/>
Рудольф Штайнер (1861- 1925) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовныхявлений нашего столетия: он -редактор и издатель естественно-научных трудовГете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным длякультуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; какоснователь антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовнойстороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре,театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия; основанныйим метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельскогохозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельностимногих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя неупормянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако,наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространениемпедагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих наоснове созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основныммотивом всей его жизни.
1. Детство и школьные годы
Штайнер родился в 1861году в Австро-Венгрии, в простой семье железнодорожного служащего. Его отец былсначала телеграфистом, а затем — начальником небольшой станции. Так Штайнер,уже будучи ребенком, знакомится с новшествами тогдашней техники — телеграфом,телефоном, устройством железнодорожной станции. С другой стороны, его детствопроходит в живописном природном окружении, которое мальчик сопереживает всемисилами своей детской души. Эта противоположность природного и технического,ставшая одной из основных проблем современного человечества, с детских летначинает волновать мальчика.
Заботясь о будущностисвоего сына отец стремится дать ему хорошее образование. Он видит в сынебудущего железнодорожного инженера и поэтому отдает его не в гимназию, а вреальное училище. Однако, материальные возможности семьи были весьмаограничены. Маленький Рудольф, понимая это, старался очень прилежно учиться:хорошие ученики освобождались от оплаты за обучение. Но, помимо таких внешних мотивов,характерной чертой молодого Штайнера являлось то, что он живо и глубокоинтересовался предметами, преподаваемыми в школе и много учился сам. Так онсамостоятельно, по книге взятой у учителя, вдохновенно изучает геометрию, затемовладевает дифференциальным и интегральным исчислением намного раньше своихсверстников; четырнадцати лет он достает себе _Критику чистого разума_ Канта иусердно изучает ее, а затем и другие философские книги; наряду с программойреального училища, он самостоятельно проходит курс гимназии, овладеваягреческим и латынью; история и литература становятся еще одним увлечениемподростка и юноши. В этом разнообразии интересов можно уже увидеть семенабудущей концепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном планегимназический, гуманитарный цикл и реальную школу, ориентированную наестественно-научные и математические дисциплины.
О том, какое значениеимела школа и образование в жизни Штайнера мы можем узнать из егоавтобиографии. Описание жизни в семье занимают сравнительно малое место. Зато скакою любовью Штайнер вспоминает о своих учителях! Он подробно описывает методыи содержание преподавания и дает живые портреты тех людей, которые оказали нанего влияние в школьное время, а также во время учебы в Высшей технической школев Вене. В этом опять-таки нельзя не увидеть еще один принцип, положеный воснову педагогики вальдорфсих детских садов и школ: подчеркивание роли личностивоспитателя и учителя, его человеческих качеств: решающим в деле образования ивоспитания являются не _методики_ и _технологии_, а сам человек, способныйвдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал.
Еще один важный мотившкольных лет, сыгравший в дальнейшей жизни Штайнера огромную роль — это помощьотстающим. Примерно с четырнадцати лет он начинает заниматься с ученикамисвоей школы, давая им вспомогательные уроки, _чтобы хоть немного добавлять ктому, что тратили мои родители на мое образования из своих скудных доходов_. Онпишет: _Я обязан этим занятиям очень многим. Преподнося воспринятый материалдругим, я в известном смысле пробуждался для него_. Это активное учение дляпреобразования воспринятого материала и преподавания другим ученикам, имевшимтрудности в усвоении, явились первыми конкретными упражнениями в дидактическомискусстве, и, кроме того, — живой школой психологии. _На моих учениках япознакомился с трудностями человеческого душевного развития_. И опять-таки этотмотив мы встречаем позже в основанной им педагогике: поощрение духавзаимопомощи и поддержки являющихся противоположностью отбору и селекции особоодаренных: если у меня есть способности и что-то получается хорошо и я помогаюслабому, то мои способоности не только не исчезают, но получают возможностьразвиваться в ином качестве — социальной ответственности. Следствием такогоподхода является развитие социальных способностей понимания других людей иориентации поступков на другого, — одна из самых ценимых в современном обществекачеств человека. — Этой частной преподавательской деятельностью Штайнерпродолжает заниматься затем в течение многих лет, о чем мы еще будем упоминать.
И, наконец, нельзя неупомянуть еще об одной важнейшей стороне внутренней жизни мальчика, в которойможно усмотреть семена будущей антропософии. В своей автобиографии Штайнерописывает, как в возрасте около семи лет он переживает в себе пробуждениеспособностей духовного зрения. Перед его внутренним взором начинаетраскрываться другая сторона мира, сокрытая от чувственного взгляда: _Я различалпредметы и существа, которые _видят_, и которые _ не видят__. Мальчик, однако,был далек от того, чтобы просто наивно принимать этот свой дар. Он стремитсяосмыслить его, тщательно следя за тем, чтобы не подпасть иллюзиям илимечтательности. В этом ему помогает математика: _Я хотел найти основаниясказать себе, что переживание мира духовного настолько же мало есть иллюзия,как и переживание мира чувственного. В геометрии можно знать нечто, чтопереживает сама душа благодаря своей собственно силе. Эта мысль позволялаговорить о духовном мире также, как и о чувственном..._ — Описания переживанийдуховного мира в детстве мы можем найти в биографиях многих людей, например,нашего соотечественника выдающегося деятеля русской культуры о. ПавлаФлоренского. Отличие Штайнера состояло в том, что его духовный опыт со сременемне отходит на задний план, как это происходит у Флоренского. Этот опыт не носиттакже спонтанного неконтролируемого сознанием характера, как это имеет место умногих мистиков, опыт которых часто мало связан с реалиями конкретной жизни.Духовный опыт Штайнера позволяет ему глубже и полнее понимать явления ипроцессы окружающего мира природы и жизни людей, с которыми ему приходитсясталкиваться. Именно это дает ему возможность действовать гораздо болееплодотворно и успешно в повседневных делах. Положение: духовное должно служитьжизни, есть, пожалуй основной нерв созданной им впоследствии _науки о духе_ илиантропософии. А пока, в течение многих лет, Штайнер ничего не говорит об этом:духовный плод требует долгого созревания.
2. Вена, Веймар, Берлин
Осенью 1879 годаШтайнер поступает в Высшую Техническую школу в Вене. Главные предметы изучения- математика, естественная история, химия. Там он знакомится с выдающимсяисследователем Гете, коментатором Фауста — профессором Карлом Юлиусом Шроером,лекции которого по истории литературы производят на молодого студента глубокоевпечатление. Независимо от Шроера, занимавшегося главным образом литературнымтворчеством Гете, Штайнер знакомится с учением Гете о цвете и самостоятельноначинает заниматься оптикой. Он показывает свои первые манускрипты Шроеру ивысказывает мысль о том, что в гетевском подходе к феноменам света и цветовскрыты еще неисчерпанные для науки возможности. Эта работа приводит к тому, чтоШроер рекомендуект 22-х летнего студента издателю Кюршнеру, планировавшемуакадемическое издание _Немецкой национальной литературы_- монументальной серии,охватывающей более 200 томов — в качестве рекдактора и коментатора корпусаестественно-научных сочинений Гете. Подобное предложение не могло не вызвать уиздателя удивления. Однако, после некоторых колебаний, Кюршнер соглашаетсяпринять предложение, но с условием поручительства Шроера, которое тот охотнопредоставляет. Штайнер с энтузиазмом берется за дело и в короткие срокидобивается удивительного успеха. Его коментарии и вводные очерки к научнымтворениям Гете получают самую высокую оценку специалистов. Этой деятельности поработе над научным наследием Гете, а также гетевской эстетикике, Штайнерпосвятил в общей сложности около пятнадцати лет.
В 1884 году, также порекомендации Шроера, Штайнер становится домашним учителем в семье венскогокомерсанта Ладислава Шпехта. Среди четверых сыновей, с которыми должен былзаниматься Штайнер, был один, вызывавший у родителей особое беспокойство.Десятилетний мальчик считался телесно и душевно больным. Он страдалгидроцефалией. Малейшее умственное напряжение вызывало у него приступы головнойболи, бледность и нарушения в поведении. Домашний врач семьи Шпехт, знаменитыйвенский врач Бройер, учитель Фрейда, высказал сомнения в способности ребенка кразвитию. Штайнер, напротив, был убежден в том, что в ребенке скрыты большиедуховные способности и что все дело состоит только в том, чтобы привестидуховно-душевное в правильную, здоровую связь с телесным. Семья поверилаШтайнеру и мальчик был целиком отдан ему на воспитание. _Эта воспитательнаязадача была для меня богатым источником учения. Благодаря практике обучения,которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связи междудуховно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школуфизиологии и психологии. Я понял, что воспитание и преподавание должны статьискусством, основанным на подлинном познании человека. Я должен был тщательнопридерживаться принципа экономии. Для какого-нибудь урока, продолжавшегося полчаса, мне часто приходилось готовиться в течение двух часов с целью такоформить преподаваемый материал, чтобы в возможно короткий промежуток времени ипри наименьшем напряжении сил ученика достичь максимально возможнойпродуктивности. Нужно было тщательно продумать последовательность преподаваемыхдисциплин, определить весь режим дня мальчика. В течение двух лет мой учениксмог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестатзрелости_. Позднее он поступил в университет и стал врачем.
В этом удивительномпедагогическом и терапевтическом достижении, как и в подходе Штайнера к задаче,поставленной перед ним, можно уже узнать основные черты будущей вальдорфскойпедагогики. С одной стороны, взгляд Штайнера направлен на духовно-душевноесущество своего питомца, на глубоко сокрытые способности и задатки. С другойстороны, он видит перед собой задачу, к которой следует подходитьестественно-научно, методически, принимая во внимание физиологическую ипсихологическую стороны. Здесь не поможет голый энтузиазм. Необходим трезвыйпочти технический подход, чтобы построить преподавание с учетомтерапевтического и гигиенического аспектов. Действие духовного усилия следуетпроверять на телесном самочувствии и вносить необходимую корректировку. Этотучет телесной конституции учеников, особое внимание телесному развитию издоровому сочетанию телесного с душевно-духовным суждено было в последствиистать одним из типических отличительных черт вальдорфской педагогики.
Деятельность домашнегоучителя в семье Шпехт закончилась в 1890 году, когда Штайнер переехал в Веймер,город Гете и Шиллера, для работы в архиве Гете. Как мы уже упоминали выше еговводные статьи и коментарии в издании _Немецкой национальной литературы_получили высокую оценку. Теперь же Штайнеру было поручено подготовить к изданиючасть научного наследия Гете в рамках самого полного издания Гете,предпринятого герцогиней Софией. Штайнер проводит в Веймаре в общей сложностисемь лет. В свои венские и веймарские годы, наряду с педагогической деятельностьюи исследованиями творчества Гете Штайнер много работает над разработкойсобственной научно-философской позиции. Он пишет _Теорию познания мировоззренияГете_, защищает докторскую диссертацию, изданную затем небольшой книжкой подназванием _Истина и наука_, создает свой основной философский труд — _Философиюсвободы_. Во всех этих работах Штайнер пытается обосновать идею новой науки, вкоторой могли бы найти живое выражение как дух природы, так и существочеловека. В _Философии свободы_ он пытается показать, что подлинное существочеловека состоит в творческой свободе. Он выступает против любого принуждениячеловека извне, какие бы формы оно не принимало. Но подлинное свободноедействие — это не произвол, а действие, опирающееся на познание. — К сожалениюмы не можем здесь подробней останавливаться на существе штайнеровской_Философии свободы_. Какой, однако, может быть основанная на познаниидеятельность, какие плоды она может приносить, показала его работа в семьеШпехт, а также его дальнейшая жизнь и деятельность.
В 1897 году Штайнерпереселяется в Берлин, где становится редактором _Литературного журнала_.Благодаря этой деятельности он знакомится с самыми разными кругами берлинскогообщества. Он сотрудничает с _Театральным обществом_, публикует критическиестатьи в _Драматическом листке_, участвует в работе _Свободного литературногообщества_. Правление школы для рабочих, основанного Либкнехтом, приглашает егопреподавать рабочим историю и ораторское искусство. Штайнер с радостью ивоодушевлением берется за эту задачу и, таким образом, знакомится с проблемамисовременного ему пролетариата, с социалистическим движением и марксизмом. Иопять он оказывается перед педагогической задачей. Ему предстояло преподаватьвзрослым мужчинам и женщинам из пролетарской среды, ориентированным намарксизм, приходившим на занятия после тяжелого трудового дня. Один изучастников этих занятий в своих воспоминаниях описывает, что Штайнеру удалосьсделать занятия интересными и живыми и пробудить у рабочих духовную жизнь.Число слушателей постоянно росло. Деятельность в этой школе продолжалась шестьлет и была закончена лишь в 1904 году, когда Правление Школы, опасаясь растущейпопулярности Штайнера, вынуждено было прератить сотрудничество ввидунемарксисткой ориентации преподавания.
3. Грань веков — грань жизни
В середине сентября1900 года Штайнера пригласили выступить с докладом о Ницше в Теософскойбиблиотеке графини и графа Брокдорф. Это событие можно считать поворотнойточкой его жизни. Штайнер заметил, что среди его слушателей были люди, серьезностремящиеся к духовному познанию. Слушатели же заметили, что Штайнер не простоизлагает прочитанное, но говорит из собственного глубокого духовного опыта.Последовало вторичное приглашение. На этот раз Штайнер говорит об эзотерическойоснове творчества Гете, о символике его _Сказки о Зеленой Змее и прекраснойЛилии_. Затем Штайнер читает там целый лекционный курс о христианских мистикахи о христианстве. Вскоре его просят стать секретарем немецкого отделенияТеософского Общества, взяв на себя руководство им. В рамках Теософскогообщества Штайнер начинает развивать свою _науку о духе_. Он убежден, чтосовременной цивилизации необходимо новое духовное познание, преодолевающееодносторонности материалистического естествознания с одной стороны, и чистодуховного, мистически-религиозного с другой. В этом духовном познании он видитвыход из того тупика в развитии западной цивилизации, к которой снеобходимостью приведет засилье чисто материалистического естествознания. Приэтом он постоянно подчеркивает практическую направленность развиваемой имтеософии, а позднее антропософии. Его деятельность постепенно распространяетсяна многие города Германии, где он выступает с лекциями, а также посещает кружкитеософов, став их настоящим учителем. К нему обращается множество людей засоветами в духовной и практической жизни. Постепенно, из небольшего кругалюдей, благодаря деятельности Штайнера, теософское движение становится заметнымявление духовной жизни Германии. Возникает потребность в собственном здании иШтайнер создает модель Гетеанума, в строительстве которого участвуютпредставители более десяти народов Европы в том числе и представители русскойинтеллигенции (А.Белый, М.Волошин, Маргарита Волошина и другие). О размерахпроделанной в течение всего десяти лет работы можно судить хотя бы по тому, чтоГетеанум — монументальное здание, построеное из различных пород дерева,возводилось на добровольные общественные пожертвования, что для такогодвижения, как теософское движение в Германии 1902-3 годов, состоявшего изнескольких разрозненных небольших групп, совершенно немыслимо. К 1913 году,началу строительства, движение уже насчитывало тысячи членов во многих городах.Помимо этой лекторской деятельности, руководства Обществом, личных консультацийШтайнер закладывает основы своей _духовной науки_ и пишет ряд основополагающихстатей и книг. В своих лекциях, которые теперь по большей части стенографируютдля дальнейшего издания, он касается разнообразнейших тем духовной жизни,истории, познания мира и человека.
В докладах,прочитанных Штайнером в разных городах Германии в 1906 — 1907 годах иобобщенных затем в маленькой книжечке _Воспитание ребенка с точки зрениядуховной науки_ он впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка, в особенностиего мышления и показывает, как мышление ребенка проходит различные фазы и какиепедагогические выводы из этого следуют. Он выделяет три основных этапа:мышление, как подражающее постижение осмысленных человеческих действий иосуществление его через собственные действия; мышление, какобразно-символическое понимание происходящих в мире процессов; мышление, каклично и идеально мотивированный вопрос. Штайнер сравнивает развитие мышления споявление у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем започвой, следим за светом и теплом, короче, мы создаем условия для здоровогороста всего растения целиком и тогда в нужное время у него распускается цветок.На этом образе видно, как подходит Штайнер к основной проблеме современнойпедагогики — развитию мышления. Он не подходит к проблеме напрямую, в лоб, невыделяет мышление особо, изолируя от других значимых сторон человеческойдушевной жизни — восприятия и переживания мира, жизни воли — чтобыкультивировать, тренировать его. Это было бы похоже на то, как если бы мызахотели искусственно вытянуть из растения цветок. Но он определяет, какиеспецифические возможности и шансы имеет каждый возраст и исходит изпотребностей ребенка в развитии в каждый конкретный момент, а не из опережающейразвитие, бегущей впереди него деятельности. Эти шансы важно не упустить, важнодать им наибольшую возможность для раскрытия. Иными словами детство должно бытьдетством, а не подготовкой ко взрослой жизни или к _поступлению в школу_, какэто часто бывает сегодня. В том, что детство, со всеми своими особенностямисуществует, в этом есть глубокий смысл.
Осуществлениепедагогики, основанной на подлинном познании человека требует большего, чемтолько особых учебных планов и программ. Она требует особой организации, котораяцеликом и полностью сориентирована на педагогическое действие. Высшим принципомтакой школы должно стать педагогическое понимание. Это предполагает, чтоколлегия учителей подобной школы постоянно делает совместные усилия поуглублению своего понимания существа растущего человека, и решения конкретныхпедагогических вопросов ориентируется не на предписания, даваемые извнегосударственными органами управления, но на педагогическую ситуацию, связаннуюс потребностями конкретных детей.
4. Основание первой вальдорфской школы в Штутгарте1919-1925 гг.
В самый разгарстроительства Гетеанума, в 1914 году, разразилась катастрофа первой мировойвойны. За годом 14-тым последовал 17-ый. Штайнер далек от того, чтобыбезучастно, созерцательно относится к трагическим событиям тех лет. Оннабрасывает свой план выхода из войны и передает его ведущим политикам Германиии Австрии. В нем он описывает _среднеевропейскую программу_ социальногопереустройства, подчеркивя культурно-духовную целостность народов Европы. Одновременноон подчеркивает опасность национализма, выразившегося в идее национальныхгосударств, так как в Европе тесно сосуществуют на одной территориипредставители разных народов. Штайнер пророчески говорит и пишет о том, чемможет обернуться для Европы соединение принципа государственности и принципанации. _Освобождение народов возможно. Но осуществимо оно только в результатеосвобождения отдельного человека, а не наоборот. Если станут свободными люди,то через них станут свободными и народы_. Принцип национального онрассматривает, как относящийся к культурно-духовной сфере. Последняя не можетнаходится под государственно-бюрократическим контролем и управлением. В нейдолжна господствовать свобода. Государство должно защищать эту свободу, дать ейвозможность беспрепятственно развиваться. То, что Штайнер был прав показываютначавшиеся в Восточной Европе после 1919 года столковения на национальнойпочве, национал-социализм в Германии, кровопролитные национальные конфликты вЮгославии и т.д.
В 1919 году он пишет_Воззвание к немецкому народу и культурному миру_, где он впервые публичноформулирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиямисовременности. Под этим воззванием поставило подпись огромное количество людей,среди которых были многие видные деятели общественной жизни Германии тоговремени, как например, профессор права Вильгельм фон Блюме, создатель новойвюртембергской конституции и пользовавшийся огромным авторитетом, Томас Манн идругие. Профессор Блюме стал, затем, активным участником возникшего движения за_Трехчленность общественного организма_, опиравшегося на идеи Штайнера. — Штайнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, передобразованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений онярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободнойдуховной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы небудут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие фабрики — это быласигаретная фабрика Вальдорф-Астория — обратились к директору фабрики ЭмилюМольту с просьбой, помочь создать такую школу, о которой говорил Штайнер. Мольтобратился к Штайнеру с просьбой взять на себя педагогическое руководствобудущей школой. Штайнер с готовностью согласился. Это было 25 апреля 1919 года.Далее следует стремительное развитие событий: уже 13 мая было полученоразрешение на основание новой школы от министра культуры Хаймана, в июнеШтайнер читает лекции о народной педагогике, в августе он проводит интенсивныесеминары с двенадцатью учителями — будущими коллегами Первой вальдорфскойшколы. 7-го сентября школа была уже открыта сразу с восмью классами и 256учениками.
Поразительно то, чтовальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе,сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сейдень. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящегомомента, чтобы осуществить годами вынашиваемые им педагогические идеи.Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Штайнер в_материнской школе_ вальдорфского движения:
· специфическивозрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образованияориетируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служитдуховно-душевному развитию ученика;
· принцип классногоучителя, который _ведет_ свой класс с первого по восьмой год обучения; классныйучитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации сродителями, _выстраивает_ весь учебный процесс и обладает значительной степеньюпедагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важнейпредмета;
· возрождение традицииустного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-историческиепредания человечества ( сказки, легенды о святых, басни, библейская история,мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографиивыдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневноотводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетовв учебный процесс;
· особый акцент нахудожественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие иремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия,рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу,-(также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразнуюпрактическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
· совместное обучениемальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальномупризнаку; школа — есть школа для всех;
· отмена цифровойоценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает бытьместом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших иплохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии сосвоими индивидуальными особенностями;
· терапевтическийаспект педагогики; введение _гигиенической организации преподавания_,ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются _эпохами_ — втечение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет кконцентрации учебного материала, а также дает возможность учителю дляорганического, последовательного развития материала в течении _эпохи_.
· связанная стерапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует вконференциях и преподает;
· преподавание двухиностранных языков с первого класса по особым методам;
· еженедельныеконференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углублениепознания человека и практического дальнейшего образования и профессиональногоразвития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов,а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
· коллегиальноесамоуправление школы учителями;
· совместная работародителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания;
Все эти инновацииШтайнер выдвинул как требования к современной школе, а также практическиосуществил их в Первой вальдорфской школе. Также им были даны ряд новыхимпульсов в методике и дидактике преподавания отдельных дисциплин. Само собойразумеется, что традициооному преподаванию естественных наук — математики,физики, биологии, химии — уделяется также очень серьезное место. Преподаваниеестественно-научных дисциплин в вальдорфской школе, опирающееся на подход кестествознанию Гете, вызывает в последние годы особый интерес со стороныгосударственной системы образования ФРГ в связи с общим кризисом науки,проблемами гуманизации школы, а также экологическим воспитанием.
Вплоть до своейсмерти, последовавшей в марте 1925 года, Штайнер интенсивно участвует в жизнишколы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников.Насколько конкретно было это участие мы можем увидеть на следующих примерах. Водном классе был мальчик, вызывавший общее беспокойство. Штайнер посоветовалдать ему задание самому сшить себе новые бешмаки. В результате этой работытрудности, испытываемые подростком и учителями, были в существенном преодолены.По поводу другого ученика с отклонениями в поведении Штайнер посоветовалучителю задавать тому каждый день вопрос и спрашивать на другой день ответ._Удивительно, что тот факт, что его спрашивали каждый день подействовалоздоравливающе на всю душевную жизнь мальчика_ — вспоминает классный учитель — _у него появилась уверенность в себе, которая медленно начала возрастать_. — Каролина Хайдебрант, которая в своих воспоминаниях приводит множество подобныхпримеров, отмечает, что в первое время, когда речь заходила о трудных учениках,Штайнеру было достаточно просто сказать, где сидит ребенок и он тотчас знал, оком идет речь. Другая учительница, пожаловавшаяся Штайнеру на то, что ей труднокаждый день вспоминать перед сном всех учеников своего класса, то есть 30детей, вспоминает, как Штайнер возразил ей на это: _А как же я имею перед собойкаждый день всю школу? _. Штайнер на своем личном примере показал, что значитискусство воспитания на основе познания человека.
Вскоре работа школыпривлекает внимание педагогической общественности и Штайнера начинаютприглашать в разные города Германии, Швейцарии, Англии для выступления сдокладами об основанной им педагогике. Эти лекционные курсы былизастенографированы и составляют, вместе с семинарами для учителей штутгартскойшколы корпус из 15 томов собрания сочинений о педагогике и воспитании.
Штутгартская школа всвоем становлении пережила ряд кризисов. Первая государственная инспекция,состоявшаяся в 1923 году констатировала ряд недостатков в работе. Ознакомившисьс критикой, Штайнер признал ее справедливой. Весь 1924 год он, вместе с коллегией,посвятил совершенствованию педагогического процесса. Во многом эта работаосталась незавершенной. Осенью 1924 года Штайнер планирует провести специальныйсеминар, посвященный моральному воспитанию, а также углубить художественныйэлемент в преподавании отдельных предметов. Однако болезнь, а затемпоследовавшая через пол-года кончина, помешали ему осуществить эти планы.
Коллегия, воспринявшаясмерть Штайнера, как призыв к ответственности, постаралась усилить свою работув указанных направления. С удовлетворение можно констатировать, что это ейудалось. Отчетный документ государственной инспекции, проведенной осенью 1925года — то есть спустя пол-года после смерти Штайнера — советником школьногодепартамента Хартлибом, заканчивается словами: _Кто соприкоснется свальдорфской школой, тот с первого мгновения не может не поддаться впечатлению,что школу ведет своеобразная учительская коллегия. Образцовым кажется мневзаимосвязь коллег между собой; один в любви служит другому; каждый излучаетсилы, чтобы опять-таки принят силы от другого; от этой коллегии далеки мелочнаягрызня, зависть и ревность._
К концу нашегостолетия вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическоедвижение. Она вышла далеко за рамки собственно педагогических _учреждений_,сделавшись особой педагогической культурой. Это выражается, напрмер, в особойархитектуре школ, стиле отделки и оформления помещений детских садов и школьныхклассов, разработке специфической культуры празднования праздников годичногокруга с детьми в детских садах, школах и дома. При школах и детских садахсуществуют родительские клубы, есть фирмы, выпускающие _вальдорфскую игрушку_,особые восковые мелки, восковой пластелин, краски, музыкальные инструменты. Рядиздательств выпускаяет детсие книги с илюстрациями особого стиля — противовесантипедагогическим комиксам. Из вальдорфского движения вышло несколькознаменитых в Германии сказочников и толкователей сказок. Получилираспространение _сказочные клубы_, детские кукольные театры, детский цирк и другиеформы творческой деятельности, вальдорфские летние лагеря с работой на фермеили в лесу и т.д. Знаменитый детский писатель Михаэль Энде, бывший вальдорфскийученик — автор книг, ставших бесцеллерами детской немецкоязычной литературы — _Момо_ и _Бесконечной истории_ — в своих книгах воплощает живой _вальдорфскийдух_ и многое другое. Вальдорфские школы и инициативы становятся живымипедагогическими сообществами, _экологическими нишами_ детства.
Список литературы
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.redline-isp.ru/education/valdorfru.html