В условиях формирующегопедагогически! и вил-действия происходит развитие личности, становление ееважнейших психологических свойств и качеств. Что же является движущими силамиразвития личности, способствующими достижению ею социальной зрелости?
В истории психологиисуществовало два направления в решении вопроса о движущих силах, источникеразвития и становления личности. Эти направления получили название биогенетическойи социогенетической концепций развития.
Биогенетическая концепцияисходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим,преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носитспонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек отприроды имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протеканияэмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенномукомплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам вадминистративной деятельности у других и т. п.). В человеке якобы от природызапрограммированы не только формы его психической деятельности, но и ихсодержание, изначально определены этапы психического развития и порядок ихвозникновения.
Биогенетическая концепция, представляющая личность человекалишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологическихфакторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образомпредопределенных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольтеему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистическиепоступки порождают у ребенка идею его “Я”,—призывали биогенетпки педагогов,оставляя за последними лишь право знать, какие качества личности должныфатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а,наоборот, способствовать ему.
Социогенетическаяконцепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействийокружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и вбиогенетической концепции, игнорируется собственная активность развивающегосячеловека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося кокружающей обстановке. Если следовать социогенетической концепции, то остаетсянеобъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас стольразные люди.
Таким образом, нибиогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основупонимания закономерностей развития личности. Ни та ни другая не способнывыявить движущие силы психического развития. Не позволяет это осуществить итеория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды инаследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития,а скорее удваивались.
Диалектико-материалистическаяпозиция при решении проблемы движущих сил развития личности с необходимостьютребует обращения к характеристике тех противоречий, разрешение которых иобеспечивает осуществляющийся в развитии переход от низшего (простого) квысшему (сложному). Активность личности обусловливается совокупностьюпотребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных инеосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удовлетворенияпотребностей является внутренне противоречи-в ы м. Потребности, как правило, неудовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимыматериальные средства, определенный уровень готовности личности кдеятельности, знания, умения и т. п. Движущие силы. развития личностивыявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностямичеловека и реальными возможностями их удовлетворения.
Удовлетворениепотребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживаетсяпротиворечие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальнымивозможностями их удовлетворения. Преодоление противоречий, ведущее к развитиюличности, происходит в деятельности путем овладения определенными средствамиее осуществления (приемами, способами, операциями, умениями, знаниями и т.д.), что происходит в процессе обучения. При этом удовлетворение потребностейпосредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокуюпо уровню потребность.
Вот почему развивающаясяличность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности (а следовательно, иразветвленную систему мотивации), в свою очередь является результатомразвития потребностей. Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведениеих к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человекукоммунистического общества, является одной из центральных задач формированияличности советского человека.
Формирование личностипроисходит в условиях включения ее в коллектив. Как подчеркивал А. С.Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, которыйпредставляет собой группу высокого уровня развития, обладающую наиболееблагоприятными условиями для формирования ценных качеств личности. Именно вколлективе получает полноценное удовлетворение потребность индивида бытьличностью, активным участником строительства нового общества, происходитвсестороннее ее развитие.
Ведущая роль вформировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее —воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности всоответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не толькоопределенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, нои создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальнуюсоциальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющуювозможности конкретной личности, создает условия для проявления ее активности,формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогикевоспитания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которыхвходит выявление средств и путей всестороннего развития личности, формированиянравственного сознания, воспитания сознательной дисциплины, социалистическогопатриотизма и пролетарского интернационализма. Осуществление этих высокихзадач и обеспечивает становление личности советского человека—строителякоммунистического общества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта stroy.nm.ru