Реферат по предмету "Экономика"


Сущность и содержание командно-административной экономики

«СУЩНОСТЬ ИСОДЕРЖАНИЕ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ»
 
Омск-2011

Введение
Дискуссия ороли государства в экономике имеет длительную историю. До нынешнего векагосподствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править»экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль то «ночного сторожа»капитализма, то «попечителя общественного интереса». Но лишь в нашем столетии государствостало необходимой частью самой хозяйственной системы.
Еще в XVIII столетии А. Смитопределил следующие основные функции правительства: обеспечение национальнойобороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных длячастного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества;сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто неоспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что нашвек принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справитьсялишь государству, способному объединить усилия всех граждан.
Как быть сусиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей,экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» ивозлагают все чаще на государство.
В странахЗападной Европы и США до конца прошлого века государство почти не вмешивалось вэкономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела кпоявлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли (такиефирмы называются монополиями) и навязывать рынку высокие, выгодные им цены.Появлялись потребность в защите экономических интересов предпринимателей ипотребителей. Свободная конкуренция привела к крайностям – богатству ибедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство междулюдьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требоваливмешательства государства, устанавливающего правила природопользования дляпромышленных фирм и наказания за нарушение этих правил.
Эти и другиепричины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикойвыполняет гораздо больше функций, чем называл А. Смит.
Спорэкономистов о степени вмешательства государства в рыночные отношенияпродолжается до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти саморешать проблему рационального распределения ресурсов. Другие считают, чтофункции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры»,например, ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке. Помнению третьих, государство должно играть главенствующую роль. Суть этогоучения сводится к тому, что все ресурсы являются общественной формойсобственности в ее государственном выражении и распределяются из единого центраи государство обязывает граждан и предприятия действовать в соответствии собщим планом, устанавливаемым центральным плановым органом. Такую формуорганизации общественного хозяйства назвали командно-административной системой.[1]
В общем,командно-административную систему можно определить как особую форму организацииэкономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства вэкономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическоераспределение материальных благ. [4 С. 679]
Идеи, изложенныев этой теории, нашли отдельных последователей среди известных отечественных изападных экономистов. И хотя эта теория подвергалась и подвергается сейчассамой суровой критике, все же, она позволяет решать сложные проблемы,возникающие при других формах организации общественного хозяйства. Поэтому, ясчитаю, что данный тип экономической системы требует детального рассмотрения.
Объектомисследования данной работы является командно-административная экономика вцелом, а предметом ее исследования – особенности развития и противоречия этойэкономической системы. Целью курсовой работы является всестороннее изучениекомандно-административной системы, в ходе которого следует дать краткуюхарактеристику этой системы, выявить ее достоинства и недостатки, особенностиразвития, противоречия и возможность практического использования. Все это япопытаюсь определить методом научного исследования, используя при этомразличные литературные источники. Так как командно-административная экономикаявляется одним из базовых понятий экономической теории, то, я считаю,целесообразно использовать различные учебные пособия, зарекомендовавшие себя всистеме образования, а также другие источники, которые помогают наиболее полнораскрыть изучаемую экономическую систему.
командный административный экономика базовый

1.Командно-административная экономика
Командно-административнаяэкономика была основана на социалистической доктрине. И как бы мы не относилиськ идее социализма, научная объективность заставляет нас признать, что она входитв число нескольких фундаментальных социально-экономических идей.
Притягательностьсоциализма как теории и практики обусловлена тем, что он берется решить двепроблемы, испокон веков волновавшие человечество.
Во-первых,это искоренение неравенства. Нет нужды доказывать, какая пропасть междубогатством и нищетой существовала на протяжении всей истории. (Отметим, чтосоциалисты стремились обеспечить главным образом материальное равенство,отодвигая на задний план равенство людей перед законом, в политических правах ит.п. Здесь проходит водораздел между социализмом и его антиподом –либерализмом). В зависимости от культурных и исторических особенностей разныхстран и эпох сторонники социалистической доктрины понимали по-разному – отполного единообразия в нищете, характерного для восточноазиатского вариантасоциализма, до признания европейскими социал-демократами правомерностисущественных различий в благосостоянии, вызванных трудом и дажепредпринимательской деятельностью людей. Социализм не нашел ответа и на вопросо том, как совместить равенство с природными различиями между людьми.
Во-вторых,это сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельностисо стороны неких верховных органов общества. Многие явления человеческой жизнии формы поведения, например, войны, насилие, бедность, вызывающая роскошь ибесцельная трата материальных богатств, порождали у многих людей представлениео том, что избавить человечество от этого может только руководимое «сверху»коллективное устройство жизни. Сторонники считают, что рациональное, научноеуправление экономикой и другими сферами жизни способно решить вечные проблемычеловеческого бытия и сделать человека счастливым. Камнем преткновения, однако,был и остается вопрос о том, как сформировать верховные органы общества, какимипринципами они должны руководствоваться в управлении и может ли общество ихконтролировать.
Из стремленияобеспечить равенство и рациональное, научное общество вытекает присущеебольшинству школ и течений социализма отрицание частной собственности иполитической демократии. [4 С. 674–675]
1.1 Историческоеразвитие социалистической идеи
На протяжениичеловеческой истории можно насчитать немного идей, к которым люди разных страни эпох обращались бы столь упорно, как к идее социализма. Корни этой идеиуходят далеко в древность. Но главными идейными предтечами социализма принятосчитать двух знаменитых ученых позднего Средневековья – английского философа игосударственного деятеля Т. Мора и итальянского философа, доминиканскогомонаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий огармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В XVIII – начале XIX вв. понятия«социализм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон. Срединаиболее известных авторов того периода – французские философы А. Сен-Симони Ш. Фурье и английский общественный деятель Р. Оуэн. Их творчествосправедливо называют «утопическим социализмом», поскольку оно было оторвано отреальной общественной практики своего времени и представляло собой скореефилософские мечтания, чем научное учение. [13 С. 474–476]
Превращениюсоциализма в активное и бурно растущее направление философской и политическоймысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчестворяда выпадающих ученых и деятелей середины – второй половины XIX в. Наиболее крупныйвклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г.,совместно с Ф. Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Ониразработали грандиозное философско-политическое и экономическое учение, вкотором стремились доказать неизбежность прихода всего человечества ксоциализму через пролетарскую революцию. Маркс попытался обосновать историческипреходящий характер частной собственности и необходимость вступления всегочеловечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В.И. Ленинразвил и практически применил в России идеи Маркса о революционном,насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовомусоциалистическому обществу.
Во второйполовине XIX – начале XX в. социалистическое движение стало наиболеединамично развивающейся идейной и политической доктриной в Западной Европе,России, США и многих других стран. Наряду с марксизмом в нем существовалонемало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты,коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученыхи практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новомуобществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционногореформизма.
Универсальноераспространение социалистической доктрины именно в XIX–XX вв. имеет глубокиекорни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправиебольшей части населения, которые сопровождали становление современногопромышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейскойлитературы мы все хорошо знаем, какие бедствия переживали простые люди в туэпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще болеежесткое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начинаяпримерно с середины XIX в. и вплоть до последних десятилетий развитые страныблагодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживалидуховный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способностьчеловека преобразовывать жизнь на научных и рациональных началах.
Чтобызакончить с этой темой, следует отметить еще одно обстоятельство, имеющееотношение не столько к предпосылкам возникновения социалистической идеи,сколько к предпосылкам ее реализации в форме тоталитарного государственногосоциализма. Это появление, впервые в мировой истории, технических возможностейпланирования жизни общества и поведение каждого центра, а также контроля заобществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современныесредства связи и транспорта. [4 С. 676]
1.2 Характеристикакомандно-административной системы
Командно-административнуюсистему характеризует общественная собственность на все материальные ресурсы иколлективное принятие экономических решений посредством централизованногообщественного планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемыхресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства,принимаются центральным плановым органом. Фактически для командной экономикихарактерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянствозакрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и частьнеобходимого продукта изымается государством. Предприятия являются собственностьюгосударства и осуществляют производство на основе государственных директив.Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом длякаждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которыедолжно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять своипроизводственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может,распределяются согласно плану по географическим районам. Соотношение внациональном продукте средств производства и средств потребленияустанавливается централизованно, таким же образом осуществляется распределениепотребительских товаров среди населения. Связь между производителями ипотребителями устанавливается опосредованно – через те же государственныеорганы, поэтому интересы и потребности потребителей не оказывают прямоговлияния на производство товаров и услуг. Средства производства распределяютсямежду отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемыхцентральным плановым органом. [5]
Такимобразом, командно-административная экономика (плановая экономика, коммунизм) –это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитогообщественного разделения труда, специализации производителя, многообразияобщественных структур осуществляется сознательное жесткое регулированиеразвития экономики как органического целого из единого центра. [15]
Выделяют двеосновные модели данной формы общественного хозяйства: планово-директивную ипланово-нормативную.
Обе этимодели общественного хозяйства представляют собой сознательно жесткорегулируемую экономику на основе директивного плана или плановых нормативов.При этом самодеятельность предприятий игнорируется в той или иной степени, аоценка их деятельности осуществляется на основе выполнения планов или нормативов.
Как и любаясистема, командно-административная экономика обладает как определеннымидостоинствами, так и недостатками. К достоинствам данной системы можно отнестиее стабильность, устойчивость, возможность регулировать все фазы производства,решать социальные проблемы. К недостаткам – отсутствие стимулов производства,предпринимательского интереса, негибкость, бюрократизацию, дефицит многихтоваров. [6]

2.Особенности развития командно-административной экономики
Как и любаядругая экономическая система командно-административная экономика имеет свой,свойственный только ей, путь развития. Существуют ситуации, при которых мерыжесткого государственного административного регулирования являются единственноправильным способом разрешением проблем. К таким ситуациям относятсяэкономические кризисы, фрикционная безработица, чрезвычайные ситуации(стихийные бедствия, война и т.д.). Есть целые сферы общественной жизни, вкоторых не сдерживаемая государством свобода собственника грозит обществубезвозвратными потерями или непоправимыми тяжкими последствиями. Сферы эти –окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение, здоровыеусловия быта населения, социальное обеспечение, сохранение памятников истории.
Наиболеедлительное, всеобъемлющее и интенсивное задействование административных средствнаблюдается во время войн, непосредственной подготовки к ним и наступающегопосле них периодов восстановления разрушенного народного хозяйства, обычно содновременным выходом из политического и социально-экономического кризиса.
В данныхситуациях даже самые традиционно «рыночные» и демократические страны прибегаютк подобным мерам. Этому существует множество примеров. Например, во Франциипосле прихода к власти де Голля, в Испании после победы Франко. Еще чаще онииспользуются в развивающихся странах, где экономические средства регулированияиз-за неразвитости рыночных отношений и гипертрофированной многоукладностиэкономики оказываются недостаточно эффективными для достижения ставящихсягосударством целей.
Классическимипримерами широкого и эффективного использования административных инструментовдля перестройки существующей общественно-экономической системы могут служить:реформы в западной Германии, проведенные западными оккупационными властями иправительством Аденауэра-Эрхарда; коренное преобразование экономической иполитической системы в Японии, Испании, Греции. [11] Подобные меры характерныдля командно-административной системы.
Теоретическоеи практическое развитие плановой экономики имеет множество различий.
2.1Развитие командно-административной экономики (по теории К. Маркса)
Марксизмвозник как одна из идеологий рабочего класса. Это была первая в историичеловечества не иллюзорная, а адекватная, научная идеология. Конечно, сами К. Маркси Ф. Энгельс были не лишены иллюзий. К числу их относится убеждение, чтокапитализм уже изжил себя, что он стоит на краю гибели. Эта иллюзия сказалась ина научном, в целом, экономическом учении К. Маркса. Но особенно онапроявила себя во взглядах основоположников марксизма на социалистическуюреволюцию и социализм. Свободной от иллюзий оказалась лишь философия марксизма,включая материалистическое понимание истории. Это связано с тем, что философиямарксизма не стремилось нарисовать сколько-нибудь полную картину действительности.Она представляла собой, прежде всего метод ее познания, осмысления. [7]
Карл Марксразработал классификацию экономических систем, построенную на формационномподходе.
Всоответствии сданным подходом экономические системы принимают образ пятиспособов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,капиталистический, коммунистический. [2]
Вмарксистском видении коммунистическая общественно-экономическая формацияявляется «конечной» станцией, до которой доходит «поезд» человечества.
Коммунистическаяформация включает в себя целый ряд способов производства и состоит из двух фаз,низшей из которых является социализм. Эпоха социализма должна перерасти,согласно мысли Маркса, в эпоху «положительного гуманизма».
Вот какописывает Маркс ту историческую драму, в которой капитализм, уничтожаяфеодализм, сам в свою очередь станет последней формой человеческого общежития,поскольку с «неизбежностью» будет заменен новой, бесклассовой коммунистическойобщественно-экономической формацией:
«Итак, к чемусводится первоначальное накопление капитала, т.е. его исторический генезис?Поскольку оно не представляет собой непосредственного превращения рабов икрепостных в наемных рабочих и, следовательно, простой смены формы, оноозначает экспроприацию непосредственных производителей, т.е. разложение частнойсобственности, покоящейся на собственном труде…
Уничтожение[этого способа производства], превращение индивидуальных и распыленных средствпроизводства в общественно концентрированные, следовательно, превращениекарликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих,экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, –эта ужасная и трудная экспроприация народной массы образует пролог историикапитала… Экспроприация непосредственных производителей производится с самымбеспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самыхмелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудомсобственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимогоработника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистическойчастной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формальносвободной рабочей силы.
Когда этотпроцесс превращения достаточно разложил старое общество вглубь и вширь, когдарабочие уже превращены в пролетариев, а условия их труда – в капитал, когдакапиталистический способ производства становиться на собственные ноги, тогдадальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средствпроизводства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие средствапроизводства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственниковприобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, самведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многихрабочих.
Этаэкспроприация совершается игрой имманентных законов самого капиталистическогопроизводства, путем централизации капитала. Один капиталист побивает многихкапиталистов. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многихкапиталистов немногими развивается кооперативная форма процесса труда во всеболее и более широких, крупных размерах, развивается сознательное техническоеприменение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда втакие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление,экономизирование всех средств производства путем употребления их как средствпроизводства комбинированного общественного труда, вплетение всех народов всеть всемирного рынка, а вместе с тем интернациональный характеркапиталистического режима… Монополия капитала становиться оковами того способапроизводства, который вырос при ней и под ней. Централизация средствпроизводства и обобществление труда достигают такого пункта, когда онистановятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается.Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторовэкспроприируют».
Согласномарксизму, будущее коммунистическое общество в его более высокой стадии небудет знать общественного разделения труда (делающего человека рабом своейпрофессии), что даст возможность каждому члену общества полностью проявлятьсвои способности в процессе свободного труда, государства и его органов(поскольку общество будет самоуправляться коллективными производителями): ограниченностиэкономических ресурсов (что дает возможность каждому члену общества получать отнего по потребностям). Мерилом богатства коммунистического общества будет нерабочее, а «свободное время» его членов. [9]
2.2Развитие командно-административной экономики в СССР
На практикемарксистская теория претерпела ряд изменений. Применяясь в той или иной стране,она приобретала различные оттенки. Одним из ярких примеров функционированиякомандно-административной системы хозяйствования может служить советскаяэкономика.
Всевластиегосударства в экономике и других сферах жизни и управление исключительно спомощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему каккомандно-административную и тоталитарную.
Советскаяэкономическая система была грандиозным историческим явлением. Но еслипопытаться кратко определить сущность этой системы, то она сводится ктотальному огосударствлению экономики. Этот, первый, принцип социалистическойэкономики позволяет реализовать второй принцип – централизованноегосударственное планирование народного хозяйства.
Это означает,что только государство было собственником производственных ресурсов и толькогосударство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизньподчинялась административным распоряжениям органам власти. На протяжениисоветской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий ивсепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденциивозникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачиватьустойчивость самой власти. В этой системе не было место человеку каксамостоятельно максимизирующему экономическому субъекту; работники былиполностью отчуждены от владения и управления средствами производства. [4 С. 677]
Советскийгосударственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночногосаморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советскиеидеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однакосамое жестокое угнетение человека было уделом именно светской системы, вкоторой материальные и социальные блага перераспределялись с помощьювнеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки –«номенклатуры». [3]
Принциппланирования занимал в советской идеологии особенно «почетное» место, посколькуобъявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного и динамичного развитияэкономики, способного обеспечить историческую победу социализма надкапитализмом. Нетрудно увидеть, что принцип планирования был практическимвоплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра.
Государственныйплан представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряженийорганов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям иорганизациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объемпроизводства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.
Главнымплановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий попроизводству и продаже продукции в отраслевом и региональном разрезах. Всепринятые экономические решения носили обязательный характер для исполнителя.Составляя этот документ, государство исходило не столько из объективныхэкономических потребностей и критериев, сколько из политических исоциально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь напятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания длявсех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия.
Этоопределяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамкахсоветской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоватьсягосударственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениямимаксимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата трудаработникам, условия сбыта и все прочие экономические критерии, как правило, неоказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственныхруководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана. [8]
Условно вэкономической истории СССР можно выделить четыре этапа.
На первомэтапе (1918–1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить вжизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившаяназвание «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительнуюликвидацию частной собственности и «товарно-денежных» отношений (так вмарксистской теории обычно называли рыночные отношения, инструменты и механизмы– деньги, цены, кредит и т.д.). На их место приходили отношения натуральногообмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услугнаселению (продуктовые пайки, бесплатный проезд в городском транспорте и т.д.).Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Произведенастремительная национализация примерно двух третей промышленных предприятия,включая все крупные и средние, государство перешло к прямому, внеэкономическомууправлению производством. Сельская продукция насильственно изымались укрестьян, получавших в обмен низкокачественные промышленные товары из города.Частная хозяйственная деятельность была запрещена; особенно жестоко каралсяобмен товаров с целью спекуляции.
Любопытно,что организационная база «военного коммунизма» была заложена еще в периодпервой мировой войны, когда царское правительство с целью мобилизации ресурсовдля ведения военных действий ввело административное регулирование производстваметалла, вооружения, обмундирования и продовольствия, а также снабжение армиичастными компаниями. В административном порядке устанавливались цены сначала напоставки для армии, а потом и на основные потребительские товары повседневногоспроса. Эту практику продолжило Временное правительство, учредив при этомцентральные государственные органы управления народным хозяйством.
Конечно, этоадминистративное регулирование нельзя сравнивать с государственнымпланированием советской эпохи ни по масштабу, ни по принудительной силе. Тем неменее наличие механизмов государственного административного управления сталоосновой для идеи В.И. Ленина о том, что в России созрели всеорганизационные предпосылки для социализма – достаточно лишь свергнуть властькапиталистов и заставить государственную машину работать на дело социализма. [13С. 480]
«Военныйкоммунизм» в сочетании с Гражданской войной обернулся экономическойкатастрофой, которая поставила под угрозу Советскую власть. В этих условиях поинициативе В.И. Ленина в 1921 году была провозглашена «новая экономическаяполитика» (НЭП) – контролируемое и ограниченное использование рыночных отношенийдля оживления экономики России, что стало началом второго этапа в развитиисоветской экономики.
Вводя НЭП,советское руководство не отказывалось от ортодоксально-марксистскихпредставлений, но откладывало реализацию социалистических принципов до того времени,когда будет достигнута определенная стабилизация экономики. Поэтому былиразрешены торговля, мелкое и среднее частное производство, наем работников,рыночное ценообразование, биржи, банки, иностранные концессии и другиемеханизмы и институты рынка. При этом государство сохраняло за собой «командныевысоты», то есть полный контроль за тяжелой промышленностью. [5 С. 681] НЭПдействительно способствовал оживлению экономики – восстановлениюпромышленности, которая во второй половине 20-х годов достигла уровня 1913 г.,развитию торговли и сельского хозяйства, некоторому повышению жизненного уровнянаселения. Замечательной заслугой ряда руководителей народного хозяйства быластабилизация финансов в середине 20-х годов, заложившая хороший фундамент длядальнейшего подъема экономики. (Министру финансов периода НЭПа Г. Сокольниковупринадлежит известное высказывание: «Эмиссия – опиум для народного хозяйства».)Денежная реформа создала надежную валюту – червонец, причем благодарямассированному экспорту сырья и завоеванию Россией прочных позиций в мировойторговле червонец признавался за рубежом наряду с ведущими мировыми валютами.
После смертиЛенина его приемники стали постепенно сворачивать НЭП, стремясь обеспечитьмаксимально высокие темпы развития за счет принудительных методовхозяйствования. [13 С. 481]
Связи с этимв советских условиях 20-х годов возникали «плановые споры», которые в своейсути сводились к вопросу о роли экономического планирования в процессеиндустриализации страны.
В целомпревалировали две точки зрения, определяемые двумя диаметральнопротивоположными философскими установками. Каждая философская позиция, в своюочередь, исходила из отношения спорящей стороны к дальнейшей судьбе НЭПа.
Одна изсторон получила название «генетиков». К ним относились такие экономисты, какВ. Базаров, В. Громан и Н. Кондратьев. В философском плане«генетики» придерживались позиции следования событиям, изменяя их путемприноравливания, приспособления к ним в соответствии с природой.
Ибо«генетики» были сторонниками продолжения существования НЭПа, тем самымобъективно защищая дальнейшее развития элементов авторитарно смешанногокапитализма в стране. Поэтому «генетики» считали, что экономическоепланирование должно быть индикативным, подчиненным рыночным силам, следующим заними, лишь частично их корректирующим. С точки зрения «генетиков», такаяполитика (продолжение НЭПа) была тактикой короткого периода для достижениястратегической цели долгосрочного периода (социализма и коммунизма).Естественно, что политически «генетики» поддерживали правое крыло вбольшевистской партии.
Другаяспорящая сторона называлась «телеологами». К этой группе принадлежали такиеэкономисты, как С. Струмилин, Г. Пятаков, В. Куйбышев и П. Фельдман.Философским кредо «телеологов» было навязывание своей воли событиям, творя,создавая будущее, заставляя обстоятельства подчиняться им, тем самым объективносоздавая условия для реализации тенденции развития элементов тотальногогосударственного капитализма в стране.
В результате«телеологи» полагали, что экономическое планирование должно было бытьдирективным, подчиняющим себе рыночные силы, ведущим их за собой. С точкизрения «телеологов», такая политика (уничтожение НЭПа) была более прямой тактическойдорогой для достижения стратегической цели долгосрочного периода (социализма икоммунизма). Поэтому политически «телеологи» поддерживали центристскоенаправление и левую фракцию в большевистской партии.
«Телеологи»выиграли в «плановом» споре, поскольку, как и в дебатах по поводу судьбы НЭПа,они выражали в первую очередь мнение победоносного центристского течения средибольшевистского государства. [6]
Третий периодразвития советской экономики – период сталинской диктатуры, приходится на конец20-х – 1953 г. Сталинская экономическая система в наиболее полном видевоплотила в себе сущностные черты социализма – тотальное господство государствав экономике и стремление к всеобъемлющему планированию всей хозяйственнойдеятельности. В этот период хозяйственная жизнь подчинялась исключительноплановым заданиям, которые исходили не из экономически обоснованных целей ипропорций, а из необходимости решения политически обусловленных задач. Главнойиз них являлось создание сильной армии [13 С. 480]. Поэтому в сталинскийпериод основой советской экономики стала мощная военная промышленность.Сельское хозяйство подверглось принудительной коллективизации, т.е. фактическиогосударствлению и превращению в часть командно-административной экономики [4 С. 678].
Рыночныеотношения, естественно, не находили места в сталинской системе. В частности,деньги не выполняли тех функций, которые им присущи в рыночной экономике.Исключения составляли только оплата труда и сфера потребительского обращения –покупка населением товаров и услуг, но и здесь способность денег выступать вкачестве средства обращения была ограниченной из-за отсутствия многих товаров вторговле и широкого распространения разнообразных форм внерыночногораспределения товаров (пайки, спецмагазины и т.д.). В остальных же сферахэкономики деньги и связанные с ними финансово-ценовые инструменты (цены,кредит, капиталовложения и т.д.) играли исключительно контрольно-учетную роль.Они служили для измерения продукции при выдаче плановых заданий и отчетности поплану, для измерения совокупного общественного продукта и другихнароднохозяйственных показателей, а также для дополнительного контроля за движениемматериальных ресурсов.
В течениевсего сталинского периода (естественно, за исключением военных лет) советскаяэкономика поддерживала очень высокие темпы роста. В экономике произошлиогромные структурные сдвиги – практически с нуля были созданы многиесовременные отрасли производства. В эти годы норма накопления, т.е. та долянационального дохода, которая идет не на потребление, а на инвестиции,официально составляла 25–27% (а на самом деле еще больше) и была самой высокойв мире.
Быстроеразвитие экономики обеспечивалась также наличием практически неисчерпаемыхзапасов природных ресурсов, использованием рабского труда миллионов заключенныхГУЛАГа и жестокой эксплуатацией городского и особенно сельского населения.Современные исследователи отмечают, что основным законом сталинской экономикибыла максимизация темпов роста за счет максимизации потребления всех видовресурсов. В природе сталинской модели – чрезвычайно высокая ресурсоемкость.Поэтому она может «работать», как правило, только в больших и богатых сырьемстранах, например, в СССР и Китае, а в других государствах обычноподдерживается извне [12].
Сталинизмвызвал такое перенапряжение сил всего общества, что сразу после смертидиктатора новое руководство было вынуждено «ослабить гайки». В 1953 г.советская экономика вступила в четвертый этап – этап зрелого социализма иотносительной стабильности – который продолжался до середины 80-х гг. Впрочем,в наиболее чистом, классическом виде социалистическая экономика былапредставлена в СССР в период с начала 30-х до середины 80-х гг. (В конце 80-хгг. термин «административно-командная экономика» был предложен проф. Г.Х. Поповым.)
Для этогопериода характерен отход советского руководства от наиболее одиозныхнаправлений сталинизма – массовых репрессий, жестокой эксплуатации всегонаселения, закрытости от внешнего мира и др. Стал постепенно повышаться уровеньжизни населения благодаря снижению нормы производственного накопления до 20–23%и выделению больших ресурсов на развитие потребительского сектора и жилищноестроительство. Ускорилось научно-техническое развитие, причем не только в сфереВПК, но и в других секторах экономики. Наиболее отсталой частью народногохозяйства по-прежнему оставалось колхозно-совхозное сельское хозяйство, котороебыло не в состоянии «прокормить» население, несмотря на огромныекапиталовложения в аграрный сектор.
Длительный,протяженностью в три десятилетия, период зрелого капитализма не был однороден ифактически вобрал в себя несколько этапов экономического развития.
Середины 50-хдо середины 60-х годов, в период правления Н.С. Хрущева, быстро рослиновые отрасли промышленности, связанные с научно-техническим прогрессом (химия,атомная энергетика, авиакосмическая промышленность др.), а также отраслипотребительского сектора. В эти годы была выдвинута Программа строительствакоммунизма, которая предусматривала создание основ коммунистического общества вСССР к 1980 г. (Под термином «коммунизм» советские идеологи понималиособое бесклассовое общество, свободное от социальных и материальныхпротиворечий и объявленное конечной целью развития человечества.) Но уже в этовремя народное хозяйство столкнулось с исчерпанием ресурсной базы ипотребностью в переходе к интенсивному типу развития [13 С. 477]. Поэтомуна рубеже 50-х и 60-х гг. в научной печати началась дискуссия «осовершенствовании методов социалистического планирования», в центре которойстоял вопрос о том, как сочетать соблюдение общегосударственных интересов синициативой и относительной самостоятельностью предприятий. Некоторые ученые,например, В. Новожилов, обращались к опыту НЭПа и заслужили признание всоветской и зарубежной среде своим анализом работы государственных предприятийв рыночных условиях.
После сменысоветского руководства в 1964 г. эти дискуссии явились идейной основой дляэкономической реформы, начатой в 1965 г. по инициативе нового главыправительства А.Н. Косыгина. Реформа была призвана придать импульссоциалистической экономике путем расширения хозяйственной самостоятельностипредприятий и введения отдельных элементов рыночного механизма.
В основуработы был положен «хозрасчет». Хозрасчет – это система управления,предусматривающая самоокупаемость и самофинансирование социалистическихпредприятий. Иными словами, предприятие должно было самостоятельно окупать своизатраты и зарабатывать средства на плановые капиталовложения путем производстваи реализации продукции в соответствии с укрупненными заданиями государственногоплана. Укрупненность плановых заданий состояла в том, что, за исключениемважнейших видов продукции, задания выдавались в стоимостном выражении. Этодавало предприятию возможность несколько варьировать выпуск продукции впределах одной ассортиментной группы. Одним из важнейших плановых показателейстала прибыль от реализации продукции. Большую роль сыграла предоставленнаяпредприятиям возможность оставлять часть прибыли для премирования работников, атакже самостоятельно реализовывать сверхплановую продукцию по повышенным ценам.
Такиеизменения методологии планирования впервые позволили предприятию не толькопринимать самостоятельные решения (правда, в очень узких рамках) о номенклатуревыпускаемой продукции, но также искать выгодных для себя поставщиков и потребителей.
Это повысилороль цен в экономике, потому что государство получило возможность стимулироватьпредприятия к выпуску высококачественной и технически прогрессивной продукции спомощью надбавок к ценам. Предприятия обеспечивали выполнение плана в стоимостномвыражении и получение сверхплановой прибыли путем искусственного завышения цен– например, за счет преднамеренного завышения материалоемкости своей продукции.
Все же«косыгинская» реформа ускорила рост производства, способствовала повышениюкачества и расширению ассортимента продукции. Вторую половину 60-х гг. многиеспециалисты считают «золотым веком» советской экономики. Однако к концу 60-хгг. реформа была свернута. Причина состояла не только в сопротивлениипартийно-бюрократического аппарата, опасавшегося перехода контроля надэкономикой в руки «менеджеров», но и антагонизмом между планом и рынком,который обычно не допускает длительного сосуществование этих принципиальноразличных форм экономической координации.
Сворачивание«косыгинской» реформы прервало тенденции к росту советской экономики на основеинтенсивного типа развития. Но в середине 70-х гг. благодаря неожиданномускачку цен на нефть и резкому увеличению экспорта жидкого топлива из СССР ростсоветской экономики возобновился. Стремительное увеличение доходов от экспортаэнергоносителей позволили компенсировать массовыми импортными закупкамипадающую эффективность экономики, низкое качество продукции и сокращениесельскохозяйственного производства. Одновременно с этим эрозия плановой дисциплиныи административного контроля при растущей несбалансированности экономикипривела к возникновению бюрократического рынка – торга между крупнымиуправленческими структурами за распределение ресурсов и негласныхтоварообменных сделок между предприятиями.
К середине 80-хгг. советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностейнаращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных итрудовых ресурсов, а также с падением доходов от экспорта энергоносителей.Особенно тревожным для советского руководства стало растущее отставание отЗапада в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второйэкономической державы, уступив это место Японии. В этих условиях необходимостьглубоких реформ в СССР стала для всех очевидной.
В период«перестройки» руководство СССР пыталось ввести рыночные отношения вэкономическую систему. Но накопленные противоречия в экономике, начавшийсяраспад единого экономического и политического пространства и ошибки впроведение реформ обернулись резкой дестабилизацией народного хозяйства,кризисом и инфляцией.
Советскаяэкономика пришла к историческому краху потому, что опиралась исключительно нагосударственное принуждение и управление, не допуская горизонтальных связеймежду независящими максимизирующими индивидами.
Но нельзяотрицать и реальных достижений советской плановой экономики. В социалистическийпериод наша страна сделала большой рывок вперед. По официальным данным, за 77лет советской власти промышленное производство увеличилось в 221 раз (правда,специалисты считают эту цифру сильно завышенной). Заслугамикомандно-административной экономики СССР, особенно в 30–70 гг., являются:создание мощной промышленности и сильной армии, позволившей победить в войне,огромные социалистические сдвиги, развитие науки, первенство в космосе,обретение статуса сверхдержавы и многое другое. [6]

3.Противоречия командно-административной экономики
Командно-административнаяэкономика полна противоречий. Она устанавливает противоположные приоритеты:экономическая власть централизованна; рынок не выполняет функцию регулятораэкономики; поведение субъектов рынка опосредовано наличием общей цели, общийинтерес доминирует над личным или, по крайней мере, стесняет его; собственностьна условия производства может быть общественной или частной. Централизованнаяэкономическая власть осуществляется административными методами и обеспечивает вприсвоении приоритет отношения распределения; присвоению через обращениеотводиться второстепенная роль. Государство может быть основным экономическимсубъектом. В этом случае его органы управления экономикой захватывают функции,которые относятся к компетенции владельца и должны осуществлятьсяпроизводственными предприятиями. При этом происходит объективное совпадениеоптимального варианта управления экономикой, основанной на физическом труде, иидеи сознательного ее регулирования: для крупного машинного производства сдоминированием физического труда наиболее оптимальным является жесткоадминистративный принцип управления. Мощнейшая централизация и монополизацияэкономики, усиление директивного планирования, перенесение методов управленияармией на управление производством и обществом в целом, являющиесянеотъемлемыми атрибутами командно-административной системы, вполне соответствовалиуровню развития производительных сил нашей страны в первой половине нынешнегостолетия. И именно поэтому командно-административная система в СССР обеспечилаподъем промышленного производства и создание мощной милитаризованной экономикив этот период. [10]
Однаковнедрение командно-административной системы во все сферы общественных отношенийзначительно снизило гибкость этих отношений и их потенциальные возможности:фактически были разрушены товарно-денежные отношения, уничтожена конкуренциявследствие глобальной монополизации экономики, сведены на нет даже элементыдемократизма в общественных отношениях. Это привело к необратимым последствиям.
Ктому времени, когда научно-технической революция и возрастание роли умственноготруда потребовали соответствующих изменений производственных и иныхобщественных отношений, рычаги, способные естественным образом изменить этиотношения, оказались полностью разрушенными. И тогда сложилась «классическая»(по марксизму) ситуация несоответствия уровня развития производительных сил ипроизводственных отношений в виде командно-административной системы, котораястала настоящим тормозом развития экономики и всего общества в целом.
Несоответствиеуровня развития производительных сил и общественных отношений, затянувшееся надесятилетия, переросло в противоречие между ними, что неизбежно привело кглобальному кризису во всех сферах нашего общества, и в восьмидесятые годы этоткризис разразился в полную силу.
Командно-административнаясистема, занимая длительное время центральное место в жизни нашего общества,значительное изменила его структуру. На смену классам и социальным группамначала XX века (как и должно было произойти по теории Маркса) пришли совсеминые классы и группы. Класс помещиков и класс буржуазии были уничтожены нетолько посредством уничтожения частной собственности (т.е. посредствомуничтожения классовообразующего признака), но и, в значительной мере, путемнепосредственного массового физического истребления представителей этихклассов. То же самое произошло и с крестьянством, которое было уничтожено спомощью политики «коллективизации» и «раскулачивания». Рабочий класс такжепретерпел значительные изменения: он потерял одну из характерных чертпролетариата – работу на частного собственника, хотя так и не стал собственникомсредств производства.
Помимовидоизменения и уничтожения старых классов происходило и формирование новых. В частности, с однойстороны, жесткая централизация и монополизация экономики и политики, неразрывносвязанные с командно-административной системой, создали условия для выделенияновой социальной группы, управляющей всеми сторонами общественной жизни, ипоследующего формирования ее в класс. С другой стороны, сказывалось и влияниевозрастания роли умственного труда, изменения структуры производительных сил,происходившее все-таки вопреки мешавшим им общественным отношениям. Вчастности, заметно увеличивалось число работников, занятых умственным трудом, афизический труд сближался по содержанию с трудом умственным.
Носоединение науки с производством на этом этапе развития требует от работниковумственного труда использования значительных средств производства, которые вусловиях «общегосударственной собственности» становятся оторванными от самихработников, т.е. налицо отчуждение работников умственного труда от средствпроизводства в той же мере, в какой от средств производства отчуждены иработники физического труда. И те, и другие оказываются в разряде наемныхработников, только одни продают свои руки, свой физический труд, а другие – голову,труд умственный. При этом развитие производительных сил (в частности,наукоемких производств) вместе с монополизацией и гигантоманией в экономикеприводит к укрупнению коллективов умственного труда (создание целыхнаучно-исследовательских институтов и конструкторских бюро) и, на следующемэтапе, к объединению их с коллективами работников физического труда (созданиенаучно-производственных объединений, например): идет процесс концентрациинаемной рабочей силы. Фактически, все эти процессы означают формирование новойсоциальной группы, нового класса. [12]

Заключение
Конечно, каки любая другая система, командно-административная экономика не лишенанедостатков. Но при отсутствии государственного регулирования в наше времяэкономика нормально функционировать не может. Многие авторы на Западе выдвигалиположение о необходимости формирования смешанной экономики. У Кемпбелла Р.Макконнелла и Стенли Л. Брю можно найти следующие слова: «Цель состоит в том,чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечиваетжизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ееисторико-культурных традиций». [6]
В наше времятрудно встретить какую-либо экономическую систему в чистом виде. Современнаяэкономика любой страны сочетает рыночные, плановые и административные методырегулирования и управления. При этом рыночные методы преобладают во внешнихвзаимодействиях хозяйствующих субъектов, планово-административные – внутриэкономических структур и организаций. [14] Поэтому изучение особенностейкомандно-административной системой необходимо для создания наиболееэффективного сочетания механизмов управления и регулирования экономикой страны.

Списоклитературы
1.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванов,А.И. Матвеев Введение в обществознание: Учеб. пособие // Под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2000 г. – С. 91
2.  Г.М. ГукосьянЭкономическая теория: ключевые вопросы // Под ред. д.э.н., проф. А.И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 32 – 33
3.  В.И. КурбатовОбществознание: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 231.
4.  Курс экономическойтеории: учебник // Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. –Киров: «АСА», 2001. – С. 674 – 689
5.  К.Р. Макконнелл, С.Л. БрюЭкономикс: Принципы, проблемы и политика в 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд., т. I. – М.: Республика,1992. – С. 47 – 48
6.  Основы экономики // Ю.Ф. Симионов,Г.И. Иванов, О.С. Пузиков и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –С. 48 – 50
7.  Основы экономическихзнаний: Учебник // В.В. Акимов, В.Ф. Мерзляков. – М.:Просвещение, 1996. – С. 12
8.  Практикум пообществознанию // Под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Д.Н. Землякова. –М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 271
9.  Э.Н. Райсберг Основыэкономической теории. Экономический рост и развитие. – М.: Наука, 2001. –С. 73 – 74
10. И.А. Ревинский Курс современнойэкономики: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. – С. 21– 23
11. Л. Ходов Административное воздействиеи моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики. // Российскийэкономический журнал №4, 1997
12. Ю. Семенов Россия: что с нейслучилось в XX веке // Скепсис. Ру: Библиотека [ежеквартальныйнаучно-просветительский журнал]
13. Экономика: учебник // Под ред. А.И. Архипова,А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова,2001. – С. 474 – 491
14. Экономика: учебник // Под ред. проф. Л.Е. Басовского. –М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 256
15. Экономическая теория: учебник для вузов //Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: изд. СПб ГУЭФ,изд. «Питер Паблишнл», 1997. — С. 61
16. Экономическая теория: учебник // Подред. А.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 22


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.