Реферат по предмету "Психология"


Расстройство личности

РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ
— принципиально неболезненное затемнение или сужение сознания, напр. глубокий сон, галлюцинации,гипнотические и постгипнотические состояния, тяжелое переутомление, в редкихслучаях — состояние аффекта. Как и патологические психические расстройства,слабоумие или другие тяжелые психические отклонения, может вести к исключениюили уменьшению уголовно-правовой ответственности. Р.с. значимо вуголовно-правовом смысле только в том случае, когда оно наступило к моментупреступления и явилось причиной наказуемого действия (бездействия). При этомдолжен быть нарушен процесс формирования воли. В большинстве случаев этомусопутствует потеря памяти.
Расстро́йстволи́чности (Ли́чностное расстро́йство, устар. психопа́тия[от греч. ψυχή, psyche — душа и πάθος, pathos — болезнь]) — вид психического расстройства вклинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституциии поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сферличности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальнойдезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве илиподростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтомудиагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста.[1]
Термин «расстройстволичности» заменил собой устаревший термин «психопатия»,использовавшийся российскими психиатрами до официального перехода на МКБ-10. Вотличие от расстройств личности, психопатии обычно считались «обусловленнымиврожденной неполноценностью нервной системы, вызванной фактораминаследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п.»[2]В определении расстройства личности подход несколько смягчён, и о егопроисхождении ничего не говорится, что скорее всего связано с разногласиямимежду сторонниками различных теорий
РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Отражение окружающейдействительности в сознании человека начинается с ощущений, возникающих врезультате воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы илипериферические отделы анализаторов. В зависимости от этого ощущенияподразделяются на ряд разновидностей. Прежде всего, выделяются экстероцептивные— зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и др. — ощущения, доставляющиенам сведения об окружающем мире. Интероцептивные ощущения имеют своим истокомвнутренние органы, полости тела и, при отсутствии там патологических изменений,не достигают активного поля сознания, остаются на субсенсорном уровне.Проприоцептивные ощущения, доставляющие нам сведения о положении нашего тела впространстве (статотонические проприоцептивные ощущения) и о совершаемыхдвижениях (кинестетические ощущения), напротив, всегда переживаютсяопределенно. Их истоком являются мышцы, связки, суставы и кости, т. е. органыопорно-двигательного аппарата и, при отсутствии там травм и иных патологическихизменений, также не захватывают поля сознания.
Вполне естественно, что наибольшеезначение на этом — начальном этапе познавательного процесса для человека, каксущества социального, имеют экстероцептивные ощущения, обращенные во внешниймир и закладывающие основы его познания, в мир сложных отношений, как напредметном, так и на более высоком — социальном уровне в микроколлективе и вобществе. И отсутствие в сознании интероцепции и только «фоновое»участие проприоцепции у здорового субъекта освобождает поле сознания длянаиболее глубокого познания окружающей человека природной и социальной среды, вчем, собственно, и состоит особое приспособительное значение такого соотношенияэкстеро-цептивных ощущений, с одной стороны, и интеро- и проприоцептивных — сдругой. Физиологической основой ощущений является деятельность подкорковых мозговыхструктур и первой сигнальной системы коры головного мозга.
Анализаторы человекасложны по своей структуре и функции и включают в себя наряду с рецептором(периферической частью) также промежуточный, проводниковый отдел и корковыйконец, т. е. соответствующие отделы коры больших полушарий. Ощущение, такимобразом, возникает в результате распространения возбуждения в кору головногомозга. Однако ошибочно было бы думать (как это полагали сторонникипериферической теории восприятия), что ощущение возникает в результатераспространения возбуждения до коры, т. е. центростремительного движения этогопроцесса. И. П. Павлов (1951) специально подчеркивал, что корковый конец любогоанализатора обязательно есть совокупность чувствующих (сенсорных) и эффекторныхнервных элементов, и считал, что правильнее говорить не об анализаторах, а осинтез-анализаторах. Иными словами, ощущение, отражающее лишь отдельныесвойства, признаки предметов и явлений (силу и тембр звука, цвет материи,гладкость или шероховатость поверхности и т. п.), является результатом сложныхрефлекторных актов в единстве их чувствительных и эфферентных, центробежныхзвеньев.
Ощущениям свойствен рядпсихофизических и психофизиологических закономерностей, и некоторые из нихимеют значение для психопатологии. Прежде всего врачу-психиатру необходимоиметь в виду наличие двух абсолютных порогов ощущений. Нижний порог ощущений —это та минимальная сила раздражителя, которая способна вызвать ощущение. Этозначит, что имеется ряд раздражителей (пылинки, прикосновение комара к коже),которые вызывают реакцию нервной системы, но не достигают сознания. Нижний жепорог определяет самый слабый раздражитель, который все же вызывает ощущение.Он является мерилом чувствительности, возбудимости анализатора, с которойсвязан обратно-пропорциональной зависимостью, т. е. чем меньше нижний порог,тем выше чувствительность анализатора и, наоборот, чем он больше, тем нижечувствительность анализатора. Верхний порог — это максимальная силараздражителя, вызы­вающая ощущение еще данного качества. Например, возрастание(до определенного предела) силы звука ведет к усилению и слуховых ощущений, припревышении которого, однако, человек переживает уже не слуховое, а болевоеощущение. Учет величины и динамики нижнего порога делает понятным для психиатраособенность нарушения контакта с оглушенными больными и даже характерпомрачения сознания у них; превозмогание же верхнего абсолютного порога покажетему на возможность срыва высшей нервной деятельности под действиемзапредельного (по силе) раздражителя.
Из психофизиологическихзакономерностей ощущений нужно иметь в виду явление адаптации, т. е.приспособление анализатора (в частности — его рецептора) к длительнодействующему раздражителю, проявляющееся в ослаблении ощущения, хотя раздражительи сохраняет прежнюю силу. Одни ощущения (тактильные, температурные и др.)отличаются быстрой адаптацией, другие (обонятельные, к некоторым видам запаха)— медленной, а к некоторым видам ощущений, например, болевым, адаптации совсемне возникает. Более того, один и тот же вид ощущений будет иметь различнуюадаптацию у разных людей и даже у одного и того же субъекта при изменении егофизического и психического состояния. Под последействием понимаетсявоз­можность продолжающегося переживания ощущений в (кратковременных) перерывахмежду раздражителями, так что в условиях прерывистого воздействия ощущениеможет длительно переживаться как сплошное, непрерывное. Оба эти феномена могутспособствовать пониманию происхождения иллюзий, галлюцинаций и других формрасстройства чувственного познания.
Вместе с тем ощущениеявляется начальным этапом познавательного процесса, элементарной формойчувственного познания, на базе которой строятся остальные, более сложныепроцессы — восприятие, представление и мышление. Восприятие является очередным,более сложным этапом чувственного познания, отражающим уже целостные образыпредметов. Конечно, восприятие строится на основе ощущений, неотрывно от них,но оно не сводится к простой сумме ощущений. Эти последние сложно влияют другна друга, сливаясь в результате в единый чувственный образ предмета так, что мыи переживаем его как таковой, не фиксируясь на отдельных ощущениях. Достигаетсяэто сложной аналитико-синтетической обработкой в коре головного мозгавоспринимаемой в настоящий момент чувственной данности окружающего мира, когдаодни ее элементы как несущественные опускаются, нивелируются, а другие,наиболее значимые, напротив, объединяются, обобщаются в единый чувственныйобраз данного предмета. Физиологическим механизмом восприятия являются сложныеусловные рефлексы на одновременные и последовательные комплексы раздражителей,компоненты которых интегративно взаимодействуют между собой в процессезамыкания нейроассоциации, но не завершаются действием (т. е. формированием образа),которое следует лишь на весь комплекс разом, как на неразрывное единство.Именно этим обеспечивается целостность, предметность восприятия и достоверностьего, так как в восприятии отражается не символ предмета или только сходство,подобие его, а полный и точный образ противостоящего субъекту предмета.
Одной из особенностейвосприятия является его константность, состоящая в относительном постоянствеформы, величины и цвета предмета в меняющихся условиях его восприятия. Мывоспринимаем присущие высокому прямоугольному зданию четкие линии формы, высотуи окраску не только находясь в непосредственной близости от него, но и тогда,когда удаляемся от него на 2—3 км, хотя на сетчатке глаза изображение этогообъекта явно уменьшается, утрачивает прямоугольность, приобретает формупараллелепипеда и т. д.
Структурность восприятияпроявляется в том, что центральная часть образа — фигура восприятия — всознании человека переживается как более яркая и четко очерченная, ограниченнаяв пространстве, тогда как периферия его — фон восприятия — менее яркая инечеткая и как бы расплывчатая в конфигурации и границах. Это свойствовосприятия в норме гибко и динамично, так как у психически здорового человекафигура и фон восприятия адекватно сохраняются либо меняются местами взависимости от его психической установки (определяемой проблемной ситуацией),направленности внимания и настроения. У психически же больных она может бытьлибо чрезвычайно лабильной, либо — значительно чаще — крайне инертной,патологически зафиксированной в силу чрезвычайного доминирования в их сознаниипатологических сдвигов настроения или бредовых систем.
Важнейшей особенностьючеловеческого восприятия, безусловно, является его осознанность. Восприятиечеловека не сводится только к его чувственной основе; это не только образпредмета, но и осознание предмета, воспринимаемого в данный момент.Выявляющиеся в процессе восприятия чувственные компоненты и складывающийсячувственный образ всегда относятся к противостоящему предмету, т. е. получаютпредметное значение. Для человека важнее всех других характеристик восприятияименно значение предмета, раскрывающееся в его отношениях с другими предметамии явлениями. Следовательно, восприятие наряду с синтезом чувственных данных(вызываемых раздражением) включает в себя также понимание, осмысление предмета,т. е. осознание его. Осознанность человеческого восприятия заключается водномоментном осознании предмета в процессе его восприятия и обозначении этогопредмета соответствующим понятием, закрепленным в слове. И это осознаниепредмета осуществляется не после того, как сформировался его чувственный образ,но в процессе формирования образа. Например, заметив на полке магазина вазу, яв то же мгновение мысленно произношу слово «ваза», хотя я еще неуспел достаточно рассмотреть ни стиля, ни формы, ни величины ее, и лишь потомво всем этом разберусь, когда в моем сознании «дорисуется» ее образдо конца, т. е. когда завершится процесс ее восприятия. Значит, осознание этогопредмета произошло в процессе восприятия, а мышление оказывается включенным всаму «ткань» восприятия. В процессе осознания, понимания чувственнаяоснова восприятия испытывает сложную аналитико-синтетическую обработку вплотьдо уровня обобщения и отвлечения его характеристик, т. е. фактически мышлениевходит в восприятие, как бы создавая необходимые предпосылки для перехода от восприятияк представлению и далее — к мышлению. В этом видна тесная связь восприятия смышлением, единство чувственного и смыслового, чувственного и логического вчеловеческом восприятии, обеспечиваемое сложным взаимодействием первой и второйкорковых сигнальных систем головного мозга.
Итак, предмет, к которомуотносится образ восприятия, определен понятием, закрепленным в слове, а в этомпоследнем содержатся признаки предмета, выявляющиеся в процессе общественнойпрактики. Сравнение чувственного образа, сформировавшегося в сознании данногосубъекта, с предметом, признаки которого (проявившиеся в результатеобщественного опыта) закреплены в смысле обозначающего его слова, являютсяважным этапом восприятия как формы познавательного процесса. Одновременноосознанность восприятия заключает в себе и то своеобразное качествочеловеческого восприятия, которое определяется как субъективный образобъективного мира. Это совокупность тех особенностей восприятия, которые емусообщает индивидуальный опыт воспринимающего мир субъекта и которая делает этовосприятие неповторимо индивидуальным, присущим только данному человеку. Так,картина, художественное полотно для художника является объектом и результатомтворческого вдохновения и труда, для посетителя выставки живописи —удовлетворением его эстетических потребностей, а для продавца художественногосалона-магазина — лишь объектом его коммерческой служебной деятельности. Именноиндивидуальные особенности прошлого жизненного опыта каждого человека придаютего восприятиям неповторимые черты, определяя беспредельное разнообразиесодержания чувственного образа в процессе осознанного восприятия даже одного итого же предмета разными людьми.
РАССТРОЙСТВО МЫШЛЕНИЯ
Общий термин,обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомамипсихического расстройства. К примеру, расстройство мышления является симптомомшизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания.
О нарушениях мышленияможно в определенной степени судить по внешнему виду: одежда, украшения,макияж, странные телодвижения, взгляды. Как правило люди с нарушенным мышлениемпродуктивные: много рисуют, сочиняют, пишут. Но основную информацию врач-психиатрполучает, конечно же, при непосредственном вербальном контакте с пациентом.
Формы расстройствмышления:
Нарушения темпа мышления.Ускорение, замедление, обстоятельность, шперрунг. Ускоряется мышление пригипомании, у маниакальных больных. Замедление – снижение количества ассоциацийв единицу времени. Часто бывает при депрессиях – идеаторная и моторнаязаторможенность (мышление как «жернова мельницы»).
Нарушениецеленаправленности мышления.
Нарушение стройностимышления: бессвязность, разорванность, резонерствро, разноплановость;
Нарушения мышления попродуктивности:
сверхценные идеи;
навязчивые идеи;
бред.
Сверхценная идея – идея,которая доминирует в мышлении больного. В норме – это, например, влюбленность.Сверхценность – это особенное отношение к определенным событиям, людям. Дляфилателиста, например, сверхценностью будут являться марки. Может бытьсверхценная идея ревности и бред ревности (необходимо дифференцировать, что,нередко, сложно). Сверхценная идея формируется на основе реальных событий изанимает доминирующее место в мышлении, изменяет рисунок поведения, хотямировоззрение не меняется. При благоприятных условиях – сверхценная идеядеактуализируется. Сверхценная идея поддается коррекции извне или изнутри.Может трансформироваться в параноидный бред. Любая сверхценная идея оставляетслед в подсознании и при возникновении аналогичного случая вызывается бурнаяреакция.
Сверхценная идеяипохондрического характера – неблагоприятна, так как вызывает проекцию болезнейна себя.
Навязчивые идеи возникаютнепроизвольно. Больной понимает нелепость ситуации, но мысль возникаетнезависимо от его желания или нежелания. Эти мысли занимают доминирующееположение в сознании больного, от них невозможно произвольно избавиться.Навязчивые состояния могут быть двух уровней: психотические и невротические.
При невротическихнавязчивостях фобическая логика имеет реальное содержание, а при психотических– навязчивые страхи нереальных вещей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.