Дляответа на вопрос о будущем нашей страны важно вспомнить основные параметрыроссийского менталитета. Тогда становится ясным ответ на вопросы«почему» и «кто виноват». Чтобы ответить на вопрос«что делать», нужна адаптация технологий к менталитету.
Елена Александровна Жданова
Когдазвучит вопрос об управлении проектами в России, из полученных ответовскладываются два совершенно противоположных друг другу мнения:
•с одной стороны, звучат утверждения, согласно которым уже несколько десятилетийв России только и делали, что управляли проектами, а,
•с другой стороны, создается впечатление, что проектному менеджменту не сужденонайти себе пристанище на наших широких просторах.
Какговорил классик «а вот с этого места, пожалуйста, поподробнее». Почему стольнеоднозначно представление о будущем менеджмента в нашей стране?
Чтобыответить на этот вопрос, важно вспомнить основные параметры российскогоменталитета, и тогда становится ясным ответ на вопросы: «почему?» и «ктовиноват?».
Ачтобы ответить на вопрос «что делать?», понадобится правильная адаптациятехнологий к менталитету и наоборот.
Особенностироссийского менталитета и их влияние на развитие проектного менеджмента вРоссии
Первыйи, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историейкрепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населениясоставляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в Россиисуществовали различные формы крепостничества, которое со временем изменялосьтолько в сторону ужесточения. Если посмотреть по своей сути, то жизнькрестьянина делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени онтрудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Если крестьянинхорошо выкладывался, работая на хозяина, то ему не оставалось сил такжекачественно работать и на себя. Поэтому в менталитете четко закрепилосьразделение между «работой на себя» и «работой на хозяина». Фактически, эту темув свое время поднимал в философии и экономике небезызвестный немецкий философКарл Маркс, который ввел понятие отчуждения от средств и результатов труда.
Витоге качество реализации проекта зависит от того, как участник проекта воспринимаетсвоей проект. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то егоотношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проектастановится позитивным. Когда участник проекта воспринимает свою деятельность впроекте как «работу на хозяина», то его мотивация и ответственность резкоснижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этомслучае у него может развиваться потребительское отношение к проекту ируководству проекта и материнской организации.
Вторымфактором менталитета можно назвать систему базовых метафор, превалирующих вроссийской культуре. Что такое базовая метафора?
Всяинформация, которую воспринимает человек, разделяется на два основных вида.Первый вид — базовые метафоры — это те действия и понятия, которые человекпонимает непосредственно. Например, идти, прыгать, есть и так далее. Этидействия и понятия человек способен понимать в возрасте до 3—5 лет. Всеостальное человек понимает не непосредственно, а через сопоставление с уже известными понятным для него. Например, такое мрачное и неуловимое понятие как «смерть»,человек понимает в сопоставлении с базовым понятием «рождение» или «переход». Апередачу знаний человек воспринимает (в русском языке) как факт передачи из рукв руки чего-либо от одного человека к другому.
Естественнобазовая метафора откладывает свой отпечаток и на более сложное понятие. Так, вситуации с передачей данных важно понимать, что в базовой метафоре при передачепредмета, у передающего в руках ничего не остается. Отсюда у человекаподсознательно возникает ощущение, что при передаче знаний, он сам тоже чего-толишается. Не удивительно что, в результате, это ощущение негативно сказываетсяна эффективности коммуникаций. Таким же образом фактически все принятые в культуребазовые метафоры являются своего рода источником подсознательных суеверий, накоторых в итоге базируется национальный или культурный менталитет.
Чтобыболее тонко прочувствовать специфику российского менталитета, предлагаюрассмотреть несколько ведущих базовых метафор в российской культуре.
Метафора «выращивание»
Российскаякультура по своей природе тесно связана с сельским хозяйством, которое всравнительно древние времена было подзольно-подсечным. То есть, племя приходилов лес, сжигало и выкорчевывало все деревья, несколько лет сеяло на этой болееплодородной от золы почве и переходило на следующее место. При таком ведениирастениеводства, естественно, важнее всего было выбрать правильное место, а несохранить его для потомков.
Крометого, сельское хозяйство в нашей стране всегда относилось к категориирискованного. Если засеять поле раньше времени — заморозки могут все сгубить,если слишком поздно — урожай не успеет вызреть. Отсюда большая зависимость отвнешних явлений и ситуаций и неготовность в полной мере брать ответственностьна себя.
Привыраженном умеренном и континентальном климате все зависит от одного урожая вгоду, и поэтому есть два периода в году, когда работа идет практически без снаи отдыха (посевная и жатва), а зимой — главное минимально расходовать запасы ипо возможности беречь силы до весны.
Отсюдав русском языке множество сельскохозяйственных метафор: «сеять доброе, светлое,вечное», «посадить в тюрьму», «окучивать клиентов», «вырастить новое поколениеили смену» и так далее.
Особенностименталитета, имеющие истоки в метафоре «выращивания» по отношению к задачеуправления проектами:
•внешний локус контроля: состояние, когда человек склонен искать и находитьпричины собственных неприятностей, удач и провалов во внешнем мире, а не в себеи своих способностях, когда человек ищет причины не делать вместо того, чтобыискать способы того, как сделать;
•неравномерность в исполнении работ, неровный график работоспособности,авральное решение задач, которое перемежается с длительными периодами«раскачки» или сниженной работоспособности;
•готовность ожидать наступления более благоприятных условия для реализации работпроекта, стремление приостанавливать или переносить исполнение работ, есливнешние условия не располагают к их выполнению;
•способность находить «объективные» причины отсутствия любых результатов;
•способность в сжатые краткие сроки выполнять неимоверный объем работ, иногдадаже без ущерба для качества;
•подсознательная уверенность, что начатая однажды работа, в конце концов, можетзакончиться и «без моего участия», растет же трава сама по себе;
•недостаток заботы о том, кто выполняет последующую операцию или работу, поэтомучеловек может качественно выполнить свою часть работы, например, завинтитьболт, но так, что потом будет сложно выполнить последующий технологический шаг,например, завинтить так, что его уже никак не развинтить.
Длятого, чтобы данную метафору использовать в интересах проекта, нужно старатьсяформулировать распоряжения, письма и указания с опорой на слова исловосочетания из данной метафоры. Например, можно попросить «пропахать»неосвоенный рынок, хорошенько «попахать» в выходные и так далее.
Метафора «путь»
Этаметафора особенно популярна в российской политике всех времен. Даже у нынешнегопрезидента страны — В.В. Путина — однокоренная фамилия. В советское времяметафора светлого пути к коммунистическому будущему смотрела на гражданпрактически со всех сторон. Да и основная экспрессивная форма выражениянегативных эмоций в нашей культуре связана с тем, что обидчику рекомендуетсяпроследовать в определенном направлении.
Ночто такое путь в российской культуре? Если всю Бельгию с Севера на Юг можнопроехать на хорошем автомобиле за 2 часа, а на лошади — не более чем за двадня, то наши расстояния даже в древности не могли не внушать уважения. Тот желегендарный Илья Муромец по дороге из Мурома в Киев не только преодолелрасстояние почти в четыре Бельгии, но и по дороге сразился сСоловьем-Разбойником, подвигов совершил немало. Учитывая, что постоянные специальнопостроенные дороги в России укоренились в основном при Петре Первом, а до этогодорога каждый год по весне могла «менять свое русло», можно предположить еще ободной трудности в пути — бездорожии.
Получалось,что если человек отправлялся в путь, то на это нужно было отводить сравнительномного времени, в пути его подстерегали всяческие опасности. Поэтому сам по себепуть становился отдельным независимым мероприятием, оторванным от своего истокаи своих целей. Отсюда — сравнительно высокий уровень ориентации на процесс, ане на результаты. Основные следствия данной метафоры, которые желательноучитывать в управлении персоналом проекта:
•высокая степень увлеченности процессом выполнения работы или операции проекта;
•способность «забывать» о причинах, побудивших выполнять отдельную работу илиоперацию;
•способность «забывать» о сроках и иных характеристиках цели работ, если об этомне напоминать специально;
•способность самоотверженно и аскетично выполнять те виды работ, которыевызывают наибольший интерес;
•опасность подмены основной цели работы некоторой скрытой или промежуточнойцелью, когда вместо того, чтобы сформировать план маркетинговых мероприятий порезультатам исследования, сотрудник концентрирует все внимание на деталяхотчета о маркетинговом исследовании.
Еслисопоставить в несколько ироничной форме сочетание двух первых базовых метафор,то прослеживается ответ на один из вечных российских вопросов. Представьте себеситуацию, когда человек посеял урожай и отправился в путь. Поскольку путь длинныйи трудный, то к тому моменту, когда пришла пора собирать урожай, человек можетоказаться вдалеке от «своего поля». И что остается ему делать? Он собираетурожай там, где находится. И поэтому у нас в стране зачастую прав не тот, ктозасеял поле, а тот, кто собрал на нем урожай. Отсюда сравнительно неустойчивоеотношении к собственности, на чем в свое время и сыграли большевики, отнимаясобственность у тех, у кого она была.
Метафора «борьба»
Посколькуроссийские народы вместе составляли сравнительно большую общность, окруженнуюсравнительно более мелкими народами, то еще древние россияне вполне могли себепозволить такую роскошь — как борьбу и войны с соседями.
Борьбас вредителями и за урожай, трудовая битва и борьба за качество, которое,по-видимому, нужно было у кого-то отвоевать -все это лишь некоторые примерыданной метафоры.
Первыйроссийский президент Б.Н. Ельцин, например, еще со времен своего партийногоруководства в Екатеринбурге отличался приверженностью к данной метафоре —разгонял всех и вся. Тому, как Борис Николаевич канонически следует метафореборьбы, была даже посвящена дипломная работа известного российского специалистав области базовых метафор Л.Ю. Литовкина аж в теперь уже далеком 1990 году.
Какиеосновные следствия данной метафоры желательно учитывать при управлениипроектами?
•Стремление находить некоего врага, препятствующего исполнению основных работ,создающего негативные условия для реализации проекта. Особенно популярно внашей стране в качестве такого «общего врага» упоминать органы государственнойвласти.
•Стремление рассматривать мелкие внутренние неприятности и неточности какрезультат действия внутреннего врага. Поиск «козла отпущения».
•Повышение активности и инициативы персонала в ситуации, когда возникает внешняяили внутренняя угроза процессу реализации проекта.
•Способность даже явные проявления агрессивной активности объяснятьисключительно как вынужденные оборонительные меры. Например, по принципу: «Я жепредупреждал, а Вы даже не обратили внимания, поэтому пришлось от слов перейтик действиям».
Этолишь первые три из базовых метафор, во многом определяющих менталитет в нашейстране. Даже если, просто полагаясь на них, строить документы, приказы иобращения в рамках проекта, можно достичь заметного эффекта в управленииперсоналом проекта.
Оптимальныеметоды адаптации проектного менеджмента к российскому менталитету и реалиям
Опираясьна двенадцатилетний опыт ГК МИМ в области адаптации западного опыта управлениябизнесом, я могу уверенно говорить о том, что в России можно адаптироватьпрактически любое мало-мальски грамотное и эффективное начинание, еслипонимать, как нужно действовать. Это касается и технологий управленияпроектами. И все же ради достижения наибольшего эффекта необходимо учесть рядследующих моментов, проистекающих из особенностей российского менталитета.Естественно, приведенные ниже аспекты не отражают всей полноты особенностейменталитета, но даже их вполне достаточно для достижения еще лучших результатовв рамках Ваших проектов.
Настадии инициирования проекта важно:
1.Сформировать первичное описание концепции проекта с использованием основныхбазовых метафор русского языка.
2.Построить внешнюю и внутреннюю PR-компанию проекта с учетом основных требованийроссийских базовых метафор.
3.Построить миссию проекта, учитывающую особенности российского менталитета.
4.Учесть в уставе проекта четкие права руководителя проекта по привлечению,подбору и мотивированию персонала, привлекаемого в проект.
5.Заранее оговорить способы реагирования на отклонения от плановой реализациипроекта.
6.Четко сформулировать все обязанности руководителя проекта и области егоответственности.
7.Четко оговорить взаимные обязательства команды управления проекта и материнскойорганизации.
Настадии планирования проекта важно:
1.Уделить особое внимание задаче подбора команды управления проекта, сформировавкомплекс требований и четко отслеживать соответствие кандидатов указаннымтребованиям.
2.Сформировать внутренний кодекс (внутренний распорядок) проекта со всемиправилами управления, взаимодействия, дисциплины в проекте.
3.Сформировать и внедрить корпоративную культуру проекта, основанную на единствеи сплоченности команды проекта и команды управления проекта.
4.Четко определить персональную ответственность за каждую работу или операциюпроекта.
5.Продублировать основные точки контроля в проекте.
6.Построить мастер-план проекта с учетом резервов времени (порядка 15%), денег(порядка 20%) и дополнительных точек контроля, особенно с применением методикпредварительного и текущего контроля.
7.По возможности уменьшить в проекте количество пулов работ (гамаков), особенно втех случаях, когда выполнение нескольких отдельных работ является основаниемдля начала следующей.
8.Обеспечить участие членов команды проекта в формировании внутреннихрегламентирующих документов проекта.
9.Запланировать в проекте попеременно этапы более спокойного и более напряженногоритмов работы.
10.Подготовить альтернативных подрядчиков для выполнения проектно-сметных работ.
Настадии контроля и организации проекта важно:
1.Четко отслеживать договорные обязательства со стороны всех подрядчиков проекта.
2.Четко определить обязанности каждого участника команды проекта и отслеживать ихсоблюдение.
3.Обеспечить четкую передачу ответственности от исполнителя каждой предыдущейработы к исполнителю последующей работы.
4.Постоянно подчеркивать единство целей, интересов и действий всех участниковпроекта.
5.Не допускать появления в команде «козлов отпущения», «аутсайдеров». Принеобходимости вмешиваться в процесс разрешения конфликтных ситуаций.
6.Обеспечить участие рядовых членов команды проекта в принятие тактических иоперативных решений в рамках их компетенции.
7.При необходимости желательно находить «общего врага» по отношению к проекту изконкурентной среды (но не из материнской организации, не из числа поставщиков иклиентов и т.д.).
8.При проведении мотивационных совещаний желательно максимально использоватьособенности базовых метафор русского языка и принципов привлечения к управлениюпроектом.
9.С постоянной периодичностью (не реже, чем 1 раз в 8-10 дней) желательнонапоминать участникам проекта об основных и промежуточных целях проекта, осроках сдачи работ.
10.Не реже 1 раза в 30-40 дней необходимо проводить жесткое мотивационное занятиес участниками проекта, в ходе которого напоминать о взятых ими обязательствах,обсуждать степень реализации ими тех задач, за которые они отвечают в проекте.
Настадии анализа и регулирования проекта важно:
1.Привлекать участников команды проекта к задачам анализа достигнутыхрезультатов.
2.Производить разбор всех нарушений проекта, вызванных субъективным факторомучастников (по возможности наедине с «виновными).
3.Сопоставлять все отклонения от нормального хода реализации проекта с егоконечной целью.
4.Обсуждать все решения и ошибки в рамках проекта, в том числе и с точки зренияих стоимости.
5.Даже при наличии явных резервов времени и прочих ресурсов во всех случаяхнерационального распоряжения этими ресурсами (несвоевременная сдача работ иливыполнение операций, перерасход бюджета и т.д.) собирать инициативные группы намозговой штурм на тему, как выйти из сложившейся ситуации.
6.Желательно постоянно создавать иллюзию некоторой нехватки ресурсов в проекте.
7.При разборе любых конфликтных ситуаций принимать решения исключительно послетого, как заслушаны мнения всех задействованных в конфликте сторон.
8.При разборе конфликтных ситуаций по возможности применять методику «реверсивнойигры» (методика реверсивной игры предполагает занятие при обсуждении конфликтапозиции противоположной стороны. Впервые была использована американскимпсихологом Морено).
9.Применять правило «правого локтя» во всех случаях, когда расход ресурсовотклоняется от запланированного графика (методика снижения ресурсного обеспеченияработ и операций проекта обратно пропорционально их важности по отношению кглавной цели проекта).
10.При использовании методики выполненной стоимости желательно обращать вниманиелюдей не только на показатели отклонения от графика, но и делать дополнительныйакцент на всех случаях, когда отклонения по отдельным исполнителям илируководителям проекта становятся систематическими.На стадии завершения проектаважно:
1.Подвести не только общие, но и индивидуальные итоги проекта.
2.Дать индивидуальные рекомендации каждому из участников проекта.
3.Сконцентрироваться в большей мере на позитивных результатах проекта.
4.Провести также неформальную процедуру завершения проекта.
5.Обрисовать перспективы дальнейшей совместной работы для участников проекта.
6.Продумать и реализовать процедуру (при необходимости) возвращения участниковпроекта к своим обязанностям в рамках материнской организации.
7.Дать возможность высказаться каждому участнику — на собрании или в письменнойформе — не только по поводу основных результатов проекта, но и на тему, чтонужно было сделать не так.
8.Произвести публичное награждение наиболее зарекомендовавших себя участниковпроекта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/