МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского Экономический факультет Кафедра экономики народного хозяйства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Размещение производительных сил и экономика районов на тему Особенности экономического развития Нижегородской области
Выполнил Студент 1 курса, группы 717-1 дневного отделения, специальности национальная экономика Шаров А. О. подпись Научный руководитель Иваньковский С.Л. подпись Н. Новгород 2002 г. Реферат Название представленной курсовой работы - особенности экономического развития Нижегородской области. В курсовой работе выделены важнейшие составляющие экономики области природные ресурсы, население, промышленность, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и
транспорт. Количество листов в курсовой работе - 45. При написание работы была использована экономическая литература, в количестве 7 источников, а также информация из сети интернет - более 20 источников. По характеру используемая литература делится на учебные пособия, информационно - аналитические издания, и на статистические сборники. При написание работы использовались следующие научные методы исторический,
сравнительный, статистический. В рамках статистического метода, для большей наглядности, построено 11 таблиц и 11 диаграмм. Цель работы рассмотреть экономику Нижегородской области, выделить ее главные особенности, определить факторы экономического развития, построить прогнозы дальнейшего развития области. Содержание Введение . 4 Глава 1. Формирование территории и народно-хозяйственного комплекса
Нижегородской области .1.1 Формирование Нижегородской области 1.2 Особенности природно-ресурсного потенциала Нижегородской области 1.3 Исторические особенности развития народно-хозяйственного комплекса Нижегородской области .10 Глава 2. Анализ развития экономики Нижегородской области .2.1 Развитие промышленности 13 2.2
Анализ развития трудовых ресурсов . 2.3 Развитие сельского хозяйства 2.4 Топливо - энергетический комплекс . 2.5 Развитие инфраструктуры 37 Глава 3. Проблемы и перспективы развития Нижегородской области 42 Список используемой литературы 44 Введение Задачей данной работы является Анализ структуры экономики Нижегородской области. Определение доли промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и т.д. в экономике области. Изучение структуры промышленности, сельского хозяйства, транспорта Изучение демографической ситуации в области. Определение факторов обусловивших развитие Нижегородского региона в исторической перспективе. Определение ресурсов дальнейшего развития Нижегородской области. Выявление сильных и слабых сторон экономики области.
Попытка нахождения места области в обще российском и мировом разделение труда. Анализ перспектив развития экономики Нижегородской области. Расположенная на давно обжитой территории Нижегородская область отличается развитой инфраструктурой, высоким научно промышленным потенциалом, сложившимися рабочими и инженерными кадрами. Область характеризуется отсутствием собственной сырьевой базы, преобладанием перерабатывающей промышленности
преимущественно транспортного и оборонного машиностроения , вспомогательной ролью сельского хозяйства, выгодным географическим положением. Все это подробно будет рассмотрено ниже. Глава 1. Формирование территории и народно-хозяйственного комплекса Нижегородской области 1. Формирование Нижегородской области Развитие Нижегородской области, а ранее губернии, княжества, всегда было тесно связано с развитием
Нижнего Новгорода - одного из крупнейших экономических, политических, культурных центров России. Основанный в 1221 г. при слияние рек Оки с Волгой в узле важнейших водных путей Европейской России, Нижний Новгород почти с самого своего возникновения играл роль крупного административного, торгового и оборонного центра. С 1350 г. до начала 15 в. Нижний
Новгород был столицей самостоятельного Нижегородско - Суздальского великого княжества. После присоединения его к Москве он был главным опорным пунктом московских царей в их борьбе с ханской Казанью. Создание Иваном III и его сыном Василием III общерусской системы обороны России, в которой Нижегородский каменный кремль стал форпостом на порубежье с ханствами
Поволжья, завершило важнейший этап освобождения страны от постоянно нависшей над ней угрозы враждебного нападения. Походы Ивана IV из Нижнего Новгорода на Казань, а затем и победа его осенью 1552 года были восприняты как всенародная радость. После присоединения к России Астрахани вся Волга от истока до устья стала действительно главной мирной торговой дорогой страны, Нижний Новгород - внутренним ее портом, куда стекались товары как отечественные,
так и из многих стран мира. Создались особо благоприятные предпосылки превращения Нижегородского края в ведущий центр не только российской торговли, но и связей Европы с Востоком. Границы территорий, организуемые Нижним Новгородом, неоднократно изменялись. В 17 в. Нижегородский уезд - зародыш современной Нижегородской области - включал пространство, ограниченное
на востоке рекой Угрой и Нижней Сурой, на юге Пьяной Тешей и Сережей, на западе линией от Балахны в устье Клязьмы и рекой Окой на севере границы терялись в заволжских лесах . В петровские времена, в связи с новым административным делением России, Нижний Новгород в 1708 г был отнесен к Казанской губернии, однако к нему были приписаны три
провинции Нижегородская, Арзамаская и Алатырская, затем, в 1719 г Нижний Новгород стал центром вновь учрежденной Нижегородской губернии, составленной из вышеназванных провинций. В конце 18 в. территория Нижегородской губернии получает административно-политическое оформление , сохранявшееся почти без изменений на протяжении всего дореволюционного периода. В1779 г. по екатерининской реформе в Нижегородскую губернию вошли основные части
Нижегородской и Арзамасской провинции, а Алатырская провинция отошла от нее. Положением о губерниях за Нижним Новгородом была закреплена территория в 45 тысяч кв. верст с населением 1.434 тысячи человек. Губерния состояла из 11 уездов. После Октябрьской революции, в 1918 г территория Нижегородской губернии увеличилась до 81 тысячи кв. км за счет включения в нее Варнавинского и Ветлужского уездов
Костромской губернии. В 1929 г. был образован Нижегородский край площадь 258 тыс. кв. км, население 7,6 млн. чел После разукрупнения Нижегородский край в 1934-36 гг вследствие выделения Кировской области и национальных автономий, площадь вновь образованной Горьковской области до 22 декабря 1990 года Нижегородская область называлась Горьковской. составила 86,5 тыс. кв. км. Горьковская область была создана в декабре 1936 г.
Затем в 1944 г в связи с передачей левобережных приокских районов во главе с Муромом в состав вновь образованной Владимирской области, а северных приветлужских и приунженских районов - во вновь сформированную костромскую область, территория Горьковской области сократилась до 73 тыс. кв. км. Наверное, самыми тяжелыми годами в истории Нижегородской области были первые послевоенные годы.
Трудности промышленности усугубляло бедственное состояние горьковской деревни. Селяне массами начали безвозвратно покидать родные села и уходить в города. Примерно с этого времени городское население стало значительно преобладать над сельским. К началу 90-х годов удельные вес городского населения от обшей численности населения, составил 77,7 . По этому показателю область занимает первое место в
Волго-Вятском экономическом районе. В 1954 из состава Горьковской области была выделена Арзамасская область, но в 1957 г. она была упразднена и ее районы, вновь были переданы в состав Горьковской области. В начале 1960 г. в Горьковскую область был передан Шарангский административный район из Кировской области, площадь этого района -
1,6 тыс. кв. км, население - 28 тыс. человек. Рисунок 1. Крупнейшие города области . На сегодняшний день Нижегородская область, входит в Волго-Вятский экономический район, расположенный на востоке Восточно-европейской равнины в бассейнах рек Волги и Вятки. Нижегородская область, прилегает к Волге и к нижним течениям ее крупных притоков
Оки, Суры, Ветлуги. На западе область граничит с Ивановской и Владимирской областями, на севере и северо-востоке - с Марийской и Чувашской автономными республиками, на юге - с Мордовской автономной республикой и Рязанской областью. Территория Нижегородской области составляет 80,5 тыс. кв. км.
Территория области протягивается с севера на юг на 400 км, С запада на восток наибольшее протяжение достигает 280 км, а на параллели Нижнего Новгорода - 200 км. По размерам территории Нижегородская область уступает только таким областям Центральной России, как Кировская и Тверская. От областного центра - города
Нижнего Новгорода, занимающего центральное положение на экономико-географической карте области - границы области отстоят на северо-востоке почти на 300 км, а на юге - на 200 км, на востоке - на 120 км, на западе - на 60-80 км. В составе области 48 районов, 25 городов, 70 поселков, 4630 сел и деревень. Нижегородская областьзанимаетсвое особое место в развитии России. Географическое расположение Нижнего Новгорода позволяет ему быть связующим звеном между
Европой и Азией. Нижегородская областьзанимаетсвое особое место в развитии России. Географическое расположение Нижнего Новгорода позволяет ему быть связующим звеном между Европой и Азией. 1.2 Особенности природно-ресурсного потенциала Нижегородской области Особенностью Нижегородской области является то, что в ней практически нет важных природных ресурсов, таких как газ и нефть. По многим видам нерудного минерального сырья
Нижегородская область имеет надежную сырьевую базу, по некоторым испытывает определенный дефицит отдельные полезные ископаемые в пределах области отсутствуют, и их приходится завозить из других регионов Российской Федерации. Рудные месторождения кроме известного Лукояновского месторождения титаноциркониевых песков и месторождения нефти пока не установлены, хотя определенные геологические предпосылки для небольших месторождений имеются.
На территории области широко распространены строительные пески. По 13 учтенным месторождениям утверждены запасы в количестве 156 млн. куб. м. Пригодны они для производства силикатного кирпича, приготовления строительных растворов и для ремонта дорог. Пески для бетонов предварительно оценены по Вареховскому месторождению, месторождению Каменный
Бор в Володарском районе и Щегольному в Ковернинском районе. В области находятся 4 месторождения формовочных песков, три из которых имеют местное значение. Бурцевское месторождение в Балахнинском районе с запасами в 138 млн. т имеет Федеральное значение и снабжает не только заводы области, но и многие предприятия Российской Федерации. Песчано-гравийными смесями область бедна.
В руслах и долинах рек Волги и Оки они залегают на значительных глубинах. По этой причине единственное в области Волжское месторождение ПГС с запасами 20 млн. куб. м не разрабатывается. Глинистое кирпичное сырье разведано по 36 месторождениям с промышленными запасами в 63 млн. куб. м, из них 33 разрабатываются или подготавливаются к эксплуатации. Глинистое керамзитное сырье учтено по 9 месторождениям с запасами в 46 млн. куб. м, из них разрабатываются 5
и одно подготавливается к освоению. Перспективы выявления керамзитного сырья в других районах имеются. Для производства минеральной ваты глинистое сырье разведано в Арзамасском районе. Разрабатывается Чуварлейское месторождение с запасами в 1410 тыс. куб. м. Глины тугоплавкие представлены одним месторождением Рыжковским в Семеновском районе, освоение которого начато заводом
ТПК ИРГЕНЬ в 1993 году. Ведутся поиски таких глин в южных районах области. Преимущественно в южных районах области разведано 21 месторождение карбонатных пород для производства щебня и доломитовой муки. Промышленные запасы оцениваются в 325 млн. куб. м. В северных районах отсутствуют перспективы нахождения таких месторождений. Часть щебня, особенно высокопрочного для бетонов, завозится из других регионов.
Для производства вяжущих ингредиентов белого цемента в Арзамасском районе Чернухинское месторождение разведаны доломиты. Запасы в 3,3 млн. т должны обеспечить работу проектируемого завода. В области известны два небольших по запасам месторождения стекольных песков, которые эксплуатируются местными стекольными заводами. Для Борского стекольного завода ведутся поиски крупных месторождений
качественных песков, одновременно изучаются пески из отходов основного производства на Лукояновском титаноциркониевом месторождении. Гипс и ангидрит разведены в 4 месторождениях в южной и центральной частях области. Промышленные запасы их оцениваются в более чем 400 млн. т и полностью могут обеспечить потребности области и смежных субъектов Федерации в этих видах сырья. Центральные и особенно северные районы области богаты залежами торфа и
сапропеля. Известно более 200 месторождений торфа с запасами в 232 млн. т, Месторождения сапропеля часто взаимосвязаны с торфяными залежами или добываются из озерного ила. В Ковернинском районе разведана каменная соль. Огромные запасы ее, более 2,5 млрд. т, пригодные для получения пищевой соли высшего сорта, хлора и каустической соды, подготовлены к промышленному освоению. Погребные россыпи титаноциркониевых песков открыты и подготовлены к промышленному освоению на границе
Гагинского и Лукояновского районов. Отходы производства будут использоваться для получения нерудных строительных материалов. В южных районах области имеются небольшие месторождения цветных медь, свинец, цинк , редких молибден , рассеянных скандий, иттрий, лантан и редкоземельных элементов неодимий, церий, иттербий . Разведанные запасы питьевых и технических вод по области составляют 2,67 млн. куб. м сут. Наиболее обеспечены качественными питьевыми подземными водами южные, юго-западные и центральные районы
области. Из минеральных подземных вод на территории области широко распространены маломинерализованные сульфатные питьевые столовые воды, которые используются для лечебных целей. Имеются хлоридные, натриевые, бромные рассолы, которые также используются для лечебных целей. В Городецком, Шатковском, Борском и Павловском районах разведан ряд месторождений лечебных грязей. В северных районах области буровыми скважинами вскрыты горные породы с проявлением нефти пленками и
выпотами нефти, битуминозностью и повышенным содержанием углеводородов в растворенном газе . В области 46 территории покрыты лесом. Общий запас древесины гослесфонда составляет 352,16 млн. куб. м, в том числе возможных для эксплуатации 321,24 млн. куб. м. По породному составу лесной фонд распределяется следующим образом сосна-43,2 , ель-7,1 , береза-34,9 , осина-10 , прочие породы-4,8 . По эксплуатационным запасам фонд спелых и перестойных насаждений состоит
из 25,4 сосны, 20,6 ели, 20,35 березы, 25,7 осины. 1.3 Исторические особенности формирования народно-хозяйственного комплекса Нижегородской области Начиная с середины 14 века Нижний Новгород развивается как важный ремесленно - торговый центр. Возникшая невдалеке от города Макарьевская ярмарка, переведенная в начале 19 века в
Нижний Новгород, в течение почти трех столетий являлась центром торговли в России и имела международное значение. Она оказала огромное влияние на формирование всероссийского рынка. Особое лицо Нижегородской губернии придавало ее выгодное географическое положение. Расположенная в мести слияния крупнейших рек центральной части России - Оки и Волги, она стала центром Волжского пароходства, располагавшего к началу 20 века 2.300
самоходными судами. Нижегородский порт в навигацию принимал более 18 тысяч судов. Водным путем, особенно в период проведения ежегодных Нижегородских ярмарок, Нижегородская губерния была связана не только с Европейской Россией, Уралом, Сибирью, Закавказьем, Средней Азией, но и со странами Востока - Ираном, Индией,
Афганистаном, Китаем. Особую надежность и стабильность связям Нижегородской губернии с внешним миром обеспечивало Московско-Курское железнодорожное сообщение. В 1902 г. к нему добавилась железная дорога, связавшая Нижний Новгород с Арзамасом. В итоге в зону торгово-промышленного развития влились южные уезды Нижегородской губернии. Налаживание губернией обширных межрегиональных и международных экономических,
культурных и прочих контактов стало первоосновой ее мощного социально-экономического, политического и культурного развития, особенно в начале 20 века. К концу гражданской войны экономика Нижегородского края оказалась в очень тяжелом положении. В 1920 году ее промышленная продукция составила всего 23 по сравнению с 1913 годом, посевные площади сократились на 29 , количество рогатого скота - на 28 .
Крупным культурным и политическим событием для Нижегородской губернии явилось открытии 18 марта 1918 года в Нижнем Новгороде государственного университета - одного из первых вузов, созданных при Советской власти. В 1918 г. в Нижнем Новгороде была открыта радио лаборатория, ставшая колыбелью развития отечественной радиотехники и телевидения. Оживление экономической жизни края, укрепление товарообмена между городом и селом вызвала новая экономическая политика
НЭП , принятая Советской властью в марте 1921 года. 1922 год, как для промышленности, так и для сельского хозяйства стал годом стабилизации и некоторого роста. В мае 1921 года началось строительство Нижегородской районной электростанции в Балахне, в течение 1922 и 1923 годов наблюдается подъем производства на Сормовском заводе. 1 августа 1922 года, после 4-х летнего перерыва открылась
Нижегородская советская ярмарка, просуществовавшая до 1929 года. Осенью 1923 г. в Нижнем Новгороде проявил себя кризис сбыта промышленных изделий. Следствием этого стала задержка зарплаты рабочим, безработица. К концу 1925 года в Нижнем Новгороде насчитывалось 12 тыс. безработных, при его общем населении в 1926 г. 185264 человека. Однако в 1925-1926 гг. крупная промышленность
Нижегородской губернии, а также грузооборот Нижегородской железнодорожной станции превзошли довоенный уровень. 1 января 1932 года вступил в строй Горьковский автомобильный завод, определяющий в дальнейшем экономику Нижегородской области. В феврале 1932 года - авиационный завод им. Орджоникидзе. Примерно в это же, время начал работу станкозавод. Благодаря новым заводам построенных в начале тридцатых годов уже в 1937 году
Горьковская область давала стране 63,3 всех производимых в СССР автомобилей, до 60 фрезерных станков, около 60 газетной бумаги и т.д. В это время в промышленности, строительстве, на транспорте и в других отраслях были заняты 185591 рабочих. В военные годы промышленность Горьковской области работала на фронт. В 1943 г. Горьковская область дала фронту 28 всех производимых в стране танков,
25 артиллерийских систем, 46 автомобилей и много другого армейского снаряжения. В 1957 г. завод Красное Сормово выпускает скоростное судно на подводных крыльях Ракета конструкции Р.Е.Алексеева , в 1960 г Метеор , в 1961 г корабль на 300 мест Спутник . 2 ноября 1955 года дала электрический ток первая турбина Горьковской ГЭС. В 1960 г. переводятся на голубое топливо промышленные предприятия
Горького и других городов области. Ежегодно в области вступали в строй все новые предприятия. В крупный химический центр мирового значения постепенно вырос г. Дзержинск, стал известен миру своими нефтепродуктами г. Кстово, автобусами - г. Павлово, металлом и трубами - г. Выкса, стеклом - г. Бор и т.д. Нынешний индустриальный облик
Нижегородской области приобрела благодаря строительству заводов в тридцатые годы двадцатого века. Именно строительство мощных заводов, в первую очередь было той силой, которая обеспечила невиданный рост промышленного производства в этом районе. Эта особенность развития промышленности области сближает Нижегородский район с теми промышленными районами страны Поволжье, Сибирь , которые, будучи в прошлом слаборазвиты, достигли высокой степени индустриального
развития. Глава 2. Анализ развития экономики Нижегородской области 2.1 Развитие промышленности По промышленному производству Нижегородская область занимает седьмое место в Российской Федерации, причем в ее хозяйственной структуре преобладают перерабатывающие отрасли. Доля добывающей промышленности не превышает 1,7 .
Промышленность области на 1998 год представлена более чем 2800 предприятиями с численностью работающих около 700 тыс. человек, или 62 от численности работников, занятых в материальной производственной сфере области. Интересна динамика диаграмма 1 увеличения количества промышленных предприятий на территории Нижегородской области. Диаграмма 1 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Если к концу 1985 года промышленных предприятий было около 600, то к концу 1998
года количество предприятий увеличилось до 2800. За 13 лет число предприятий выросло в более чем в 4 раза. В первую очередь- это связано с изменением форм собственности и созданием большого числа малых предприятий. Как видно из таблицы, за годы реформ объем производства промышленной продукции существенно снизился. В то же время за последние годы наметился небольшой рост объема продукции, который проходит на основе качественных изменений в ассортименте выпускаемой продукции.
Ярким примером качественных изменений является запуск в серийное производство автомобилей марки Газель , которые стали основным транспортным средством современной России. Кроме того, дешевые грузовики Газель стимулировали развитие малого бизнеса в транспорте и сфере услуг. Год 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Индексы производства промышленной продукции, в процентах к предыдущему году 104 98 99,9 93 99 68 87 91 104 99
Таблица 1 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. В промышленности производится 83 совокупного валового продукта области, здесь формируется около 89 всех материальных затрат в отраслях промышленного производства. Из диаграммы 2 отраслевой структуры промышленности хорошо видно, что основной отраслью промышленности является машиностроение и металлообработка. В этой отрасли работают более 50 промышленных предприятий.
Это является одной из главных особенностей экономики Нижегородской области. И от развития этой области экономики во многом зависит и развитие региона в целом. За машиностроением и металлообработкой, следуют химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, далее лесное хозяйство, деревообрабатывающая и бумажная промышленности. Три первые отрасли промышленности дают примерно 75 всего объема промышленного производства.
Вместе с тем существуют хотя и менее весомые, но важные для региона производственные сферы, например, швейная, обувная, производство строительных материалов и пищевая промышленность. Диаграмма 2 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Основным направлением промышленности Нижегородской области является транспортное и оборонное машиностроение.
Транспортное машиностроение представлена автомобилестроением, судостроением, производством дизельных двигателей, самолетостроением, станкостроением, но основная роль принадлежит автомобилестроению 50 . Общенациональное значение машиностроение и в частности автомобилестроение видно из следующих цифр - 34 выпускаемых в России грузовиков и 26 автобусов производится в Нижегородской области. Диаграмма 3 По данным статистического сборника
Регионы России. 1999 г. Год 1997 1998 Производство грузовых автомобилей тыс.шт. 87,6 86 Производство автобусов тыс.шт. 17,6 20 Таблица 2 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Автомобилестроение в регионе берет свое начало с 1932 года, когда был построен Горьковский автомобильный завод. За годы существования завода было освоено более 100 моделей и модификаций
автомобилей, изготовлено свыше 15 миллионов легковых и грузовых машин. Сегодня в регионе ОАО ГАЗ самое крупное предприятие. В структуру завода входят 5 крупных завода, 10 самостоятельных производств, более 100 цехов, 2 мощных завода по изготовлению строительных материалов, научно-технический центр и испытательный полигон, агропромышленный комбинат. Удельный вес ОАО ГАЗ в производстве автомобилей в
России составляет легковые - 7,9 , грузовые - 38,5 . Автозавод имеет тесные связи с множеством предприятий-смежников. ОАО ГАЗ - градообразующее предприятие. Доля автозавода в машиностроительной промышленности города составляет 76,2 , области - 50,3 . Автозавод является крупнейшим налогоплательщиком. От того как ГАЗ работает, во многом зависит развитие экономики города и области.
Перспективы развития ОАО ГАЗ связаны с проектами сотрудничества с зарубежными партнерами, освоением выпуска новых автомобилей, подготовкой собственных кадров, а также с расширением фирменной сети продаж и сборочных предприятий в удаленных от головного предприятия регионах. В настоящее время в области и в других районах Волго-Вятского экономического региона имеются десятки заводов, выпускающих комплектующие узлы, детали и изделия
для автомобильной промышленности АО Этна , Заволжский моторостроительный завод, Лысковский электротехнический, Павловский инструментальный, Борский стекольный, Богородские кожзаводы и др. Заводы автомобильной промышленности построены в Павлове автобусный , в Заволжье гусеничных тягачей , в Арзамасе автозапчастей . Различные изделия и сырье для автомобилестроения поставляют в область многие
заводы Поволжья, Урала, Юга России. Все это так же является одной из особенностей экономики Нижегородского региона. Отдельное место занимает входящий в ОАО ГАЗ Арзамаский завод спецавтомобилей. На этом предприятие выпускаются бронетранспортеры БТР-80, БТР-90, которые являются самой массовой военной техникой сухопутных войск. Одним из основных поставщиков ОАО ГАЗ является Борский стекольный завод.
В настоящее время Борский стекольный завод обеспечивает более 80 потребностей в стекле всего российского автомобилестроения, имеет хорошую деловую репутацию среди традиционных потребителей продукции и поставляет комплектующие для крупных автомобильных предприятий ОАО ГАЗ , ОАО ВАЗ , ОАО КамАЗ и др. За последние годы контрольный пакет акций предприятия приобретен Бельгийским концерном, крупнейшим производителем стекла в
Европе. На сегодняшний день главной особенностью Борского стекольного завода являются развитый научно-технический потенциал, высокая культура производства, стабильно работающий персонал отсутствие социальной напряженности , способность руководства завода успешно решать проблемы выживаемости в постоянно меняющихся политических и экономических условиях. Перспективы предприятия связаны с модернизацией 1-ой линии ЛПС листового полированного стекла - установки нового оборудования фирмы
Гранценбах Германия на завершающий этап технологического процесса. То есть, автоматизация процессов контроля качества стекла и его выбраковки, резки стекла больших форматов и упаковки его в деревянные ящики. Модернизация линии позволит значительно снизить себестоимость, как листового полированного стекла, так и других изделий, где это стекло применяется автомобильное, стеклопакеты, зеркала , значительно уменьшить процент брака, и, наконец, вырабатывать тонкое стекло среднеевропейских
форматов Middle , пользующееся повышенным спросом, как среди российских, так и среди зарубежных потребителей. Увеличение объема экспорта тонкого полированного стекла составит от 100 до 150 . Судостроение - старейшая отрасль Нижегородского машиностроения. Промышленное судостроение в Нижегородской области начало развиваться около 150 лет назад, благодаря созданию завода Красное Сормово . На базе старейшего в
России Сормовского завода, а также Мордовщиковского Навашино завода созданы крупные судостроительные предприятия по серийному производству новейших судов. Были построены и строятся принципиально новые речные и морские суда, суда смешанного плавания река-море , дизель электроходы, железнодорожные паромы, катамараны, суда на подводных крыльях, на воздушных подушках, экранопланы. На сегодняшний день, завод Красное
Сормово способен строить суда любых типов и назначения, решать задачи по ремонту и обновлению, как военного, так и гражданского флота, завод может создавать и выпускать продукцию любой технической сложности. Подводные лодки, выпускаемые заводом Красное Сормово , пользуются большим спросом у Индии и Китая. Кроме судостроения, завод Красное Сормово выпускает много другой продукции. Судостроение, как и автомобилестроение, имеет широко разветвленную производственную сеть.
Судостроительные и судоремонтно-механические заводы действуют в Городце, Чкаловске, на Бору, в Воротынском, Борском, Выксунском и Богородском районах. На них строятся плавучие краны, дебаркадеры, доки, железобетонные суда, понтоны и другие суда, изготавливаются лебедки, водоподогреватели, насосы и др. изделия судового машиностроения, ведутся судоремонтные работы. Ведущее место в производстве судовых двигателей принадлежит
АО РУМО в Н. Новгороде - крупнейшему в России предприятию по дизелестроению. Оборонно-промышленный комплекс ОПК занимает определяющее положение в наукоемком машиностроении области. По целому ряду направлений в области высоких технологий ОПК сохраняет приоритеты или ведущие позиции. 43 организаций из его состава являются головными в своих отраслях. Доля нижегородского ОПК в общем, объёме машиностроительной продукции промышленного сектора
экономики области составляет около 24 . С 1999 года наблюдается положительная динамика по общим объёмам производства ОПК, наметилась определенная стабильность в его работе, обусловленная ростом объёмов гособоронзаказа и гарантированностью его оплаты. В 2001 г. темп роста объёмов научно-технической продукции оборонного назначения по сравнению с 2001 г. составил 122 . В соответствии с концепцией промышленной политики Нижегородской области отрасли промышленности, составляющие оборонно-промышленный комплекс, признаны
ключевыми отраслям промышленности. Авиационная промышленность Нижегородской области представлена 11 предприятиями и организациями, в том числе 5 научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Предприятия и организации обладают высоким научным и производственным потенциалом. Крупнейшим авиастроительным заводом области является акционерное общество Нижегородский авиастроительный завод Сокол - одно из ведущих предприятий авиационной промышленности
России. Сокол - преемник Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, который ведет свою историю с 1932 года. От деревянного И-5 до стального цельносварного самолета МиГ-31 -целая эпоха в развитии самолетостроения. В период 1941-45 гг. завод выпускал лучшие истребители своего времени Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. За годы Великой
Отечественной войны завод поставил фронту 17691 самолет. С 1949 года началось сотрудничество завода с ОКБ им. Микояна. Результатом плодотворной совместной работы стало производство целого семейства широко известных истребителей МиГ 15, МиГ-17, Миг-19, МиГ-21. Следующий этап - серийный выпуск стального цельносварного самолета МиГ-25 и его дальнейшего развития двухместного истребителя-перехватчика
МиГ-31. В 1984 году было успешно налажено серийное производство одного из лучших истребителей современности - учебно-боевого МиГ-29УБ. За 45 лет серийного производства истребителей серии МиГ предприятие выпустило около 2000 боевых самолетов, а такие известные, как МиГ-21 и МиГ-29УБ, были экспортированы в более чем 30 стран мира. За 70 лет своего существования ОАО НАЗ СОКОЛ поставлял технику более чем в 30 стран мира.
На протяжении многих лет завод был технологическим предприятием министерства авиационной промышленности, на котором отрабатывалась технология серийного производства новых самолетов, в последствие внедрявшиеся на других предприятиях отрасли. В настоящее время осуществляется программа модернизации самолетов МиГ-21БИС для зарубежных партнеров. По контракту с фирмой Aermacchi S.P.A. предприятие изготавливает системы планера самолета
SF-260. Имеет сертификаты качества Дорнье Германия , Аэромакки Италия . Перспективы развития завода связаны с выпуском двухместного учебно-тренировочного самолета ЯК-130. Также на нужды ОПК работают завод Гидромаш , Машиностроительный завод, ОАО Восход , ОКМБ им. Африкантова, ЦНИИ Буревестник и многие другие. Гидромаш выпускает шасси для военных и гражданских самолетов.
Первые шасси были произведены на предприятии в конце тридцатых годов и устанавливались на боевые самолёты того времени. Сегодня лучшие отечественные образцы боевых и пассажирских самолетов и вертолетов используют шасси и гидроагрегаты, изготовленные ОАО Гидромаш . Авиационная продукция ОАО Гидромаш отлично зарекомендовала себя благодаря высокоточным и технологичным конструкциям, рассчитанным на длительный срок эксплуатации.
Выпускаемые изделия ОАО Гидромаш имеют превосходную репутацию во всем мире. Каждое из изделий представляет собой результат работы квалифицированного персонала, заинтересованного в сохранении традиций производства шасси и других гидроагрегатов высшего качества. Все изделия характеризуются простотой в обслуживании, надежностью и долговечностью в эксплуатации. В настоящие время завод сотрудничает с зарубежными партнерами, выполняет заказы на шасси для европейской
программы Airobus . Машиностроительный завод выпускает артиллерийские установки и другую технику военного назначения. За годы войны он выпустил половину всех пушек, произведенных в СССР. И в настоящее время он является ведущим предприятием оборонного комплекса страны. Павловский завод ОАО Восход , выпускает гидроприводы для систем управления самолетов, ОКМБ им. Африкантова занимается разработкой и производством атомных реакторов, а
ЦНИИ Буревестник разрабатывает боеприпасы для высокоточного оружия. Особое место в промышленности Нижегородской области принадлежит городу Саров. Впрочем, Саровом город начал называться недавно, в разные годы он носил название Кремлев и Арзамас-16. Город мало кому известен в стране, потому что это был первый в стране ядерный центр. Судьба города, от основания которого прошло более трех веков, круто изменилась весной 1946 года,
когда руководство страны решило разместить здесь объект по созданию ядерного оружия. В апреле Совмин СССР принял закрытое постановление о создании в Сарове КБ-11, начальником которого был назначен П.Зернов, а главным конструктором - Ю.Харитон, курировал атомный проект всесильный Берия. Международная обстановка требовала скорейшего ответа американцам, сделавшим свой первый ядерный ход
в Хиросиме. Было несколько вариантов размещения КБ-11 в разных точках страны, но история распорядилась так, что ядерный щит стал коваться в глухом лесном углу на границе Мордовии и Горьковской области. Под объект была отведена территория в двести с небольшим квадратных километров. Сталин лично завизировал постановление, по которому КБ-11 относилось к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.
Город знаменит в первую очередь тем, что в нем была создана первая советская атомная бомба. Федеральный атомный центр Саров и сейчас играет важнейшую роль в поддержании ядерного паритета с США. Около 130 лет действует в Нижнем Новгороде ОАО Мельинвест , производящее самые современные автоматизированные комплексы, которые используются в отраслях пищевой промышленности. Сегодня ОАО Мельинвест - один из крупнейших производителей подобного оборудования
не только в России, но и в СНГ. Химическое машиностроение в области стало особенно эффективным с созданием завода Химмаш . Предприятие специализируется на выпуске оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, микробиологической, медицинской, пищевой, зерноперерабатывающей и других отраслей народного хозяйства. Технологический и кадровый потенциал позволяет предприятию выполнять уникальные заказы по производству химического оборудования. Заводы этого объединения работают в
Дзержинске, Заволжье, Семенове и других городах Волго-Вятского района. В индустриальное развитие области большой вклад вносит химический и нефтехимический комплексы. В 20-е годы в городе Дзержинске было начато строительство нескольких химических заводов. Сейчас это один из крупнейших в стране центров химического производства. Здесь впервые в стране был создан синтетический корунд, используемый при изготовлении текстильных машин,
лазеров, ювелирных изделий. Крупнейшим предприятием Дзержинского промышленного района наряду с предприятием Химмаш является завод ОАО Капролактам . В состав ОАО Капролактам входит 2 технологических завода, ремонтный и энерго - заводы, более 70 цехов. ОАО Капролактам является крупнейшим среди химической группы предприятий г.
Дзержинска, объединенным единой технологической схемой с другими предприятиями Дзержинского промышленного района производственными связями кооперации, как поставщик, так и как потребитель химической продукции. Основной производственный профиль предприятия это хлорорганические производства на базе привозной соли и этилена производство хлора и каустической соды производство продуктов хлорорганического синтеза дихлорэтана, винил хлорида, поливинилхлорида, трихлорэтилена, хлорэтила, этиленхлоргидрина,
монохлорамина производства, связанные с переработкой поливинилхлорида кабельные пластикаты, пленки, профили, линолеум и пр Еще одним крупным предприятием города является ОАО Сибур-Нефтехим . Основным видом деятельности ОАО Сибур-Нефтехим является производство и реализация продуктов переработки углеводородного сырья. Объем переработки углеводородного сырья на нефтехимическом заводе сегодня составляет в среднем 45 тыс.
тонн в месяц. Продукция, выпускаемая ОАО Сибур-Нефтехим , служит сырьем для крупных химических предприятий г. Дзержинска ОАО Капролактам , ОАО Оргстекло , ОАО Заря , ОАО Корунд , ОАО Синтез и др. С созданием ОАО Сибур-Нефтехим заложена основа для стабильной работы всего нефтехимического комплекса Нижегородской области. В планах развития ОАО Сибур-
Нефтехим - дальнейшая интеграция компании и Дзержинских химических предприятий в рамках подъема всего нефтехимического комплекса региона. Также другими предприятиями города Дзержинска производятся серная кислота, жирные кислоты, каустическая сода, поливинилхлоридные смолы и сополимеры, органическое стекло, пластики, высокоэффективные средства защиты растений, минеральные удобрения, разнообразные катализаторы, активаторы, консерванты, моющие средства и многое другое.
В 1957 году в г. Кстове построено ПО НОРСИ - крупнейший производитель бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, нефтебитума, минеральных масел, парафина и других нефтепродуктов. В начале 80-х годов на его базе создан комплекс по производству этилена, пропилена и бензола, которые по продуктопроводу поступают в Дзержинск для изготовления полимерных материалов. На сегодняшний день предприятие имеет в своем составе более 50 технологических объектов и является
одним из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов Европы. Мощность предприятия по переработке нефти составляет 18 миллионов тонн в год, а ассортимент выпускаемой продукции превышает 100 наименований. Приобретение завода НОРСИ компанией Лукойл решило проблему с поставкой сырья, и получением необходимых инвестиций в развитие производства. В программе развития предприятия предусмотрено строительство комплекса глубокой переработки
нефти, который позволит вдвое увеличить выработку бензина и довести глубину переработки нефти до уровня лучших мировых показателей. Станкостроительная и металлообрабатывающая промышленность размещена в Нижнем Новгороде и в Волжско-Окской зоне, а также в старых металлопромысловых районах области Павловском, Вачском, Сосновском. Она специализируется на производстве заготовительной, инструментальной и метизной продукции для машиностроительной промышленности, а также на выпуске потребительских металлоизделий
ножей, вилок, ножниц, замков и др. и инструментов медицинских, слесарно-монтажных, автомобильных, деревообрабатывающих . В станкостроении ведущая роль принадлежит АО ЗеФС , изготавливающему фрезерные станки с числовым программным управлением. Нижегородский Завод Фрезерных Станков один из наиболее крупных российских производителей фрезерных станков, используемых во всех отраслях промышленности. Начиная с 1932 года, предприятие занимается выпуском фрезерных станков и является экспертом в разработке
и производстве различного металлорежущего оборудования. На сегодняшний день станки, изготовленные ОАО Зефс работают более чем на 4000 предприятиях СНГ. Годовой выпуск составляет свыше 400 станков, включая универсальные фрезерные станки, станки с ЧПУ и специальные станки. Металлургия и металлообработка в регионе представлена Выксунским металлургическим заводом. ОАО Выксунский металлургический завод - один из старейших центров
металлургической промышленности он основан в 1757 году. Сегодня ОАО Выксунский металлургический завод - мощное, оснащенное современным оборудованием предприятие, одно из ведущих в России и странах СНГ по производству практически полного ассортимента стальных электросварных труб и цельнокатаных железнодорожных колес. В перспективе предприятия - реализация ряда инвестиционных программ, ориентированных на дальнейшее повышение качества продукции и расширения ассортимента.
В этих целях предполагается модернизация цеха обсадных труб, выпуск газопроводных магистральны труб с антикоррозионным трехслойным покрытием и производство железнодорожных колес с повышенными эксплуатационными свойствами. Год 1997 1998 Производство стальных труб тыс.т. 531 378 Таблица 3 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Широко развита в Нижегородской области лесохимическая промышленность.
В поселках Вахтан, Сява, Ветлужский, городах Урень и Н. Новгород созданы предприятия ПО Оргсинтез . Здесь вырабатывают канифоль, скипидар, смазки для алмазного бурения, препараты для копчения рыбы, особо высоко стойкие лаки. Важными составляющими нижегородской промышленности являются лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Начало их развития было связано с тем, что на территории области раскинулись крупные
лесные массивы, уступающие в Центральной России лишь лесам Кировской и Костромской областей. Нижегородский край испокон веков считался лесным и был одним из главных поставщиков древесины в другие районы страны. Но из-за чрезмерных лесозаготовок в 50 - 60-е годы сырьевая база отрасли сильно сократилась. Это привело к ограничению лесозаготовок. Лесопромышленность была переориентирована на более глубокую
переработку древесины. В настоящее время лес перерабатывают для получения конструкционных материалов, таких, как древесностружечные плиты, фанера и др. В Нижегородской области создана мощная мебельная промышленность Борская, Балахнинская и Городецкая мебельные фабрики, фабрика Нижегородец в Н. Новгороде . Целлюлозно-бумажная и картонная промышленности сконцентрированы в
Балахнинском и Ветлужском районах. ОАО Волга ранее Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат , расположенное в городе Правдинске, с 1928 года выпускает бумагу. За 70 лет здесь было произведено около 20 миллионов тонн бумаги и сотни тысяч тонн продуктов комплексной переработки отходов производства. ОАО Волга по праву считается одним из крупнейших производителей газетной бумаги в
России - его продукция составляет около одной трети российского рынка бумаги. Производственные мощности рассчитаны на выпуск свыше 500 тысяч тонн бумаги в год. На предприятие установлена одна из самых современных в Европе бумагоделательная машина. Перспективы развития предприятия связаны с созданием собственной инфраструктуры транспортировки продукции и снижению ее себестоимости.
Контрольный пакет акций предприятия принадлежит американской инвестиционной компании. Выпуск продукции ориентирован в первую очередь на экспорт. Год 1997 1998 Производство бумаги тыс.т. 25 27 Таблица 4 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Кроме Правдинского бумажного комбината в области действуют две картонные
Фабрики - в Балахне и поселке им. М. И. Калинина Ветлужского района. В Нижегородской области очень велика концентрация производства до 80 валовой продукции промышленности выпускается на 40-50 предприятиях. Из этого можно сделать вывод, что в Нижегородской области довольно много крупных предприятий. И большинство из них находится в Нижнем Новгороде.
Ведущая и определяющая роль Нижнего Новгорода в промышленности может быть сравнена с такой же ролью Москвы по отношению к промышленности Московской области и там и тут больше половины валовой продукции промышленности и около половины рабочих области приходится на областные центры. Кроме Нижнего Новгорода высокое развитие получили города расположенные вокруг областного центра на Волге и Оке Дзержинск, Балахна с Правдинском, Павлово,
Городец с Заволжьем, Бор, Кстово. Такое размещение индустриальных центров показывает, что тяготение к Нижнему Новгороду является одной из главных особенностей развития промышленности Нижегородской области. Перспективы развития отдельных предприятий промышленности связаны с их интеграцией в большие производственные компании. Так целью приобретения завода Красное Сормово компанией Объединенные машиностроительные заводы
Бендукидзе является попытка создания технологической цепочки решения глобальной задачи - производство плавучих буровых установок для шельфа Каспийского моря. Разделение обязанностей в рамках этой компании видится следующим образом уральские заводы производят буровое и другое нефтегазовое оборудование, Красное Сормово изготавливает платформу из отдельных плавучих блоков, потом все это собирается вместе на судосборочном
заводе на Каспии. Примером вертикальной интеграции служит приобретение Кстовского нефтеперабатывающего завода Норси компанией Лукойл . Одно из крупнейших нефтеперабатывающих предприятий Европы последнее время задыхалось без стабильного поставщика нефти. В тоже время компании Лукойл выгодно заниматься не только добычей нефте - газового сырья, но и его
дальнейшей переработкой. Теперь у завода Норси появился мощный инвестор. К отрицательному моменту этой взаимовыгодной сделки относится то, что в области появился монополист на рынке продажи бензина - Лукойл , который стал спекулятивно подымать розничные цены. Очевидно, администрация области при продаже контрольного пакета Норси должна была спрогнозировать это развитие событий и выделить сбытовую сеть в отдельное предприятие.
В настоящее время выход видится в привлечении в область другого крупного производителя бензина и создании им сети фирменных заправочных станций. Еще одной особенностью, на мой взгляд, является то, что по использованию сырья промышленность Нижегородского региона можно четко разделить на две части. Отрасли, работающие на привозном сырье машиностроение, химия, нефтепереработка, отрасли, работающие на местном сырье лесная и лесообрабатывающая промышленность, торфодобыча, промышленность стройматериалов.
Смешанный характер имеют энергетика, пищевая, легкая промышленность, металлургия и металлообработка. 2.2 Анализ развития трудовых ресурсов По численности население Нижегородская область входит в десятку самых густонаселенных областей страны, а областной центр Нижний Новгород по численности населения третий город России, после Москвы и Санкт-Петербурга. В области проживает около 3,6 миллиона человек это примерно 2,5
от общего числа людей в стране. Число жителей Нижнего Новгорода в последние время достигло порядка 1,4 миллиона человек. Плотность населения в области 48,5 человек на кв. км. Особое место занимает нижегородская агломерация, численность населения которой превышает 2 миллиона человек. По этому показателю она занимает третье место в стране, после
Московской и Ленинградской. В нижегородскою агломерацию входят такие города как Дзержинск, Кстово, Бор, Балахна, Заволжье Начиная с 1990 года в области, как и в целом по России, складывается неблагоприятная демографическая ситуация, которая характеризуется, прежде всего, высокими темпами сокращения населения вследствие его естественной убыли превышение числа умерших над числом родившихся . В 2001 году в области было зарегистрировано 28,2 тысячи родившихся и 66,8 тысячи
человек умерших. Естественная убыль составила 38,6 тысяч человек. Регистрируемый рост абсолютной убыли населения области на 3,1 обусловлен снижением миграционного прироста с 7,0 тыс. человек в 2000 г. до 4,0 тыс. человек в 2001 г. Всего за счет мигрантов было компенсировано 10,3 естественной убыли населения области. Положительное сальдо миграции в 2001 г. область имела в обмене населением с бывшими республиками
Советского Союза. Наибольший прирост был по-прежнему обеспечен за счет Казахстана 1018 чел Украины 363 чел государств Средней Азии 844 чел. и Закавказья 290 чел В потоке международной миграции наша область потеряла за 2001 год 339 человек на 11,9 меньше, чем в 2000г Больше всего нижегородцев выехало в Германию 184 человека , США 66 и Израиль 55 . Впервые за последнее десятилетие наблюдается миграционная
убыль сельского населения 793 человека . Диаграмма 4. По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Тенденцию снижения числа населения можно увидеть на диаграмме 4 . С 1992 года по 1998 год в области численность населения сократилась примерно на 100 тысяч человек. Но в этом году есть серьезные основания полагать, что показатели рождаемости будут расти.
За 4 месяца 2002 года число родившихся составило 9920 человек, что на 1057 человек на 11,9 больше, чем за аналогичный период 2001 г. Год 1992 1994 1996 1998 Изменение численности населения в -0,2 -0,1 -0,4 -0,4 Коэффициент естественного прироста населения на 1000 населения в -4,7 -9,5 -8,3 -8,1 Таблица 5. По данным статистического сборника Регионы
России. 1999 г. В Нижегородской области высокий уровень урбанизации, примерно 78 населения проживает в городах. Из диаграммы 5 видно, что процент урбанизации хоть немного, но постоянно растет. Диаграмма 5. По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. На мой взгляд, это можно объяснить тем, что Нижегородская область промышленный регион и большинство производств находится в городах, поэтому люди
из сельской местности переселялись ближе к месту работы. Сегодня в экономике Нижегородской области занято порядка 1,6 миллиона человек, число безработных составляет примерно 150 тысяч человек. Изменения числа работающего и безработного населения можно увидеть в таблице 6 . Год 1992 1994 1996 1998 Среднегодовая численность занятых в экономике тыс. чел. 1857,4 1831,4 1729,1 1643,2 Общая численность безработных тыс. чел.
83,5 122,2 165 158,1 Таблица 6 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. В течение 2001 года предприятия и организации области заявили о наличии 25229 вакантных мест, нагрузка незанятого населения, состоящего на учете на одну заявленную вакансию, составила 0,6 человека. Отраслевая структура занятого населения представлена в таблице 7 . Отрасли Год 1995 1998 Промышленность 35,8 30 Сельское хозяйство 9,4 8,5
Лесное хозяйство 0,5 0,4 Строительство 7,2 7,8 Транспорт 5,5 5,4 Связь 1,4 1,2 Таблица 7 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Из таблице видно, что подавляющее большинство работает в промышленности. Если посмотреть на таблицу 8 занятости населения по формам собственности, то из нее видно, что большинство трудоспособного населения занято в частном секторе за ним идет государственный сектор экономики.
В сумме этих сектора дают 80 от общего числа занятых. Большая часть занятых работает в сфере материального производства - 70 Формы собственности Тыс. чел. Проценты Всего занято в экономике 1643,2 100,0 в том числе Государственная и муниципальная. 566,2 34,5 Общественных организаций 20,1 1,2 Частная 745,3 45,4 Смешенная без иностранного капитала 302,3 18,4
Смешанная с иностранным капиталом 9,3 0,6 Таблица 8 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. В возрастном составе населения Нижегородской области устойчиво сокращается удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста и, напротив, растет доля лиц пенсионного возраста. Эту динамику можно увидеть на диаграмме 6 . Диаграмма 6
По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Это свидетельствует о продолжающемся процессе старения населения, формировании регрессивного типа возрастной структуры населения. Причем в сельской местности такая структура давно свершившийся факт в численном составе сельского населения лиц пенсионного возраста 30,2 , в том числе среди женщин - 39 . Демографическая нагрузка в регионе на 1000 лиц трудоспособного возраста -
702,5 человека моложе и старше трудоспособного возраста, в Нижнем Новгороде - 627 человек, а всего в городских поселениях - 645,9 человек. По прогнозу министерства экономики и развития предпринимательства возрастная структура населения будет меняться, так как начнут входить в трудоспособный возраст лица, рожденные в 80-е годы годы наибольшей рождаемости , а выходить из него рожденные в военные годы, т.е. число жителей в трудоспособном
возрасте начнет увеличиваться. 2.3 Развитие сельского хозяйства Нижегородская область - крупный регион Нечерноземья. Общая земельная площадь составляет 3604,4 тыс. га, и том числе сельскохозяйственные угодья - 2755,0 тыс. га, из них пашня 2115,1 тыс. га, сенокосы - 169,8 тыс. га, пастбища - 467,3 тыс. га. Почвы в основном дерново-подзолистые и серые лесные, черноземов
мало 18 . В области выращивают зерновые, картофель, овощи, лен, сахарную свеклу, кормовые культуры. Производство товарного зерна никогда не было главным направлением в сельском хозяйстве нижегородчины. Климатические условия и почвы не позволяют выращивать зерновые культуры также эффективно, как в Краснодарском крае. Твердая пшеница вообще не произрастает в наших условиях. Поэтому главной задачей сельского хозяйства области - является снабжение городов мясомолочной продукцией.
Основной отраслью сельского хозяйства, как Нижегородской области, так и в целом по Волго-Вятскому району является животноводство, на долю которого приходится более 50 объема валовой продукции. Скотоводство вблизи городов носит молочно-мясное направление, а в остальных частях - мясо - молочное. Это является одной из особенностей сельского хозяйства Нижегородской области. Основной проблемой животноводства является обеспеченность кормами.
Если обратить внимание на диаграмму 7 структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур видно, что в Нижегородской области посевы кормовых культур составляют более 40 от всей посевной площади. Диаграмма 7 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Но все - таки кормов не хватает и из диаграммы 8 , поголовья крупного рогатого скота становится ясно, что из-за не хватки кормов уменьшается и поголовье скота.
Диаграмма 8 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. С 1985 года по 1998 год поголовье скота сократилось более чем вдвое. Сократилось и производство мяса и молока. Производство в хозяйствах всех категорий тыс. т 1985 1 990 1992 1994 1996 1998 Мясо в убойном весе 178 197 173,1 144,2 95,2 88,1 Молоко 1336,9 1390,6 1224,5 1130,9 923,4 931 Таблица 9 По данным статистического сборника Регионы
России. 1999 г. В этой связи интересен опыт успешно работающих сельскохозяйственных предприятий. В животноводстве одна из ведущих ролей принадлежит ОАО Илиногорское . ОАО Ильиногорское состоит из двух крупных животноводческих комплексов по выращиванию и откорму свиней по 108 тысяч голов в год на каждом , племенной репродукторной фермы, предназначенной для круглогодичного равномерного производства ремонтных свинок в количестве 4500 голов в год для замены
маточного поголовья в промышленном комплексе, мясокомбината по производству 16 250 тонн мяса в год и 6000 тонн в год колбасных изделий. Общая земельная площадь ОАО Ильиногорское 2000 га, из них под сельхозугодиями - 900 га. Численность персонала на 1 декабря 1997 года составила 1755 человек. Среди крупнейших животноводческих комплексов России
ОАО Ильиногорское по большинству основных показателей занимает 3-5 места. Отличительной чертой предприятия является преобладание сырья собственного производства мясо и мясопродукты полностью производятся из свиней, выращенных на собственных животноводческих комплексах. Для производства колбасных изделий применяется свинина собственного производства 65 и покупная говядина 35 , что обеспечивает сырьевую автономию. Основными потребителями свиней в живом весе являются мясокомбинаты
Нижегородской области. Потребителями свинины и колбасных изделий являются жители Нижнего Новгорода и Нижегородской области, жители Гороховца и Вязников Владимирской области, а также жители Москвы. Другим крупнейшим предприятием сельскохозяйственной отрасли является ОАО Птицефабрика СЕЙМОВСКАЯ . Птицеводство - основное направление деятельности предприятия.
С момента запуска птицефабрики в 1964 году поголовье возросло со 100 тыс. до 845 тыс. голов. Производительность несушки выросла с 232 яиц в 1970 году до 312 в 2001 году. Ежегодное производство составляет 300 млн. шт. яйца, 530 т яичного порошка, 2240 т. мясо продукции. За последнее время внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами в цехе инкубации, осуществлен переход на новый перспективный
кросс птицы. Высокое качество продукции - основная цель предприятия. Оно обеспечивается современными технологиями производства, индивидуальным подходом при кормлении, ежедневным контролем за качеством кормов, комплексом исследований, необходимых для иммунного фона птице поголовья, токсико-химического анализа кормов, бактериологического контроля за микрофлорой, ветеринарно-санитарными мероприятиями, обеспечивающими стойкое эпизодическое благополучие птицефабрики, высокую сохранность,
жизнеустойчивость и продуктивность птице поголовья. В 2001 году в новое производство и современное оборудование вложено 70 млн. рублей. ОАО Птицефабрика СЕЙМОВСКАЯ имеет молочно-товарную ферму крупно - рогатого скота, которой с 1998 года присвоена категория Племенного репродуктора по разведению крупно - рогатого скота чёрно-пёстрой породы голштинской . Совершенствование стада осуществляется в соответствии с перспективными планами племенной
работы. Основные производственные показатели животноводства отражены в таблице 10 . Наименование Ед. изм. 1998 1999 2000 Всего сельскохозяйственных угодий Га 1171 2653 3124 Крупнорогатый скот ВСЕГО гол. 480 661 658 Выход телят на 100 коров гол. 83 84 96 Удой на корову за календарный год Кг 6856 6886 7526 Содержание жира в молоке 3,82 4 4,08
Таблица 10 По данным интернет сайта www.seyma.ru ОАО Птицефабрика СЕЙМОВСКАЯ служит ярким примером того, что и в сложных условиях перестройки экономики, можно не только увеличивать объем производства за счет привлечения дополнительных ресурсов, но и интенсифицировать сам процесс производства. Наравне с ОАО Илиногорское и ОАО Птицефабрика СЕЙМОВСКАЯ стоит ОАО Линдовская птицефабрика-племенной завод .
Основной вид продукции ОАО Линдовская птицефабрика-племенной завод - диетическое охлаждённое мясо бройлеров. Производительность по этому виду продукции составляет до 12 000 тонн в год. Из мяса птицы производиться около 1 400 тонн копчёно-колбасных изделий более чем 30 наименований. Качество выпускаемых изделий высоко оценивалось на различных выставках пищевой продукции. Два филиала производят товарное яйцо в объеме свыше 60 млн. штук в год при яйценоскости свыше 300 яиц
на одну курицу-несушку в год. Заметны успехи предприятия в молочном животноводстве ежегодно производятся около 2 500 тонн молока и 200 тонн мяса. Средний надой на одну фуражную корову в 1999 году составил свыше 5 000 литров. Племсовхоз Линдовский специализируется также на картофелеводстве, в том числе на выращивании элитного посадочного материала. Современное положение в сельском хозяйстве характеризуется процессом перестройки совхозов и колхозов. Результатом явилось создание 124 акционерных обществ,
254 товариществ, 4 сельскохозяйственных кооперативов, 18 ассоциаций крестьянских хозяйств и малых предприятий. Помимо этого, наблюдается процесс коренной структурной перестройки колхозов и совхозов, численность которых резко сократилась. Если обратить внимание на диаграмму 9 , то из нее видно, что посевная площадь всех сельскохозяйственных культур во время перестройки колхозов и совхозов постоянно уменьшается.
На мой взгляд, это связано с уменьшением числа колхозов. Но эта перестройка необходима сельскому хозяйству Нижегородской области. Диаграмма 9 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Из таблицы 11 урожайности видно, что количества собранного картофеля и овощей немного увеличилась по сравнению с 1985 годом, а количества собранного зерна заметно сократилась по
сравнению с показателями 1985 года. Сельскохозяйственные культуры 1985 1 990 1992 1994 1996 1998 Зерно в весе после доработки 1569,2 1741,8 1964,6 1432,8 1353,4 811,1 Картофель 898,2 709,9 1169,9 838,2 1186,4 932,2 Овощи 225,8 232,1 283,6 247,7 285,6 251 Таблица 11 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. На сегодняшний день в сельском хозяйстве российских регионов это общая тенденция.
В Нижегородской области наблюдаются большие потери сельскохозяйственной продукции при ее уборке, транспортировке и хранении. Поэтому в области уделяется большое внимание строительству объектов малой переработки. За 1993 год введено в строй действующих 26 цехов по переработке молока, мяса - 25, зерна - 17, картофеля - 5, овощей - 6, освоено кредитов на строительство объектов малой переработки ни сумму 7,9 млрд. руб. Но все же, со всеми своими проблемами,
Нижегородская область по показателям производства сельскохозяйственной продукции в Волго-Вятском регионе занимает ведущее место наряду с Кировской областью. Одна из основных проблем развития животноводство, является неэффективное использование кормовых ресурсов. Принятая в свое время программа по созданию сети комбикормовых заводов была реализована частично. Для дальнейшего развития сельского хозяйства области нужно продолжать реформацию колхозов
и совхозов. Последующие развитие Нижегородской области будет проходить в направление усиления специализации отраслей животноводства. Необходимо увеличить производство сельскохозяйственной продукции, особенно кормов, которые наиболее приспособлены к климатическим условиям региона. А также нужно попытаться сократить потери уже собранного урожая. Для этого нужно построить и переоснастить цеха временного хранения сельскохозяйственных культур, а
также построить новые цеха переработки быстро портившихся продуктов. 2.4 Топливо-энергетический комплекс Электричеством Нижегородскую область обеспечивают 6 государственных электростанций и 2 электростанции, входящие в структуру предприятий. Общая мощность гидро и теплоэлектростанцией составляет 2519,5 Мвт. За счет собственных электростанций область обеспечивает 43 своих потребностей в электроэнергии.
По территории области проходят линии электропередач, с напряжением от 10 кВт до 220 кВт обшей протяженностью 28579 км с 262 трансформаторными подстанциями. В области существует сеть магистральных трансконтинентальных газопроводов, входящих в систему концерна Газпром и обеспечивающих поставку природного газа не только для Нижегородской области и западных областей Российской Федерации, но и на экспорт. В систему газоснабжения области входят газопроводы общей протяженностью 11 692
км, более 80 газораспределительных станций, 530 газораспределительных пунктов и 8 газонаполнительных станций. Система газоснабжения области постоянно расширяется. Областной программой газификации предполагается подача природного газа в северные районы области, строительство подземного газового хранилища для создания запасов газа. В систему обеспечения области нефтепродуктами входят магистральные нефтепроводы, подающие нефть из
нефтедобывающих регионов Татарстан, Тюменская область на предприятия объединения Нефтеоргсинтез , семь нефтебаз и автозаправочных станций объединения Нижегороднефтепродукт . По территории области проходят несколько магистральных нефтепроводов, входящих в систему трубопроводного транспорта нефти России. Это в первую очередь трансконтинентальный нефтепровод
Сургут - Полоцк , нефтепроводы из Татарстана Альметьевск - Нижний Новгород , нефтепроводы, подающие нефть на нефтезаводы центра России Нижний Новгород - Ярославль и Нижний Новгород - Рязань . Предприятия нефтепереработки объединения Нефтеоргсинтез перерабатывают около 20 млн. т нефти в год, обеспечивая своих потребителей широкой гаммой
нефтепродуктов и товаров народного потребления. Более 30 нефтебаз объединения Нижегороднефтепродукт осуществляют снабжение потребителей нефтепродуктов непосредственно и через 150 автозаправочных станций. Нефтепродукты на нефтебазы поступают по магистральным продуктопроводам и по железной дороге кроме того, на восемь речных нефтебаз завоз продукции осуществляется водным транспортом. Основной проблемой текущего периода является, проблема старения энергетических мощностей и сетей, а
также систем газового хозяйство. Дальнейшие развития топливо энергетического комплекса Нижегородской области будет в первую очередь связано с обеспечением выполнения ремонтно-восстановительных работ в системах газового хозяйства, на источниках энергоснабжения и в системах энергопотребления области. 2.5 Развитие инфраструктуры Выгодное географическое положение Нижегородской области и традиционная функция Нижнего
Новгорода как торгового центра обеспечили создание высокоразвитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути удобно соединяют Нижегородский регион с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами. Нижегородский транспортный узел - один из наиболее насыщенных и развитых в России. Железнодорожные пути ведут на юг, север, запад и восток
России. По рекам и каналам можно попасть в Балтийское, Черное и Белое моря с дальнейшим выходом в порты Скандинавских стран, Западной Европы, Африки и Азии. Нижний Новгород, протяженность путей которого постоянно увеличивается, с 1985 года имеет свое метро. Все это в совокупности обеспечивает предпосылки для создания современной системы грузопассажирских перевозок. Транспортная сеть области имеет более 1200 км железнодорожных путей,
динамику изменения протяженности железнодорожных путей можно увидеть на диаграмме 10 Диаграмма 10 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. Из этой диаграммы видно, что протяженность путей сократилась, примерно на 100 км. по сравнению с 1985 годом. Если длина железнодорожных путей сокращается, то протяженность автомобильных дорог общего пользования, как можно видеть из диаграммы 11, неуклонно растет.
Это в первую очередь связано с перераспределением грузо и пассажиропотока с железных дорог на автомобильный транспорт, что соответствует европейской тенденции. Диаграмма 11 По данным статистического сборника Регионы России. 1999 г. На 1998 год длина автомобильных дорог составляла более 12000 км. Общий грузооборот автомобильного транспорта в 1998 году составлял 2086 млн. т км.
Область также имеет более 1000 км судоходных внутренних путей. Железнодорожный транспорт представлен ФГУП Горьковская железная дорога . Она связывает Центральный, Северо-западный и Северный регионы России с Приволжьем, Уралом и Сибирью. ГЖД обслуживает 6 республик и 9 областей РФ. Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов с населением 14 млн. человек.
Ежесуточно дорога пропускает от 3 до 10 тысяч грузовых вагонов. Удельный вес электротяги в перевозках составляет 89,3 . В г. Н. Новгороде находится крупный грузовой терминал, оснащенный необходимым подъемно-транспортным оборудованием. Грузооборот Горьковского отделения ГЖД составил в 2001 году 17048,4 млн. тонн км, что на 7,3 больше уровня 2000 года. Дорога обслуживает крупные промышленные предприятия, такие как
Горьковский, Ижевский и Павловский автомобильные заводы, крупные машиностроительные заводы в Нижнем Новгороде, Кирове, Казани, Ижевске, Владимире, химические предприятия, производящие сельскохозяйственные удобрения в городах Дзержинске и Кирове-Чепецке, Кстовский нефтеперерабатывающий завод, предприятия металлургического комплекса и по заготовке и переработке лесной продукции. Для технического обслуживания, ремонта техники и обустройств имеется 12 локомотивных депо,
16 вагонных, в том числе 4-пассажирских вагонов, 23 дистанции пути, 13 путевых станций, 6 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения и 6 дистанций погрузочно-разгрузочных работ. На дороге работают опытные специалисты - управленцы и квалифицированные рабочие, способные решать сложные вопросы по организации перевозок и пассажиров. Всего на дороге работают 105573 человека, в том числе 78898
человек непосредственно занятых на перевозках пассажиров и грузов. Шесть раз подряд коллектив ФГУП ГЖД признавался победителем в отраслевом соревновании. Дорога продолжает наращивать свой технический и технологический потенциал ускоренными темпами проводится внедрение микропроцессорной техники в управлении перевозками, внедряются новые технологии по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов и вагонов, ведется подготовка к переводу на скоростное пассажирское
движение участка Москва - Нижний Новгород. Сеть автомобильных дорог Нижегородской области составляет около 14,5 тыс. км, из них 95 дорог с твердым покрытием. По территории области проходят автомагистрали федерального значения Москва - Нижний Новгород - Казань и Москва - Нижний Новгород - Саранск. Все районные центры области связаны с областным центром и между собой только дорогами
с твердым покрытием. Автомобильные перевозки составляют 49 от общего объема грузовых перевозок и 92 от пассажирских. Предприятия автомобильного транспорта общего пользования в течение 1992 - 1993 гг. были первыми в России полностью приватизированы и в настоящее время имеют около 11 тыс. автомобилей. В частном владении находится более 63 от общего числа грузовых автомобилей. Создан рынок транспортных услуг на грузовые перевозки, которые сегодня полностью удовлетворяют потребности
области в перевозках. Продолжает развиваться и совершенствоваться система транспортно-эксплуатационного обслуживания клиентуры. На основе опыта, накопленного Нижегородской областью, разработана и реализуется целевая Федеральная программа Терминал , в рамках которой в области осуществляется строительство баз-терминалов. Эти терминалы нужно в первую очередь для хранения грузов доставленных из
Европы, поскольку в 1998 году было подписано соглашение о продление Транс европейского Транспортного коридора 2 до Нижнего Новгорода. С пуском этих терминалов на совершенно новом качественном уровне поднимутся услуги предоставляемые клиентам. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте области осуществляют 42 автотранспортных предприятия. Всего в области маршрутная сеть насчитывает 945 маршрутов общей протяженностью 49084 км.
На маршрутах работают автобусы марок Икарус , ЛАЗ , ЛиАЗ , ПАЗ . В последние 2 года в области ведется работа по обновлению подвижного состава за счет средств областного бюджета, в основном моделями автобусов собственного производства, для чего осуществляется реконструкция Борского авторемонтного завода под сборку автобусов марки ЛиАЗ . Кроме того, разрабатывается целевая программа
Нижегородский автобус , которая предусматривает использование возможностей конверсионных предприятий для развития автобусостроения. С ростом внешнеэкономических связей и торговли в условиях рыночного хозяйствования в области увеличивается потребность в международных автомобильных перевозках. Большую роль в жизни области играет речной транспорт. Крупнейшим перевозчиком в Нижегородской области является судоходная компания
Волжское пароходство . Количество судов, участвующих и обслуживающих перевозки за последние 4 года увеличилось с 314 до 319. Объем грузоперевозок возрос на 37,7 . Объем перевозок пассажиров транзитным флотом возрос на 12,2 . Теплоходы судоходной компании Волжское пароходство работают как на внутренних волах, так и в смешанном река-море плавании. В навигационный период суда компании
Волжское пароходство имеют возможность осуществлять бес перевалочную перевозку различных грузов из Нижегородского региона и обратно в любой из портов Белого, Балтийского, Северного, Черного, Мраморного, Средиземного морей, что значительно удешевляет стоимость перевозки, сокращает время доставки грузов. Сейчас на предприятие возобновился процесс освоения флота.
В 2000 на судоремонтные заводы области поставлены на реконструкцию 5 судов, приобретено судно типа Россия . Сейчас на базе ОАО Нижегородский порт создается международного терминала по переработке грузов. Пропускная способностью порта должна увеличится до 40 тыс. 20-футовых контейнеров в год. Проект организации терминала будет, выполняет английская фирма Scott Vilson , получившая тендер на реализацию программы
Tasis . Данная программа направлена на развитие водного и дорожного транспорта в России за счет иностранных капиталов. Нижегородский порт в процессе реализации программы должен войти в свободную экономическую зону в рамках создающегося второго транс европейского коридора Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород. Воздушными воротами области является аэропорт Нижнего
Новгорода, который до 1994 года входил в состав Нижегородского объединенного авиаотряда. В рамках процесса демонополизации эта организация разделилась на четыре самостоятельные структуры с правами юридических лиц акционерную авиакомпанию Нижегородские авиалинии , государственные предприятия международный аэропорт Нижний Новгород , Аэронавигация и Авиа Нижний Новгород . В основном международный аэропорт
Нижний Новгород обслуживается авиакомпанией Нижегородские авиалинии , которая начинает работать с другими авиакомпаниями, в том числе и с зарубежными. В настоящее время в аэропорту ведется строительство второй взлетно-посадочной полосы. Международный нижегородский аэропорт принимает регулярные прямые рейсы авиакомпании Люфтганза , Нижний Новгород - Франкфурт-на-Майне 3 раза в неделю , ежедневные рейсы в Москву, чартерные рейсы Владивосток, Сочи, Ереван,
Стамбул, Дубай, Франкфурт . Аэропорт Нижний Новгород ежегодно обслуживает 3590 рейсов. Авиакомпания Нижегородские авиалинии обслуживает внутри российские линии, полеты в страны СНГ, а также выполняет чартерные рейсы в Египет, Турцию, Сирию, Индию, Пакистан, Арабские Эмираты. Сейчас развитие всей транспортной системы Нижегородской области в первую очередь зависит от скорейшей реализацией проекта продления
Трансевропейского Транспортного коридора 2 до Нижнего Новгорода. Признание международным сообществом важности сухопутного транссибирского коридора для развития евроазиатской торговли и фактическое продление европейского коридора номер два до Нижнего Новгорода превращает это направление в главный российский национальный транспортный коридор. Коридор Север-Юг , также проходящий по территории облати, должен повысить эффективность российских
экспортно-импортных и международных транзитных перевозок в сообщениях со странами Северо-Западной Европы, Средней и Южной Азии, Ближнего Востока. Использование этого коридора позволит значительно сократить время и уменьшить стоимость перевозки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. В среднесрочной перспективе по коридору могут быть освоены грузопотоки в международном сообщении в объеме до 10 млн. тонн.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономики Нижегородской области. Из вышеприведенного анализа экономики Нижегородской области можно сделать следующие выводы и наметить перспективы развития Нижегородская область бедна сырьевыми ресурсами, поэтому сырье не может рассматриваться, как существенный фактор развития экономики. Сельское хозяйство носит вспомогательный характер, имеет мясо-молочное направление,
и ориентировано на обслуживание городов области. Население области имеет высокий уровень образования и сложившихся трудовых навыков. В области подготовку специалистов осуществляют 15 государственных высших учебных заведений, а вместе с негосударственными институтами и филиалами, число высших учебных заведений приближается к сорока. Эффективное использование этого ресурса служит определяющим фактором в развитие экономики. Накопленный промышленный потенциал, сложившийся за вторую половину двадцатого века, является
основным ресурсом развития экономики. Предприятия, сумевшие за годы реформ сохранить потенциал, оказались востребованы на мировом рынке разделения труда. Так завод Красное Сормово имеет заказы на строительство судов на пять лет вперед, заказчики страны Каспийского моря и кипрские фирмы. В области высоких технологий - примером может служить Гидромаш , который выиграл международный тендер, и сейчас является основным поставщиком шасси для европейской
программы Аэробус . Научный потенциал области в настоящее время определяется не только исследовательскими институтами оборонной промышленности, но и новыми коммерческими структурами, работающими в сфере оффшорного программирования. Примером служит фирма Тэлма, которая с 1992 года выполняет разработки по заказу компании Моторола. В настоящее время специализацией компании являются высокоуровневые пейджинговые и сотовые проекты. Другим примером международной разработки является новый внедорожник
ГАЗ-2975 ТИГР. Автомобиль спроектирован конструкторским бюро King Abdullah II Development Bureau, сформированным из конструкторов ОАО ГАЗ и нижегородской инжиниринговой фирмы ПКТ. Заказ на постройку многоцелевой армейской машины поступил от военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов. Выгодное географическое расположение области на историческом месте прохождения транспортных путей,
сейчас получило международное признание как место пересечения двух евроазиатских транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг . Превращение Нижнего Новгорода в крупнейший перевалочный центр придаст дополнительный импульс развитию экономики области. Дальнейшие развитие области немыслимо без привлечения новых инвестиций. В этой связи решающее значение имеет инвестиционная привлекательность области, которая зависит от эффективного использования вышеперечисленных факторов. В последнее время в этом направление достигнуты определенные
успехи совместная работа ОАО Волга и Herlitz International Trading Германия , Модернизация Борского стекольного завода совместно с концерном Главербель Бельгия сумма инвестиций 115 млн. долларов США, а также новая линия по производству автомобильного стекла общей стоимостью 23 млн. долларов с вкладом ОАО АвтоВаз в 20 млн. долларов. Также на территории области созданы заводы
Coca-Cola Кока-Кола Инчкейп , Великобритания , завод по производству сухих пище концентратов марки Gallina Blanca Еврофудс , Испания . Сейчас нижегородская область отнесена экспертами к числу регионов с наиболее благоприятными условиями инвестирования. Список литературы. 1. Биржа 46 2.12.2002. 2. Горьковская область. Природа, население, хозяйство, Хорев Б.С Горький, 1967 год.
3. Проблемы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского района, Адамеску А.А Акиньшин Н.Н Москва, 1974. 4. Региональная экономика. Учебное пособие, Москва, 1999 год. 5. Регионы России, статистический сборник в 2 томах, Москва, 1999 год. 6. Экономическая география России.
Учебное пособие, Москва, 1999 год. 7. Элита нижегородского бизнеса, информационно - аналитическое издание, Нижний Новгород 1999 год. Сайты сети интернет 1. www.2ks.r52.ru 2. www.airshow.ru 3. www.asr.ru 4. www.bat.nnov.ru 5. www.businesstime.ru 6. www.government.nnov.ru 7. www.grw.ru 8. www.hydromash.ru 9. www.inflot.ru 10. www.innov.ru 11. www.ivr.ru 12. www.kazna.nnov.ru 13. www.kis.ru 14. www.mojgorod.ru 15. www.nnovgorod.intergrad.ru 16. www.russianprovince.ru 17. www.seaport.spb.ru 18. www.sibur-nn.
ru 19. www.socarchive.narod.ru 20. www.unn.runnet.ru 21. www.yarmarka.ru 22. www.zefs.nnov.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |