Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Теория "поля" Курта Левина

Теория «поля» Курта Левина
Теориянемецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точныхнаук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля,атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левинпытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ееобъективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень.Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институтеБерлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером,основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общимивзглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективнойосновы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличиеот своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивныхпроцессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левинпреподает в Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период онзанимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 годувозглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетскомтехнологическом институте.
Своютеорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название«теория психологического поля». Он исходил из того, что личностьживет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый изкоторых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали,что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же времясуществуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную илиотталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности,которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающиенапряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е.удовлетворению потребности.
Левинразличал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности).
Потребностив структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, вопределенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны междусобой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левинназывал коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точкизрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет емуразрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находитьудовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигаетсяблагодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основесвязанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек непривязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менятьих, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационныевозможности.
Водном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание,например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве наградыребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожиливозможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашалребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, чтокто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в томслучае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были иагрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот моментэкспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тожезначимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обидыи агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстросформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому ихтревожность и агрессивность увеличивались.
Левинприходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивныхпроцессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой илинапряжением потребностей.
ИсследованияЛевина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и еепредвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могутопределять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даетвозможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающихпредметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение онназывал волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влияниемнепосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важномудля него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека вжизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своегопрошлого и будущего.
Появлениевременнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающегополя, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуациивыбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильноедавление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм«Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет одевочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и этомешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.
Большоезначение для формирования личности ребенка имеет система воспитательныхприемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании заневыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуациюфрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательнойвалентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принятьнаказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для негопостараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии).Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витиюволевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей.Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. запредметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающийположительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детямдается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьерыданного поля.
Левинсоздал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказалонаблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, которыйхорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, послетого как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются впамяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой,Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследоватьразличия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения»сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновскийпрогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше.* Был изучен такжеряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамикенапряжения в психологическом поле.
*Установленная зависимость приобрела в психологии известность как «эффектЗейгарник» (или «коэффициент Зейгарник» выражающий отношениезавершенных действий к незавершенным). Изучению этого эффекта посвящена большаялитература.
Принципразрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Онлежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с егопредставлением о присущем каждому организму «квантуме» – стремящейсярас сеяться психической энергии.
Левиновскийподход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, чтоэнергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе«организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виденераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивациикак биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационноенапряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми(например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание).Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она несводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организмисчерпывает свой мотивационный потенциал.
Этооткрыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровняпритязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой онастремится. Уровень притязаний устанавливался самим испытуемым, принимающимрешение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (закоторую он получил от экспериментатора соответствующую оценку). По его реакциина успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующимивыборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, болеелегкие задачи), определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволилиподвергнуть экспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов:принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт нойситуации.
Левинпоказал необходимость не только целостно го, но и адекватного понимания себячеловеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и «аффектнеадекватности», который проявляется при попытках доказать человекунеправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологииличности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, чтоотрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровеньпритязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможностьустановления устойчивого равновесия со средой.
Открытиевременней перспективы и уровня притязаний во многом сближает Девица с Адлером ис гуманистической психологией, которые также пришли к мысли о важностисохранения целостной личности, о необходимости осознания человеком структурысвоей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ инаправлений, говорит об актуальности данной проблемы, – о том, что, осознаввлияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли онеобходимости провести границу между человеком и другими живыми существами,понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которыевеликолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты,культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после второймировой войны, показавшей хрупкость человека, преодолеть складывавшеесяощущение взаимозаменяемости людей, доказать, что люди – целостные уникальныесистемы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.
Своитеоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теорияличности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новаяисследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. Отанализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своемпсихологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, переносяна этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработкинаправления, названного «групповой динамикой». Теперь уже группатрактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой(входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил.«Сущность группы, – отмечал Левин, – не сходство или различие ее членов, аих взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как „динамическоецелое“. Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяютсостояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует отнесвязной массы к компактному единству».
ВСША Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения.Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения(демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий,способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Этиисследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.
Такимобразом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, таки в социальной психологии.
Список литературы
М.Г.Ярошевский.Теория «поля» Курта Левина


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.