Реферат по предмету "Разное"


4. Поэтическая система русского классицизма. Школа Сумарокова

4. Поэтическая система русского классицизма. Школа СумароковаКлассицизм - художественное направление в искусстве, для которого характерно строгое соблюдение норм и правил (т.н. канона). Он сформировался в Европе в 17-м веке в тяжелой борьбе с маньеристическими упадочными настроениями (маньеризм - течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения) и изысками барокко, а затем в 18-м веке был перенесен на русскую почву.Перед русской словесностью XVIII века стояла проблема создания литературного языка, системы жанров и вообще литературы в нынешнем понимании этого слова. Традиция, конечно, была – силлабическая поэзия второй половины XVII века, однако это не отменяло практически полной неразработанности языка и тематико-жанровых структур.А после петровских реформ логичым представляется путь заимствования европейских - в первую очередь, французских и немецких традицию (барокко, классицизм), перенеся все это на русскую почву. Из двух предложенных альтернатив классицизм оказался более востебованным (абсолютная власть вообще приветствует классицизм). Началось формирование классицизма (как нормативной системы) с обновления системы стихосложения, в русле которой будет создаваться поэзия. В 30-е гг. эту проблему решила реформа Тредьяковского-Ломоносова: в 1734 г. Тредьяковский написал «Новый и краткий способ к сложению стихов российских», в котором предлагал реформировать силлабический 11-ти и 13-тисложник, введя константность ритма, при которой ударные слоги должны совпадать с метрическими акцентами; в 1739 г. Ломоносов сопроводил свою «Оду на взятие Хотина» «Письмом о правилах российского стихотворства», в котором окончательно утверждает силлабо-тоническую систему стихосложения, основанную на урегулированном чередовании ударных и безударных слогов в двух- и трехстопных метрах.Следующий важный этап - создание Сумароковым в 1747 году «Эпистолы о языке» и «^ Эпистолы о стихотворстве», объединенных позднее под заглавием «Наставление хотящим быти писателем». В «Эпистоле о языке» Сумароков выдвигает требование простоты и ясности языка, а в «Эпистоле о стихотворстве» коротко и ненавязчиво пересказывает «Поэтическое искусство» Буало, нескуолько «адаптировав» сей труд для отечественного пользователя: а) поэт должен писать грамотно и мыслить разумно; б) чтобы создать хорошее литературное произведение надо ориентироваться на хорошие образцы, которые дает нам античность (Гомер, Пиндар, Софокл, Гораций, Тибулл и др.), французская литература (Буало, Корнель, Расин, Мольер и др.) ну и наши время от времени (Ломоносов, Кантемир) - вот этот пункт наиболее вторичен по отношению к теории французского классицизма с его картезианским убеждением, что законы прекрасного диктуются разумом, следовательно, они извечны и неизменны, и, проанализировав достаточное количество «хороших» произведений, можно составить канон, выполнение которого обеспечит «хорошесть» твоего произведения; в) вводится строгое разграничение жанров, за каждым из которых закрепляется определенная тематика, герои, стиль (идилия - пастушеская тематика; ода - размах и «гремящий звук»; комедия должна смешить и приносить пользу; сатира - высмеивать пороки; эпиграмма - быть короткой и «острой»; темы элегии - любовь и природа; песня должна писаться простым слогом; ирои-комическая поэма должна быть «перевертышем» эпической поэмы; еще упоминаются эпическая поэма, басня, сонет, рондо и баллада, но о них сказано как-то вскользь; г) по отношению к драматическим жанрам вводится требование 3 единств, обусловленное необходимым, по разумению классицистов, созданием сценической иллюзии (если зритель видит на декорациях дворец, то в следующем действии перенестись куда-то еще ему будет затруднительно; если зритель пришел в театр на 2 часа, то не стоит делать вид, что он провел там несколько лет; если он взял в толк какую-то одну сюжетную линию, то не надо перегружать его разум и от этой линии отходить) - тоже почерпнуто у старика Буало; д) «самодеятельность» (в смысле, то, чего не было у Буало): постоянное возвращение к вопросу о чистоте языка; русские авторы вписаны в линию партии (Ломоносов - русский Пиндар и Малерб, Кантемир - русский Буало); жанровая система несколько видоизменена (отсутствуют имевшие место в оригинале эклога, мадригал, водевиль, зато присутствуют отсутствовавшие в оригинале ирои-комическая поэма, песня - жанр суперпопулярный еще с петровских времен), т.е. он не чужд и складывающейся национальной традиции.Вкратце обрисовав систему жанров, Сумароков спешно принимается за создание образцов и-таки создает практически все. Однако для того, чтобы сложилась классицистическая школа не хватает еще одного звена. Сумароков построил систему жанров не иерархически, а описательно, говоря о важности и нужности в литературе каждого жанра, но все же имплицитно в «Эпистоле» выражена идея соотнесенности жанра и стиля. Вот стилевую-то теорию - т.н. теорию 3-х стилей, и разрабатывает Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных»: все слова русского языка он разделил на три группы. К первой он отнес слова общие для церковно-славянского и русского языков (бог, слава, рука, ныне) Ко второй - ушедшие из разговорного обихода, но обычные в церковно-славянской письменной традиции (отверзаю, господень, насажденный). Обветшавшие и непонятные архаизмы (обаваю, рясны) Ломоносов из этой группы исключил. В третью группу вошли исконно русские слова (говорю, ручей, которой, пока). И для этой группы тоже было исключение - грубые просторечные вульгаризмы. На основе этого деления лексического состава языка на три пласта Ломоносов предлагает теорию стилей: «высокого, посредственного [среднего] и низкого». Высокий стиль предполагает использование слов 1 и 2 группы.Это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль формируется на основе 2 группы, но допускает осторожное использование и двух других.Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на словах 3 группы, но допустимо употребление слов 2. Это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Короче говоря, ориентация на усреднение стилевой нормы.Вот теперь все карты - система стихосложения, жанровый канон, стилевая реформа - в руки для создания школы. И такая школа складывается к концу 1750-х гг. вокруг имени Сумарокова. Т.е. на самом деле там все сложнее. У Сумарокова с его дидактизмом и структурированностью уже в конце 40-х был круг подражателей - выходцев из Шляхетского корпуса, самым заметным из которых был И. Елагин. В середине 50-х Сумароков редактирует поэтический отдел журнала «Ежемесячные сочинения», где знакомится с Херасковым и его кругом, который его сразу воспринимает как наставника, а уж та группа, которая сложилась к концу 50-х годов - это в принципе довольно самостоятельное образование, скорее выносящее на хоругвях имя Сумарокова, чем ему подражающее. Имя Сумарокова, а не Ломоносова, потому что, во-первых, они разрабатывают жанровую систему, а не зацикливаются на оде, во-вторых, поддерживают основное требование Сумарокова - простоты и ясности слога. В эту группу входят Херасков (почитающийся наставником), А.А. Ржевский, А.В. Нарышкин, С.В. Нарышкин, А.А. Нартов, В.И. Майков, молодой И.Ф. Богданович. Центр их общественно-литературной работы – Московский университет, в котором Херасков заведовал театром, типографией и библиотекой.Они создают литературную группу “Полезное увеселение”. С 1760 до середины 1762 издают журнал “Полезное увеселение” (это первый русский журнал, объединивший большую группу писателей единым направлением, - т.н. дворянским классицизмом. Его возглавляемый Херасков, но участвовала в нем куча народу и не только из университета - Ржевский, Нарышкины, Нартов, Д. Фонвизин, Богданович, Майков, Рубан, Золотницкий, Хераскова, Сенковский, П. Фонвизин. Основную часть журнала занимали стихи. Дворянский классицизм предполагал бращение не к власти, а к собратьям по классу и высказывание своего независимомго мнения. Жанры: торжественная политическая “похвальная” ода, эпистола, любовная элегия, пастушеская идиллия. Стиль: сплав прямой моральной проповеди с лирически-эмоциональным выражением темы (в элегию проникают поучения на тему о серьезном отношении к браку, о свободе чувства, а нравоучительная ода, наоборот, строится как лирическое размышление (молодой Херасков). Но в целом - легкость стиха, свободная интонация салонного разговора. Исключение - Ржевский с тягогй к особой изысканности поэтической техники, к игре стихотворным мастерством (e.g. стихотворения, составленные только из односложных слов). В 1763 году его сменил журнал “Свободные часы”, а в 1764 году группа учеников Хераскова начинает издавать журнал “Доброе намерение”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании
Реферат Katherine Mansfield Essay Research Paper KATHERINE MANSFIELDHUMAN
Реферат Гігієна одягу та взуття
Реферат Исследование путей повышения эффективности работы обрабатывающих производственных подразделений
Реферат Періодичні видання Східної України початку ХХ століття у фондах Національної бібліотеки України ім. В.І. Вернадського: надходження, зберігання, вивчення
Реферат Великая Отечественная Война: Оккупация. Страшные подробности
Реферат Antigone Civil Disobedience Essay Research Paper The
Реферат Новые методы управления персоналом
Реферат 8 февраля 2011 года №51-па «Об утверждении Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2011 году» (далее Программа)
Реферат 7. современные требования к профессиональным качествам менеджера как руководителя. Обзор текущей литературы
Реферат Совершенствование финансовых технологий в стратегическом управлении предприятием
Реферат Выдающиеся деятели геологической и горной науки
Реферат Голодомор 1932-1933 рр.
Реферат Природа спиральных рукавов Галактик
Реферат Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельн