Введение
«Российская Федерация провозглашаетобласть образования приоритетной» — гласит пункт 1 статьи первой ФЗ «Обобразовании»[1][1]. Закрепленное за каждым гражданином РФправо на получение образования является конституционным.[2][2]
Образование, получаемое каждымгражданином, является своего рода следствием социального заказа государства иобщества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны.Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики вобласти образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает,воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переходк вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выборув условиях многонационального государства вызвал необходимость разработкигосударственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единствообразовательного пространства при вариативности форм получения образования исети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием.И в Российской Федерации это прерогатива Министерства Образования.
До недавнего времени считалось, что вСоветском Союзе школьники и студенты получают образование качественнее и поуровню намного выше стандартов многих европейских стран. Многочисленные тесты исравнительные анализы знаний и умений выпускников учебных заведений России идругих стран показывали, что в сфере общего образования наши выпускникипревосходят своих ровесников за рубежом, однако когда дело доходило до узкойспециализации, тут то и оказывалось, что необходимые навыки работы поспециальности выпускник получает только на новом месте работы, что вуз не всостоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сферепроизводства, управления или услуг.
Виной ли тому недостаточная оснащенностьВузов современными средствами обучения, малое финансирование или устоявшаясясхоластическая система подачи знаний?
Существует мнение, что учебное заведение,развивающееся автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития,что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования,функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихсяболее реально и может непосредственно направляться на нужды конкретнойотдельной образовательной единицы. Государственные органы управленияобразования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателейобразовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все большеперемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защитыинтересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или жеследует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когдавсе стандарты (ориентированные на потребности страны и личности)устанавливаются государством?
Возможно, что именно органы управленияобразованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органыуправления национальной образовательной системой имеют большие полномочия иответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной курсовой работы:кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросыконтролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образованияособенности региональной политики.
Задачи для рассмотрения следующие:
Определить органы государственной власти,отвечающие за национальное образование;
Выявить компетенции органов управленияобразованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого изних на основе анализа соответствующих статей законодательства;
Рассмотреть приоритеты в сфере образованияи шаги по совершенствованию и модернизации современного образования;
Обозначить перспективы и путисовершенствования управления образованием на территории РФ;
В заключении сделать выводы по проделаннойработе.
Глава 1. Общие положения о системеуправления образованием
§1. Получение образования — право каждогогражданина
Право на образование является одним изосновных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникаетмножество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнемобразованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается вФЗ «Об образовании»: Образование — целенаправленный процесс воспитания иобучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийсяконстатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государствомобразовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся)образования понимается достижение и подтверждение им определенногообразовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерацииосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации инормами международного права и основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования,приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободногоразвития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правами свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного иобразовательного пространства. Защита и развитие системой образованиянациональных культур, региональных культурных традиций и особенностей вусловиях многонационального государства;
3) общедоступность образования,адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовкиобучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,государственно-общественный характер управления образованием. Автономностьобразовательных учреждений.
Процесс получения образования, как и любойдругой, управляем. На самом низком уровне (т.е.самом приближенном к процессуобучения) он управляется учителем. На уровне всегосударственном этот процесснаходится под контролем национальных органов управления образованием.
Под управлением понимаетсяцеленаправленная деятельность субъектов управления различного уровня,обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы,перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическомудостижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий,способов, средств и воздействий.[3][3]
В соответствии со ст.37 Закона «Обобразовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующиегосударственные органы управления образованием:
— федеральные (центральные)государственные органы управления образованием;
— федеральные ведомственные органыуправления образованием;
— государственные органы управленияобразованием субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ «Осистеме государственного управления образованием в Российской Федерации»[4][4] устанавливает следующую иерархию всистеме органов государственного управления:
Министерство образования РоссийскойФедерации;
министерства образования республик в составеРоссийской Федерации;
управления (главные управления, комитеты,департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
комитеты (департаменты) образованиягородов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы управления образованием районов,городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органовместного самоуправления.
Все вышеназванные ступени органовуправления образованием реализуют единое руководство системой государственныхучреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднегоспециального, педагогического и внешкольного образования на федеральном,республиканском, региональном и территориальном уровнях.
§2. Нормативные акты, регулирующие сферууправления образованием
В комплекс законодательства РоссийскойФедерации в области управления образованием, в первую очередь необходимовключить Конституцию Российской Федерации[5][5],Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с нимдругие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:
— Федеральный закон от 22 августа 1996 г.№125-ФЗ «О послевузовском профессиональном образовании»[6][6]
— Федеральный закон от 12 января 1996 г.№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[7][7];
— Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.№51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»[8][8].
В эту же группу можно включить законы ииные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в областиуправления образованием.
Федеральные законы в области управленияобразованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:
1) разграничивают компетенцию иответственность в области образования Федеральных органов государственнойвласти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) регулируют в рамках установленнойфедеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должнырешаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой частифедеральные законы в области образования являются законами прямого действия иприменяются на всей территории Российской Федерации;
3) вводят общие установочные нормы повопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и всоответствии с которыми последние осуществляют собственное правовоерегулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации всоответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управленияобразованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащиефедеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничиватьправа физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РоссийскойФедерации в области образования.
Отношения по поводу урегулированиявопросов управления образованием наряду с законодательными актами могутрегулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые недолжны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральнымзаконам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащиенормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямопредусмотренных федеральными законами либо указами Президента РоссийскойФедерации.
Так, можно выделить следующиепостановления правительства:
— Постановление Правительства РФ от 9января 1992 г. N 21 «О системе государственного управления образованием вРоссийской»
— Положение о лицензированииобразовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от18 октября 2000 г. N 796[9][9]
— Положение о государственной аккредитациивысшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2декабря 1999 г. N 1323[10][10],
Кроме того, постановлениями ПравительстваРФ утверждены и следующие типовые положения:
Об образовательном учреждении высшегопрофессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;
О межшкольном учебном комбинате;
Об общеобразовательной школе-интернате с первоначальнойлетной подготовкой;
Об образовательном учреждении для детей,нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
О кадетской школе (кадетскойшколе-интернате);
Об оздоровительном образовательномучреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
О специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями вразвитии;
О суворовских военных, нахимовскихвоенно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах;
О военно-музыкальных училищах имузыкальных кадетских корпусах;
Об образовательном учреждении длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Об образовательном учреждениидополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов;
Об общеобразовательной школе-интернате;
Об общеобразовательном учреждении;
Об учреждении начального профессиональногообразования;
О среднем профессионально-техническомучилище;
О специальном учебно-воспитательномучреждении для детей и подростков с девиантным поведением;
Об образовательном учреждении для детейдошкольного и младшего школьного возраста;
О дошкольном образовательном учреждении.
В комплекс нормативных актов о управленииобразованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств иведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное впостановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерстви ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законныеинтересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственнойрегистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальномуопубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актовосуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. Приэтом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а такжезарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут засобой правовых последствий.
Основу ведомственных нормативныхдокументов составляют:
1) акты минобразования РФ:
— Положение о порядке лицензирования образовательныхучреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442[11][11],
— Положение о государственной аккредитацииобразовательного учреждения среднего профессионального образования (среднегоспециального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2июля 2001 г. №2574[12][12];
— Положение о порядке аттестации игосударственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказомМинобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327[13][13];
— Положение о государственной аккредитацииобразовательных учреждений, реализующих программы профессиональнойпереподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23сентября 1996 г. N 113[14][14];
2) Постановления ГОСКОМВУЗА
Положение об итоговой государственнойаттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации,утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3[15][15]
В совокупность актов данной группы такжеможно включить отдельные акты Минздравмедпрома и некоторые другие, направленныена урегулирование отдельных вопросов управления образованием.
Глава 2. Разграничение компетенции органовуправления образованием
§1. Компетенция РФ и субъектов федерации вобласти управления образованием
Административное право – отрасль праванаходящаяся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, такойвывод следует из п. 1 ст.72 Конституции РФ.
Институт управления образованием, какчасть административного права РФ также находится в совместном ведении РФ и еесубъектов.
Поэтому, для полного исследования управленияобразование в современной России, чрезвычайно важным является вопроскомпетенции каждого из органов входящего в систему управления.
Разграничению компетенций органовуправления образованием посвящены статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».
Федеральные органы управления образованиемзадают тон политике государства в области организации образовательного процессаи координируют деятельность нижестоящих инстанций.
В исключительной компетенции РФ находится:
— регулирование трудовых отношений,установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательныхучреждениях
— лицензирование образовательныхучреждений по программам высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования и выдача лицензии на право веденияобразовательной деятельности по указанным программам
Кроме того, центр осуществляет прямоефинансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если инойпорядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов.
Ряд полномочий субъектов РФкорреспондируют полномочиям Российской Федерации. Так, в частности, субъекты РФвслед за центром осуществляют:
издание нормативных документов в пределахсвоей компетенции
осуществление федеральной политики вобласти образования, финансовое подкрепление государственных гарантийдоступности и обязательности основного общего образования путем выделениясубвенций местным бюджетам
обеспечение соблюдения законодательстваРоссийской Федерации в области образования и контроль исполнениягосударственных образовательных стандартов;
формирование государственных органовуправления образованием и руководство ими, назначение руководителей этихорганов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
разработка и утверждение типовых положенийоб образовательных учреждениях.
Однако Важно отметить, что осуществлениеполитики в области образования субъектами РФ, не должно противоречить политикеРоссийской Федерации.
Среди особенных полномочий субъектовнеобходимо выделить:
— установление национально-региональныхкомпонентов государственных образовательных стандартов;
— установление местных налогов и сборов нацели образования;
— разработка и реализация республиканских,региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетомнациональных и региональных социально-экономических, экологических, культурных,демографических и других особенностей;
— формирование бюджетов субъектовРоссийской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондовразвития образования;
— установление дополнительных кфедеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникамобразовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспеченияуказанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Отдельного внимания заслуживает вопросразграничения компетенции органов государственной власти и органов управленияобразованием. Этому вопросу посвящены нормы ст.30 Закона «Об образовании».
Решающим органом в этом вопросе являетсяПравительство Российской Федерации и основное правило заключается в том, чтофедеральные и ведомственные государственные органы управления образованием невправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенныезаконодательно к компетенции органов управления образованием субъектовРоссийской Федерации и местных органов управления образованием, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такимислучаями могут быть вопросы касающихся обеспечения государственной и общественнойбезопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения, защиты прав и свобод граждан.
Важно отметить, что федеральныегосударственные органы управления образованием вправе в пределах своейкомпетенции инспектировать на территории Российской Федерации любыеобразовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядкенадзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органамуправления образованием. В этих целях, в письме Минобразования данырекомендации об инспектировании в системе Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации[16][16].
Под инспектированием понимаетсяспециальная функция (специально организованная деятельность) органов управленияобразованием и образовательных учреждений по организации и проведению проверок,наблюдений, обследований (далее инспекционных проверок), осуществляемых впорядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением органамиуправления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, атакже их должностными лицами законодательства Российской Федерации в областиобразования и иных нормативных правовых актов. Инспектирование сопровождаетсяинструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок (п.2Рекомендаций).
Основными задачами инспектированияявляются:
— осуществление контроля за исполнениемзаконодательства Российской Федерации в области образования;
— выявление случаев нарушений инеисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие впределах своей компетенции мер по их пресечению;
— анализ причин, лежащих в основенарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
— анализ и экспертная оценка эффективностирезультатов деятельности органов управления образованием, подведомственных имобразовательных учреждений, должностных лиц;
— инструктирование должностных лиц повопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление имрекомендаций по организации деятельности в рамках законодательства;
— изучение состояния системы образованияили ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в ихразвитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативныхтенденций и распространению опыта в области управления;
— сбор информации (в ходе проведенияинспекционных проверок), ее обработка и накопление для подготовки проектоврешений;
— анализ результатов реализациизаконодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в областиобразования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения вустановленном порядке изменений и дополнений в законодательство РоссийскойФедерации в области образования и принятия мер по повышению эффективности егоприменения;
— организация и разработка в пределахустановленной компетенции нормативных правовых актов инспекционно-контрольнойдеятельности.
Министерство общего и профессиональногообразования Российской Федерации вправе осуществлять инспектированиедеятельности государственных органов управления образованием субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления в части их деятельностипо управлению образованием или учрежденных ими муниципальных органов управленияобразованием, образовательных учреждений, независимо от ихорганизационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Государственные органы управленияобразованием субъектов Российской Федерации вправе осуществлять инспектированиедеятельности органов местного самоуправления в части исполнения ими функций поуправлению образованием или деятельности муниципальных органов управленияобразованием, подведомственных государственных и муниципальных образовательныхучреждений и их территориально обособленных подразделений, негосударственныхобразовательных учреждений в порядке надзора и инспекционного контроля (заисключением негосударственных образовательных учреждений).
Органы местного самоуправления илимуниципальные органы управления образованием вправе осуществлятьинспектирование деятельности муниципальных и негосударственных образовательныхучреждений, расположенных на подведомственных им территориях.
И в свою очередь учредителиобразовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование деятельностиучрежденных ими образовательных учреждений.
Результаты инспектирования оформляются вформе аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной запискиили доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме,установленной организацией, руководителем, осуществляющим инспектирование,которые должны содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости,предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющиеизложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильностьвыводов.
Государственные органы управленияобразованием вправе принять решение по результатам инспектирования о выдачепредписания о приостановке деятельности образовательного учреждения, в тойчасти, в которой было выявлено допущенное им нарушение законодательстваРоссийской Федерации в области образования и (или) устава образовательногоучреждения.
§2. Компетенция муниципальных образованийи образовательных учреждений
Главнейшим принципом деятельности органовмуниципальных образований и образовательных учреждений в области управления образованиемявляется положение, что их политика по реализации и регулированию процессаобразования не должна противоречить федеральным органам управления.
Муниципальные образования следят заисполнением государственных программ в сфере улучшения образования на местах,гарантируют исполнение конституционных прав граждан на образование, ведутконтроль и предоставляют статистические данные о деятельности образовательныхучреждений, находящихся в их ведомстве.
Чем ближе и непосредственнее органыуправления связаны с процессом образования, тем конкретнее становятсяпоставленные задачи и обязанности, исходящие из потребностей каждогоконкретного учебного заведения. Так, например, исключительной компетенциейобразовательного учреждения являются: подбор, прием на работу и расстановкакадров, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;рабочих программ учебных курсов и дисциплин, материально-техническоеобеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений всоответствии с государственными и местными нормами и требованиями,осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Итак, законодатель четко разграничилкомпетенцию каждого из органов участвующих в процессе управления образованием.
Что же будет, если образовательноеучреждение преступит отведенные полномочия или перестанет их выполнять?
На этот случай предусмотрены нормыответственности. Так, в соответствии с п.3 ст.32 Закона, образовательноеучреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядкеответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к егокомпетенции;
2) реализацию не в полном объемеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебногопроцесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся,воспитанников и работников образовательного учреждения во времяобразовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся,воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации.
В случае превышения компетенции или жеиных нарушений, к образовательному учреждению могут быть применены санкции,вплоть до отзыва лицензии.
Глава 3. Пути развития управленияобразованием
§1. Федеральная программа развития образования
В условиях экономической нестабильностинашего государства сфера образования оказалась в тяжелом положении, но это неозначает, что кризис образования детерминирован экономическими иматериально-техническими проблемами.
Наиболее конструктивные вариантыреформирования образования — это концентрация усилий по улучшению качестваучебного процесса путем совершенствования договорных отношений между студентом,преподавателем, администрацией учебного заведения и введением взаконодательство об образовании четких условий организации (открытия) новыхучебных заведений, стандартов качества подготовки, конкурсных условийраспределения специалистов. На достижение этих целей направлена Федеральнаяпрограмма развития образования.[17][17]
Программа определяет стратегиюприоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Главная цельПрограммы — развитие системы образования в интересах формирования гармоничноразвитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного изфакторов экономического и социального прогресса общества на основепровозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Исполнителями и соисполнителями являютсяорганы государственной власти, государственные органы управления образованием,органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений,образовательные учреждения различных форм, типов и видов,научно-исследовательские организации. Сроки реализации Программы — 2000-2005годы.
Среди проблем образования, выделенных вПрограмме наряду с недостатком финансирования, нехватки в кадровом обеспечениии многих других, одной из проблем обеспечения деятельности высших учебныхзаведений и средних специальных учебных заведений является усиление нафедеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего исреднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, таки субъектов Российской Федерации.
Поддержание вертикальных связей междуотдельными уровнями управления образованием осуществляется посредствомдоговоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе стем практика реализации указанных договоров и соглашений показываетнеобходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействиягосударственных и муниципальных органов управления образованием.
Увеличение количества негосударственныхобразовательных учреждений всех уровней образования создало проблемунеобходимости усиления государственного и общественного контроля ихдеятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызываетзначительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений,их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы ипрофессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием всубъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию вуказанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательныхучреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечениякачественного образования.
Задачи Программы в области управленияобразованием сводятся к следующим:
— сформировать систему демократического,государственно-общественного управления образованием;
— закрепить и совершенствовать на всехуровнях демократических основ управления системой образования;
Это направление проходит «красной нитью»через всю программу, и неоднократно упоминается, что принципиально важнодальнейшее развитие и обеспечение демократического,государственно-общественного характера управления системой образования, включаянормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоровпо всем составляющим ее уровням — федеральному уровню, уровню субъектовРоссийской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектовРоссийской Федерации и муниципальному уровню.
Говоря конкретно о задачах в рамкахразвития и обеспечения демократического, государственно-общественного характерауправления системой образования, выделены следующие:
1. Разработать механизмы совершенствованиявзаимодействия и координации деятельности органов государственной властиРоссийской Федерации, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования иобщественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса.
2. Разработать механизмы управлениясистемой образования, сочетающие правовые, экономические и информационныеметоды и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и другихорганизаций системы образования.
3. Разработать государственную концепциюсовместной деятельности общества, системы образования и средств массовойинформации по созданию и распространению образовательных, воспитательных,научно-просветительных программ, передач и других материалов.
4. Разработать механизмы совершенствованияформ и активизации участия профессиональных объединений и ассоциацийобразовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей(законных представителей) и общественных организаций в реализациигосударственной политики в области образования.
5. Разработать и реализовать формы иметоды развития самоуправления обучающихся.
6. Разработать систему государственного иобщественного контроля исполнения законодательства об образовании, требованийгосударственных образовательных стандартов, функционирования системыобразования в соответствии с государственными нормами и нормативами.
7. Создать независимую государственнуюаттестационную службу контроля качества образования, разработать механизмыобеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательныхучреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов.
8. Усовершенствовать механизмылицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитацииобразовательных учреждений.
9. Совершенствовать правовые основывзаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся, и их родителей(законных представителей).
Сроки реализации вышеназванных положенийколеблются от 2000 до 2005 года. Многие начали исполняться, и положительныерезультаты свидетельствуют о верной направленности государственной политики вобласти образования.
§2. Тенденции развития управленияобразованием в зарубежных стран
В предыдущих главах было упомянуто, что вомногих европейских государствах наметилась тенденция следования принципу т.н.автономности учебных заведений.
Европейские государства, такие какШвейцария, Германия, на сегодняшний день во главу угла ставят проблемусочетания децентрализации и демократизации развития своих национальных системобразования. В этих странах образование представляется децентрализованнымпотому, что они имеют федеративную структуру. Вместе с тем в отдельных субъектахуправление образованием централизовано, как правило, учебные заведения здесь непользуются большой автономией.
В Германии высшие учебные заведениявзаимодействуют с правительством при решении таких вопросов, как организацияобучения, открытие новых или реорганизация существующих отделений, научныхучреждений, планирование развития вузов, а также назначение преподавателей надолжность профессора. Высшие учебные заведения, с юридической точки зрения,представляют собой независимые учреждения, имеющие право на самоуправление. Ониимеют полную самостоятельность при определении структуры вуза, методов исодержания обучения, а также организации научных исследований.
Во Франции реформа управления образованиемначалась в конце 80-х гг. как реакция на неспособность органов государственногоуправления реагировать на происходящие в обществе изменения и возросшиетребования общества к образованию. От принципов централизованного планирования,на которых строились отношения между государством и университетами в последние 30лет, Франция перешла к системе контрактных отношений в целях приданияуправлению адресности и большей эффективности. Первые контракты, подписанные в1991 г., базировались на стратегических планах развития университетов (projetd`etablissment), в которых каждое учебное заведение формулировало своюстратегию развития, включая оценку учебных программ и необходимых для ихреализации ресурсов, технического оснащения, новых кадров или переподготовкистарых. Переговоры по поводу заключения контрактов позволяли также определитьсодержание новых университетских курсов, пройдя которые выпускники получалидипломы, признаваемые государством.
Что касается США, то традиционно ведущуюроль в развитии государственной системы образования играли управления местныхшкольных округов и правительства штатов (в США нет единой национальной системыобразования, а есть системы образования штатов, обладающие многими общимичертами, но и имеющие нередко существенные различия). Правда, в настоящее времяв руководстве государственным образованием происходят изменения. С однойстороны, федеральное правительство все более присваивает себе контрольныефункции в государственном образовании, формулирует амбициозные стратегическиезадачи в этой сфере и т.д., с другой — сами школы активно добиваются расширениясамостоятельности за счет сокращения полномочий территориальной администрации.В целом же можно заключить, что проблема сочетания централизации идемократизации в США не имеет остроты и потому не относится к ведущимприоритетам развития системы образования.
Обратная тенденция характерна длявосточноевропейских стран. Значительные изменения, происшедшие в странахВосточной Европы в 90-е гг., когда были сняты идеологические ограниченияпреподавательской и научно-исследовательской деятельности, привели к тому, чтопочти во всех из них были приняты законы, предоставившие университетамавтономию и в некоторых случаях давшие им даже больше свободы отгосударственного контроля, чем та, которой пользуются университеты в некоторыхзападноевропейских странах. Однако в организации и содержании учебного процессав высшей школе этих стран еще не произошли кардинальные изменения. Как отмечаютнекоторые эксперты, правительства этих стран слишком бедны, чтобы сделатьчто-либо существенное в сфере реформирования университетов.
Весьма специфично проявляются проблемыдецентрализации и демократизации системы открытого образования в странахВосточной и Юго-Восточной Азии. Так, некоторые китайские экономисты критикуютМинистерство образования за консерватизм и приверженность методамцентрализованного планирования. По их мнению, Китай должен предоставить большесвободы деятельности частным вузам, поскольку спрос на высшее образование в КНРпревышает возможности государственных вузов. Вследствие этого много китайскоймолодежи уезжает на учебу за границу. Только в США ежегодно учатся до 75 000китайских студентов, в целом же за рубежом обучаются 120 тыс. студентов.Правительство официально положительно оценивает обучение китайской молодежи заграницей с целью ускорения процесса переноса технологий и знаний в Китай.Оппоненты настаивают на том, что необходимо сделать все для того, чтобы этиденьги на высшую школу расходовались внутри страны. Поэтому проблемыдецентрализации и демократизации высшего образования, как считают китайскиеэксперты, — это, в первую очередь, экономические проблемы. Законодательнообразовательные учреждения в соответствии с законами КНР относятся к категориинекоммерческих организаций с юридическим лицом, приравненным к бюджетныморганизациям, что позволяет включить рычаги их саморазвития.
В Японии эти тенденции были воспринятыпо-своему. В отличие от Китая, здесь не стояла задача информатизацииобразования — впечатляющие успехи этой страны в данной области широко известны.Быстрые изменения в обществе и расширение доступа к образованию привели, помнению японских аналитиков, к появлению новых проблем, а именно: возникновениесоциального климата, в котором морально-этнические ценности оказались напериферии интересов образования; излишне высокая конкуренция на вступительныхэкзаменах; однообразие методов формального образования и негибкость самойсистемы. По их мнению, образование, в первую очередь должно развиватьспособность индивида адаптироваться в постоянно меняющемся мире, предоставлятьлюдям различного возраста и социального статуса возможность достиженияпоставленных целей. Поэтому основной упор был сделан на развитие непрерывногообразования и обеспечение его высокого качества как ключевых элементахповышения уровня жизни отдельного человека и страны в целом.
Специфика данного приоритета определиласледующие задачи реформирования:
— сделать образовательную систему болееадаптируемой к социальным, культурным и экономическим трансформациям;
— осуществить переход в системеобразования, которую можно характеризовать как образование на протяжении всейжизни;
— увеличить роль личности (студента) впроцессе образования;
— обеспечить более значительное участиенауки и культуры в развитии образования.
С этой целью в 1990 г. был принят закон,обеспечивающий развитие непрерывного образования. Этот закон предусматривалсоздание необходимых условий в префектурах и создание советов по организациинепрерывного образования в целом по стране с гарантией развития соответствующейинфраструктуры со стороны правительства. Кроме того, в системе стимулированияособую роль были призваны сыграть программы развития профессиональныхспособностей сотрудников непосредственно на фирмах. При этом обучающимся ввечернее время сокращался рабочий день с сохранением заработной платы.
Что касается обеспечения высокого качестваобразования, то его предполагается достичь повышением квалификациипреподавателей, диверсификацией учебных программ, внедрением отвечающиминдивидуальным запросам методик, а также созданием системы взаимосвязиобразования с результатами его применения. В этих условиях предоставляетсямаксимально возможная степень автономии не только региональным органамуправления, но и самим образовательным учреждениям.
Были введены стандарты технологического иинформационного обеспечения лабораторий, технических центров, музыкальных,аудиовизуальных кабинетов и т.д. для школ и вузов. Исключительно важная роль вобеспечении высокого качества образования принадлежит системе кредитованиястудентов (эта система существует в Японии более 50 лет). Только бесприбыльныенеправительственные и подчиненные муниципальным администрациям учреждения в1992 г. оказали финансовую поддержку 300 тыс. студентов.
Современная российская система образованияпредставляет собой совокупность следующих компонентов:
— преемственные образовательные программыи государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
— сеть реализующих их образовательныхучреждений (независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов);
— органы управления образованием иподведомственные им учреждения и организации.
В результате реформирования системыуправления образованием был осуществлен переход от административно-командной кпрограммно-целевой модели управления образованием. Были усовершенствованымеханизмы разграничения компетенции между органами управления образованиемразличных уровней, в том числе путем заключения соглашений между Министерствомобразования и правительствами республик, администраций краев, областей иавтономных образований, входящих в состав Российской Федерации. Расширена иусовершенствована практика применения гибких механизмов управленияобразованием, в том числе по аттестации педагогических и руководящих работниковобразования, лицензирования образовательной деятельности, аттестации иаккредитации образовательных учреждений. Укрепились государственно-общественныеформы управления образованием за счет привлечения широкой общественности кобсуждению вопросов, касающихся управления и развития системы образования.[18][18]
Заключение
Образование является важнейшей сферой,которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветанияобщества.
В ходе работы мы выяснили, что управлениеобразованием — это целенаправленная деятельность центральных и местныхисполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования иразвития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс,включает: организацию и создание условий для функционирования образовательныхучреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатамиобразования.
В современном обществе управлениеобразованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующихпроблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял быобразовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа кобразованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качестваобразования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросамобщества; резкого повышения эффективности, производительности образовательнойсистемы.
В Российской Федерации управлениеобразованием – компетенция следующих органов:
Министерства образования РоссийскойФедерации;
министерств образования республик всоставе Российской Федерации;
управлений (главных управлений, комитетов,департаментов) образования краев, областей и автономных образований;
комитетов (департаментов) образованиягородов Москвы и Санкт-Петербурга.
органов управления образованием районов,городов, районов, округов (в городе).
Большое значение имеет вопросразграничение компетенции вышеуказанных органов управления, а также контроля завыполнением возложенных на них полномочий.
Одной из задач в совершенствованиидействующей системы образования Российской Федерации названа разработка такихмеханизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые,экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельностьобразовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будемнадеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленныхзадач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная системауправления образованием.
Список литературы
Законодательные и иные нормативные акты:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года //Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
Федеральный закон от 13 января 1996 г. N12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации»Об образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от15 января 1996 г. — №3. — Ст. 150.
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //Собрание законодательства Российской Федерации // 26 августа 1996 г. — №35. — Ст.4135.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. — 15 января 1996 г. — №3. — Ст.145.
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.№51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» //Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 апреля 2000 г. — №16. — Ст.1639.
Постановление Правительства РФ от 9 января1992 г. №21 «О системе государственного управления образованием вРоссийской Федерации» (с изменениями от 18 мая 1998 г.) //
Постановление Правительства РФ от 2декабря 1999 г. №1323 «Об утверждении Положения о государственнойаккредитации высшего учебного заведения» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. -6 декабря 1999 г. — №49. — Ст. 6006.
Постановление Правительства РФ от 18октября 2000 г. №796 «Об утверждении Положения о лицензированииобразовательной деятельности» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. — 23 октября 2000 г. — №43. — Ст.4249.
Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994г. №442 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательныхучреждений» // Российские вести/ — 10 марта 1995 г. — №44.
Приказ Минобразования РФ от 2 июля 2001 г.N 2574 «Об утверждении Положения о государственной аккредитацииобразовательного учреждения среднего профессионального образования (среднегоспециального учебного заведения)» // Бюллетенm нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. — 10 сентября 2001 г. — №37.
Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998 г.N 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственнойаккредитации образовательных учреждений» // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. — 31 августа 1998 г. — №21
Приказ Минобразования РФ от 23 сентября1996 г. N 113 «Об утверждении Положения о государственной аккредитацииобразовательных учреждений, реализующих программы профессиональнойпереподготовки специалистов» // Российские вести. — 24 октября 1996 г. — №202
Постановление Госкомвуза РФ от 25 мая 1994г. N 3 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестациивыпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» // Российскиевести. — 1994 г. — N 118.
Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998г. N 33 «О работе с Рекомендациями об инспектировании в системеМинистерства общего и профессионального образования Российской Федерации»// Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РоссийскойФедерации. — 1998 г. — №10.
Краснова Г.А. Открытое образование:цивилизационные подходы и перспективы. М.: РУДН. — 2002.
Регион: Управление образованием порезультатам Теория и практика/ Под редакцией П.И.Третьякова. — М.: Новая школа.- 2001.
Семеусов В. Предпринимательскаядеятельность в вузе // Российская юстиция. — N 10. — октябрь 2000 г.
Леонова Г.Б. Учреждение как субъектгражданского права // Вестник Московского университета. — Серия 11. – Право. –1998. — №1.
***
Приложение №1
Разграничение компетенций РФ и субъектовРФ в области управления образованиемРФ Субъекты РФ
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;
15) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
16) установление:
налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;
льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;
образовательного ценза педагогических работников;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;
3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
8) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
10) установление местных налогов и сборов на цели образования;
11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;
13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Приложение №2
Компетенция в области образования органовместного самоуправления и образовательного учрежденияОрганы местного самоуправления Образовательное учреждение
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.