Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Содержание и структура педагогических традиций

М. В. Савин
Внастоящий момент времени русская цивилизация, как и в прошлые времена,находится на перепутье, и сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюсясегодня бедной и отсталой, который раз в нашей истории, ощутив себя переднеопределенностью будущего, необходимо задуматься о том, как сохранить, не датьпогибнуть уникальным многовековым традициям русской культуры. Благодаря им нашастрана на протяжении всей своей тысячелетней истории в мучительной борьбе завыживание сумела обеспечить собственную независимость, став великой мировойдержавой. Проблематика выбора пути дальнейшего развития – это ключевой момент всейрусской истории, под влиянием которого происходило формирование национальнойкультуры и духовности.
Темарусских национальных традиций в педагогике особенно актуальна сейчас, в периодглобальных преобразований на евразийском континенте. История традиционности впедагогике России – это один из способов понимания общей русской истории.Наивно было бы понимать развитие традиционности в педагогике России как процессэволюции сугубо государственной организации, это нечто большее – частьнациональной духовности, культуры, общественного самосознания. В процессесвоего развития педагогическая традиционность оформилось в важнейшуюдуховно-нравственную ценность в русской культуре, став неотъемлемой частьюобщественного самосознания.
Традиция(весьма сложная, многоуровневая система,) непосредственно обуславливает тотфакт, что в традиционологических исследованиях вопрос о содержании и структуретрадиции долгое время оставался дискуссионным. Целый ряд исследователей,придерживающихся веберовских позиций в отношении вопроса о сущности традиции,вообще отрицал наличие у неё какой-либо формы или структуры.
Так,в частности, Эдвард Шилз в своем исследовании «Традиция» писал, что«…следование традиции по сути является реализацией различных вариаций навоспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то саморепродуцирующимсяи самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниямичеловеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традицияразвивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создатьчто-то лучшее, более подходящее» [14. С. 13-15].
Шилз,характеризуя содержание традиции, использовал понятие «подвижной части» иотождествлял её с образом действия и верованиями [14].
Польскийученый Е. Шацкий указывал, что содержание традиции составляют образцы ощущений,мышления и поведения, которые оцениваются самим обществом как положительные илиотрицательные [12.C. 359].
О.Шпенглер выделял во всяком культурном феномене только две стороны – егодоминирующая идея и внешнее выражение данной идеи [13.C.134 – 140].
Спозиций психоаналитической концепции культуры содержание традиции составляютбессознательные образы, сопоставляемые с фактами реальности посредствомтрансфера – специфического переноса бессознательных образов на реальныеобъекты.
Какотмечает Р. Б. Вендровская, содержание традиции крайне неоднородно и состоит изразновременных по своему происхождению и не совпадающих по своей актуальностиэлементов [3.C. 35 – 38].
Указанныйже автор разделяет позицию Г. Б. Корнетова, считающего, что содержание традициивключает в себя представления об опыте и способах деятельности:стереотипизированный опыт деятельности, способы его обозначения, воспроизводимыеот поколения к поколению [3. С.35-38].
Изотечественных авторов, исследовавших феномен традиций, наиболее полное описаниеструктуры традиции предложил И. В. Суханов. В созданной им оригинальной схеместруктуры традиции выделены следующие элементы: а) Звенья идеологическихобщественных отношений, не регулируемые юридическими установками; б) Их идейнаясоставляющая (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали,художественные произведения, положения религиозных вероучений); в) Действия(поступки), рассматривающие духовные качества личности, требуемые определеннойсистемой экономических отношений, – политические, нравственные, религиозныеубеждения, интересы и потребности, эмоции и чувства во всех своих видах; г) Обрядкак элемент традиции, прочно утвердившийся в общественной жизни [10.C.37].
Понашему мнению, данная структуризация традиции носит слишком общий инедостаточно конкретный характер (например, разные виды традиций могут включатьи в то же время не включать обряды, и, вместе с тем, очень важные элементысодержания традиции перечислены автором через запятую).
Н.П.Юдина в своей работе «Педагогическая традиция: опыт концептуализации»представила содержание традиции как опыт, взятый в его континуальности [11.C.40].
Нанаш взгляд, это положение отчасти отражает подход Н. Бердяева, выделявшего втрадиции два основных компонента – консервативное начало, обращенное к прошломуи поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущемуи созидающее ценности.
Сэтих позиций Н. П. Юдина выделяет в традиции два основополагающих содержательныхблока – «знаниевый» и «деятельностный», или практический.
Вследза К. В. Чистовым она характеризует знаниевый компонент традиции как целостныйинформационный масив, «практику и мудрость всех слоев общества» [11.C. 40].
Однакомы считаем, что в работах вышеприведенных авторов вопрос о содержании традицииостался до конца не раскрытым.
Нампредставляется, что в каждом обществе традиция подвергается качественномуинституциональному и социальному структурированию, поэтому, определивпедагогическую традицию как систему, необходимо дать типологию её конкретныхэлементов, диалектику связей между этими элементами и средств социокультурногопреобразования действительности.
Природатрадиции является целостным образованием, имеющим исторический ивнеисторический характер, но, вместе с тем, у традиции есть свои собственныесоциальные институты, структуры и механизмы воспроизведения, действующие вовремени. И, как совокупность предельно широких по своей аксиологическойзначимости феноменов цивилизационного развития, природа традиции включает всвою структуру только общественно значимые и общепринятые духовно-нравственныекатегории, воспринимаемые самим обществом не как нечто чуждое, внешнее,навязанное извне или как спорадическую фантазию некоторой группы лиц.
Сразвитием традиции происходит её усложнение, дифференциация и специализация,при этом формы, в которые облекается традиция, многообразны, с течением временимногие из них претерпевают существенные изменения, обновляются, устаревают,отмирают и возрождаются вновь.
Однаковместе с тем в традиции главным являются не внешние формы, а внутреннеесодержание, и, кроме того, традиция, в связи с тем, что представляет собойсовокупность того, что досталось в наследство современному поколению из прошлого,имеет два аспекта – уже прошедший и существующий ныне. Однако в традиции имеетсмысл только то, над чем не властно время. Определив традицию как целостное историческисложившееся социокультурное образование, обеспечивающее культурнуюнепрерывность общественного развития, можно констатировать, что в силу стольширокого определения традиция распространяется на гораздо более широкую областьсоциальных явлений. К традиции относится большой класс явлений социальнойдействительности: самобытность, специфика, наследие, культурное ядро,культурная динамика, эндогенность, обряды, обычаи, ритуалы, стереотипыдеятельности в разных сферах человеческого общества и т.д.
Втрадиции в бесписьменной форме находит выражение богатство,дифференцированность и, одновременно с этим, системность и целостностьобщественной жизни; это обуславливает то обстоятельство, что традиция какособая сфера и форма деятельности, воздействующая на остальные сферычеловеческого бытия, имеет свое конкретноисторическое содержание исоциальнодетерминированную структуру.
Содержаниепедагогической традиции составляет система исторически сложившихся норм,ценностей, значений, идей и знаний педагогической теории и практики, получающихвыражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, относящихся кпедагогической действительности.
Элементамипедагогической традиции являются только наиболее существенные явленияпедагогического опыта – действительно, если рассуждать следующим образом, чтоблагодаря традиции можно передавать все что угодно, даже весьма тривиальныепредметы, то в подобном случае любой процесс в педагогической сфере может бытьотнесен к педагогической традиции. Кроме того, в самой педагогической традиции,несмотря на множественность присущих ей элементов, существует некая главная идея,которую выражает вся традиция, и, чаще всего, данная идея и дает название всейтрадиции.
В.Б. Власова в своей работе «Традиция как социально-философская категория»отмечала, что содержание традиции всегда отличается диалектической противоречивостью[4.C. 32].
Сконца 60 – начала 70-х годов в востоковедении сложилось убеждение о наличии втрадиции внутренней, неизменной стороны, и стороны внешней, которая можетвидоизменяться (в данном случае диалектика взаимодействия указанных сторонпонимается как отражение формы и содержания явления). Слитность внутренней ивнешней сторон традиции стала приписываться только для обычая и обряда.
Вструктуру традиции входит прежде всего субъект традиционной деятельности –человек, в существенной мере определяющий бытие традиции в обществе (в нашемслучае – личность, являющаяся носительницей педагогической традиции всовременном обществе).
Можнопривести утверждение Георга Зиммеля, в своей известной работе «О сущностикультуры» писавшего, что только человек может быть предметом культуры, так кактолько он один из всех живых существ обладает побуждением к собственномусамоосуществлению [5.C.475 – 481]. Поэтому в каждом культурном элементе и втрадиции в частности наличествуют два аспекта – объективный (внешний) исубъективный (внутренний).
Вконкретном историческом бытии предмет традиции всегда индивидуализирован,каждый индивид является носителем традиции, в том числе и традиции педагогической,и, в то же время, её продуктом. Человек, таким образом, есть первейшаяпредпосылка существования традиции и её непосредственное основание.
Какизвестно, Гегель указывал на особый смысл понятия «быть» как на предикат,выражающий сущность определяемого феномена, и в этом смысле явлению традицииприсуща конкретная степень «бытийности», непосредственно зависящая от еёимманентной организации. В этом смысле традиция представляет собойдействительность, сотворенную на основе преобразования человеком природы ивключения её предметов в социальное содержание.
Следующийкомпонент традиции – это выступающий в виде объективированного социальногоопыта основной результат деятельности субъекта, вызванный определенным типомсоциальных отношений в социуме.
Результатомдеятельности субъекта педагогической традиции является объективированныйпедагогический опыт, выраженный в содержании данной педагогической традиции.
Вэтой связи можно сослаться на мнение Г. Б. Корнетова, также считающего, что всоставе традиции заключен стереотипизированный опыт деятельности человека инепосредственный результат этой деятельности, причем как сама деятельность, таки её результаты отображаются в символическом виде [7.С. 59].
Соглашаясьс вышеприведенным мнением, мы лишь только отметим, что результатомисторического опосредования своей деятельности в первую очередь является самчеловек и потому он представляет собой одновременно и субъект и объекттрадиции.
Хотякультура менее других сфер поддается институциональному упорядочению,существование и развитие традиции обеспечивается различными социальнымиинститутами (семья, образование, государство, религия, творческие организации,патронаж и рынок).
Впопытке собственной структуризации и определения содержания педагогическойтрадиционности мы исходили из признания приоритетности принципа адекватноговзаимопроникновения и взаимообусловливания различных социокультурных компонентов.Каждая из традиций в конкретной исторической ситуации и в конкретном своемприложении к социальной деятельности обладает собственной, специфической иуникальной структурой; различные элементы содержания и структуры традиции несуществуют в одних традициях и, в то же время, проявляют себя на различных уровнях,в различных видах и типах, иных традициях.
Выделяяструктуру традиции, мы согласимся, что многие из ниженазванных компонентовявляются элементами культуры вообще, но в нашем ключе мы будем рассматриватьименно традиционности, и, соответственно, названные элементы будут расцененынами именно как часть структуры глобальной педагогической традиционности.
Вкультурологии принято делить культуру на духовную и материальную, в соответствиис двумя основными видами производства – духовным и материальным.
Можнопривести мнение ряда отечественных исследователей культуры (С.А. Арутюнова, А.Н. Антонова, Ю. В. Бромлея, Б. А. Грязнова, В. В. Ильина, В. А. Садовского),считающих, что к структуре традиции непременным образом следует отнестиматериальную часть культуры (например, библиотеки, архивы, хранилищаинформации, книги, картины, ЭВМ и т. д.).
Действительно,основные, базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном идуховном, и потому традиция представлена не только в сфере сознания, духовногопроизводства, смыслов и ценностей, она кристаллизируются и в материальнойкультуре общества, соответственно с чем нами выделяется два её аспекта –духовный и материальный (совокупность нематериальных компонентов традициисоставляют её духовную сферу, а материальных – материальную сферу).
Кдуховной составляющей традиции можно отнести такие категории, как воспитание,образование, литература, мифология, наука, искусство, мировоззрение,нравственность, познание, право, религия, философия, этика, эстетика, а такжесубъективные факторы, к числу которых относятся знания, умения, навыки; кматериальному аспекту принадлежат орудия труда, средства производства, предметыповседневного обихода и др.
Приэтом многие структурные элементы в традиции отображаются лишь в знаковой форме(религия, мораль, идеология, искусство), поэтому степень их опредмеченностиможет быть довольно различной и многие из элементов традиции имеютсимволическое, знаковое и текстуальное выражение.
Отметивдуховную и материальную составляющие педагогической традиции, мы отнесем к еёсодержанию и выделяемые в культурологии артефакты – совокупность материальных идуховных элементов культуры, созданных творческим трудом человека.
Артефакты,представляя собой материальный объект, преобразованный творческой деятельностьючеловека, которые вследствие этого имеют двойственную природу – материальную идуховную, будут выделены нами в качестве третьего аспекта традиции.
Крометого, в связи с тем, что традиция, представляя собой совокупность того, чтодосталось в наследство современному поколению из прошлого, имеет два аспекта –уже прошедший и существующий ныне.
РенеГенон, отождествлявший традицию с ее сущностным содержанием, в работе «Обычайпротив традиции» выделяет в составе традиции «сверхчеловеческий» (supra-humain)элемент. По Генону, содержание традиции главным образом составляет вся суммасверхчеловеческих достижений и все остальные элементы есть производное отуказанного главного элемента. Согласно философии Генона, традиция включает всебя не только то, что должно быть передано, но также и то, что можно передатьеё посредством.
Понашему мнению, сверхчеловеческий компонент традиции действительно присутствует,и мы относим к нему идеологию и религию как наиважнейшие элементы традиции.
Такжефранцузский философ выделяет в традиции внутреннее содержание и внешнюю форму(так называемую оболочку) и, сверх того, как устные, так и письменные элементы.
Выделивэлементы образовательной традиции, определим структуры традициинаучно-педагогической.
Воснове любой научной традиции лежит серьезное научное достижение, при этом внаучной традиции, равно как и в традиции социокультурной, можно выделитьсубъект традиции, детерминированной определенной программой деятельности,причем сам субъект познавательной деятельности формируется как целостноеобразование лишь в процессе деятельности и сам по себе выступает предпосылкойдля возникновения научной традиции, а деятельность субъекта традиции по своемусодержанию является коллективной деятельностью.
Такимобразом, научная традиция является продуктом большого коллектива ученых илидаже целого поколения исследователей.
Всовременном науковедении признается уровневое строение науки: каждой изступеней науки свойственна определенная степень общности знания. Каждому болеевысокому уровню обобщения соответствует более высокий уровень науки икачественно более высокое сообщество ученых.
Соответственно,научная традиция обладает собственной многоуровневой структурой, отдельными элементамикоторой выступают стандарты использования достижений предшествующих поколенийученых, научные теории, научные проблемы, гипотезы, методы, научные факты,этические принципы и нормы научной работы, научная идеология, фундаментальныезаконы, научная картина мира, стиль научного мышления, фундаЯрославскийпедагогический вестник. 2004. No 3 (40) Стр. 80 ментальные предпосылки научногознания, интертеоретический и культурный фон научного познания и т. д.
Е.В. Бондаревская выделяет в научной традиции внешнюю и внутреннюю стороны.Внешняя выражается в эксплицитной концепции личности, которая представленамоделью гражданина, отвечающей государственному заказу, под внешней сторонойпонимается тот слой воспитания, который задается извне посредством официальныхтребований, целей, содержания и методов и выражен в эксплицитных концепцияхличности [2. C. 133].
Институциональнымиформами научной традиции выступают научноисследовательские институты,лаборатории, вузы, Академия наук, отраслевая наука и многое другое.
И.Лакатос определял следующие компоненты структуры научной традиции: 1) «жесткоеядро» программы, которое состоит из незыблемых для данной программытеоретических принципов, норм и идеалов исследовательской деятельности; 2)«защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез, которые в ходе развитияпрограммы должны защищать ядро от изменений, представляющих собой совокупностьчастично институциализированных социокультурных конвенций, предпосылок иидеологических оснований науки; 3) «отрицательная эвристика», которая запрещаетподвергать сомнению принципы, входящие в «жесткое ядро»: опровержениям могутподвергаться лишь гипотезы из защитного пояса, они принимают на себя ударконкурирующих программ и своей гибелью спасают жесткое ядро от уничтожения; 4)«положительная эвристика», состоящая из метафизических принципов, с ее помощьюсобственно и происходит развитие программ, ибо в нее входит долгосрочнаяпрограмма исследований [Цит. по: 1.C. 82].
Онпишет: «Исследовательская программа считается прогрессивной тогда, когда еетеоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она снекоторым успехом может предсказывать новые факты» [Там же.C. 219].
И.Т.Касавин,говоря о специфике традиции в науке, указывает на то, что она представляетсобой динамическое системное образование, элементы которого опосредованнореализуют идеал, образ или понятие, свойствами которых ни один другой предметне обладает. Основное содержание традиции составляет «…не привязанность кконкретной предметности, но способность переходить от одного содержания кдругому при сохранении собственной структуры и методологического арсенала»[6.C. 41].
Структуратрадиции, согласно концепции данного исследователя, состоит из особого «ядра»традиции, представляющего собой «сферу познавательной культуры» и состоящую, всвою очередь, из типов познавательной деятельности и форм познавательногообщения а также из более динамичной периферии.
Однаконе всякая совокупность ученых, занятых научной деятельностью, может составлятьсубъект научной традиции, а только лишь в полной мере транслирующих в своихисследованиях сущностные элементы традиции.
Такимобразом, сущностным свойством научной традиции является разделение труда врамках производства основного продукта коллективного субъекта традиции (новогонаучного знания) на непосредственно кооперированный совместный труд,характеризующийся функцией управления, осуществляемой в процессе этогопроизводства, и опосредованный кооперированный всеобщий труд.
Вцелом научным направлениям как основному элементу научной традиции свойственныопосредованные связи исследователей друг с другом при общих теоретическихустановках, в то время как познавательная деятельность научных школхарактеризуется более высокой интенсивностью общения ученых, входящих в ее состав,и степенью научного взаимодействия, приверженностью едиПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Стр.81 ным научных принципам, наличием институциональных форм и организационнойструктуры, выполняющих функции управления. В этой связи К. Маркс различалвсеобщий (всякий научный труд, всякое открытие и всякое изобретение, обусловленноекооперацией современников и использованием труда предшественников) и совместныйтруд (предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов). В данномконтексте научная школа основывается на первом типе организации научного труда,научное направление – на втором.
АкадемикА. А. Логунов характеризует коллективный характер работы в научной школеследующим образом: «Ученый выдвигает глубокие идеи, которые охватывают целыеобласти науки. Эти идеи привлекают молодежь, она тянется к лидеру, группируетсявокруг него. Это уже единомышленники, которые стремятся развить идеи лидера,готовые посвятить им свою жизнь. Не слепо, разумеется. Настоящая научная школаподразумевает творчество последователей.
Толькооно создает живое тело школы, дает ей жизнь» [9].
Говоряо коллективном субъекте научной традиции, К. А. Ланге приводит следующиеотличия научной школы от обычного научного коллектива: а) общность принципов иметодических основ решения научных проблем; б) большое влияние на прогресс итенденции развития науки путем подготовки высококвалифицированных кадровученых, способных к самостоятельной исследовательской деятельности; в)преемственность научных знаний, которая обеспечивается свойственной для подлинныхнаучных школ способностью сохранять «жизнедеятельность», т. е. оказывать влияниена развитие науки длительное время, иногда на протяжении жизни несколькихпоколений [См. 8.C. 270).
Р.Мертон называет следующие принципы научной деятельности в границах научнойтрадиции: универсализм (убеждение в том, что природные явления повсюдуодинаковы и что истинность утверждений относительно их не зависит отутверждающего); общность (принцип, согласно которому знание должно свободностановиться общим достоянием); бескорыстность (ученый не должен использоватьсвои открытия для личной выгоды — финансовой, престижной или прочей) иорганизованный скептицизм (ответственность каждого ученого за оценкудоброкачественности работы других и за предание этих своих оценок гласности).
Обобщаявышеприведенные подходы, мы отметим следующую структуру педагогическойтрадиции: а) Духовный компонент педагогической традиции, представленный внутреннейслаженной системой функций педагогических традиций, закрепленных предписаниями,нормами и уставами, оправдывающими данный институт и соотносящими его с другимисферами.
б)Материальный компонент педагогической традиции, представленный действующими,долговременными, устойчивыми и упорядоченными средствами развития идеятельности педагогической традиции.
в)Носитель педагогической традиции – личность, или группа личностей, являющихсяносительницами педагогических традиций в современном обществе.
г)Результат деятельности субъекта педагогической традиции – объективированныйпедагогический опыт, выраженный в содержании данной педагогической традиции.
Духовнаясоставляющая традиции является многослойным образованием, вбирающим в себя всюмножественность элементов познавательной, нравственной, художественной,правовой, педагогической, религиозной и других культур, основными выделяемыминами компонентами структуры которой являются (указанные элементы приводятся впроизвольной последовательности): Обычай – элемент традиции, подразумевающийцелостный, привычный стереотипный способ поведения, совершаемый поустановленному поводу в установленном месте и в установленное время.
Вкусы– элемент традиции, подразумевающий эстетическое понимание и оценку предметов иявлений объективной действительности.
Впедагогической действительности вкусы проявляются преимущественно в сферешкольной эстетики (традиции которой закладывались в России преимущественно впериод образовательных реформ Екатерины II).
Догма(от греч. ...µ. – мнение, решение, учение) – элемент традиции, подразумевающийпризнаваемую за истинную без доказательств доктрину.
Понятиедогмы относится преимущественно к религиозным феноменам, однако, по нашемуубеждению, это явление можно наблюдать и в педагогической сфере. Догмы вбольшей степени являются элементами религиозных традиций в педагогике и соответственноболее выражены в системе религиозного обучения и воспитания.
Заклинание– элемент традиции, подразумевающий словесную формулу, имеющую определенноезначение.
Также, как и догмы, заклинания в большинстве своем являются элементами религиозныхтрадиций. Христианская культура в принципе отвергает заклинания и рассматриваетих как элемент язычества, вследствие чего в истории отечественной школьнойсистемы этот элемент традиции не получил широкого распространения. Однако какрудименты языческих представлений восточных славян фрагменты заклинанийобнаруживают себя в некоторых традициях народной педагогики (словесные иязыковые повторы, формулы, присутствующие в колыбельных, частушках, сказках ит. д.) Законы – элемент традиции, подразумевающий необходимое, существенное,устойчивое отношение между субъектами традиции.
Знак– элемент традиции, подразумевающий материальный, чувственно воспринимаемыйобъект, предмет или явление, служащий для представления иного объекта,предмета, явления, свойства или отношения.
Знания– элемент традиции, подразумевающий проверенный практикой результат постиженияобъективной действительности, активное рефлексивное отражение бытия в сознаниичеловека.
Значение– элемент традиции, подразумевающий роль предмета или явления в действительностичеловека.
Значениесоотносится в большей степени с рационально воспринимаемыми сущностями, а неявлениями, и, в отличие от смысла, всегда имеет опредмеченную природу.
Идеология(от греч. Idea) – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюсясистему общественного сознания, отражающую общественное бытие с позицийполитических, правовых, нравственных, этических, эстетических, религиозныхинтересов и представлений, определенных социальных групп, классов, общностей.
Такимобразом, идеология – это надстроечный компонент всей духовной и материальнойкультуры, проникающий во все области традиции. В педагогической традиционностиидеология находит свое воплощение преимущественно в сфере педагогическихпарадигм.
Идея– элемент традиции, подразумевающий активное отражение объективнойдействительности в сознании человека.
Информация(от лат. informatio – объяснение, разъяснение) – элемент традиции,подразумевающий сведения, передаваемые устным, письменным или иным способом.
Искусство– элемент традиции, подразумевающий художественное творчество как особый видобщественного сознания, отображающий объективную действительность вхудожественнообразных формах.
Культ(от лат. cultus – почитание) – совокупность действий, сопровождаемых религиозныепредставления. Данный компонент традиции также присущ в большинстве своемрелигиозным формам образования.
Культурныеуниверсалии – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся системуценностей, свойственных одновременно нескольким различным культурам.
Ккультурным универсалиям относят наиболее общие, признаваемые в различныхкультурных средах достижения – (культурологи выделяют более 60 универсалий) –труд, образование, обычаи, обряды и т. д.
Манеры(от франц. manier – способ действия) – элемент традиции, подразумевающийисторически сложившиеся внешние формы поведения человека.
Манерыкак элемент педагогических традиций находят свое воплощение в поведенческихдетерминантах учебновоспитательного процесса, способствуя формированиюповеденческой культуры учащихся и педагогов (определенные образы, образцы,лады, повадки, замашки, ухватки, привычки, обыкновения, принятые впедагогической среде).
Менталитет(от лат. mentos – сознание, мышление, мыслительное содержание) – нерефлексируемый индивидуальным и коллективным сознанием глубинный уровенькультуры, на котором осознанное соединяется с бессознательным и который служитосновой устойчивой системы смыслов и представлений, укорененных в сознании иповедении многих поколений.
Менталитетвыступает основой глубинной структуры педагогической традиционности, её общимоснованием, на котором происходит её развитие. Он выражает фундаментальные,малоизменяемые в течение длительного времени свойства традиции в её отношении кэтнической специфике, проявляющиеся в духовном и поведенческом своеобразии народа,различных формах мироощущения, мировосприятия, миросозерцания.
Мифология– элемент традиции, посредством которого осуществляется бессознательноеосмысление человеком природы и общественного бытия.
Мифологиякак специфический элемент педагогической традиции в большей степени присущаразличным формам религиозного образования, а также некоторым элементам народнойпедагогики.
Нормы(от лат. norma – правило, поведение, образец) – элемент традиции, подразумевающийисторически сложившийся обязательный порядок деятельности.
Педагогическаясреда детерминирована определенной системой сложившихся норм, определяемыхпедагогическими традициями. Нормы представляют собой совместный договор людейоб общеобязательных правилах поведения.
Совокупностьнорм складывается в систему обязательных правил поведения, санкционированныхгосударством и выраженных в определенных законах. Первейшими формами норм вистории человечества были запреты – табу, с возникновением государственныхинститутов нормы оформляются письменно, распространяются на все сферыобщественной жизни и контролируются непосредственно государственнымиинститутами. В своей совокупности традиционные нормы представляют собойустойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разныхситуациях.
Аксиоматично,что каждый из образовательных институтов, равно как всякийнаучно-педагогический коллектив, обладает специфической, присущей только емусистемой норм, выступающей важнейшим элементом всей структуры педагогической традиционности.
Мораль(от лат. moralis – нравственный) – элемент традиции, подразумевающийисторически сложившуюся совокупность установившихся в данном обществе нормповедения, регулирующих отношения между людьми.
Нравственность– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся совокупностьустановившихся в данном обществе форм самооценки. Можно привести множестворазЯрославский педагогический вестник. 2004. No 3 (40) Стр. 84 личныхнравственных регулятивов, среди основных – такие чувства, как долг, стыд, совесть,честь.
Нравы– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившиеся нравственныепредставления, определяющие формы массового поведения людей.
Нравы– наиболее подвижная и динамичная составляющая педагогической традиции. Вотличие от нравственности, нравы предполагают моральную оценку не толькоразличных форм собственного поведения, но и поведения других людей.
Всилу этого нравы константно предполагают ответственность за соблюдение поведенческихпредписаний и, соответственно, наказание за их нарушение.
Нравыявляются одной из первых форм регуляции человеческого поведения, благодарякоторым осуществлялась реализация традиционных ценностей.
Образцыповедения – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившийся способ иформу освоения действительности и норм поведения, характеризующихсянераздельным единством чувственного восприятия и смыслового содержания.
Обряд– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившиеся привычныестереотипные действия, сопровождающие определенные моменты общественной жизни.
Обрядпредставляет собой массовое выражение сущности различных традиций, и главнойотличительной чертой этого элемента традиции выступает именно способность кмассовому проявлению. Обряд конкретизирует отдельные стороны традиции,сопровождает важные моменты традиционного поведения (подобным примером обрядовв педагогической традиции может служить церемония первого звонка вотечественной школе).
Отношения– часть традиции, подразумевающая исторически сложившуюся совокупность взаимосвязейэлементов традиции.
Правило– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся совокупностьстандартов поведения, регулирующих жизнедеятельность человека в соответствии сценностями определенной культуры. Правила бывают различных уровней, видов икатегорий, к их числу можно отнести правила поощрения, уважения,стимулирования, наказания, санкций и т. д.
Религия(от лат. religio – набожность) – элемент традиции, подразумевающий историческисложившиеся формы общественного сакрального мировоззрения, основанного на верев Бога.
Ритуал(от лат. ritualis – обрядовый) – элемент традиции, подразумевающий историческисложившиеся символические действия, сопровождающие определенные моментыобщественной жизни.
Ритуалымогут быть различных видов – гражданскими, религиозными и синкретическими.Очевидно, что понятие педагогического ритуала относится непосредственно к сфереритуалов гражданских. Однако в некоторых формах религиозного образованиярелигиозные и синкретические ритуалы присутствуют в полной мере.
Символы(от греч. Symbolon – знак) – элемент традиции, подразумевающий историческисложившееся средство опознания, предмет, явление или признак с точки зрения ихосмысленности. По нашему мнению, в педагогической теории и практики символыпреобладают преимущественно в сфере школьной эстетики (эмблемы, символическиеназвания и т. д.) Смысл – элемент традиции, подразумевающий идеальноесодержание, идею, конечную цель, ценность, сущность и содержание человеческогобытия, определяющих отношение человека к миру, соотносящих любое явление, любойпредмет с самим человеком.
Стереотип(от лат. stereo – двойственный, двоякий) – элемент традиции, подразумевающийисторически сложившийся схематический, стандартизированный образ илипредставление о социальном явлении.
Суеверие– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившийся предрассудок,приписывающий сущность событий текущей жизни проявлениям сверхъестественныхсил.
Фольклор(англ. folklore – народный) – элемент традиции, подразумевающий историческисложившиеся формы искусства, преобладающие в широких народных массах,посредством которых осуществляется передача определенных сведений.
Педагогическийфольклор представляет собой неотъемлемую часть национальной культуры, являетсяпродуктом творчества (часто неформального) широких слоев педагогическойобщественности и выражен в различных культурных формах – стихах, музыке,литературе и т. д.
Ценность– элемент традиции, определяющий положительную или отрицательную значимостьобъектов окружающей действительности для человека и общества.
Церемониал(от лат. Caeremonia – благоговение, культовый обряд) – элемент традиции,подразумевающий совокупность исторически сложившихся церемоний. Впедагогической теории и практике церемонии являются неотъемлемым сопровождениемразличных событий, имеющих важное значение в среде педагогическойобщественности (например, церемонии вручения дипломов, наград, открытия учебныхзаведений и т. д.).
Церемония– элемент традиции, подразумевающий торжественный официальный акт, имеющийстрого определенный порядок.
Этикет(от франц. Etiquet) – элемент традиции, подразумевающий совокупностьисторически сложившихся правил и установок поведения в определенных местах.Свой собственный, уникальный этикет присущ многим сторонам педагогическойдеятельности (правила поведения на уроке, экзамене и т. д.).
Язык– элемент традиции, подразумевающий исторически сложившееся средствочеловеческого общения.
Следующейсоставляющей материальной сферы традиции выступает производственный компонент.
Всвою очередь, среди производственной составляющей можно выделить: 1)опирающийся на поддержку религиозного института церковный компонент; 2)связанный с меценатской деятельностью патронажный компонент; 3) предполагающийизготовление предметов искусства для продажи и хозяйственных нужд ремесленныйкомпонент; 4) самообеспечение – материальный компонент педагогической традиции,предполагающий воспроизводство других материальных компонентов традиции.
Очевидно,что в педагогической сфере ремесленный и коммерческий элементы слиты воедино итак же, как и все вышеприведенные компоненты, являются неотъемлемой частьюпедагогической традиционности.
Вкультурологии выделяется понятие культурного ареала – особого географическогорайона, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главныхчертах. Вполне резонно было бы предположить, что традиция также имеет свойсобственный, традиционный ареал, определяемый фактором пространства, и выделитьего в качестве следующего материального компонента структуры традиции.Традиционный ареал предполагает детерминированность традиции такими факторами,как среды обитания, геополитическое положение, ландшафт, биосфера.
Ареалпедагогической традиции – это пространственно-географическая областьраспространения определенной педагогической традиции.
Каждыйиз указанных элементов традиции имеет собственную уникальную природу,собственную специфическую рациональность и собственные, присущие только емуфункции, но, вместе с тем, они всегда выступают в единстве, в качестве единойсистемы. В общей структуре традиции отношения её компонентов различны, имеютразличный объем. Так, например, ценность подразумевает нормы, а нормы ценности.
Генезистрадиционности в педагогике России в историческом контексте преломил в своихсущностных началах беспрецедентные исторические испытания и уникальностьхарактера русского народа, в силу чего педагогическая традиционность есть однаиз основоположных нравственных категорий национальной культуры, являющаясяотражением уникальности русской души и объединяющим началом русской духовности.
Список литературы
1.Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-воМосковского ун-та, 1985.
2.Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Учебное пособие. М.: Ростов н/Д1999.
3.Вендровская Р.Б. Традиция как аксиологическая проблема в историиобразования//Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснованиястратегии отечественного образования: Тезисы докладов и выступлений на XVсессии Научного совета по проблемам образования в педагогической науке (17 – 18мая 1994). М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
4.Власова В. Б. Об исторических типах традиционной ориентации//Советскаяэтнография. 1981. No 3 5. Зиммель Г. О сущности культуры // Избранное.Философия культуры. М., 1995. Т.1.
6.Касавин И. Т. Традиция в структуре познавательного процесса: Автореф. Дис. …д-ра философ. наук. – М., 1989.
7.Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций//Свободное воспитание.Вып. 2. 1993.
8.Ланге К. А. Классические и современные научные школы и научно-исследовательскиеобъединения. – Школы в науке. М., 1977.
9.Логунов А. А. Прояви свой талант//Студенческий меридиан. 1980. No 1.
10.Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственное поколений. М., 1976.
11.Юдина Н. П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации: Монография.Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.
12.Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
13.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, Т. 1.
14. Edward Shils. Tradition. L., Boston: Faber and Faber, 1981.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.