Т.П. Богданец
Длямногих учителей начальных классов наиболее сложным из всех предметов являетсяприродоведение (или естествознание, что одно и то же) – как в плане подготовкик уроку, так и его проведения. Причины могут быть самые разные, но наиболеечасто приходится сталкиваться с недооценкой специфики этого предмета и неумениемконструировать урок, выстраивая его логику.
Чемже природоведение отличается от других предметов?
Преждевсего это единственный действительно интегрированный по своей сути предмет,поскольку он изучает мир как единое целое. Для того чтобы раскрыть перед детьмиего содержание, найти наиболее действенные, результативные и в то же времянаиболее короткие пути к цели обучения, учитель должен сам обладать глубокимиестественно-научными знаниями, понимать фундаментальные природныезакономерности, уметь находить их проявления в окружающем мире.
Другой,не менее важной особенностью являются специфические для научного естествознанияэкспериментальные и теоретические методы исследования: наблюдение, эксперимент,обобщение, выработка гипотез с последующей проверкой их на практике, созданиетеорий. Школьное естествознание, в том числе начальное, с необходимостью должноотражать научные методы исследования, ибо в противном случае суть науки(объективность предмета исследования) выхолащивается. Для реализации этого требованияучитель должен владеть знаниями и опытом организации научных исследований вобласти естественных наук.
Начальноеестествознание имеет огромные потенциальные возможности для всестороннегоразвития ребенка, оно органично соответствует детской психике, посколькуудовлетворяет исследовательский инстинкт ребенка, позволяет во время урокамногократно менять формы деятельности детей, используя как наглядно-образное,так и наглядно-действенное, и логическое мышление, избегая при этом какфизиологической, так и интеллектуальной перегрузки.
Начальноеестествознание, как ни один другой предмет, позволяет активно использовать вучебном процессе жизненный опыт ребенка, а также организовывать увлекательнуювнеурочную работу.
Накаждом уроке по этому предмету каждый ребенок должен открыть нечто новое длясебя. Если мы ранжируем новизну по сложности усвоения и значению дляинтеллектуального развития детей, то получим следующий ряд (по мере увеличениясложности и значимости): новые факты – новые закономерности – новый уровеньпонимания, теоретические обобщения.
Разрабатываяприродоведческие уроки, необходимо стремиться выполнить следующие правила:
1.Дети на уроке должны наблюдать изучаемые предметы, явления и процессы.
2.Дети на уроке должны напряженно мыслить.
3.Обобщения дети должны по возможности делать сами.
4.На каждом уроке дети должны получать новые для них знания, т.е. каждый урокдолжен иметь элемент новизны.
5.Знания, полученные на уроке, должны будить детскую мысль, стимулируя интерес кпредмету, новые вопросы, творческое мышление.
Длядостижения этого от учителя в первую очередь требуется вычленение главной идеиурока (иногда, редко, их несколько), осознание его учебной задачи. Именноглавная идея должна быть в центре внимания учителя как при подготовке урока,так и на самом занятии. Без этого невозможно выстроить урок логично иправильно. Затем, сообразно с главной идеей урока, учитель должен:– продуматьход урока;– подобрать необходимый и достаточный фактический материал;–использовать натуральные объекты, схемы, модели, таблицы и другие формынаглядности и краткой записи, облегчающие обобщение;– направлять мысли ребенкак правильному выводу, вести обсуждение с необходимой для этого точки зрения;–сделав обобщение, найти новые факты, подчиняющиеся установленнойзакономерности, и объяснить их.
Чтобыпроиллюстрировать сказанное, используем “универсальную” тему, с которойначинаются практически все природоведческие программы. Необходимо подчеркнуть,что это – вводный, самый первый урок по природоведению и уже на нем должны яркопроявиться отличительные качества этого школьного предмета.
Напервый взгляд, тема несложная. Иногда даже приходится слышать от учителей, чтодети сами прекрасно отличают живое от неживого и с легкостью приводят множествопримеров того и другого. На уроке у таких учителей можно видеть активных детей,наперебой перечисляющих известные им названия живых существ и неживыхпредметов. Дифференцировка на природные и неприродные объекты дается несколькосложнее, и, как правило, сначала учитель сообщает детям признак различия:сделано это или нет руками человека. Кстати, большинство учителей даже незадумывается, почему именно этот критерий так важен. В качестве ведущего методана этом уроке обычно используется беседа. При всей внешней благополучности(дети активны, вспоминают большой фактический материал) такой урок практическине отличается от уроков по другим дисциплинам, не дает детям почувствоватьнеобычность и привлекательность нового предмета, а, кроме того, безтеоретического обобщения урок практически не имеет новизны и поэтому почтибесполезен.
Вычленимглавные идеи этого урока. На этот раз их три:
1.Природа – это то, что нас окружает и в своем происхождении не зависит отчеловека, ибо природа вечна и существовала до появления человека.
2.Природа делится на две части: живую и неживую, при этом у всех объектов неживойприроды никогда не было, нет и никогда не будет ни одного из тех особенныхсвойств, какие есть у живой. А у любого из живых существ они есть и можнонаблюдать хотя бы некоторые. Это значит, что мы делим природу на живую инеживую части не потому, что нам это почему-либо нужно или удобно, но потому,что две части природы существуют независимо от человека, объективно.
3.Человек – живое существо, и относится он к живой природе.
Теперь,определив эти идеи, мы должны так построить урок, чтобы дети сами пришли к ним.
Оборудованиек уроку.Фен или вентилятор, мелкие кусочки ваты, перышки, камень, вода встакане, миска, несколько экземпляров комнатных растений одного вида, напримерхлорофитум, любые живые животные, например тараканы в банке. (В банку в этомслучае нужно поместить вертикально расположенные листки бумаги, чтобы насекомыемогли по ним ползти вверх.) Кроме натуральных объектов – изображения каких-либоживотных с детенышами, взрослых растений и их проростков.
Дляколлективного составления итоговой схемы необходимо заготовить соответствующиетаблички с надписями, стрелки и продумать способ их прикрепления на доску илифланелеграф.
Ходурока.
I.Сначала работаем над первой идеей урока. Обсуждая с детьми вопрос о том, чтонас окружает, мы каждый раз спрашиваем их: откуда это взялось? Сделал ли эточеловек? Может ли сделать?
Фиксируемна доске ответы учеников. Можно делать это в форме таблицы, например, так(табл. 1):
Таблица1Что нас окружает Сделано ли это человеком Да Нет
Стол
Дерево
Вода
Дом
Вывод
+
–
–
+
Изделия
–
+
+
–
Природа
Илитак (табл. 2):
Таблица2Сделаночеловеком Не сделано человеком
Стол
Дом
Машина
Хлеб
Изделия
Дерево
Вода
Камень
Собака
Природа
Первыйспособ записи сложнее для восприятия детей, требует напряженной мыслительнойработы, поскольку дифференцированы на группы не объекты, а их признаки: дети,анализируя признаки, должны классифицировать объекты. Поэтому такая записьможет быть рекомендована “продвинутым”, развитым детям. Второй способнагляднее, воспринимается и запоминается легче, но не требует большихмыслительных усилий, потому что дифференцировка объектов на две группыосуществляется во время записи.
Задаемвопрос: можем ли мы назвать что-то, что относится и к первой, и ко второйгруппе? Устанавливаем с детьми, что ни один объект не может быть отнесенодновременно и к природе, и к изделиям.
Побуждаемдетей сформулировать вывод: все, что нас окружает, делится на две группы,которые отличаются тем, что к одной группе относится все то, что сделаночеловеком, а к другой – то, что существует независимо от человека. Только то,что включает вторая группа, называется природой.
Следующийвопрос: может ли природа существовать без человека? Обсуждаем его и приходим кположительному ответу. Доказательства: Луна, Солнце и другие подобные объектысуществуют, хотя людей на них нет; на Земле есть необитаемые людьми острова;сравнительно недавно на Земле вообще не было людей: Земля существует более 4миллиардов лет, а люди на ней появились “всего лишь” примерно 2 миллиона леттому назад. Вывод: природа может существовать без людей, она вечна.
Обращаемвнимание детей на то, что на уроках природоведения (естествознания) мы изучаемприроду и теперь будем обсуждать только природные объекты.
II.Переходим ко второй идее урока. Чтобы раскрыть ее перед детьми, учителю нужнопродемонстрировать и обсудить с учениками важнейшие признаки живых организмов.Поскольку многие из этих признаков недоступны для понимания детьми, следуетограничиться несколькими, поддающимися непосредственному наблюдению. Этопроизвольное движение, размножение, рост и развитие, питание и дыхание.
1.Произвольное движение – движение живых существ против действующих на нихвнешних сил – необходимо дать детям пронаблюдать. Учитель демонстрируетдвижение пушинок (вата, перышки и т.п.) в потоке воздуха (можно использоватьвентилятор или фен). Обсуждает с детьми движение неживых предметов: снежинок,капель дождя, облаков и т.п. Задает вопросы: могут ли они двигаться противветра? А птицы, насекомые? Дети делают вывод, что живые существа могутдвигаться против ветра, а неживые – не могут.
Учительдемонстрирует падающий камень, текущую из стакана в миску воду, а такжеползущее вверх какое-либо насекомое, например таракана, обсуждает с детьмивозможности живых существ двигаться в гору. Дети делают вывод, что неживыеобъекты движутся лишь сверху вниз, а живые могут двигаться снизу вверх.
Побуждаемдетей сформулировать общий вывод: живые существа преодолевают силу ветра, силутяжести, движутся активно, а неживые – лишь под действием внешних сил. Общийвывод записываем на доске в таблице.
2.Другой признак – способность к размножению – легко осознается детьми наконкретных примерах с комнатными растениями и домашними животными.
Показываемдетям несколько приготовленных экземпляров хлорофитума и объясняем, что сначалав классе был всего один такой цветок, его принесли прежние ученики. Но прошлонесколько лет и теперь таких цветков много, все они произошли от того, первого,– он размножился. Дети приводят примеры из своего опыта о размножении собак,кошек и проч.
Вывод:живые существа могут размножаться.
Задаемвопрос: а могут ли размножаться неживые объекты? Обсуждение этого вопросадолжно привести детей к отрицательному ответу. Вывод заносим в таблицу.
3.Следующий признак – способность расти и развиваться – можно рассмотреть,демонстрируя детям изображения (если возможно – натуральные объекты) детенышейи взрослых форм различных животных, проростки и взрослые растения. Сравнить ихвнешний вид, покровы, питание, поведение.
Подвестидетей к выводу, что живые организмы растут и развиваются, а неживые расти иразвиваться не могут. Записать вывод в таблицу.
4.Обсуждаем с детьми необходимость для организмов питаться и дышать, чтобыоставаться живыми. Неживым объектам этого делать не нужно.
Выводзаносим в таблицу (табл. 3). Благодаря табличной записи отчетливо видно, чтоживые и неживые объекты имеют взаимоисключающие альтернативные признаки.
Учительобращает внимание детей на то, что не всегда у живых организмов хорошо заметнывсе перечисленные признаки. Например, растения почти не двигаются, у них труднопронаблюдать дыхание, многие животные в неволе не размножаются, но зато другиепризнаки живого у них есть.
Таблица3
Свойстваживых и неживых объектовСвойства Живые Неживые
Могут ли самостоятельно активно двигаться?
Могут ли размножаться?
Могут ли растии развиваться?
Должны ли дышать и питаться?
Могут
Могут
Могут
Должны
Не могут
Не могут
Не могут
Нет
Подводимдетей к общему выводу: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторыехарактерные для живого признаки, значит, это – живое существо. У неживыхникогда не было, нет и никогда не будет ни одного настоящего признака живого.
Можетли неживое стать живым? Нет! А живое – умереть, стать неживым? Может! Живоелегко уничтожить, а воскресить невозможно. Живое нужно беречь.
Задаемочень важный вопрос: может ли человек сделать живое, иными словами,подразделяются ли изделия на живые и неживые?
Обсуждениедолжно привести детей к выводу, что человек не может сделать даже самыймаленький живой организм – живую муху, микроба, живой цветок. Изделия неподразделяются на живые и неживые.
Людинаучились делать огромное количество разнообразных предметов, но все они –неживые. Почему это так? Потому что на свете нет ничего сложнее живогоорганизма, любого, даже самого маленького. Что сложнее устроено: космическийкорабль или цветок на нашем подоконнике? Очень хочется сказать, что корабль, нона самом деле – цветок! Корабли люди давно научились делать, а вот живоесущество – не могут. Живое существо можно получить только от другого живогосущества при его размножении. Например, все наши хлорофитумы получились врезультате размножения того первого, что нам подарили. Если бы у нас его не было– не было бы и остальных! Если мы будем плохо за ними ухаживать и допустим, чтоони погибнут, сможем ли мы завести их снова? Да, но при одном условии: еслигде-нибудь у кого-нибудь сохранилось подобное растение и оно размножится. Еслиже погибшие организмы были последними и таких больше нигде нет – человечествоникогда их больше не увидит, они исчезли навсегда. О таких говорят: вымершийвид. На Земле вымерло уже много разных видов живых существ, и многие из них –по вине человека.
III.Переходим к третьей идее урока. Что же такое человек? Относится ли он кприроде?
Необходимовернуться к последней таблице (табл. 3) и обсудить, свойственны ли человекупризнаки живых природных объектов.
Обсуждениеприводит детей к выводу, что человеку свойственны все признаки живой природы.Значит, люди принадлежат природе так же, как и все другие живые организмы. Но улюдей есть разум, они могут говорить, читать, писать, делать многоразнообразных полезных вещей. Никакие другие живые организмы не могут в этомсравниться с человеком. В то же время человек может нанести природенепоправимый вред, что впоследствии пагубно отразится на нем самом: неостанется чистой воды, воздуха, исчезнут прекрасные растения и животные, Земляможет превратиться в пустыню. Поэтому человек как разумное существо долженберечь свою Землю, стараться вести себя так, чтобы не причинить вреда какживой, так и неживой природе.
IV.В конце урока проводим обобщение и закрепление изученного материала.
Дляпроверки правильности и глубины усвоения материала предложим детям несколькозаданий в порядке возрастания трудности. Подобные задания можно дать на дом.
1.Задания наименьшей трудности. Эти задания требуют от детей репродуктивнойдеятельности и содержат сведения, играющие роль подсказки или опоры для ответа.
а)Пользуясь таблицей 3, определи, какие признаки живого мы можем найти у мухи, укомнатного растения хлорофитума.
б)Пользуясь итоговой схемой, определи, относятся ли к природным объектамкарандаш, ромашка, льдинка. Объясни свое решение.
2.Задания средней трудности. Они требуют от детей продуктивной деятельности приминимальной опоре. Это сравнение и анализ, синтез и обобщение: выявлениесущественных и второстепенных признаков, причинных зависимостей, простейшихзакономерностей.
а)Объясни, какие признаки указывают на то, что воробей, береза, щука – живые, асосулька, камень – неживые объекты. Свой ответ обоснуй.
б)Представь: путешественники прибыли на остров, затерянный в океане. Исследовавего, они нашли родник, рядом с родником стоял глиняный кувшин, вокруг росликрасивые яркие цветы, порхали бабочки и пели птицы. “Мы не первые на этомострове, – сказали путешественники, – до нас здесь уже побывали люди”. Как ониоб этом узнали?
3.Задания повышенной трудности. Они требуют от детей твор-ческой деятельности:ответа на проблемный вопрос, решения нестандартной задачи.
а)Породы домашних животных выведены человеком. Являются домашние животные частьюприроды или нет?
б)Компьютер считает быстрее человека, радио говорит, самолет летает, преодолеваясилу тяжести и ветер. Можно ли считать их живыми? Почему?
ТатьянаПавловна Богданец – канд. биол. Наук, доцент, преподаватель Мурманскогопедагогического института.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.school2100.ru