“Периодом возникновения сознательного “”я”, — пишет И.С.Кон, — “как быпостепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковыйи юношеский возраст ” Развитие самосознание — центральный психический процесспереходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этотвозраст “критическим периодом формирования самосознания”.
Раннийюношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека, названнаявзрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход отдетства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к.терминология в области взросления несколько запутана ( см., например, и др. ).В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз ив настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет )только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20-21 годам.
Развитиесамосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко инаглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности вэти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений.авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развитиясамосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес ксобственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение иуглубление самопознания, одновременно происходит усиление егодифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте(15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе,Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, котороев психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точкизрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качествечлена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Ростсамосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекаетнепосредственно из процессов полового созревания, физического развития, котороеявляется одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания,на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые исверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структурыего социальных ролей и уровня притязаний — эти факторы актуализируют вопрос: “Кто я? ”
Постановкаэтого вопроса — закономерный результат всего предшествующего развития психики.Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнегоуправления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации обобъекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе,т.е самосознание.
Ценнейшеепсихологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира.Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда онпроецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно ещене осознает собственных психических состояний Напротив, для подростка и юноши,внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточениемкоторого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждатьсясвоими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красотуприроды, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинаетвоспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-товнешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже объективная,безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции,размышлению о себе и своих проблемах.
Юностьособенно чувствительна к “внутренним”, психологическим проблемам. Чем старше(не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнуетпсихологическое содержание происходящего действия, действительность и темменьше для него значит “внешний” событийный контекст.
Открытиесвоего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оновызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознаниемсвоей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества… Юношеское “я” еще не определено, расплывчато, диффузно, ононередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении иодновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Доподросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенкатолько в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его “я” практическисводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. Уподростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на несколькихзначимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутреннеконфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делаетего активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности,непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юностичувство одиночества или страх одиночества.
Развитиесамосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит рядсменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можноохарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как периодразвития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровнясамосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты- повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственныхценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспектавосприятия — позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелойличности.
Однимиз основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя, своеговнутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие отлогической рефлексии, направленной на решение задач, понимается какдеятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, прикотором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом ещеисследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивныеожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думаютлюди, составляющие круг его общения. другие люди.
Развитие личностной рефлексии
Вкачественном развитии рефлексивного анализа, лежащего в основе образованиярефлексивных ожиданий, наблюдаются следующие возрастные изменения:
1).Рефлексивный анализ касается в основном отдельных поступков ребенка ( 9-12 лет), причем даже в такой форме он проявляется лишь у незначительной части детей.
2).Рефлексивный анализ касается характера самого человека. Начиная с 12-13 лет,основным в рефлексивном анализе становятся исследования своего характера,особенностей своей личности.
3).Рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается всплесксамокритичности, в результате чего выявляются собственные негативные чертыхарактера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт(13-14 лет).
4).Рефлексивный анализ касается характера человека, особенностей общения (15-16лет). При том самокритичность отходит на задний план, отношение к себеспокойное, благожелательное. Различные сложности в отношениях объясняютсянепониманием окружающих. При переходе от подросткового к раннему юношескомувозрасту личностная рефлексия теряет аффективную окрашенность по отношению к“я” человека и проходит на более спокойном эмоциональном фоне.
Глубинаи интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных (социальноепроисхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических(степень интраверсии-экстраверсии) и биографических ( условия семейноговоспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношениекоторых еще недостаточно изучено.
Развитиеличностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции в ранней юности.
Особенности Я-концепции в ранней юности
Психологическиеисследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельностиидут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержанииЯ-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется свозрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, акакое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень егодостоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я вцелом — степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутреннейпоследовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всемэтим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и отвзрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
Вранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентовЯ-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологическихкомпонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности, формируетотносительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность исоответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно напервый план выступают теперь другие свойства “я” — умственные способности,волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности иотношения с окружающими.
Судяпо имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементовобраза Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, беззаметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чемюноши, юноши — больше, чем подростки, подростки — больше, чем дети. По даннымисследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструироватьличностные качества основывается на развитии в этом возрасте болеефундаментальной когнитивной способности — абстрагирования.
Интегративнаятенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность кабстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы иструктурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральныхкачеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации свнешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательныхпротиворечий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития.Дописывая фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именносвою противоречивость: “ я в своем представлении — гений + ничтожество”.
Данныеоб устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как иустойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастомувеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативныхобстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценкииногда меняются очень резко.
Чтокасается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь такжепроисходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснееосознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им большезначения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, скоторой она соотносит свое поведение. Однако, с изменением содержания образа Ясущественно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которыхличность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметноукрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшиепридают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживанийнередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе,эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто
Исследованиясодержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, чтона границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивногокомпонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующиепереход самосознания на новый более высокий уровень.
Возрастныесдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемыхописательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании;повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системностиэтой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способностианализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точномизложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденциинаблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными,дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”. Самоописанияв раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологическийхарактер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия отостальных людей.
Представлениеподростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “мы” — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “мы”полностью. Образы собственного “я” оцениваются старшеклассниками гораздо тоньшеи нежнее группового “мы”. Юноши считают себя менее сильными, менее общительнымии жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большуюискренность, справедливость и верность.
Свойственноемногим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычнопроходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старшеи более развит человек, тем более находит он различий между собой и“усредненным” сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологическойинтимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением вовнутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически иисторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства сокружающими людьми.
Наиболеезаметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичностиописаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описанияпосле 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописанийобнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых,указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что ониощущают свой рост, взросление.
Висследованиях когнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что самоописания иописания другого человека по указанному параметру существенно различаются(Нисбет, по В.П.Трусову ). Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость,гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого,напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильноопределяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами,взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективныехарактеристики динамичности, изменчивости, а другого — как объект, обладающийотносительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себявозникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.
Становлениенового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным ещеЛ.С.Выготским, — интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извневовнутрь”. В этот возрастной период происходит смена некоторого“объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическуюпозицию “изнутри”.
В.Ф.Сафинхарактеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старшихподростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поискответа, “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток — “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько онпохож или близок к своему идеалу”. В.А Алексеев подчеркивает, что подросток — это “личность для других”, в то время как юноша — “личность для себя”. Втеоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровнейсамопознания: низшего — “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; спецификавторого выражается в попытке соотнесения своего поведения “с той мотивацией,которую он реализует и которая его детерминирует”.
Мыуже отмечали, что, составляющие Я-концепции, поддаются лишь условномуконцептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывновзаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, егоформирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как сэмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой,регуляторной стороной Я-концепции.
Впериод перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамкахстановления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношенияк себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований длякритериев оценки самого себя, своего “я” — они сменяются “извне вовнутрь”,приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человекомдругих людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (сменаоснований) создает условия для формирования в подлинном смысле словасобственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценококружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в такомсобственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некотороеобщее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15-17лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируетсяэмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинаетосновываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений,результатов деятельности.
В15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я иидеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественноеследствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далеесамокритичность растет. Так, в изученных Е.К.Матлиным сочиненияхдесятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза большекритических высказываний, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечаютпсихологи ГДР. Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие,неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки каккапризность, ненадежность, обидчивость.
РасхождениеЯ-реального и Я-идеального образов — функция не только возраста, но иинтеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я иидеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, итеми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстниковсо средними интеллектуальными способностями.
Однимиз важных показателей поведенческой составляющей Я-концепции служит динамикауровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданийразличной степени трудности. Начиная с классической работы Ф.Хоппе, уровеньпритязаний рассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: содной стороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровнеи, с другой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым ненанести ущерба самооценке ( F.Hoppe ,1930, по Дубровиной И.В., ).
Некоторыеисследователи ( см.: Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь ) считают, что дляподросткового возраста типично активное стремление различными путями реализоватьлишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности,напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, преждевсего за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельностивоспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.
Поданным проведенных исследований при переходе в раннем юношеском возрастепроисходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону большейличностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении, как быобратном тем изменениям, которые происходят в этот период в самопознании,образе Я и отношении к себе. Если последние характеризуются, как было показановыше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатамсобственной деятельности — дифференцированностью, формирование способностиотделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себякак личности.
Такимобразом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровнясамосознания происходит становление относительно устойчивого представления осебе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование,которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.troek.net/