В психологии различают дваосновных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическуюи монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух илинескольких человек.
Диалогическая речь — эторечь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подаваяреплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностьюдиалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическуюнаправленность.
Монологическая речь —длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний однимлицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесьиной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое ижестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, посравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всегоудовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильноепостроение предложений.
Монолог не терпитнеправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучаниюречи.
Содержательная сторонамонолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается какязыковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическуюконструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковымикоммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленениемпроизношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речифункцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чемустная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речьпредполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменнаяречь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего,кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — этоособый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практическойи теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны,характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаютсянедоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайноситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется наоснове внешней.
Перевод внешней речи во.внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением)структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания/структуры внутренней речи,построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речизависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ееавтора к сообщению.
Понятность речи зависит,во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностейи, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнемразвития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речипредполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения,правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного иобразного значения.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru