Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Школа и педагогическая мысль народов России во второй половине XIX - начале ХХ века

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Политика царизма в области просвещения нерусскихнародов.
Царизмпроводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей,сознательно задерживал их политическое, экономическое и культурное развитие.Решительно пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет,журналов на родном языке и т. д. В то же время царское правительство насаждалов местностях с нерусским населением школы, которые ставиликолонизаторско-русификаторские цели.
Появлениепервых нерусских школ относится к середине XVI века первоначально в Казанскомкрае. Эти школы возникали эпизодически (главным образом, в Поволжье),преимущественно для подготовки из среды «инородцев» миссионеров-священников.
Начинаясо второй половины XVIII века школьно-миссионерская деятельность среди нерусскихнародов значительно расширяется и приобретает уже более организованныйхарактер. Открываются так называемые «новокрещенские» школы, предназначенныедля детей местных жителей, принявших православие в Поволжье, в Приуралье и вСибири. Так, например, в Иркутске епископом Иннокентием (Неруновичем) былаоткрыта школа для подготовки миссионеров из бурятских детей. Подобные школыоткрывались также на Камчатке.
Всвязи с присоединением к России в начале XIX века народов Кавказа, Казахстана,Молдавии руководство учебных округов создавало здесь школы по уставам 1804 и1828 годов, а иногда особые школы для подготовки служащих колониальногоаппарата.
Послеутверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов и преобразования на их основеначальной и средней школы царское правительство приступило к разработкегосударственных документов по организации школ для нерусских народов.
Основныеполитические и идеологические установки для школьного дела были сформулированыв 1870 году реакционным министром народного просвещения Д. А. Толстым.«Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашегоотечества, бесспорно должно быть, — заявил он, — обрусение их и слияние срусским народом». Эти русификаторские установки были положены в основу изданныхв 1870 году правил «О мерах к образованию населяющих Россиюинородцев», разделивших все народы, не принадлежавшие к русскойнациональности, на три категории.
«I.Народы, весьма мало обрусевшие», к которым отнесли народности Восточной Сибирии Поволжья. В школах для этих народностей рекомендовалось начинать учение народном языке и переходить в последующем к обучению на русском языке.
«2.Народы, живущие в районах, населенных и русскими». В школах этих местпредлагалось вести обучение сначала на русском языке, прибегая в отдельныхслучаях к пoмощи родного языка и переходя как можно быстрее к обучению толькона русском языке (так велось обучение, например, в школах для грузинскихдетей).
«З.Народы, достаточно обрусевшие» — украинцы, белорусы и другие, в школах которыхстрого предписывалось вести обучение только на русском языке. Применение данных«Правил» к народам, отнесенным к этой категории, привело к полному вытеснениюпрактики обучения на родных языках, сложившейся под влиянием общественногодвижения 60-х годов.
Наоснове этого общего директивного документа были созданы и опубликованыинструкции, определявшие принципы учебно-воспитательной работы школ наотдельных территориях обширной Российской империи.
Так,школы для народов Кавказа, исповедовавших православную религию, должны былиработать на основе «Устава об устройстве дела образования на Кавказе», изданномв 1873 году. Действуя на основе этого и других царских распоряжений, неуклонноследовавших русификаторским и великодержавным установкам, царские чиновникинеизменно закрывали школы на родном языке, открываемые высшими органамиармянской церкви. Также поступали они, встречаясь с инициативой по открытиюшкол на родном языке светскими грузинскими организациями.
В1776 году при генерал-губернаторе среднеазиатского района было созданоспециальное Управление учебными заведениями Туркестана, в задачи которого быловменено осуществление прежде всего русификаторской политики.
Определивсоответствующими государственными документами порядок работы школ и укрепив всвоих целях органы школьного управления, царизм неуклонно усиливал напротяжении второй половины XIX века систему придирчивого, тщательного контроляи надзора за деятельностью учителей.
Несмотряна все запретительные и дискриминационные действия, царизму не удавалось подавитьростки продолжавших развиваться национальных культур народов России, истребитьпопытки тайного обучения на родном языке. Так, на Украине, в Белоруссии идругих местах царские чиновники постоянно встречались с фактами тайногообучения детей местной национальности родному языку. В 1892 году правительствоиздало документ с устрашающим названием и весьма строгим содержанием. Это были«Временные правила о взысканиях за тайное обучение в северо- юго-западныхгуберниях», касающиеся белорусского и прибалтийских народов. Категорическизапрещалось создание школ на родном языке, проведение обучения родному языку всуществующих школах во внеурочное время. Виновным в нарушении этих предписанийгрозили огромными денежными штрафами и тюремным заключением.
Система Н. И. Ильминского.
Начинаясо второй половины XIX века царское правительство стало насаждать новыемиссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системеНиколая Ивановича Ильминского (1822—1891).
Главноеместо в системе Ильминского отводилось распространению религиозного воспитаниячерез миссионерские православные школы. И. И. Ильминский считал, что успехуэтих школ будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родномязыке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которогопреподавание полностью переводилось на этот язык. Одновременно с этим и отборсамих учителей для миссионерских школ Ильминский предлагал проводить из средыместных жителей, да и учебники для школ по системе Ильминского должны были составлятьсяна родном языке учащихся с печатанием их русскими буквами.
26марта 1870 года были изданы официальные предписания, на основе которых вПоволжье, Приуралье, Сибири и на Крайнем Севере была организована значительнаясеть православных школ. Попытки открытия таких школ делались в Средней Азии, наКавказе в целях предотвращения влияния исламского духовенства на местноенаселение.
Основнымтипом учебных заведений, через которые осуществлялась система Ильминского,ялялись так называемые «братские» школы, открытие которых началось с 1863 года.Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся иносило религиозный характер.
Наибольшегоразвития «братские» школы достигли в конце XIX века в Поволжье, где число ихдошло до 150, с количеством в них 5 тысяч учащихся. С развитием к тому временисети земских и министерских школ религиозно-«братские» школы начинаютпретерпевать изменения и вливаться в общеземскую школьную сеть: к 1917 годучисло этих школ упало до 59.
Дляподготовки учителей школ, работавших по системе Ильминского, в то времясуществовали два типа педагогических учебных заведений: 1) центральные школы и2) учительские семинарии и учительские школы. Центральные школы по своимучебным программам соответствовали церковноприходским «двухклассным» школам иимели своей целью готовить учителей для «братских» школ. Для каждойнациональности Поволжья и Приуралья открывались отдельные центральные школы:для крещеных татар — Казанская крещено-татарская школа, для чувашей —Ишаковская, для марийцев — Уфимская, для удмуртов — Карлыгинская и ряд других.Подготовка учителей для земских и министерских школ шла через Казанскую«инородческую» учительскую семинарию, Симбирскую, Оренбургскую и другиеучительские школы.
Н.И. Ильминский следил за тем, чтобы во всех школах, организованных по егосистеме, обучение было строго религиозным. За малейшие отступления от негоучителя наказывались. Характерным в этом отношении является случай, происшедшийв марийской школе Царево-Кокшайского уезда. Нарушение заключалось в том, чтоучитель этой школы стал обучать детей по книге К. Д. Ушинского «Родное слово»вместо рекомендованного «братством» букваря, катехизиса и священной истории.Вскоре попытка учителя заменить церковное обучение светским была пресечена.
СистемаИльминского как явно реакционная использовала родные языки не как средствораспространения светских общеобразовательных знаний и подъема культуры народовРоссии, а как средство насаждения и распространения среди них православной верыи монархических убеждений. Однако использование родного языка в этих школах,вопреки системе Ильминского, стимулировало развитие родных языков, обогащало ихновой лексикой и содействовало некоторому росту общей грамотности самогонаселения.
Правительственные школы для народов России.
Вместностях с мусульманским населением издавна существовали конфессиональныешколы (мактабы, медресе и др.), которые являлись рассадником религиозногофанатизма и пантюркизма. В противовес им царским правительством создавалисьособые правительственные школы для многочисленных народов России, в этих школахпреподавались светские науки подготовленными учителями, владеющими новымидидактическими средствами.
Образовательныйуровень, общая организация учебной работы и методы обучения были выше, чем вмусульманских школах; но на первом плане здесь стояли колонизаторские цели —подготовка из среды коренного населения преданных царской власти людей.
Вбольшинстве этих школ обучение проводилось на русском языке. Одни из них имеличетырехлетний, другие — двухлетний курс обучения. При некоторых четырехлетнихшколах существовали интернаты, в которых обучались преимущественно детифеодальной верхушки и богатой части местного населения. Наиболее известнымибыли русско-татарские школы Поволжья и русско-туземные школы на СеверномКавказе и в Средней Азии после присоединения Туркестана к России в 1870 году.Для детей трудящихся открывались немногочисленные и хуже поставленныедвухлетние школы грамоты. Из нерусских школ с двухлетним обучением, например указахов, типичными являлись так называемые аульные школы.
Первыеаульные школы появились в аулах Тургайской области в 1892 году и былиприспособлены к кочевому быту населения. В аульных школах преподавали русскийязык, арифметику, казахскую грамоту и магометанское вероучение. Учителямиобычно состояли лица, окончившие двухклассные школы. Обучение, в этих школахпроводилось на родном языке учащихся, но находилось на невысоком уровне. В 1916году аульных школ насчитывалось 169 с 5 тысячами учащихся, что составляло лишь около1% всех детей-казахов школьного возраста. Русско-туземные школы длямусульманского населения Средней Азии и Северного Кавказа с русификаторскимицелями начали открываться в 80-х годах XIX века. По своей программе эти школыотличались от русских министерских школ только преподаванием магометанскоговероучения. Обучение в русско-туземных школах проводилось на русском языке,кроме вероучения, преподававшегося на родном языке учащихся. Предполагалось,что при посредстве оплачиваемых мулл, преподававших вероучение, царизму удастсяпреодолеть недоверие населения к этим школам. Но в действительности в 1912 годуво всем Туркестане насчитывалось 89 русско-туземных школ с 2500 учащимися, чтосоставляло менее 1 % детей школьного возраста.
Борьба за национальную школу.
Царскоеправительство чинило всяческие препятствия в деле развития национальной школы инародам с древней и высокой культурой, какими, например, являлись грузины иармяне. Преподавание в школах Грузии и Армении велось обычно на русском языке.Попытки борьбы в Грузии и Армении с русификацией школ вызывали суровыеправительственные репрессии. Так, например, в 1885 году в Армении было закрыто500 церковноприходских школ за отказ подчиниться русификаторским требованиямцарского правительства. Такие же запрещения деятельности школ повторялись вАрмении и в 1896 году, и в 1902 году. Развитие национальных школ в Грузии такжестрого запрещалось. В Азербайджане и в других районах Кавказа царскоеправительство пыталось насаждать с русификаторскими целями так называемыегорские школы, которые вследствие отрицательного отношения к ним населениязначительного распространения не получили.
Запреподавание в школах на родном языке учащихся десятки лет велась борьба вЛитве и Белоруссии. Родной язык запрещался и преследовался, что задерживалоразвитие национальных культур. По закону от 18 мая 1876 года, сохранившему своюсилу вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, запрещалосьобучение на родном языке и в школах Украины.
Кконцу XIX века сильно обострилась также борьба за национальную школу вПрибалтике, у латышей и эстонцев. До этого времени в целях борьбы с немецкимвлиянием правительство Александра III даже поощряло развитие в Прибалтике сетинациональных школ с преподаванием на родном языке учащихся. Однако рострабочего класса и революционных настроений в Прибалтике испугал царскоеправительство и заставил изменить отношение к развитию национальной школы.Борьба за национальную школу особенно обострилась во время революции 1905—1907годов.
Благоприятныедействия на борьбу нерусских народов за широкое национальное просвещение иразвитие прогрессивной педагогической мысли оказалиреволюционно-демократическое движение 60-х годов, активная деятельностьпередовых русских педагогов: Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. И.Пирогова, К. Д. Ушинского и его последователей, Л. Н. Толстого.
Джадидизм.
Вконце XIX—начале XX века в районах, населенных мусульманскими народами,развилось движение за преобразование мусульманских школ, называемое джадидизм(от арабского «джадид» — новый). Сторонники этого движения стремились изменитьсодержание и методы обучения в медресе (отчасти и в мактабах), они предлагаливвести в мусульманские школы общеобразовательные предметы, родной и русскийязыки, но при непременном сохранении ведущей роли за магометанской религией.Джадиды создали различные общества, которые проводили в жизнь эту программу,издавали новые учебные пособия и распространяли их в школах, создаваяджадидистские, или, как их называли, новометодные школы.
Джадидизмбыл попыткой местной националистической буржуазии приспособить школу к условиямразвивающегося капитализма.
Будучипорождением буржуазного национализма, это религиозно-реформаторское движениенаносило большой вред делу объединения различных национальностейдореволюционной России на совместную борьбу за свержение царизма ипреобразование школы на демократической основе.
Джадидизмвнес, однако, некоторые улучшения в организацию, содержание и методы работымусульманских школ на основах научной дидактики. Школы были оснащенысовременным оборудованием, чего раньше не было (например, прежде учащиесясидели на полу на корточках, классные доски, парты, столы отсутствовали),устроены по санитарно-гигиеническим требованиям. Изменилось содержаниеобучения: введены реальные, в том числе естественные, науки, созданы учебныепособия и учебники на родном языке школьников, стали применяться методыобучения, ослабляющие прежнюю систему муштры и зубрежки.
Выдающиеся деятели культуры и просвещения народовРоссии.
Средипрогрессивных педагогов второй половины XIX века, которые внесли большой вкладв развитие педагогической мысли на Украине, довольно широкой известностьюпользовался Николай Феодосьевич Левицкий (1819—1885) — методист первоначальногообучения.
С1846 г. Н. Ф. Левицкий учительствовал в народных школах на Черниговщине иКиевщине (в Городне, Белой Церкви, Нежине), преподавал в подготовительныхклассах Киевской прогимназии, а в последние годы жизни — в 4-й Киевскойгимназии. Он широко пользовался «Родным словом» К. Д. Ушинского, дидактическиеидеи которого он называл драгоценным руководством к преодолению устаревшихметодов обучения.
Н.Ф. Левицкий горячо доказывал необходимость преобразования школы на основахнародности. В своих общепедагогических и методических статьях, печатавшихся в«Циркулярах Киевского учебного округа» за 1867—1869 годы, а также в устныхвыступлениях перед учителями он противопоставлял существовавшей начальной школес ее официальным обучением и чисто внешним надзором за поведением детей новую школу,которая должна развивать детский ум, давать учащимся научные знания, будить вдетях стремление к полезной деятельности и самообразованию, осуществлятьфизическое, эстетическое и нравственное воспитание, удовлетворять требованиямнародной жизни. Н. Ф. Левицкий писал, что обучение должно соответствоватьзаконам психического развития детей, быть наглядным, последовательным,основательным, сопровождаться практическими упражнениями на уроках, особенно породному языку и арифметике. Средствами нравственного воспитания Н. Ф. Левицкийсчитал гуманное отношение к детям, воспитывающее обучение, развитие чувствачести и авторитет учителя. Разработанные Н. Ф. Левицким программные иметодические указания о первоначальном обучении (они были изложены в его книге«Очерки курса грамотности») широко использовались многими учителями на Украине.
Видноеместо в истории украинской педагогической мысли второй половины XIX веказанимал известный публицист, ученый и общественный деятель Михаил ПетровичДрагоманов (1841—1895). Значительная часть его работ посвящена вопросам школы инародного образования, а сам он принимал активное участие в организациивоскресных школ, высоко оценивал педагогические идеи и просветительскуюдеятельность Н. И. Пирогова.
С1864 года М. П. Драгоманов преподавал историю в Киевском университете, но в1875 году был уволен за политическую «неблагонадежность». Выехав за границу, ониздавал в Женеве журнал «Громада», а также запрещенные в России произведения В.Г. Белинского, А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко.
В1889 году М. П. Драгоманов переехал в Софию, где возглавил кафедру новойистории первого болгарского университета. «Я думал, служа делу науки ипросвещения в независимой Болгарии, служить в то же время и делу свободы всехславян, в том числе и моих соотечественников», — писал он по поводу своегопереезда. В Софии и прошли последние годы жизни украинского ученого.
Творческоенаследие М. П. Драгоманова включает в себя как прогрессивные, так иконсервативные элементы. М. П. Драгоманов последовательно отстаивал мысль опрогрессивном значении воссоединения Украины с Россией, подчеркивалодновременно, что русский и украинский народы должны жить в составе единогодемократического государства и что царизм может быть побежден «толькосовокупными усилиями всех народов России, которые и должны для этогоорганизовываться как внутри себя, так и между собой». В своих многочисленныхполитических памфлетах М. П. Драгоманов писал о царском самодержавии как оглавном тормозе на пути экономического и культурного развития народов России.Борьбу М. П. Драгоманова против царизма, а также его характеристикувзаимоотношений между царским правительством и земцами положительно оценивал В.И. Ленин.
Решительноосуждая преследование реакционерами украинского языка и литературы, М. П. Драгомановтребовал обучения украинских детей на родном языке, хотя бы на первых порах вначальной школе. При этом М. П. Драгоманов ссылался на К. Д. Ушинского и В. И.Водовозова, которые заявляли, что на Украине нужно учить крестьян на их родномязыке.
Свопросом об украинском языке преподавания М. П. Драгоманов тесно связывалвопрос о создании новых школьных учебников. В статье «О педагогическом значениималорусского языка» он на примере «Книги для чтения в школах Киевского учебногоокруга», изданной попечителем учебного округа Ширинским-Шахматовым, показалнепригодность таких учебников и требовал вводить в учебники материал, который«будет укреплять в детях естественные стремления к свободе и братству».
Значительнымявлением в истории народного образования и педагогической мысли на Украине былатворческая деятельность Христины Даниловны Алчевской (1841—1920). Болееполувека отдала она делу просвещения народа, разработке наиболее эффективныхметодов обучения взрослых, всестороннему изучению интересов читателей изтрудовых слоев населения.
X.Д. Алчевская была организатором и бессменным руководителем знаменитойХарьковской женской воскресной школы, открытой в 1862 году, а такжеосновательницей и учительницей школы взрослых в Алекееевке Славяно-Сербскогоуезда на Украине. Созданное совместно с учителями Харьковской воскресной школыи изданное под редакцией X. Д. Алчевской трехтомное пособие «Что читать народу»(1884—1906) было высоко оценено Л. Толстым, Г. Успенским, А. Чеховым, Н.Бунаковым, В. Вахтеровым и другими.
Наиболееценным вкладом X. Д. Алчевской в дело школьного преподавания являетсяразработанная ею методика проведения литературных бесед с учащимися.
X.Д. Алчевская использовала литературные беседы в качестве одного из наиболееэффективных методов и на уроках, и во внеклассных занятиях, и во внешкольнойработе. В отличие от многих других педагогов она вела литературные беседы потщательно разработанной и строго контролируемой программе, как обязательныеучебные занятия. Программа литературных бесед в школе X. Д. Алчевскойпериодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц.Эффективность бесед проверялась главным образом через письменные работы.
Методикав школе X. Д. Алчевской создавалась коллективными усилиями возглавляемых еюучительниц, при участии видных педагогов того времени — Н. А. Корфа, В. А.Евтушевского, В. И. Водовозова, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова и других.Руководимый X. Д. Алчевской педагогический коллектив вырабатывал эти методытворчески.
Сименем X. Д. Алчевской, как справедливо указывал В. П. Вахтеров, «связанадальнейшая история воскресных школ» и последующее развитие методики обучениявзрослых. Многое из этого богатого педагогического наследия сохранило своюценность и для современной массовой школы.
ЯковСеменович Гогебашвили (1840—1912) — основоположник прогрессивной педагогики вГрузии, был последователем К. Д. Ушинского и активным сторонником передовойрусской педагогики середины XIX века. Он окончил Тифлисскую духовную семинариюи Киевскую духовную академию. В 1864 году он был назначен преподавателемТифлисского духовного училища, а затем его инспектором. Прогрессивнаяпедагогическая деятельность Гогебашвили вызвала гонения со стороныадминистрации семинарии, царских чиновников. В 1874 году он был снят с должностикак «политически неблагонадежный».
Особенновелика заслуга Гогебашвили как автора учебников для народных школ. Методическисовершенный учебник Гогебашвили «Деда эна» («Родной язык») был принят в течениедесятилетий в дореволюционных грузинских школах. Учебники Гогебашвили порусскому языку приобрели известность далеко за пределами Грузии. Им составлены:«Русское слово», ч. I (букварь), «Русское слово», ч. II (книга для чтения),«Методическое руководство для учителей и учительниц грузинских начальных школ кпреподаванию по книге «Русское слово», «О грузинском и русском алфавитах спедагогической точки зрения» и др. В этих книгах даны ценные методическиеуказания по преподаванию русского языка в нерусских школах.
Следуяучению Ушинского о народности воспитания, Гогебашвили писал: «Преподаватьрусский язык детям кавказских народов по учебнику, составленному для русскихдетей,— это значило в деле обучения государственному языку игнорироватьрешительно все педагогические требования, превратить это обучение в мучительноеи отупляющее занятие, подавать детям русский язык не в виде воспринимаемой илегко перевариваемой пищи, а в виде камня».
Большоезначение Гогебашвили придает правильному установлению начала изучения второгоязыка. Особо важное значение Гогебашвили придает выбору метода преподавания.Метод обучения русскому языку, писал он, должен совмещать достоинства инатурального и переводного метода с устранением их недостатков.
Наглядностьпреподавания, поддерживаемая систематическим содействием родной речи, — вотоснова, на которую должны опираться руководства по русскому языку для местныхшкол, писал Я. Гогебашвили. В своей работе «Разбор учебных пособий по русскомуязыку» Я. Гогебашвили отчетливо высказал свои соображения по поводу принципов,по которым должны быть построены учебники русского языка для нерусских народов,и настаивал на необходимости учитывать лингвистическую, бытовую, фольклорнуюспецифику каждого народа. Гогебашвили пришел к следующему правильному выводу:«Итак, постоянно необходимо иметь для каждой народности Кавказа особоеруководство по русскому языку, обработанное на строго педагогических началах, стщательным соблюдением правил перехода от легкого к трудному, от схожего кнесхожему, от простого к сложному, от формы и сочетаний аналогических соборотами родной речи к формам несходным».
ГазаросАгаян (1840—1911)— крупнейший армянский педагог и писатель второй половины XIXвека, разделявший взгляды русских революционных демократов Н. Г. Чернышевскогои Н. А. Добролюбова, был в дидактике и методике последователем К. Д. Ушинского.
Воснову педагогических взглядов Агаяна положены народность и родной язык.Созданный им букварь способствовал внедрению в армянские школы звукового методаобучения. Его учебники «Учебник родного языка» для I—IV классов начальной школыприобрели в Армении широкую популярность и вытеснили все другие подобныеруководства. По ним обучались многие поколения армянского народа.
Агаянпреподавал в школах, писал публицистические статьи, художественные произведенияи стихи, составлял различного рода учебники и методические руководства. Требуявоспитания гуманного человека на базе общего и широкого образования, он высокоценил роль учителя. Агаян писал:
«Педагогика— это искусство, а учитель — художник, архитектор, при воспитании и обучениион, подобно архитектору, должен так искусно построить свою работу, чтобыполучалась гармония между воспитанием и обучением».
Приобучении языку Агаян требовал применять максимальную наглядность исамодеятельность, подчеркивал необходимость затрагивать все органы чувствребенка, осуждал пристрастие к использованию лишь зрительной наглядности.
Придаваяогромное значение народному творчеству, сказке, пословице, загадке, онписал:«Сказка необходима для пробуждения в ребенке таких нужных положительныхчерт характера, как отвага, храбрость, честность и пр.». Агаян сам много сделалдля того, чтобы дать учащимся нужный материал для послебукварного чтения. Онявился создателем армянской детской литературы. Рассказы и сказки Агаяна до сихпор являются любимейшим чтением детей Армении.
Агаянвел борьбу за демократизацию народного образования, за женское образование, заосвобождение школы от влияния духовенства и передачу ее в руки армянскогонарода. Агаян считал русскую культуру одним из самых важных источников дляширокого развития армянской культуры и просвещения.
Азербайджанскийпросветитель, писатель, общественный деятель и педагог Мирза Фатали Ахундов(1812—1878) стоял на радикальных и демократических позициях. В 1833 году, ужебудучи двадцатилетним юношей, Ахундов поступил в только что открытую в Нухерусскую школу, а с 1834 года и до конца своей жизни состоял переводчиком принаместнике Кавказа. По своим философским взглядам Ахундов был воинствующимматериалистом, решительным врагом фанатизма и ислама, поборником просвещенияшироких народных масс на родном языке. Ахундов считал совершенно недопустимымтакое положение, когда в русских школах Азербайджана обучение шло на русскомязыке, а в многочисленных школах при мечетях — на арабском и персидском языках,и призывал прежде всего отказаться от громоздкого и трудного для школьниковарабского алфавита.
В1873 году Ахундов создал на новой основе более легкий и доступныйазербайджанский алфавит. Мусульманское духовенство и их пособники встретили этонововведение в штыки, и, несмотря на все усилия Ахундова, его проект не былпринят.
Ахундовсоздал литературный азербайджанский язык, очистив его от арабских, персидскихпримесей, внеся в него общеевропейские и русские научные и культурные термины,тем самым была дана возможность народу овладевать культурой и наукой. Будучибольшим поклонником русской литературы, Ахундов усиленно пропагандировал средисвоих земляков язык великого русского народа. Он был лично знаком с декабристомБестужевым, сосланным на Кавказ.
Большуюактивность Ахундов проявил в деле разработки практических мероприятий пораспространению широкой грамотности и просвещения среди азербайджанскогонарода, а также развитию сети школ светского характера. По его инициативе былооткрыто азербайджанское отделение при Горийской учительской семинарии. Ондействовал как убежденный просветитель, пропагандист новых прогрессивных идей.Он вел решительную борьбу с турецкими и персидскими реакционерами,препятствовавшими осуществлению прогрессивных идей и установлению дружбы междуазербайджанским и русским народами.
Ахундовбыл сторонником светской, безрелигиозной школы и разработал для нее программы.На первое место Ахундов в полном соответствии с идеями русскихпросветителей-шестидесятников выдвигал естественные науки и математику, историюи географию. В то же время Ахундов признавал громадное воспитательное значениелитературы. Должное место в своих учебных планах Ахундов отводил физическомувоспитанию и обучению труду.
Всвоих художественных произведениях М. Ф. Ахундов выступал сторонникомдемократического реалистического искусства.
РашидЭфендиев (1869—1942) — азербайджанский педагог, поэт и писатель — получило&разование в Горийской учительской семинарии, являвшейся в то времякрупнейшим центром передового русского педагогического влияния на Кавказе.После окончания семинарии работал в сельских школах, а затем преподавал вЗакавказской учительской семинарии. В 1918 г. был назначен директоромучительской семинарии в Баку. Формирование прогрессивных взглядов Р. Эфендиевапроходило под сильным влиянием передовых деятелей русской педагогики; особеннобольшое влияние оказал на него К. Д. Ушинский.
Следуяего идеям, Р. Эфендиев создал ряд учебников для азербайджанских школ, творческиприменяя принципы, на которых были основаны «Родное слово» и «Детский мир». Р.Эфендиев вел пропаганду за укрепление дружбы между азербайджанским и русскимнародами, призывал учиться у великого русского народа. Р. Эфендиев широкоиспользовал в своих учебниках «Детский сад» и «Детский мир» азербайджанскийфольклор, оригинальные материалы из истории и быта своего народа.
Р.Эфендиев вел решительную борьбу за развитие сети школ светского иобщедоступного характера с обучением в них на родном языке. Эфендиев активноучаствовал в создании в Тифлисе женского мусульманского училища.
Втечение одиннадцати лет Р. Эфендиев преподавал в «русско-туземной» школе, апозднее — в Горийской семинарии, в которой раньше сам учился. Своюпреподавательскую деятельность он строил с учетом опыта передовых педагоговрусской школы.
РашидЭфендиев с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию.Он до конца своей жизни активно работал в области просвещения и сыграл большуюроль в развитии национальной по форме и социалистической по содержанию культурыв Азербайджане.
КаюмНасыри (1825—1902) является одним из выдающихся деятелей науки и культурытатарского народа второй половины XIX века. Родился в семье сельского учителя,образование получил в медресе и Казанском университете; преподавал татарскийязык русским в духовной семинарии, а затем учительствовал в первойрусско-татарской школе в Казани.
К.Насыри оставил ряд трудов по педагогике, философии, лингвистике и истории. Егонаучные труды в области языкознания и филологии в ряде случаев явились отправнойбазой для дальнейших научных исследований в области татарского языка.Исключительную ценность представляют его труды и учебники: «Научная грамматикататарского языка», «Русско-татарский словарь», «Синтаксис», «Большаягеография», учебники по математике и др.
К.Насыри был первым организатором татарской школы с преподаванием в ней русскогоязыка, первым учителем русского языка из татар.
Русскаяклассическая литература, которую он прекрасно знал, систематическая связь исовместная работа с русскими учеными и преподавателями сыграли большую роль вформировании общественно-научных воззрений К. Насыри. Научно-литературнаядеятельность К. Насыри начинается с 60-х годов XIX века.
К.Насыри боролся за восстановление в правах родного языка татарского народа, заего научную разработку, за обучение детей русскому языку. Ему пришлось веститрудную борьбу с реакционным мусульманским духовенством, царскими чиновниками итатарской буржуазией, которые тормозили дело развития родного языка и созданиенациональных школ на родном языке. К. Насыри в своей борьбе за светскоеобразование, за науку, за дружбу с русским народом не был одинок, егоподдерживала передовая татарская молодежь, молодые учителя татарских школ идругие слои передовой интеллигенции.
К.Насыри оставил большое литературное наследство (более 500 печатных листовнаучно-литературных и педагогических трудов). Особое место занимаюторигинальные и переводные учебники по родному языку, русскому языку, географии,арифметике, истории России, русско-татарский и татарско-русский словари и др.Значительное место среди трудов К. Насыри занимают издания на русском языке поистории и этнографии татарского народа, сборники по народному творчеству,которые получили высокую оценку со стороны русских ученых.
Большойзаслугой К. Насыри является его решительная борьба против засорения родноготатарского языка религиозными терминами арабского, персидского и турецкогоязыков. К. Насыри боролся за идею народности, за воспитание гуманного человека,за дружбу между татарским, русским и другими народами.
Всвоих произведениях Каюм Насыри высказал много смелых мыслей, которые вызывалиу мусульманского духовенства и реакционеров серьезное недовольство. Так, онговорил: «Если придется беседовать с кем-либо, то не думай о том, какую религиюисповедует, обрати внимание на его ум, ибо его религия нужна ему, а ум — и тебеи ему». В другом своем произведении он писал: «Русский человек и мусульманинживут и растут на единой земле, едят один и тот же хлеб, эти два народа хорошознают обычаи друг друга и взаимоотношения». Каюм Насыри горячо любил своюродину, гордился ею, ее природой и богатством.
КаюмНасыри, предъявляя высокие требования к педагогу, писал: «Учитель прежде всегодолжен считать себя в числе тех, кто идет на великое дело… Так воспитывайсвоих учеников, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».Каюм Насыри был одним из наиболее активных деятелей широкого просветительногодвижения в дореволюционной Татарии. Издававшиеся им в течение 24 лет календарисыграли огромную роль в повышении культурного уровня татарского народа.
ИбрайАлтынсарин (1841—1889) — выдающийся казахский педагог, ученый и поэт второйполовины XIX века. Общественно-подагогические взгляды Алтынсарина сложились подвлиянием выдающихся русских педагогов. Алтынсарин был горячим патриотом своегонарода; он любил русскую литературу, восхищался Пушкиным и стремился приобщитьсвой народ к более высокой, русской культуре. Основная заслуга Алтынсаринасостоит в том, что им было положено начало светскому образованию казахскогонарода.
Алтынсаринокончил школу при Оренбургской пограничной комиссии, был первымучителем-казахом. В 1861 году он получил назначение на должность учителяТургайской школы. Будучи инспектором казахских школ, он проявлял неутомимуюпедагогическую деятельность и в короткий срок сумел организовать системушкол-интернатов, приспособленных для обучения и воспитания детей кочевогонаселения Казахстана. Одновременно с этим Алтынсарин был пионером женскогообразования и организатором первого у казахов ремесленного училища. Имсоставлены первые казахские учебники, напечатанные на основе русской азбуки, онпервый осуществил преподавание в казахских школах на родном языке учащихся.Алтынсарин пользовался широкой популярностью у своих современников и оставил осебе благодарную память среди казахского народа.
Воснову своей деятельности по организации казахских школ И. Алтынсарин ставилследующие цели и задачи. Школа, вне всяких влияний религий, должна готовитьновых граждан, борцов за новую жизнь. Она должна стать для народа азбукойусвоения русской культуры, науки и русского языка. По своему устройству школадолжна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле слова —новых привычек, порядков, дисциплины, начал гигиены, санитарии, ремесел иискусств в среде казахского народа. При школе должны быть опытные огород ицветник. Школа должна стать подлинным очагом культуры среди окружающегонаселения, иметь хорошую библиотеку, чтобы грамотная часть казахского населениямогла читать научно-популярные книги. Учитель — воспитатель в школе — решаетуспех дела, все зависит от него, от его подготовки к педагогической работе, отего любви к своему делу. Устройство школы — дело самого народа; отправительства даже не требуется средств, лишь бы оно разрешало открыть школы ине мешало их образовательной и воспитательной работе. Школы обучают не толькомальчиков, но и девочек.
Этиположения, выдвинутые И. Алтынсарином, сыграли большую роль в деле развитиясветского образования на территории Казахстана.
АбайКунанбаев (1845—1904) — знаменитый казахский поэт, мыслитель и педагог. Абайродился в семье крупного феодала, учился в Семипалатинске в медресе,одновременно посещал русскую школу. Абай Кунанбаев был просветителем.Единственный путь к новой жизни он видел в просвещении, в духовномраскрепощении человека. В своих популярных стихах Абай постоянно призывалказахов к просвещению и знанию. Абай был хорошо знаком с сочинениями Ушинского,Толстого и других выдающихся русских педагогов и писателей. Его призыв квоспитанию человека, высказывания против физических наказаний, пропагандаприменения в обучении детей гуманных педагогических принципов были совершенноновыми для казахского народа, привыкшего к косным, варварским методам обученияв конфессиональных мусульманских школах (мактабах и медресе).
Абайгорячо любил работу преподавателя. Он всегда умел заинтересовать детей ипривить им любовь к знаниям и своим мягким и гуманным обращением снискал к себелюбовь учащихся. Абай написал сборник рассказов для детей, получивший широкоераспространение в казахских школах. Абай придавал серьезное значениенапряженному умственному труду учащихся, выступал против легкого иповерхностного обучения. Одновременно с этим он ратовал за физическое развитиеи эстетическое воспитание школьников. Он призывал к широкому, всестороннемуобразованию, осуждал и разоблачал «просветительскую миссию» царизма. Онвыступал против схоластики в обучении, против зубрежки, муштры и палочнойдисциплины, требовал сознательного усвоения знаний, сознательной дисциплины.
Абайбыл большим сторонником русской прогрессивной мысли, он был знаком с русскимиполитическими ссыльными, сторонниками Чернышевского. Считая необходимымизучение казахами русского языка и русской литературы, он добился того, что поего переводам вся грамотная часть населения Казахстана имела возможность читатьрусских классиков — Крылова, Пушкина, Лермонтова и других писателей.Подчеркивая важность изучения русской культуры, Абай Кунанбаев писал: «Для тогочтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскуюкультуру».
АхмадДониш (1827—1897) — писатель, философ, основатель просветительного движения вТаджикистане, родился в Бухаре, в семье бедняка. Ценой больших лишений емуудалось получить традиционное мусульманское образование сначала в старометодноммактабе, а потом в медресе. Не удовлетворившись схоластическим обучением в этихшколах, А. Дониш самостоятельно изучил светские науки: математику, астрономию,географию, медицину, архитектуру и т. п.
Вформировании мировоззрения А. Дониша большую роль сыграло его знакомство суспехами русской культуры, науки и искусства во время пребывания в России вкачестве секретаря и заместителя посла Бухарского эмира. Вернувшись на родину,Дониш выступил с предложением провести реформу государственного управления ишкольного обучения на прогрессивных началах.
А.Дониш оставил после себя богатое научное и литературное наследие — произведенияестественнонаучного, философского и исторического характера. В книге «Вназидание детям о пользе ремесел и занятий», которая составила часть егобольшого произведения «Редкостные события», изложены основные педагогическиевзгляды мыслителя.
Длятого чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, Дониш советует детям овладетьзнаниями и ремеслом, имея при этом в виду не только свой личный интерес, но иинтерес других людей. Важно, чтобы каждый юноша по своему желанию выбрал тотили иной род деятельности.
А.Дониш требовал, чтобы молодое поколение овладевало знаниями сознательно и путемличных наблюдений убеждалось в их истинности. Молодежь должна постигнуть сутьизучаемых явлений, обращая внимание на самое основное, отбрасывая всевторостепенное.
Задачунравственного воспитания А. Дониш понимал как подготовку из молодежи такихлюдей, которые считали бы своим долгом приносить пользу другим людям. С этойцелью он рекомендовал воспитывать в молодом поколении трудолюбие, чувствоотвращения ко всему тому, что порождает стремление к наживе и богатству,воспитывать чувство любви к свободе и независимости, чувство собственногодостоинства. Люди должны ценить дружбу и товарищество, уметь находить в любомчеловеке, даже самом плохом, хорошие стороны. А. Дониш призывал также уважатьчеловеческое достоинство женщин. Особенно большое внимание он уделял патриотическомувоспитанию молодежи, ибо «жив человек тогда, когда он стоит за свою родину икогда он со своим народом».
А.Дониш выступал против деспотизма родителей по отношению к детям и ихстремлениям сохранять свое господство над ними и тогда, когда следуетпредоставлять детям самостоятельность. А. Дониш был пропагандистом передовойрусской культуры, науки и искусства. Он призывал к дружбе с русским народом, кизучению русского языка, считал его средством приобщения к передовой русскойкультуре, выражал свою искреннюю симпатию и любовь к русскому народу и старалсяв молодом поколении пробудить такое же чувство.
А.Дониш заложил основы просветительного движения в Таджикистане. Вокруг негогруппировались передовые представители таджикской интеллигенции.
Вдореволюционной Чувашии широко было известно имя Ивана Яковлевича Яковлева(1848—1930), много сделавшего для просвещения родного народа. Он родился вбедной чувашской крестьянской семье. Благодаря своей любознательности,блестящим способностям и настойчивости Яковлеву удалось выбраться издеревенской глуши и поступить в Симбирскую гимназию, а затем в Казанскийуниверситет.
Ещебудучи гимназистом, Яковлев вызвал в Симбирск из своей родной деревни четырехчувашских мальчиков, которых содержал, обучал и воспитывал на свой скудныйзаработок. Эта небольшая группа его учеников и послужила ядром для ставшейвпоследствии известной Симбирской чувашской учительской школы. После окончанияуниверситета И. Я. Яковлев назначается инспектором чувашских школ Казанскогоучебного округа и одновременно инспектором организованной им Симбирскойчувашской учительской школы, к тому времени ставшей хорошо организованнымучебным заведением. За 50 лет своего существования школа выпустила свыше тысячиквалифицированных чувашских учителей и учительниц.
Завремя своей педагогической деятельности И. Я. Яковлев разработал письменностьдля чувашей, положил начало созданию чувашского литературного языка, издалчувашский букварь и разработал методики преподавания русского и родного языковв чувашской школе. Благодаря переводческой деятельности Яковлева грамотнаячасть населения Чувашии получила возможность читать русских классиков и русскуюнаучную литературу.
Тридцатилетняяинспекторская деятельность Яковлева способствовала развитию сети школ для чувашейПоволжья. Стремясь к тому, чтобы чувашские школы по своему уровню были не нижерусских начальных школ, Яковлев использовал педагогический опыт Ушинского идругих передовых педагогов своего времени.
Школы,организованные по системе И. Я. Яковлева, учитывали специфику и потребностичувашского народа. Курс обучения в этих школах был четырехлетним, причемпоследний, четвертый год обучения имел в виду уравнение знаний учащихсячувашских школ с знаниями учащихся русской трехлетней сельской школы. В этих школахизучались следующие предметы: чувашский язык, русский язык, арифметика,элементы русской истории, пение, садоводство, огородничество, гимнастика, длядевочек вводилось рукоделие.
Большоезначение придавал И. Я. Яковлев обучению русскому языку на основе учетаспецифики родного чувашского языка «Букварь для чуваш», выдержавший многоизданий, учитывал особенности изучения русского языка в чувашской школе. Перваячасть букваря включает в себя чтение и письмо на чувашском языке. Первоначальнодаются фонетические упражнения с целью приучения детей к звукам русской речи,причем особое внимание уделяется тем звукам, которые не являются сходными созвуками чувашской речи. Далее букварь предусматривает выразительное чтение,сопровождаемое пересказом прочитанного. В основу учебника положены принципнаглядности, сознательности и учет трудности и последовательности.
И.Я. Яковлев занимался преподавательской деятельностью. Он преподавал педагогикуи логику, особый интерес проявлял к занятиям по логике. Главное внимание онобращал на вооружение учеников искусством правильно и логически рассуждать,научить думать над отвлеченными вопросами, добиться того, чтобы ученики моглисамостоятельно пользоваться полученными знаниями по логике.
Всвоей педагогической деятельности Яковлев имел постоянную и горячую поддержкусо стороны своего личного друга, директора народных училищ Симбирской губернииИ. Н. Ульянова. Деятельность И. Я. Яковлева была высоко оценена В. И. Лениным,который сказал о нем: «Богатырский был дух у этого человека! Пятьдесят леттянул к свету свой народ и в каких условиях!»
Такимобразом, прогрессивные деятели культуры многих народов, населяющих Россию,проделали огромную работу по просвещению своих народов, воспитанию подрастающихпоколений, приобщению национальных культур к демократической культуре русскогонарода. Они внимательно изучали педагогическое наследие педагогов-демократов,особенно К. Д. Ушинского, перевели на национальные языки произведениявыдающихся русских писателей и поэтов, создали учебники русского и национальныхязыков для национальной школы, воспитали кадры национальной педагогическойинтеллигенции. Всем этим они заложили прочные основы содружества культуррусского народа и многочисленных народов России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.