СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ ……………… 7
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ……………………………………………………………………. 9
Характеристикапрограммного продукта с экономической точки зрения…...…………………………..………………………………… 8
Характеристикапрограммного продукта с позиции маркетингового синтеза ……………………………………….………………………. 8
Затратына разработку программного продукта …………………… 11
2.3.1 Расчет единовременных затрат………………………………… 15
2.3.2 Расчет текущих затрат на разработкупрограммного продукта .16
Потребностьв инвестициях на разработку программного продукта …………………………………………………………….…………… 17
Расчетсрока окупаемости вложенных инвестиций …...…………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 27
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическоеразвитие России за прошедший период 2004 года характеризуется поступательнымразвитием промышленного производства (6,5% к прошлому году), благоприятнойвнешнеэкономической ситуацией (высокими мировыми ценами на нефть и спросоммирового рынка на основные товары российского экспорта). Экспорт товаров встоимостном выражении возрос более 27 процентов.
На темпы экономическогороста все большее влияние оказывают внутренние факторы, динамика внутреннегоспроса.
Одной из главныхособенностей 2004 года является то, что, несмотря на укрепление реального курсарубля, вклад в удовлетворение внутреннего спроса отечественных производителейтоваров и услуг возрос.
В России продолжается ростпотребительского спроса, в условиях заметного роста реальных денежных доходовнаселения, выросших за январь-август на 9,2%. Объем оборота розничной торговливозрос на 11%, платных услуг населению — на 6,3 процента.
Объем инвестиций восновной капитал за прошедший период 2004 года увеличился к предыдущему годуболее чем на 12 процентов.
Сохраняется стабильнаяситуация и в финансовой сфере. Федеральный бюджет продолжает исполняться спрофицитом. Предсказуемо и устойчиво положение на валютном рынке. Постепенноснижаются темпы инфляции.
Итоги социально-экономическогоразвития за январь-июль позволяют ожидать достаточно высокие темпы роста вцелом за 2004 год.
Позитивные последствиясоциально-экономического развития имеют и региональный аспект.
В рамках федеральнойцелевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитиирегионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» в 2004 годупредусмотрено к финансированию 240 объектов и мероприятий.
По состоянию на 10октября 2004 года открыто финансирование по 217 объектам, что составляет 90,4%от общего количества, финансируется 201 объектов или 83,8% от общего числа.Всего на 10 октября 2004 года объекты профинансированы на сумму 1646,1 млн.рублей или на 62,6% от предусмотренного объёма.
Перспективысоциально-экономического развития России. Основная задача среднесрочногопериода заключается в создании условий и активизации факторов, обеспечивающихпереход экономики к устойчивому росту с темпами не ниже 5-6% в 2004-2007 годах.
На 2005 и последующиегоды прогнозируется существенное повышение качества экономического роста, засчет значительного роста внутренних факторов, причем обеих основныхсоставляющих: инвестиций и доходов населения.
В 2005 году экономика впервую очередь будет расти за счет повышения внутреннего спроса. Усилениеинвестиционной составляющей экономического роста предполагает, что доходы отэкспорта нефтепродуктов пойдут на модернизацию экономики. В 2004-2005 годахрост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансированиясоставит около 10%, в 2007 году увеличится по сравнению с 2003 годом почти на47 процентов.
В 2005 году экономика впервую очередь будет расти за счет повышения внутреннего спроса. Усилениеинвестиционной составляющей экономического роста предполагает, что доходы отэкспорта нефтепродуктов пойдут на модернизацию экономики. В 2004-2005 годахрост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансированиясоставит около 10%, в 2007 году увеличится по сравнению с 2003 годом почти на47 процентов.
Рыночнаяэкономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектовнезависимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональномухозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильныестороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономическогопрогресса. Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую вэкономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному,инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономикепоследнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди иколлективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативныепоследствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительноотносится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономическойдеятельности. Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткойв социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможностьравного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуетсяхронической социальной нестабильностью. Рыночной экономике свойственнонерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являютсяэкономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществомпроизводственные силы, увеличением неполного использования производственныхмощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всемчленам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признаетсейчас большинство экономистов и практиков в России, невозможно.
Целью курсовой работыявляется расчет эффективности инвестиционных вложений на разработку и внедрениепрограммного продукта.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Информационноеагентство «Донтек» было создано в сентябре 2000 года. Предметом деятельности агентства«Донтек» является предоставление интересующей информации клиентам, а именно:
· Базаболезней: название, симптомы, необходимые процедуры, перечень рекомендуемыхлекарств с указанием требуемого количества;
· Базамедикаментов на складе: название, количество, взаимозаменяемость ;
· Формированиерецепта после осмотра больного в больницах города, проверка наличия лекарств вразличных аптеках, корректировка запасов.
Наданный момент штат сотрудников агентства включает в себя:
· Двоеконсультантов, которые работают с клиентами каждый в своей сфере. Первыйработник занимается предоставлением информации о различных заболеваниях, а также формирование рецепта (какое необходимо лекарство и в каком количестве).Второй, поиск лекарств в ближайших аптеках, если какого то лекарства нет, тоищется взаимозаменяемое.
· Троекурьеров, которые занимаются выпиской в аптеках списков медикаментов каждыйдень, и внесение поправок их в базу медикаментов данного агентства.
Уже в2002 году «Донтек» стало одной из уважаемых агентств в городе, которыепредоставляют данные виды услуг. Одной из главных задач данного агентства – этопомощь пожилым людям. Т.к. им не в силах иногда самим добраться до аптеки (занужным лекарством), поэтому в этом же году была введена новая услуга – наймкурьера, который в короткие сроки отыщет необходимое лекарство. Так же дляпенсионеров действуют различные скидки и они обслуживаются вне очереди.
Базамедикаментов и заболеваний содержится в бумажном виде. И чтобы найтинеобходимое лекарство, либо информацию о какой-либо болезни, необходимозатратить много времени и это так же не очень удобно для клиентов, т.к.приходится ждать своей очереди. Следствие может быть даже потеря клиентов уданного агентства. Поэтому необходимо произвести автоматизацию процесса работыс клиентурой.
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕВНЕДРЕНИЯПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
2.1 Характеристика программного продукта сэкономической точки зрения
Наосновании анализа рынка программных продуктов и данного предприятия показано,что для агентства “Донтек” необходимо разработать уникальную системуавтоматизации работы с клиентурой. При этом, было выяснено, что программныепродукты способны решать поставленную задачу и имеют цену, как минимум напорядок выше, чем инвестиции в предлагаемый продукт.
Данныйкомплекс не представляет собой широко тиражируемый продукт, поскольку:во-первых, круг предприятий такого вида услуг не велик. Во-вторых, необходимпроцесс внедрения на каждое конкретное предприятие, что предполагает временноерабочее место на производстве для разработчика или специалиста по внедрению.
Послевнедрения программного продукта и приобретения компьютера, где будет хранитсявся требуемая информация, на предприятие требуется только один работник,который ведет и все учеты финансовых операций, и предоставление интересующейинформации клиентам, что значительно сокращает время, клиентам это удобнее,меньше бумажной работы.
Основные характеристикипредлагаемого продукта:
· сокращениечисленности работников
· сведениек минимуму возможных при учете ошибок, в том числе умышленных
Достоинства продукта:
· быстротаобработки результатов
· относительноневысокая стоимость
· удобствооператора и надежность
2.2 Характеристика программного продукта с позиции маркетингового синтеза
По замыслу
Данный программный продукт дает возможность учета: медикаментов на складе ближайших аптек, ведение базы данных заболеваний (название, симптомы и т.д.), быстрая работа с клиентурой, предохранение предприятия от возможных ошибок учета, в том числе и умышленных
В реальном исполнении
Аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий пользователя всем необходимым инструментарием для ведения базы данных справочной информации и медикаментов в различных аптеках города
Возможные модули:
· интерфейсная и справочная система
· гибкая система настойки
С подкреплением спроса
Данная система разрабатывалась на основе анализа предприятия “Донтек” и внедряется на нем разработчиком, в процессе системного анализа были выявлены особенности подобного типа предприятий, но она может с успехом использоваться на подобных предприятиях
Производитель предлагает широкий спектр услуг: установка (внедрение), настройка, сопровождение, обновление версий
Преимущества у пользователя
Данная система не требует высокой квалификации пользователя, все действия отражаются в терминах понятных работникам подобного рода предприятий, имеет не высокую цену, более высокую производительность по сравнению с аналогичными системами
Уникальные возможности у пользователя:
— Высокая скорость.
— Большие объемы информации.
— Настройка на специфику предприятия
— Сравнительно низкие затраты на установку
Таблица 1. Характеристика ПП спозиции маркетингового синтеза
2.3 Затраты на разработку программного продукта
Издержкиэто длинное выражение затрат производственных факторов необходимых для осуществления предприятием долипроизводственной и коммерческой деятельности. Они находят свое отражение в показателях себестоимостипродукции которые устанавливаются в денежном выражении; все затраты которые необходимы для производства иреализации продукции.
Такимобразом, ниже (Таблица 2) приведены единовременные затраты, т.е необходимоеоборудование для разработки и внедрения программного продукта.
Таблица 2. Необходимыетехнические средства и программное обеспечение для разработки и внедренияпрограммного продукта
№
Наименование тех. средства и ПО Тип или модель
Поставщик
Кол-во
Стоимость, руб.
1
Компьютер
Celeron 800 B/PC Partner C257/Fuj 20.4 Gb (7200)/1*256 Mb PC 133/32 Mb GF2
Elist Electronics
1
15789
2
Принтер
HP Laserset 1010
Elist Electronics
1
7350
3
Модем
TPLink560K
Elist Electronics
1
3720
4
ОС
Windows Me
Elist MegaDisk
1
85
5
Программное обеспечение
Delphi7
Elist MegaDisk
1
120
6
Кабель
“Bitronics” для EPP1.5 см (25 проводов, полная распайка)
Elist MegaDisk
1
289
Итого
27353
Предприятиеплатит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетныефонды, которые так же относят на себестоимость продукции. Сумма издержекпроизводства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений вовнебюджетные фонды образуют издержки предприятия или полную себестоимостьпродукции.
Количествотовара, которое будет продаваться на рынке зависит от уровня издержек (затрат)- во-первых, и цены, по которым товарбудет продаваться — во-вторых. Из этого следует, что значение издержекпроизводства является одним из условий успеха на рынке.
Издержкипроизводства — это денежное выражение затрат производственных факторов,необходимых для осуществления предприятием своей производственной икоммерческой деятельности. Они находят свое выражение в показателяхсебестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении всематериальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы дляпроизводства и реализации продукций.
Однако,ресурсы, использованные для изготовления продукций, не отражают всего объемазатрат на осуществление производственно — хозяйственной деятельности предприятия.Кроме затрат, связанных с производством продукций, предприятие несет расходы поее сбыту и продвижению на рынке. К ним относятся расходы по транспортировкеизделий потребителям, на проведение маркетинговых исследований, организациюрекламы и др. Выраженные в денежной форме они представляют собой издержкиреализации продукции.
Крометого, предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различныецелевые и внебюджетные фонды, которые также относятся на себестоимостьпродукций. Сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов иобязательных отчислений в целевые внебюджетные фонды образует издержкипредприятия или полную себестоимость продукции.
Величинаэтих затрат зависит от цен на ресурсы необходимых для производства товара, атак же от технологий их использования. Цена, по которой приобретаются ресурсы,не зависит от предприятия. Она определяется взаимодействием спроса ипредложения на эти ресурсы.
Альтернативныеиздержки
Вчисло альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платырабочим, инвесторам, оплата ресурсов все эти выплаты имеют своей целью привлечьэти факторы отвлекая их тем самым от альтернативного их использования.“Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможностипроизводства альтернативных товаров и услуг.
Явныеиздержки — это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных)платежей за факторы производства. Это такие как: выплата заработной платы,процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и другихуслуг, оплата транспортных расходов и многое другое. Но издержки неограничиваются только явными издержками, которое несет предприятие. Существуюттакже неявные (имплицитные) издержки. К ним относятся альтернативные издержкиресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены вконтрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме.
Внешние ивнутренние издержки
Опираясьна понятие вмененных издержек, мы можем сказать что издержки — это те выплаты,которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечитьпоставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования вальтернативных производствах. Эти выплаты могут быть как внешними, так ивнутренними. Те выплаты, которые фирма платим поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортныхуслуг и т.д. называются внешними издержками. То есть они представляют собойвыплаты поставщикам, не относящимся к владельцам данной фирмы. Однако, крометого, фирма может использовать свои собственные ресурсы, принадлежащие ейсамой. Как нам уже известно, использование, как собственных так и не собственныхресурсов связано с некоторыми издержками. Издержки, связанные с использованиемсобственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.
Издержки производствав краткосрочном периоде
Краткосрочныйпериод — это период времени слишком короткий для изменения производственныхмощностей, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивностииспользования этих фиксированных мощностей. Производственные мощности остаютсянеизменными в краткосрочном периоде, но объем производства может изменятьсяпутем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемыхна этих мощностях.
Постоянные, переменныеи общие издержки
Какуже отмечалось в краткосрочном периоде некоторые ресурсы, связанные стехническим оборудованием предприятия остаются неизменными. Количество другихресурсов может изменяться. Отсюда следует, что в краткосрочном периодеразличные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо кпеременным издержкам. Постоянными называются такие издержки, величина которыхне меняется в зависимости от объема производства. Постоянные издержки связаны снепосредственным существованием предприятия и должны быть оплачены, даже в техслучаях, когда предприятие ничего не выпускает. К ним относятся: рентныеплатежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д.
Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости отизменения объема производства. Это такие как затраты на сырье, топливо,электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д.
Общаясумма издержек — это сумма постоянных и переменных издержек при данном объемепроизводства.
Средние издержки
Средниеиздержки — это издержки на единицу продукций. Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарныхпостоянных издержек (TFC) насоответствующее количество произведенной продукций (Q). AFC = TFC / Q (2.3.1)
Таккак постоянные издержки по определению не зависят от объема выпускаемойпродукций то и средние постоянные издержки будут уменьшаться с увеличениемобъема производства.
Средниепеременные издержки (AVC) определяютсяпутем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количествопроизведенной продукций (Q). AVC = TVC / Q (2.3.2)
Средниеобщие издержки (ATC) рассчитываются при помощи деления общих издержек (TC) наобъем произведенной продукций (Q) или же соотношением AFC и AVC для каждого из возможных способовпроизводства.
ATC = TC / Q = AFC + AVC (2.3.3)
Предельные издержки
Предельнымииздержками (МС) называются дополнительные или добавочные издержки, связанные спроизводством еще одной единицы продукции. MC = приращение TC / приращение Q
Издержки производства в долгосрочном периоде
Втечение длительного периода времени все желательные изменения в структурересурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими еефирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; онаможет установить дополнительное оборудование или оставить в своем владениименьшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить своимасштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могливступить в отрасль, а уже существующие – покинуть ее.
2.3.1 Расчет единовременных затрат
Единовременныезатраты (Зк) складываются из капитальных затрат (К) и затрат на подготовкукадров (Зпк), которые в нашем случае отсутствуют, поскольку в созданиипрограммного продукта участвуют подготовленные специалисты. Капитальные затратысоставляют: затраты на приобретение и дооборудование вычислительной техники(Квт), локальных вычислительных сетей (Клвс), затраты на приобретениеоперационных систем (Кос) и пакетов прикладных программ (Кппп).
Зк = К+З пк = Квт +Клвс + Кппп + Кос + З пК (2.3.4)
Зк= 15789+7350+289+85+120+3720 = 27353 руб.
Всостав затрат на приобретение вычислительной техники (ВТ), локальныхвычислительных сетей (ЛВС), пакетов прикладных программ (ППП), операционных систем(ОС) включаются транспортные расходы и затраты на установку (см. таблица 2).
2.3.2 Расчет текущих затрат на разработку программногопродукта
Текущиезатраты включают затраты на разработку алгоритмов и программ; затраты,связанные с содержанием и эксплуатацией вычислительной техники, используемойпри разработке программного продукта. Текущие затраты рассчитываются последующей формуле:
С =Зпр + Нз +Змаш + Зc + Зн +Зкр, (2.3.5)
где:
С – текущие затраты;
Зпр – затраты назаработную плату персонала;
Нз – начисления назаработную плату (Нз = 35,6% от Зпр) (Единый социальный налог);
Змаш – затраты, связанныес использованием машинного времени на разработку и отладку программ;
Зс – затраты на оплатуработ, выполняемых другими организациями,
Зн – накладные расходы;
Зкр – процент запользование кредитом
Состав песонала,участвующего в разработке программного продукта:
Время на системный анализ– 140 часов
Время на разработку – 335часов
Времяна внедрение – 123 часов
Итого – 598 часов
Учитывая, что стоимость машинного часа составляет 1 рубль, авремя, необходимое для разработки ПП – 598 часов, то затраты, связанные сиспользованием машинного времени составят:
Змаш = Тмаш * Смаш, (2.3.6)
где:
Тмаш – машинное время на разработку программного продукта,
Смаш – стоимость одного часа машинного времени,
Таким образом:
Змаш = 598* 1 = 598(руб).
Т.к. предприятие кредитные средстване использует, поэтому текущие затраты составят:
С = 22874+8143+598+11392= 43007 руб.
Таблица 3. Потребность в персонале иоплата его труда
Категория персонала
Количество сотрудников
Оплата за 1 час, руб
Требуемое время на разработку ПП, час
Заработная плата, руб
программист
1
38
598
22784
ИТОГО
22784
2.4 Потребность в инвестициях на разработкупрограммного продукта
Таблица 4. Потребностьв инвестициях на разработку ПП
Наименование затрат
Формула для расчета
Сумма (руб)
1.
Единовременные затраты (Зк)
Зк = К+З пк = Квт +Клвс + Кппп + + Кос + З пк
27353
2. Текущие затраты (С)
43007
Итого затрат (З)
З = Зк + С
70360
Инвестиционнаядеятельность предприятия – важная неотъемлемая часть его общей хозяйственнойдеятельности. Значение инвестиций в экономике предприятия трудно переоценить.Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость ивозрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешнофункционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширятьпроизводственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции иукреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и выкладыватьего выгодно. Поэтому ему необходимо тщательно разрабатывать инвестиционнуюстратегию и постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей.
Понятие инвестиций:
В самом общем виде инвестиции определяются какденежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги,технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки,кредиты, любое другое имущество или других видов деятельности в целях полученияприбыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Пофинансовому определению инвестиции – это все виды активов (средств),вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.Экономическое определение инвестиций трактуется как расходы на создание,расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, атакже на связанные с этим изменения оборотного капитала. Ведь изменения втоварно-материальных запасах во многом объясняются движением расходов наосновной капитал.
Инвестициив рыночной экономике как процесс вложения средств в любой форме неразрывносвязаны с получением дохода или какого-либо эффекта. Инвестиции – это ресурс,затрачивая который, можно получить намеченный результат. Таким образом,сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционнойдеятельности: затрат ресурсов и результатов. Если затраты ресурса, т.е.инвестиций, не приводят к желаемому результату, то они становятся бесполезными.
Инвестициипредставляют собой использование финансовых ресурсов в форме краткосрочных илидолгосрочных капиталовложений. Инвестиции осуществляются юридическими илифизическими лицами. По видам инвестиции делятся на:
· Рисковые (венчурные). Представляет собой инвестиции в формевыпусков новых акций, произведенных в новых сферах деятельности, связанных сбольшим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собойпроекты в расчете в себе различные формы капитала: ссудного, акционерного,предпринимательского.
· Прямые. Представляют собой вложение вуставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и полученияправ на участие в управлении данным субъектом.
· Портфельные (финансовые). Связаны с формированием портфеля(совокупность разных инвестиционных ценностей) и представляют собойприобретение ценных бумаг и других активов.
· Аннуитеты. Это инвестиции, приносящие вкладчикуопределенных доход через регулярные промежутки времени, представляют собойвложения средств в страховые и пенсионные фонды.
Финансовыеинвестиции могут стать как дополнительным источником капиталовложений, так ипредметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций– вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства –по соей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производстве.
Видыинвестиций и их классификация:
Дляучета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научнообоснованная классификация как на макро‑, так и на микроуровни.Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяетне только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования совсех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки иреализации эффективной инвестиционной политики.
Вэкономической научной литературе и на практике в плановой экономике наибольшеераспространение получила классификация капитальных вложений по следующимпризнакам:
по признаку целевого назначения будущих объектов:
· на производственное строительство;
· на строительство культурно-бытовых учреждений;
· на строительство административных зданий;
· на изыскательные и геологоразведочные работы;
по формам воспроизводства основных фондов:
· на новое строительство;
· на расширение и реконструкцию действующих предприятий;
· на техническое перевооружение;
по источникам финансирования:
· централизованные;
· децентрализованные;
по направлению использования:
· производственные;