Дмитрий Николаевич Aлeксaндpoв, доктор историческихнаук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
Процессподготовки оратором своего выступления связан с обдумыванием как самих пунктовплана, так и всей совокупности его разделов, возможных вопросов аудитории и пр.Для этого автор должен подумать об обоснованности каждого сказанного им слова, обосноватькаждое новое суждение, а также испытывать чувство уверенности в истинностикаждого из суждений. Среди многочисленных правил риторики можно выделить три, являющихсянаиболее существенными. В кратком изложении они могут быть сформулированы так.
Средивсех многочисленных правил риторики, которые сформулированы на сегодняшний деньее теоретиками и практиками, можно выделить три, являющихся наиболеесущественными:
Тезиси лозунг.
ФормулаЦицерона.
Плани эпистема.
1.Тезис и лозунг
Выходяна трибуну, оратор должен полностью осознавать разницу между тем, чтопонимается в риторике под терминами «тезис» и «лозунг».
Тезис(греч.) — положение (мысль), которое автор или оратор намерен доказать, защититьили опровергнуть. Другими словами, тезис есть мысль, которую следует доказать.Оратор, не знающий этого положения, не доказывает свои мысли, а толькообъявляет их, озвучивает с трибуны, поэтому нередко выступление оратора, малоподготовленного в риторике, сводится к выкрикиванию отдельных мыслей, слов, призывови пр. при отсутствии попыток обосновать, доказать, логично подвести слушателейк нужным выводам.
Логичностьмыслей оратора становится доступной слушателям только после того, как ораторначнет говорить. Следовательно, логичность мысли проявляется только в речевойдеятельности, т.е. связь между логикой и риторикой абсолютна и постоянна.
Термин«лозунг» содержит в себе понятие, едва ли не противоположное тому, что означает«тезис».Лозунг (нем.) — призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза, нетребующая никаких обоснований или доказательств ни для говорящего, ни дляслушающих. Например: «Да здравствует Первое мая!» или «Кадры решают все!».
Первоезолотое правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочнодоказывал свои тезисы.
2.Формула Цицерона
МаркТуллий Цицерон однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит сознанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
Второезолотое правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанныйс контролем, с оценкой, со взаимопониманием, снимается этой формулой Цицерона.Оценка любого устного выступления, увязанная с мнением Цицерона, позволяетопираться не столько на собственные знания, свой опыт, личный вкус, внутреннийголос рецензента, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетомедва ли не абсолютным.
Итак,если перечитать формулу Цицерона, то можно обнаружить в ней пять составляющих, пятьтребований, которые автор считает нужным предъявлять к оратору.
Ораторесть тот, кто любой вопрос (требование 1) (по тематике оратора, разумеется)изложит со знанием дела (2), стройно (3А), изящно (3Б), с достоинством (4) приисполнении.
Хорошобыло бы обратить на них внимание с той точки зрения, которую предлагает Цицеронв данном высказывании: анализировать каждый абзац, каждое предложение по всемпяти составляющим формулы Цицерона, а саму формулу взять запомнить и считать заруководство к действию.
Поразделу «стройно и изящно» проходит линия между наукой и искусством, которымиразные авторитеты в риторике именуют саму риторику.То, что «стройно», тонаука.То, что «изящно», то искусство.
Наукаподдается регламентации, подчиняется законам, по которым действие может бытьповторено на основании научных разработок, методик и пр.
Искусствоне имеет строгих законов, все они приблизительны, личностны, повторение врамках искусства называется копией. Хорошо для всего человечества, что все людиговорят по-разному, что художники, музыканты, писатели, поэты не похожи друг надруга, что ораторы представляют собой всю возможную гамму от «стройно и изящно»,до оценок, прямо противоположных по всем показателям, сформулированным самимЦицероном. Впрочем, и в третьем правиле есть немало того, что идет от изящногоискусства.
3.План и эпистема
Будемисходить из того, что в формальной логике есть понятие модальности суждений.Введем понятие эпистемической модальности, под которой понимается выраженная всуждении информация об основаниях принятия и степени обоснованности самогопонятия. Термин «эпистемический» восходит к греческому слову «эпистема», означающемув античной философии высший тип несомненного, достоверного, абсолютного знания.
Такимобразом, творческий процесс подготовки оратором своего предполагаемого устноговыступления связан с обдумыванием как самих пунктов плана, так и всейсовокупности его разделов, подразделов и пр., возможных вопросов аудитории, предполагаемыхответов оратора на эти вопросы. Другими словами, эпистемическаяподготовленность оратора к выступлению предполагает, что он подготовился к актувыступления самым лучшим из возможных для него вариантом. Для этого автордолжен думать об обоснованности каждого сказанного им в процессе лекции слова, обосновыватькаждое новое суждение уже безусловно обоснованными ранее, испытывать чувствоуверенности в истинности каждого из суждений, излагаемых им устно передаудиторией.
Всесказанное выше относится и к первому «золотому» правилу риторики.
Написаниесамого плана может быть многократным в том смысле, что автор будет много разпеределывать свой план, стремясь сделать его как можно более эпистемичным, т.е.доказательным во всех его составляющих аспектах.
Самплан может выглядеть, например, следующим образом. Этот пример может быть однимиз вариантов конкретного плана выступления на конкретную тему, обдуманную авторомзаранее.
Знаком| — |, т.е. отрезком прямой, ограниченным с двух сторон, обозначим наименованиетемы выступления и наименование основных (главных) разделов плана. Тогда планможет принять следующий вид.
|(Точное наименование темы) |
--Введение
I.| (Точное наименование раздела) |
II.| (Точное наименование раздела) |
III.,| (Точное наименование раздела) |
— Выводы или Заключение
Следуетподчеркнуть, что:
1.любое наименование темы (раздела) будет понятнее для аудитории, если в нембудет немного слов, «чем меньше — тем лучше». Оратор, стремящийся к отказу отмногословия (не говоря уже об отказе от слов-паразитов), осуществляет тем самымсамоконтроль собственной риторической деятельности, что скажется благоприятнона общих результатах его выступления перед аудиторией;
2.основные разделы плана, обозначенные римскими цифрами I, II, III, могутделиться на более мелкие вопросы, обозначаемые арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 ит.д.), а эти последние — на еще более мелкие, обозначаемые строчными буквами (а,б, в, г и пр.).
Тогдакаждый раздел плана в развернутом виде может представлять собою следующее, например:
II.| — |
1)| — | a) | — | б) | — |
2)| — | a) | — | б) | — | в) | — |
3)и т.д. по всем подпунктам.
Такойподробный, развернутый план выступления на практике нередко называют«план-гармонь», поскольку его можно «свернуть» или «развернуть» и «сыграть» понему, как по нотам, пьесу, обозначенную в заголовке ораторского выступления.
Приэтом подходе опытный оратор может не писать полный текст своего выступления, пользуясьна трибуне лежащим перед ним подробным «планом-гармонью». Малоопытный напишетполный текст, возьмет его с собой на трибуну, однако говорить лучше не читаятекст, а ориентируясь в материале выступления по плану;
3.во введении можно говорить о:
том,чем примечательна предлагаемая оратором тема,
том,чем притягательна предлагаемая тема для оратора,
атакже можно дать другое начало, придуманное самим оратором.
Напрактике бывают случаи, когда:
темаважна, но оратору не очень приятна (и наоборот, вариантов может быть множество),
темане имеет глобальной значимости, но оратору важна по причине некоторых личных(семейных) особенностей (или другое сочетание общих и частных интересов),
началовыступления связано с ярким, конкретным, узнаваемым для аудитории примером, дающим«запев» для всего последующего хода лекции (беседы, встречи и пр.);
4.всякое выступление опытный оратор заканчивает выводами или заключением, что неодно и то же:
Выводыдаются для менее подготовленной аудитории и содержат в себе краткий повтородной самой важной мысли каждого раздела плана выступления (без примеров идоказательств).
Заключениелучше адресовать более подготовленной аудитории, непременно включая в негопопытки прогноза развития вопросов, освещенных в ораторском выступлении. Всякиеповторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новымиформулировками, отличными от высказанных в ходе выступления.
Эпистемическаяподготовка плана выступления соотносит само выступление с тем, «как наше словоотзовется», хотя в полной мере предугадать это не представляется возможным. Безвведения и без выводов (заключения) опытный оратор собственное выступление неможет себе представить, не может появиться на трибуне с плохо продуманнымпланом.
***
Итак,подводим итог «золотым» правилам риторики. В кратком изложении они могут бытьсформулированы так.
I.Каждую свою мысль, каждое положение (тезис) оратор должен доказать своейаудитории. Обязательностью доказательства, аргументированностью тезисотличается от лозунга.
II.Опытный оратор должен говорить так, чтобы его речь отличалась стройностью, изяществом,достоинством.
III.План лекции должен быть подготовлен на основе античной эпистемы, т.е. так, чтобылекция (выступление) принесла аудитории максимум пользы и эстетическоеудовольствие для слушателей.
Этиправила следует запомнить, сделать руководством к действию.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/