А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев
Трудныедети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычнымтермином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер»,оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детскогосада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семьесвои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семьесчитаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-такитрудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых вобществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологическиетрудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведениядовольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процессаразвития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечаютрост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. деВинтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этойгруппы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количестваподростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальнойпсихикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах.
Обществои, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодолениеэтих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разныхкатегорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называютодаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенкатоже можно считать трудным.
Терминтрудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска.Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях»,которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всемиэтими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иныеотклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия наличность ребенка различных негативных факторов.
Мыпопытались классифицировать категорию трудных детей.
Помедико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей даннойкатегории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающиенервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромомдефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).
Взависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей– социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детейиз семей, в которых ребенок подвергается насилию.
Вкачестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка.И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классышколы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризисподросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванныйвступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессиональногосамоопределения»).
Взависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих насудьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории трудныхдетей: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети иззоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости.
Естественно,что представленная классификация может быть расширена и дополнена в зависимостиот тех оснований, которые используются в классификационных целях.
Посколькупонятие трудный ребенок предполагает отклонение в его поведении, постараемсяответить на вопрос: что же такое отклоняющееся (или, как принято его называть,девиантное) поведение? Представителями различных наук (медицины, психологии,педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы(девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведениемпонимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде,ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей,нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурныхценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которомучеловек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведениемпонимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностныхвзаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамкахпсихического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии,особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантнымназывается поведение, отклоняющееся от социальнопсихологических и нравственныхнорм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта,проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенномобщественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительныхпризнаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость виндивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников(В.Г.Степанов,1986).
Несмотряна некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушениенорм, принятых в данном обществе. Социальная норма исторически сложившаяся вконкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении илидеятельности людей, социальных групп или организаций.
Понятие«социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальныенормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня можетоказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, гдеразрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования,толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.
Насегодняшний день, как считает В.М. Димов, принципиальным критерием,определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействиесоциальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому исоциальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет нормуот девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает массапограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социальногоявления. Неопределенность в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясныхи понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективноспособствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» егограниц.
Приведеннаяклассификация и обоснование сущности девиантного поведения детей позволяетсделать вывод, что проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, аорганизация работы с трудными детьми – это взаимодействие различныхспециалистов. Важное значение в работе с трудными имеет педагогическаядеятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегосяповедения несовершеннолетней молодежи. Всегда легче что-либо предупредить,нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действиянегативных факторов на формирующуюся личность.
Системапрофилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении, нанаш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: созданиекомплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей(социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющейгармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением всемье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки изспециалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанныхс детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способныхоказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую,медицинскую помощь и занимающихся воспитательнопрофилактической работой преждевсего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественныхобразовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания кпроблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионныепрограммы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга; информационнопросветительскуюработу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru