Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Соколова М.В., Халзанова Т.В.
Вмировой практике социально — правовой защиты детства выделяются несколькокатегорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименеезащищённой частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети сотклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной,эмоционально — волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальныевозможности жизнедеятельности, качество жизни. Эта категория детей обозначаетсяобщепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах:disabled (англ.), hendicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.),инвалиды (рус.). Рабочая группа комиссии по правам человека ООН, занимающаясяразработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории,пришла к единому выводу о необходимости использования этого термина, посколькуон более глубоко и научно определяет способности человека, отличные отнормальных и не привносит уничижительного смысла в это слово. [4. С.35].
Аномальныедети по определению учёных дефектологов, в частности Астапова В. М., — этодети, имеющие значительные отклонения от нормального физического илипсихического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии или дефекты(от латинского «defectus» — недостатки), могут быть врождёнными илиприобретёнными. Аномальный характер психофизического развития ведёт кзначительному своеобразию в формировании личности ребёнка [1.С. 7.].
АстаповВ. М. выделяет следующие категории аномальных детей:
— с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие,позднооглохшие);
— с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
— с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поврежденияцентральной нервной системы (умственно отсталые);
— с комплексными нарушениями психо — физического развития (слепоглухонемые,слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с выраженными психопатическими формами поведения.[1. С.8.].
Подчиняясь,в целом, общим закономерностям психического развития ребёнка, развитиеаномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определениикоторых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенноЛ. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномальногоразвития ребёнка, согласно которой наличие деффекта какого-то одногоанализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции,а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостнаякартина своеобразного атипичного развития [1. С. 8.]. Сложность структурыаномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванногобиологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влияниемпервичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Ещёодной важной закономерностью аномального развития является соотношениепервичного и вторичного дефектов. «Чем дальше отстоит симптом от первичного,тем он более поддаётся коррекционному воздействию», — пишет Л. С. Выгодский [5.С.7.]. Иными словами, чем дальше разведены между собой первопричины и вторичныйсимптом, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсациипоследнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Вторичныеотклонения, в зависимости от степени нарушения, имеют разный уровеньвыраженности, то есть существует прямая зависимость количественного икачественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка отстепени и качества первичного дефекта.
Вкачестве последствий аномальной социализации необходимо назвать такое явлениекак «социальный аутизм» — отстранение от окружающего мира [2. С. 21.].
Исключениеребёнка-инвалида из общественной жизни отражается на качестве жизни не толькосамого ребёнка, но и его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Опросродителей больных детей показал, что одни из родителей частично или полностьювыключаются из общественной жизни. В связи с этим появляется целый рядпсихологических проблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи. Этим взначительной мере обуславливается значение коррекционно — педагогические работыс детьми-инвалидами.
Извсех категорий аномальных детей мы хотим обратиться к категории умственноотсталых и, как к частному проявлению этой категории, к детям с синдромомДауна.
Умственнаяотсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом,явившееся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. [6. С.36.].
СиндромДауна — или синдром трисомии 21-ой хромосомы впервые был описан в 1866 годуДжоном Лангдоуном Дауном.
СиндромДауна — одна из самых распространённых форм умственной отсталости.Популяционная частота составляет 1:700 новорожденных детей, причём мальчиков идевочек рождается одинаковое количество [9. С.297.].
Монголоиднаяидиопатия, впервые клинически описанная английским врачом Дауном в 1866 году иповторно Ваарденоургом в 1932 году, высказавшим предположение о её связи схромосомной аномалией, является самой известной и хорошо изученноймонологической формой. Впервые полную трисомию 21 обнаружил Лежен с коллегами в1959 году, описав цитогенетически и клинически девять детей с данным синдромоми лишней хромосомой 21 в кариотипе.
СиндромуДауна посвящено множество монографий и статей (Давиденкова, Либерман, 1975;Mikkelsen, 1977; Bersu, 1980, Manning, Goodman, 1981; Cooper, HALL, 1988;Stewart at al., 1988) частота синдрома Дауна в среднем — 1 — 2 случая на 1000новорождённых детей. Причём с введением методов пренатальной диагностики вгенетическую практику частота синдрома в цивилизованных странах снизилась на10-15% за последние годы. Существуют три цитогенетические формы синдрома:регулярная трисомия (93% всех случаев), транслокационная (5%), мозаичная (2%).
Клиническийдиагноз прост и ставится в родильных домах. К основным признакам относятся:умственная отсталость, мышечная гипотония, брахицефалия, эпикант, монголоидныйразрез глазных щелей, катаракты, пятна брушфильда (очаги белого цвета награнице наружной и средней трети радужки), косоглазие, реже — помутнениероговицы и хрусталика, толстые губы, утолщённый язык с бороздами (такназываемый, складчатый язык), плоская спинка носа, узкое небо, деформированныеушные раковины, избыток кожи на шее, разболтанность, подвижность суставов,поперечная линия на ладони (так называемая, обезьянья линия ), клинодактилиямизинцев. Среди аномалий внутренних органов отмечают пороки сердца (дефектыперегородок в сочетании с аномалиями крупных сосудов), желудочно — кишечноготракта, мочевой системы, мозга. Эпикант — вертикальная складка, закрывающаявнутренний угол глаза.
Средифакторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежитвозрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенезау пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушекподросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей ссиндромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств,рентгенологического облучения и так далее [3. С. 69.]. Риск рождения ребёнка ссиндромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.
Структурапсихического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляетсяпоздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речинедостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения ввиде дизартрии или дислании. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта,эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут бытьласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться,обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми.Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью,что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьмаразличен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Вмедицинской литературе синдром Дауна рассматривается как дифференцированнаяформа олигофрении и, следовательно, также подразделяется на степени умственнойотсталости.
1.Глубокая степень умственной отсталости.
2.Тяжёлая степень умственной отсталости.
3.Средняя или умеренная степень умственной отсталости.
4.Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.
Длярешения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Даунаи разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностяхпсихического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастныминормативами.
Зрительноевосприятие является основой осознания мира и, следовательно, способностиреагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание наединичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы иизбегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняетсяна протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых формсвязаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Детине видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательнорассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако, в результатемногочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами,воспринимаемыми зрительно, чем на слух.[7. С. 70.].
Трудностив освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционнымизаболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечнымтонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии.
Крометого, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё этоотрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышатьпоследовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на нихвнимание и узнавать их.
Приразвитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутриротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности враспознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и кудаего следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Детис синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и,следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработатьсигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Даунаовладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредствомобщения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своихмыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умениеговорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям ссиндромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, атакже семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звукиокружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания [10. С. 26.].
Врезультате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных ссиндромом Дауна, подлежащих коррекции.
Детис синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностямислов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Крометого в возрасте 11-13 лет у этих детей возникает заикание.
— Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.
— Замедленный темп артикулирования.
— Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всемидвижениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать,управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавностьречи.
— — Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.
Такимобразом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаютсязначительным снижением качества жизни. Тяжёлое заболевание ребёнка отражаетсятакже на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способностик самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни.Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации икоррекции соответствующих контингентов детей.
Основныенаправления работы социального педагога по адаптации детей с синдромом Дауна.
Целькоррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация,приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используявсе познавательные способности детей, и, учитывая специфику развитияпсихических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, ставвзрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простуюработу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижениемпоставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
1.Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняякоррекция их недостатков.
2.Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения.Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. Удетей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научитьих коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя илиизбежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формамповедения.
3.Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видамхозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Коррекционноеобучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительнымсдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу [8. С.56.].
Сенсорноевоспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей ссиндромом Дауна.
Сенсорноевоспитание — начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитаниеполноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познанияокружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственногоощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельностиорганов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающуюдействительность через свою практическую деятельность,
Сенсорноевосприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире,т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается удетей с синдромом Дауна.
Длятого, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развиватьмыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение,классификацию.
Врамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка ссиндромом Дауна в социум.
4.2. 2. Направление сенсорного воспитания.
Коррекционнаяработа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретнойэталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Перейдёмк рассмотрению этапов формирования у детей с синдромом Дауна различныхэталонных систем.
IПервое направление — формирование представления о цвете предметов. Задача этогоэтапа — глобальное отождествление ребёнком предметов.
Даннаяработа проходит в 7 этапе.
I.1.Идентификация предметов по признаку цвета.
I.2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.
I.3. Выбор предмета определённого цвета по словесной инструкции взрослого.
I.4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.
I.5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
I.6. Обучение передачи цвета предмета в продуктивной деятельности. Закреплениепостоянного признака цвета за предметом.
I.7. Формирование представления об оттенках цвета.
IIФормирование представления о форме предметов.
Формированиепредставлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формированиепредставлений о цвете.
II.1. Идентификация предметов в целом (повторение). II. 2. Идентификация предметовпо форме.
II.3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.
II.4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
II.5. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.
II.6. Обобщение одно- или разноцветных геометрических фигур.
II.7. Классификация по форме, без контурных эталонов.
II.8. Нахождение в окружающем мире предметов определённой формы.
II.9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
IIIФормирование представлений о величине.
Формироватьу ребёнка с синдромом Дауна представлений о величине можно только послеосвоения ребёнком представлений о форме и цвете, так как величина — понятиеотносительное и это затрудняет формирование представлений о ней.
III.1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах. III. 2. Формированиепредставлений о длине предмета: «Длинный — короткий».
III.3. Формирование представлений о ширине: «Широкий — узкий». III. 4. Формированиепредставлений о высоте: «Снизу — вверх».
III.5. Построение сериационных рядов по признаку.
IVФормирование пространственных представлений.
Таккак пространственные представления — это относительная величина, то ихформирование вызывает определённые трудности у детей, страдающих синдромомДауна.
IV.1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе: «Я — точкаотсчёта».
IV.2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека.
IV.3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (лицо, туловище,грудь, голова — находятся вверху, ножки — внизу, животик — спереди, спинка — сзади).
IV.4. Ориентация на листе бумаги.
VФормирование представлений о времени.
V.1. Формирование суток.
V.2. Формирование представлений о временах года.
V.3. Формирование временных понятий: «Вчера — сегодня — завтра».
V.4. Формирование временных понятий: «Дни недели».
VIФормирование тактильно-двигательного восприятия.
VI.1. Ориентация в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, еговеличиной и массой.
VI.2. Развитие зрительно-двигательной координации. VI. 3. Развитие стереогнозиса — это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь.
VI.4. Развитие точности движений при построении различных конструкций и схем наплоскости.
VIIКоррекция слухового восприятия — имеет первостепенное значение для развитияречи.
VII.1. Слуховое восприятие неречевых звуков. VII. 2. Слуховое восприятие речевыхзвуков. VII. 3. Развитие ритмического слуха.
VIIIКоррекция мышления.
Мышлениеобеспечивает не только обучение ребёнка, но и его социализацию. Развитиемышления происходит в результате (как следствие) сенсорного воспитания и первыеэтапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.
IXФормирование причинно-следственных отношений.
Апробацияпрограммы «Сенсорное воспитание детей с синдромом Дауна» на базе детского сада№ 78 города Ярославля, позволила сделать выводы об её эффективности. А также отом, что коррекция психического развития является обязательным компонентом всистеме работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Коррекционноеобучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам вразвитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшуюсудьбу.
Список литературы
1.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М,1994.216 с.
2.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.Ярославль, 1997. 167с.
3.Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромомДауна // Фактор.1998. №8 С. 69-71.
4.Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы,выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетическихисследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1983. Т.5 620 с.
6.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.
7.Маллер А.Р. Родитеям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология.1991. № 5. С. 69-74.
8.Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми сразличными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
9.Современные технологии в педиатрии / Под ред. Е.Т. Лильина. М., 2001. 556 с.
10.Таточенко В. Если у малыша синдрои Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.