Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Стили руководства и схемы действий руководителя

Евгений Александрович Kлимoв, доктор психологическихнаук, академик Российской академии образования (РАО), зав. лабораториейпсихологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. Ломоносова.
Властьдается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательныетребования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта —это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерскиекачества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять событияпроисходить по заданному плану.
Стильруководства — это сочетание методов выработки и реализации управленческихрешений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опытапрактической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управлениянеотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.
Теорияособенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладаютисключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теорияситуации рассматривает управленческие способности человека в связи сосложившимися условиями.
Внеординарной ситуации человек способен проявить скрытые лидерские качества.Руководство может быть определено как желание человека доминировать в тойобласти, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Выделяютследующие типы руководителей:
Дистантныйруководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранитьавторитет и высоту положения.
Контактныйруководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональныеконтакты.
Целеполагающийруководитель предпочитает постановку целей деятельности.
Проблемно-ориентированныйруководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при ихразрешении.
Делегирующийруководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.
Стильруководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначитьследующие схемы действий руководителя:
самостоятельнопринимает и объявляет решение;
предлагаетварианты решения подчиненным сотрудникам;
предлагаетновые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
определяетусловия и поручает принять решение персоналу;
делегируетрешение проблемы персоналу.
Наиболееобщая характеристика предусматривает разделение на авторитарный идемократический стили руководства. Авторитарный стиль руководства используетсяв следующих ситуациях:
сотрудникне любит работать;
онизбегает работы;
егоследует принуждать, контролировать, направлять;
сотрудникпредпочитает, чтобы им руководили;
онизбегает ответственности;
сотрудникунеобходима безопасность.
Приавторитарном стиле руководства менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясьна теорию «Х» МакГрегора.
Демократическийстиль приемлем в ситуации, если:
работасчитается естественной обязанностью;
сотрудникспособен к самоуправлению;
стремитсяк ответственности;
наделенчувством рационализма;
проявляетстремление к труду.
Вданной ситуации менеджер полностью доверяет подчиненным, привлекает их кучастию в работе по определению целей организации и контролю за их достижением.
Болеедетальная классификация стилей управления, основывающаяся на учете интересовпроизводства и персонала, предусматривает выделение пяти видов руководства:
авторитарного(интересы производства ставятся выше интересов персонала);
демократического(идеального);
компромиссного;
либерального(минимальный учет интересов производства);
дезорганизации(фактического устранения от руководства).
РэнсисЛайкерт систематизировал существующие стили управления следующим образом:
эксплуататорско-авторитарнаясистема навязывается подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, основнаяответственность лежит на высших уровнях менеджмента, системы коммуникации междуработниками неразвиты;
благожелательно-авторитарнаясистема предполагает снисходительное отношение и опеку персонала среднегозвена; опеку, повышенную ответственность высшего уровня менеджмента, мотивациювознаграждением, групповую деятельность в ограниченных рамках;
консультативнаясистема реализуется при условии, если руководитель верит (хотя бы в малой степени)в возможности работников, мотивация осуществляется за счет вознаграждения, персоналпринимает некоторое участие в выработке решений и несет частичнуюответственность, коммуникации достаточно развиты;
системагруппового участия предполагает полное доверие подчиненным, мотивацию, опирающуюсяна оценку степени достижения целей, широко развитые коммуникативные связи, значительныйобъем бригадной работы, полную ответственность персонала.
Управленческаяматрица Блейка—Мутона классифицирует стили управления по двум областям: люди ипроизводство. Эти сферы требуют постоянного внимания со стороны менеджера. Наоснове сочетания двух факторов, характеризующих отношение руководства кперсоналу и к производству, и классификации каждого фактора по трем ступеням —низкой, средней и высокой в управленческой сетке выделяются следующие стилейуправления:
менеджмент«низкая—низкая»: неэффективное исполнение обязанностей, индифферентныеработники;
менеджмент«низкая по персоналу и высокая по производству»: менеджмент задач, невнимание кперсоналу, отношение к работникам как к придатку машинного оборудования;
менеджмент«высокая по персоналу и низкая по производству»: менеджмент «кантри-клуба»:главное — хорошие отношения, неверие в значимость производства;
менеджмент«высокая—высокая»: бригадный менеджмент с высокой эффективностью и др.
Трехмернаяклассификация Реддина основана на учете следующих факторов: ориентация назадачи, на отношения, на эффективность собственной деятельности менеджера.Сочетание уровней данных факторов образует восемь стилей руководства:
администратор— ориентирован на решение существенных задач, поддерживает высокий уровеньвзаимоотношений, обеспечивает принятие эффективных решений;
соглашатель— обладает высокой степенью ориентации на определенные задачи и на отношения, применяетданные качества даже при отсутствии в этом необходимости, малоэффективен всвоей деятельности, поддается влиянию;
доброжелательныйавтократ — обладает высокой степенью ориентации на задачи и низкой на отношения,знает, чего хочет и как добиться желаемого;
автократ— обладает высокой степенью ориентации на задачи и низкой — на отношения, демонстрируетназванные качества даже в неподходящих ситуациях, невежлив, сомневается вдругих;
прогрессист— ориентирован на отношения, в тех случаях, когда позволяет ситуация, пренебрегаетрешением задач, полностью доверяет персоналу, озабочен развитием в сотрудникахличностных качеств;
миссионер— обладает высокой степенью ориентации на отношения и низкой — на задачи, проявляетназванные качества даже в неподходящих ситуациях, малоэффективен в деятельности,стремится к гармонизации окружающего;
бюрократ— заинтересован прежде всего в соблюдении правил и процедур, слабо ориентированна задачи и отношения, стремиться контролировать ситуацию с учетом собственнойвыгоды, эффективен в работе;
дезертир— слабо ориентирован на задачи и на отношения, пассивен и малоэффективен.
Взаключение, при выработке определенного стиля управления можно рекомендоватьиспользовать следующие типовые приемы:
обезличиваниерешений — при принятии непопулярных решений легче давать распоряжения от имениорганизации, что помогает не только принять решение, но и обеспечить егобезболезненное восприятие подчиненными;
участиеподчиненных — вовлечение подчиненных в процесс обсуждения вариантов решений, убеждениечасти персонала посредством сослуживцев, достижение общего убеждения вправильности предлагаемого варианта до утверждения окончательного решения ввиде приказа на исполнение;
изменениенепопулярных решений — если решение не выполняется, лучше отступить ипроанализировать ситуацию;
использованиедисциплинарных мер — эффективность дисциплинарных взысканий зависит от того, насколькодорожат подчиненные своей связью с организацией;
снисходительность— постоянное незначительное отступление от общепринятых правил с целью созданиядоброжелательной атмосферы и установления контактов с подчиненными;
постоянствов действиях — последовательное принуждение к выполнению правил, установленных ворганизации. Хаотичность и непоследовательность в поведении руководителя могутвызвать разногласия и безверие у подчиненных;
информированностьподчиненных — постоянное информирование о состоянии организации, принимаемыхрешениях, причинах основных действий, планах развития.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежный рынок 3
Реферат Сфера использования делегирования полномочий
Реферат Картка реєстрації угоди
Реферат Инструменты и механизмы денежно-кредитной политики России
Реферат Пути повышения экономической эффективности использования земельных угодий на примере ОАО совхоз "Червишевский" Тюменского района
Реферат Компенсация морального вреда 7
Реферат My favorite book
Реферат Fate Of Romeo And Juliet Essay Research
Реферат 4. «Об итогах проверок состояния, размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории города нижнего новгорода»
Реферат Основы местного самоуправления
Реферат Hippies Essay Research Paper HippiesThe 1950s gave
Реферат 19th Amendment Essay Research Paper history19th Amendment
Реферат Основы организации финансов страховых организаций
Реферат А. Н. Алмалиев, И. С. Баткин, М. А. Долгополов, И. В. Копытин, П. В. Лукин, Т. А
Реферат О применении законодательства, регулирующего особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях