А.В. Суворов
Тифлосурдопсихология(от греч. «TYPHLOS» слепой, лат. «SURDUS» глухой, греч.«PSYCH}» душа и «LOGOS» учение) психология слепоглухих.Термин предложен А.В. Суворовым по аналогии с термином«ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА», которым широко пользовались воспитателислепоглухонемых детей И.А. СОКОЛЯНСКИЙ (см), А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), А.В. Апраушеви др. Т., в отличие от тифлосурдопедагогики, исследует проблемы, возникающие вжизни слепоглухих людей в течение всего жизненного цикла, не только детей, но ивзрослых. А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), Э.В. ИЛЬЕНКОВ (см), А.Н. ЛЕОНТЬЕВ (см) понималитифлосурдопедагогику как междисциплинарную науку, предмет которой«экспериментально чистое» исследование закономерностей становленияличности, закономерностей, обнаруживающихся особенно отчетливо благодаряэкстремальной ситуации слепоглухоте. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в ситуациислепоглухоты ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ закономерности формирования и развития психикиможно проследить «как бы с помощью замедленной киносъемки». Всяпедагогическая работа со слепоглухонемыми детьми, в СССР возглавляемаяпоследовательно И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым, рассматривалась преждевсего как общепсихологический ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (см), в котором всефакторы психического (и особенно личностного) развития находятся в рукахпедагога, что и обуславливает экспериментальную чистоту выявлениязакономерностей детского развития.
Нодети вырастали, начинали работать, жить в обычной социальной среде. Вставалиновые психологические проблемы, прежде всего проблемы взаимоотношений,взаимопонимания слепоглухих и зрячеслышащих, на производстве, в быту, сослучайными встречными на улице, на транспорте, в магазинах и т.п. В работе с детьмиобострилась проблема взрослой перспективы: к какой именно жизни готовить, ккакой работе, к общению с какими именно людьми, только ли такими жеслепоглухими… Анализ этой проблематики в собственной жизни и в общении сослепоглухонемыми детьми вынудил А.В. Суворова заговорить о необходимостивыделения Т. в самостоятельную область психологического знания. Предметомизучения Т. является ЛИЧНОСТЬ (см) слепоглухого в течение всей его жизни, отрождения до смерти, а не только становление личности в детском возрасте прислепоглухонемоте, в отличие от тифлосурдопедагогики. Т. рассматривает так жепроблемы СОЦИО-и ЛИЧНОСТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (см) слепоглухих как с детства, так иослепших и оглохших в пожилом возрасте; проблемы общения слепоглухих междусобой и с окружающими, прежде всего зрячеслышащими, людьми; проблемы интеграциислепоглухих среди зрячеслышащих, прежде всего проблемы взаимопонимания междуними. и проблемы личностной полноценности слепоглухих, сравнимой на высшемуровне личностной реабилитации с полноценностью (духовной и профессиональнойпрежде всего) наиболее выдающихся зрячеслышащих.
ПервоначальноТ. возникла и развивалась внутри тифлосурдопедагогики, поскольку последняяставила перед собой не только чисто учебно-воспитательные задачи, но и задачуисследования закономерностей становления при формирующем участии педагогаличности слепоглухонемого ребенка. Однако надежды на то, что развитие личностипри слепоглухоте замедляется лишь на первых этапах, а затем постепенноускоряется, догоняя и даже иногда опережая темпы развития при сенсорной норме,оказались иллюзией. В действительности такое ускорение не наблюдалось. А.В.Суворов выделил наиболее трудноразрешимые проблемы становления личности прислепоглухоте, прежде всего пропуск дошкольного детства, характеризующийсяотсутствием или глубоким недоразвитием ролевой игры, задержкой речевого, аследовательно, общего, развития, не в последнюю очередь вследствие громоздкостииспользуемых средств общения, исключающей игровое овладение речью, описанное К.И.Чуковским (по наблюдениям последнего, речь у маленьких детей при сенсорнойнорме первоначально совмещается с подпрыгиванием, так что маленькийзрячеслышащий ребенок начинает говорить как бы стихами, а уже затем овладеваетпрозаической формой речи). А.И. Мещеряков считал, что основная причина задержкиразвития личности при слепоглухоте одиночество, приводящее и к немоте.Следовательно, главная психолого-педагогическая проблема дефицит общения. А.В.Суворов пришел к выводу, что этот дефицит общения лишь частично компенсируетсясовместной деятельностью с педагогом. Необходима более широкая среда общения,включающая зрячеслышащих детей и взрослых (не только педагогов и родителей, ктому же в условиях специального учреждения ребенок встречается с родителями недопустиморедко). Отсюда возникла идея так называемой А.В. Суворовым «совместнойпедагогики» целенаправленной организации общения слепоглухих ребят созрячеслышащими и с другими детьми-инвалидами в лагерях общения Детского ОрденаМилосердия, во время регулярных наездов зрячеслышащих детей в учреждение дляслепоглухонемых. Такое общение должно ускорить прежде всего речевое развитиеслепоглухонемых детей, а через него и общее. Волонтерское движение молодежи напомощь слепоглухонемым детям возникло еще в 1980 году(Строительно_педагогическое Объединение «Радуга», долгое времяработавшее на базе Загорского Дома-Интерната для слепоглухонемых детей).
Савгуста 1988 года начались регулярные выезды слепоглухонемых детей в обычныепионерские лагеря, а позже в лагеря общения Детского Ордена Милосердия. С осени1989 года по 1992 год по инициативе и под руководством И.В. Саломатинойосуществлялась программа дальних (в Ленинград, Киев, Одессу и т.Д.) экскурсийслепоглухонемых ребят вместе со зрячеслышащими подростками. Так совместнаяпедагогика стала фактом, вошла в быт слепоглухонемых детей, а в рамках ДетскогоОрдена Милосердия в быт детей-инвалидов вообще во многих местах России иближнего зарубежья. Возникли даже специальные школы для знакомства относительноздоровых подростков с особенностями общения с детьми-инвалидами. Этой работойзаинтересовались и кафедры социальной педагогики педагогических университетов.Конечная цель совместной педагогики как раздела Т. по возможности подготовитьслепоглухих ребят к жизни в обычной социальной среде, а не в закрытыхучреждениях и не менее закрытых семьях. Пионером Т. взрослых в России можносчитать О.И. СКОРОХОДОВУ (см.). В своей книге она фактически даетпервоначальный набросок тифлосурдопсихологической феноменологии, отвечая на вопрос,как вообще возможна нормальная, развитая не ниже среднего уровня, личность вситуации слепоглухоты, как эта личность ориентируется в окружающем мире,общается с окружающими людьми.
Следующийшаг сделал в 70-е годы А.В. Апраушев, тогда директор Загорского учреждения,занявшись решением проблем трудоустройства выпускников Загорского детдома, азначит, и их адаптации в производственном коллективе. Часть Выпускниковразъехалась по домам, трудоустроившись по месту жительства и наладив общение,довольно широкое, как с сенсорными инвалидами (слепыми, глухими), так и созрячеслышащими. Накапливающийся при этом опыт еще ждет своего исследования врамках Т… Эстафету О.И. Скороходовой в области исследования самимислепоглухими личного опыта жизни среди зрячеслышащих приняли А.В. Суворов идругие более интеллектуально развитые слепоглухие. Их интроспективные работывремя от времени появляются в периодической печати как научной(«Дефектология», «Психологический Журнал», «ВопросыПсихологии», «Вопросы Философии» и др.), так и в специальноосвещающей проблемы сенсорных инвалидов (Журналы «Наша Жизнь»Общества Слепых, «В Едином Строю» Общества Глухих). Некоторыероссийские слепоглухие приняли участие в международных форумах слепоглухих, гдевыступили с докладами интроспективного и теоретического характера.
Зарубежом идут те же процессы, что и в России, но более интенсивно и всвоеобразной форме. Опыт жизни слепоглухих среди зрячеслышащих специальноизучается как самими слепоглухими, так и зрячеслышащими исследователями. Естьнесколько специальных периодических изданий (журнал «Сенс» в Англии,информационный бюллетень Национального Центра имени Элен Келлер в США).Изучаются проблемы трудоустройства, адаптации слепоглухих среди зрячеслышащих,как детей, так и взрослых, проблемы общения слепоглухих со зрячеслышащимиродственниками и т.д… Там тоже говорят о психологии слепоглухих как особойобласти научных исследований. Фундаментальные теоретические проблемы кактифлосурдопедагогики, так и Т. в России разработаны главным образом в трудахИ.А. Соколянского, А.И. Мещерякова, Э.В. Ильенкова и А.В. Апраушева; вслед заними разработкой фундаментальной проблематики занимается А.В. Суворов.Прикладных исследований, по сравнению с развитыми странами Западной Европы иАмерики, совсем немного, да и вся работа в области изучения психологическихпроблем личности в условиях слепоглухоты началась значительно позже, чем зарубежом.
Список литературы
1.Э.В. Ильенков. Психика Человека под «Лупой Времени».«Природа», 1970, N2.
2.О.И. Скороходова. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.,«Педагогика», 1972. С предисловием А.И. Мещерякова.
3.А.И. Мещеряков. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формированияих поведения. М., «Педагогика», 1974.
4.А.В. Апраушев. Воспитание Оптимизмом. М., 1983.
5.И.В. Саломатина. Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей вэкскурсионных поездках. «Дефектология», 1995, N4.
6.А.В. Суворов. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты.Автореферат диссертации на соискание степени Кандидата Психологических Наук.М., 1994.
7.А.В. Суворов. Вчувствоваться, вдуматься… «Психологический журнал»,1995, N2.
8.А.В. Суворов. Школа Взаимной Человечности, М., издательство УниверситетаРоссийской Академии Образования, 1995.
9.А.В. Суворов. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М., Всероссийское ОбществоСлепых, 1995. (еще не вышлаФ, обещают выпустить в декабре; книга впроизводстве; это основная работа А.В. Суворова по тифлосурдопсихологии).