Реферат по предмету "Прочее"


конституционное право в школе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Акмуллы Факультет Исторический Кафедра права и обществознания Специальность: «Юриспруденция» Курс V ОДО Теория и методика преподавания права и обществознания.


Курсовая работа Методика преподавания конституционного права Выполнил: студент V курса Валиев Р. Р. (501 гр.) Преподаватель: Абашкина Ольга Александровна Старший преподаватель Кафедры права и обществознания УФА 2007 Содержание. Введение….…….I. Методика преподавания конституционного права в школе….…… 5 1.


Особенности преподавания конституционного права в школе… ………2. Сравнительный метод изучения теории в преподавании конституционного права….…… 3. Интерактивные методы в методике преподавания конституционного права….…… II. Примеры методических разработок уроков по конституционному праву… …1. Урок-игра. Я б в сенаторы пошел, пусть меня научат … 22 2.


Омбудсмен в школе. Деловая игра. 9-11-е классы…….… ….3. Урок-лекция. Конституционное право. 9-й класс………… …33 Заключение… ……41 Список литературы….…43 Введение. Воспитание современного гражданина немыслимо без формирования гражданской позиции, а значит, в школе на современном этапе без основ конституционного права никак нельзя обойтись. В условиях переходного периода, формирования правового государства и создания гражданского


общества в центре внимания стали находиться проблемы, связанные с улучшением правовой грамотности детей, повышение их общественной и гражданской активности. Конституция России четко определила, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. При этом признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является прямой обязанностью государства. Вот основные задачи учителя в преподавании


Конституционного права в школе. 1. Углубление теоретических знаний о природе прав человека, их происхождении; 2. Формирование у слушателей гуманитарного правосознания, высокой правовой культуры и профессионального мышления. Соответственно учителю нужно знать: o структуру прав человека и гражданина; o гарантии, способы и формы реализации школьных прав во взаимодействии с различными субъектами образовательной политики. Обладать умениями, необходимыми в практике работы:


1) анализировать причины нарушения прав ребенка; 2) использовать разнообразные формы и способы защиты прав ребенка. Структура работы: данная курсовая работа состоит из двух основных частей. Первая часть посвящена теории методики преподавания, особенностям преподавания конституционного права в России, особо мы останавливаемся на рассмотрении сравнительного метода, который актуален не только для школьников но и для студентов при изучении этого предмета в высшей школе.


Вторая часть работы - непосредственно примеры разработок уроков при изучении конституционного права. Примеры методических разработок по конституционному праву. Урок. Я б в сенаторы пошел, пусть меня научат Во время этого урока ученики в игровой форме постигают законотворческий процесс, как три ветви власти участвуют в создании законов, как проходят законодательные инициативы, проходят все этапы создания закона. Ученики делают вывод о необходимости трех ветвей власти


во избежание диктатуры. Омбудсмен в школе. Деловая игра. 9-11-е классы. Подготовка учащихся к реализации конституционного права — выбирать и быть избранным; выбрать Уполномоченного по правам человека в школе; выявить лидерские способности учеников; сформировать активную гражданскую позицию. В процессе урока ученики выбирают Уполномоченного по правам человека, одновременно постигая необходимость этой должности и сам процесс


выбора, какие права человека при этом были реализованы, особенности работы избирательной комиссии. Третий урок представляет собой урок- лекцию, отражающую основные темы конституционного права, уроки дополнены вопросами для повторения, тестами для проверки усвоенного материала. Уроки-лекции и уроки-семинары - это один из основных методов преподавания конституционного права в старших классах. I. Методика преподавания конституционного права в школе.


1. Особенности преподавания конституционного права в школе. Изучение теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специали¬сты считают, что в учебный курс по праву необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо. Можно сформулировать некоторые правила изучения тео¬рии права в школе:


1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефиниция¬ми должно сопровождаться конкретными примерами с опорой на социальный опыт ученика. 2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания. 3. Следует использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы страны и проч.


В области методики обучения праву исполь¬зуется прием сравнения. Учитель права может предлагать школь¬никам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изуче¬нии темы «Правоотношения» сравнивают различные их виды и выясняют их общие и отличительные черты. В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Однако оно вполне приемлемо и при рассмотрении норм отраслевого законодательства.


Как реализовать это на уроке права? Учитель может поставить перед учениками определенный вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмыш¬лять. Так побуждается познавательная активность ребенка, ко¬торый ищет путь разрешения противоречия. Школьникам мож¬но представить противоположные взгляды на определенную ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения. Проблема должна быть интересна школьникам, ее решение посильно и не слишком трудно


для данного контингента учени¬ков. В противном случае возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы. Когда не рекомендуется применять проблемный метод обу¬чения праву? 1. Если тема урока очень сложная. 2. Если у школьников слишком слабая подготовка и знаний не достаточно для решения проблемы. 3. Если на уроке мало времени, возникает потребность изучить большой блок правовой информации. 4. Если не достигнуто взаимопонимание учителя и учени¬ков, в классе наблюдается слабая дисциплина,


школьники не выполняют требований педагога. При работе со старшими классами возможно применение лекционных и семинарских занятий, практических работ с документами, а также различных игровых занятий. Для наглядности очень хорошо использовать различные таблицы, схемы, размещенные на доске, особенно при лекционном изложении материала. При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьни¬ков. В методической литературе нет однозначного подхода к оп¬ределению


этих понятий. Вот одна из существующих точек зрения. Если школьник научился осуществлять определенный прием учебной деятельности (например работать с нормативно-правовым актом), то можно говорить о том, что у него сформи¬рованы умения. Но умение, которое доведено до автоматизма, свидетельствует о навыке ученика. Напомним, что в науке выделяют общие учебные умения: — речевые.


В процессе обучения теории права необходимо обратить внимание на формирование таких умений школьников: отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержа¬ние проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменны¬ми. Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных занятиях они составляют необходимые документы


(заявления, иски, жалобы и проч.); организационные. Школьник должен уметь правильно распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.; • информационные. Ученик в процессе обучения праву при¬обретает умения работать с учебником, правовыми текстами, хрестоматией, юридическими документами, справочниками; • интеллектуальные.


К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществ¬лять самоконтроль. Методика формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике, суть которой прописывается в 4 этапах: 1. Формирование ориентировочной основы умения. Учитель раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку выполнения этой операции. 2. Ученики приступают к самостоятельному выполнению задания и применяют


впервые показанную им операцию. 3. Выполняются тренировочные задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых. 4. Применяют умение по типу все более отдаленного переноса . Поясним это на основе формирования умений давать юридическую консультацию конфликтующим сторонам правовой ситуации и решать правовую задачу. Во-первых, обучаемым следует показать последовательность действий, составляющих конкретный прием, необходимый для решения задачи.


При решении правовой задачи по теории права и конституционному праву можно воспользоваться следующей памяткой : 1. Внимательно прочти условие задачи полностью. 2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию. 3. Выдели возникшее правоотношение, его составляющие элементы. 4. Определи правовые нормы, которые устанавливают правомер¬ные модели поведения субъектов права.


5. При необходимости найти правовые нормы в нормативно-правовых актах прочитай соответствующий раздел учебника по теме. 6. Определи, кто из участников правового отношения нарушил нор¬му права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т. д. 7. Сделай вывод. Во-вторых, учитель права предлагает школьникам решить другую задачу по образцу, при этом он руководит этой работой. В-третьих, запомнив прием, школьники начинают его при¬менять самостоятельно при решении


других задач. Многократ¬но повторяя одни и те же этапы своей деятельности, школьники усваивают их и начинают использовать в нестандартных ситуа¬циях, при изучении нового материала. Однако, если школьник просто усвоил способ действия, прием, этого мало для формирования умений. Необходимо, чтобы ученик был инициативным, находил новые варианты решения задач, осуществлял перенос умения. При подготовке к уроку необходимо определить цель, соотнести ее с прогнозируемым результатом


(это лучше прописать в разделе «Что должен знать, уметь школьник после изучения темы»). Обязательно составляем план урока, выделя¬ем основные понятия, которые необходимо усвоить. Учителю необходимо разнообразить урок различными фор¬мами деятельности. Педагог должен пока¬зать школьникам существование разнообразных подходов к пониманию права, а чтобы суметь их понять и проанализиро¬вать, ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями из высказываний


юристов, общественных деятелей и проч.). Школьники работают по группам, получив одинаковую установ¬ку: проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить, как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое отношение к понятию. Итак, от воспроизведения информации школьники переходят к ее творческому осмыслению. При решении задач, анализе жизненных ситуаций ученики высказывают свою позицию и аргументируют ее. Ребятам необходимо показать, что понятия «закон» и «пра¬во» не являются синонимами.


Большинство юристов считают, что право — это некое содержание правил, которое формируется в обществе, им придается юридическая сила от имени государ¬ства, выступающего гарантом их соблюдения. Закон является лишь внешним выражением права, его оболочкой, формой, в ко¬торую и заключается содержание. Однако есть и другая точка зрения: вне закона права нет. Закон устанавливается государством, а его содержание также определяется государственной властью.


В этой связи право и за¬кон по своему смыслу совпадают. Особые дискуссии до сих пор вызывает вопрос о происхож¬дении права. Учитель задает вопрос: «Почему право называют системой?» (Система — от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношени¬ях и связях друг с другом, образующих целостность.) Пусть ребя¬та сами догадаются об этом, сравнивая право с любыми другими нормами в обществе.


Но доске вывешивается схема: норма права→ институт права→ подотрасль права→ отрасль права→ право. Из схем видна иерархическая соподчиненность всех нор¬мативно-правовых актов. Правовые нормы, заключенные в них, стоящие на более высокой ступеньке, обладают большей юри¬дической силой в сравнении с нижестоящими. В цивилизован¬ном правовом государстве не может быть противоречий между разными нормативными актами, которые конкретизируют и развивают положения


Основного закона страны. Ребятам предлагается подумать, как можно преодолеть юри¬дические коллизии (противоречия) и чем следует руководство¬ваться, если: ~ положения Указа Президента страны противоречат Конституции РФ? (Следует руководствоваться Конституцией, она обладает высшей юридической силой.) ~ правила, установленные указом мэра города, противоречат не¬давно изданному Постановлению Правительства России? (Сле¬дует руководствоваться


Постановлением Правительства РФ.) Во многих случаях источником права считают договор. Это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права. Все договоры по функ¬ционально-содержательной природе разделяются на индивиду¬альные и нормативные (как, например, договор между Россией и Францией о торговом сотрудничестве). Нормативный договор всегда рассматривается как источник права.


Он устанавливает правовые нормы, обязательные для многочисленного круга лиц. Основные признаки нормативного договора заключаются в сле¬дующем: • он дополняется, конкретизирует законодательство; • хотя бы одной стороной договора является орган государ¬ственной власти; • он регулирует поведение не только участников договора, но и других субъектов; • рассчитан на длительность действия; • должен быть официально опубликован, не может содер¬жать коммерческую тайну; • нельзя отказаться от


исполнения договора в односторон¬нем порядке. Здесь не применимы правила форс-мажорно¬го характера. «На протяжении многих веков люди пытались дать определение праву. Сложились многочисленные концепции правопонимания. Со¬временная юриспруденция в РФ дает такое определение праву. Пра¬во — это система общеобязательных правил поведения, выра¬ботанных в обществе или установленных


государственной властью на основе общих принципов справедливости, санк¬ционируемых государством, за нарушение которых предусмот¬рена юридическая ответственность. Право и закон - это разные по¬нятия. Увы, в истории они нередко противоречили друг другу (государство устанавливало неправовые законы). Право имеет структуру. Его первичной клеточкой выступает нор¬ма права, которая, объединяясь с другими, образует институты,


от¬расли права. Таким образом, право носит системный характер.» 2. Сравнительный метод изучения теории права в преподавании конституционного права. Сравнительное правоведение и наука и универсальный метод, применяемый для исследования во всех отраслях права. Он может быть синхроническим, предполагающим исследование не менее чем двух объектов; и диахроническим, используемым для сравнения одного или нескольких объектов в разное время (сравнительно-исторический


метод) . Думается, не будет преувеличением утверждение, что развитие конституционного права России без сравнительного метода практически невозможно. Формирование юристов, являющихся творческими личностями возможно только посредством обсуждения дискуссионных вопросов, самостоятельного нахождения истины. Сравнительный метод дает возможность обучать школьников аргументированию, сопоставлению, выработке определений понятий и категорий, умению разрешать проблемы,


противоречия. Использование сравнительного метода возможно на разных уровнях исследования предмета конституционного права. Наука и практика всех государств используют одинаковые научно-правовые категории: суверенитет, федерация, конфедерация, унитарное государство, гражданство, парламента, права и свободы человека и т.д. Определения этих понятий, рассмотрение их соотношения – задача общего конституционного права. Выделение общего конституционного права позволяет глубже изучить теоретические вопросы науки


и отрасли конституционного права и сформировать у школьников прочную базу знаний для дальнейшего изучения конституционного права Российской Федерации и конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права Российской Федерации включают три уровня: федеральный, регионально-республиканский, местный. Проблема преподавания конституционного права Российской Федерации в конце 20 столетия (90-е годы) заключалась в наличии противоречий между федеральным


законодательством и законодательством субъектов российской Федерации, необходимостью объяснять ученикам причины этого явления. Несомненной спецификой преподавания конституционного права России является сравнительный анализ федерального и регионально-республиканского законодательства, выявление имеющихся противоречий между ними, поиск оптимальных путей решения имеющихся коллизий.


Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации не может развиваться без изучения и использования опыта дореволюционного земского и городского самоуправления. Нельзя допустить, чтобы становление и развитие местного самоуправления в современной России было разорвано во времени. Не случайно М.М. Ковалевский в сравнительном изучении истории права видел не просто удовлетворение любознательности


по отношению к прошлому, а считал его задачей прогнозирование развития права и разработку будущих правовых форм . Изучение многих проблем конституционного права предполагает необходимость исследования по этой проблеме в рамках теории государства и права. Так, изучение разделения властей как основы конституционного строя России предполагает учет имеющихся разработок по этой проблеме в рамках науки теории государства и права, анализ современных отечественных и зарубежных ее интерпретаций, исследование адаптации теории


разделения властей в современной России. В условиях современного конституционного развития России чрезвычайно важным представляется уточнение правовых параметров отношений между тремя ветвями власти: Федеральное Собрание – Президент - Правительство. Предлагается более четко зафиксировать ответственность Правительства перед Государственной Думой Федерального


Собрания Российской Федерации. Взаимодействие конституционного права Российской Федерации и международного права – еще один важный аспект применения сравнительного метода. Углубляющийся процесс глобализации усиливает взаимодействие национальных правовых систем и международного права. Этой тенденции соответствует Конституция Российской Федерации, которая провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные


договоры частью ее правовой системы (п.4 статьи 15). При этом в данной статье прямо указывается, что международные договоры во всех случаях имеют приоритет над внутригосударственным законодательством. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Естественно, что этот договор должен быть ратифицирован российским государством в установленном


порядке и вступить в силу. Согласно ч. 1 статьи 17 Конституции «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией». Следовательно, изучая права и свободы человека и гражданина, прежде всего, нужно руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, а затем нормами


Конституции и иных нормативных правовых актов России. На современном этапе развития общества и государства в России это наиболее широкое поле сравнительных исследований в конституционном праве. Сравнительное исследование конституционного законодательства, общемировых и региональных интеграционных процессов обусловливает тесное взаимодействие конституционного и международного права, расширяет объем


конституционно-правового регулирования, усиливает сходство в структуре и содержании конституционного права различных стран. В то же время эти процессы расширяют «конституционно-правовое» разнообразие, возрастающее влияние на конституционное право общегуманных ценностей, уменьшая удельный вес идеологизации и политизации. . Итак, применение сравнительного метода в конституционном праве позволяет поднять отрасль, учебный курс и науку конституционного права на более высокий уровень, углубить понимание институтов


конституционного права Российской Федерации. 3.Интерактивные методы в методике преподавания конституционного права Сегодня основные методические инновации связаны с применением активных, или, как их ещё называют интерактивных, методов обучения. Суть их состоит в том, что ученый процесс организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные


решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. В методике преподавания конституционного права – эти методы и приемы актуальны и значимы. Интерактивные методики в сочетании с наглядными схемами, коллажами, в создании которых участвовали сами ученики, значительно помогают в усвоении сложного материала. Для этого организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые


и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, учебные «мозговые штурмы», разнообразные творческие работы. Под активными методами обучения понимаются, таким образом, все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создаёт для каждого ученика комфортные условия обучения.


Характерной особенностью учебно-правовых ситуаций является их интерактивность. Интерактивные методы позволяют перейти от монологической системы обучения к диалогу, когда ученики не только свободно обмениваются суждениями, мнениями, оценками правовых фактов и явлений, но вправе спорить с преподавателем, отстаивая определённую точку зрения. • Учитель не высказывает готовых истин, его задача – организовать поиск и обсуждение. •


Интерактивная методика предполагает, что ученики, обучая друг другу, создают атмосферу дружелюбия, терпимости, защищённости, поддержки, взаимопонимания. В последнее время в практике правового обучения нашла применение интерактивная форма с условным названием «Коллаж», также она актуальна с нашей точки зрения и в преподавании конституционного права. Коллаж –это приём в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся по цвету.


Желающие использовать эту форму должны подготовить для урока достаточное количество иллюстраций, фломастеры, клей, ножницы, плакаты. Класс разбивается на рабочие группы, которые получают задание составить коллаж по объявленной теме. Это могут быть, как вводные уроки, так и для повторительно-обобщающих. Примерные темы коллажей: • Причины правонарушений. • Конституционные права и обязанности граждан Р.Ф. •


Права ребёнка в России. • Как я использую свои конституционные права и свободы. • Экономика потребителя. Работая в группах, школьники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, получают навык устного выступления, развивают умение оценивать свою работу и работу одноклассников. После того как рабочие группы создают свой коллаж, представляющий понимание, видение проблемы данными


учениками, группа публично защищает свою работу, отвечает на вопросы и формулирует выводы. Пространственное расположение в классе. вопросы по кругу Большой круг (стулья по кругу) -большой круг (дети менее подготовленные) - малый круг (дети – эксперты, более подготовленные) парты ёлочкой работа в группах дебаты работа в группах Итак: II. Примеры методических разработок по конституционному праву.


1. Урок-игра: «Я б в сенаторы пошел, пусть меня научат…» Цели урока: школьник после этого урока должен уметь: ~ объяснить, как протекает законотворческий процесс и кто участвует в нем; ~ объяснить, как различные органы взаимоконтролируют друг друга. План урока: Примечание: этот урок (если есть время) можно планировать как сдвоенный, поскольку деловая игра может затянуться. 1. Вводная часть — 10 мин. (проверка домашнего задания).


2. Законодательная инициатива - 5 мин. 3. Игра - Законотворческий процесс - 25 мин. 4. Заключение — 5 мин. Материалы к уроку: 1. Можно пригласить на урок юриста или студента-юриста для участия в игре. 2. Приготовить для игры ватман или большой лист бумаги: «Федеральный закон». 3. Принести несколько экземпляров «Российской Газеты» с текста¬ми законов и


Собрания Законодательства. 1-10 мин. Вызвать троих человек к доске, пусть начертят таблицу из домашнего задания. Каждый отвечает за одну ветвь власти. Проверить, задавая вопросы классу, что правильно, что нет. Исправить. Допол¬нить. Спросить, где располагаются эти органы власти. Как правило, дети не обращают внимание на указание в тексте учебника о том, что Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд возглавляют соответству¬ющие судебные системы.


Кроме того. Правительство имеет различ¬ные комитеты и ведомства, которые располагаются не только в Моск¬ве, но и могут располагаться в каждом субъекте федерации (территориальные подразделения), например. Комитет по управлению федеральным имуществом. Примерно схема может выглядеть так: Органы государственной власти РФ Законодательная Исполнительная Судебная власть власть власть Федеральное Президент


Констит. Суд Собрание Правительство Верховный Суд Совет Федерации Комитеты Высший Арбитраж- Государственная ный Суд Дума Федеральные Суды Арбитражные Суды 2-5 минут Разделить класс на следующие группы: • члены Совета Федерации; • депутаты Государственной Думы; • члены


Правительства РФ; • судьи Конституционного Суда; • Президент и работники его Администрации; • депутаты законодательного органа субъекта федерации (назвать его в соответствии с названием органа в Вашем субъекте федерации. Например, в Санкт-Петербурге это Законодательное Собрание); • группа граждан, имеющая миллион подписей; • члены Совета многомиллионной политической партии.


Дать время прочитать ст. 104 Конституции РФ. Спрашивать по очереди каждую группу (после ответов весь класс спрашивать в подтверждение или уточнение) с поднятием рук: Кто имеет законодательную инициативу? В какой статье это записано? (ст. 104) Уточнять - член Совета Федерации имеет право или сам Совет федерации? Судьи Конституционного Суда или весь


Суд? А по всем ли вопросам? Где записаны вопросы ведения КС? (ст. 125) Какие зако¬нопроекты, например, может внести КС? Может ли он внести законо¬проект об обязательном изучении Конституции в школах? (Нет одно¬значного ответа, смотря, как толковать полномочия, но, скорее всего, это не входит в компетенцию, поскольку расширяет компетенцию


КС в сторону политического, а не судебного органа.) При обсуждении роли Правительства - обратить внимание на п. 3 ст. 104 Конституции РФ - предварительное заключение Прави¬тельства. Тетрадь - обратиться к домашнему заданию (Схема «Орга¬ны государственной власти РФ») и попросить нарисовать стрелочку от Правительства и подписать «внесение законопроекта» и «заключе¬ние


на проект» - (п. 3 ст. 104). Также точно сделать стрелочки от дру¬гих органов. - Как граждане могут внести законопроект Даже 1 000 000 граждан не имеют право законодательной инициативы (мо¬гут лишь написать предложение о законопроекте своему депутату и в другие государственные органы - ст. 33 Конституции РФ). 5-25 мин. Деловая игра «Законодательный процесс». Предположите, что одно из обращений-писем граждан было принято депутатом


Государственной Думы. Чтобы не терять время, можно предположить, что в письме содержится предложение принять Закон о службе в армии по контракту и об отмене обязательной воин¬ской службы. (Если есть время, можно спросить ребят, какой законо¬проект они могут предложить.) Вопрос: - Куда должен быть внесен законопроект? (п. 2 ст. 104 - в Государственную Думу.) Здесь можно попросить ребят прочитать ст.


105-107 Конститу¬ции РФ. Вопрос. • Как проходит принятие Закона? Объединить ребят в три группы: • Государственная Дума выбирает Председателя. • Совет Федерации выбирает Председателя • Президент назначает Председателя Правительства. Обратить внимание, что закон предусматривает дополнительные расходы из государственного бюджета на


оплату солдат-контрактни¬ков, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 104 должно быть заклю¬чение Правительства. Предложить Правительству пока согласиться и дать положительное заключение на законопроект. Можно оформить это на листе ватмана, где будет значиться: Федеральный Закон «О воинской службе по контракту». Заключение Правительства Государственная Дума Совет


Федерации Президент Предложить Думе провести голосование. Председатель - веду¬щий. Пусть Председатель проведет заседание, результат которого за¬писать в графе «Государственная Дума»: ПРИНЯТ. После того как федеральный закон принят, снова путем вопро¬сов-ответов выяснить его дальнейший путь - важно ли его одобре¬ние Советом Федерации (вопрос к «членам» Совета Федерации (п.


4 ст. 105 и ст. 106). Если возникают проблемы - можно обращаться за толкованием к Конституционному Суду, одного из членов которого может играть юрист, студент-юрист или учитель. Спросить членов Совета Федерации, какое они принимают ре¬шение (отклонить, не рассматривать, одобрить), проголосовать. - Что нужно делать после этого? (В зависимости от принятого решения, учитель должен изучить внимательно статьи 105, 107 Кон¬ституции РФ, чтобы свободно ориентироваться.)


Подвести все к тому, чтобы закон был принят, чтобы дети напра¬вили его Президенту, спросить команду Президента, какие будут действия (можно заранее предложить ребятам установку, что закон Президенту не нравится), разыграть вето и повторное голосование и но¬вое направление президенту. В тетради - продолжить дополнение схемы: нарисовать стрелочку от Президента (или подписать старую стрелочку еще надписью - «вето») и к


Президенту - «закон на под¬пись». Можно в связи с этим спросить: какие еще полномочия имеет Президент по отношению к Государственной Думе? (Роспуск.) Совет федерации по отношению к Президенту? (Импичмент- отрешение от власти.) Спросить, почему такие полномочия даны? (Взаимоконт¬роль властей, иначе - монополизация власти одной ветвью приведет к диктатуре.) (Напомнить о воззрениях


Монтескье, теории разделе¬ния властей; о взглядах отцов-основателей американской Конститу¬ции - теории сдержек и противовесов.) Можно записать в тетрадь после таблицы этот вывод. Далее снова продолжить игру и спросить у детей, что нужно де¬лать, чтобы закон вступил в силу. (Обнародование). Для этого приго¬товить один номер «Российской Газеты» и Собрания Законодатель¬ства РФ (либо приготовить несколько - каждому на парту) - показать (пусть ребята


сами откроют, найдут), как публикуются законы, в ка¬ком виде, как они вступают в силу. Напомнить, как школьники сами записывали текст своей конституции в «официальной» тетради. Так и «Российская Газета» и Собрание Законодательства РФ (СЗ РФ) явля¬ются «официальными тетрадками», только на эти издания может ссы¬латься юрист, когда цитирует текст закона. - Спросить, кто знает, когда закон вступает в силу? (Закон счита¬ется вступившим


в силу стой даты, которая указана в самом законе, а если дата не указана, то по истечении 10 дней с момента официаль¬ной публикации.) Заключение — 5 мин. Разъяснить домашнее задание. Следующий урок имеет особен¬ность: он строится на местном материале, поэтому заранее, уже при подготовке к этому уроку, нужно найти материалы для раздачи де¬тям. (Например, местный закон о системе органов власти субъекта фе¬дерации, чтобы помочь школьникам сделать домашнее задание,


а также показать, что государственные органы обязательно строятся в соответствии с законом. 2. Омбудсмен в школе. Деловая игра. 9-11-е классы Цели: подготовить учащихся к реализации конституционного права — выбирать и быть избранным; выбрать Уполномоченного по правам человека в школе; выявить лидерские способности учеников; сформировать активную гражданскую позицию. Тема «Выборы омбудсмена — Уполномоченного по правам человека в школе»


Урок проходит в форме игры. Ход игры Учитель: Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен) впервые появился в 1809 г. в Швеции «для целей надзора за применением публичной администрацией законов и других законодательных актов». Очень быстро практика привела к тому, что выделилась более конкретная сфера деятельности омбудсмена: столкновение рядового гражданина и власти. Закрепление на конституционном уровне омбудсмен получил


только в ХХ веке. Во многих странах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов. Первый в истории России Уполномоченный по правам человека назначен Государственной Думой Федерального Собрания в 1998 г. Им стал представитель парламентской фракции коммунистов


Олег Миронов. Главная функция Уполномоченного по правам человека в России — способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.


Учитель сообщает цель игры. Ученический совет школы назначает дату выборов омбудсмена школы. В каждом классе открытым голосованием выбираются члены избирательной комиссии, а также выдвигается кандидат в омбудсмены, или же он баллотируется (выдвигает свою кандидатуру на выборах, участвует в предвыборной кампании). От 9-х классов выдвинули М. Куклина и Е. Кочурову, от 11-х классов — К. Никитину, от 10-х классов баллотировалась


Е. Кочнева. Участники игры: I группа — кандидаты; II группа — избиратели; III группа — представители СМИ; IV группа — избирательная комиссия; V группа — штабы. Избирательная комиссия готовит списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует доверенных лиц и кандидатов. Кандидаты в омбудсмены пишут заявление. Избирательная комиссия оборудует место проведения выборов, организует голосование, производит подсчет


голосов и подводит итоги голосования. Штабы организуют подготовку и проведение игры, распределяют роли между членами штабов, готовят агитационный материал, организуют политические дебаты, встречи кандидатов с избирателями. Игра проводится в 4 этапа. Первый этап Заседание избирательной комиссии и выборы председателя комиссии. Утверждение и проверка подписных листов, утверждение кандидатов и выдача им удостоверений.


Назначается день, место и время проведения выборов. Избирательная комиссия готовит списки учащихся (избирателей) и бюллетени (форма прилагается). Порядок внесения в бюллетень кандидатов в омбудсмены определяется жеребьевкой. Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за кого вы голосуете,


либо в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов». Второй этап Создание штабов и организация их работы. Для каждого кандидата создается свой штаб (всего 4). Между членами штаба распределяются роли: начальник и зам. начальника штаба, бригадиры, агитаторы и т.д. В коридоре члены штаба вывесили программы кандидатов и агитационные плакаты: «Голосуй за


Е. Кочневу — это наше будущее!», «Справедливость, честность, доброта — это К. Никитина» и другие. Третий этап Урок-дебаты по граждановедению совместно в 9-х, 10-х, 11-х классах. Тема: «Предвыборные программы кандидатов в омбудсмены» Цель: знакомство с кандидатами и их программами. Учитель: Выборы — центральный институт демократических правлений.


Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества. Участие в выборах — это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия. В свою очередь, ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей. Все современные демократические общества проводят выборы.


Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» демократические выборы должны быть: равными, всеобщими, прямыми, а также проходить при тайном голосовании. Программы кандидатов в омбудсмены школы: Елены Кочуровой (кандидат от 9-х кл.): 1. Отстаивать право ученика на индивидуальность. 2. Уделять большое внимание здоровому образу жизни. 3.


Способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод учащихся, форм и методов из защиты. 4. Вести контроль за соблюдением прав учеников в школе. Елены Кочневой (кандидат от 10-х кл.): 1. Создание конституции в рамках школы, которая обеспечит защиту прав человека. 2. Помощь одаренным детям-отличникам (денежные поощрения). 3. Искоренение нарушений прав и свобод учащихся. 4.


Контроль за проведением культурно-массовых мероприятий. 5. Создание совета старшеклассников при поселковой администрации. Ксении Никитиной (кандидат от 11-х кл.): 1. Пропаганда прав человека. 2. Создание правовых инструментов, регулирующих внутришкольные отношения. 3. Гарантии прав и свобод ученика. 4. Правовой контроль за соблюдением прав и обязанностей ученика.


5. Изучение на уроках устава школы как главного ее закона. 6. Регулирование отношений между учениками и учителями. 7. Гарантии рассмотрения всех поступивших жалоб. Вопросы кандидатам Олег Калинин: Идею о поощрении отличников нашел я, а вы включили ее в свою программу, значит, вы ее присвоили? Лена Кочнева: Это мы поддержали и будем воплощать в жизнь.


Я лично дорабатывала эту идею. Олег Калинин: Снимите этот вопрос из пункта программы! Лена Кочнева: Этот вопрос касается каждого отличника. И не важно, кто подал идею. Важнее ее воплощение в жизнь. Катя Ермакова: Надо проголосовать за то, чтобы оставить этот вопрос о поощрении в программе кандидатов. Лена Кочурова: Это несерьезно. У нас дебаты, а не голосование.


Катя Ермакова: Вы уверены, что учителя будут учитывать права учеников? Ксения Никитина: Права и обязанности будут обсуждаться и приниматься обоюдно. Все будут знать права друг друга. Лена Кочнева: Для чего тогда в школе омбудсмен, если все будут знать права и обязанности друг друга? Лена Кочурова: Одно дело знать, а другое дело — соблюдать. Олег Калинин: Вы уверены, что ученики будут подходить к вам со своими проблемами?


Лена Кочурова: В каждом классе будет доверенное лицо омбудсмена. Олег Калинин: Проведение и контроль культурно-массовых мероприятий входят в обязанности совета старшеклассников, какую роль вы будете там играть? Лена Кочнева: На таких мероприятиях иногда случаются неприятные вещи. Например, одна команда оскорбляет другую команду, чтобы выиграть. На дискотеках курят, распивают спиртные напитки. Наша задача — познакомить всех учащихся с правилами


поведения на школьных и внешкольных мероприятиях и осуществлять контроль за их соблюдением. Катя Ермакова: Ученики младших классов не участвуют в выборах. Как до них дойдет информация о том, что мы делаем, какие решения принимаем, что обсуждаем? Ксюша Никитина: О наших решениях мы будем им сообщать через беседы, через информационные стенды. Катя Ермакова: Учитель для ученика авторитет, поэтому ученик не будет выступать против учителя.


Ксюша Никитина: Такая позиция неверна! Володя Тронин: А ваши права нарушались? Лена Кочурова: Например, нас посылали на уборку картофеля. Нас эксплуатировали. Олег Калинин: За картошку нам выдали деньги, а потом их хотели оставить для школы. Мы были против, и деньги нам выдали полностью. Катя Ермакова: Не получится ли так, что мы спорим с учителем, а он нам потом на экзамене снизит оценку?


Лена Кочурова: Администрация школы идет нам навстречу по искоренению таких случаев. Вероника Солдатова: После выборов омбудсмена тех людей, которых не выбрали, я предлагаю взять в помощники, потому что все кандидаты сегодня показали себя с хорошей стороны. У меня появилась уверенность в том, что за наши права будут бороться. Учитель: Спасибо всем кандидатам за выступления, а остальным за вопросы.


Ни один пункт правил проведения дебатов не был нарушен. Я надеюсь, что вы сделали свой выбор. На следующий день на школьной линейке член избирательной комиссии Р. Кисамеев (ученик 10-го класса) объяснил избирателям, как нужно заполнять бюллетени. Доверенные лица кандидатов выступили с агитацией за своих кандидатов. Не обошлось и без черной технологии. Например, с утра был вывешен лозунг «Голосуй против всех.


Вас ждет радость и успех!». Четвертый этап Выборы. Избирательная комиссия подготовила классную комнату для голосования. На столе списки избирателей и бюллетени. По результатам подсчета голосов омбудсменом школы стала Елена Кочнева, ученица 10-го класса. 3.Урок-лекция. Конституционное право. 9-й класс Цель урока: Во время лекции дать понятия конституции, способы принятия


конституции, место и значение конституции в ряду других правовых актов, понятие конституционного права, конституционализма. Текст лекции: Понятие конституции. Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.


Слово конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод. Власть утверждает такие формы правления, которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости.


Итак, конституция - это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан. Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США), учредительным собранием (Италия, Индия), путем референдума (Франция,


Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти - монархом или президентом. Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями.


Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части страны примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно брать текст Основного Закона и защищать свои права, апеллируя к нему.


Американский правовед Ч.Э.Хьюджес считает, что "конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи". По-видимому, имеется в виду действенность конституции как документа, на который могут реально опираться судьи при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и других дел. Конституция в отличие от текущих законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями.


Виды конституций. Все конституции условно можно разделить на три типа. Первый тип - конституции идеологические, какими были все советские конституции. Второй тип - конституции власти, главная задача которых - распределение властных функций и полномочий. Большинство конституций относится к этому типу (например, конституция США). Третий тип конституции - это конституция человека.


В центре основного закона государства должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы. Таковы конституции Испании, Германии, Италии. Конституции бывают писаные и неписаные. В большинстве стран конституции писаные и представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят по-другому.


В этих государствах (например, в Великобритании) нет конституции в обычном смысле этого слова. Великобритания является конституционной монархией. Источниками британской конституции признаются статуарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и системы "общего права" (прецедентного). Статуарную основу конституции Великобритании составляют около четырех тысяч правовых документов, среди


которых такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г Хабеас корпус акт 1679 г Билль о правах 1689 г Законы о парламенте 1911 и 1949 гг Вестминстерский статут 1931 г Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг и другие. Конституционные соглашения представляют собой сложившиеся на практике обычаи, которые не пользуются судебной защитой. Например, формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство


мест в Палате общин. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися соглашениями (обычаями). Конституционное (государственное) право - ведущая отрасль российской правовой системы. Его нормы регулируют основные принципы политического, социально-экономического и территориального устройства государства, организацию и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством.


Провозглашенные в нем правовые принципы и нормы обладают высшей юридической силой. В Российской Федерации для обозначения этой отрасли права используется также понятие "государственное право". Принципы российского конституционного права: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основными источниками конституционного права являются


Конституция РФ 1993 г федеральные конституционные законы, такие, как "О Конституционном суде", "О референдуме Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации" и т.д а также федеральные законы РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской


Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и др. Конституционная система, конституционализм. "Когда мы говорим о влиянии конституции, мы должны помнить, что конституция сама по себе является только клочком бумаги считает Л.Фридмэн Могущественна не сама конституция, а конституционная система". Эта система стоит из отношения общества к конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных


вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия мы могли убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. Ныне важно, чтобы все действия, государства в первую очередь, строго соответствовали конституционным нормам. Конституционализм - это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти.


Конституционализм - продукт длительного исторического развития стран, в которых постепенно крепли элементы договорного конституционного правления. Вспомним английскую Великую хартию вольностей или Венгерскую золотую буллу, идеи эпохи Просвещения, сформированные мышлением, базировавшимся на свойственных естественному праву представлениях. Любое определение конституционализма включает суждение об очевидных ценностях.


А.Ховард предлагает в разговоре о конституционализме учитывать следующие основные разделы: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях А.Н.) правительство; открытое общество; неприкосновенность личности; правовые нормы; преемственность; проведение в жизнь конституции; общественный контроль над правительством; разделение властей; федерализм; судебный надзор. Для здоровья конституционализма является существенным гражданское образование.


Люди, не понимающие основных правил свободного правительства, скорее всего не смогут сохранить его. Конституционализм, таким образом, предполагает высокий уровень политической культуры населения, его осведомленность и информированность. Первая писаная конституция. "Конституция США 1787 года - первая писаная конституция, оставшаяся единственно действующей с XVIII века одна из самых "неподатливых", "неподвижных" среди основных законов развитых


капиталистических стран отмечает В.Маклаков Особенностью этой конституции является ее незначительная формальная изменяемость. Юридический текст конституции лишь дополняется путем внесения поправок (дополнений) к конституции". Конституция США была разработана и принята заседавшим в Филадельфии конвентом, получившим впоследствии название конституционного. Он состоял из 55 председателей 11 штатов - членов конфедерации.


Наряду с конституцией в США действует огромное количество законодательных актов, решений органов управления, затрагивающих различные области общественных отношений. Приспособление положений конституции к текущим потребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной мере решениями судов, особенно верховного суда США. Верховный суд, разъясняющий в многочисленных решениях основной закон, фактически создает новые


конституционные нормы. В США конституционное правление является могущественной силой, с которой должны считаться все. Американская конституция является живым законом, поскольку ее нормы осуществляются в повседневной жизни. Некоторые из них проводятся в жизнь судами посредством "судебного контроля". Суды не являются единственными проводниками конституционной системы, однако их роль в этом деле велика. Когда американские граждане говорят о конституции как о живом законе, они обычно имеют в виду доктрины


и трактовки, которые были изобретены, развиты и распространены судами. Вопросы 1. Что такое конституция? 2. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов? 3. Какие бывают виды конституций? 4. Что представляет собой конституционное право Великобритании? 5. Что такое конституционное право? 6. Из чего состоит конституционная система? 7. Что такое конституционализм?


8. В какой стране появилась первая писаная конституция? Каковы ее особенности? Задания для самостоятельной работы 1. Какие из перечисленных ниже государств имели или имеют писаные конституции? В каких действуют конституции неписаные? США, Великобритания, Италия, Япония, Россия до 1917 г Россия с 1918 г. 2.


Определите каждый из трех типов конституций: главное место занимают положения о правах и свободах человека; содержится реклама существующему строю, но далеко не все положения реально осуществимы; главным образом утверждены структура, функции, порядок формирования высших органов государственной власти. 3. Сделайте в классе сообщение об одной из знаменитых конституций прошлого. Тесты 1. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право


Какое понятие объединяет эти термины: а) принципы права; б) отрасли права; в) теории права? 2. Каково второе название конституционного права: а) основное право; б) государственное право; в) управленческое право? 3. "Конституция" образована от латинского constitutio, что означает: а) установление; б) согласие; в) договор. 4. Какое определение соответствует понятию "конституция": а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны; б) это присяга на верность государству; в) это


основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др 5. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире: а) Франции; б) Ирландии; в) США? 6. В какой развитой демократической стране нет конституции, а есть отдельные конституционные (государственные) акты: а) Германии; б) Великобритании; в) Бельгии? Проблемы для обсуждения 1.


Почему важнейшей характеристикой конституции является то, что говорят о ней судьи? 2. В каком соотношении находятся "здоровый конституционализм" и гражданское образование? 3. Почему в США и других демократических странах конституционное правление является могущественной силой? Заключение. С момента принятия Конституции Российской Федерации прошло 10 лет. С тех пор конституционный строй страны претерпел существенные изменения, появилось


множество новых правовых источников. Конституционное законодательство относится к наиболее бурно развивающимся отраслям российского законодательства. Расчет конституционно-судебная практика. За этот период конституционно-правовая паука шагнула далеко вперед. Конституционное право России - это основополагающая (базовая) отрасль всей системы права Российской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного


строя, основы правового статуса личности, федеративное устройство, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Развитие конституционного права России как отрасли и науки требует поиска новых подходов к построению учебного курса конституционного права России и методике его преподавания в школе. Изучение теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности.


Несмотря на то, что многие специалисты считают, что в учебный курс по праву необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо. Можно сформулировать некоторые правила изучения теории права в школе: 1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями должно сопровождаться конкретными примерами с опорой па социальный опыт ученика. 2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо


добиться их понимания. . 3. Следует использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы страны и проч. В области методики обучения праву используется прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы,


схемы и проч. Некоторые выводы при применении сравнительного метода в преподавании права. 1. Развитие конституционного права России без сравнительного метода практически невозможно. 2. Сравнительный метод дает возможность обучать учеников аргументированию, сопоставлению, выработке определений понятий и категорий, умению разрешать проблемы, противоречия. 3. Введение понятия общего конституционного права позволяет на примере конституций различных государств


и РФ выделить общее и особенное. 4. Несомненной спецификой преподавания конституционного права России является сравнительный анализ федерального и регионально- республиканского законодательства, 5. При сравнительном анализе нельзя забывать о дореволюционном земским и городском самоуправлении - проследить временную связь. Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования.


Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Преподавание конституционного права предполагает использование и интерактивных методов в обучении школьников, проведение на уроках игр, конкурсов, использование различных инновационных методик позволяет значительно улучшить эффективность усвоения учебного материала. Таким образом на уроках необходимо сочетать различные методы, лекции и семинары, игры и конкурсы, интерактивные


уроки и практические работы с правовыми документами. Список литературы. 1. Несмелова МЛ. Методика дифференцированного обучения учащихся VI класса на уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. — М, 1998 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия. М 2004. 3.Певцова Е. А.


Теория и методика обучения праву. М «Владос».2003. 4.Тилле А.А Швеков Г .В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М 1978. 5.Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права. // Государство и право. 1998. №7. 6. Качина О. Мурина 3. и др. «Все, как у вас, взрослых»//Учительская газета он-лайн. №27. 2003. 7. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы


изучения истории русского права. М 1880. 8. По материалам сайта www.edu.rin.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ системы управления качеством на предприятии ООО "ЧелябТрансАвто-3"
Реферат Россия и ВТО проблемы вступления и перспективы участия
Реферат Особливості надання додаткових послуг у готельному господарстві
Реферат Народные и языческие праздники Древней Руси
Реферат Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "МПС системы")
Реферат Идейное и художественное своеобразие романа ФМ Достоевского Преступление и наказание
Реферат Битва под Лоевом 1649
Реферат Когда, бывает, реклама не помогает… и о типовых опасениях и самооправданиях персонала в таких ситуациях
Реферат Форт 5 Король Фридрих-Вильгельм III
Реферат The Goverment Vs Enviroment Essay Research Paper
Реферат «Методологічні засади регуляторної політики у сфері господарської діяльності» (спец. 12. 00. 04 господарське право, господарсько-процесуальне право)
Реферат Построение диаграмм и графиков на основе электронных таблицах Excel
Реферат Henry Adams Virgin And The Dynamo Essay
Реферат 1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Реферат Автоматизированное проектирование деталей крыла