вводится в соответствии с утвержденной технологической картой МТ. На время проведения технического обслуживания или при отсутствии ультразвукового расходомера допускается ручной ввод оператором значения объемного расхода перекачки.
Кроме применения в системе СВК-Р показания ультразвукового расходомера могут также использоваться в системе обнаружения уточек из МТ; для контроля прохождения по МТ средств очистки и диагностики; контроля прохождения партий при последовательной перекачке; контроля прохождения по МТ воздушных пробок и предметов, остающихся в МТ после ремонтных работ. Развитие вибродиагностики и мониторинга насосного оборудования, эксплуатируемого
на МТ, решают проблему обеспечения промышленной и экологической безопасности перекачивающих станций, являющихся объектами повышенной опасности, поскольку современные технические средства вибродиагностики позволяют выявлять зарождение дефектов узлов магистральных насосных агрегатов, отслеживать их развитие и предупреждать аварийные ситуации. При решении задач оптимизации установки магистральных насосных агрегатов на перекачивающих станциях и режимов перекачки должен применяться критерий не только минимальных
энергозатрат, но и критерий минимальных эксплуатационных издержек, вызываемых повышенной вибрацией МНА. Переход от двухуровневой защиты МНА по вибрации на трехуровневую, с граничным (аварийным) уровнем вибрации, рекомендуемым ГОСТ Р ИСО 10816-8-99, направлен на повышение надежности эксплуатации работы магистральных трубопроводов. 4. Система контроля и диагностики технического состояния магистральных насосных агрегатов Практика эксплуатации магистральных насосных агрегатов показывает, что при отсутствии
постоянного контроля вибросостояния насосов и электродвигателей до 25% МНА эксплуатируются в условиях повышенного уровня вибрации, что является причиной значительной части их аварийных остановок. В связи с этим весьма актуальной является проблема выбора системы мониторинга и диагностики технического состояния МНА по параметрам вибрации. Техническая диагностика технологического звена "насос-электродвигатель" производится с помощью
анализа спектров огибающей вибрации, измеренной на их опорах. Главными объектами диагностики при этом являются подшипники насосов и электродвигателей. Компанией RA-Entek разработан метод диагностики состояния подшипниковых опор по gSE-уровню энергии ударных импульсов, основанный на том, что при контакте сопряженных поверхностей, которые движутся относительно друг друга, на уровне микронеровностей контактирующих поверхностей возникают микроудары, которые вызывают
импульсную вибрацию в высокочастотной области. Диагностику состояния узлов агрегата по вибрации можно выполнять методами спектрального анализа в низкочастотной или высокочастотной областях. При измерении высокочастотной вибрации с помощью акселерометра возникает ряд проблем, таких как возбуждение резонансных колебаний самого акселерометра при совпадении его собственной частоты с одной из частот в высокочастотной области колебания узла агрегата, а также значительно меньший уровень высокочастотной
вибрации по сравнению с уровнем низкочастотной и среднечастотной вибрации, источниками которой могут быть неуравновешенность ротора, расцентровка валов, ослабление опоры агрегата или подшипникового узла и другие дефекты, не связанные с техническим состоянием диагностируемого подшипника. Принцип метода измерения огибающей заключается в том, что измеренный сигнал проходит через высокочастотный фильтр, который пропускает только частоты, превышающие частоту нижнего среза фильтра.
Полученный высокочастотный сигнал, как правило, имеет признаки модуляции низкочастотным сигналом дефекта или частотой вращения ротора, а в большинстве случаев обоим одновременно. Для того, чтобы выделить только полезную информацию сигнал, полученный после ВЧ-фильтра, возводится в квадрат, а о затем строится ESP-спектр огибающей. Поскольку ВЧ-сигнал анализируется в диапазоне частот от 5 до 25 кГц, то спектр
огибающей не несет какой-либо количественной информации об уровне вибрации. Спектр огибающей несет качественную информацию, но при этом по глубине модуляции сигнала, выделенного после ВЧ-фильтра, можно судить о серьезности дефекта. Если проводить периодические ESP-измерения, то можно получать информацию о развитии дефекта во времени и прогнозировать время безаварийной работы агрегата.
Для получения максимальной достоверности диагностики необходимо анализировать одновременно как среднечастотные прямые спектры вибрации, так и спектры огибающей, поскольку они включают составляющие проявления дефекта. При этом в их основе лежат различные физические процессы. Высокочастотная область вибросигнала характеризуется, как правило, силами трения между микронеровностями соприкасающихся поверхностей при их относительном движении, а среднечастотная область отображает силовое
и вибрационное взаимодействие деталей агрегата. Как показывает практика, частотная область спектра огибающей находится в диапазоне 100-25000 Гц. Однако, точные границы диапазона должны определяться дополнительными измерениями в максимально возможном диапазоне частот. Современные фильтры огибающей являются цифровыми системами, поэтому нужно использовать спектроанализатор, который позволяет выполнять спектральный анализ вибрации в диапазоне частот до 25 кГц.
Сборщики данных enpac-1200А и dataРАС-1500 позволяют анализировать спектр в этом диапазоне частот, при этом частотный диапазон епрас-1200А достигает 40 кГц, а частотный диапазон сборщика данных dataРАС-1500 - 75.3 кГц. Принципы диагностики дефектов по прямому спектру и спектру огибающей значительно отличаются. Диагностика спектров по результатам анализа прямого спектра не обеспечивает оценку с большой достоверностью степени развития дефекта с первого измерения. Как правило, в этом случае определяются диагностические
частоты и, соответственно, периодически выполняется изменение уровня вибрации на этих частотах, анализируется измерение уровня вибрации по времени. Диагностика в этом случае основывается на сравнении текущих уровней вибрации с эталонными (уровнями предупреждения), установленными на основе статистических исследований. Применение фильтров огибающей позволяет с большой достоверностью определять степень развития дефекта практически с первого измерения (при условии правильного выбора диапазона частот, в котором проявляются
силы трения и нижнего среза ВЧ-фильтра). Это обусловлено тем, что модуляция сигнала силами трения имеется только при наличии дефекта, поэтому о величине самого дефекта можно судить по глубине модуляции вибросигнала в высокочастотной области. Глубину модуляции можно определить двумя способами: из формы высокочастотного сигнала, или непосредственно из спектра огибающей. gSE-метод анализа вибрационного сигнала в высокочастотной области отличается от стандартного
ESP-метода анализа огибающей тем, что он использует то обстоятельство, что дефект одной детали подшипника при взаимодействии с другими его деталями будет являться причиной микроударов, которые возбуждают кратковременные резонансы элементов подшипника и акселерометра. Поэтому при наличии дефекта временной сигнал в высокочастотной области будет иметь импульсный характер, причем частота прохода импульсов будет соответствовать частоте прохода дефекта. Для того, чтобы выделить сигнал с частотой прохода дефекта, высокочастотный сигнал,
полученный после ВЧ-фильтра, сначала анализируется во временной области по следующему алгоритму: находится последовательно каждый максимум импульса во временной форме сигнала, измеряется его размах (двойная амплитуда), задается время затухания импульса по экспоненциальной кривой и строится пилообразная кривая в соответствии с очередностью прохода импульсов от дефектов. В результате этого получается временная пилообразная форма, которая отражает ударное взаимодействие
трущихся поверхностей при прохождении дефекта мимо точки измерения. Затем над этой пилообразной кривой строится спектр, который является спектром огибающей - "gSE-спектр". Величина размаха импульса во временной форме или величина амплитуды в "gSE-спектре" определяет глубину модуляции сигнала силами трения и микроударов. Глубина модуляции определяет степень развития дефекта. gSE-метод является более чувствительным для
выявления дефектов по сравнению со стандартным ESP-методом огибающей, поскольку реакция механической системы в точке измерения при прохождении под ней дефектной области в большинстве случаев имеет импульсный характер, а при выделении полезного сигнала из модулированного высокочастотного сигнала происходит его осреднение (при возведении в квадрат), и, следовательно, точность оценки глубины модуляции уменьшается. Диагностика подшипников с помощью gSE-метода огибающей обеспечивается переносными и стационарными приборами.
а). Переносные приборы - виброметры и сборщики данных: - виброметр - обеспечивает оперативный контроль виброскорости в стандартном диапазоне частот 2(10) - 1000 Гц; позволяет выявлять дефекты основных узлов агрегатов по уровню энергии ударных импульсов в диапазоне 5-20 кГц; выполняет измерения температуры и частоты вращения вала МНА; - сборщики данных епрас-1200А и dataPAC-1500 обеспечивают выполнение спектрального анализа вибрации,
динамической балансировки роторов агрегатов на месте, а также возможность определения технологических параметров эксплуатируемого технологического оборудования. Приборы работают в комплексе с диагностическим программным обеспечением EMONI-TOR Odyssey. б). Стационарные приборы - виброметр непрерывного действия и система защиты непрерывного действия: - виброметр непрерывного действия gSE-сигнализатор обеспечивает непрерывный контроль уровня
вибрации и сигнализирует о повышении уровня вибрации с помощью блоков реле; - система защиты непрерывного действия серии ХМ™-122 обеспечивают непрерывный контроль технического состояния технологического оборудования по вибрации и технологическим параметрам (температуре, давлении, расходу, току, напряжению, нагрузке и т.д.); работает в комплексе с диагностическим программным обеспечением EMONITOR Odyssey. Базовое программное обеспечение вибромониторинга и диагностики
EMONITOR Odyssey обеспечивает сбор данных измерительных систем, обработку и статистический анализ информации, поддерживает контроль соответствия измеренных параметров различным уровням предупреждения по вибродиагностике, обеспечивает графический интерфейс для представления полученной информации на экране дисплея компьютера, позволяет пользователю генерировать любую форму отчетной информации по проведенным измерениям и полученным результатам диагностики с выдачей рекомендаций обслуживающему персоналу по выявленным дефектам.
Программное обеспечение также позволяет конфигурировать системы вибромониторинга и диагностики в локальных и глобальных вычислительных сетях. Для обеспечения постоянного контроля технологического состояния магистральных насосных агрегатов разработана надежная система диагностики их подшипниковых опор с использованием методов высокочастотного анализа. Основной частью этой системы является gSE-сигнализаторы, которые обеспечивают непрерывный контроль общего уровня высокочастотной вибрации (в gSE-единицах), источником которой являются
импульсные периодические механические удары вызванные, например, дефектами элементов подшипников или кавитацией. Измерение вибрации выполняется акселерометром, который устанавливается непосредственно на объекте контроля (на подшипниковых опорах насосов и электродвигателей). Измеренный общий уровень gSE-виброускорения подается на выход прибора 4-20 мА. Прибор может передавать измеренную информацию на системы автоматического управления и контроля производственным
процессом пли на внешние регистраторы. Техническая характеристика gSE-сигнализатора Входы Адаптированы для подключения акселерометра Выходы 4-20мА (измеренный сигнал на выходе пропорционален общему уровню gSE-энергии ударных импульсов в диапазоне частот 5-65кГц Частотный диапазон анализа 5-65кГц Диапазон gSE-измерений 9 диапазонов измерения общего уровня энергии ударных импульсов (в gSE-единицах измерения), устанавливаемых с помощью перемычек:
0-5 0-7,5 0-10 0-20 0-30 0-40 0-60 0-90 0-120 Питание 18-48В постоянного тока Температура хранения, -55 +125 Температура работы, -20 +60 Влажность 0-95% (относительная влажность без конденсации) Технические характеристики сборщиков данных Прибор dataPAC-1500 епрас-1200А Динамический диапазон АЦП 18 бит, 96 дБ АЦП 20 бит,>
90 дБ Количество вибрационных каналов 1 2 Диапазон сигнала на входе ±10 В ±40 В Канал тахометра 1 Встроенный лазерный тахометр Высокочастотный фильтр на входе 3 фильтра () 8 фильтров () Дисплей ЖКД, 640x480 пикселей ЖКД, 240x160 пикселей Габаритные размеры, см 24,8x20,8x8,4 20,0x18,0x5,0
Вес, кг 2,27 0.7 Частотный диапазон, Гц 0.18-75,300 0,16-40,000 Максимальное разрешение 12,800 12,800 Диапазон «в реальном времени» 12,8 кГц 40 кГц Результаты измерений с помощью gSE-сигнализатора и систем контроля технологических параметров работы МНА будут непрерывно отображаться на мониторах компьютеров оператора перекачивающей станции. gSE-сигнализаторы будут выявлять возникновение дефектов в опорных узлах
