Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Склярова Т. В.
Становлениевозрастной психологии как науки традиционно связывают с развитием таких научныхотраслей, как естествознание и культурно-антропологические исследования.
Вестествознании второй половины XIX века актуализировалась идея развития вбиологии, широкую практику обрели экспериментальные исследования, новыевозможности открылись для применения объективных методов естественнонаучногоисследования.
Вгуманитарной науке того времени активно разрабатывались новые методыэтнографических и культурно-антропологических исследований.
Идеяразвития в биологии, оформленная, в первую очередь, в работах Ч. Дарвина, оказалазначительное влияние на разработку ведущих проблем изучения возрастныхизменений. Идеи проведения строгого научного эксперимента, такие, например, какопыты И.П. Павлова для изучения пищеварительной системы, вдохновлялиученых-психологов на поиск элементарных явлений психики, доступных анализу иконтролю. Возрастная психология как молодая наука адаптировала для себя методыи средства других наук, что со временем позволило ей обрести спектр объективныхметодов исследования. Примером тому можно назвать использование статистическихметодов обработки полученной при анкетировании информации, давшее возможностьсозданию тестов А. Бине в 1905 году. Применение непрозрачного с одной стороныстекла для незаметных для детей наблюдений за их деятельностью, изобретённое А.Гезеллом в 1920 году и получившее название «зеркала Гезелла», по сей деньиспользуется не только в психологии.
Изучениедетских игр и сказок в середине XIX века постепенно выделилось всамостоятельную область этнографических исследований детства и языка.Традиционно это явление связывают с деятельностью братьев Гримм, собиравших изаписывавших сказки для детей, с деятельностью этнографа Франца Боаса,создавшего самобытную школу культурной антропологии и обратившего своёисследовательское внимание на разницу детского развития представителей разныхкультур.
Ковторой половине XIX века в российских филологических работах появляется термин«детский фольклор». В 1848 году П.А. Бессонов подготовил сборник текстов«Детские песни», ставший первой публикацией детского фольклора. Вовступительной статье автор указал на отличия их бытования от произведений,предназначенных для взрослых. В 1849 году Е.А. Авдеева опубликовала в«Отечественных записках» подборку текстов поэзии пестования – колыбельных,потешек, приговорок. В эти годы постепенно отрабатывается и методика сборадетского фольклора, как профессионалами, так и теми, кто непосредственнообщается с детьми. В педагогическом журнале «Учитель» за 1862 год опубликованпризыв к читателям «записывать детские игры с их припевами». Отклики читателейи присланные в редакцию материалы позволили печатать их почти в каждом номережурнала.
В1868 году П.В. Шейн публикует программу, в которой специальный разделхарактеризует методику анкетирования при сборе детского фольклора.Систематическое изучение этого фольклорного жанра предполагало детскогофольклора в конкретной обстановке, классификацию жанров. П.В. Шейн разделилдетские песенки на две группы: песни для детей периоды младенчества,колыбельные и прибаутки, которыми взрослые забавляют детей в первые месяцы ихжизни, и песни, «которыми дети, вышедшие из младенческого возраста, уженачинают сами себя забавлять и тешить».
Очевидноевлияние на развитие детской психологии в России оказали требованияпедагогической практики, как в деле создания всесословной школы в 60-70 годы(«Положение о начальных народных училищах», 1864 год, «Положение о земскихщколах», 1874 год), так и в развитии педагогического образования в целом иженского образования в частности («Положение о женских училищах ведомстванародного просвещения» 1860 год).
Такимобразом, указанные события в отечественной и зарубежной истории становлениявозрастной психологии со всей очевидностью подтверждают, что «развитиевозрастной психологии как науки определяется: 1)общими, значимыми дляисторического момента идеями;
2)установленными и принятыми за основу закономерностями развития психики наразных этапах онтогенеза; 3) социальным заказом».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.