Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Русское женское образование в XVIII — начале ХХ вв.: приобретения и потери

В.В.Пономарёва, Л.Б.Хорошилова.
«Новая»европейская культура, утверждавшаяся в нашей стране с начала XVIII века,принесла с собой и новый тип современного человека. Во многом его олицетворялсам царь. Подвижный и открытый всему новому, Пётр Великий являлся образцом длямногих современников. Работая всю жизнь, он сознательно подавал пример своимподданным.
«Новая»культура ориентировалась на мужской образец, но она не могла укрепиться безнового образа женщины. Он появился очень нескоро. Почти три четверти века, одназа другой, российские императрицы были, в сущности, женщинами, занятыми своейособой и троном. Все они были личностями незаурядными, но ни одна не былапо-настоящему европейски образованной женщиной. Среда, взрастившая их, поощрялавкус лишь к внешнему блеску жизни — балам, пирам и нарядам. Ни одна из них таки не стала жизнеустроительницей.
Лишьчестолюбивая немка, воспитанная в протестантской среде, смогла явить нароссийской земле образец современной европейской женщины. Укрепившись нароссийском престоле в 1763 году, Екатерина Великая хорошо знала, что ейпредстоит. Она сознательно взваливала на свои плечи тяжесть, которая была поплечу лишь ей одной.
Средизадач, которые она ставила перед собой, было и воспитание подданных. Это былнепомерно тяжёлый, непрестанный и не всегда благодарный труд. Екатерина Великаяежеминутно контролировала своё собственное поведение: видела себя со стороны ихорошо сознавала, как будут оценены её слова и поступки в каждый момент.Императрица великолепно разбиралась в людях. Невысоко оценивая человеческуюнатуру в целом, она строила реальную политику, зная, что «других слуг унеё нет». Старалась строго придерживаться правильного распорядка дня,вникала во все дела. Её достоинства — трудолюбие, мудрость, такт — вызывалиглубочайшее уважение и любовь подданных, желание приблизиться к высокимстандартам.
А,между тем, женская среда традиционно была особенно консервативной. Считалосьнезыблемым, что место женщины — у домашнего очага, под покровительством отцаили мужа, и образование может лишь испортить её характер. «Прадед недопускал мысли о воспитании детей; в те времена чада должны были удерживаться вчёрном теле в доме родителей, и он за порок считал, чтоб русские дворянки, егодочери, учились иностранным языкам», — вспоминала Е.А.Сабанеева в концеXVIII века 1. Императрице следовало преодолеть вековую традицию. Конечно,долгие годы женского правления в России меняли в какой-то степени взгляд наместо женщины в обществе в целом. И всё же, перед императрицей лежала целина — справедливы были слова Екатерины Дашковой о том, что во всей Российской империиможно назвать лишь двух образованных женщин, читавших книги — её саму иЕкатерину Великую.
Одноголишь собственного примера было, разумеется, недостаточно, и Екатерина учредилаучебные заведения для девиц: прежде всего, Смольный институт с его дворянским имещанским отделениями. Здесь девушки получали систематическое образование: ихучили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике,географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству...
Именно«благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованнаяженщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежеговоздуха и света». Это были смолянки, которые «привносили внезнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живыеумственные интересы» 2.
ЕкатеринаВеликая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшеечеловека пространство 3. А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясьсам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытовогоповедения.
Итак,образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне — это особа,которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать своимысли и в разговоре, и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы иискусства, читает журналы — российские и зарубежные. Она занимаетсясамообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любуютему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальныхинструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму.Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Оналюбит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями.… Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этотобразец лишь некоторые поправки.
Всущности, на что именно был направлен такой объём образования, воспитания испособ подготовки человека? На развитие его собственной личности, когда человекможет проявить себя в разных областях жизни разумно, свободно и без неудобствадля окружающих, а, во-вторых, для того, чтобы уметь общаться с другими людьми.Именно этот аспект — цивилизованное общение с другими людьми — был особенноважен.
Способполучения образования и объём его определял отныне в немалой степени ивнутренний облик женщины, и её последующую жизнь в целом.
* * *
Послекончины Екатерины II её невестка, жена нового императора Павла Мария Фёдоровнаприняла на себя заботы о женском образовании.
ИмператрицаМария Фёдоровна была необыкновенной женщиной, и её роль в распространенииженского образования в России неоценима. Она посвятила всю свою жизнь, весь еёуклад работе в своем особом Ведомстве — ведомстве императрицы Марии. Она самавела обширную переписку, писала тексты уставов, планы и инструкции поустройству отдельных учреждений, следила буквально за всем: за подбором кадровначальства и преподавателей, за приготовлением пищи, качеством белья, порядкомприёма и выпуска воспитанниц, и — нередко — за их дальнейшей судьбой 4. АвторитетМарии Фёдоровны привлекал и пожертвования других членов царской семьи,дворянских и купеческих обществ, частные пожертвования.
Самвзгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем векатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, сдругой — новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но болеереалистичный подход к делу.
Императрица,помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом(1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Онапродумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошопредставляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку — выпускницуучебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининскогоучилища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала:«надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многиеиз них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошеговоспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода».
Главнейшейзадачей Мария Фёдоровна считала воспитание матери.
Именнотак: главной целью образования девочек провозглашалась необходимость воспитания«добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек» — вместоекатерининской книги «О должностях человека и гражданина» девочкамстали читать «Отеческие советы моей дочери». В это время вобщественном сознании утверждается представление о важности воспитания иобразования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности — мать.Ориентация на семью при получении образования в институте была основной темойвоспитания и таковой она сохранялась на всё время существования института.
«Институтка»- устойчивый литературный образ, который долгое время царил в жизни и настраницах книг. Основной тип образованной женщины 30 — 40 годов XIX века — эторачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто светская красавица.Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни становится то, чтоженщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь его собеседницей,соучастницей духовной жизни.
* * *
Крымскаявойна, как это нередко бывает в истории, разом высветила стоявшие перед странойпроблемы. В частности, общество осознало, как писали газеты, что вся сутьсовременных проблем заключается и в образовании матери. Мать сама должна быластать другой, чтобы готовить своего ребенка к новым условиям жизни, новымусловиям социализации, подготовить его к тому, чтобы оптимально вписаться в них6. Начиналась новая эпоха в женском образовании.
Женщинаначинает играть непривычные роли — и это означает гораздо больше, чем простоизменение статуса женщины в обществе: это означает изменение самого общества.Ведь не зря, к примеру, связывали образованность матерей и деятельность ихсыновей-декабристов. Итак, начало эмансипации женщин — это начало подлиннойэмансипации общества.
Ксередине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие снасущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девицпросто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословныйхарактер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергалиськритике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах.
Аведь женщины составляли более половины населения Российской империи. ЭпохаВеликих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин кнепосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом немогло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.
Жизньнастоятельно диктовала изменение привычного внутреннего и внешнего обликаженщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать.Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт,происходила промышленная революция — жизнь кардинально менялась на глазах.Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей дляактивного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежнийуклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иныенеудобства, с другой — нередко задевало интересы работавших мужчин илисоздавало для них известные неудобства.
Вовторой половине XIX в., как отмечают современные исследователи, «образделового человека становится притягательным и для женщин, борющихся за своиправа. Они стараются ни в чём не отставать от мужчин, несмотря на правовыеограничения, устремляются в сферу науки, образования, здравоохранения,искусства… В деловой женщине XIX в. нет и тени стяжательства, тем не менееона шокировала публику самим фактом участия в общественной жизни, а такжеиногда и экстравагантностью поведения» 7.
Ввоздухе витало ожидание перемен, предчувствие крушения устоявшегося, хорошоощущавшееся современниками. Показательны в этом отношении воспоминанияЕ.А.Андреевой-Бальмонт о своей матери: " Занимаясь в те годы, годы моегоотрочества, так пристально торговыми делами, мать в то же время уделяла неменьше внимания и нашему учению. Она требовала от нас именно теперь, когда мыподросли, особенно серьёзного отношения к занятиям. Когда она вручала намденьги в маленьком конвертике (50 рублей за 10 уроков для оплаты учителей), тоговорила нам всегда, что не жалеет денег на преподавателей, что нам, по всейвероятности, придётся всем зарабатывать на свою жизнь, и поэтому необходимоприобрести знания. Она была очень довольна, когда Маша, подготовленная дома,успешно сдала экзамены на домашнюю учительницу при Министерстве народногопросвещения и получила диплом, дававший ей право преподавать не только вначальных школах, но и в гимназиях" 8. А ведь речь идет о матери, давшейкаждой из своих дочерей приданое в 100 тыс. рублей. Сравним эту ситуацию сначалом XIX века, когда и мысли не было о профессии гувернантки дляобеспеченных выпускницах институтов. Ещё недавно русский дворянин заявлял:«Мои дочери не пойдут в гувернантки, они не бесприданницы; придёт время,повезу их в Москву, найдутся женихи для них» 9.
«Мысльо новом роде женских училищ как бы витала в воздухе», — писал современник 10.Инициатива в создании открытых и бессословных женских училищ, как известно,принадлежала Николаю Вышнеградскому, профессору педагогики Главногопедагогического института, инспектору Павловского института. Именно онразработал и осуществил проект открытых женских училищ «для приходящихдевиц».
Новаяшкола строилась на принципах всесословности и открытости для детей разныхвероисповеданий. Вводился семилетний курс обучения. Учебная программа былапрактически такой же, как и в мужских гимназиях (за исключением древнихязыков). Это был большой шаг вперед и, как это всегда бывает, нашлось немалопротивников нововведений. И всё же, гимназии стали открываться — открытые ивсесословные.
Всядеятельность женских учебных заведений уже традиционно освящалась авторитетомимператрицы — на этот раз жены Александра II Марии Александровны. Однако,женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частныесредства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы вомногом определяют судьбы женского образования.
Предметыпреподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным втрёхклассных прогимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русскаяистория и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женскихгимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основаниягеометрии, география, история, а также «главнейшие понятия по естественнойистории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйствеи гигиене», чистописание, рукоделие, гимнастика.
Девушки,награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми илисеребряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курсдополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто неудостоился медалей, получал «одобрительный аттестат» об окончанииполного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительномклассе, пользовались правами домашних учительниц.
Лучшиечастные гимназии имели такой же курс обучения, как и мужские. В 70-х годахсуществовало 23 частных гимназии, причём больше всего их было в Петербурге(семь), и среди них — аристократическое заведение княжны Оболенской, гдеучились дети высокопоставленных и богатых родителей. Впрочем, диплом обокончании женских гимназий давали только казённые учебные заведения, и именнотам ученицы частных должны были сдавать выпускные экзамены.
Вцелом, оценка, которую давали гимназиям современники — педагоги, публицисты,общественные деятели, сами выпускницы и их родители, — была высокой.Образование, которое получали гимназистки, было всесторонним, глубоким ипо-настоящему современным. Кроме того, важнейшей стороной работы здесь быловоспитание, нравственность. «Наше нравственное воспитание зиждилось нарелигиозном так сильно, что говорить о них раздельно не приходится», — вспоминала Вера Харузина 11. Так было повсюду — начиная с начальной школы,заканчивая институтом благородных девиц. День повсюду начинался с молитвы,расписание занятий соответствовало религиозным праздникам. Воспитание девушеквелось в соответствии с христианскими заповедями.
Выпускницыгимназий были европейски образованными людьми. Полученный багаж давал имвозможность прекрасно ориентироваться в современном мире, заниматься дальнейшимсамообразованием, следить за образованием своих детей. Знания, которые давалигимназии, были по-настоящему прочными — и в старости, уже бабушками, бывшиегимназистки помнили назубок выученное в юности. В отличие от институтов,которые ставили задачей подготовить воспитанниц именно к семейной жизни,гимназии давали более широкую и разностороннюю подготовку к жизни повседневной,учили опираться прежде всего на самих себя и свои знания. Образованнаясовременная женщина того времени — это выпускница гимназии.
* * *
Исами девушки, и их видение мира менялись, как менялось и время: они становилисьвсё более активными, больше размышляли об окружающем. Их мир давно неограничивался домом; рамки семьи сделались тесными для них. Но в борьбе за своёравноправие, за право учиться и работать, женщины, как уже говорилось, поневолезаходили много дальше, чем, пожалуй, хотели сами. Во-первых, само русскоеобщество второй половины XIX века было явно нездорово, его мировоззрениеискажалось ненормальностью государственного, экономического и социальногоразвития Во-вторых, стремление женщин к свободе встречало столь ожесточённоенеприятие и отпор большей части общества, что логика борьбы заставляла ихдействовать много резче и грубее, чем позволяло их воспитание и первоначальныеустановки. А ведь женщины лишь откликались на требования времени.
Делаяобзор гимназических журналов, издаваемых девушками-гимназистками, современницапишет: «Почти все произведения проникнуты каким-то пессимизмом, но затоотрадно отметить идейность, какою отличалось всё, написанное в журнале, видно,как они стремятся к „кипучей полезной деятельности“ 12. Эта самая»идейность" порой заводила девушек очень далеко.
Воткрасноречивое свидетельство той путаницы, которая царила порой в юных головах:«Мне всегда хотелось того, чего не было в окружающей жизни: чего-нибудьнеобычайного… я чувствовала очень глубоко, где-то внутри себя силы длясвершения подвига во имя какой-нибудь великой идеи. Но какая идея великая? Вдетстве, обожая государя Александра II, я мечтала отдать за него жизнь. Вюности я хотела участвовать в заговоре против государя Александра III» 13.А вот цитата из рассказа об убийстве императора с, так сказать,«зеркальным» смыслом: «Преобладающим, по-моему, вокруг меня былочувство ужаса. Преступление казалось святотатством. Так было, думаю, не тольков нашем доме… цареубийцы внушали мне ужас» 14.
Молоденькаядевушка вдруг узнавала, «что замужество для девушки вовсе не обязательно,что быть старой девой не смешно и не позорно. Позорно быть „самкой“ иограничиваться интересами кухни, детской и спальней. Я узнала.., что дляженщины теперь открывается много путей деятельности. Главное в жизни — учиться,приобретать знания, только это даёт самостоятельность и равноправие. Маргаритаприводила мне в пример математика Софью Ковалевскую, с которой она недавно познакомилась.,её друга химика Юлию Всеволодовну Лермонтову, математика и физика ЕлизаветуФёдоровну Литвинову, юриста Анну Михайловну Евреинову. Маргарита рассказываламне, как все они боролись, чтобы получить высшее женское образование, хотя всеони были привилегированного дворянского сословия, дочери богатых культурныхпомещиков. Анна Михайловна Евреинова бежала из родительского дома тайком и, таккак отец не дал ей паспорта, она перешла пешком границу по болотам в прюнелевыхтуфельках. Софье Ковалевской пришлось фиктивно выйти замуж, чтобы с мужемуехать учиться за границу. Свою сестру Анну Васильевну она выписала к себе заграницу якобы погостить, чтобы та могла писать, развивать свой литературныйталант, общаться с литераторами, чего ей нельзя было сделать у себя дома вПетербурге, так как отец её считал, что писательство не для молодой девушки изхорошей семьи, что знакомство с литераторами её компрометирует» 15.
Путь,предполагавший разрыв со своей семьёй, становился всё более приемлемым. Нокакой-нибудь десяток лет назад принятие подобного решения было почтиневозможным — выбор новых путей в жизни, отличных от традиционных, давалсяочень и очень нелегко. Для начала 60-х уход из семьи дворянской девушки былшагом настолько решительным, даже авантюрным, что решались на него лишьодиночки. Минуло десятилетие, и таким путём пошло немало девушек, не хотевшихповторять жизнь своих матерей.
Повоспоминаниям Т.Кузминской, ещё в 60- х гг. мать запрещала дочерям подаватьмужчинам руку при встрече — следовало делать реверанс, хотя рукопожатие вобществе начинало уже распространяться, велись речи о равенстве полов и т. п. Унеё с матерью состоялся такой диалог: «А я с удовольствием поступила бы вуниверситет». — " Зачем образование? Оно не нужно. Назначениеженщины — семья" 16.
Образованиетеперь осознавалось женщинами, прежде всего, как средство почувствовать себясвободной — и в бытовом, внешнем, и в духовном, внутреннем, смысле:«Воспитание для меня представляется значительным и дорогим, потому что оновелось в духе свободы. Свободу эту могла давать только самостоятельность, а еёнадо было развивать в себе» 17.
Однако,в целом женское образование коснулось лишь малого числа женщин. В большинствесвоём им оставалось жить в рамках патриархальной культуры, где женщина былахранительницей домашнего очага. Лишь индустриализация смогла разорватьтрадиционные рамки. В России тогда только начинал складываться тип«работающей девушки», столь распространённый в СоединённыхАмериканских Штатах в это же время. Женщины, за редким исключением, работалилишь в области образования, воспитания и медицины (согласно правительственномупостановлению 1871 г. они допускались также и в телеграфное ведомствосигналистками и телеграфистками и т. п.).
* * *
Борьбаза права накладывала на женщин свой отпечаток. Возникал мужеподобный типэмансипированной женщины — нездоровая атмосфера той эпохи особенно губительнабыла именно для женского характера. Виден зазор между воспитанием иобразованием — а ведь уже в XVIII веке хорошо понимали, что обучение жизненнымценностям и знаниям — неразрывное целое. Более того, культивировалось«воспитание наоборот»: девушки, близкие к революционным кругам,одевались и вели себя так, чтобы отличаться от других, не столь радикальных, нестоль «современных» барышень. Их «знаками» становилисьпледы, синие очки, папиросы в углу рта и короткие стрижки. Разумеется, облик,лишённый привычных признаков женственности, подвергался насмешкам окружающих.Газета «Весть» за 1864 года (№ 46) писала: «Большинствонигилисток лишены женской грации и не имеют нужды намеренно культивироватьдурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда нечистят ногти, часто носят очки, стригут и бреют волосы. Они читают почтиисключительно Фейербаха и Бюхнера, презирают искусство, обращаются к молодымлюдям на „ты“, не стесняются в выражениях, живут самостоятельно или вфаланстерах, и говорят более всего об эксплуатации труда, абсурдностиинституции семьи и брака и об анатомии». Подобные же рассуждения можно найтии у Н.Лескова, на что обращает внимание Р.Кирсанова: «Сидеть с вашимистрижеными, грязношеими барышнями и слушать их бесконечные сказки про белогобычка, да склонять от безделья слово „труд“, мне наскучило»(«На ножах») 18. Вот, напрмер, Анна Михайловна Евреинова — перваярусская женщина-юрист, в юности бежавшая из своей семьи за границу учиться. В80-е годы «это была старая некрасивая женщина, с нарочито резкимидвижениями, стриженая, не выпускавшая папиросы изо рта, выкрикивавшая, о чем быни говорили, устаревшие лозунги шестидесятых годов. По существу она былабезобидная старуха» 19.
СофьяКовалевская, первая русская женщина — профессор математики, славилась вмолодости редкостной красотой. Но очень скоро она бесследно утратила еёсознательно лишая женственности и свой облик, и поведение, и образ жизни. И вдень своего триумфа, когда её избрали членом-корреспондентом Академии наукРоссии (случай небывалый!) она ощутила острую горечь — особенно почувствоваласвоё одиночество, нереализованную женскую судьбу… Тема эта нередкоподнималась на страницах публицистических статей, повестей и романов:«Жила-была барышня… Да на свою беду прочитала она повесть одногописателя, который ей сказал: отбрось это счастье и ищи большего, красивого!.. Истало барышне скучно, и показалось ей, что ей суждена иная доля, лучшая… Нобарышня не знала, как ей подойти к этой лучшей доле. Она думала, что писатель,который разбудил в ней тоску по иной жизни, должен это знать… Ну, онанаписала ему трогательное письмо, где умоляла спасти ее от среды, от пошлости ит.д. и спрашивала „что делать?“ А писатель… определил ее наакушерские курсы!.. И всю молодость… была на побегушках у вашего общегоблага… Все куда-то надо было сходить, отправить, встретить… и стыдно былодумать о себе и стыдно было любить… и стыдно сказать, что любишь… Ажизнь-то и утекла, как песок, меж пальцев!» 20.
Канунреформ вызывал настоящий подъём движения в пользу женского образования. Другойстороной движения было стремление к женской эмансипации. Часто и то, и другоесливались воедино, хотя в жизни мы встречаем разные примеры женских судеб." В 50-е и 60-е годы обучение женщины приобрело социальную значимость.Расширение её умственных горизонтов для освобождения легло в основу тактикирусского феминизма и было распространённым занятием молодёжи того времени. Одиниз современников вспоминал, что в конце 50-х годов «вся интеллигенция былаохвачена эпидемией общего взаимного развития» 21. А литература тоговремени в избытке воссоздавала образы «передовых» женщин.
* * *
Кпоследней четверти XIX века среднее и среднее специальное образование дляженщин было уже рядовым фактом, и главный акцент был перенесён на борьбу завысшее образование. Вот характерное начало одной из статьей, вышедшей в 1885г.: «Сейчас оспаривают не необходимость образования для женщин, а толькоцель, систему и метод его» 22.
Женщинампоследней трети XIX века приходилось бороться теперь уже за высшее образование.Как и прежде, то была, прежде всего, частная инициатива. Так, усилиямиА.П.Философовой, М.В.Трубниковой и Н.В.Стасовой были учрежденыобщеобразовательные курсы — Владимирские, Аларчинские в Петербурге, Лубянские вМоскве. Позже подобные курсы были открыты в Киеве.
Можносказать, что общественное мнение уже с гораздо большим сочувствием откликалосьна требования женщин, стремившихся к получению высшего образования. Да и самиженщины были более подготовлены к нему к этому моменту. Открывались всё новые иновые высшие женские курсы: политехнические, агрономические, архитектурные,строительные, инженерные. В 1912 г. на высших женских курсах Российской империиобучалось уже 6500 человек.
И,тем не менее, высшее женское образование прокладывало себе путь с трудом:запреты и отмены запретов, ограничения, частичные разрешения и т. п. тормозилидело. Выпускницы высших курсов не обладали особыми правами. Так, только в 1897г. женщина-врач получила равные права с мужчинами на врачебную деятельность игосударственную службу (по-прежнему — кроме прав по чинопроизводству).В 1886 г.Министерство народного просвещения предписывало прекратить приём слушательницна все женские курсы, объясняя эту меру необходимостью «кардинальнорешать» вопрос о женском образовании. Когда в 1889 г. приём наПетербургские курсы был возобновлен, организация их была уже иной — во главекурсов ставился директор, назначаемый министерством. Из учебной программы былиисключены естественная история, гистология и физиология человека и животных.Оставалось лишь два отделения, а число слушательниц сокращалось до 400 человек.Всё это замедляло развитие женского образования, но не могло остановить его. В1900 г. вновь открылись курсы в Москве, в 1906 — в Казани.
* * *
Последняятреть XIX века — это новая эпоха в истории женщины в России. В очередной разсменился типаж современной, «передовой» женщины. Конечно, молодомусуществу вообще свойственно стремление к свободе, к утверждению своего прававыбора модели поведения, отказа от предопределённости. «Ах, этот аргумент:»как всё". Моя душа хотела с ним примириться, — вспоминала ВераХарузина — … свободна бесконечно была молодая моя мама, никого и никогда небоявшаяся в своём стремлении вперёд. Свободно тетя выбрала себе дорогу и шла поней, и свободу проповедывала Анна Мартыновна, внушая детям 6 — 7 летсамостоятельно искать путей совершенствования. Это было уже такое время,наверное!". Харузина рассказала в своих мемуарах о поддержкегувернанткой-немкой её тяги к свободе: «В этом стремлении освободиться отстеснений, которые налагало, особенно в то время, состояние женщины, я находиламолчаливое покровительство со стороны Анны Мартыновны. И она не признавала себясвязанной ни в стремлении искать просвещения, ни в своих поступках тем, что онаженщина и должна сохранять „женственность“. Она… старалась развитьво мне самостоятельность, независимость от помощи мужчины» 23.
Однаков 80 — 90-е годы представление о свободе для женщин было иным, нежели раньше.Женщины добились уже многого из того, к чему стремились и, может быть, поэтомуи их поведение, и их внешний облик не были такими вызывающими, как в 60- 70-егоды. Середине века была свойственна идеологизация женского образования,которая лишь постепенно уменьшалась. Если в 60-е годы сам внешний вид девушекбросал вызов окружающим (стриженые, небрежно одетые нигилистки), теперь ваудитории устремились девушки другого внешнего облика, других устремлений 24.
Всоответствии с новыми условиями изменился и состав учащихся. «Стать дажепросто вольнослушательницей далось мне не без труда, — вспоминалаЕ.Андреева-Бальмонт. — Мать переживала, но нигилизм отжил своё время, эти курсыпосещаются девушками из хороших семей, там учатся, а не занимаются, как раньше,политикой и пропагандой… Приходила я чуть ли не за час до начала лекций и слюбопытством рассматривала собирающихся студенток. Ни стриженых, ни курящих небыло. Такая же публика, как на публичных лекциях, на концертах. Одеты, как я,кто победнее, кто побогаче, но все в прическах. Некоторые сидели на лекциях вшляпах и перчатках. Были там и пожилые, и молодые. После лекций и в антрактах,между сменяющимися профессорами, я прислушивалась к разговорам. Самыеобыкновенные...» 25. Буквально теми же выражениями описывает своёвпечатление о курсах Герье Вера Харузина: «Слишком пугали многих родителейтого времени типы курсисток-нигилисток с остриженными короткими волосами, всиних очках и с пледом на плечах — полное отрицание женственности, по крайнеймере, внешне».
Нооблик курсисток был уже иным. Вот, например, курсистка Мария НиколаевнаМилашевич, «стройная, светски воспитанная, она пленяла изяществом и женственностью»,и трудилась сестрой милосердия в русско-турецкую войну 26. Девушки совершенноиначе оценивали героинь недавнего прошлого. Вот свидетельство молодой, умной,образованной девушки: «Впоследствии в моей юности я встретила у моихстарших сестёр всех этих умных и замечательных женщин (кроме С.Ковалевской,умершей в 1891 году). Все они были уже старые, некрасивые, стриженые, курили,одевались в какие-то серые балахоны. Я не хотела быть похожей на них» 27.Девушек уже не зачаровывала романтика общественной борьбы, нигилизм имужеподобие.
КонецXIX — начала ХХ веков — это «серебряный век», «декаданс».Второй уже раз наша культура в европейской её форме достигает вершин.Литература и изобразительное искусство, архитектура, театр, книгоиздательство,учебные заведения, частная самодеятельность — предлагают совершенные в своёмроде образцы, отлитые в привлекательные формы. И женщина того временисоответствует уровню — даже та женщина, которая стремиться эпатироватьокружающих (какой была, к примеру, Зинаида Гиппиус). Красота снова становитсялозунгом эпохи. Но женская красота того времени — «упадочная»,болезненная, утверждающая андрогенный, бисексуальный тип. И это тоже была — свобода.
* * *
Борьбаза свои права, за женскую эмансипацию заводила далеко — настолько, чтозабывалась цель, ради которой эта борьба велась. Между тем, и теперь мыпользуемся своими правами во многом благодаря этим героическим женщинам,приносившим в жертву столь многое.
Женскоеобразование — великое завоевание женщин XIX в. Именно образование даваложенщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, какзаявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка иобщественный деятель А.В. Тыркова: "… Внутренний рост женского«я» требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать своюженственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина" 28.
Список литературы
СабанееваЕ.А. Воспоминания о былом // История жизни благородной женщины. М., 1996. С.363.
МилюковП.Н. Очерки истории русской культуры. СПб., 1905. Т. II. С. 317.
См.:Кислягина Л.Г. Екатерина II в повседневном быту // Русская культура последнейтрети XVIII века — времени Екатерины II. Сб. ст. М., 1997.
См.:Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в Рос-сии. СПб., 1890.Т. 2. С. 13.
ЦГИАМ.Ф. 239. Оп. 1. Д. 1. С. 9.
См.:Бестужев-Лада И.В. Выступление на круглом столе «Фило-со-фия, культура иобразование» // Вопросы философии. 1999. № 3.
Очеркипо истории мировой культуры. М., 1997. С. 301.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. С. 165.
См.:Сабанеева Е. Воспоминания о былом. С. 363.
ЧумиковА. К вопросу об основании женских гимназий в России. 1856-1858 // Русскаястарина. 1888. № 4. С. 278.
ХарузинаВ.Н. Прошлое. С. 187.
СкворцоваС. Духовная жизнь гимназисток по литературным жур-налам, издававшимсягимназистками // Вестник воспитания. 1986. № 6. С. 124.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. М., 1996. С. 171.
ХарузинаВ. Прошлое. С. 421-422.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. М., 1996. С. 173.
КузминскаяТ.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., 1986. С. 92-93.
ХарузинаВ. Прошлое. С. 52.
Цит.по: Кирсанова Р. Синий чулок // Родина, 1998. № 1. С. 64.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. С. 189.
Цит.по: Могильнер М. Мифология «подпольного человека». М., 1999. С. 200.
ПаперноИ. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М.,1996. С. 84.
ТарасовИ.Т. Об образовании женщин // Временник Демидов-ского юридического лицея. М.,1885. Кн. 36. С. 29.
ХарузинаВ. Прошлое. С. 51.Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. С. 229.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. С. 229.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. С. 229-230.
ХарузинаВ. Прошлое. С. 399.
Андреева-БальмонтЕ.А. Воспоминания. С. 174.
ТырковаА.В. Изменение женской психологии за последние сто лет. Речь на I Всероссийскомсъезде по образованию женщин // Труды Всероссийского съезда по образованиюженщин, организо-ванного «Российской лигой равноправия женщин». Т. 1.СПб., 1914. С. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация коллективных средств защиты и правила поведения людей в убежищах
Реферат Парниковый эффект и глобальное потепление климата
Реферат Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе
Реферат Шляхи підвищення педагогічних знань батьків
Реферат «Межнациональное единство вместе мы сила!»
Реферат Малайская Федерация
Реферат Полацкая зямля ў Х-ХІ ст.
Реферат Концепция жизненного цикла товара и конкурентные стратегии фирмы
Реферат Производство чугуна. Материалы для плавки и процессы в доменной печи
Реферат Механические цеха
Реферат Race Relations In America Essay Research Paper
Реферат Анализ и разработка системы автоматизации документооборота для предприятия ООО Элси-Медиа
Реферат Consecutio tempOrum (правило последовательности времен) \латинский\
Реферат Получение диметилового эфира дегидратацией метанола на АlPO4 +SiO2 катализаторах
Реферат Метрология расчет типовых соединений