Основнойпринцип христианской жизни прекрасно выразил святой апостол Иаков: “Вера бездел мертва” (Иак. 2:26). Соответственно этому можно сформулировать и важнейшийпринцип христианской педагогики: “Педагогика без дел милосердия мертва”.Невозможно правильно воспитать ребенка или подростка, не прививая емумилосердного и сострадательного отношения к ближнему. Христос Спаситель всемпреподал святую заповедь о милосердии: “Будьте милосерды, как и Отец вашмилосерд” (Лк. 6:36); “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф.5:7).
“Педагог”в переводе с греческого языка — это “детоводитель”, “пестун”. Христианскийпедагог должен быть для воспитанника путеводителем ко Христу.
Христианскаяжизнь и христианская педагогика проверяются по тому, как человек, носящийзвание христианина, относится к окружающим его людям, к окружающему миру.Исходя из этого, христианское воспитание ставит следующие задачи, которые можноназвать и социальными аспектами христианской педагогики.
1.Воспитать умение подчиняться. В социуме все держится на подчинении и насоподчинении. Надо уметь подчиняться родителям, преподавателям, воспитателям,начальствующим лицам. Не умеющий подчиняться вряд ли сможет стать добрымруководителем других во взрослой жизни. Традиционная христианская педагогикаочень хорошо знала этот принцип. Отсутствие умения и желания подчиняться, или,говоря церковным языком, отсутствие послушания — более всего вредит общемуделу. Умение подчиняться укрепляет добрую волю, самость разрушает волючеловека. Эти прописные истины духовной жизни сегодня остаются почтиневостребованными.
2.Воспитать милосердие и сострадание к больным, сиротам, бедным и страдающим людям.Таких людей вокруг нас и вокруг наших детей очень много. Сострадательныйчеловек всегда в центр своих забот поставит нужду ближнего и в социальном планевсегда будет правильно ориентироваться. Без сострадания воспитывается ущербнаяличность. Даже небольшая, но постоянная о ком-либо забота будет содействоватьправильному формированию личности.
3.Воспитать личную и постоянную ответственность пред Богом, людьми и совестью засвои слова, поступки, за истраченное время, за свой класс, за свою парту. И особенноза слезы и обиды того, кто рядом с тобой.
ФилософДитрих фон Гильдебрандт (1889-1977) в своей работе “Основные нравственныепринципы” писал: “Чувство ответственности — это основной принцип, устремленныйк религиозному миропониманию. В нем человек предощущает, что над намигосподствует не только безличная система ценностей, а личный Судия, являющийсяодновременно воплощением всех ценностей, перед Которым однажды ему предстоитдать ответ”.
4.Воспитать умение и желание просить прощения и прощать. Это умение одно из самыхнеобходимых для жизни в социуме. Неумение просить прощения и прощать преждевсего показывает отсутствие критического отношения к себе. Далее: тот, кто непрощает — носит вред, яд непрощения в самом себе, то есть вредит прежде всего самомусебе. Слова молитвы “Отче наш”: “остави нам долги наша, якоже и мы оставляемдолжником нашим” — всегда учат просить прощения и прощать.
5.Воспитать благодарность Богу и людям. Неблагодарность — страшный грех и беда.Она буквально искажает жизнь самого человека и всегда препятствует правильнымотношениям с ближним. Благодарность необходима прежде всего самомублагодарящему, она же является свидетельством верности человека Богу и людям.Очень нередко худые перемены в нашей жизни начинаются с греха неблагодарности.
6.Воспитать благожелательность ко всем людям, потому что Господь всем желаетспастись. Нас окружают очень разные люди. Во многих из них мы разучились видетьбратьев и сестер. За нами следуют и дети. Ребенок же с детства должен понимать,что осуждать других легко, но не безвредно. Смеяться над людьми — постыдно ипогрешительно. Гораздо лучше — помогать и сострадать людям. Осуждение излословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в нас самих.
7.Воспитать чувство благоговения к святыне. Это святое чувство в Библииназывается также страхом Божиим. “Начало премудрости — страх Господень!” — говорит Слово Божие. Это основа христианской педагогики. Страх Божий иблагоговение к святыне касаются и храма, и икон, и родителей, и всех людей, ивсего мира Божия.
Замечательныйрусский педагог К.Д. Ушинский считал, что религиозное чувство и благоговейноеотношение к природе — врожденные свойства души. Божественная природа душипроявляется во всех формах духовной жизни человека, в том числе в свойственномей стремлении к совершенству нравственному и эстетическому.
“Евангелие,- говорил К.Д. Ушинский, — единственный и наиболее совершенный источникнравственности, дающий живой образец совершенства в лице Иисуса Христа”…“Создайсначала материал для нравственности, а потом ее правила”.
Приэтом великий русский педагог учил очень внимательному отношению к удовольствиями развлечениям. Любому человеку — и ребенку, и взрослому — свойственностремиться к наслаждениям, к получению удовольствий, к удовлетворению желаний.Но на этом пути имеется и опасность. К.Д. Ушинский об этой опасности говорилтак:
“Чембыстрее и полнее вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, темнесчастнее и ничтожнее вы его сделаете. Если вы хотите сделать человека вполнеи глубоко несчастным, отнимите у него цель жизни и удовлетворите всем егожеланиям” (цитируется по статье П.П. Миролюбова “Епископ Феофан Затворник ипроблемы духовной жизни”. ЖМП, 1973, №3, с.71).
Христианство- это не отвлеченная доктрина, а жизнь, жизнь с Богом. Без постоянногомолитвенного общения с Богом правила христианской жизни и заповеди теряют длячеловека живительное значение. И христианская педагогика может иметь место там,где поддерживается благодатная молитвенная церковная жизнь — в семье, в школе,при храме, на улице, в любом месте.
Новсегда следует помнить, что Заповеди Божии и правила христианского поведения недействуют механически или принудительно. Христианской педагогике гораздо ближеобраз зерна или растения — семя и растение будут возрастать, если будет добраяпочва, если будет постоянная забота об урожае. Здесь всегда полезно вспомнитьпритчу о Сеятеле и семени.
Представимсебе весы. На одну чашу этих весов будем класть все гири, означающие нашизаботы о преподании ребенку различных фактических данных — знаний, а такжеобучение спорту, заботы об успехах в различных концертах, конкурсах, заботы опрестижном обучении, о материальном достатке, наконец, заботы о развлечениях,походах, зрелищах, удовольствиях. А на другую чашу весов попробуем положитьнаши заботы о привитии детям и подросткам сострадания, милосердия и конкретныедела милосердия, на которые мы настроили наших детей, воспитанников. И увидим,что на эту чашу весов нам положить почти нечего…
Адля жизни, даже для жизни земной, не говоря уже о жизни вечной и блаженной сБогом, вторая чаша весов так важна и необходима! Она-то и имеет определяющеезначение для жизни человека. Вот почему так важно с раннего детства приучатьдетей к милосердию и состраданию, к служению людям ради Бога и ради собственнойбессмертной души. Здесь как на ладони раскрываются все социальные аспектыпедагогики.
ПреподобныйДорофей, составитель известных “Душеполезных поучений”, имел самоенепосредственное отношение к социальной работе — он заведовал монастырскойбольницей и находился в постоянных заботах о благе и спасении ближнего.Научившись послушанию сам, он умел учить послушанию других; научившисьтерпеливодушно ухаживать за больными сам, он с успехом назидал в этом других.Вся его жизнь обратилась в служение ближнему и потому была лучшей жертвойВсемилостивому Богу.
АвваДорофей писал: “Опять иной служит больному, но служит для того, чтобы иметьнаграду, это также неразумно. И поэтому если с ним случиться что-либо скорбное,то это удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потомучто делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрестимилостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такуюцель, то что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, против него, он безсмущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больнойблаготворит ему, нежели он больному” (из поучения XIV).
МилостивыйХристос Спаситель, умыв ноги Своим ученикам, дал всем нам, и прежде всего взрослым,пример христианского отношения друг ко другу. Дети и подростки подражают намвольно или невольно. А мы, родители, преподаватели и воспитатели, проявляязаботу о воспитании детей и подростков, учим их намеренно и ненамеренно.Ненамеренно учим их тогда, когда, подчас совсем не думая о воспитании, своимпримером воспитываем в них или безразличное, или враждебное, или наоборот ––сострадательное отношение к ближнему. В этом — наибольшее влиянии педагога надетей.
Современнаяроссийская школа сейчас востребовала социальных педагогов. И уже имеется немалоположительных примеров социального служения педагогов так называемымнеблагополучным, или социально не защищенным, детям и их семьям. Но главныйпедагогический резерв — это сами дети и подростки, сами юноши и девушки,которые если поставят во главу угла своей жизни заповедь о милосердии (Мф.5:7), то не только себе помогут, но и ближним, и вообще не смогут жить беззаботы о других. Непрерывное доброделание, с Божией помощью, станет для нихнаилучшим воспитанием…
Список литературы
1. Протоиерей Борис Пивоваров, председательОтдела религиозного образования и катехизации Новосибирской епархии. Социальныеаспекты христианской педагогики