Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам: за и против.

В настоящее время в России идетстановление новой системы образования. Этот процесс ориентированный навхождение в мировое образовательное пространство сопровождается существеннымиизменениями в педагогической теории и практике. Происходит сменаобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иныеотношения к организации учебного процесса и т.п. Параллельно идет интенсивныйпоиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса,направленных на подготовку специалистов психолого-педагогического профиля.
В последнее время становятсяпопулярными учебные пособия в виде опорных конспектов (напр., Хоруженко К.М.Мировая художественная культура. — М.: «Владос»,1999; Черняк В.З.Экономика.- М.: «Владос», 2000 и др.). Предлагаемые авторами альбомыструктурно-логических схем по различным предметам можно отнести к российскимучебно-методическим материалам нового поколения. Их использование имеет ряд какположительных, так и отрицательных последствий. Поэтому, по нашему мнению,необходимо выделить возможности и ограничения применения таких материалов вучебной практике.
Представление информации вструктурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению слинейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можновыделить следующие.
Во-первых, при линейном построениитекстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемогоявления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение взначительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением еев виде таблиц, а лучше — схем.
Во-вторых, такое преобразованиеучебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием,активизирующий мышление учащегося.
В-третьих, рядом исследователейбыло установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особаяформа анализа — анализ через синтез. Эта операция составляет основу болееглубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знаковогомоделирования.
В-четвертых, в настоящем пособиииспользуется хорошо известный в науке и на практике способ схематическойвизуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем болеенавык практического владения им каждым учащимся поможет более глубокомуовладению предметом педагогической психологии; будет способствоватьформированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще.
В-пятых, в ряде психологическихисследований выявлено, что структурирование(1) и схематизация(2) текстовойинформации являются важнейшими компонентами мнемического действия,составляющего основу процесса запоминания.
В-шестых, наглядно-образная формапредставления информации способствует лучшему ее запоминанию.
В-седьмых, как показывает опыт,представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступаетдостаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельнойработы обучающихся.
В-восьмых, предлагаемая в данномпособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать уучащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу длядальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимойглубины.
Справедливости ради, необходимоотметить, что структурно — логическая форма представления учебной информацииимеет и ряд недостатков.
Во-первых, любой схематизмспособствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создатьиллюзию у учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображенногоматериала.
Во-вторых, абсолютизация учебныхпособий, построенных по принципу логико-структурного моделирования, можетнегативно повлиять на формирование профессионального мышления и языка. Этообстоятельство важно учитывать в связи с тем, что существуют принципиальныеразличия между гуманитарным и естественнонаучным стилями мышления.
В-третьих, отдельные частиматериала очень трудно «поддаются» структуризации, что затрудняетразработку целостного курса с помощью схем.
В-четвертых, схематическая формапредставления учебного материала может не в полной мере соответствовать ею«кодируемому» содержанию. Например, знания о процессах изучаемыхявлений (формирование навыка, развитие мышления и т.п.) «требуют»другой формы схематизации, чем просто знания о фактах, явлениях, их свойствах ит.п.
Из вышеизложенного следует, чтонаилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только приоптимальном сочетании различных способов представления информации: текстовой иструктурно-логической. Однако, в настоящее время при подготовкеучебно-методических пособий превалирует линейно-текстовый способ их изложения.Несомненно, это обстоятельство значительно затрудняет повышение качестваобразования.
Эти обстоятельства, по нашемумнению, и подталкивают многих авторов к логико-структурному способу презентацииучебных курсов. Однако, очевидно и то, что публикуемые авторами схемыпредставляют собой не окончательный, а один из возможных вариантов решенияпоставленных задач.
По всей видимости, такого родапособия могут быть полезными как при подготовке к прослушиванию лекционногоматериала студентами, так и для восстановления в памяти основных положенийизложенного курса. Кроме того, пособия в виде опорных конспектов целесообразноиспользовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоенияматериала. Такого рода материалы могут быть полезны студентам в процессесамостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
В настоящее время нами такжеосуществлена попытка разработки опорных конспектов по таким предметам как«Общая психология», «Педагогическая психология»,«Теории обучения», «Психология общения» и др. Этинаучно-методические разработки уже неоднократно использовались в ходепреподавания соответствующих курсов. Накопленный опыт их практическогоприменения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу приизготовлении дидактических средств с применением слайдов и пленок проекционнойаппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий.
Список литературы
Айсмонтас Б.Б., кандидатпедагогических наук. Структурно-логическиеконспекты по учебным дисциплинам: за и против.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характерные черты взаимосвязи глобальных и национальных уровней общественного бытия
Реферат Система внутреннего контроля за движением денежных средств, инвентаризация денежных средств
Реферат Vedic Philosophy Essay Research Paper Vedic philosophy
Реферат Forms Of Organization In Business Essay Research
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper Capital PunishmentI
Реферат Одноиндексные задачи линейного программирования
Реферат Сидоровский замок
Реферат To Be An American Essay Research Paper
Реферат Участие в тренинге "Тренинг личностного и творческого развития"
Реферат Анализ ассортиментной политики в розничной торговле
Реферат Биг Бен
Реферат Основные этапы в истории мировой экономической мысли
Реферат Analysis Of Ann Bradstreets Poem Essay Research
Реферат Автоматизовані системи управління підприємством з використанням програмного забезпечення сп "Парус-Україна": стан, проблеми, перспективи
Реферат Реорганизация бизнес-процессов при изменении информационной системы в крупной организации