Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
1. Понятие, сущность и функции международного права.
2. Источники и процесс международного правотворчества.
3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.
1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и международная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium” (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или “международное право”).
Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-подобные образования, международные учреждения.
Объектом данной отрасли права является регулирование системы международных отношений, которые выступают как совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.
Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:
* представляют собой совокупность юридических принципов и норм - обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;
* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - институты - нормы);
* используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.
В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.
Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные образования и т.д.).
В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.
В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз”, то международно-правовые нормы - “горизонтально”.
В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.
В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.
Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаются прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования, форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физические и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются частноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то источниками МЧП служат национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответственность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП - глобальная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое МЧП).
Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направленность (регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более-менее однородные отношения.
Функции МПП - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:
* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;
* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);
* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;
* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).
Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регулирование межгосударственных отношений, вошли:
* координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений государств;
* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение;
* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;
* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).
Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. При создании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных аспекта правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй - о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись о содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической, а политической силы, что уже не влечет международно-правового характера. Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом, что находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться).
Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они детерминированы условиями существования государств. Признание за МПП обязательной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества и коренными интересами государств. МПП ограничивает свободу действий государств, но не его суверенитет. Более того, оно дает ему все большие гарантии. Оно разграничивает сферы действия суверенитета государств, регулирует взаимодействие суверенных властей, тем самым устраняя возможность “наложения и коллизий суверенитетов”. МПП расширяет возможности суверенной власти, благодаря чему последняя приобретает возможность и способность юридически регулировать международные отношения, увеличивая тем самым степень своего политического влияния на мировое развитие. Таким образом, принимая на себя международно-правовые обязательства, государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе оно бы их не принимало.
МПП, находясь в ряду других механизмов регулирования международных отношений (политика, идеология, мораль), имеет с ними весьма сложные взаимосвязи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит и международное право. МПП открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии, то она является важнейшим инструментом создания норм международного права. В то же время, МПП не является результатом какой-то определенной политики, представляет собой самостоятельное социальное явление и, более того, ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так, в Уставе СНГ среди основных принципов содержится и такой как “верховенство международного права в межгосударственных отношениях” (ст.3).
Идеология и международное право суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воздействует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и международно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль в функционировании международного права. Так, например, в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между социалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, являются утверждения А.Гитлера: “...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.
В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП регламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологической войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.
Постоянное взаимодействие существует также между международной общечеловеческой моралью и международным правом. Нередко моральные нормы превращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы, соответствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступления против мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными нормами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в принципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “В сущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права, основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости... Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного права выражает вековые чаяния народов”.1 Показательным является также тот факт, что фундаментальный принцип международного права - принцип добросовестного соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принципом международной морали, международного “кодекса джентльменского поведения” государства.
В настоящее время роль международного права возрастает, так как мировое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после ликвидации послевоенной биполярной модели международного развития. С одной стороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отношений; с другой стороны, развивается общемировое информационное пространство, которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны, нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами, которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу политического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется роль международных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали в период “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях международное право может выступить инструментом поддержания порядка в мировом сообществе, обеспечить преемственность между позитивными достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН на 60-м пленарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.
2. Если социальным содержанием международного права является согласованная воля субъектов, то его юридическим содержанием - правило поведения. Правило поведения есть юридическое содержание понятие нормы. Норма международного права - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Таким образом, международное право существует в форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного права означает процесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашение субъектов, являющееся единственным способом создания норм. Конечным результатом нормотворчества является возникновение источника международного права. Источником международного права принято считать форму выражения его нормы и соответственно - форму нормотворчества.
Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками которого является большинство государств мира. Это - Статут Международного суда, ст.38 которого, сформулированная еще после первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия, гласит: “Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а). международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
б). международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в). общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г). с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”.
Тем не менее, приходится признать, что источники сформулированы довольно туманно, поэтому необходимо их более четко классифицировать. Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.
В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ко второй относятся решения международных организаций, внутригосударственное законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области международного права.
Международный обычай - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, принятой в качестве правовой нормы”.
В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного проявления практики.
Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего международного права. Примером, в частности, могут служить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение в определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением согласованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.
Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим международным правом, которое является ядром всей международно-правовой системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При формировании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нормам четкие юридические формулировки.
Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании международного права. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.
Многосторонние международные договоры могут быть источниками как норм общего права (опосредованно), так и непосредственно содержать материальные нормы международного публичного права. Однако, как справедливо отмечают исследователи, даже договор, рассчитанный на всеобщее участие, обязателен лишь для его сторон, в отличие от обычая, который не требует специального активного утверждения (молчание - знак согласия). Еще в меньшей мере можно считать в качестве источников общего права двусторонние договоры. Они влияют на общее международное право лишь как разновидность практики, при этом весьма авторитетной.
Формы участия международных организаций в правотворческом процессе весьма разнообразны. В процессе работы международных организаций происходит процесс согласования воль государств, выяснения потребностей и возможностей создания новых норм, в том числе и путем заключения многосторонних договоров. Подготавливается почва для начала процесса нормотворчества. Нередко в своих резолюциях организации определяют также принципы и нормы, подлежащие воплощению в договорах.
Вспомогательные источники международного не могут рассматриваться как формы нормотворчества в области общего права.
Резолюции международных организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением , например, ратификацией (Всемирный почтовый союз).
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем говорилось выше. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции ГА ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договора о нераспространении ядерного оружия и т.д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д.
К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что права человека впервые были сформулированы в национальных документах, а в последствии, как один из самых ценных институтов перекочевал в общее международное право. В данном случае национальное право выступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт прав человека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.), которые не являясь источником международного права (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако, как вспомогательный источник права, решения Международного Суда ООН, имеют важное значение прежде всего по причине выше упомянутой конкретизации обычных норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие международные отношения.
Особое место в международно-правовой системе принадлежит в доктринам международного права. Теория всегда играла существенную роль в юриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана представляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формировании международного права труды юристов имели очень большое значение. Именно в этих трудах была высказана сама идея его сознания. Тем не менее исторически доктрины международного права всегда страдали национализмом и только в последнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, созданная в 1873 г. (штаб-квартира в Лондоне), Института международного права (учрежден в 1873 г. в Брюсселе) и т.д. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - только вспомогательное средство для определения норм.
Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
* установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
* изменением или пересмотром устаревших норм;
* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях), либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).
Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она началась во второй половине прошлого века и целиком была вначале посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая создала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).
Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевских конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.
3. Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принципы МПП имеют свои характерные черты:
* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);
* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);
* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными принципы мира и сотрудничества);
* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);
* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений.
Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного государства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”).
На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.
Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономических, социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.
Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:
* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
* каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;
* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;
* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку;
* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;
* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.
Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
* Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.
Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.
Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключительном акте СБСЕ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:
* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;
* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.
Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву”.
Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают остальные ее струкутрообразующие элементы. Система МПП делится на отрасли - крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные международные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП, имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве действует принцип запрещения национального присвоения космического пространства и т.п. Деление на отрасли МПП до сих пор является предметом научных споров и поэтому выглядит весьма приблизительным: право международных договоров, регулирующее порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров; право международных организаций, регулирующее учреждение и деятельность межгосударственных организаций. Помимо этих отраслей существуют право международной безопасности; международное гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; международное морское право; международное воздушное право; международное космическое право; международное уголовное право; международное экономическое право; международное атомное право; международное экологическое право; международное право в период вооруженных конфликтов.
Отрасли МПП, в свою очередь, состоят из более простых образований - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные отношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или нескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли международного гуманитарного права - гуманитарное право в мирный период и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет регулирования остается неизменным - обеспечение и защита прав человека, но меняются условия предмета регулирования.
Международно-правовой институт - группа международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. При этом, однако, отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, “не дотягивают” до статуса отраслевых. В качестве примера можно привести институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.
Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некоторые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Международно-правовые нормы делятся:
* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;
* по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющие всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональные (обладающие региональной спецификой и служащих источником для выработки глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусторонние отношения);
* по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и диспозитивные (допускающие отступления от них по соглашению во взаимоотношениях сторон);
* по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретные правила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);
* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - на обычные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы решений международных организаций (вспомогательные).
Различаются кроме того “жесткие” и “мягкие” нормы МПП. Вторые, в отличие от первых, не порождают четких прав и обязанностей, а лишь дают общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны формулировки типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т.п.