Реферат по предмету "Социология"


Социологические исследования и современные информационные технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. КУЛЕШОВА»



Кафедра политологии исоциологии


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕИССЛЕДОВАНИЯ И  СОВРЕМЕННЫЕ  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




Курсовая работа
студента третьего курса
факультета экономики иправа
отделения «социология»
Аврамова В.


Научный руководитель
старший преподаватель
Корольков П.В.



Могилев 2005
СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………….………… 3
Глава 1. Современныеинформационные технологии: понятие и сущность….7
1.1.Информационные технологии: основные этапы становления и
развития…………………………………………………………………………...7  1.2.Место и роль информационных технологий в современном мире ……..12
1.3.Интернет как разновидность информационных технологий ……………14
Глава2. Использование современных информационных технологий при сборесоциологической информации ………….………………..…………………20
2.1.Телефонный опрос …………………………….…………………………....20
2.2.Самозаполнение на компьютере ………………………………………..…22
2.3. SMS-опрос – новыйметод социологического исследования ……............33
Глава3. Программы, используемые в социологии для обработки данных ....36
3.1. Средства компьютационной социологии…………………………………36
3.2. Программыобработки данных …………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………55
Списокиспользованных источников …………………………………………..57
Приложения……………………………………………………………………..60
Аннотация……………………………………………………………………….61








ВВЕДЕНИЕ



Актуальность проблемы.Нарубеже ХХ и ХХI столетий развитые страны уверенно вошли в стадиюинформационного общества, при котором получение, хранение, обработка,распространение и использование информации и знания, а также возрастающиетехнические возможности коммуникации играют решающую роль. Новые информационныеи сетевые технологии производят кардинальные изменения во всех отраслях знания,в том числе и в социальных науках. Технологические достижения в данной областирасширяют горизонты человеческого разума и изменяют способы совместнойдеятельности и коммуникации внутри социума.
Компьютерныеи информационные технологии открывают новые возможности для прикладнойсоциологии. Они позволяют, прежде всего, значительно облегчить задачу, каксоциологам, так и респондентам. В последние два десятилетия активноиспользуются такие методы сбора данных с использованием новых технологий, какCAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing; лич­ное интервью с помощьюкомпьютера), CATI (Computer Assisted Telephone Interview; телефонное интервью спомощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire;самоза­полняемая анкета с использованием компьютера), CASIIP (Computer AssistedSelf-Administered Interview with an Interviewer Present; интер­вью с помощьюкомпьютера в присутствии интервьюера).
На базеэлектронных источников и компьютерных технологий развиваются новые методы инаправления исследований общественных процессов, основанные на анализе большихмассивов данных и документов. Научные результаты иссле­дований, проведенных сиспользованием реальных данных, имеют важное социальное значение, повышаетсявостребо­ванность научных  исследованийобществом.
Развитиесовременного общества во многом обусловлено развитием компьютерныхинформационных технологий, которые пронизывают все сферы жизнедеятельностичеловека, обеспечивая эффективное функционирование и успешную эволюциюобщественного организма. Это общемировая тенденция, которая в полной мерепроявляется и в сфере научных исследований. В настоящее время без использованиякомпьютера крайне сложно представить себе современную социологию, ведь именноблагодаря применению компьютерной техники и соответствующего программногообеспечения сегодня значительно упростились процедуры обработки социологическихданных, оформление социологических отчетов, составление сложнейших статистическихтаблиц, графиков, диаграмм, гистограмм и других атрибутов социологическогоисследования.
Ксожалению, из-за ряда объективных причин, социологи Республики Беларусь редкоиспользуют все возможности информационных технологий в своей работе, ограничиваясь,в основном, набором текстов или простейшей обработкой данных на персональномкомпьютере. Естественно, что использование в работе социолога персональногокомпьютера значительно расширяет его интеллектуальные возможности.
Необходимо отметить, что процессинформатизации происходит и в РБ. С каждым днём информационные технологии всебольше модифицируют экономические, социальные, политические и культурныепроцессы в нашей республике. Тенденции последних лет свидетельствуют о ростечисла домашних пользователей Интернета [9, c. 61].
К сожалению, в Белоруссии плохо развитапрактика использования в домашних условиях доступа к Интернету по выделеннымлиниям, по-прежнему самым популярным остается модемное соединение.Незначительное число пользователей выходят в Сеть с мобильных телефонов, таккак стоимость трафика и качество связи все еще оставляет желать лучшего.Сегодня наблюдается устойчивый рост потребительской активности в Интернете.По-прежнему самой эффективной рекламой является реклама мобильных телефонов,компьютеров, программного обеспечения и операторов мобильной связи.
Общее количество пользователей Сетив Беларуси составляет около 1500000 человек, из них постоянных (пользующихсяИнтернетом ежедневно или несколько раз в неделю) – свыше 540000. Для сравнения,всего на данный момент в мире более 700000000 пользователей [9, c. 62].
 В европейском рейтинге стран по темпамтелефонизации Беларусь занимает 32-е место из 44 и лидирует среди стран СНГ. Поитогам 2002 г. по уровню развития мобильной телефонной связи республиканаходится на последнем месте среди европейских стран. Количество абонентовмобильной телефонной связи на 100 жителей Беларуси составляет 4,54.
По индексу сетевой готовности, согласноисследованию Института информатики, Беларусь находится на 61-м месте [9, c. 62].
С сожалением следует отметить, что из-заперманентного социально-экономического кризиса, Республика Беларусь объективнооказалась не в состоянии следовать в авангарде, с соответствующей скоростью,глобального потока научно-технического прогресса, при этом оказываются неактуализированными научный потенциал республики [16, c. 2].
Тема«Информационные технологии» редко затрагивается социологами дляглубокого изучения, однако всё же предпринимаются попытки изучить эту темутакими социологами как: Филлипова Т.В., Бутенко И.А.
Цельюкурсовой работы – рассмотреть особенности использованияновейших информационных технологий в современной социологии.
Задачи:
·показать основные этапы развития информационных технологий;
·выявить роль информационных технологий в современном мире;
·показать этапы развития Интернета, определить его значение в мире;
·проанализировать использование современных методов сбора социологическойинформации;
·описать программы обработки социологических данных.
Объектомизучения выступают современные информационные технологии в социологическихисследованиях. 
Предмет – методы получения и обработкисоциологической информации при помощи новейших информационных технологий.
В структуру курсовой работы включается введение, 3 главы, заключение, списокиспользованных источников.

ГЛАВА1


СОВРЕМЕННЫЕИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ


1.1.Информационные технологии: основные этапы становления                 и развития



Трудно назвать другую сферу человеческойдеятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бытакое разнообразие проблем, как информатизацияи компьютеризация общества. История развитияинформационных технологий характеризуетсябыстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов исфер применения.
Еще десятьлет назад бесспорным казался лозунг«Программирование – втораяграмотность», под которым подразумевалось умение каждого образованного человекасоздавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным длябольшинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова),сколько умение пользоватьсяинформационными технологиями.Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, чтокультура общения с компьютером становится частью общей культуры человека – термины «Word»,«Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон» или «шахматы» [21,c. 4].
Информационные технологии имеют своифундаментальные разделы: архитектура персонального компьютера, операционныесистемы, теоретическое программирование и др.
Мир меняется так быстро, что многие не успеваютприспосабливаться к переменам. Люди,жившие в начале ХХ века, вряд лимогли себе представить нынешние технологические достижения,воспринимаемые нами как должное: самолеты, роботы, спутниковые телефоны,телевизоры и т.д. Технологии действительно могут изменятьобщество глубже и быстрее, чем можно себе вообразить. Всякая деятельностьосуществляетсяпо технологии, определяемой целью,предметом, средствами, характером операций и результатами.
Существует множество определенийинформации и информационных технологий.
Информация– совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется,прежде всего, с компьютером [21, c. 24].
Информациясоциологическая – интерпретация данных, полученных в ходе социологического исследования.Выделяют социологическую информациюпервичную и вторичную. Первичнаясоциологическая информация – это сведения,полученные социологическими методами, а также из личных документов обследуемыхи первичной документации предприятийи учреждений в форме, не приспособленной длянепосредственного её использованиядля воздействияна социальные процессы. Вторичнаясоциологическая информация – информация,представленная в виде таблиц,графиков, уравнений и других форм, пригодных дляиспользования в научной и управленческойработе        [7, с. 124].
Информационные технологии – системаметодов и способов сбора, регистрации, хранения,накопления, поиска, обработки ивыдачи документальной информации по запросам пользователей [11, c. 8].
Информационные технологии –использование компьютеров дляхранения, обработки и передачизнаний, а также способы создания,фиксации, переработки и распространенияинформации. В постмодернистских обществах использование информационныхтехнологий является центральным фактором экономики, основойинформационной революции, в рамках которой возможность переработки информациисама по себе являетсябогатством   [13, c. 230].
Слово «компьютер» произошло отанглийского «computer», переводимого как вычислитель, тот, кто вычисляет. В русском языкеизвестен синоним слова «компьютер» – ЭлектроннаяВычислительная Машина или ЭВМ,сейчас применяется термин «персональный компьютер».
Информационные технологии в своемразвитии прошли несколько этапов:
1.         ручной – основу информационныхтехнологий на этом этапе составлялоперо, чернильница и бухгалтерскаякнига. Связь осуществлялась путем направленияпакетов получателю;
2.         механический – дляобработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществляласьпо общественной почте;
3.         электрическаяобработка информации. Для ееобработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;
4.         компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированныесистемы управления (АСУ), затемпроисходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительномупотенциалу и новым информационным технологиям,основу которых составляют:распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации
5.         сетевые технологии – обработка, хранениеи обмен информации осуществляется в сети [11, c.8].
Как и всякая технология,информационные технологии, предполагающие технологическое применениевычислительной техники, других технических средств, включает определенный наборматериальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний,обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия,специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Цельюсоздания и широкого распространения информационных технологий являетсярешение проблемы информатизации общества (внедрениякомплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременногоиспользования достовернойинформации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).
Информатизацияявляется реакцией общества на существенный ростинформационных ресурсов и потребность в значительном увеличениипроизводительности труда в информационном секторе общественного производства.Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии),решение проблемы информатизации общества являетсяглобальной целью развития и связываетсяс выходом страны в третьем тысячелетиина новый уровень цивилизации.
Компьютерные информационные технологиипредполагают:
1.     коллективнуюподготовку документов; 
2.     возможностьоперативной работы с графической информацией;
3.     представлениечисловых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков идиаграмм;
4.     оформлениеи тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;
5.     использованиеразличных устройств ввода/вывода информации;
6.      использование пакетов прикладных программ(ППП) для решения различных экономических задач: прогноза,балансовых и т.д.
Таким образом, информационные технологиипрошли длительный эволюционный путь, начинаяот пера и заканчивая новейшимикомпьютерными технологиями.
В процессе развитияинформационные технологии избавляютлюдей от тяжелого физического трудаи выводят их на более качественныйуровень. Считается, чтоширокомасштабное внедрение новых информационных технологий повыситрезультативность решений, принимаемых на всех уровняхуправления. Это обеспечит, в своюочередь, не только рост экономических показателей развитиянародного хозяйства, но и достижениекачественно нового уровня открытий вфундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, созданиеновых рабочих мест, повышение жизненного уровнянаселения, защиту окружающей среды.




























1.2. Место и роль информационныхтехнологий в современном мире



На современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии – этосистема методов и способов сбора, хранения,накопления, поиска, обработки ивыдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительнойтехники.
Дляинформационных технологий наших дней этапа характерны:
1.     работапользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточновыбрать из «предлагаемого меню»);
2.     безбумажныйпроцесс обработки документов (на бумагу фиксируетсятолько окончательный вариант документа);
3.     диалоговыйрежим решения задач с широкимивозможностями для пользователей;
4.     возможностьколлективного использованиядокументов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;
5.     возможностьадаптивной перестройки формы и способа представленияинформации в процессе решения задач[11, c. 8].
Дляобработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).
АСУ – система «человек-машина»,обеспечивающая эффективноефункционирование объекта управления,в которой сбор и переработка информации, необходимой дляреализации функций управления,осуществляетсяс применением средств автоматизации и вычислительной техники [4, c. 7].
Главным направлением совершенствования системы управленияна всех уровнях в современных условиях стало массовое использование новейшейкомпьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основевысокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационныетехнологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных измененийорганизационных структур управления,его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеетвнедрение информационного управления,значительно расширяющее возможностииспользования информационныхресурсов. Развитие информационного управлениясвязано с организацией системыобработки знаний и данных, последовательного ее развитиядо уровня интегрированныхавтоматизированных систем управления,охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельностиорганизации.
В последние десятилетия системы управленияв высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии такназываемого третьего уровня. Ониохватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), ихпередачу, переработку, использование дляпреобразования нового объекта,достижения новых высших целей.
 Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системыуправления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе,соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированнаяинформатизация системы управления предполагает охват следующихинформационно-управленческих процессов: связь,сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержкаиндивидуальной деятельности,программирование и решение специальных задач [10, c. 35].
Таким образом, современныеинформационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многоенеобходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение дляпринятиярешений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средствмультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидностьинформационных технологий станет основой ХХІвека как века информационных технологий.
1.3. Интернет как разновидностьинформационных технологий



Internet – гигантская компьютернаясеть, состоящаяиз множества соединенных друг с другом меньших по размеру сетей и покрывающая весь земной шар. Выделяюттакие информационные службы Интернет, как E-mail, Ftp, Telnet, WWW, Gopher идр.
Intranet – корпоративная сеть, использующаяпродукты и технологии Интернета дляхранения, связии доступа к информации. Intranet создают ведомственные (корпоративные) системына базе Internet-технологий.
Системы управления базами данных (СУБД) – предназначены для храненияи обеспечения эффективного доступа кмассивам информации.
ИсторияВсемирной Паутины уходит своими корнямив 1962 г. Тогда Дж. Ликлайдер стал первым руководителем исследовательскогокомпьютерного проекта в DARPA (Defence Advanced Research Project Agency –Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США).Он сумел убедить своих преемников в важности созданияглобальной сети взаимосвязанныхкомпьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным ипрограммам любого компьютера [12, c. 7].
Впервые такаясвязь компьютеров, находящихся вразных штатах, осуществилась в 1965 году благодаряЛоуренсу Робертсу и Томасу Мерилу. Она происходила по низкоскоростнойкоммутируемой телефонной линии. Но это была перваяв мире нелокальная компьютерная сеть [8, c. 8].
Идеясоздания Интернет возникла в связи с необходимостью построенияотказоустойчивой сети, которая моглабы продолжать работу, даже если бы большаячасть ее стала неработоспособной. Одновременно сеть должна быть достаточноустойчивой к возможным ошибкам при передачи пакетов, т.е. обладать механизмомконтроля пакетов и обеспечитьнаблюдение за доставкой информации. Таким образом, основной принцип Интернет –независимость отдельного узла (компьютера) сети от разрушений и неполадок в техучастках сети, которые не связанынепосредственно с данным узлом.
Рост популярностисети Интернет в коммерческом секторе привел к тому, что Интернет отошел отпервоначальных исследовательских корней. Это в сочетании с осознаниемнеобходимости общественной поддержки Интернета привело к формированию в 1991году Сообщества Интернет под руководством Винта Серфа. В 1992 году Совет поразвитию Интернета был превращен в Совет по архитектуре Интернета,функционирующий под покровительством Сообщества Интернет.
В сеть Интернет входят миллионы компьютеров и сетей компьютеров,работающих под управлением разных операционных систем, с разными форматамиданных, на разных аппаратных платформах. Однако при обмене информацией всекомпьютеры должны пользоватьсяедиными соглашениями (протоколами) оспособах формирования и передачисообщений [22, c. 301].
Основой сети Интернет является стек протоколов TCP/IP. TCP обеспечивает напередающем компьютере разбивку отправляемогосообщения на куски, так называемыедейтаграммы, восстановление на принимающем компьютере сообщения из поступающих дейтаграмм в нужном порядке, повторную отправку не доставленных илиповрежденных дейтаграмм. IP выполняетфункции маршрутизации и доставки по адресу отдельных дейтаграмм [11, c. 52].
Каждый компьютер, подключенный кИнтернет, имеет уникальный физический адрес (IP-адрес). IP-адрес назначается администратором сети во времяконфигурации компьютеров и маршрутизаторов. IP-адрес состоит из двух частей:номера локальной сети и номера хоста в ней. Хост представляет собой объект сети, который может передавать ипринимать IP-адреса.
Электроннаяпочта (e-mail). Торговая маркаElectronic Mail была зарегистрирована в 1974 году. До тех пор использовалосьназвание «Система передачи сообщений с помощью компьютеров» [22, c. 479].
Электроннаяпочта позволяет обмениваться сообщениямис пользователями на другихкомпьютерах. Для обеспечения данного сервера созданы специальные почтовыесерверы, которые хранят сообщения длясвоих пользователей. После подключенияк компьютеру теоретически можно соединяться с любым другим компьютером в Интернете – для этого необходимо иметь разрешение, и удаленныйкомпьютер должен программно поддерживать это соединение.
World Wide Web (WWW) – гипертекс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.