Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Теория социального научения (Дж.Роттер)

Теориясоциального научения – когнитивная теория личности второй половины XX в.,разработанная американским персонологом Роттером. Согласно теории социальногонаучения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощьюпонятий «поведенческий потенциал», «ожидание»,«подкрепление», «ценность подкрепления»,«психологическая ситуация», «локус контроля». Под«поведенческим потенциалом» понимается вероятность поведения,встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человекобладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций,сформировавшихся в течение жизни. «Ожидание» в Теории социальногонаучения относится к субъект, вероятности того, что определенное подкреплениебудет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание,генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельностьличности В Теории социального научения различаются ожидания, специфичные дляодной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие илиприменимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опытразличных ситуаций. «Психологическая ситуация» такова, какой еевоспринимает личность Особо важным является роль ситуационного контекста и еговлияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.
Роттеропределяет «ценность подкрепления» как степень, с которой личностьпри равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкреплениедругому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разныелюди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу,уважение со стороны других, кто-то – материальные ценности или болеечувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид,различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания,ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течениемвремени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит отожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется надвух основных переменных – ожидании и ценности подкрепления. В Теориисоциального научения предлагается формула для прогноза поведения личности,базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание +ценность подкрепления.
Поведенческийпотенциал включает пять потенциальных «техник существования»: 1)поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основаниемсоциального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации,которые используются как техники согласования с требованиями др. людей,обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенческие реакции, используемые вситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент(например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание,затушевывание и т. д.); 4) техники избегания – поведенческие реакции,направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.; 5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и физическаяагрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.
Ротгерполагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизироватьили избежать наказания. Цель определяет направление поведения человека впоисках удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают наборразличных типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборыподкреплений.
ВТеории социального научения выделяются шесть видов потребностей, применимых кпрогнозу поведения: 1) «статус признания», означающий потребностьчувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектредеятельностей; 2) «защита-зависимость», определяющая потребностьличности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижениизначимых целей; 3) «доминирование», включающее потребность влиять нажизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними; 4)«независимость», определяющая потребность принимать самостоятельныерешения и достигать цели без помощи других; 5) «любовь ипривязанность», включающие потребность в принятии и любви других; 6)«физический комфорт», включающий потребность в физическойбезопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий. Все др. потребностиприобретаются в связи с названными и в соответствии с удовлетворением основныхпотребностей личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии.
Роттерпредполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основныхкомпонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. Всочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности= свобода деятельности + ценность потребности.
Потенциалпотребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценностипотребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личности Человексклонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемыеподкрепления будут иметь высокую ценность.
Базовоепонятие генерализованного ожидания в Теории социального научения –интернально-экстернальный «локус контроля», базирующийся на двухосновных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуютконтроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такойлокализации – экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный дляопред. личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризуетповедение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и этов равной степени касается различных областей социальной жизни и социальногоповедения.
Дляизмерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективногоконтроля, используется «Шкала интернальности-экстернальности»Роттера. Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личностьощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а вкакой – пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность– интернальность является конструктом, который следует рассматривать какконтинуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а надругом – «интернальность»; убеждения же людей расположены на всех точкахмежду ними, по большей части всередине.
Личностьспособна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится всобственных руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социальномувоздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннемувоздействию, но также, когда представляется возможность, стараютсяконтролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в своейспособности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнениядругих.
Личностьс экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируютсявнешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельныелюди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интервальным локусом контроляверит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями испособностями.
Экстерналамприсуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в отличие от экстерналов,не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда имиманипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Экстерналы не могутсуществовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналылучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.
Уэкстерналов чаще возникают психологические и психосоматической проблемы, чем уинтерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны кфрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокойинтернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образовреального и идеального «Я». Интерналы обнаруживают более активную,чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическомуздоровью.
Экстерналыи интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций,в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузальногообъяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме иситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналовизбегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.
Вцелом в Теории социального научения подчеркивается значение мотивационных икогнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальныхситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействияс др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич.инструментарий, разработанный в Теории социального научения, активно иплодотворно используется в эксперимент. исследованиях личности.
Список литературы
Н.И. Повякель. Теория социального научения (Дж.Роттер)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Удосконалення механізмуу ефективного використання основних фондів підприємств промисловості на прикладі тернопільської області
Реферат Galileo And Church Essay Research Paper Galileo
Реферат Метод дисконтирования денежных потоков при оценке стоимости бизнеса
Реферат Шляхи і методи удосконалення діяльності Рекламної групи "Телетиждень"
Реферат Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви
Реферат Характер просветительского образа в произведении Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша"
Реферат Аннотации статей №10, 2009 г
Реферат 18 мая 2006 года в 22 час. 10 мин
Реферат Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения Сбербанка России
Реферат Учет денежных средств и расчетных операций (Украина)
Реферат Розрахунок основних економічних показників діяльності підприємства
Реферат Comparing And Contrasting Christianity And Essay Research
Реферат Исследование потребителей и покупательского поведения на рынке майонеза в г. Кирове
Реферат Глагол "to have" со значением "иметь" (english)
Реферат Трудова імміграція вУкраїну і політика Російської імперії щодо переселенців у др пол ХІХ ст