Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Факторы формирования стремления студентов к сохранению здоровья

Мошкин Владимир Николаевич, Зайцева СветланаВикторовна, Овчаров Вячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики иправа
Встатье с использованием материалов о состоянии массовой педагогической практикиизложены выводы о влиянии некоторых факторов (изучение литературы обезопасности, изучение литературы о физической культуре, занятия в спортивнойсекции) на подготовку студентов к здоровому образу жизни. На основе анализарезультатов анкетирования не выявлено взаимосвязи между видами деятельности студентови их стремлением избегать заражения.
Формированиеготовности подрастающего поколения к профилактике негативного влияния вредных иопасных факторов жизнедеятельности, к здоровому образу жизни происходит впроцессе усвоения культуры здоровья. К наименее изученным в педагогикеотносится проблема факторов, влияющих на эффективность формирования культурыздоровья студентов и здорового образа жизни. В связи с этим на основе анализарезультатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы о влиянии отдельныхфакторов на подготовку студентов к здоровому образу жизни. При этом будем иметьв виду, что анализу подвержены данные, полученные в ходе изучения массовойпедагогической практики.
Исследованиевыполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательскогопроекта РГНФ «Воспитание культуры безопасности студентов», проект №06-06-60602а/Т.
Преждевсего определим основные используемые понятия. Культуру здоровья определим каккомпоненты деятельности, качества личности, направления базовой культурыличности, способствующие сохранению, укреплению здоровья человека, здоровомуобразу жизни. Здоровый образ жизни определим как жизнедеятельность человека позаконам сохранения и укрепления здоровья (профилактика, минимизация, преодоление,устранение последствий факторов риска, негативно влияющих на здоровье), основаннуюна сочетании социально обусловленных (культура здоровья) и природных свойствахсубъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба здоровью непревышает социально приемлемого уровня. Таким образом, при реализацииизложенного подхода к определению и использованию понятий культура здоровьятрактуется как составляющая и как предпосылка здорового образа жизни (в то жевремя культура здоровья совершенствуется в процессе здорового образа жизни).
Входе анкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического июридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Данные остудентах, отвечавших на вопросы анкеты, представлены в таблице 1.
Таблица1
Данныео количестве опрошенных студентовКурс Экономический факультет Юридический факультет Девушки Юноши 1 курс 177 250 239 188 2 курс 97 137 126 108 3 курс 93 145 121 117 ИТОГО: 367 532 486 413 Экономический Юридический Девушки Юноши 1 курс 48% 47% 49% 46% 2 курс 26% 26% 26% 26% 3 курс 25% 27% 25% 28%
Дляопроса студентов была использована анкета, включавшая 12 вопросов закрытоготипа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсьответить) предложенных по поводу утверждений анкеты (В.Н. Мош-киным и Г.Б.Буяльской были разработаны два варианта анкеты: «бумажный» и электронный, вдекабре 2005 г. использован «бумажный» вариант). Статистическая обработкарезультатов анкетирования осуществлялась с применением специальных компьютерныхпрограмм, разработанных В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяль-ской.
Ванкету включены утверждения, призванные выяснить отношение студентов кразличным аспектам обеспечения безопасности. Утверждения 1, 9, 10 направлены нато, чтобы выяснить, кто из студентов изучает литературу о безопасности(утверждение 1), физической культуре (утверждение 9), какая часть студентовпосещает спортивные секции (утверждение 10). Ответы по поводу утверждения 11позволили выяснить некоторые характеристики готовности студентов к здоровомуобразу жизни. В приводимых ниже таблицах с результатами статистическойобработки ответов приводятся как полные, так и видоизмененные формулировкиутверждений анкеты (в том числе формулировки, фиксирующие содержание ответов, ноне полностью совпадающие с текстом анкеты). В связи с этим приведем полныеформулировки утверждений анкеты, приводимые в статье.
I.Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании.
9.Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.
10.Я посещаю спортивную секцию.
II.Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом илиСПИДом.
Преждевсего, выясним, можно ли предполагать, что чтение литературы и занятия вспортивных секциях являются факторами становления и развития культуры здоровьяопрошенных студентов. Результаты статистической обработки ответов студентов поповоду утверждений 1, 9, 10, дающих ответ на данный вопрос, свидетельствуют, чтоболее половины (50, 17%) опрошенных студентов читают литературу о безопасности,почти треть (31, 96%) — о физической культуре, более половины студентов (51, 61%)занимаются в спортивных секциях (студенты утверждают об этом). Отсюда следуетпредположение, что чтение литературы и занятия в спортивных секциях оказываютвлияние на культуру здоровья студентов. Для проверки данного предположениявыясним, как соотносятся содержание ответов студентов по поводу утверждений 1, 9,10 (фиксируют факторы становления культуры безопасности) с содержанием ответовпо поводу утверждения 11 (характеризует культуру здоровья опрошенных). На этойоснове выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы и занятий вспортивных секциях на культуру здоровья студентов.
Приступимк рассмотрению соотношения ответов студентов по поводу утверждений 1, 9, 10(отражают факторы становления культуры здоровья) с ответами по поводуутверждения 11, которые дают информацию о характеристиках культуры здоровьястудентов.
Результатыстатистической обработки соотношения ответов по поводу утверждений 1, 11представлены в таблице 2.
Таблица2
Соотношениеответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 10 413 424 Нет 22 21 Затрудняюсь ответить 4 7 ИТОГО: 10 439 452 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 94% 94% Нет 0% 5% 5% Затрудняюсь ответить 0% 1% 2%
Втаблице 2 и последующих таблицах результаты статистической обработки анкетсгруппированы следующим образом. В трех правых вертикальных столбцах приводятсяданные о том, как студенты, согласные с приводимыми в верхних частях столбцовутверждениями, относятся к другим утверждениям, зафиксированными в левых частяхгоризонтальных строк таблицы (содержат данные об ответах студентов по поводудругих утверждений анкеты).
Изтаблицы 2 следует, что как среди студентов, утверждающих о чтении литературы обезопасности, так и среди студентов, не признавших чтения ими такой литературы,94% утверждают, что стремятся избежать заражения. Отсюда следует, что, анкетированиене выявило признаков взаимосвязи между чтением литературы о безопасности истремлением студентов избежать заражения.
Выясним,имеются ли отличия во взглядах на вопросы безопасности между опрошеннымидевушками и юношами. Результаты статистической обработки соотношения ответовюношей по поводу утверждений 1, 11 представлены в таблице 3 (в таблицах 3-10приводятся лишь данные, выраженные в процентных числах).
Таблица3
Соотношениеответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 92% 90% Нет 0% 7% 7% Затрудняюсь ответить 0% 1% 3%
Различиеколичества студентов, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выраженов процентных числах, так как группы студентов, согласившихся (в горизонтальныхстроках) с утверждениями в вертикальных столбцах, неравнозначны по количеству.Поскольку при процентном вычислении за критерий берется двукратная, иногдатрехкратная, ошибка для доказательства достоверности различия результатовисследования, выраженных в процентах, используется метод определения разностипроцентных чисел (критическое отношение)2.
Разностьпроцентных чисел вычисляется по формуле:
D= p 2- Р^
гдеp1, p2 — процентные доли студентов, выразивших положительное (илиотрицательное) отношение по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках.Средняя ошибка разности процентных чисел вычисляется по формуле:
П1П2
гдеmD% — средняя ошибка разности процентных чисел;
КыверялгА.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980.- С. 282.
Р1,P2 ~ процентные доли согласившихся с положительным (или отрицательным)вариантом ответа по поводу утверждений анкеты в горизонтальных строках;
Ч\,q2 _ соответственно, 100 — p и 100 — p ;
n1,n2 — количество исследуемых явлений (общее количество студентов, согласившихсяс положительным и отрицательным вариантами ответов по поводу утверждения ввертикальных столбцах).
Приоценке результатов анкетирования мы учитываем, что если разность процентныхчисел D в 2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 2), различиемежду процентными числами считается доверительным; если разность процентныхчисел D в 3 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (t > 3), различиемежду процентными числами считается безусловно доверительным.
Произведявычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, что разностьпроцентных чисел D (2) в 1, 4 раза меньше средней
ошибкиразности процентных чисел mD% (2, 83) (2 > t), следовательно, различие междупроцентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявленовлияния чтения литературы о безопасности на стремление юношей избегатьзаражения.
Результатыстатистической обработки соотношения ответов девушек по поводу утверждений 1, 11представлены в таблице 4.
Таблица4
Соотношениеответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 96% 96% Нет 0% 4% 3% Затрудняюсь ответить 0% 0% 0%
Изтаблицы 4 следует, что среди девушек, читающих и не читающих литературу обезопасности, процентная доля избегающих заражения одинакова — 96%.
Следовательно,нет признаков связи между чтением девушками книг о безопасности и стремлениемизбегать заражения.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 3, 4, (96% — девушки,90% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D (6) в
2,4 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 47) (t > 2), следовательно,различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявленыпризнаки различий влияния чтения литературы о безопасности на взгляды юношей идевушек. Имеются основания для предположения, что девушки, читающие такуюлитературу, в большей мере склонны к избеганию заражения опасными заболеваниями,чем юноши, читающие литературу о безопасности.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 3, 4, (96%- девушки, 92% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенных вышеформул, устанавливаем, что разность процентных чисел
D(4) в 1, 8 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 26) (2> t), следовательно, различие между процентными числами не является доверительным.Таким образом, не выявлены признаки различий влияния отсутствия чтениялитературы о безопасности на стремление юношей и девушек избегать заражения.
Выясним,имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонностьстудентов избегать заражения. Данные о соотношении ответов по поводуутверждений 11, 9 представлены в таблице 5.
Изтаблицы 5 следует, что среди студентов, не читающих литературу о физкультуре, на3% больше студентов, заявивших о своем стремлении избежать заражения. Произведявычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, чторазность процентных чисел D (3) в 1, 6 раза больше средней
ошибкиразности процентных чисел mD% (1, 83) (2 > t), следовательно, различие междупроцентными числами не является доверительным. Таким образом, анкетирование невыявило влияния чтения литературы о физкультуре на стремление студентовизбегать заражения.
Таблица5
Соотношениеответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 92% 95% 92% Нет 8% 4% 6% Затрудняюсь ответить 0% 1% 3%
Выясним,имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонностьюношей избегать заражения. Данные о соотношении ответов юношей по поводуутверждений 11, 9 представлены в таблице 6.
Таблица6
Соотношениеответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 92% 89% Нет 0% 7% 6% Затрудняюсь ответить 0% 1% 5%
Наоснове данных таблицы 6 произведя вычисления с использованием приведенных вышеформул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (3) в
1,08 раза меньше средней ошибки разности процентных чисел mD% (3, 24) (2 > t),следовательно, различие между процентными числами не является доверительным.Таким образом, не выявлено признаков влияния чтения литературы о физкультуре настремление юношей избегать заражения.
Выясним,имеются ли признаки влияния чтения литературы о физкультуре на склонностьдевушек избегать заражения. Данные о соотношении ответов девушек по поводуутверждений 11, 9 представлены в таблице 7.
Таблица7
Соотношениеответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 88% 98% 94% Нет 13% 2% 5% Затрудняюсь ответить 0% 0% 1%
Произведявычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем, чторазность процентных чисел D (4) в 2 раза больше средней ошибки разностипроцентных чисел mD% (2) (t = 2), следовательно, различие между процентнымичислами является доверительным. Следовательно, имеются признаки отрицательноговлияния чтения литературы о физкультуре на стремление девушек избежатьзаражения. Полученные факты могут быть интерпретированы по-разному. Неисключено, что использованный в исследовании инструментарий (анкета) и методикаорганизации анкетирования дали ошибочную информацию о взглядах девушек (чтомаловероятно с учетом простоты утверждений анкеты и обширной выборкиопрошенных). Возможно, девушки, читающие литературу о физкультуре, менеесклонны избегать заражения под влиянием такого чтения (что вряд ли возможно).Наконец, можно предположить, что девушки, склонные избегать заражения, менеесклонны читать литературу о физкультуре (чем девушки, нечитающие такуюлитературу).
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 6, 7 (94% — девушки,89% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D (5) в 1, 5
разабольше средней ошибки разности процентных чисел mD% (3, 37) (2 > t), следовательно,различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, невыявлены признаки различий влияния чтения литературы о физкультуре насклонность юношей и девушек избегать заражения.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 6, 7, (98%- девушки, 92% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенных вышеформул, устанавливаем, что разность процентных чисел
D(6) в 3, 35 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD%
(1,79) (t > 3), следовательно, различие между процентными числами являетсябезусловно доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий отношения кзаражению между девушками и юношами, которые не читают литературу офизкультуре.
Выясним,имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонностьстудентов избегать заражения. Данные о соотношении ответов по поводуутверждений 11, 10 представлены в таблице 8.
Таблица8
Соотношениеответов на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 94% 94% Нет 0% 5% 5% Затрудняюсь ответить 0% 1% 2%
Изтаблицы 8 следует, что как среди студентов, утверждающих о посещении спортивныхсекций, так и среди студентов, не признавших занятий в спортивных секциях, 94%утверждают, что стремятся избежать заражения. Отсюда следует, что, анкетированиене выявило признаков взаимосвязи между посещением секций и стремлениемстудентов избежать заражения.
Выясним,имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонность юношейизбегать заражения. Данные о соотношении ответов юношей по поводу утверждений11, 10 представлены в таблице 9.
Таблица9
Соотношениеответов юношей на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 91% 91% Нет 0% 7% 6% Затрудняюсь ответить 0% 2% 3%
Изданных таблицы 9 следует, что как среди посещающих секции, так и среди тех, ктоне посещает секции, о стремлении избежать заражения заявили
91%юношей. Таким образом, не выявлено признаков связи между посещением юношамиспортивной секции и их стремлением избежать заражения.
Выясним,имеются ли признаки влияния занятий в спортивных секциях на склонность девушекизбегать заражения. Данные о соотношении ответов девушек по поводу утверждений11, 10 представлены в таблице 10.
Таблица10
Соотношениеответов девушек на вопрос № 11 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать действий, которые могут привести к заражению 100% 96% 96% Нет 0% 3% 3% Затрудняюсь ответить 0% 0% 0%
Изданных таблицы следует, что как среди посещающих секции, так и среди девушек, непосещающих секции, о стремлении избежать заражения заявили 96%. Таким образом, невыявлено признаков связи между посещением девушками спортивной секции и ихстремлением избежать заражения.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 9, 10 (96% — девушки,91% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенных выше формул, устанавливаем,что разность процентных чисел D (5) в
2,2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 26) (t > 2), следовательно,различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявленыпризнаки различий влияния посещения спортивной секции на юношей и на девушек.Есть основания утверждать, что девушки, посещающие спортивную секцию, в большеймере склонны к избеганию заражения опасными заболеваниями, чем юноши, занимающиесяв спортивной секции.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 9, 10,(96% — девушки, 91% — юноши), произведя вычисления с использованием приведенныхвыше формул, устанавливаем, что разность процентных чисел D (5) в 2 раза большесредней ошибки разности процентных чисел mD% (2, 5) (t = 2), следовательно, различиемежду процентными числами является доверительным. Таким образом, выявленыпризнаки различий отношения юношей и девушек (для которых характерен общийпризнак — непосещение секций) к перспективе заражения.
Систематизируяосновные данные таблиц 2-10, представим обобщенные результаты статистическойобработки результатов анкетирования в таблице 11.
Таблица11
Соотношениевидов деятельности со стремлением избегать зараженияВзгляды Осуществляемые студентами виды деятельности студентов Чтение статей о безопасности Чтение статей о физкультуре Занятия в спортивных секциях Достоверн. Не Читают, Достоверн. Не Читают, Достоверн. Не зани- Зани- отлич. чит. чи- % отлич. чит. чи- % отлич. зан. маются, маются, и не чит. тают, % и не чит.
тают,
% и не зан. % % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11. Избе- - 94 94 - 95 92 - 94 94 жать заражения 11. Избе- - 92 90 - 92 89 - 91 91 жать за- ражения (юноши) 11. Избе- - 96 96 + 98 94 - 96 96 жать за- ражения (девушки)
Втаблице 11 в левом столбце (№ 1) сформулировано содержание ответа, с которымсогласились студенты (все отвечавшие, юноши, девушки). Во второй строчке сверхуперечислены факторы, влияние которых на отношение студентов к заражению, изучалосьпри анкетировании. На пересечении строк и столбцов в столбцах 2, 5, 8 отмеченыдостоверность или недостоверность отличий процентных чисел, указанные встолбцах 3-4, 6-7, 9-10. Знак «+» использован для обозначения достоверностиразличий процентных чисел (знак «-» использован для обозначения отсутствиядостоверных различий процентных чисел). Статистически достоверные (отличияпроцентных чисел) данные выделены в таблице полужирным шрифтом.
Изданных таблицы следует, что девушки более склонны избегать заражения, чем юноши(независимо от того, читают ли они или не читают литературу, посещают или непосещают спортивную секцию).
Изтаблицы 11 следует, что из 9 рассмотренных вариантов влияния факторов навзгляды студентов (в том числе студентов разного пола) лишь в 1 случае выявленыпризнаки такого влияния, т. е. в 11% от общего числа проанализированныхвариантов. Причем выявлены признаки влияния отсутствия чтения литературы наотношение девушек к перспективе заражения (возможно, признаки влияния взглядовдевушек на их активность в чтении литературы). В остальных 8 случаях (89%)признаков такого влияния факторов на взгляды студентов по проблемам ЗОЖ невыявлено. Не обнаружено признаков влияния на взгляды студентов о ЗОЖ чтениялитературы о безопасности и занятий в спортивных секциях. Обращает на себявнимание факт отличия характера влияния факторов на взгляды юношей и девушек.Не выявлено признаков влияния рассмотренных факторов на взгляды юношей (приналичии 3 рассмотренных возможных вариантов такого влияния). Из 3 рассмотренныхвозможных вариантов влияния факторов на взгляды девушек выявлены признакивлияния на взгляды девушек о ЗОЖ в 1 случае: чтения литературы о физкультуре настремление избежать заражения.
Подводяитоги анализа проблемы факторов развития готовности студентов к здоровомуобразу жизни, сформулируем основные выводы.
Болееполовины опрошенных студентов утверждают, что читают литературу о безопасности,почти треть студентов — о физической культуре, более половины студентовзанимаются в спортивных секциях.
Имеютсяпризнаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и взглядамистуденток на возможность заражения.
Выявленостатистически достоверное отличие процентной доли девушек (по сравнению сюношами), стремящихся избегать заражения.
Изложенныев статье выводы носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшейпроверке и уточнении. На основе новых фактов с использованием более совершенныхметодик статистической обработки данных возможно не только выявление признаковвзаимосвязей между явлениями в процессе совершенствования готовности студентовк здоровому образу жизни, но и выявление факторов положительной динамикиданного процесса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Абалешев Александр Васильевич – заместитель министра финансов Ставропольского края
Реферат Александр Александрович Бартош член-корреспондент авн
Реферат Single Mothers In Todays World Essay Research
Реферат Андреев Николай Юрьевич
Реферат Возделывание различных сортов белокачанной капусты
Реферат Хронология инверсий
Реферат А был ли в СССР социализм?
Реферат Природа зла в философии
Реферат Harry Potter Essay Research Paper Harry PotterAnd
Реферат Трансгенные растения как биопродуценты белков медицинского назначения
Реферат Понятие предметов ведения местного самоуправления
Реферат Фондовая биржа 2
Реферат Методология CCM (Capability Maturity Model for Software) – модель развития способности организации разрабатывать и сопровождать программные продукты) в менеджменте качества проектов
Реферат Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи"
Реферат Произведение Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" как концепция второго рождения