Филлип Л. Хансейкер (Philip L. Hunsaker), профессорменеджмента бизнес-школы Университета Сан-Диего.
Редковстретишь человека, который может преодолеть первое негативное впечатление оком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые, истинные ценные качестваи таланты. Люди достаточно предсказуемо реагируют на имидж и чувствуют себяболее спокойно, имея дело с предсказуемыми элементами. Ваш имидж состоит измножества компонентов. Шесть важнейших их них — это первое впечатление о вас, глубинаи широта ваших знаний, ваша гибкость, ваш энтузиазм и ваша искренность.
Какбы абсурдно это ни звучало, но люди действительно судят о книге по ее обложке.Редко встретишь человека, который может преодолеть первое негативноевпечатление о ком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые истинныеценные качества и таланты. Люди достаточно предсказуемо реагируют на имидж ичувствуют себя более спокойно, имея дело с предсказуемыми элементами. Менеджеры,придерживающиеся традиционного имиджа, как правило добиваются больших успехов, чемте, кто от него отказывается. Менеджеры, которые выглядят и действуют, какруководители, имеют решительное преимущество перед менеджерами, которые неповторяют имидж своего шефа.
Нетак давно один из наших друзей был в длительной деловой командировке. Внезапноу него по всему телу пошла сильная сыпь. Будучи вдали от дома, он решилобратиться в крупный медицинский центр. Была поздняя ночь, и ему пришлось ждатьбольше часа, чтобы кто-то осмотрел его. Наконец, в кабинет вошла молодаяженщина. На взгляд ей нельзя было дать больше двадцати пяти лет. У нее былидлинные прямые волосы, плотно облегающие модные джинсы и свободная верхняяблузка. Она сказала, что она доктор. Женщина рассматривала сыпь на теле нашегодруга несколько минут, но ни разу не прикоснулась к нему. Она поставила диагноз,выписала рецепт и ушла. Наш друг весьма скептически отнесся к ее диагнозу и квыписанному ею рецепту.
Наследующее же утро он отправился к другому доктору в том же городе. Там еготщательнейшим образом осматривали в течение трех часов. Он чувствовал, чтонаконец-то попал в хорошие руки. Когда второй врач выдал ему рецепт, оказалось,что это то же самое лекарство, которое первая врач выписала ему предыдущейночью. Тем не менее на сей раз он был намного более убежден в необходимостиприема данного лекарства. Мораль сей истории сводится к имиджу докторов. Манераповедения, одежда и внешний вид первого врача сформировали в сознании нашегодруга имидж, который породил скептицизм, напряженность и недоверие. Со вторымдоктором все было абсолютно наоборот. Мнение нашего друга о первом докторе неимело ничего общего с ее компетентностью. В действительности она оказаласьопытным врачом, если смогла поставить тот же самый диагноз и выписать лекарствовсего за три минуты, на постановку которого второму врачу потребовалось околотрех часов. Вся разница заключалась в имидже.
Составляющие имиджа
Вашимидж состоит из множества компонентов. Шесть важнейших их них — это первоевпечатление о вас, глубина и широта ваших знаний, ваша гибкость, ваш энтузиазми ваша искренность.
1.Первое впечатление. Оно включает в себя одежду, голос, опрятность, рукопожатие,визуальный контакт и осанку. То, насколько умело вы демонстрируете каждый изэтих факторов, глубоко сказывается на других. Положительное первое впечатлениеделает первоначальное и последующее общение с людьми значительно более простыми комфортным. Отрицательное первое впечатление может прервать взаимоотношенияеще до того, как они начались. Некоторые люди могут преодолеть неблагоприятноепервое впечатление, но это непросто. Многие сразу сдаются, вместо того чтобыпопытаться изменить первое отрицательное впечатление, сложившееся у другогочеловека.
Выкогда-нибудь судили о личности и/или компетентности другого человека, основываясьтолько на первом впечатлении, которое он на вас произвел? Что вы думаете онеряшливой внешности, слабой гигиене, бедном словарном запасе, плохой осанкеили мешковатой одежде? А как насчет вялого рукопожатия? Вы можете подумать, чтони одно из этих слабых мест не применимо к вам. Не обманывайте себя. Мы оченьредко встречали людей, которые производили на других первое впечатление, нетребовавшее какой-либо корректировки.
Одиниз наших друзей-аспирантов поначалу имел трудности с получением работы. С нимпровели собеседование в нескольких университетах, но каждый раз что-то мешалоему получить работу, хотя никто не сомневался в его компетентности. В одном изуниверситетов заведующий кафедрой проникся к нему симпатией и оказал емувеличайшую услугу. Заведующий отвел нашего друга в сторону и сказал ему, чтоего имидж создал ему ряд проблем при прохождении собеседования. Прочие членыфакультета университетасомневались, впишется ли он в их среду. Наш друг былдружелюбным, теплым и безотказным человеком. Однако первое впечатление о немоставляло желать лучшего. Во-первых, подбор одежды: он носил костюмы, дешевизнакоторых бросалась в глаза, и совершенно без разбора сочетал полоски с клеткой, атакже негармонирующие друг с другом цвета. Его обувь редко видела щетку, аволосы всегда выглядели чересчур сальными. У него было вялое рукопожатие.Говорил он всегда тихо и монотонно. Кроме того, общаясь с людьми, он почти неподдерживал с ними визуальный контакт.
Мыуважаем нашего друга как профессионала и прекрасно относимся к нему как кчеловеку. Но наша дружба пошла дальше стадии первого впечатления. Мы знаем, какон думает и действует, что он чувствует и как он относится к другим людям. Ксожалению, в силу производимого им первого впечатления и его имиджа, некоторыелюди никогда не пойдут с ним ни на какие взаимоотношения. Таким образом, ониникогда не узнают и не оценят его, как мы. Эта история наглядно показывает всюбезжалостность первого впечатления. Большинство людей всегда оценивает книгу пообложке и, к сожалению, будут продолжать делать именно так. Единственное, чтовы можете предпринять, чтобы избежать этого, — проявлять со своей сторонымаксимальную осторожность, демонстрируя только те стороны имиджа, которыепредставят вас в самом выгодном свете.
Исследованияпоказали, что вы можете изменить реакцию окружающих, меняя некоторые аспектысвоего имиджа, относящиеся именно к первому впечатлению — например, вашерукопожатие. Оно должно быть твердым и вместе с темне слишком сильным. Люди, пытающиесяраздробить кости вашей руки, производят столь же негативное впечатление, как илюди, чья рука вроде губки для мытья посуды. Удостоверьтесь, что вы неудерживаете чужую руку слишком долго. Установите визуальный контакт с другимчеловеком во время рукопожатия. Это помогает завязке взаимоотношений.
Преждечем у вас возникнет возможность поздороваться, появившись на пороге, людиуспевают посмотреть, как вы стоите или идете. Они также посмотрят, как вы одетыи насколько ухожены. Когда разговор заходит о позах во время сидения илистояния, единственное, что мы можем рекомендовать, — это постараться избегатьлюбых чрезмерностей. Люди, передвигающиеся с напыщенным видом, шаркающейпоходкой, вприпрыжку и с сутулыми плечами, могут производить на собеседникаотрицательное впечатление. Точно так же, если вы сидите в кресле, сгорбившись, закинувногу через подлокотник или еще в какой-нибудь необычной позе, вы опять-такиможете произвести неблагоприятное впечатление. Избегайте излишеств ичрезмерностей. Сидите и ходите прямо и без напряжения.
Нельзяобойти и вопросы личной гигиены и внешнего вида. Они — ваша визитная карточка, ноими часто пренебрегают. Сколько людей вы видели в вашей организации, у которых,независимо от их служебного положения, под ногтями грязь? А как у них насчетперхоти на воротнике или жакете? А сослуживцы-мужчины, у которых торчит слишкоммного волос из ушей или носа? Что вы скажете о сотрудницах с явным излишкомкосметики, парфюмерии, геля или лака? Вам случалось беседовать после обеда слюдьми, у которых пахло изо рта тунцом, луком, чесноком или алкоголем? Незамечены ли вы сами в подобных прегрешениях? Постоянно заботьтесь о себе и помните,какое впечатление вы производите на людей.
Вашаманера одеваться имеет огромное значение и тоже влияет на то, примут вас другиелюди или нет. Возможно, одежда не делает человека, но она создает очень стойкоевпечатление о том, что вы за личность. Поэтому очень важно, чтобы вы понимали:вы многое говорите другим людям о себе через свою манеру одеваться.
Одежда— это мощный фактор создания имиджа. Тщательно ее продумав, вы можете вызватьположительную реакцию. Это повышает ваши шансы на успех во взаимоотношениях сдругими людьми. Для того чтобы двигаться вверх по служебной лестнице, вы должныпосредством одежды излучать вокруг ореол авторитетности и успеха.
Чтобыпроизвести впечатление авторитетностью и успехом, одевайтесь консервативно, когдаэто возможно. Постарайтесь купить одежду, изготовленную из натуральных волокон.Она прослужит вам дольше и будет выглядеть намного лучше. Сюда можно отнестишерстяные или хлопковые костюмы, рубашки из хлопка, шелковые блузки, галстуки ишарфы, а также туфли, ремни и портфели из натуральной кожи. Цвета, модели истили вашей одежды также должны быть предпочтительно консервативными. Длярубашек и блузок рекомендуются белые, голубые и мягкие пастельные тона, а такжеконсервативные клетка и тонкая полоска. Подходящие расцветки костюмов — это всеоттенки серого, синий и бежевый цвета. Вся ваша одежда должна бытьсоответствующего стиля и хорошо на вас сидеть.
Мытакже видели людей следовавших всем этим рекомендациям, но все же производившихкрайне слабое первое впечатление, потому чтоони не знали, как свести всевоедино. Возможно, вам тоже доводилось видеть человека, одетого в костюм втонкую полоску, клетчатую рубашку и галстук с узорами. Для того чтобыгармонизировать имидж, который вы пытаетесь представить другим людям, вы должнызнать, как правильно сочетать элементы вашей одежды. Убедитесь, что цветасочетаются друг с другом. Ваш галстук или шарф должны соответствовать по цветукостюму и/или рубашке (блузке). Носки у мужчин должны гармонировать с туфлямиили костюмом. Чтобы сделать завершающий штрих в этом имидже авторитетного иуспешного человека, рекомендуем к костюму рубашку или блузку с длинным рукавом.Драгоценности и аксессуары должны быть простыми и функциональными. Подобныйимидж побудит ваших сотрудников и коллег воспринимать вас более серьезно.Вероятность того, что ваши рекомендации и указания станут выполняться срочно иточно, будет выше, если вы сами — носитель авторитетного и успешного имиджа.
2.Глубина знаний. Насколько хорошо вы знаете свой предмет — вашу конкретнуюобласть знаний? Насколько хорошо вы знаете свою компанию? Свою отрасль? Сильныеи слабые стороны своей компании по отношению к вашим конкурентам? Приходят ли квам люди с вопросами о вашей компании и об отрасли, потому что они уважают вашопыт? Может быть, ваши сотрудники, менеджеры одного с вами ранга или начальникиизбегают вас из-за ваших поверхностных знаний? Обладаете ли вы глубокимизнаниями, которые внушают доверие и уважение вашим сотрудникам и товарищам поработе, или вы слышите, как они говорят: «Я мог бы выполнять эту работу не хуженего»?
Есливы считаете, что глубина ваших знаний никоим образом не сказывается на вашемимидже, вы заблуждаетесь. Прилагайте все усилия, чтобы узнать как можно большео вашей компании и отрасли, в которой вы работаете. Узнайте в подробностяхполитику и корпоративные правила. Постарайтесь как можно лучше ознакомиться спродукцией и персоналом вашей компании. Изучайте ее состояние и основныенаправления развития вашей отрасли, а также выясните рейтинг вашей компании вотрасли относительно ваших конкурентов. Используйте любые предлагаемыепрограммы обучения. Углубляя свои знания и имея имидж человека сведущего, вызаслужите уважение и доверие сотрудников, коллег и руководства.
3.Широта знаний. Данная идея подразумевает вашу способность общаться с другимилюдьми в областях вне поля вашей основной деятельности и знаний. Например, ктовыиграл футбольный матч, проходивший в субботу? Каковы последние новости вмире? Знакомы ли вы с модными и популярными книгами и фильмами? Можете лиразговаривать с людьми о том, что их интересует?
Расширяяшироту своих знаний, вы будете легче устанавливать взаимопонимание с другимилюдьми. Не сводя тему беседы к предмету, интересному только для вас, вы дадителюдям возможность чувствовать себя комфортнее при разговоре с вами. Когда выхотите и можете разговаривать с людьми на темы, которые интересны и важны дляних, они будут ощущать себя намного свободнее в вашем присутствии. Люди будутстремиться поговорить с вами. Они будут чувствовать, что у вас есть что-тообщее. Исследования показали, что чем сильнее в людях чувство общности, тембольше они симпатизируют друг другу. Таким образом, расширяя область своихзнаний, вы будете увеличивать сферу влияния на самых разных людей.
Ответственностьза расширение ваших познаний полностью ложится на ваши плечи. Мы рекомендуемвам ежедневно читать местную газету от корки до корки. Не ограничивайтесьчтением только спортивной хроники, юмора, раздела мод или рекламных объявлений.Читайте все! В дополнение к чтению ежедневной газеты раз в неделю старайтесьчитать один из ведущих информационных журналов. Это позволит вам быть хорошоосведомленными о событиях в стране и в мире, а также даст некоторыедополнительные знания в области образования, гуманитарных наук, спорта, книг, кинои т.д. Постарайтесь прочитывать хотя бы пару книг в год, не относящихся к вашейобласти интересов, при этом попытайтесь читать как беллетристику, так инехудожественную литературу.
Оптимальноиспользуйте обычно непродуктивное время: принятие ванны, бритье, наложениемакияжа, поездку на работу и с работы, готовку, уборку и прочее. За это времяможно посмотреть по телевизору (послушать по радио) утренние или вечерниеновости, устроить прослушивание аудиокниг и/или учебных материалов. В концеконцов, если вы не в курсе последних новостей или не совсем хорошо осведомленыв том, о чем рассказывает другой человек, проявите интерес к теме, задаваявопросы. Помните, что расширение знаний проще всего достигается при обучении, чтениикниг, слушании и при общении с другими людьми.
4.Гибкость. Гибкость — это ваша готовность и умение адаптировать свое поведениетак, чтобы наилучшим образом устанавливать отношения с другими людьми. Выпроявляете гибкость всякий раз, когда замедляете ход общения с другим человеком,которому неудобно общаться в выбранном вами быстром темпе. Вы проявляетегибкость, когда тратите время на то, чтобы послушать личную историю, вместотого чтобы сразу перейти к насущному вопросу. Вы демонстрируете гибкость, когдасовершаете над собой усилие и ведете беседу на уровне вашего собеседника. Выприменяете гибкость на деле, раскрывая вопрос намного подробнее, чем делаетеэто обычно. Вы действуете с позиций гибкости, когда просто стараетесьудовлетворить личные и профессиональные потребности других людей.
Гибкостьнеобходима потому, что все люди разные и подходить к ним надо по-разному. Есливы относитесь ко всем одинаково, они будут чувствовать себя с вами некомфортно,а это приведет к росту напряженности и отрицательно скажется на уровне доверияи симпатии к вам.
5.Энтузиазм. Кто ваш любимый эстрадный артист? Представьте, что сегодня вечеромвы идете на сольный концерт, чтобы увидеть вашего любимого артиста. Билетыстоят 25 долларов. К тому моменту, когда вы и ваши спутник/спутница попадете наконцерт и займете свои места, вы уже лишились 50 долларов, ничего еще неувидев. Артист появляется из-за кулис, и зал взрывается громом аплодисментов.Обычно в ходе концерта артист исполняет 12-15 песен. Певец выходит на сцену, подходитк микрофону и начинает петь. Он исполняет пятнадцать песен. Это лучшееисполнение, которое вы когда-либо слышали. Но он исполняет их одну за другойбез конферанса или установления контакта с аудиторией. В конце пятнадцатойпесни исполнитель благодарит слушателей за то, что они пришли повидаться с ним,и уходит со сцены. Как вы думаете, получите ли вы удовольствие от такогоконцерта?
Скореевсего, вы будете разочарованы тем, что артист не поговорил со своей аудиторией,не установил взаимопонимания и совершенно не проявил никакого энтузиазма. Даженесмотря на то, что исполнитель спел все пятнадцать песен как никогда хорошо, вычувствуете себя обманутыми. Если бы исполнитель проявил хотя бы немного большеэнтузиазма и сердечности по отношению к аудитории, вероятно, вы бы чувствовалисебя совершенно иначе. Возможно, вы бы даже ощутили бы восторг.
Когдавы демонстрируете отсутствие энтузиазма в отношении вашей работы, вашейкомпании или ваших сотрудников, предполагаете ли вы, что ваши коллегидогадываются об этом? Если вы хотите, чтобы у ваших сотрудников был энтузиазм, тосами должны проявлять его. Это не происходит само по себе. Энтузиазм сродниболезни: он заражает других. Когда вы демонстрируете энтузиазм в отношениисамого себя, ваших коллег и вашей компании, то же самое отношение перейдет квашим сотрудникам. Рано или поздно, они также почувствуют энтузиазм. Если вывыказываете отсутствие энтузиазма, это в конечном счете станет ясно вашимсотрудникам, и они в свою очередь продемонстрируют отсутствие энтузиазма вотношении самих себя, своих коллег, своей работы и компании.
6.Искренность. Эта последняя составляющая имиджа означает, что вам следуетовладеть всеми перечисленными выше элементами имиджа, а не толькодемонстрировать их на публике: стремиться именно быть, а не только казаться.Приложите максимум усилий, чтобы улучшить первое впечатление о себе, углубить ирасширить знания, гибкость и энтузиазм. Как и при любом изменении образадействий, поначалу вы почувствуете некоторый дискомфорт. Но если вы будете упорнодвигаться к цели, скоро они станут частью вас. Ответная реакция окружающегомира на вас — это мера вашего успеха в межличностных отношениях. Имидж, которыйвы сотворили, поможет вам укрепить ваш успех в межличностных отношениях илибудет его тормозить. Вы находитесь на сцене с самого начала и до конца каждогоконтакта с другим человеком. Любое слово, жест и выражение будут увидены иоценены, сознательно или подсознательно, другим лицом. Поэтому приложите всеусилия, чтобы ваш имидж всегда способствовал открытому, честному идоверительному общению.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/