Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Роль и место курса "обеспечение безопасности жизнедеятельности"

Роль и место курса «обеспечениебезопасности жизнедеятельности»
В1997 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление «ОКонцепции реформирования системы начального профессионального образования»(№ 908 от 21 июля 1997 г.), что потребовало выработки нового подхода креализации учебно-воспитательного процесса в учреждениях начальногопрофессионального образования (УНПО). В этой связи возникла необходимостьразработки единой образовательной программы (ЕОП) общего среднего (полного) иначального профессионального образования.
Влаборатории интегрированных программ Института развития профессиональногообразования при Министерстве образования России (ИРПО) по заданию Министерстваобщего и профессионального образования Российской Федерации были разработаныцелевые и структурные компоненты ЕОП, которые являются стратегическимнаправлением дальнейшего развития образовательной системы начального профессиональногообразования (НПО).
ВЕОП предложен ряд изменений в структуре модели учебного плана УНПО. Если в нынедействующем плане содержатся две составные части (общеобразовательная ипрофессиональная подготовка), то по структуре ЕОП в модели имеется 3 части:
1.Образовательная подготовка, которая реализуется на предметной основе(литература, история, математика, химия, ОБЖ и др.).
2.Профессиональная подготовка, которая осуществляется также через отдельныепредметы (черчение, материаловедение, спецтехнология, охрана труда и т.д.).
3.Личностная (общекультурная) подготовка, реализуемая через предметыобщеобразовательной и профессиональной подготовки и через специальные предметытипа «Учись учиться», «Умей властвовать своими мыслями ичувствами» и др.
Всетри части модели учебного плана УНПО реализуются через составляющие ЕОП-гуманитарную, естественнонаучную, профессиональную, экологическую,валеологическую (физическое воспитание и обеспечение безопасностижизнедеятельности), т.е. изучение ОБЖ выделено в отдельную составляющуюучебно-воспитательного процесса в УНПО. Это показывает, какое значениепридается изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированиюправильного отношения каждой конкретной личности к своему здоровью, квзаимоотношению человека и среды его обитания, включая природную, техногенную исоциальную среды.
Важноотметить, что все составляющие ЕОП тесно взаимосвязаны. Так, без знания основнаук, образующих естественнонаучную составляющую (химия, физика, математика,биология), невозможно правильно понять место человека в природе, что в своюочередь не позволяет ему ориентироваться в среде обитания и обеспечивать (повозможности) свою жизненную безопасность.
Валеологическаясоставляющая реализуется и локально — через специальные предметы (физическаякультура и ОБЖ), и диффузно — через предметы естественнонаучного ипрофессионального циклов (среди них важнейшее значение имеют охрана труда,химия, спецтехнология, биология, основы экологии и природоохраннойдеятельности).
Модельучебного плана, как элемент Госстандарта профессионального образования,предполагает в составе федерального компонента наличие отдельного предмета — ОБЖ, на который отводится 140 часов учебного времени (105 часов являютсяобязательными для всех обучаемых, независимо от пола, и 35 часов — факультативные занятия; при этом в данном учебном заведении наличие такогофакультатива является обязательным, т.е. должна быть хотя бы одна группаучащихся, охваченных этим факультативом).
ПредметОБЖ и вся система знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельностибазируются на дидактическом принципе максимального обеспечения безопасностижизнедеятельности с целью создания условий для сохранения здоровья иполноценной профессиональной подготовки учащихся и призваны решать следующиезадачи:
— формирование у обучаемых знаний-умений и знаний-навыков по защите жизни издоровья в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
— формирование активной жизненной позиции в отношении здорового образа жизни иответственного отношения к своему здоровью;
— подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
— реализация через курс ОБЖ некоторых задач экологического образования ивоспитания;
— формирование важнейших психофизиологических качеств личности, способствующихповышению уровня профессиональной подготовки у обучаемых в УНПО черезреализацию валеологической составляющей ЕОП.
Единаяобразовательная программа построена на блочно-модульной основе. Каждый предмет,в том числе и ОБЖ, представляет собой блок, состоящий из более мелкихдидактических единиц — модулей. Предмет ОБЖ образован из четырех подблоков,каждый из которых состоит из определенных модулей. Структура предмета отраженав программе и в статье, посвященной планированию (см. журнал ОБЖ, №7 за 1997 г.и №2 за 1998 г.).
Новымпо сравнению с прошлыми (начиная с 1994 года, когда была опубликована программакурса ОБЖ для профессиональных образовательных учреждений) являются обновленныецели изучения тем (модулей): помимо общепедагогических и специальных целейвводится также необходимость формирования через изучение конкретных знанийпсихологических качеств: воли, мышления, памяти, умения достичь поставленнойперед собой цели и т.д.
Подобныйподход к получению знаний, способствующих повышению уровня безопасности жизниконкретного человека и общества, улучшит эффективное обучение, активизируетучебно-воспитательный процесс в УНПО, будет способствовать улучшениюпрофессиональной подготовки выпускников и их большей конкурентной способностина рынке труда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ovsem.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.