Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам: за и против.

В настоящее время в России идетстановление новой системы образования. Этот процесс ориентированный навхождение в мировое образовательное пространство сопровождается существеннымиизменениями в педагогической теории и практике. Происходит сменаобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иныеотношения к организации учебного процесса и т.п. Параллельно идет интенсивныйпоиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса,направленных на подготовку специалистов психолого-педагогического профиля.
В последнее время становятсяпопулярными учебные пособия в виде опорных конспектов (напр., Хоруженко К.М.Мировая художественная культура. — М.: «Владос»,1999; Черняк В.З.Экономика.- М.: «Владос», 2000 и др.). Предлагаемые авторами альбомыструктурно-логических схем по различным предметам можно отнести к российскимучебно-методическим материалам нового поколения. Их использование имеет ряд какположительных, так и отрицательных последствий. Поэтому, по нашему мнению,необходимо выделить возможности и ограничения применения таких материалов вучебной практике.
Представление информации вструктурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению слинейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можновыделить следующие.
Во-первых, при линейном построениитекстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемогоявления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение взначительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением еев виде таблиц, а лучше — схем.
Во-вторых, такое преобразованиеучебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием,активизирующий мышление учащегося.
В-третьих, рядом исследователейбыло установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особаяформа анализа — анализ через синтез. Эта операция составляет основу болееглубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знаковогомоделирования.
В-четвертых, в настоящем пособиииспользуется хорошо известный в науке и на практике способ схематическойвизуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем болеенавык практического владения им каждым учащимся поможет более глубокомуовладению предметом педагогической психологии; будет способствоватьформированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще.
В-пятых, в ряде психологическихисследований выявлено, что структурирование(1) и схематизация(2) текстовойинформации являются важнейшими компонентами мнемического действия,составляющего основу процесса запоминания.
В-шестых, наглядно-образная формапредставления информации способствует лучшему ее запоминанию.
В-седьмых, как показывает опыт,представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступаетдостаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельнойработы обучающихся.
В-восьмых, предлагаемая в данномпособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать уучащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу длядальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимойглубины.
Справедливости ради, необходимоотметить, что структурно — логическая форма представления учебной информацииимеет и ряд недостатков.
Во-первых, любой схематизмспособствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создатьиллюзию у учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображенногоматериала.
Во-вторых, абсолютизация учебныхпособий, построенных по принципу логико-структурного моделирования, можетнегативно повлиять на формирование профессионального мышления и языка. Этообстоятельство важно учитывать в связи с тем, что существуют принципиальныеразличия между гуманитарным и естественнонаучным стилями мышления.
В-третьих, отдельные частиматериала очень трудно «поддаются» структуризации, что затрудняетразработку целостного курса с помощью схем.
В-четвертых, схематическая формапредставления учебного материала может не в полной мере соответствовать ею«кодируемому» содержанию. Например, знания о процессах изучаемыхявлений (формирование навыка, развитие мышления и т.п.) «требуют»другой формы схематизации, чем просто знания о фактах, явлениях, их свойствах ит.п.
Из вышеизложенного следует, чтонаилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только приоптимальном сочетании различных способов представления информации: текстовой иструктурно-логической. Однако, в настоящее время при подготовкеучебно-методических пособий превалирует линейно-текстовый способ их изложения.Несомненно, это обстоятельство значительно затрудняет повышение качестваобразования.
Эти обстоятельства, по нашемумнению, и подталкивают многих авторов к логико-структурному способу презентацииучебных курсов. Однако, очевидно и то, что публикуемые авторами схемыпредставляют собой не окончательный, а один из возможных вариантов решенияпоставленных задач.
По всей видимости, такого родапособия могут быть полезными как при подготовке к прослушиванию лекционногоматериала студентами, так и для восстановления в памяти основных положенийизложенного курса. Кроме того, пособия в виде опорных конспектов целесообразноиспользовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоенияматериала. Такого рода материалы могут быть полезны студентам в процессесамостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
В настоящее время нами такжеосуществлена попытка разработки опорных конспектов по таким предметам как«Общая психология», «Педагогическая психология»,«Теории обучения», «Психология общения» и др. Этинаучно-методические разработки уже неоднократно использовались в ходепреподавания соответствующих курсов. Накопленный опыт их практическогоприменения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу приизготовлении дидактических средств с применением слайдов и пленок проекционнойаппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий.
Список литературы
Айсмонтас Б.Б., кандидатпедагогических наук. Структурно-логическиеконспекты по учебным дисциплинам: за и против.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.