Склярова Т. В.
Основныетеории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, чтонапрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия.Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной целипсихологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в пониманиипсихического развития, а также закономерностей и условий его протекания.Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического исоциального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности.Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развитияспособствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных оразвитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психическогоразвития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмыформирования тех или иных психических качеств личности.
Взападной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека врусле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетическойи гуманистической психологии.
Психоаналитическая теория развития личности
Однойиз первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основаннаяЗигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначальнопсихоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний.Полученные психологические наблюдения позволили З.Фрейду создать целостноенаправление в психологии, исследующее глубинные чувства и переживания человека.В основе теоретической концепции З.Фрейда лежит ряд сделанных им открытий.
Открытиебессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы самипо себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.
Открытиесексуального начала психики человека (либидо) позволило обрести первопричину, объясняющуюкак процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновениенервных и психических заболеваний. Сексуальность Фрейд трактовал очень широко, относяк ней все то, что доставляет телесное удовольствие.
Открытиезащитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция,сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образомпроисходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессеразвития человека и освоения им культуры.
Развитиеличности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контекстепсихосексуального развития, практически отождествляя их. Учёный полагал, что отмладенчества до взрослого возраста сексуальный инстинкт человека проходит всвоём развитии ряд стадий, что отражается на развитии психики. Каждая из пятивыделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонамифизической области удовлетворения телесного инстинкта.
Оральнаястадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физическогоудовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желанийна этой стадии может привести к формированию таких черт личности, какненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
Анальнаястадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения отовладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности.Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, какаккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность,агрессивность, жажду накопительства.
Фаллическаястадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворенияпосредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположногопола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствуетзарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативноеусиливает агрессивность и невротичность ребёнка.
Латентнаястадия протекает от пяти до двенадцати лет и характеризуется снижением половогоинтереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, атакже расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослымиза пределами семейного круга.
Генитальнаястадия после двенадцати и до восемнадцати лет завершает формирование зрелойсексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющимчеловеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности. Последнимдвум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основныеличностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.
Теорияпсихосексуального развития З.Фрейда оказала значительное влияние на психологиюХХ века. Многие Его идеи были продолжены в работах многих ученых, так например,они получили своё дальнейшее развитие в работах А.Фрейд о норме и патологиидетского развития, у Э.Эриксона в исследованиях взаимоотношений человеческого«Я» и общества, в трудах Дж. Боулби о влиянии привязанности младенца к материна дальнейшее развитие психики.
Вместес тем, интересен отзыв Л.С. Выготского о теории психосексуального развитияЗ.Фрейда. Так он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большимтрактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастямидля свободных от головокружения».
Теории генетической психологии
Теориигенетической психологии представлены французской и женевской школами.Французская школа, представленная А. Валлоном и Р. Заззо, ориентировала своихпоследователей на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условияхего жизни, стремясь сочетать психологическое изучение эволюции детскогоповедения с анализом хода органического созревания ребёнка. Женевская школагенетической психологии, созданная Ж.Пиаже, изучает происхождение интеллекта истадии его развития, специфику мышления детей и особенности формирования у нихпонятий об окружающем мире.
Теорияразвития Жана Пиаже исходит из того, что в основе психического развития ребёнкалежит развитие интеллекта, обуславливающее развитие восприятия, памяти, эмоцийи чувств. Данная теория построена ученым на основе биологии и логики.Познавательная активность ребёнка исследуется Ж.Пиаже в русле общих законовразвития органической жизни. Основными процессами, определяющими когнитивноесозревание, являются процессы адаптации, ассимиляции, аккомодации иуравновешивания. Познание ребёнком окружающего мира направлено на адаптацию(приспособление) к среде. Процесс адаптации складывается из взаимодействия двухвзаимопротивоположных процессов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляциязаключается в однозначном принятии ребёнком поступающей информации, что меняетуже существующие у него схемы понимания и действия. В процессе ассимиляциипроисходит приспособление объекта (ребёнка) к субъекту (информации), чтопозволяет утверждать, что «ребёнок – раб прямого восприятия». Аккомодациясостоит в приспособлении прежде сформировавшихся реакций к получению иобработке новой информации, что позволяет ребёнку вырабатывать новые способыреагирования. Таким образом, чередование ассимиляции и аккомодации определяетвнутреннюю движущую силу интеллектуального становления ребёнка, а тенденция куравновешиванию становится основной тенденцией развития.
Бихевиоризм о развитии психики
Спозиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведениечеловека от рождения до смерти (англ. behaviour – поведение). Поведенческиеакты подобно другим объектам естественных наук можно исследовать общимиметодами. Чувствования, ощущения, сознание, воображение, волевые проявления влогике бихевиористов не могут рассматриваться в качестве подлинных феноменовпсихологии, так как не поддаются объективному изучению. Центром внимания школыбихевиористов (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер), таким образом, сталоизучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики кактаковой. Механизм психического развития заключается в оформлении стимулов ивозникающих на их основе реакций. «Развитие поведения, в основе которого лежитформирование между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребёнкапод влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которыепоставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляютсяте, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т.еадаптация в этой школе считается главной детерминантой, определяющейнаправление психического развития ребёнка. Психическое развитие, таким образом,отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, нетолько специально формируемых, но и возникающих стихийно». Детское развитие вконцепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. Взависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иныереакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положениеотвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существуетединых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствамимогут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетниедети могут не только читать, но и писать.
Врусле бихевиоризма возникло учебно-теоретическое направление воспитанияродителей. Школа воспитания родителей нацелена на обучение необходимым навыкамсемейной жизни, гармонизирующим взаимоотношения между родителями и детьми. Вкачестве ведущих теоретических положений этого направления можно назватьследующие – поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методомпереучивания; поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственногоповедения и поведения детей; существуют три способа формирования поведения:положительное и отрицательное подкрепление, наказание, отсутствие подкрепления;изменения в окружении ведут к изменению поведения.
Синтезбихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения.Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребёнка вокружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущийтеоретик социального научения А.Бандура полагал, что новые модели поведенияприобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, нои благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой длятеории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоенияиндивидом определённой системы норм и ценностей данной культуры.
Школабихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории ипедагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмыобучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленныефеномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий,способствующих возникновению просоциального поведения.
Гештальтпсихология о развитии психики
Гештальтпсихологиявозникла в начале двадцатых годов ХХ века в Германии и связана с деятельностьютаких ученых, как М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка. Своё название этопсихологическое направление получило от немецкого слова gestalt — форма, структура.Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержанияпсихики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основепсихики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты, впринципе невыводимые из образующих их компонентов. Опровергая прежниепредставления о том, что развитие психики основывается на формировании новыхассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы в представления ипонятия, гештальтпсихология доказывала идею о том, что познание связано спроцессом преобразования целостных гештальтов. Процесс развития психикирассматривается как рост и дифференциация гештальтов. Восприятие являетсяведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психикиребёнка. Само развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на дванезависимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Подчёркивая ихнезависимость, К. Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходитускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения.
Врусле гештальтпсихологии Куртом Левиным была создана теория психологическогополя. Основные положения этой теории таковы – личность живёт и развивается впсихологическом поле окружающих её предметов, каждый предмет несёт определённыйзаряд психологического «притяжения», либо «отталкивания», воздействиепредметного поля на человека вызывает в нём потребности двух типов –биологические и социальные. Биологические потребности являются врожденными, асоциальные (квазипотребности) формируются в процессе обучения и воспитаниядетей. Экспериментально исследуя механизмы реализации потребностей, Левинпришёл к мнению, что не только неврозы, но и такие виды активности, каксохранение, забывание, волевое поведение обусловлены разрядкой или напряжениемпотребностей. «В многочисленных экспериментах Левина было доказано, чтонереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, чтосостояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась такжесвязь между интеллектуальным уровнем человека и его возможностью к замещениюодного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые детисовершенно не способны к замещению.
