Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Социально-психологические аспекты взаимодействия групповых субъектов

Евгений Коханов
Взаимодействиегрупповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровнейорганизации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытойили очевидной форме в любом акте взаимодействия. Важным с точки зренияфункционирования PR, включенного в сеть межгрупповых отношений, являетсясоциологический уровень организации взаимодействия групп, то есть уровеньконкретной реализации межгрупповых отношений.
Такоепонимание PR, как частного случая группового взаимодействия, является по своейсути новым, так как опирается на психосоциальный анализ взаимодействия групп(термин «психосоциальный» указывает на изучение роли психики в регуляциисоциальных процессов, а термин «социально-психологический» указывает на анализзакономерностей изменения психики под влиянием социальных явлений). Этотуровень «стал возможным с появлением сферы интерсубъективного, в которомпроисходит не только индивидуальное психическое отражение объективных связей,но и отражение субъективного мира другого участника взаимодействия, в качествекоторого, в первую очередь, выступают социальные группы, включенные всоциальную систему взаимодействия» [1].Взгляд на социальные процессы черезгрупповую парадигму, представленный в работе И.Р. Сушкова, ближе всего кпониманию функционирования системы PR как группового взаимодействия, и нетолько в рамках регуляции отношений организации с общественностью, но и вобществе в целом. В таком повороте парадигмы «общество является в “образеживого организма”, пульсирующего на точке справедливости межгрупповых отношенийв процессе постоянного социального обмена между его элементами, то есть такогообмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность,принцип устройства участвующих в нем социальных групп» [2].
Взаимоотношениясоциальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом,который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяетв будущем говорить о новой модели социальной стороны психики человека.
Особенноважна в свете новой групповой парадигмы концентрация внимания PR на ценностном аспектепсихологических отношений субъекта к действительности. Какое изменениечеловеческой психики может превратить психологические отношения всоциологические и придать им ценностный (аксиологический) характер? Какие новыесвойства получает человек, позволяющие ему создавать принципиально новыйуровень организации его взаимодействия с другими?
Этапарадигма приобрела те черты, которые П.Н. Шихирев [3] обосновал в своеманализе тенденций развития современной социальной психологии. Отмечаямногоаспектность свойства «социального», он подчеркивал роль духовности в новойпарадигме, духовности, которая наполняет социальное этическим содержанием, тоесть отношениями людей. Духовность должна быть признана системообразующимсвойством социального взаимодействия, которое разворачивается в ходе обменаоценками, создавая тем самым ценностные отношения, то есть, говоря словамиавтора, отношения к отношениям. Причем эмпирическим референтом отношений служитобраз как объективированное переживание. Именно эту особенность всистемообразующей функции PR, в генезисе развития самой системы PR мы выделяемкак доминирующую. Без этого PR как часть системы общества (в принципе созданнаядля установления отношений доверия, «сглаживания конфликтов», «примиренияинтересов»), рассматриваемая в социальном ракурсе, не будет иметь будущего.
Всоответствии с упомянутой выше концепцией отношения определяются как мераизменения взаимосвязанных элементов множества. Отношение для нас связано сфактом отражения, предваряющего взаимодействие, и начинается в мире живойприроды. Мир живой природы вырабатывает механизм моделирования взаимодействия,в котором заложена информация о результатах взаимодействия до его актуализации.Этот механизм связан с психическим отражением объективной реальности, окружающийорганизм [4]. Это не просто отражение окружающих вещей. Это отражение структурывещи и состояния структуры живого организма. Таким образом, организм надосознательном уровне как бы оценивает результаты воздействия на него вещи дотого, как это воздействие произошло.
Поэтомупод психологическими отношениями мы будем понимать субъективную меру изменениясобытий, которые могут быть вызваны или не вызваны связью субъекта с объектом.Отделенность отношений от предмета, их вызвавшего, позволила человеку сделатьих объектом анализа и особой сферой человеческой активности. Индивидприобретает возможность оценивать свои собственные отношения и отношениядругого человека, то есть давать оценку самому результату оцениванияобъективной реальности индивидами. В самом же факте такого оценивания еще нетничего прогрессивного. Кардинальный сдвиг в развитии человека происходит врезультате обмена такими оценками, который наступает естественно, уже в силутого, что психологические отношения стали доступны интенсивному обмену междулюдьми.
Теперь,на основе определенного отношения, индивиды могут формировать принципиальноновые множества, основанные на едином, разделенном психологическом отношении кобъективной реальности. Вместе с ощущением разделенности отношений совокупностьиндивидов, обладающая ими, начинает приобретать качество субъективности:начинают формироваться групповые границы, создается образ прототипногопредставителя группы, появляются специфические групповые феномены. В результатеразвиваются групповые субъекты, осуществляющие поиск своего социальногосвойства «мы».
Теперьпсихологические отношения могут совершать новый виток на пути изменения своейсути и пройти через определенные социальные группы-единства, преломляясь там иприобретая социальные меры, которым начинают подчиняться в дальнейшемвзаимодействия индивида с реальностью. Таким образом, психологические отношениятрансформируются в социально-психологические – психологические отношения,опосредованные социальным качеством, как оценка изменения событий социальнойсистемы, в которой субъект отношений выступает элементом данной системы. Оценкав данном случае подразумевает наличие некоторой системы норм и правил,сложившихся в культуре сообщества в данном периоде его развития. Социальностьприсутствует даже тогда, когда индивид поступает, казалось бы, изолированно,независимо от других. В отличие от остальных социально-психологическихотношений отношения между личностями и группами становятся взаимоотношениями,так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношенийучастников взаимодействия друг к другу. За взаимоотношениями отдельныхличностей стоят взаимоотношения социальных групп, как образования базовые,непосредственно реализующие качество социальности [5].
Изменениесобытий в социальной системе, связанных и с действиями специализированныхсоциальных институтов в обществе, в том числе, даже если оно непосредственно несвязано с социально-психологическими отношениями к какой-либо конкретнойгруппе, влияет на свойства группы в социальной системе, и поэтомувоспринимается группой как отношение к ней со стороны того, кого она считаетвиновником такого изменения. Поэтому, в свою очередь, будет формироватьсяотношение данной группы как реакция на предполагаемое отношение к ней со стороныдругой.
Всоциальной психологии сложилось большое число направлений, изучающихвзаимодействия групп (табл. 1.).
/>
Анализтенденций развития данных теорий показывает, что социальное принимается какданность, в виде особой среды проявления активности индивидуального субъекта(исключение, пожалуй, составляет теория самокатегоризации).
Следуетотдать должное трудам отечественных социальных психологов. С. Франк, И. Ильин,Б. Поршнев видели причину развития человеческого общества не в актевзаимоотносящихся личностей как «я» и «ты», а в акте встречи двух общностей,взаимоотносящихся как «мы» и «они». То есть вопрос о сути социального как бырешен уже в первых серьезных отечественных теоретических исследованиях. Однакооставалось неясным – отчего и ради чего такое восприятие совершается?
Проблемагруппового поведения, а следовательно, и построение групповых отношений всистеме PR в социальном контексте возникает каждый раз на уровне рассмотрениясоциальной группы (общественности) как материально-духовной целостности.Целостность является общим и универсальным свойством, создающим единство ееэлементов. Для PR-деятельности, методологической основой которой может служитьдиалогическое общение, это единство должно содержать отношения, наполненные,прежде всего, духовностью и этическим содержанием. Понять законы формированияцелостности – значит понять пути зарождения, протекания и регуляции групповогоповедения. Задача сложная, требующая разработки на первом этапе теоретическоймодели, собирающей и преломляющей через себя все богатство различныханалитических подходов, накопленных в социальных науках для понимания развитиясвязей с общественностью через групповую парадигму. Необходимость такой модели,на наш взгляд, вызвана тем, что практически во всех подходах и вынужденныханализах теряется свойство социальности в структуре взаимоотношений групп.(Социальное как бы подразумевается, оно чаще является вместилищем групповыхсубъектов, хотя и связанных друг с другом, но лишенных непрерывноговзаимообмена не всех уровнях своей организации).
Возьмем,к примеру, структурный подход. Взгляд на социальную группу как на вещь саму посебе выделяет ее из социального контекста, одновременно как бы лишает связи с другимигруппами за счет дифференциации (субъективных или объективных) процессовизменения на ее границах. Появление групповых границ в сфере анализаподчеркивает упорядоченность и интегрированность процессов внутри вещи,оставляя социальное окружение более или менее аморфным. В этом случае всеостальные – это «они», противостоящие данной группе и ничего более.Атрибутивно-описательный подход позволяет познавать социальное через свойствауникальных объектов, включенные для этого в отдельные, нередко несущественныесвязи. Для исследования личности мы вынуждены проникать сквозь границы группы,сохраняя ее целостность как отправную точку анализа и изучая ее изнутри. В этомслучае мы попадаем на микроуровень организации социального, и попытка объяснитьобщественные образования заканчивается традиционным взглядом на такоеустройство как на результат договора или стихийного скрещивания индивидуальныхволь людей.
Свойствоцелостности групп также исчезает, если подняться над границами групп, используясубстанционально-функциональный анализ. В этом случае участники межгрупповоговзаимодействия – группы – вещи заменяются соответствующими группами –множествами (профессиональными, политическими, административными,национальными). Это и есть то, что обычно в учебниках по PR называют внешней ивнутренней средой организации. Политический PR также оперирует свзаимодействующими множествами, находя различные корреляционные зависимостимежду ними. Эти прикладные задачи хорошо раскрывают специфику конкретнойсоциальной ситуации и позволяют использовать различные техники и технологии длярегуляции взаимоотношений организации и общественности.
Рассмотримприменяемые теоретические концепции в деятельности PR с позиций необходимости идостаточности. Подходы к межгрупповым отношениям традиционно делят намотивационные, ситуативные (интеракционистские) и когнитивные.
Мотивационныйподход представлен концепциями аутгрупповой агрессии и внутригрупповойсплоченности, предложенной З. Фрейдом и развиваемой Л. Бертковитцем,исследованиями авторитарной личности, этнических предрассудков (Т. Адарко). Вкачестве источников межгрупповой враждебности рассматриваютсяиндивидуально-личностные качества. По З. Фрейду – средством поддержаниясплоченности и стабильности ингруппы является аутгрупповая агрессия. Этоположение соотносится с концепцией Л. Бертковитца о переносе объекта агрессии сконкретной личности, оказывающей фрустирующее воздействие на остальных членовгруппы. То есть утверждается, что агрессия на объект расширяется довраждебности к целой группе. В приложении к практике PR это означает, чтонеприязнь к одному из представителей организации будет переноситьсяобщественностью (потребителями, избирателями, клиентами и т. п.) на компанию(фирму) в целом. Или, неблагоприятная информация в СМИ о ком-либо изсотрудников организации (тем более о ее руководителе) наносит урон фирме (ееимиджу) в силу действия психологических механизмов расширения эмоциональногоотношения к члену группы на всю группу.
Врамках ситуативного подхода наиболее известной является теория межгрупповогоконфликта [6], в которой утверждается, что первостепенное значение имеютреальные, а не психологические источники конфликтов. Положения теориипоказывают, какие психологические следствия вызывают реальный конфликт интересови субъективное ожидание угрозы со стороны аутгруппы. Имевший место в прошломмежгрупповой конфликт обуславливает восприятие угрозы отдельными членами группыв настоящем.
Дляпрактики PR это означает необходимость понимания, что долгосрочный эффект репутацииследует формировать с самого начала деятельности организации и каждая кризиснаяситуация во взаимоотношении организации и общественности обусловлена реальнымразличием групповых интересов.
Реальнаяугроза обуславливает враждебность отдельных членов к источнику угрозы. Чемсильнее цель, к которой стремятся конфликтующие группы, тем сильнеевраждебность. С другой стороны, угроза обуславливает внутригрупповуюсолидарность. Из этого следует, что задачей PR будет снижение значимостиконфликтной цели, реинтерпретация ее для всех заинтересованных сторон. Ивторое, игнорирование организацией побочных последствий собственнойдеятельности может привести к острому конфликту с общественностью. Это должноприводить службы PR к пониманию осуществления быстрых и решительных действийдля предотвращения солидаризации общественности против организации.
Реальнаяугроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповойпринадлежности и уменьшает отклонение индивидов от групповых норм. Знание этогоположения помогает службе PR в решении внутриорганизационных конфликтов.Реальная угроза приводит к необходимости наказания и увеличивает ее меру длячленов группы, отклоняющихся от групповых норм. В кризисной ситуации дляпредотвращения разрастания конфликта часто необходимо принимать жесткие меры(вплоть до увольнения). Ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороныаутгруппы обуславливает повышение внутригрупповой солидарности и враждебностьсо стороны внешней группы. Все это говорит о необходимости учета и анализавсего многообразия межгрупповых отношений.
Очевидно,что организация не может строить свою политику (и в области PR тоже) исходятолько из собственных интересов. Теория конфликтов подтверждает необходимостьвыявления реальных конфликтов в практике PR, поскольку они являются источникомнеприятностей для организации [7].
Положенияреалистической теории конфликтов объясняют и необходимость проведенияразъяснительной работы средствами PR среди различных групп общественности.Всегда существует опасность ошибочного восприятия общественностью помысловорганизации, что, в конечном счете, может привести к кризисной ситуации,нарушению адаптации организации к своей среде. Насколько опасно сплочениеобщественности на фоне негативного отношения можно увидеть на многочисленныхпримерах (вспомним хотя бы последние события, связанные с гибелью атомногокрейсера «Курск»).
Такимобразом, идеи ситуативного подхода обладают несомненной ценностью для практикиPR.
Врамках когнитивного подхода основное внимание уделяется проблемам кооперации,конкуренции и межгруппового конфликта. В русле этого направления развивалисьвзгляды на феномен ингруппового фаворитизма [8]. Результаты исследований этогофеномена в PR важны постольку, поскольку он представляет собой один из барьеровна пути создания отношений доверия между организацией и общественностью. Врамках этого подхода (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Уорчел и др.) утверждается, чтокооперативная деятельность приводит к разрешению конфликтов и улучшениюмежгрупповых отношений. «Самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт –это упразднить различия между группами (Уорчел). То есть кооперативноевзаимодействие будет смягчать конфликт только в той степени, в какой онодостигает этого результата… Для того чтобы возникли положительные установки,межгрупповая кооперация должна… восприниматься не как интергрупповая, а какинтрагрупповая» [9]. То есть действия служб PR направлены на стираниепсихологических границ между группами, на создание «чувства общности», намоделирование такого механизма общения организации со своими клиентами, когдапоследние воспринимают фирму как принадлежащую своим, то есть доверяют ей.
Визвестной, целиком посвященной межгрупповым взаимодействиям монографии В.С.Агеев [9] выделяет деятельный подход к изучению межгрупповых отношений. В этомподходе (в том числе и в рамках практики PR) невозможно рассмотрение процессовмежгруппового взаимодействия без анализа содержания межгрупповых отношений иобъективной ситуации. При этом (важное для нас принципиальное отличиесоциально-психологического угла зрения) «в центре внимания должно стоятьвнутреннее отражение межгрупповых процессов и явлений в субъективном плане, тоесть когнитивная или социально-перцептивная сфера субъекта, связанная сразличными аспектами межгруппового взаимодействия» [10]. Для практики PR этоозначает понимание того, каким образом взаимодействие организации иобщественности отражается в сознании обеих групп, а также обусловленный этимспособ их взаимодействия составляет социально-психологический аспект изученияэтой проблемы. Поскольку «сама межгрупповая деятельность может выступать как вформе непосредственного взаимодействия между представителями различных групп,так в опосредованной, безличной форме» [11], то и организация взаимодействует собщественностью не только при межличностном контакте с клиентами, партнерами ит.п. Опосредованными формами взаимодействия организации с ее средой являютсярезультаты ее деятельности (продукция, реклама, торговая марка и т.п.).
Такимобразом, даже беглый взгляд на традиционные подходы, сформировавшиеся всоциальной науке межгрупповых отношений, раскрывает широкие возможности дляразвития представлений о связях с общественностью и может служить необходимымусловием понимания процессов взаимодействия организации со своейобщественностью.
Необходимым,но недостаточным для понимания феномена возникновения и путей реализацииединообразия поведения людей, то есть в понимании свойств социальных групп какдуховно-материальных целостностей. Обращение к групповым абстракциям,образующим общественность, как к группам-множествам, лишенным вещной основы,отражает нередко лишь поверхностные изменения состояния общества, не затрагиваяглубинных процессов отношений между группами.
Правда,следует отдать должное В.С. Агееву, который в деятельном подходе выделилфакторы качественной специфики феноменов социальной перцепции на межгрупповомуровне, когда в качестве как субъекта, так и объекта восприятия выступаютгруппы как целое [12]. Поэтому целостности (вещи), сосуществующие в условияхдругой целостности (вещи), составными частями которой они являются, становятсяболее точным отражением реальности, чем пересечение различных множеств илипредставление отношений самодостаточных вещей, не обусловленных иным, общим дляних единством.
Пространствамежду целостностями наполнены отношениями между ними, которые собственносоздают свойства включающей, объемлющей целостности и условия существованиясоциальных групп, включенных в нее. Такое представление выводит нас на понятиеPR как среды, собирающей и преломляющей через себя все богатство различныханалитических подходов, или, другими словами, системы, вмещающей в себяинтегрированную совокупность взаимоотносящихся групп-вещей, находящихся всостоянии межгруппового обмена и создающих за счет этого новую вещь – новуюдуховно-материальную целостность. Потенциал PR как системы определяется всоответствии с уровнем взаимоотношений, которые в ней сложились. Дляосуществления функции регуляции этих взаимоотношений службами public relationsвместе с появлением психологического феномена взаимоотношений важно знаниепроцесса формирования конкретных межгрупповых отношений или, другими словами,их производства.
Вконтексте социальных наук любую социальную активность принято связывать с понятием«деятельности, взаимодействий, общения». Ранее мы отмечали, насколькопротиворечивы эти понятия в трактовке различных исследователей. Поэтомуобратимся к понятию процесс – категории, которую можно определить какнепрерывную цепь изменений соответствующего объекта, и к тому же объединяющей идеятельность, и взаимодействие и общение. Само же понятие «изменение» [13] ненесет в себе указание на качество преобразования. Оно говорит лишь о том, чтообразовалось новое множество, новая совокупность.
Любоеизменение социального множества – следствие взаимодействий как составляющихдеятельности и общения. В этом случае происходит взаимопереход элементов изодного множества в другое, происходит обмен ими. Обмен здесь заключается тольково взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системесоциальных норм конкретных групп, к которым данные личности принадлежат.
«…Индивидс индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическимипереживаниями. Это замкнутые психические машины, из которых психика может бытьсообщена другой машине не непосредственно, а только через те или иныепроводники…» [14]. Образ действия индивида, его производящего, и является такимпроводником. Образ воспринимается каждой другой личностью как наличие удействующего индивида (или группы) соответствующей модели реальности. Этамодель, отражающая восприятие индивидом или группой соотношения субъективныхкачеств и качеств соответствующего мира как социально-психологическоеотношение, учитывается личностью при построении отношений как к окружающемумиру, так и к организации своих действий. Те же процессы происходят и в психикевзаимодействующего индивида, группы.
Витоге, межиндивидуальная, межгрупповая связь в ходе обменасоциально-психологическими отношениями порождает взаимоотношения, регулирующиеконкретные акты взаимодействия. Эти акты и делают очевидными тесоциально-психологические свойства, которые превращают индивидов и группы вэлементы соответствующей социальной системы. Социальный обмен как фактсоциальных связей группы, в конечном итоге, становится необходимым условиемсуществования группы.
Взаимодействиесоциальных групп характеризуется наличием «побочного продукта. Побочный жепродукт является специфическим эффектом взаимодействия» [15]. Этот побочный продуктвозникает даже тогда, когда человек в одиночестве занимается размышлением окаком-либо неодушевленном предмете. Этот побочный продукт – вклад в социальноеединство, которому принадлежит личность, обращение к сфере разделенныхсоциально-психологических отношений. «Непрерывная взаимосвязь любого субъекта собъектом всегда и необходимо опосредована взаимоотношениями между разнымисубъектами, и, наоборот, любые взаимоотношения между субъектами столь женеобходимо опосредованы их взаимосвязями с объектом» [16]. То есть, даже сугубоиндивидуальная материальная деятельность имеет прямой (преобразование объекта)и побочный продукт (социально-психологические отношения). «Побочный» и создаетоснову социализации человека, приобщение его к человеческим ценностям. В каждомакте взаимодействия личность снова и снова воссоздает свойство социальности, тоесть ощущение разделенности отношений определенной общности. И поэтому в любомакте деятельности или поведения существует основа для межгруппового обменасоциально-психологическими отношениями, а следовательно, для возникновения иразвития межгрупповых отношений [17]. Поэтому стоит согласиться с утверждениемИ. Сушкова, что «даже материально-предметная деятельность индивида имплицитносодержит в себе, если не реальных, то подразумеваемых других, с которымииндивид начинает осуществлять процесс обмена и тем самым изменяет структурумежгрупповых отношений в определенном аспекте, превращая воздействие всоциальное взаимодействие» [18].
Такимобразом, изменение взаимоотношений социальных групп происходит двумя путями:первый – через воздействие на объект, когда субъекту противостоит элементструктуры природы, иными словами, через побочный, сопутствующий воздействию,обмен социально-психологическими отношениями; второй – через взаимодействие сдругими субъектами, которые являются членами той же самой или иных социальныхгрупп, иными словами, через прямой обмен социальными отношениями, когдапредметы неодушевленной природы, в свою очередь, могут выступать посредующимиэлементами.
Этидва пути и являются основным водоразделом для таких фундаментальных философскихкатегорий, как деятельность и общение. П. Сорокин нашел удачный образ индивидовкак «абсолютно замкнутых психических машин». В этой связи становится очевиднойнеобходимость преодолении этой замкнутости. «С психологической точки зрения этовзаимодействие (психологическое взаимодействие индивидов) сводится к обменуразличными представлениями, восприятиями, чувствами, хотениями и вообще всемтем, что известно под именем психических переживаний» [19]. Воссоздать этипереживания других внутри себя люди могут, только имея общих посредников –знаков социально-психологических отношений, в первую очередь речевых. Эторазвивает единую систему ценностей, создающих социальную мотивацию иэффективное взаимодействие, превращающих отдельных индивидов в групповойсубъект общения. Зная законы обмена социально-психологическими отношениями, мысможем предполагать, как будет развиваться процесс взаимодействия социальныхгрупп и по какому пути пойдет дальнейшее их развитие. Но как показывает анализпроблемы межгрупповых и межличностных отношений, а также практика PR, простое,формальное комбинирование взаимосвязи (или взаимозависимости) может вызыватьпротиворечивые социально-психологических отношения. (Даже при кооперативнойвзаимозависимости могут приобретать явно конкурентную направленность. Такиепримеры очень часто имеют место, особенно в политическом PR.) Это, по-видимому,происходит большей частью из-за того, что поведение социальных группанализируется как цепь чередующихся воздействий, оказываемых группами друг надруга. Сюда можно отнести групповую деятельность, которая ориентируется наэкономические модели межличностного и межгруппового взаимодействия илибиологически обусловленные типы взаимодействия (например, дефицит пищевыхресурсов).
Темне менее, можно утверждать, что любое социально организованное воздействие(PR-акция в том числе) превращает взаимодействие в социальное, так как любоевоздействие отражается от социального единства, которому группа принадлежит.Взаимодействие – это проявление свойств социальной группы в связи с другимигруппами и одновременно изменение группы за счет других групп. В зависимости оттого, как группа воспринимает ситуацию своей активности, она и будет определятьсвое отношение к другой группе, формировать свое воздействие на другую группу ив дальнейшем изменяться сама по тому свойству социального множества, котороезатрагивается взаимодействием.
Социальноконструируемое взаимодействие отражает сущность социальных групп. Именно наэтом уровне психологические отношения приобретают характер взаимоотношений,подчиненных свойствам тех групп, в рамках которых данные группы сформировались.Обычно выделяют несколько типов взаимодействия. При дихотомическом делении(кооперация и конкуренция, сотрудничество или соперничество, согласие иликонфликт) как тип взаимодействия, так и степень выраженности этих типовопределяют больше характер межличностных отношений, где проявляются стратегииповедения во взаимодействии (избегание, соперничество, приспособление,компромисс, сотрудничество). [См., например, Thomas K.W., Kilmann R.H. Thomas – Kilmann conflict modeinstrument. XICOM, inc., 1990].
Насоциологическом уровне можно выделить три различающихся социально-психологическойнаправленностью типа взаимодействия: совместное, сотрудничество и конкурентное.Процесс качественного изменения социальных групп начнется только при условииобмена социально-психологическими отношениями (в ходе общения), совершаемыйчерез обмен материальными или идеальными продуктами групповой деятельности(т.е. при возникновении социально-конструируемого взаимодействия). И то, какиетипы взаимодействия между группами будут складываться, зависит от процессаформирования межгрупповых отношений
Список литературы
1.Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академ. проект, ИП РАН,Екатеринбург, Деловая книга. – 1999. – С. 77.
2.Там же, с. 350.
3.Шихирев П.Н. «Эволюция парадигмы в современной социальной психологии». – Дисс.в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологическихнаук. – М., 1993.
4.Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – С.193-194.
5.Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академ. проект, ИП РАН,Екатеринбург, Деловая книга. – 1999. – С. 158-159.
6.Основные положения этой теории обобщены в работе: Кэмпелл Д. Социальныедиспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект //Психологический механизм регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979, С.76-102. (См. также работы: У. Самида, Л. Уайта, М. Шерифа, У. Ньюкомба, К.Болдуина, Л. Козера).
7.В то же время в этой теории заложен способ выхода из конфликтной ситуации путемпредставления реально существующих межгрупповых конфликтных отношений какпроекции внутригрупповых конфликтов. В технологиях PR это положение частоиспользуется руководителями организаций и контролируемыми СМИ как прожективныйсимвол внутригрупповых проблем, вместо существующего реального межгрупповогоконфликта.
8.В следующей работе мы подробнее остановимся на рассмотрении этого феномена врамках формирования межгрупповых отношений.
9.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. –М.: МГУ, 1990. – С.25.
10.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – 1984. – С.49.
11.Там же, с. 49.
12.Там же, с. 65.
13.Изменение – это нейтральное понятие, часто используемое в социологии длясглаживания ценностной ориентации (см., например, Фролов С.С. Социология. – М.:Наука. 1994. – С. 181.)
14.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
15.Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. –С.140.
16.Брушлинский А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество впсихологии. // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред.Л. Анциферовой. – М.: Наука, 1988. – С.121.
17.Суть социального воздействия наиболее точно раскрыта С. Вольфом и Б. Латане:«…любое из больших изменений в психологическом состоянии и субъективныхчувствованиях, мотивах и эмоциях, знаниях и убеждениях, ценностях и поведении,которые происходят у индивидов в результате реального, подразумеваемого иливоображаемого присутствия других индивидов» (Perspectives on MinorityInfluence. Cambridge University Press. 1985. – Р. 202).
18.Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академ. проект ИП РАН,Екатеринбург, Деловая Книга, 1999. – С.213.
19.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.47.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналогии в курсе физики средней школы
Реферат Отсрочка уголовного наказания и порядок ее исполнения
Реферат Источники опасности для человека объектов экономики и экологической среды характерных для Республики
Реферат История зарождения и становления криминалистической методики
Реферат Why I Think They Should Legalize Pot
Реферат Анестезия и анальгезия
Реферат Виробництво яєчного порошку (методом сушіння)
Реферат Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами
Реферат Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I вв
Реферат Форма государства и социальная функция государства Проблемы их взаи
Реферат Качественные задачи как средство развития познавательного интереса
Реферат Хвороби та шкідники квіткових рослин
Реферат The Offense Principle Essay Research Paper The
Реферат Российско-германские отношения 1917-1918 гг.
Реферат Анатомо-фізіологічні особливості нервової системи в дітей. Нервово-психічний розвиток дитини