Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Общая характеристика школьных реформ 60-х годов.
Подвлиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено былопровести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную,воинскую, школьную, земскую.
Похарактеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными,но проводились стоящими у власти крепостниками. Поэтому на них лежала печатьполовинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформеуниверситетов в 1863 году.
Подготовкак школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года).Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-хгодов проекты реформ, в том числе школьных, были более либеральными, нежелипоследующие их варианты и законы, утвержденные в 1863—1864 годах.
Характеризуяустав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработкупроекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимскиепаломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все жеоставался». Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной исредней школы.
«Положениео начальных народных училищах».19 июля 1864 года было утверждено «Положение оначальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народныхучилищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственныепонятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). К начальнымнародным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские исельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц (§ 2).
Вначальных школах преподавались закон божий, чтение «пo книгам гражданской ицерковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно,церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке.Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была влучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенноцерковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возрастучащихся.
Принималисьв народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открытьотдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместноеобучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, поусмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались.Обычно оно было бесплатным.
Учителяминачальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники(священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц нетребовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность кпреподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда каксветские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если«получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездногоучилищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности иблагонадежности от лиц, совету известных» (§ 16).
Всеначальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерстви ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако дляначальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находилисьв ведении синода.
Дляруководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) наместах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищныесоветы. В состав уездного училищного совета входили: представитель отминистерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа,обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель отминистерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е.начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, поназначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездномземском собрании), представитель городского самоуправления. Председательуездного училища совета избирался из числа членов совета.
Уездныйучилищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие,перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернскийучилищный совет (состоял из архиерея — председатель совета, губернатора,губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства)рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов даннойгубернии.
В«Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьнойреформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогативдореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословнойначальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открыватьнародные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществами частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальныхорганов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходскиешколы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалосьраспространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались кпреподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица — только пополучении удостоверений о их подготовленности, нравственности иблагонадежности.
Устав гимназий и прогимназий 1864 года.
Проектустава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогическойобщественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.
Поэтому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая — с преподаваниемдревних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе ссемилетним сроком обучения.
Вреальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподаваласьматематика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22),естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков),черчение (в реальных); в реальных гимназиях преподавались два новых языка, вклассических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальныепредметы: русский язык, литература, история, география — имели во всехгимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях — на одинурок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.
Учебныйплан реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным.К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучшесоответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинскийфакультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты былопредоставлено лишь окончившим классические гимназии. Они могли поступать во всевысшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступтолько в технические и сельскохозяйственные.
Поуставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: вчисло учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания ихродителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Былирасширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии неимел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловатьих попечителю учебного округа.
Каждаягимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических иучительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебныхпособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физическийкабинет.
Прогимназиибыли неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первымчетырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах.
Прежняясословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовуюсреднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годовсильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давалаболее обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическаягимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертитьи разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царскоеправительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всехгимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25%гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% —реальными.
В1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А.Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку ониспособствовали распространению среди молодежи материалистическогомировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскорепревратил все гимназии в классические.
Среднее женское образование.
Вначале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования,хотя и этот вопрос был разрешен половинчато.
10мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомстваминистерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища моглибыть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. Вних преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и началагеометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика,чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французскийи немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второгоразряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий,русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие.Принимались в женские училища девочки всех сословий.
Посравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на одингод меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они,как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначалисьдля подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовитьженщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училищавторого разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии ипрогимназии.
Реформа высшей школы.
Вобщественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты.Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительствоотвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентовС.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено былопойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава.Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержденпод давлением общественного движения.
Поэтому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционнойРоссии университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученымсоветом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание поконкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено числокафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полторараза увеличился состав преподавателей.
Былиреорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведениясуществовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путейсообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (нынеТимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехническийинститут.
Начало земской деятельности по народному образованию.
В1864 году былo утверждено «Положение о земских учреждениях», по которому в 34губерниях Европейской России, населенных главным образом русскими и народамиПоволжья, вводилось местное самоуправление — земства.
Введениеземства явилось, как отмечал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу.Населению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества —помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства)было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местнымихозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием(содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройствомдорог, водеснабжением и т. п.
Вобласти народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие вразвитии народного образования «преимущественно в хозяйственном отношении», т.е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы исодержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение,оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещенияучебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земствузапрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, котораянаходилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ,должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.
Ограничиваласьроль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но несредние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь«поощрения» выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендийучащимся средней школы.
Ивсе же земства большинства губерний за первые десять лет своего существованиясоздали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народныхучителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей,устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу.
Надо,однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственныхрасходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройкашкольных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельскиеобщества.
Извсех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских,церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровеньих учителей был выше, нежели учителей других начальных школ, они имелиспециальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. Однакодеятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу зарамки буржуазного просветительства.
Школьная политика царизма в 70—80-х годах XIX века.
В70—80-х годах усилилась политическая реакция в России. В области народногообразования она началась после выстрела Каракозова (1866), когда министромнародного просвещения стал граф Д. А. Толстой, совмещавший этот пост собязанностями обер-прокурора синода. Он (по меткому выражению Ушинского)«давит… народное образование тяжестью двух министерств...».
Царскоеправительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и впротивовес им упорно насаждало церковноприходские школы. Было усилено влияниедуховенства на начальные школы и установлен строгий правительственный надзор задеятельностью учителей, для чего созданы с 1869 года должности инспекторов, а с1874 года и директоров народных училищ. Реальные гимназии были ликвидированы,все гимназии превращены в классические, фактически дворянские школы (детидворян в середине 90-х годов составляли более 50% учеников гимназий, в то времякак в составе населения России дворян было лишь 2%). Средние учебные заведениястали отличаться педантизмом и формализмом, для учащихся был введен строгийрежим. Либеральный университетский устав 1863 года был заменен реакционнымуставом 1884 года: автономия университетов была ликвидирована, студенческиеорганизации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергся репрессиям.Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены.
Всредней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство виделосредство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политическихкружках и от усвоения материалистических идей.
Устав гимназий и прогимназий 1871 года.
В1871 году был издан реакционный «Устав гимназий и прогимназий», действовавший(с некоторыми изменениями) до Великой Октябрьской социалистической революции.По этому уставу все мужские гимназии были преобразованы в классические,реальные гимназии ликвидированы. Курс гимназии сделан восьмилетним (было семьклассов, седьмой класс был двухгодичным). Латинский и греческий языки занималив этих гимназиях 41,2% всего учебного времени. Латинский язык преподавался втечение всех восьми лет обучения, ему уделялось в разных классах от 5 до 8часов в неделю. Преподавание греческого языка начиналось с третьего класса идлилось 6 лет, по 5—7 часов неделю в каждом классе. Естествознание было исключеноиз учебного плана гимназии.
Порусскому языку в первых трех классах изучали грамматику, в четвертом классе —грамматику церковнославянского языка, а остальные четыре года посвящалисьизучению словесности (фольклора и литературы), причем наибольшее число часовзатрачивалось на изучение древней литературы и литературы XVIII века.
Поматематике главное внимание обращалось на знание формул и развитиематематического мышления; курс математики, как и преподавание других предметов,отличался формализмом.
Физикаизучалась лишь в течение трех последних лет при незначительном числе часов.Химия не преподавалась вовсе. В учебном плане значилось «краткоеестествознание», но в примечании к учебному плану намекалось, что это предметнеобязательный и даже нежелательный. Преподавание географии преимущественнобыло направлено на заучивание географических названий.
Программапо истории и объяснительная записка к ней требовали, чтобы курссосредоточивался главным образом на фактах «внешней истории». При этом курсистории превращался в историю царей.
Сусилением реакции в 80-х годах при министре И. Д. Делянове была повышена платаза обучение, ограничен прием евреев в гимназии, издан циркуляр 1887 года,получивший название «циркуляр о кухаркиных детях». Этот циркуляр предписывалдиректорам гимназий и прогимназий воздерживаться от приема во вверенные имучебные заведения «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников итому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальнымиспособностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Врезультате этих мероприятий правительству с начала 80-х годов до середины 90-худалось уменьшить число учащихся в классических гимназиях и понизить процентдетей недворянского происхождения.
Реальные училища.
В1872 году был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с6—7-летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этоттип школы предназначался для того, чтобы дать некоторую подготовкуобслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестыеклассы реального училища делились на отделения: основное (т. е.общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.
В1888 году в целях подготовки кадров для развивающейся промышленности былисозданы хорошо поставленные и оборудованные средние технические училища. Тогдамеханико-технические и химико-технические отделения реальных училищ былиликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательную среднююшколу.
Вреальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях.Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивныхсил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительношире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новыхиностранных языка.
Большоевнимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история,география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и вгимназиях.
Несмотряна то что курс математики и физики в реальных училищах был шире, чем вгимназиях, и имелся курс естествознания, все же окончивших реальное училище вуниверситет не принимали. Они могли поступать лишь в высшие технические исельскохозяйственные учебные заведения.
Женские гимназии.
В1870 году было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от того,какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женскиегимназии министерства народного просвещения и женские гимназии ведомстваучреждений императрицы Марии ( С конца XVIII века существовало особое ведомствоучреждений императрицы Марии, жены Павла I, в ведении которого находилисьинституты благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения,воспитательные дома, сиротские институты и т. д.). Учебные планы и программытех и других немного отличались друг от друга. Женские гимназии имели семьклассов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Окончившие женскиегимназии не пользовались правом поступления в университет.
Женскиепрогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классамженских гимназий.
«Положениео начальных народных училищах» 1874 года. Начальная школа в 70—8Э-х годах.«Положение о начальных народных училищах» было утверждено в 1874 году. Онодействовало без изменений в дореволюционный период и являлось большим тормозомразвития начального образования. По сравнению с предыдущим в «Положение оначальных народных училищах» 1874 года был внесен ряд изменений реакционногохарактера. Так, председателем уездного училищного совета теперь являлся уездныйпредводитель дворянства (по «Положению» 1864 года председателя выбирали самичлены уездного училищного совета). Смысл этого изменения заключался в том, чтоначальные школы, обслуживающие главным образом крестьян, отдавались под опекудворянства. Усиливался надзор духовенства за образом мыслей и поведениемнародных учителей и духом преподавания в начальных школах. Инспекторам(учреждены в 1869 году) и дирекциям народных училищ была предоставлена большаявласть над школами и народными учителями.
Земские школы.
Реакция70—80-х годов сильно сказалась и на деятельности земств по народномуобразованию. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царскогоправительства. За 20 лет (1875—1894) было открыто земских школ втрое меньше,чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждымгодом все более увеличивалась.
Вделе развития начальной народной школы земства сыграли определенную роль. Онинаходили большую поддержку со стороны передовых педагогов и деятелей народногообразования. К середине 90-х годов земства уже всецело приняли на себя оплатуучителей; ряд земств открыл земские учительские школы (семинарии) дляподготовки учителей; земствам принадлежало право намечать кандидатов надолжности учителей земских школ и представлять на утверждение в уездныйучилищный совет. Земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями,оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способствовалиповышению уровня преподавания. Некоторые уездные земства организовывали пришколах библиотечки для внеклассного чтения учащихся и для окончивших школу.
Дажев тех уездах, где земские собрания и их исполнительные органы — земские управы— состояли преимущественно из реакционно настроенных лиц — крепостников,передовые учителя земских школ стремились применять лучшие методы обучения,осуществлять на практике идеи прогрессивных русских педагогов. Были среди земскихучителей и революционеры, работавшие в народных школах по политическимсоображениям, чтобы стать ближе к народным массам и вести просветительнуюработу и революционную пропаганду среди крестьянства.
Хотядеятельность земств по народному образованию строилась в интересахдворян-помещиков и фабрикантов, нуждавшихся в грамотных сельскохозяйственных ифабричных рабочих, земская школа благодаря влиянию на нее прогрессивныхдеятелей народного образования и передовых педагогов значительно перерасталапоставленные ей официальные рамки; было расширено содержание начальногообучения, в особенности путем объяснительного чтения сообщались учащимсяначальные сведения по природоведению, географии и русской истории. Царскоеправительство относилось поэтому к земской деятельности по народномуобразованию с подозрением и всячески тормозило ее, противопоставляло земскимцерковноприходские школы и со своей стороны стало открывать в качествеобразцовых «министерские» начальные училища, но их, однако, было значительно меньше,они не стали основным типом начальной школы.
Церковноприходские школы.
Царскоеправительство и церковь с целью борьбы с земской школой и культивирования вначальных школах религиозности и «преданности престолу» усиленно насаждалицерковноприходские школы. К началу XX века число этих школ в России сильновозросло и составило почти половину всех начальных школ страны.
Ассигнованияна церковноприходские школы увеличивались из средств казны. Так, в 1902 годубыло отпущено на эти школы 10,5 миллиона рублей, а на все прочие начальныешколы только 5 миллионов рублей. В тех селениях, где существовалицерковноприходские школы, запрещалось открывать земские школы. В губерниях, гдене было земства, церковноприходские школы в 1900 году составили около 80% всехначальных школ.
Церковноприходскиешколы были самым худшим типом начальной школы. Большая часть учебного времени вних уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказыиз русской истории преподносились в сугубо религиозном и монархическом духе.Учителями церковноприходских школ были священники, дьяконы, дьячки и учителя,получившие подготовку в церковно-учительских школах. После учрежденияепархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства ссемилетним курсом) учительницами многих церковноприходских школ сталиокончившие эти училища.
Срокобучения в церковноприходских школах, по правилам о церковноприходских школах1884 года, был двухлетним, тогда как в земских школах уже с 60-х годовустановился трехлетний срок. Лишь к концу 90-х годов, когда во многих земскихшколах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения вцерковноприходских школах была повышена до трех лет.
Населениепонуждалось церковью к сборам на содержание церковноприходских школ под видом«доброхотных пожертвований благочестивых прихожан». Ученики старших классовцерковноприходских школ нередко использовались церковниками как рабочая сила нетолько для нужд школы, но и в хозяйствах церковников. За учебники и письменныепринадлежности взыскивалась с родителей учащихся в этих школах стоимость их,тогда как в земских школах они предоставлялись учащимся бесплатно.
Всеэто заставляло сельские сходы нередко выносить «приговоры» о заменецерковноприходской школы в данной местности школой земской, однако подобные«приговоры» отменялись царской администрацией, а принимавшие такие решениякрестьяне подвергались репрессиям и преследованиям.
Церковникистремились сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственныйсовет в 80—90 годах XIX века несколько раз вносились проекты передачи всехначальных школ в ведение синода, т. е. превращения их в церковноприходские.Подъем общественного движения во второй половине 90-х годов не дал осуществитьэти реакционные намерения.
Двухклассные народные училища.
Городскиеучилища по «Положению» 1872 года.Начальные школы с трехлетним курсом обученияне могли удовлетворить потребностей народного хозяйства, перешедшего уже на капиталистическиерельсы. Возникла потребность в повышенных школах. Были созданы двухклассныеначальные училища с пятилетним сроком обучения: первые три года обучениясчитались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народногоучилища; четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русскийязык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), нагляднуюгеометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русскойистории.
Двухклассныеначальные училища были школой-тупиком. Окончившие его не имели возможностипродолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы ипрограммы их и средних школ не имели преемственной связи. Число двухклассныхучилищ было невелико, примерно одно на волость. Окончившие эти училищапоступали по экзамену в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии и наразличные курсы.
Болееповышенными начальными школами были городские училища. Большая часть уездныхучилищ, существовавших по уставу 1828 года, была преобразована в 70-х годах вгородские училища по «Положению» 1872 года. Эти училища имели шестилетний курсобучения, их целью было дать детям недворянского происхождения (сыновьямремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.) повышенное начальноеобразование и некоторые прикладные знания.
Вгородских училищах преподавались закон божий, русский язык и литература,арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание (сведения изботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение,пение.
Городскиеучилища были, как и двухклассные училища, школами-тупиками, так какпреемственной связи между ними и средними учебными заведениями не было. Примногих городских училищах организовывались для окончивших одно-, двухгодичныекурсы: счетоводные и бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. п.
Городскиеучилища просуществовали до 1912 года. После этого они были преобразованы ввысшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальнойшколы).
Подготовка учителей начальных школ. Учительскиесеминарии и институты.
Ростчисла начальных школ, особенно в 60—70-х годах XIX века, остро поставил вопросо подготовке для них учителей. Лучшие русские педагоги разрабатывали вопрос оподготовке учителей. Так, К. Д. Ушинский в 1861 году составил и опубликовалпроект учительской семинарии. По этому проекту земства различных губернийоткрыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ. Лучшими изних были возникшие в 70-х годах С.-Петербургская земская учительская школа,имевшая четырехлетний (а после революции 1905 года даже шестилетний) курсобучения, и Тверская женская учительская школа имени Максимовича. Еще раньшепоследователем Ушинского, известным методистом по географии Д. Д. Семеновым приактивном участии местной общественности была открыта и прекрасно поставленаучительская семинария в г. Гори (Грузия).
В70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земскихучительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенныеучительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей длянарода в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году«Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывалиучащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православнойцеркви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное времячтение книг религиозного содержания.
Курсучительских семинарий был установлен трехлетний (после революции 1905 года онстал четырехлетним). В семинарии принимались главным образом окончившиедвухклассные училища. При учительских семинариях были общежития, большинствосеминаристов получало стипендии: казенные и земские. Сначала учительскиесеминарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. К 1января 1917 года в России имелась 171 учительская семинария. В нихпреподавались закон божий, русский язык и литература, математика,естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика,методика первоначального обучения. Во многих семинариях (особенно в земских)преподавались также ручной труд и сельское хозяйство.
Учительскаясеминария по сравнению с гимназией и реальным училищем давала меньший объемобщеобразовательных знаний. В периодической печати нередко указывали на этот ихнедостаток. Положительной стороной учительских семинарий была педагогическаяподготовка учащихся. Преподавались педагогика с элементами психологии иистории, методика преподавания в начальной школе русского языка и арифметики.Педагогическую практику учащиеся семинарий вели в существующих при нихобразцовых школах.
Учительскиесеминарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях.Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым(педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большимобщим образованием, но меньшей педагогической подготовкой по сравнению сучителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное число учительниц земскихшкол и значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускалисемиклассные женские епархиальные училища.
Частьучителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичныепедагогические курсы, организованные при городских училищах. Однако эти учебныезаведения не удовлетворяли полностью потребности в учителях начальных школ.Часть из них получала звание учителя в порядке экстерна.
Учительские институты.
Дляподготовки учителей городских училищ, преобразованных в 1912 году в высшиеначальные училища, были созданы учительские институты, куда принималисьмужчины, окончившие учительские семинарии или городские училища ипедагогические курсы при городских училищах.
Курсобучения в учительских институтах был трехгодичным и общеобразовательнаяподготовка, даваемая учительскими институтами, не достигала даже уровняобщеобразовательной средней школы, но в них педагогическая и методическаяподготовка была поставлена хорошо. Большинство видных методистовдореволюционного времени — авторов методических руководств по преподаваниюрусского языка, математики, естествознания и других предметов — былипреподавателями учительских институтов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/