МНА на стадии их возникновения. Для приведения экспертизы дефектов и определения их точных характеристик используются сборщики данных епрас-1200А или dataPAC-1600 и программное обеспечение EMONITOR Odyssey. В результате экспериментов на подшипниках ряда однотипных агрегатов получены обобщенные зависимости между измеренными значениями энергии ударных импульсов и степенью развития дефектов подшипников. На базе этих экспериментов разработаны критерии, по которым можно оценить состояние подшипниковых узлов.
В этих критериях диапазон изменения энергии импульсов разбит на зоны, соответствующие различным состояниям подшипников. Предельные значения gSE для каждой зоны даны для различных режимов работы агрегатов. На рис. 7 приведены критерии оценки состояния подшипников по значениям энергии импульсов в диапазоне до 100 кГц. Достоверность выявления дефекта значительно увеличивается при проведении мониторинга технического состояния агрегата одновременно по нескольким параметрам, например: - вибрация в низкочастотной области;
- общий уровень gSE-измерений; - температура подшипниковых узлов; - параметры характеризующие режим эксплуатации (расход, давление и др.). 5. Пример оснащения системой непрерывного контроля и диагностики технического состояния насосных агрегатов типа НМ В состав агрегатной подсистемы входят: агрегат (насос типа НМ с электроприводом), первичные преобразователи (датчики вибрации, тока, температуры, давления и т.п.), фазоотметчик, согласующие усилители (в случае необходимости), модуль сбора и цифровой обработки
информации CTD-2160. В качестве датчиков вибрации в системе используются корпусные ICP виброакселерометры. Все датчики напрямую подключаются к модулям сбора и обработки информации CTD-2160. При необходимости можно контролировать и другие параметры (температура, давление, уровень, токи и т.п.). Количество и расположение датчиков может быть изменено в соответствии с требованиями заказчика. Модули сбора и цифровой обработки информации
CTD-2160 могут изготавливаться во взрывозащищенном исполнении и соответственно они могут быть установлены непосредственно у агрегата. CTD-2160 непрерывно собирает и обрабатывает сигнал со всех датчиков одновременно. Для каждой полосы канала настраиваются предупредительная и аварийная уставки. В случае превышения предупредительного уровня срабатывает аварийная сигнализация, информирующая персонал о необходимости принять меры. Если вибрации превысят аварийный уровень, агрегат может быть остановлен
автоматически. Также CTD-2160 может контролировать не только уровни вибраций, но и другие важные параметры технического состояния агрегатов. В случае останова агрегата есть возможность просмотреть информацию о состоянии агрегата непосредственно перед остановкой, функция «черного ящика» (временной интервал «черного ящика» настраивается программно). Из модуля CTD-2160 через RS485 интерфейс вся информация о состоянии насосного оборудования передается на компьютер для последующей
обработки. Выводы В данной работе мы рассмотрели методы диагностирования магистральных насосных агрегатов. Расширение возможностей для обеспечения высокой надежности при эксплуатации насосных агрегатов связывается с вибродиагностикой и комплексным диагностированием состояния основного и вспомогательного оборудования на базе микропроцессорной и компьютерной техники. Контроль вибрационных характеристик насосных агрегатов перекачивающих станций МНПП предусматривает наличие в системе автоматики магистральных и подпорных
насосных агрегатов магистральных нефтепродуктопроводов аварийной аппаратуры по измерению величины виброскорости на корпусах подшипников электродвигателей и насосов, обеспечивающей своевременную остановку насосных агрегатов для проведения последующего ремонта. Эффективным мероприятием в совершенствовании существующей системы виброконтроля магистральных и подпорных насосных агрегатов является оснащение систем автоматики перекачивающих станций МНПП оборудованием с большими возможностями анализа контролируемых параметров.
Одна из рассмотренных диагностик – комплексная техническая диагностика магистральных насосных агрегатов (МНА) с применением технологии "СКАТ", обеспечивающая повышение надежности их эксплуатации, увеличение ресурса подшипниковых узлов трения и снижение потребления электроэнергии. Работы по комплексной технической диагностике МНА с применением технологии "СКАТ" включают следующие этапы: 1. Виброобследование до применения технологии "
СКАТ". 2. Определение наличия трещин на теле ротора электродвигателя резонансным методом. 3. Термографическое обследование электрооборудования и электроконтактных соединений. 4. Проведение наладочных работ по результатам обследования. 5. Обработку подшипниковых узлов МНА по технологии "СКАТ". 6. Виброобследование после применения технологии "
СКАТ". 7. Проведение мониторинга МНА. 8. Анализ результатов проведенных работ. Каждый из этих этапов рассмотрен в данном докладе. Эксплуатация магистральных трубопроводов (МТ) на оптимальных режимах перекачки, не вызывающих повышенной вибрации магистральных насосных агрегатов (МНА), обеспечивает их надежность, долговечность и значительное снижение расходов на ремонт и эксплуатацию. Внедрение средств мониторинга и вибродиагностики
МНА является одним из важнейших факторов повышения экономической эффективности использования насосного оборудования на магистральных трубопроводах. Основная цель вибродиагностики - обнаружение повреждений на начальной стадии их возникновения (развивающихся дефектов). Применение современных методов измерения вибрации и алгоритмов обработки результатов полномасштабных измерений обеспечивает достижение вероятности обнаружения аварийно-опасных дефектов - до 95%.
Практика эксплуатации магистральных насосных агрегатов показывает, что при отсутствии постоянного контроля вибросостояния насосов и электродвигателей до 25% МНА эксплуатируются в условиях повышенного уровня вибрации, что является причиной значительной части их аварийных остановок. В связи с этим весьма актуальной является проблема выбора системы мониторинга и диагностики технического состояния МНА по параметрам вибрации.
Техническая диагностика технологического звена "насос-электродвигатель" производится с помощью анализа спектров огибающей вибрации, измеренной на их опорах. Главными объектами диагностики при этом являются подшипники насосов и электродвигателей. Компанией RA-Entek разработан метод диагностики состояния подшипниковых опор по gSE-уровню энергии ударных импульсов, основанный на том, что при контакте сопряженных поверхностей, которые движутся относительно
друг друга, на уровне микронеровностей контактирующих поверхностей возникают микроудары, которые вызывают импульсную вибрацию в высокочастотной области. Диагностика подшипников с помощью gSE-метода огибающей обеспечивается переносными и стационарными приборами. К переносным приборам относят виброметры и сборщики данных, а к стационарным - виброметр непрерывного действия и систему защиты непрерывного действия. Также был рассмотрен пример оснащения системой непрерывного
контроля и диагностики технического состояния насосных агрегатов типа НМ. Выбор метода диагностирования производится исходя из характеристик данного магистрального насосного агрегата. Список используемой литературы 1. sales@tehnekon.ru 2. Научный информационный сборник, выпуск 12. Москва 2004г 3. © Copyright 2008 Насосы | Нефть
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |