Реферат по предмету "Экономика"


Основные этапы в истории мировой экономической мысли

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Основные этапы в истории мировой экономической мысли»


/>Введение
Хозяйственные отношения между людьми, или экономика в самомшироком смысле этого слова, существует столько, сколько существует человеческоеобщество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древнихпроповедников, правителей и философов. Их идеи закреплялись в священных книгахразных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормахповседневной жизни. В этих идеях и нормах и находили выражение ещенесистематизированные представления об экономике. Именно они составили исходныйидеологический и идейный контекст, в котором рождались первые системыэкономических знаний.
В своей работе я попытаюсь показать основные вехи становлениямировой экономической мысли, обстоятельства, повлиявшие на идеологию мыслителейсвоего времени, а в некоторых случаях и последствия, к которым привели те илииные заблуждения.
Для удобства изложения можно выделить три крупных эпохи развитияэкономического учения:
1. Эпоха дорыночных отношений;
2. Эпоха нерегулируемых рыночных отношений;
3. Эпоха регулируемых рыночных отношений.
Для каждого из этих этапов характерны определенные чертыгосударственного строя, хозяйственная политика, религиозные взгляды иморально-этические нормы поведения. Всё это вкупе с особенностями менталитета ипринадлежностью к социальному слою накладывает отпечаток на восприятиеокружающей действительности.

Эпоха дорыночных отношений
Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и Средневековья.
Первые «кирпичики» в фундамент экономических наук были заложены задолгодо появления самых ранних школ и учений. В возникших еще в четвертомтысячелетии до н.э. первых древневосточных государственных образованиях установиласьрабовладельческая форма управления. Натуральное хозяйство являлосьпреобладающим. Выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители(философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – пыталисьобосновать рабство как естественное и справедливое явление… В дошедших до нашихвремен письменных памятниках истории рассматривались актуальные по сей деньвопросы эффективности работы чиновников, защиты собственности, распределения(древнеегипетское «Поучение гараклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в.до н.э.), «Речение Ипусера» (XVIII в. до н.э.)); вопросы нормативногоприменения рекомендаций по управлению государством, рациональной организациипроизводства, сельского хозяйства (индийская «Артхашастра» (II в. до н.э.),китайский трактат «Гуань-цзы» (IV–III в. до н.э.)); заботы об укреплении иохране частной собственности, развитии товарно-денежных отношений, мер,способствовавших расширению торговых сделок (кодекс вавилонского царя Хаммурапи(XVIII в. до н.э.)).
Основная роль отводилась земледелию (основанному на эксплуатации рабов),а крупная торговля и ростовщичество осуждались какякобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по ихстоимости. Деньги рассматривались как предмет соглашения между людьми. Особоевнимание уделялось разделению труда.
Вершину развития экономической мысли эпохи дорыночных отношений связывают сдеятельностью античных мыслителей Ксенофонта(430–354 гг. до н.э.), Платона(427–347 гг. до н.э.)иАристотеля (384–322 гг. до н.э.). В их трудах встречаютсярассуждения о сущности цены и пропорциях обмена, функциях денег, имеютсязачатки теорий стоимости. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначениявещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости.
Экономическая мысль Древнегомира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Особое значениеполучили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера. Идеологомримских рабовладельцев был Катон Старший (234–149 гг. до н.э.). Он обобщилопыт ведения хозяйства на базе рабского труда и дал ряд советов по повышенииего доходности. Аналогичные проблемы рациональной организациирабовладельческого хозяйства затронуты в трудах римских агрономов Варрона (116–27 гг.до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.). Первый рекомендовал сочетатьземледелие со скотоводством, отождествляя рабов с говорящими орудиями. Второйотразил неэффективность экстенсивных латифундий и рабского труда, рекомендуя хозяевампередавать землю для обработки свободным колонам, т.е. перейти к мелкомупроизводству.
Таким образом, экономическаямыль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания,поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшегоразвития экномической науки. («История экономических учений» под ред. В.С. Адвадзе,Москва 2004)В средние века вся полнота власти была в руках светских и религиозныхфеодалов, которые явно или неявно осуждали тенденции роста товарной экономики иростовщичества как формирования капитала. Исходя из этого многие мыслители,«осуществляя социальный заказ», теоретически обосновывали те или иные фактыустроения общества. Особенно природу власти (от бога, Аллаха и т.п.), подводялогическую базу осуждения того, в чем власть видела вред. (Городецкий В.К.«История экономических учений»)
Среди наиболее значимыхпредставителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило,упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332–1406), а вЕвропе – представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный(353–430) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274).
В своей концепции«Социальной физики» Ибн-Хальдун подчёркивает богоугодность торговли необходимостьвозвышенного отношения к труду, порицает скупость, жадность и расточительство.Деньги Ибн-Хальдун называет важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаиваяна том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов– золота и серебра. Ибн-Хальдун считал, что путь расцвета общественной жизни –это уменьшение размера налогов.
Ранниеканонистыпридерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания итрудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснованиясути экономических и явлений. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский наряду сназванными инструментами исследования использует и так называемый принципдвойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменитьсуть первоначальной трактовки хозяйственных явлений и экономических категорий.Это связано с его учетом реалий того времени. Он выискивает новые объяснениясоциального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде,сословного деления общества. Рост городского ремесленного производства, крупныхторговых и ростовщических операций он уже не называет грехом и не требует ихзапрещения. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, каксобственность, торговля, «справедливая цена»», процент.
Двойственностьи лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшейжизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопическогосоциализма (Томас Мор«Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла«Городсолнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливостьсредневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение и создаются проекты справедливогоустройства общества, залогом которого является отсутствие частной собственности.
Эпохудорыночных отношений завершает особый этап в эволюции экономической мысли –появление первой теоретической концепции рыночной экономики, получившейназвание меркантилизм. Меркантилистская школа зародилась в XVI в., впериод разложения феодализма и распада средневековой системы организациипромышленности и торговли, а именно, вытеснения натурального хозяйстварыночными экономическими отношениями. Меркантилизм получил широкоераспространение и занял ведущие позиции в экономической мысли многих стран вплотьдо конца XVII в.
Меркантилизмвыражалпрежде всего экономическую политику государства, видя богатство страны взолотых и серебряных деньгах, а его источник – во внешней торговле. Меркантилистыпредставляли интересы торгового капитала, требовали от правительства мер попоощрению развития национальной промышленности. Для достижения активноготоргового баланса государственное вмешательство считалось необходимым. Приисследовании основных экономических категорий использовался статистическийметод исследования
Вразвитии меркантилизма выделяют два этапа развития: ранний и поздний. Апогей раннегомеркантилизма соответствует примерно середине XVI в. Для негохарктерны слаборазвитые внешние торговые связи, отсутствие конкуренции. В целяхдостижения положительного сальдо велась политика «разори соседа», мерами которойявляются максимально высокие цены на экспорт, ограничение импорта, запретвывоза золота и серебра из страны, порча национальной монеты. В качествефункций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ имировые деньги.
Поздниймеркантилизм охватывает почти целиком XVII столетие. В этот период торговлямежду странами носит регулярный характер, новые рынки сбыта (Америка и Индия)обусловили ужесточение конкуренции. Разрешалось завоевать внешние рынки, предлагаяотносительно дешевые товары, а также перепродавая товары одних стран в другихстранах, покупать импорт (за исключением предметов роскоши и при условииположительного торгового баланса), вывозить деньги из страны для заключенияторговых сделок. Поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции. Определяющей функциейденег признается функция средства обращения.
Наиболее известным выразителем идей позднегомеркантилизма в Англии явился Томас Мен (1571–1641), во Франции – Жан БатистКольбер (1619–1683). Последний у себя на родине провел ряд мероприятий,направленных на развитие мануфактур и практически удушение сельского хозяйства(в частности фермерства), в результате которых крестьянство оказалось почти награни вымирания, что повлекло за собой сужение внутреннего рынка.
Основными заслугами меркантилистов можно считать«реабилитацию» торговли и ростовщичества, накопление первоначального капитала.Они дали характеристку капитала как самодвижения денег. Концепциямеркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотяв основном в сфере обращения (потребления), что не помешало им, хотя и поверхностно,исследовать основные экономические категории, выявить важные закономерности вобласти торговли, ссудных операций и денежного обращения. Но самое важное – меркантилистыположили начало становлению экономики как отдельной науки.
Эпоха нерегулируемых рыночных отношений
Временные рамки этойэпохи охватывают период примерно с конца XVII в. до 30-х гг. XX в.Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политическойэкономии, которую классической называют прежде всего за подлинно научныйхарактер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основесовременной экономической науки. Возникнув в эпоху перехода от мануфактурноготипа хозяйствования к индустриальному классическая политэкономияориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересытой части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.Большое развитие школа получила только в двух странах: в Англии и во Франции.
Основными чертами классическойшколы являются либерализм, минимальное государственное вмешательство вэкономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции,преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.Категория «стоимость» признавалась исходной категорией, от которой происходилидругие производные категории. Изменилось отношение к деньгам: их призналинеобходимой частью рынка, облегчающей обмен. Начали применяться такие методыисследования как причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическаяабстракция. Классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров ицен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченноготруда.
В развитии классическойполитиэкономии можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца XVII в. доначала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночныхотношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полногоразвенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильберпервыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости. Имиподчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования всоздании национального (не денежного) богатства в сфере материального производства.
Завершила первый этап классическойполитической экономии школа физиократов, получившая распространение во Франциив середине и начале второй половины XVII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэи А. Тюрго в поисках источника «чистого» продукта (национального дохода)решающее значение придавали земле и приложенному к ней труду людей, занятых всельскохозяйственном производстве.
Второй этапразвития классическойполитической экономии охватывает период последней трети ХVIIIв. и связан сименем и трудами Адама Смита.
Смит сумел понять иобъяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходяиз природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы вобществе (концепция «невидимой руки»).
Третий этапприходится на первуюполовину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленныйпереворот. В течение этого периода последователи А. Смита подверглиуглубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита,обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями.Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историюэкономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо,Т. Мальтус и Н. Сениора.
Четвертый этапохватывает вторую половинуXIX в., в течение которого Дж.С. Милль и К. Маркс обобщилилучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению обэффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочемуклассу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюсяэксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была,по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства иэкономике бесклассового общества. (История экономических учений Горяинова Л.В.,МФПА, 2003, 13 стр.)
Одним из фундаментальных экономических учений XIX в являетсямарксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основнымиз них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде,считается «Капитал». В трех томах этой работы Маркс проводит исследование формстоимости, процесса обращения капитала и процесса капиталистицескогопроизводства в целом, анализирует процесс эксплуатации наемной рабочей силы,формулирует учение о прибавочной стоимости, рассматривает процесс еёпроизводства. В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние наразвитие европейской, а в особенности российской экономической науки.
В течение последних 30лет XIX в., когда произошел огромный прогресс в науке, особенно вестественных и гуманитарных отраслях, а экономика все более обретает признакимонополистического типа хозяйствования, классическую политическую экономиюсменяет маржинальная экономическая теория, получившая также название«маржинальной революции» Основная идея маржинализма – исследование предельныхэкономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы вмасштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабевсего хозяйства (макроэкономика).
Основныечерты маржиналистской концепции: формирование цены через теорию предельнойполезности увязывается с потребностью продукта, т.е. с учетом того, насколькоизменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этогопродукта (блага); рассматривание экономики как системы взаимозависимыххозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е.материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; применение математическихметодов, в т.ч. дифференциальных уравнений, для анализа предельныхэкономических показателей и обоснования принятия оптимальных решений при выборенаилучшего варианта из возможных. Маржинализм привел к признанию главныхфункций денег: средство обращения; мера стоимости или единица счета, средствосбережения, накопления или средство сохранения стоимости. При подходе к анализуэкономических проблем предпочтение отдается казуальному(причинно-следственному) подходу.
Всвершении «маржинальной революции» выделяют два этапа.
Первыйэтапохватывает 70–80-е годы XIX в.,когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудахавстрийца К. Менгера (1840–1921), а также англичанина У. Джевонса(1835–1882) и француза Л. Вальраса (1834–1910). На данном этапе теорияпредельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, асама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой спозиции конкретного человека.
Второйэтапприходится на 90-е годы XIX в.Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма.Наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл (1842–1924), американец Дж.Б. Кларк(1847–1938) и итальянец В. Парето (1848–1923).
Теориямаржинализма положила начало неоклассическомуэтапу развития экономической мысли. Неоклассическое направление,видоизменяясь и дополняясь, стало основой экономичекой науки в XX в., посуществу определяя современный характер экономичекой теории. Неоклассикипереняли у классиков приверженность принципам экономического либерализма истремление держаться чистой теории без субъективистских, психологических и прочихнеэкономических наслоений.
Неоклассическое направление стало связываться соформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попыткусинтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представленосовременными теориями монетаризма(М. Фридмен (род.1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек(1899–1992)).

Эпоха регулируемых рыночных отношений
Даннаяэпоха – эпоха новейшей истории экономических учений – берет свое начало с 20–30-хгг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себяантимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой,проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire инацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредствомгосударственного вмешательства в экономику. В эти годы усилилась концентрацияпроизводства и капитала, централизация банковского капитала. В результате вамериканской капиталистической системе возникли острые социальные противоречия,интересам «среднего класса» был нанесен ущерб. Эти обстоятельства привели кпоявлению нового направления – институционализма.
Все сторонники данной концепции рассматривают экономику каксистему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.Перед институционализмом ставилась задача, во-первых, выступить оппонентоммонополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднегокласса» посредством реформирования в певвую очередь экономики. Родоначальником институционально-социологического направленияявляется Торстейн Веблен(1857–1929).
Институциализмуприсущи следующие черты: критика капитализма с нравственно-психологическихпозиций; неудовлетворенность высоким уровнем абстракций, присущих неоклассике;стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками;разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позицийсоциального контроля и её регулирования со стороны государства.
Институционализмв своём развитии прошёл три этапа.
Первыйэтап –20–30-е г. XX в. Появление основных течений институциональной теории:социально-психологический вариант Т. Веблена, социально-правовой Дж. Коммонса,конъюнктурно-статистический У. Митчелла.
Второйэтап– 60–70 гг. XX в.Здесь отличились Джон Морис Кларк, Дж.К. Гэлбрейт. Изучая демографическиепроблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, представителиданного направления сосредоточили своё внимание на констатациисоциально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений поосуществлению реформ рузвельтовского «нового курса».
Третийэтап– с 70-х годов. Он вошёлв историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителямиявляются американские экономисты Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, а такжешведский экономист Г. Мюрдаль. Основополагающее значение внеоинституционализме играют теории трансакционных издержек и правсобственности. Сами институты рассматриваются прежде всего как орудияэкономии трансакционных издержек.
Помимоинституционализма и родственных с ним течений очень мощную альтернативунеоклассической парадигме в XX в. составило кейнсианство. Во многом оновозникло как реакция на Великую Депрессию 1929–1933 гг., объяснениекоторой нельзя было найти в теориях неоклассиков. Джон Мейнард Кейнс (1883–1946),автор «Общей теории занятости, процента и денег» указал на необходимостьвмешателсьва государства в экономику с целью прежде всего стимулированияэффективного спроса, недостаток которого по мнению Кейнса и стал причинойкризиса. Работа Кейнса заложила основы современной макроэкономики, онакцентировал внимание на проблеме инвестиций, антикризисных мероприятиях,предложил пути решения проблем безработицы. Основной упор Кейнс делал нанеобходимость использования денежно-кредитной и фискальной политикигосударства, на расширении совокупного спроса через механизм мультипликатора. Всвою очередь неокейнсианство (послевоенное кейнсианство) привлекает внимание кпроблемам экономического роста, дополняя теорию мультипликатора Кейнса теорией акселератора.
Кейнсианскаятеория сыграла очень важную роль в развитии экономической науки. Она сумелаобосновать принципы экономической политики, обеспечившей не только выходэкономики из глубочайшего кризиса, но и десятилетия успешного развития, причёмсо значительной социальной составляющей, поскольку в соответветствии с логикойосновного психологического закона расширение совкупного спроса идет в том числеза счет пеерраспределения национального дохода в пользу наименнее обеспеченныхслоев населения.
Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж. Робинсон,во Франции – дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.
Первая мировая война, социалистическая революция в России, Великаядепрессия 1929–1933 гг. привели к значительной концентрации государственнойвласт, все большему отказу от конкурентного механизма регулированияэкономических процессов. В этих условиях как реакция на кризис либеральныхтрадиций и происходит становление нового либерализма, или неолиберализма.
Значительное место в неолиберальной концепции играет роль индивидав экономическом процессе. Понятия экономической и политической свободынеразделимы. Неолибералисты придерживаются трех основных принципов:неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности,свободная конкуренция, однако трактовка и механизм указанных принципов в трудахэкономистов различаются. Не являясь сторонниками анархии рынка, неолибералыглавным образом говорят о сферах и границах государственного регулированя.Также важной особенностью неолиберализма является разработка гносеологических иметодологических проблем экономической науки, формирование новых подходов кпониманию социально-экономических процессов с выходом за рамки чистоэкономической проблематики.
Особое место в системе современных либеральных учений занимают западногерманскаяи неоавстрийская школы. Возрождение и развитие австрийской традиции связано сименами Л. Мизеса и Ф. Хайека. Оформившиеся в межвоенный период, вусловиях доминирования кейнсианства, теоретические положения неоавстрийцевхарактеризуются как крайние и излишне академичные. Кризис капиталистическойэкономики в 1970-е годы, развал соцалистической системы подтвердили правотумногих выдвинутых положений.
Фрайбургская школа была образована в начале 30-х гг. XX в. В. Ойкеноми Ф. Бёмом. их научные разработки оказались востребованы, когда встал вопросо выборе модели развития Германии. Основополагающая концепция – теорияхозяйственного порядка.
С критикой кейнсианства выступил ряд теоретических школ, которыепредставляли собой так называемую консервативную волну, или неоконсервативноенаправление. Этими терминами принято объединять наиболее известные концепцииряда школ, среди которых следует отметить монетаризм, экономическую теориюпредложения, концепцию школы рациональных ожиданий. Их объединяло неприятиеоснов кейнсианской экономической теории и главным образом концепцийгосударственного воздействия на экономику через совокупный спрос. Также общимявляется тезис о необходимости либерализации хозяйственных отношений,возвращения к принципам laissez-faire.
Названные концепции неоконсервативного направления находятся встадии своего развития, поэтому судить о внесенном ими вкладе в развитие экономическойнауки говорить рано. Но можно с уверенностью констатировать, что во многом благодаряназванным школам произошли существенные, положительные изменения в принципаххозяйственной политики ведущих стран в последние два десятилетия XX века.

Заключение
В заключение сформулируем главные выводы из выше сказанного.Главный вывод состоит в том, что смену экономических теорий во времени нельзя рассматриватьпросто как переход от грубых и неточных экономических воззрений ко все болееправильным. Хотя, конечно, со времен Платона и
Аристотеля прогресс в экономической теории очевиден. Но всё же развитиеэкономической науки ведёт к росту альтернативных воззрений, не совместимыхмежду собой. Поэтому ни одно из современных направлений экономической мысли(различные версии кейнсианства, монетаризм и так далее) не может объяснить всеособенности экономической реальности 90-х годов (наподобие того, как это сделалКейнс для более простой реальности 30-х годов). Предлагаемые ими модели иразличные объяснения не только являются альтернативными, но также неполными ичастичными. Итак, мы видим, что даже беглый исторический обзор показывает, чтоистория экономических учений не может быть простой наукой. Каждая экономическаятеория получает в ней свою «нишу», которую она (и только она) характеризует судовлетворительной степенью правильности. История экономических учений убеждаетнас, что таких альтернатив и «ниш» с течением времени становится все больше.

Список литературы
 
1. История экономических учений под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова,М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391 с.
2. История экономических учений под ред. В. Автономова, М.:Инфра-М, 2002. – 784 с.
3. История экономических учений Я.С. Ядгаров, М.: ИНФРА-М, 2000.–320 с.
4. История экономических учений Л.В. Горяинова, М.: ММИЭИФП,2003, 2004. – 85 с.
5. История экономических учений Н.Е. Титова, М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 288 с.
6. История экономических учений В.К. Городецкий
7. История экономической мысли И.И. Агапова, М.: Юристъ, 2001. –285 с.
8. История экономических учений в вопросах и ответах С.А. Бартенев,М.: Юристъ, 1998. – 192 с.
9. Ресурсы Интернет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :