Теориясоциального научения – когнитивная теория личности второй половины XX в.,разработанная американским персонологом Роттером. Согласно теории социальногонаучения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощьюпонятий «поведенческий потенциал», «ожидание»,«подкрепление», «ценность подкрепления»,«психологическая ситуация», «локус контроля». Под«поведенческим потенциалом» понимается вероятность поведения,встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человекобладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций,сформировавшихся в течение жизни. «Ожидание» в Теории социальногонаучения относится к субъект, вероятности того, что определенное подкреплениебудет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание,генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельностьличности В Теории социального научения различаются ожидания, специфичные дляодной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие илиприменимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опытразличных ситуаций. «Психологическая ситуация» такова, какой еевоспринимает личность Особо важным является роль ситуационного контекста и еговлияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.
Роттеропределяет «ценность подкрепления» как степень, с которой личностьпри равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкреплениедругому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разныелюди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу,уважение со стороны других, кто-то – материальные ценности или болеечувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид,различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания,ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течениемвремени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит отожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется надвух основных переменных – ожидании и ценности подкрепления. В Теориисоциального научения предлагается формула для прогноза поведения личности,базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание +ценность подкрепления.
Поведенческийпотенциал включает пять потенциальных «техник существования»: 1)поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основаниемсоциального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации,которые используются как техники согласования с требованиями др. людей,обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенческие реакции, используемые вситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент(например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание,затушевывание и т. д.); 4) техники избегания – поведенческие реакции,направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.; 5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и физическаяагрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.
Ротгерполагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизироватьили избежать наказания. Цель определяет направление поведения человека впоисках удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают наборразличных типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборыподкреплений.
ВТеории социального научения выделяются шесть видов потребностей, применимых кпрогнозу поведения: 1) «статус признания», означающий потребностьчувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектредеятельностей; 2) «защита-зависимость», определяющая потребностьличности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижениизначимых целей; 3) «доминирование», включающее потребность влиять нажизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними; 4)«независимость», определяющая потребность принимать самостоятельныерешения и достигать цели без помощи других; 5) «любовь ипривязанность», включающие потребность в принятии и любви других; 6)«физический комфорт», включающий потребность в физическойбезопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий. Все др. потребностиприобретаются в связи с названными и в соответствии с удовлетворением основныхпотребностей личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии.
Роттерпредполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основныхкомпонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. Всочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности= свобода деятельности + ценность потребности.
Потенциалпотребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценностипотребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личности Человексклонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемыеподкрепления будут иметь высокую ценность.
Базовоепонятие генерализованного ожидания в Теории социального научения –интернально-экстернальный «локус контроля», базирующийся на двухосновных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуютконтроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такойлокализации – экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный дляопред. личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризуетповедение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и этов равной степени касается различных областей социальной жизни и социальногоповедения.
Дляизмерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективногоконтроля, используется «Шкала интернальности-экстернальности»Роттера. Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личностьощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а вкакой – пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность– интернальность является конструктом, который следует рассматривать какконтинуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а надругом – «интернальность»; убеждения же людей расположены на всех точкахмежду ними, по большей части всередине.
Личностьспособна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится всобственных руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социальномувоздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннемувоздействию, но также, когда представляется возможность, стараютсяконтролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в своейспособности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнениядругих.
Личностьс экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируютсявнешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельныелюди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интервальным локусом контроляверит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями испособностями.
Экстерналамприсуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в отличие от экстерналов,не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда имиманипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Экстерналы не могутсуществовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналылучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.
Уэкстерналов чаще возникают психологические и психосоматической проблемы, чем уинтерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны кфрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокойинтернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образовреального и идеального «Я». Интерналы обнаруживают более активную,чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическомуздоровью.
Экстерналыи интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций,в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузальногообъяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме иситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналовизбегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.
Вцелом в Теории социального научения подчеркивается значение мотивационных икогнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальныхситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействияс др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич.инструментарий, разработанный в Теории социального научения, активно иплодотворно используется в эксперимент. исследованиях личности.
Список литературы
Н.И. Повякель. Теория социального научения (Дж.Роттер)