Реферат по предмету "Психология"


Биофизическое развитие человека

/>Содержание
1. Биофизическое развитие человека
2. Антропология
3. Деятельность
4. Сознание
5. Культура
6. Соотношение биологического и социального
Словарь терминов
Список литературы
/>1. Биофизическоеразвитие человека
Возрастная периодизацияСтадия Возраст Особенности
младенчество (1)
0 –1 Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
стадия раннего детства (2)
1 – 3 Связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
стадия дошкольного возраста (3)
3 – 5 Ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
младший школьный возраст (4)
6 – 11 Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
подростковый возраст (5)
12 – 18 Формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
молодость (6)
19 – 35 Для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
взрослость (7)
35 – 50 Взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
старость (8)
после 50 Происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждой стадии своего развитияребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известныйамериканский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповаяидентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован навключение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, какэта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувствоустойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многиепроцессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, включаетряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этоговозраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется ужедостигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферойобщества, в котором человек живет.

Полный жизненный цикл по Э. ЭриксонуСтадии Радиус значимых отношений Основной выбор или кризисное противоречие возраста
Позитивные
«новообразо-вания» возраста
Деструктивные
«новообразова-ния» возраста 1. Младенчество Мать Основополагающая вера и надежда — против основополагающей безнадежности Базисное доверие, надежда Уход от общения и деятельности 2. Раннее детство Родители Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений Воля Навязчивость: импульсивность или соглашательство 3. Возраст игры Семья Личная инициатива против чувства вины и страх порицания Целеустрем-ленность, целенаправ-ленность Заторможенность 4. Школьный возраст Соседи, школа Предприимчивость против чувства неполноценности Компетентность, умелость Инертность 5. Подростки Группы сверстников Идентичность против смешения идентичности Верность Застенчивость, негативизм 6. Юность Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники Интимность против изоляции Любовь Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений 7. Взрослость Разделен-ность труда и общий дом Производительность против застоя, поглощенности собой Забота, милосердие Отверженность 8. Старость Человечество – «мой род» Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения Мудрость Презрение
Психосоциальная концепция развитияличности (Э. Эриксон)
Стадия
«+»
«-» Стадия 1 младенчество базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет автономия, самостоятельность, опрятность, воля сомнение, стыд, зависимость от других Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность пассивность, подражание образцам, вина Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет уверенность в себе, компетентность неполноценность, неверие в свои силы Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь изоляция, одиночество Стадия 7 зрелость до 50 лет творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью опустошенность, застой, репрессия Стадия 8 старость после 50 лет окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость разочарование в жизни
Вопросы для самопроверки:
1.        Сколько стадий выделяет Э. Эриксон?
2.        Как развивается идентичность на различных стадиях?
3.        Какие стадии включает «детство», их возрастная периодизация и краткаяхарактеристика?
4.        Радиус значимых отношений для школьного возраста?
5.        Чем характеризуется дошкольный возраст по психосоциальной модели Э. Эриксона?/> 2. Антропология
Антропогенез – становление человека каквида. Антропология – 1) Учение о человеке в единстве его культурного исоциального развития; 2) учение о биофизической природе человека (рис. 1, 2, 3)./> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 1 — Основные парадигмы развития
/>

Рис. 2. Науки о человеке

/>

Рис. 3 — Антропология как наука очеловеке
Виды антропологииназвание Особенности
Философская Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект — человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия
Социально-культурная Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах.
Прикладная Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях.
Биологическая Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека.
Психоаналитическая Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.
Феноменологическая Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие – в — мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию.
Герменевтика Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь – теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания.
Эволюционная Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности
Социальная Категориальной рамкой является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития.
Культурная Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку — культурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек — культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек — природа», «человек — общество».
Физическая Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза — происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза — происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология.
Историческая Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии — культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.
Психологическая
Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек — мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей.
Возникает особый класс задач — выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития.
Педагогическая Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании
 
История антропологии
И. Кант (1724-1804)
Ч. Дарвин (1809 -1882) Первый ввёл термин «антропология» для обозначения особой автономной области знаний новой науки — науки о человеке. Кант был первый, кто утверждал: человек — самый главный предмет науки. Кант назвал её не мироведением, он дал ей другое название -антропология. Человек для Канта двуединое существо, которое одновременно принадлежит и к миру природы, и к миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, в мире природы человек подчиняется естественной необходимости, в мире свободы он нравственно самоопределяется, и исполняет свой прирождённый долг — воспитывает себя и своё потомство. Самостоятельной наукой к реальной наукой к реальной научной человекознание антропология стала благодаря Ч. Дарвину в середине XIX века. Свои представления о человеке, её развитие, изучающей её науки антропологии он разложил в различных публикациях, прежде всего в основном труде своей жизни «происхождение видов путём естественного отбора». Целью антропологии, по Ч. Дарвину, явилось полное постижение особенностей уникального вида НОМО SAPIENS — человека разумного, являющегося высшим звеном в эволюции живого.
К.Д. Ушинский (1824-1871)
Основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции — принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Процесс обучения должен строиться на таких основополагающих принципах, как:
1)          сознательность и активность;
2)          наглядность;
3)          последовательность;
4)          доступность;
5)          прочность.
Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского — двуединство обучения и воспитания.
В качестве основы обучения рассматривал: своевременность, постепенность, ограниченность, постоянство, твердость усвоения, ясность, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
 
Вопросы для самопроверки:
1.        Что такое антропология?
2.        Какие есть основные парадигмы антропологии?
3.        Что изучает психологическая антропология?
4.        Что изучает педагогическая антропология?
5.        Кто ввел понятие «антропология»?/> 3. Деятельность
Деятельность можно определить какспецифический вид активности человека, направленный на познание ипреобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своегосуществования (рис. 4).
/>

Рис. 4 — Основные характеристикидеятельности

Виды деятельности
Деятельность
Характеристика ВЕДУЩАЯ Одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития. Понятие введено А.Н. Леонтьевым. ИГРОВАЯ Ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых. ТРУДОВАЯ Основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей. УЧЕБНАЯ Ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное). Цель учебной деятельности — обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Ведущий тип деятельности в детскомвозрасте (Д.Б. Эльконин)Период Возраст Деятельность младенческий возраст 0 – 1 год непосредственно-эмоциональное общение раннее детство 1 – 3 года предметно — манипулятивная деятельность дошкольное детство 3 – 7 лет сюжетно-ролевая игра младший школьный возраст 7 – 10 лет учебная деятельность подростковый возраст 10 – 15 лет общение ранняя юность 15 – 17 лет учебно-профессиональная деятельность

Особенности учебной деятельностиПериод Особенности учебной деятельности младший школьный возраст
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Ребенка продолжают увлекать игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
 Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.
Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольности внимания.
В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку». подростковый возраст
В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью, а именно: он часто приобретает личностный характер. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.
Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т.п.
При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка.
Педагогический акт какорганизационно-управленческая деятельностьЭтапы и компоненты Педагогические действия ПНУиК 1 2 3
Подготовительный
этап
1) формулирование педагогических целей
 2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников
1.* Высокие научные профессиональные знания
2.* Психолого-педагогические и методические знания
3.* Практическое владение
методиками учебно-воспитательных воздействий
I. Конструктивная деятельность
1) выбор содержания
учебного материала будущих знаний
2) выбор методов обучения
3) проектирование своих действий и действий учеников
Этап осуществления педагогического процесса
1) установление дисциплины, рабочей обстановки
на занятиях
2) стимулирование деятельности учеников
4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроения коллектива
в целом
5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения
II. Организаторская
деятельность
3) организация своей
деятельности по изложению учебного материала
4) организация своего поведения в реальных условиях
5) организация деятельности учеников
6) организация контроля
результатов педагогических воздействий и корректировки
6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально
объяснить материал 1*, 2*, 3* — способности
7. Культура речи, эрудиция
8. Экспрессивные способности
9.* Хорошее распределение
внимания, смысловая память,
гибкое творческое мышление
10. Выдержка, умение управлять собой, настроением
11. Умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами 4*, 5* — способности
12. Организаторские способности 2*, 3*, 4*, 5*, 9* — способности
13. Умение получать обратную информацию о степени усвоения объясняемого материала
III. Коммуникативная деятельность
1) установление правильных взаимоотношений с учениками
2) осуществление воспитательной работы
14. Наличие потребности общения
15. Педагогический такт
16. Педагогическая импровизация, умение применять разные средства психологического воздействия
17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности
Этап анализа результатов
IV. Гностическая
деятельность
1) анализ результатов обучения, воспитания 2)выявление отклонений результатов от поставленных целей
3) анализ причин этих отклонений
4) проектирование мер по устранению этих причин
5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания
18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности
19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания
20. Творческий подход к педагогической деятельности
Вопросы для самопроверки:
1.        Какие основные характеристики деятельности?
2.        Что такое учебная деятельность?
3.        Какой вид деятельности является ведущим в младшем школьном иподростковом возрасте?
4.        Из каких этапов деятельности складывается педагогический акт?/> 4. Сознание
Сознание — высшая, свойственнаячеловеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств изакономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней моделивнешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразованиеокружающей действительности (рис. 5).
/>
/>

Рис. 5 — Функции, свойства сознания
Сознание и самосознание. Системаразличных отношений к миру№ Виды отношений Типы сознания и суть отношений Сознание обычное Самосознание 1 Биологическое Неуправляемое Управляемое 2 Материальное Потребительство Созидание 3 Нравственное, моральное Общественное мнение Совесть 4 Интеллектуальное Усвоение знаний Творческое исследование 5 Социальное Стадность Самостоятельность 6 Политическое Мнение авторитета Личная убежденность 7 Правовое Боязнь закона Чувство справедливости 8 Эстетическое Материальное совершенство Духовное совершенство 9 Вероносное, в т.ч. религиозное Внешняя зависимость Внутренняя привязанность, любовь 10 Мировоззренческое Картина мира Смысл бытия

Вопросы для самопроверки:
1.        Что такое сознание?
2.        Каковы основные функции сознания?
3.        Какие можно выделить формы (типы) сознания?/> 5. Культура
Культура представляет собойположительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак непротиворечит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическомуопределению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей (рис. 6,7).
/>


Рис. 6 — Типы культур (М. Мид)
/>


Рис. 7 — Культура как антропологическийфеномен

Вопросы для самопроверки:
1.        Что называют культурой?
2.        Какое понятие скрывает термин «антикультура»?
3.        Из каких компонентов складывается социокультурная сфера?
4.        Какие типы культур выделил М. Мид?
5.        Что характеризует культуру как антропологический феномен?/> 6. Соотношение биологического и социального
/>
Рис. 8 — Соотношение базовых понятий

/>
Рис. 9 — Факторы формирования личности
Вопросы для самопроверки:
1.        Из чего состоит личность человека?
2.        Какие факторы влияют на формирование личности?
3.        Какие можно выделить социальные факторы?
/>Словарьтерминов
АКМЕОЛОГИЯ — изучает закономерности имеханизмы развития человека на ступени его зрелости.
АНТИКУЛЬТУРА – уровень регрессаобщества
АНТРОПОГЕНЕЗ – становление человека каквида.
АНТРОПОЛОГИЯ – 1) Учение о человеке вединстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизическойприроде человека.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ –совокупность нервной системы, системы желез, процессов обмена веществ (голод,жажда, половой импульс) половых различий, анатомических особенностей, процессовсозревания и развития организма.
ВОЗРАСТ — единица измерения.
ГЕНЕТИКА — наука о наследственности иизменчивости организма.
ГЕНОТИП — наследственная основаорганизма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности егогенов.
ДЕТСТВО — понятие культур антропологиии педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизничеловека, существенными моментами которого являются освобождение детей отнепосредственного участия в производительном труде взрослых и наличиеспециально конструируемых программ образования и развития. Детство — периоджизни человека от рождения до вступления в самостоятельную жизнь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — фундаментальный способобщественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленномпреобразовании и мира, и себя в этом мире.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — одна изкатегорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную формуактивности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которойпроисходят главные изменения в его психическом развитии.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ — ведущаядеятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являютсявоспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специальносоздаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитиесимволических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функцийвзрослых.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ — основная формаобщественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных идуховных ценностей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ — ведущаядеятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебнойдеятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания(научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное). Цель учебнойдеятельности — обретение средств саморазвития.
КОНТРКУЛЬТУРА – противопоставление господствующейкультуре.
КУЛЬТУРА – положительный потенциал,уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболеепринятому, но более изолированному и метафизическому определению в качествесовокупности материальных и духовных ценностей.
НАВЫКИ — это полностьюавтоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровнебессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности,имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назватьавтоматизированный компонент действия.
ОНТОГЕНЕЗ — развитие организма отстадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие«онтогенез» в психологии употребляется для обозначения тех изменений психикиребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — эточеловекознание. Эта область научного знания возникает и начинает развиваться впериод развития естествознания.
ПСИХОГЕНЕТИКА — объясняет поведениечеловека.
ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях, развитиии формах психической деятельности.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процессзакономерного изменения личности в результате её социализации.
СОЗНАНИЕ — высшая, свойственнаячеловеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств изакономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней моделивнешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразованиеокружающей действительности.
СОМАТОЛОГИЯ — наука о структуре тела.
СОЦИОЛОГИЯ — процесс усвоения иактивного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыкамипрактической и теоретической деятельности,
преобразования реально существующихотношений в качества личности.
СРЕДА ВОСПИТАНИЯ — совокупностьприродных и социальных — бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельностьребёнка и становление его как личности.
УМЕНИЯ — это элементы деятельности,позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильновыполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.
ФОРМИРОВАНИЕ — это в большей степениспециально организованный процесс.
ЧЕЛОВЕК — 1) это своеобразныйпредставитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития,носитель видовых черт;
2) это отдельный представительчеловеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической)ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через ниховладевающее собственным поведением и психическими процессами.
/>Списоклитературы
1.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение,1980. – Т.1.
2.   Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
3.   Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
4.   Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.:Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
6.   Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.2.
7.   Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
8.   Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. — М.:Просвещение, 1990.
9.   Психология. / Под ред. Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.
10.Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.:Экзамен, 2004.
11.Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.:Прогресс, 1987.
12.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.:Школьная пресса, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.