ИсследованияЛевина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и еёпредвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребёнка, могутопределять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даётвозможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающихпредметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называлволевым, в отличие от полевого, которое возникает под влияниемнепосредственного сиюминутного окружения».
Открытыев гештальтпсихологии основные законы восприятия позволили понять многиезакономерности развития не только мышления, но и всей психики ребёнка в целом.
Гуманистическая психология о развитии личности
Гуманистическаяпсихология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятыегоды ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ наигнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательнои целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ намеханицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода впсихологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологииличности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражалпротив переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здоровогочеловека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов,делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признаниечеловека уникальной личностью, которая представляет собой открытую исаморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что вкаждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качестви потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющемсобой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытомчеловека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью.Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человекмаксимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтностьпроявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём.По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большейконгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развитияличности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется впроцессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимоосознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которыесоставляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, ане бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессусамоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человекпрекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя кневрозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявилапринципиально новую роль общества для психического становления личности. Содной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другойстороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителемсвоей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности естьединство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такоесочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е.в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, планеего личностного развития, развития самосознания.
Открытия,сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивныхдостижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития исаморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практикепсихоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологиейзакономерности. Назовём некоторые из них — потребность в любви как движущаясила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическоеслушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание кребёнку как условие педагогического взаимодействия.
Отечественные теории психического развития
Культурно-историческаятеория развития Л.С.Выготского
Культурно-историческаятеория развития детской психики получила свое основание в работахЛ.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников –А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного принципа рассмотренияразвития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалиив происхождении, становлении, а также в контексте того или иного историческогопериода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своимповедением и психикой. Исследование психического развития возможно в руслеизучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущихчеловеческому сообществу.
Ключевойидеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальнойформ в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражаетсложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурногоповедения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качестваличности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития.Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек несможет развить в себе специфических человеческих качеств.
Реальныеформы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органическойосновой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психическиефункции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психическиефункции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумнаяречь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональноевосприятие и т.п. — становятся новыми образованиями в детской психике впроцессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительныхобразов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.Таким образом, с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияетна становление начальных форм психики ребёнка.
Взрослыйпомогает ребёнку осваивать натуральные психические функции, предъявляя ему впроцессе общения существующие в культуре психические орудия (естественный язык,знаковые системы, символ, миф). В отличие от других теорий развития, гдеосновной формой развития выступает приспособление, культурно-историческаятеория рассматривает развитие как присвоение. Движущими силами развития, помнению Л.С.Выготского, являются особым образом организованное общение ребёнка ивзрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность).
Л.С.Выготскимбыли выявлены определённые закономерности, которые можно назвать законамигетерохромности, неравномерности и метаморфозы в детском развитии. Детскоеразвитие гетерохромно, оно имеет свой ритм, который меняется в разные годыжизни, не совпадая с ритмом времени. Каждая сторона в психике человека имеетсвой оптимальный период развития (закон неравномерности). Развитие естьпоследовательность качественных изменений, ребёнок обладает качественно инойпсихикой по сравнению с взрослым человеком, не являясь его уменьшенной копией(закон метаморфозы).
Ученикии соратники Л.С. Выготского продолжили развитие его теории. Так, А.Н. Леонтьевподробно разрабатывал условия психического развития в контексте деятельностногоподхода. Общий принцип данной идеи в том, что внутренняя психическаядеятельность возникает из практической деятельности и имеет то же строение.Следовательно, изучая практическую деятельность, мы постигаем закономерностипсихического развития; управляя организацией практической деятельности, мыуправляем внутренней психической деятельностью. Однако данный подход кпостроению динамической структуры сознания привел к тому, что автор определилсознание через понятие деятельности. В свое время Л.С. Выготский прогнозировалвозможность тупика в формулировании всеобъясняющего принципа, который всю сложностьчеловеческой психики сведёт к элементам (к структуре деятельности). В руслетеории деятельности становление личности выглядит только как становлениемотивационной сферы человека (более подробное рассмотрение данного вопросаможно найти в работах Л.И. Божович).
Исследуязакономерности индивидуального развития, А.Н. Леонтьев выделил основноймеханизм – «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступает как одна изцелей, в самостоятельный мотив.
А.Н.Леонтьев продолжил разработку идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности,внутри которого формируется центральное новообразование возраста и которыйзадает направление развития. Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущаядеятельность определена как понятие и рассматривается в качестве критерияпериодизации психического развития, показателя психологического возрастаребенка. Творчески развивая данную мысль, Д.Б. Эльконин предложил периодизациюдетства, которая остается одной из основных в отечественной психологии досегодняшнего дня.
Врусле деятельностного подхода к проблеме психического развития П.Я. Гальперинпредложил теорию поэтапного формирования умственных действий, в которой изученыспецифические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностипроцесса интериоризации в онтогенезе.
В.П.Зинченко предпринята попытка создания генома человека через соединение идейкультурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностной теории А.Н.Леонтьева. Автор рассматривает развитие сознания через становление 4-хвертикалей психического, переплетенных между собой: «Я», «виды деятельности», «функциональныеорганы», через которые происходит конструирование реальности, «духовноеоборудование» – медиаторы, психологические орудия.
Идеикультурно-исторической теории на современном этапе развития возрастнойпсихологии продуктивно разрабатываются и уточняются в исследованиях сотрудниковИнститута психологии им. Л.С. Выготского РГГУ под руководством Г.Г. Кравцова иЕ.Е. Кравцовой; их точка зрения на закономерности онтогенеза подробнопредставлена в пособии Н.Н. Носковой «Психология возрастного развитиячеловека».
Субъектно-деятельностнаятеория развития С.Л. Рубинштейна (материал из пособия Носковой Н.В. «Психологиявозрастного развития человека»)
Вотечественной психологии существует еще одна влиятельная точка зрения напроцесс развития человека – субъектно-деятельностная теория философа ипсихолога С.Л. Рубинштейна. Эту позицию разделяют и развивают его ученики исотрудники Института психологии РАН (например А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).
Теоретико-методологическойосновой разработки проблемы развития для С.Л. Рубинштейна выступилдиалектический материализм. Принцип диалектизма в психологии автором трактуетсяследующим образом: психическое развитие – это не только увеличение изначальныхкачеств, но и появление новых; непрерывность развития прерывается: в немвыделяются качественно различные, несводимые друг к другу этапы и ступени.Развитие – это сложный, часто зигзагообразный по восходящей спирали процесс, переходот одной качественной ступени к другой. Задача психологии при изучениипсихического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность вразвитии высших форм психики на основе низших, и качественное своеобразие этихвысших форм.
Основныетенденции психического развития:
внешниепричины, влияния не прямо и не непосредственно детерминируют человека и егодеятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание развития.Внутренние условия – это наследственные, генетические задатки, формирующиесяпсихические свойства человека, весь его жизненный опыт, вообще вся личность.Поэтому от внутренних условий зависит то, какой результат образуется в процессенепрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее всегдаопосредуется внутренним. Психика не возникает, а формируется в деятельности;
сущностьпсихического развития заключается в развитии новых форм действенного ипознавательного отражения действительности. В ходе психического развитияиндивид все более выделяет себя из действительности и все больше связывается сней;
входе психического развития возрастает дифференциация сенсорных и моторныхфункций (это не разрыв, а переход к более сложным связям и взаимозависимостям).Образ рецепции и образ действия взаимодействуют под приматом деятельности.
С.Л.Рубинштейн в качестве предмета психологии провозгласил психическое как живой, непрерывный,формирующийся, воплощающийся в своих продуктах процесс. Как следствие, законразвития психики звучит так: любая психическая функция проявляется иформируется в деятельности; дети созревают и развиваются, воспитываясь иобучаясь. Решающее значение для психического развития имеет изначальнопрактическая (игровая, учебная, трудовая) деятельность детей и взрослых. Значит,исходным для анализа процесса развития выступает действие, проникающее вобъективную действительность и несущее мышление на своем острие. По С.Л.Рубинштейну, субъект сознания и деятельности проявляется, обнаруживается вактах своей творческой самодеятельности; он в ней созидается и определяется.Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.
Черезпринцип деятельности решается и проблема противопоставления мира и сознаниячеловека. Деятельность выводит человека в мир: творя мир, человек творит самогосебя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Все, чточеловек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: черезвоздействие на вещи (деятельность) человек воздействует на людей. Поэтомудействие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самимсубъектом как общественный акт, выражающий отношение между людьми. В этомсмысле деятельность становится поведением. Поступок – это «единица» поведения, адействие есть «единица» деятельности.
Движущимисилами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутымуровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.
Однуиз центральных идей С.Л. Рубинштейна – при каких условиях личность становитсясубъектом собственной жизни, – развивает в современной психологии К.А.Абульханова-Славская.
Идеи В.В.Зеньковского о развитии
Идеиизвестного русского философа, богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковскогоо структуре личности человека, о психическом и духовном его развитиипредставляют особую ценность в связи с тем, что ученый исследовал процессыразвития человека на стыке психологии и богословия.
В.В.Зеньковскийполагал, что предметом психологических исследований является душа человека.Строение человека он объяснял в христианской традиции трихотомии, различая вчеловеке телесную, душевную и духовные составляющие. Вместе с тем, духовнаясоставляющая объяснялась ученым не как отдельная сфера, некая«надпсихофизическая» жизнь, но как основная жизнь в человеке, проводникамикоторой вовне являются психическая и физическая сферы. Таким образом, человекрассматривается В.В.Зеньковским как сопричастник двух миров – мира тварного имира Абсолютного. Человек сотворён Богом и потому он принадлежит такжесотворённому Богом миру тварному, что делает человека подобным другим живымсуществам. Человек сотворён по образу и подобию Божиему и потому сопринадлежитмиру Абсолютному и обладает чертами своего Творца – самосознанием, свободой, глубинойи неисчерпаемостью внутреннего мира. Самосознание, как особая чертачеловеческой личности представляет собой «отсвет» Абсолюта в каждом человеке, порождаяуникальность и неповторимость каждой личности. Личностное начало связываетсяЗеньковским с фактом сопринадлежности человека Богу – «начало личностинепроизводно, невыводимо». Самосознание, отличающее человека от всегоостального животного мира «не есть продукт природы, его никак нельзя вывести«снизу» в порядке генетической эволюции психики; самосознание не рождается изнедр сознания, из недр жизни, а приходит откуда-то «сверху» — т.е. от Бога».
Существеннойособенностью психологической концепции В.В. Зеньковского являлась идеяиерархической конституции человека. Иерархически устроен сам человек – духовноеначало обуславливает развитие психики и физиологии. Иерархически устроена душачеловека – составляющие её ум, чувства и воля не являются равнозначными.Центром душевной жизни В. Зеньковский полагает эмоциональную сферу. Сферы ума иволи не сводятся к сфере чувств, но зависят от них в своём развитии.
Приматдуховного начала также определяет развитие психофизической сферы, не подавляяеё при этом и даже не устраняя её собственной закономерности. «Из того, чтопсихика и телесная сфера служат проводником и выражением духовного начала, неследует, конечно, что у них нет своей собственной жизни. Эта собственная ихжизнь не только соотнесена всегда к началу духовности, но она может и подчинятьего себе, в чем проявляется уже пленённость духа влечениями психофизическогохарактера. Это ещё не грех даже, но уже возможность его; во всяком случае, приналичии примата духовной жизни несомненна возможность пленения духа низшимисилами… И тогда, когда дух наш в плену низших влечений, целостность ненарушается, хотя закон жизни человека искажается. Парадокс положениязаключается в том, что примат духовности существует и в то же время несуществует в нас. Он не существует в том смысле, что духовная сторона вчеловеке закрыта, отодвинута вглубь… Духовную жизнь каждому в себе ещё нужнооткрыть, а то можно и всю свою жизнь прожить, не останавливая своего вниманияна духовной стороне, лишь изредка – ощущая страх перед самим собой, перед своейглубиной».
Смыслразвития личности В.Зеньковский объяснял именно в сопряжённом взаимодействиидуховного начала и психофизической сферы человека. Развитие психики иерархическисвязанно с духовным и физическим развитием человека. И если физическая жизньдаёт основания для психического развития, то духовная жизнь определяет егосодержание и направленность. Создание условий для духовного развития, самоначало духовной жизни личности как искание Бесконечного и Абсолютного, естьисточник развития души в теории В. Зеньковского. Стремлением человеческой душик Абсолюту можно объяснить преображение «ума» в «разум», можно объяснитьоснования свободы личности, возвышающей человека над законом причинности; дажеакты свободного отвержения человеком Абсолютного и Бесконечного можно объяснитьобращённостью человеческой души к Абсолюту.
В.В.Зеньковский предупреждает об опасности упрощенного понимания духовной жизни, подчёркивая,что духовная жизнь не есть просто «приобщение к миру ценностей», не есть даже«религиозная жизнь вообще», а имеет в каждом свою индивидуальную задачу, своюимманентную логику. Логику духовного пути развития личности В. Зеньковскийсвязывает не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовнойстороной жизни, которая может быть раскрыта в понимании «креста» и«крестоношения». «Путь человека определяется не простой сопряженностью духа ипсихофизической стороны, но в нем обнаруживается своя – для каждого человекаособая – закономерность, которую зовут «судьбой», которая в христианствеименуется «крестом». В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимостиее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, каклогика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой вмир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанныес духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо отусловий, в которых человек живет, – иначе говоря, они могут и должны бытьрешены в любых условиях жизни… Логика жизни связана не с внешними событиями, ас внутренними задачами, с духовной стороной жизни. В биографии каждогочеловека… надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека тупоследнюю глубину, в которой раскрывается крест человека – его духовные задачи,логика его духовного пути. Реальность нашей свободы не снимает силы этойданности нам креста… Мы свободны в том, возьмемся ли мы за выполнение своейзадачи… но неснимаемость «вписанного» в нас креста есть предел нашей свободы,есть свидетель нашей зависимости от Бога, каждому дающего его крест».
Призваниекаждого человека к жизни «в Боге» определяет тайну духовной жизни личности, тайнукреста в каждом, тайну индивидуальности и своеобразия каждого человека.Трудности «несения креста» не только в том, что зачастую человек не осознаётстоящих перед ним духовных задач. Трудности лежат во внутренней неустроенностичеловека, идущей и через наследственность, и через неправильную физическую, социальнуюжизнь, через обременение души разными конфликтами. Все это В. Зеньковскийсвязывает с понятием «греха» в человеке, который представляет собой глубокуюискривлённость в человеке, порождённую первородным грехом и является причинойослабленности в человеке его духовной силы.
Социальнаяжизнь личности в теории Зеньковского исследуется вне связи с теориями среды, атакже не отождествляется с условиями, гибельными для развития духа. Социальныесилы души или «лучи социальности, пронизывающие душу», «социальная психика» внас – все это определяется В.В. Зеньковским как мистическое единосущие человекаи всего человечества, которое находит отражение в жизни души и также требуетсвоего развития. Христианская идея соборности помогает понять спецификусоциальной жизни души, как единства в Боге человека и человечества.
Итак,развитие личности рассматривается В.В.Зеньковским как иерархический процесс.Источником развития души человека является духовное начало, механизм душевногоразвития опосредуется развитием сферы чувств, условия развития связаны ссоотношением индивидуальных и социальных сил души.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru