Реферат по предмету "Разное"


«Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

На правах рукописи УДК 614:331.877.006.3 ЛЕБЕДЕВ Георгий СтаниславовичОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ (ВЕДОМСТВА)05.25.05. «Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики»Автореферат диссертациина соискание ученой степенидоктора технических наукМосква – 2009 гРабота выполнена в Федеральном государственном учреждении «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Научный консультант: доктор технических наукСухов Андрей Владимирович Официальные оппоненты доктор технических наук, профессорНовиков Олег Пантелеевичдоктор технических наук, профессор Кукушкин Юрий Александровичдоктор технических наук, профессорВольфенгаген Вячеслав Эрнстович Ведущая организация ^ Всероссийский научно-исследовательскийинститут проблем вычислительной техникии информатизации Защита состоится «___» _________ 2009 г в ___ часов ___ на заседании диссертационного совета по техническим наукам Д 222.020.02 при Российском научно-техническом центре информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия по адресу: 123995, г. Москва, К-1, ГСП-5, Гранатный пер., д. 4.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект, д. 31, корп. 2.Автореферат разослан «___» __________ 200__ гУченый секретарьдиссертационного советакандидат экономических наук А.А.Стреха^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Происходящий в России сложный и динамичный процесс перехода экономики страны на рыночные отношения оказывает определяющее влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на здравоохранение. Функционирование здравоохранения в условиях рыночных отношений определило необходимость реформирования и радикальных перемен в его организации, перехода к экономическим методам управления, устранения остаточного принципа формирования ресурсов и привлечения дополнительных средств на охрану здоровья и медицинское обслуживание населения. Основными задачами протекающей реформы здравоохранения России, функционирующего в условиях остаточного финансирования, являются обеспечение конституционных гарантий граждан в области охраны здоровья, повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Изменения, протекающие в настоящее время в системе здравоохранения России, направлены на решение ряда важных медико-социальных проблем, одной из которых является повышение эффективности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации использования всех имеющихся ресурсов. В современных условиях эта проблема напрямую связана с информатизацией здравоохранения и ее решение невозможно без использования современных информационных технологий. Не случайно в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июня 2008 г. (от 01 августа 2008 г. № Пр-1572ГС) важное место занимает поручение о создании и развитии государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам РФ. Проблема информатизации здравоохранения определяется наличием большого количества насыщенных информационных потоков между многочисленными субъектами системы здравоохранения, острой необходимостью адекватного и оперативного реагирования на изменения требований новых экономических условий и выработки аргументированного управленческого решения. Данная проблема изучалась многими исследователями и руководителями органов управления здравоохранением, в том числе Венедиктовым Д.Д., Гаспаряном С.А., Гублером Е.В., Денисовым В.Н., Захаровым И.А., Калашниковым В.В., Кудриной В.Г., Ластовецким А.Г., Серебрянным Р.С., Стародубовым В.И., Финченко Е.А., Хай Г.А. и др., внесшими значительный вклад в реформирование здравоохранения. В настоящее время в области информатизации системы здравоохранения территории (ведомства) (ЗОТ (В)) достигнуты определенные успехи. Так, практически во всех субъектах здравоохранения территории (ведомства) функционируют различные автоматизированные информационные системы (АИС), для которых создано информационное обеспечение (ИО). Однако следует констатировать тот факт, что при разработке и АИС, и ИО отсутствует единая техническая и технологическая политика, что приводит к снижению эффективности управления ресурсным потенциалом системы ЗОТ (В). Назрела острая необходимость создания единой АИС, интегрирующей АИС таких субъектов ЗОТ (В), как орган территориального управления здравоохранением (ОТУЗ), территориальный фонд (ТФ) обязательного медицинского страхования (ОМС), страховые медицинские организации (СМО), лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и др. При создании интегрированной АИС особое внимание необходимо уделить вопросам разработки и внедрения ИО, интегрирующего различные программные средства субъектов ЗОТ (В). Сложность в решении проблемы создания такого ИО определяется исключительной разнородностью субъектов системы ЗОТ (В), большим количеством циркулирующих в системе насыщенных информационных потоков, многоканальностью форм ее финансирования и введением системы обязательного медицинского страхования (ОМС), а также института врачей общей практики (ВОП)/семейных врачей (СВ). В настоящее время комплексные исследования для решения этой проблемы только разворачиваются. Полученных научных и практических результатов по отдельным аспектам явно недостаточно для радикального решения проблемы. Поэтому существует острая необходимость в проведении научно-исследовательских работ по развитию теории создания ИО для управления ресурсным потенциалом ЗОТ (В) и внедрению его в практическую деятельность ЗОТ (В), как процессов по оптимизации информационного ресурса (ИР) системы ЗОТ(В). Следовательно, комплексные научные исследования по разработке методологических основ создания ИО в интересах повышения эффективности управления ИР ЗОТ (В) имеют важное научно-прикладное значение, а выбранная диссертантом тема научного исследования является актуальной. Объективное противоречие между информационными потребностями процессов управления ресурсным потенциалом ЗОТ (В), резко возрастающими в условиях его реформирования и совершенствования, и существующим уровнем их автоматизации является одним из основных сдерживающих факторов на пути внедрения эффективной системы здравоохранения территории (ведомства) (СЗОТ (В)). Недостаточный уровень автоматизации системы ЗОТ (В) не только негативно отражается на эффективности управления, но и в новых экономических условиях приводит к снижению качества медицинской помощи населению. Данное противоречие может быть разрешено путем внедрения современного ИО для управления ИР ЗОТ (В), разрабатываемого на единой методологической базе. Возникает противоречивая ситуация, связанная, с одной стороны, необходимостью удовлетворения естественных требований по обеспечению элементов (административного, медицинского персонала, пациентов) медицинской информационной системы здравоохранения территории необходимыми полезными сведениями, образующими информационные потоки класса 1 (запрос) в контурах информационного обмена. При этом запрашивающая сторона из-за недостаточного знания решаемой ситуационной задачи не может чётко сформулировать запрос. А субъект системы, в свою очередь, не может оптимально удовлетворить запрос, образующий информационные потоки класса 2 (ответ) на поставленный или слишком широко, или слишком узко, но не в соответствии с принятыми позициями вопрос. Нечёткость потоков класса 1 приводит к необоснованно завышенным по объёму потокам класса 2 для обеспечения однозначного покрытия вариантов запроса. Наблюдается естественный конфликт вопроса незнающего и ответа знающего на нечётко сформулированный вопрос. Для исследования поставлена проблема синтеза оптимальных управляющих воздействий в информационном пространстве системы ЗОТ(В) по оптимизации ИР, определяющих согласованность информационных каналов в смысле организации и оптимизации потоков обеспечивающей информации в условиях текущего оптимального оценивания стохастических потоков запросной информации за счёт применения адаптивных алгоритмов оптимального управления в технологических процессах переработки информации (ТППИ). Разрешение сложившейся противоречивой ситуации возможно на основе представления системы в информационном пространстве отношений её элементов и решением оптимизационной задачи детерминированного управления на статистических оптимальных оценках потребностей её элементов. При этом используется комбинированный подход, объединяющий оптимальное текущее оценивание и фильтрацию запросной информации, и выработку на её основе оптимальных управляющих решений при формировании ответной информации. Разрешение проблемной ситуации возможно при совместном использовании математических методов решения систем стохастических дифференциальных уравнений и методов оптимального управления в смысле принципа максимума Понтрягина с использованием современной теории оптимального статистического оценивания. Разрешение поставленной научной проблемы в области информатизации здравоохранения определяет разработку методологии (методологических положений) создания, внедрения и сопровождения ИО для управления ИР зот (в) в интересах повышения эффективности принятия управленческих и медицинских решений.^ Объектом исследования в данной диссертации является информационная система здравоохранения территории (субъекта Российской Федерации), а предметом исследования – информационный ресурс ЗОТ(В) и технологические процессы переработки информации субъектом системы ЗОТ(В), обеспечивающие оптимизацию информационных потоков в информационной системе с последующим оптимальным управлением ИР ЗОТ (В). С учетом специфики рассматриваемой предметной области решение поставленной научной проблемы декомпозируется на решение следующих научных задач: Анализ состояния процесса информатизации здравоохранения РФ. Разработка методологических основ оптимизации информационных потоков информационной системы ЗОТ(В) в информационном пространстве с целью оптимизации состояния ОР системы. Разработка концепции создания ИО для управления ИР ЗОТ (В). Разработка информационных моделей процессов управления ИР ЗОТ (В) на основе анализа основных информационных потоков в системе. Разработка методических основ создания ИО для органов управления ЗОТ (В). Разработка системы классификаторов и справочников, необходимых для функционирования ИО для управления ИР ЗОТ (В). Разработка информационных моделей процессов управления лечебно-профилактической деятельностью ЛПУ и определение облика АРМ ЛПУ. Разработка методических основ внедрения ИО для управления ИР ЗОТ (В) и оценки его эффективности. Разработка методического аппарата оценки устойчивости функционирования информационной системы ЗОТ(В).^ Научная новизна результатов исследований состоит в том, что впервые: На основе проведенного в диссертации анализа состояния процесса информатизации здравоохранения РФ сформирован облик системы здравоохранения территории (ведомства) в форме структурно-логической и вербальных информационных моделей. Для ЗОТ(В) применён информационный подход, позволивший оптимизировать динамику информационных потоков в контурах информационной системы с обеспечением устойчивости её функционирования и оптимизацию текущего состояния ИР системы. Разработана концепция создания ИО для управления ИР ЗОТ (В), включая основные методологические требования к организации единого информационного пространства системы ЗОТ (В), концептуальный подход к построению ИО и принципы построения АИС для управления ИР ЗОТ (В), концептуальную модель создания АИС субъекта ЗОТ (В). Разработаны информационные модели управления ИР ЗОТ (В), включая информационные модели основных контуров информационных потоков, обеспечивающих решение основных групп задач управления ИР на иерархических уровнях системы здравоохранения. Разработаны методические основы создания ИО для органов управления ЗОТ (В), включая формирование функций, основных требований, состава и облика ИО. Разработана система классификаторов и справочников, необходимых для функционирования ИО для управления ИР ЗОТ (В).Разработаны информационные модели процессов управления лечебно-профилактической деятельностью ЛПУ и определен облик АРМ ЛПУ.Разработаны методические основы внедрения ИО для управления ИР ЗОТ (В) и оценки его эффективности, включая анализ особенностей внедрения и сопровождения ИО для ТФ ОМС, основные требования и итоги внедрения ИО в субъектах РФ, методические и организационные проблемы внедрения ИО, методический подход к оценке эффективности АИС.^ Научная значимость полученных результатов заключается в развитии теории информатизации здравоохранения и разработке научно-методического аппарата для оптимизации информационных потоков в ЗОТ(В) и управления её ИР, что создает качественно новые условия для ускорения научно-технического прогресса в области управления ИР здравоохранения и повышения эффективности его функционирования в условиях переходного этапа развития экономики РФ.^ Практическая значимость исследований заключается в том, что полученные научные результаты позволяют создать такое ИО для управления ИР ЗОТ (В) в целом и ИО отдельных субъектов системы ЗОТ (В) в частности, которое обеспечивает переход на качественно новый уровень управления, планирования и финансирования ЗОТ (В). Полученные научные результаты легли в основу создания разработанных с 1993 года и по настоящее время под руководством и непосредственном участии автора ИО для таких субъектов ЗОТ (В) как ТФОМС, ОТУЗ, СМО, ЛПУ, ОВП/СВ и в целом для управления ИР ЗОТ (В), использованы в научно-производственной деятельности Федерального государственного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Московской медицинской академии (ММА) им. И.М. Сеченова, Медицинского центра Управления делами Президента РФ, Федерального фонда ОМС. На основе проведенных исследований разработаны программные комплексы (ПК):ПК «Организация деятельности ЛПУ», предназначенный для автоматизации основных процессов деятельности лечебно-профилактического учреждения, функций руководящего аппарата ЛПУ и документооборота ЛПУ. ПК «Организация деятельности органа территориального управления здравоохранением, органа территориального управления медико-социальным страхованием и органа управления ведомственным здравоохранением», предназначенный для автоматизации основных процессов деятельности территориальных фондов ОМС, органов территориального управления здравоохранением, а также органов управления ведомственным здравоохранением. Сертифицированы и внедрены в опытную и промышленную эксплуатацию в ТФ ОМС и ЛПУ в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе в г. Москве, Амурской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Орловской, Псковской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Читинской и Ярославской области, Корякском и Чукотском автономных округах, Республиках Алтай, Адыгея, Бурятия, Марий-Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Калмыкия, Удмуртия, Карачаево-Черкесская, Хабаровском крае. Данные программные комплексы также внедрены в 9 ЛПУ ФСБ РФ, 10 ЛПУ МО РФ, 21 ЛПУ Медицинского центра Управления делами Президента РФ, 7 СМО, Клиническом центре (КЦ) ММА им. И.М. Сеченова. Разработанные методологические и методические основы создания ИО положены в основу национальных стандартов ГОСТ Р 52979-2008 «Информатизация здоровья. Состав данных сводного регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие требования», ГОСТ Р 52977-2008 «Информатизация здоровья. Состав данных о взаиморасчетах за пролеченных пациентов для электронного обмена этими данными. Общие требования», ГОСТ Р 52978-2008 «Информатизация здоровья. Состав данных о лечебно-профилактическом учреждении для электронного обмена этими данными. Общие требования», ГОСТ Р 52976-2008 «Информатизация здоровья. Состав первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактического учреждения для электронного обмена этими данными. Общие требования». В разработке данных национальных стандартов автор принимал непосредственное активное участие. Результаты настоящего исследования используются в деятельности Минздравсоцразвития России, Федерального фонда ОМС, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, аспирантуре и ординатуре Федерального государственного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».^ Наиболее существенные результаты, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту:Методология создания ИО для управления ИР ЗОТ (В), включая основные методологические требования к организации единого информационного пространства системы ЗОТ (В), концептуальный подход к построению ИО и принципы построения АИС для управления ИР ЗОТ (В), концептуальную модель создания АИС субъекта ЗОТ (В).Методологический подход к оптимизации информационных потоков информационной системы ЗОТ(В) в информационном пространстве с целью оптимизации текущего состояния ИР системы.Методика оценки устойчивости информационной системы ЗОТ(В) при её функционировании.Информационные модели управления ИР ЗОТ (В), включая информационные модели основных контуров информационных потоков, обеспечивающих решение основных групп задач управления ИР на иерархических уровнях системы здравоохранения.Система классификаторов и справочников, необходимых для функционирования ИО для управления ИР ЗОТ (В).Методические основы создания ИО для органов управления ЗОТ (В), включая формирование функций, основных требований, состава и облика ИО.Информационные модели процессов управления лечебно-профилактической деятельностью ЛПУ и облик АРМ ЛПУ.Методические основы внедрения ИО для управления ИР ЗОТ (В) и оценки его эффективности.^ Апробация работы. Основные материалы и научные результаты работы доложены и обсуждены на 23 научно-практических конференциях, 18 совещаниях, 2 заседаниях круглого стола Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации, 8 семинарах и 6 выставках. Получено 8 актов о реализации результатов исследования.Публикации. Материалы диссертации опубликованы в 89 печатных научных трудах общим объемом более 94 п.л., в том числе в 9 статьях, опубликованных в рецензируемых ВАК журналах, и в 4 монографиях.^ Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка. Работа содержит 355 страниц машинописного текста, включая 8 таблиц, 30 рисунков. Библиографический список содержит 227 наименований использованной литературы.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается теоретическое и практическое значение темы исследования, ее актуальность, характеризуется степень исследованности проблемы, определяется объект, предмет исследования, цель и задачи диссертационной работы, формулируется проблема исследования, указываются положения, выносимые на защиту. В первой главе проведён анализ состояния процесса информатизации здравоохранения, проведена постановка проблемы исследования. Переход здравоохранения от сугубо бюджетного метода к экономическим методам управления представляет собой непростой и очень ответственный шаг, предполагающий следующее достаточно крупные изменения в хозяйственном механизме здравоохранения: превращение медицинских учреждений в самостоятельные юридические лица с широкими полномочиями; формирование крупного сектора коммерческого здравоохранения; изменение характера отношений между субъектами здравоохранения, которые из преимущественно административных все более превращаются в гражданско-правовые, основанные на экономических интересах; переход от финансирования ЛПУ на финансирование оказания медицинской помощи; изменение принципа финансовых расчетов – не финансирование расходов, а покупка плательщиком услуг ЛПУ; изменение потоков финансовых средств, направляемых в здравоохранение (бюджетные средства, отчисления на обязательное медицинское страхование, средства добровольного медицинского страхования, прямая оплата медицинской помощи); переход на фондодержание и одноканальное финансирование; изменение роли государства в финансовой системе здравоохранения – оно начинает выступать а как один из покупателей медицинской помощи для населения; рост объемов платных услуг, оказываемых государственными медицинскими учреждениями. Реформа предполагает обеспечение необходимого качества и доступности медицинской помощи, свободу выбора врача и медицинского учреждения для пациента, социально-правовую защищенность как пациента, так и врача, создание такого механизма работы системы здравоохранения, в котором основную роль будут играть экономические методы управления. Все это позволит активно влиять на качество медицинской помощи и обеспечить, в конечном счете, высокий престиж здоровья в нашем обществе. Негативные моменты в организации первичной медицинской помощи (ПМП) привели к высокому уровню госпитализации населения, его обращаемости на станции скорой медицинской помощи и большого количества визитов пациентов к врачам – узким специалистам при координирующей роли участковых терапевтов. Для устранения этих негативных явлений остро встал вопрос о реформировании системы оказания ПМП путем введения института врача общей практики (семейного врача) (ВОП/СВ) и внедрения в структуру первичного звена здравоохранения системы общей врачебной (семейной) практики (ОВП/СП), что предполагает одновременно и изменение роли поликлиник. Информационное обеспечение – совокупность всех характеризующих проблемную область массивов документов и данных (зарегистрированных сигналов), хранящихся и циркулирующих в информационной системе (ИС), независимо от характера носителей, на которых они записаны, включая их модели (структуры). Отсутствие полноценной концепции информатизации процессов управления ИР системы здравоохранения на территориальном уровне может только усугубить кризисные явления. Возможности повышения эффективности медицинской помощи населению, заключенные в идее разработки и внедрения передовых информационных технологий управления ИР на современном этапе не имеют альтернативы. Информатизация процессов управления ИР здравоохранения переживает этап несколько противоречивого, но достаточно активного развития. Он может быть охарактеризован как состояние, когда в организации сугубо медицинских и медико-экономических технологий одновременно могут уживаться и примитивные программные продукты, позволяющие решать только вопросы, связанные с созданием нескольких выходных форм для отчетности, и достаточно интеллектуальноемкие комплексы, решающие задачи управления системой здравоохранения. Анализ работ, посвященных разработке ИО для управления ИР ЗОТ (В), показывает, что созданные различными разработчиками программные средства имеют следующие основные недостатки: трудно сопрягаются между собой даже в рамках одного субъекта здравоохранения и не подходят для управления ИР ЗОТ (В); имеют недостаточный уровень эффективности (низкие возможности) и не удовлетворяют требованиям заказчиков (потребителей); зачастую имеют высокую стоимость; многие из них не сертифицированы. Под инфраструктурой понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации функций и технологий объектов здравоохранения. В инфраструктуре информационной технологии следует выделить четыре составляющих: информационное и программное обеспечение; материально-техническое оснащение; системы связи и коммуникации (внутренние и внешние); системы безопасности, защиты и надежности. Ориентация на автоматизацию всей управленческой деятельности системы здравоохранения означает постепенный эволюционный переход от более простых к более сложным программно-аппаратным средствам с соответствующим наращиванием технического, технологического и кадрового потенциалов. Необходимым условием оперативного информационного обеспечения всей системы здравоохранения является централизованное ведение единой информационной (лечебной, нормативно-справочной, научной, учебной и т.д.) базы данных, обеспечивающей доступность необходимой информации для всех пользователей в соответствии с их уровнем авторизации. К числу перспективных направлений информатизации здравоохранения можно отнести следующие направления: создание единого информационного пространства системы здравоохранения, в том числе организация WEB-сервера системы с возможностью доступа к хранящейся на нем информации всех объектов системы здравоохранения; разработка и внедрение технологий телемедицины, что позволит начать решение социально значимой задачи обеспечения единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания населения, а также решить экономически важную проблему перехода на ресурсосберегающие технологии диагностики и лечения; внедрение в централизованном порядке персонифицированного учета застрахованных граждан на основе единой электронной медицинской карты и единого страхового полиса, что повлечет за собой необходимость разработки современного программно-технического обеспечения, пересмотра вопросов формирования структур баз данных застрахованного населения, разработки механизмов взаиморасчетов между объектами здравоохранения на каждой территории и между территориями и др.; организация информационного обеспечения ОВП/СП, в том числе и создание автоматизированных рабочих мест ВОП/СВ. Структура ИО полностью характеризуется основными задачами, решаемыми субъектом и системой ЗОТ (В). ИО субъекта, на наш взгляд, должна включать включает в себя три взаимосвязанных программных комплекса: управления ИР субъекта ЗОТ (В); автоматизации производственного (лечебно-диагностического) процесса; поддержки текущей деятельности субъекта здравоохранения. Внедрение ИО, обеспечивающего решение основных задач системы ЗОТ (В), позволяет на новом качественном уровне разрешить проблему оперативного взаимодействия всех субъектов здравоохранения и управление информационными потоками. В конечном итоге это приводит к повышению уровня сбора страховых взносов на ОМС и платежей, более рациональному расходованию ресурсов. Эти положения позволяют построить структурно-логическую модель системы. В ней просматривается, что система здравоохранения, функционирующая в режиме ОМС, содержит больше объектов, чем в режиме централизованного управления. Объектами системы здравоохранения являются: органы исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ (органы управления здравоохранением территории), осуществляющие государственное централизованное финансирование и управление объектами территориальной системы здравоохранения; ТФОМС, осуществляющие аккумулирование внутренних финансовых ресурсов регионов на программу здравоохранения; СМО, аккумулирующие средства граждан и выступающие в роли приемщика работ ЛПУ к оплате и определенного защитника интересов граждан за соответствием медицинских услуг, предоставляемых гражданам, установленным требованиям; ЛПУ и ОВП/СП, а также другие учреждения, оказывающие гражданам медицинскую помощь; другие учреждения и организации инфраструктуры системы здравоохранения. В настоящее время развитие системы ОМС предполагает в перспективе аккумуляцию финансовых средств из всех источников и осуществление оплаты медицинской помощи через СМО – принцип одноканального финансирования; Учитывая то обстоятельство, что ОМС – это система текущего финансирования медицинской помощи застрахованных граждан, следует считать, что приоритетной задачей информатизации системы здравоохранения является обеспечение сбалансированности между имеющимися в системе финансовыми ИР и расходами на оплату медицинской помощи, а также достижение финансовой устойчивости. Это динамичная проблема, и ее невозможно решить раз и навсегда. В соответствии с возможностями и потребностями территорий необходимо поэтапно создать ряд информационных моделей функционирования системы здравоохранения, в первую очередь, подсистемы ОМС, обеспечивающей сбалансированность и финансовую устойчивость системы. Эти модели должны состоять из следующих компонентов, образующих информационный ресурс.^ Первый компонент представляет собой систему бухгалтерского учета и отчетности. Для того чтобы иметь адекватную и точную информацию о состоянии финансовых ресурсов, необходимо, в первую очередь, автоматизировать систему бухгалтерского учета и отчетности. Причем на территориальном уровне необходимо создание глобальных информационных сетей, в которых ежедневно на уровне ТФ ОМС должны проходить реальные и точные данные бухгалтерского учета о наличии финансовых ресурсов. Именно эти данные должны стать базой информационной модели системы. До 2000 г. второй компонент представлял собой систему учета, контроля и анализа сбора взносов. В настоящее время функция сбора взносов передана в Федеральную налоговую службу РФ в виде единого социального налога, за ТФ ОМС оставлена функция сбора средств от администраций территорий за неработающее население, в перспективе от пенсионного фонда.Третий компонент – система финансирования страховой деятельности. Данный компонент включает: расчет подушевых нормативов; формирование нормируемого страхового запаса; финансирование страховщиков или ЛПУ по нормативам; учет, контроль и анализ субвенций; учет финансового состояния страховщиков.Четвертый компонент представляет собой систему контроля и анализа финансирования страховщиками медицинской помощи. Данный компонент должен содержать: расчет тарифов или контроль смет расходов; сбор информации об оплаченной медицинской помощи. Рассмотрим состав информации, используемой в органах здравоохранения. Она включает сведения о разнообразных организационных формах деятельности ЛПУ, достижениях в диагностике и лечении различных заболеваний, новых лекарственных препаратах и изделиях медицинской техники и т.д. Так, например, поток документов, поступающих в орган управления здравоохранением, которые необходимы для принятия управленческих решений, условно можно разделить на 4 основных группы.^ Первую группу составляют документы, исходящие и направляемые в органы власти территории (краевые, областные, районные). Исходящие документы включают информацию о выполнении соответствующих решений, распоряжений, приказов, планов развития здравоохранения региона и т.п.^ Вторую группу информационных материалов составляют документы, поступающие из Минздравсоцразвития России и его структурных подразделений, располагающих большим количеством справочно-информационных материалов. В эту же группу включены данные о научных исследованиях, проводимых в медицинских и фармацевтических институтах, научно-исследовательских учреждениях, данные о проводимой лечебной работе специалистов этих учреждений и количестве выпускников медицинских институтов и училищ. В Минздравсоцразвития России органом управления здравоохранением администрации территории отправляется информация о ходе выполнения решений коллегий и приказов Минздравсоцразвития России, в учебные заведения – приказы на проведение научных исследований, сведения о потребностях медицинских и фармацевтических учреждений в кадрах врачей и провизоров, а также заказы на проведение лечебно-профилактических мероприятий в рамках комплексных программ.^ Третью группу составляют материалы из органов и учреждений здравоохранения, находящихся в муниципальной собственности, непосредственно не подчиняющихся органу управления здравоохранения администрации территории, но руководимых через органы власти в лице Глав администраций городов и районов. От них орган управления здравоохранения администрации территории получает сведения о ходе выполнения решений коллегий и приказов управлений.^ Четвертую группу составляют информационные материалы из учреждений, непосредственно подчиненных органу управления здравоохранения администрации территории. Данные учреждения обеспечивают орган управления здравоохранения информацией о ходе выполнения решений коллегий и приказов управления, а также информацией о выполнении условий договора на оказание медицинской помощи, заключенного между органом территориального управления здравоохранением и областными (краевыми) ЛПУ. Так, краевое (областное) бюро медицинской статистики поставляет материалы справочного и аналитического характера, разрабатываемые в бюро на основании данных государственной статистической отчетности, а также подготовленные по договорам с органом управления здравоохранением по различным углубленным разделам состояния охраны здоровья населения. Областной (краевой) Центр санэпиднадзора обеспечивает поступление информации о состоянии окружающей Постановка проблемы исследования. Проведение реформы в здравоохранении, связанной с переходом к ОМС, потребовало и создания нового ИО как для субъектов здравоохранения, так и в целом для управления ИР здравоохранения. С научной точки зрения это потребовало разработки методологии по организации ТППИ в контурах ЗОТ(В) и созданию ИО для управления ИР ЗОТ (В). Отношение между m элементами системы в предметной области происходит на уровне ресурсного обмена. Для каждого i-го элемента системы определён обобщённый вектор-столбец ресурсов R i:Rti = {R1, … , Rn}, где верхний индекс t – символ транспонирования, i = 1, 2, … , m, R i –компонент вектора информационного ресурса управления. Для объекта управления задан обобщённый вектор, описывающий начальное состояние R0 (Tн) и задан вектор требований в конце временного отрезка управления R0 (Tк). Компонентами этого вектора являются показатели эффективности по группам принимаемых Заказчиком качественных показателей комплекса. Эти группы показателей соответствуют книгам, представляемым при приёме СЗОТ(В) государственной комиссией. Вектор ресурсов является векторной функцией времени и меняет своё значение для каждого элемента системы в процессе ресурсного обмена: R = R (t), t [T н, Tк]. Традиционный подход обусловливает необходимость описания динамики сложных социально-технических комплексов системой дифференциальных уравнений вектора ресурсов систем. При этом учтём влияние случайных возмущающих факторов реальной среды ресурсного обмена. Эти факторы обуславливаются сбоями, неполадками, отказами элементов и подсистем СЗОТ(В) в процессе их


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.