Реферат по предмету "Педагогика"


Роль сказки в речевом развитии дошкольников

1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 12 ВЫВОДЫ 16 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников". Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта.

Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках.

А так же высший психический процесс - воображение. В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности

в дальнейшем. Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде

всего волшебные. Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования. Основная идея опыта: Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что будет являться структурой способности: 1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать

особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам). 2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику). 3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас. 4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок 5-й компонент:

Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок. Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2-3 компонентам с одной стороны, а с другой - могут быть и исключения. Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться: - Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета

"В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее); - Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора; - Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению. - Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.

Длительность работы над опытом Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, экскурсии) Теоретическая база опыта В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах.

Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер. На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого:

Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие,

мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) /

Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому). Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность

ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение. Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С.

Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал

К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин "Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования

Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому

рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие). Эти и другие педагоги - исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным

рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев / Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие). Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет.

Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми

сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества. Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич,

В.А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться. Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте. Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей

художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога

и детей. Цель исследования состояла в том, чтобы определить содержание и методы речевого развития дошкольников путём формирования способности к сочинению сказок у детей 6-7 лет на основании определения сущности и структуры этой способности. Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения

детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения. Задачи: Определить уровень развития творческих речевых способностей дошкольников, выявить наличие интереса к русским волшебным сказкам. На основе изучения психолого-педагогической литературы проследить взаимосвязь творческого рассказывания и литературного опыта детей.

Разработать и апробировать систему педагогических воздействий на творческое рассказывание детей с целью активизации воображения и развития связной речи. Методы: - изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности; - педагогический эксперимент; - тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детей; - записи детских сказок, - анализ продуктов творческой деятельности (сказок по уровням

их сочинения). 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях,

с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий. Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным.

Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач. Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги. Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач: - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; - развитие умения преодолевать трудности и страхи; - выявление и поддержка творческих способностей; - формирование навыков конструктивного выражения эмоций; - развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Сказки делятся на несколько групп: • сказки о животных; • сказки о взаимодействии людей и животных; • сказки-притчи; • бытовые сказки; • сказки-страшилки, истории о нечисти, • заветные

сказки; • волшебные сказки и другие. У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он

читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей: 1. Слушание и запоминание сказок. 2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам)

группой детей. 3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки. 4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). 5. Рисование сказок. 6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли). 7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. Пластические импровизации на тему сказок. Мы, педагоги детского сада должны руководить процессом формирования

у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка. Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные –

артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения проводились по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию. Педагог-воспитатель должен сам: • правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы; • ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё; • уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе; • видеть и исправлять характер движений у детей; • стремиться к максимальной естественности и

раскованности движений, как своих, так и учащихся; • слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять; • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала. Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА В ходе проведения опыта проводились комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике,

с использованием материала по устному народному творчеству. Программа исследования "Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла " рассчитана на 4 недели. На первом занятии показ упражнений артикуляционной гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог. На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога).

На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего). На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми. Основные этапы, формы и методы работы со сказкой Педагогические задачи: 1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев. 2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного. 4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д. Мотивация: 1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?"). 2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям. 3). Загадка. "

Поищем отгадку в сказке". Приемы и методы (рассказываем сказку): 1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.) 2). Герой сказки (игрушка). 3). Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы). 4). Фланелеграф (рассказываем и показываем). Все занятия проходят как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий. Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса. Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал. Вступительная часть. Загадка о лисе: Сама рыжевата

Мордочка плутовата Ей не надо пирожка Ей бы скушать петушка (лиса). Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают. Ребята скажите, пожалуйста: - А какие вы знаете сказки о лисе? - Где встречается лиса? "Колобок", "Теремок", "

Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Морозко". А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка. Рассказывание сказки. Проводится физкультминутка. "Хитрая лисичка" Хитрая лисичка Вышла погулять. Захотелось ей Кого-нибудь поймать – Или птичку, или рыбку

Или зайку, или мышку, Но птички улетают, Рыбки уплывают, Зайки убегают, Мышки прячутся в нору. Дети ходят по кругу, выполняют упражнение Лисичка. Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в "замок". Выполняют упражнение Птичка, а затем Рыбка. Выполняют упражнение Зайчик, а затем Мышка. Разводят руки в стороны. Выполняют упражнение

Птичка, двигая скрещенными руками по кругу. Выполняют упражнение Рыбка, движение рук от себя. Выполняют упражнение Зайчик, движение рук от себя. Хлопают в ладоши за спиной. Беседа о сказке. Вопросы по содержанию: Ребята, скажите, вам понравилась сказка? А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите. Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?

Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей) Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали? Как вы думаете они грустили, переживали? Вспомните, как про это сказано в сказке? Творческое задание: Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой? Как бы могла закончиться его встреча с лисой?

Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка? Как вы думаете, Жихарка веселый человек? Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке. Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный. Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит

игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими (см. Приложение). ВЫВОДЫ 1. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. 2. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности

детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. 3. Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме. 4. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алексеева М.М Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников:

Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. 1999. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. – М. 1981. 3. Выготский С.Л. Собрание сочинений. Т4.5. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М 1961. 5. Горбушина

Л.А Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983. 6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003. 7. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. – М 1997. 8.

Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса. 2004. 9. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.

П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение. 1984. 10. Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М. 1990. 11. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. //

Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М 1990. 12. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. – М. 1994. 13. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003. 14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/

В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984. 15. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред.О.М. Дьяченко. Издание второе. исправленное и дополненное. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2000. 16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений:

Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002. 17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989 №3. 18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М 1967. 19. Тихомирова И.М. Школа развивающего чтения. –

Нижний Новгород. 1996. 20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред.Н. Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М 1984. 21. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. – М. 1992. ПРИЛОЖЕНИЕ Тематический план и содержание занятий

Русская народная сказка "Снегурочка" Задачи: 1. Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение. 2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач. 3. Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх. 4. Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая

их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей. 5. Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями. 6. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах. Художественное слово: Русская народная сказка "Снегурочка". Загадки про зиму, снег и т.д. Пословицы, поговорки.

Весёлые задачи. Физкультминутка "Мороз". Оборудование: иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика. Варианты игровых упражнений: 1. "Когда это бывает " 2. "Снеговики" 3. "Кто лишний и почему?" 4. Игра "Времена года". 5. Игра "Разные снеговики".

6. "Весёлые задачи". Варианты вопросов по сказке: 1). Какие времена года описаны в сказке? 2). В какое время года появилась Снегурочка? 3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени? 4). Сколько месяцев длится одно время года? 5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу? 6). А почему не лепят снежного деда? 7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь?

8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему? 9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать? 10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень ? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него? 11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).

12). Сказка грустная или весёлая? Почему? 13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы: "Не хлебом единым жив человек? " "Без детей горе, а с детьми - двое". "Всему своё время". "Зиме, да лету союзу нету". "Зима кончается, весна начинается". Варианты игровых упражнений: 1). "Когда это бывает "

Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает. (Весна) Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят (Осень) Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает Когда это бывает. (Лето) Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю

Белю поля, дома, Зовут меня (Зима) 2). "Снеговики" В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков.

Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков). 3). "Загадки". Меня не растили Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку, Глаза – угольки, Руки – сучки. Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба) По снегу покатите – я подрасту, На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)

Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое) 4). "Снежные комочки" Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй "комочки" самостоятельно.

5). Игра "Времена года". Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года). Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "

Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц". 6). Игра "Разные снеговики". Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика. Вот зайчишка у реки Встал на задних лапках,

Перед ним снеговики С метлами и в шапках. Заяц смотрит, он притих, Лишь морковку гложет: Что же разное у них Он понять не может. Посмотрите на "лица" снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д. ; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д. ).

Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д. Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек. 7). "Весёлые задачи". а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (Четыре ребёнка). б)

Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут). в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале. г)

Ну-ка, сколько всех ребят На горе катаются? Трое в саночках сидят, Один (двое, трое) дожидаются. 8). "Физминутка" Мороз Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз, Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос) Значит надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (показать движения)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :